башмак гусеницы что это
Виды башмаков гусениц
Башмак- это одна из составных частей гусеницы трактора. Башмаки гусениц представляют собой литые или штампованные звенья из износостойкой стали, имеющие на наружной поверхности грунтозацепы, на внутренней поверхности — направляющие гребни, а также отверстия (цевки), в которые входят зубья ведущих колес, и ушки, в которые входят соединительные пальцы, шарнирно соединяющие траки между собой. По конструктивному выполнению звеньев гусеницы бывают составные и цельнолитые.
В настоящее время, известно несколько десятков типов башмаков гусениц. Конструкция и материал башмака гусеницы определяются типом трактора и условиями, в которых техника будет эксплуатироваться. На выбор типа башмака гусениц влияет все от погодных условий до вида грунта. К примеру, в болотах эксплуатируются более широкие болотоходные башмаки гусениц.
Башмаки для гусениц из стальных профилей
В России существует специальный ГОСТ 5422-73, где описываются номера, наименования и химический состав профилей, из которых изготавливаются башмаки для гусениц тракторов. В России официально утверждены 8 чертежей башмачных профилей. Каждый профиль имеет свои конструктивные особенности и химический состав.
Башмак представляет собой стальную сложную конструкцию, выполненную методом проката полосы. Башмаки из стальных профилей крепятся к звеньям гусениц болтами и гайками. Башмаки одного типа профиля могут различаться между собой шириной (или длиной) и геометрическими координатами отверстий для болтов.
Отличительной особенностью башмаков из стальных профилей является то, что у них имеется грунтозацеп. Качество башмаков гусеницы трактора определяется ребром жесткости, то есть, показателями прочности и скосами. Чаще всего, у башмаков для гусениц из стальных профилей в центре имеется отверстие, чтобы деталь не «забивалась» мусором и грунтом. Для увеличения износастойкости и срока эксплуатации грунтозацеп закаливают на специальном оборудовании.
Виды башмаков гусениц из стальных профилей
1)У гусениц для тракторов бывает от 1 до 3 грунтозацепов на башмаках. Также есть типы башмаков, где грунтозацепы плоские, такая модель используется для работы на дорогах с твердым покрытием.
2)Различают башмаки для серийных тракторов, болотоходных модификаций, асфальтоукладчиков и трубоукладчиков. Основное отличие состоит в ширине башмака гусеницы.
Башмаки для гусениц из стальных профилей являются одними из наиболее популярных видов траков. Башмаки из стальных профилей применяются в гусеницах для тракторов Т-130, Т-170, ЧЕТРА, Shantui, Komatsu и многих других. Чаще всего, башмаки из стальных профилей можно увидеть на тракторах 10 класса и выше.
Для ремонта и обслуживания гусениц с башмаками из стальных профилей необходимо специальное оборудование: стол и грузозахватные приспособления, а также пресс, инструмент для сборки-разборки. Таким образом, сборка, разборка таких гусениц для тракторов производится в ремонтных мастерских или в производственных цехах.
Траки (звенья) гусениц из стальных отливок
На сельскохозяйственных и трелевочных тракторах устанавливаются гусеничные цепи, состоящие из звеньев, шарнирно соединенных между собой пальцами. Пальцы вставляются в отверстия проушин звеньев и удерживаются от выпадания с внешней стороны пальцами и шплинтами. Звено представляет собой стальную отливку сложной конфигурации, имеющую несколько проушин для зацепления с зубьями ведущего колеса и перекатывания опорных катков, а также шпоры для сцепления почвой.
Гусеницы, выполненные из подобных траков, легко ремонтируются в полевых условиях. Для ремонта и обслуживания гусениц с траками из стальных отливок не требуются специальных ремонтных мастерских, все можно «сделать на коленке».
Но стоит отметить, что в последние годы в России появилось много разработок башмаков гусениц для тракторов класса 10 и выше, выполненные из стальных отливок. Отметим цельнолитые гусеницы для тракторов Т-170 от челябинского завода, скальные литые башмаки Т-170 и литые башмаки арочной конструкции с почвозацепом от Техтрона.
Башмаки для резиновых гусениц
Резиновые гусеницы могут быть выполнены из резиновых (полиуретановых) башмаков, исключающих соприкосновение металлических звеньев о дорожное покрытие, а также цельнолитые резиновые гусеницы.
Стоит отметить, что на гусеницы из стальных профилей могут быть установлены резиновые накладки для работы на твердых дорожных покрытиях.
Резиновые гусеницы применяются на мини-экскаваторах, мини-погрузчиках, самосвалах и вездеходах. Башмаки гусениц с резиновыми накладками «ставят» на тракторах классом 10 и выше.
Ремонт резиновых гусениц можно производить только в специально оборудованных мастерских или цехах. При обслуживании и ремонте резиновой гусеницы важно строго соблюдать рекомендации изготовителей техники.
Дата публикации: 22.06.2015
Дата последнего обновления: 10.09.2021
Автор: Administrator
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (Ч. 6)
Техническое обслуживание и ремонт ходового механизма
(По материалам компании Passini Group, Канада)
Подбор и типы башмаков
От того, насколько правильно подобраны башмаки в зависимости от характеристик опорной поверхности и вида выполняемых машиной работ, зависит качество работы ходового механизма. Например, при использовании башмаков более широких, чем необходимо, может до 50% уменьшиться ресурс по износу других деталей по сравнению с вариантом, когда башмаки на той же машине подобраны правильно. Несомненно, опыт оператора и механика имеет очень большое значение при выборе оптимального сочетания всех факторов.
Рекомендуется руководствоваться следующими критериями при выборе башмаков, чтобы добиться оптимальной производительности машины, не создавая в то же время излишних нагрузок на детали ходового механизма.
Башмаки выбирают главным образом в зависимости от условий и вида работы машины.
Башмак с одним грунтозацепом.
Когда необходимо высокое тяговое усилие (при рыхлении) или при срезании грунта бульдозерным отвалом.
Самое лучшее внедрение в грунт и высочайшее тяговое усилие.
Увеличивает нагрузки на другие детали ходового механизма.
Башмаки с одним грунтозацепом для особо тяжелых условий работы (англ. аббревиатура ESS) следует использовать, если машина работает на скалистом, тяжелом грунте.
Башмак с тремя грунтозацепами.
Высокомобильные машины, машины с низким удельным давлением на грунт: экскаваторы, машины для укладки дорожного полотна и т. п.
Усилие внедрения в грунт распределяется по трем грунтозацепам, это обеспечивает отличную маневренность машины. Снижаются нагрузки на другие детали ходового механизма, а значит, увеличивается ресурс по износу.
Невысокое тяговое усилие из-за неглубокого проникновения грунтозацепов в грунт.
Башмак с двумя грунтозацепами.
Это нечто среднее между башмаками с одним и тремя грутозацепами.
Погрузчики, у которых тяговое усилие и маневренность одинаково важны для производительности. Тяжелые экскаваторы с ковшом «прямая лопата», на которых башмаки с тремя грунтозацепами не применяют.
Поскольку конструкция башмака представляет собой нечто среднее между башмаками с одним и тремя грунтозацепами, его преимущества и недостатки также занимают промежуточное положение между характеристиками упомянутых типов башмаков.
Башмак с разгрузочным отверстием (с двумя или тремя грунтозацепами).
Башмаки такого типа рекомендуются для применения на грунтах с высокой склонностью к налипанию или на снегу.
Благодаря разгрузочным отверстиям башмак обладает свойством самоочищения, но только если грунт имеет достаточную пластичность для выдавливания.
Если грунт не обладает пластичностью, достаточной для выдавливания, например, содержит камни, в разгрузочных отверстиях могут застревать осколки камней, оказывающие абразивное действие на детали ходового механизма.
Как подобрать башмаки по ширине.
Башмаки подбирают такой ширины, чтобы они обеспечивали достаточную опорную проходимость и тяговое усилие, но в то же время не создавали чрезмерных скручивающих нагрузок, действующих на другие детали ходового механизма. Опорная проходимость и тяговое усилие зависят от давления, действующего через башмаки на грунт. Оно называется «удельным давлением на грунт». В табл. 1, 2 и ниже в тексте приведены подробные указания по выбору оптимальной ширины башмаков в зависимости от характеристик конкретной опорной поверхности, на которой работает гусеничный бульдозер или экскаватор.
Класс | Опорная поверхность |
---|---|
1 | Дерн, верхний почвенный слой |
2 | Слабые, насыщенные влагой грунты, например, грязь, ил, болотистая почва |
3 | Мягкие, легко копающиеся грунты. Крупный песок и гравий размером до 60 мм, слегка связанные глинистыми или суглинистыми грунтами |
4 | Среднетяжелые грунты, подобные классу 3, но с включениями крупнее 60 мм, например, осколки скал, щебень |
5 | Среднелипкие грунты со значительной склонностью к налипанию, с естественным содержанием влаги. Суглинистый песок, слегка глинистый песок, лёсс, суглинистый скалистый грунт |
6 | Тяжелый грунт. Вязкий и с высокой прилипаемостью в не насыщенном влагой состоянии. Грунт, подобный классам 4 и 5 с твердыми включениями размером до 200 мм. Простой лопатой не копается |
7 | Легкий скальный грунт. Грунт не уплотнен, дезынтегрирован и легко разламывается, включает камни размером более 200 мм. Такие грунты могут разрабатываться открытым способом |
8 | Тяжелый скальный грунт. Твердые, уплотненные грунты, которые разрабатывают с применением взрывных работ. Каменные осыпи, отвалы камнедробильных установок |
Класс грунта опорной поверхности | Рекомендуемое удельное давление на грунт, кгс/мм2 |
---|---|
1–2 | 0,1…0,3 |
3–4 | 0,3…0,5 |
5–6 | 0,5…0,8 |
7 | 0,8…1,0 |
8 | 1,0…2,0 |
1. Определить класс опорной поверхности (табл. 1).
2. Проверить, соответствует ли удельное давление гусениц на грунт isp рекомендованному для данных характеристик опорной поверхности (табл. 2).
3. Проверить также следующие характеристики конструкции ходового механизма (рис. 5):
Р – масса машины, кг;
В – расстояние между осями ведущего и направляющего колес, мм;
h – высота гусеничного обвода, мм.
4. Подсчитать по приведенной ниже формуле оптимальную (теоретически) ширину башмаков Li, мм:
5. Выбрать из представленных в каталоге запчастей машины эффективный размер башмака La, самый близкий к полученной расчетным путем оптимальной ширине Li.
6. Теперь следует по приведенной ниже формуле проверить, соответствует ли рекомендованному в пункте 2 диапазону реальное удельное давление на грунт (asp) подобранных в пункте 5 башмаков:
7. Если разница между оптимальным isp и реальным asp значениями удельного давления на грунт окажется значительной, рекомендуется повторно рассчитать ширину башмаков, выбрав другое значение оптимального удельного давления на грунт.
Примечание. Следите, чтобы все величины, используемые при расчетах, были выражены в единицах системы СИ.
Установка башмаков гусеничных звеньев
Значение правильного порядка установки башмаков на звенья гусеничной цепи часто недооценивают. Неправильно выполненное техобслуживание может стать причиной увеличения отверстий под болты, а в худшем случае – повреждения звеньев.
Настоятельно рекомендуется при установке башмаков обязательно использовать новые крепежные детали. Использованные ранее болты могут быть удлинены вследствие пластических деформаций. Рекомендуется выполнять установку башмаков в следующем порядке:
1. Очистить поверхность башмака, сопряженную со звеном, от грязи и инородных материалов, которые могут воспрепятствовать плотному прилеганию башмака к поверхности звена: краску, грунтовку, ржавчину и т. д. (с помощью щетки или тонкой наждачной бумаги).
2. Так же очистить сопряженную поверхность на гусеничном звене.
3. Башмак располагается передним концом (А) к выступу на звене.
4. Смазать резьбу и поверхности под головками болтов тонким слоем масла (предпочтительно) или консистентной смазки.
5. Вставить болт в отверстие и наживить на него гайку на несколько ниток резьбы. Убедиться, что гайка обращена плоской стороной к сопряженной поверхности гусеничного звена, или, другими словами, ориентирована округлой стороной от звена к его направляющим.
6. Затянуть все болты, не прилагая усилий.
7. Выбрать способ затяжки (см. ниже раздел «Способы затяжки болтов») и выяснить, каким моментом следует затягивать болты (табл. 3).
8. Затянуть болты в последовательности, показанной на рисунке (Х-образно), применяя выбранный способ затяжки.
Размер болта, мм | ISO класс 12.9 | ISO класс 13.9 | ||
---|---|---|---|---|
Номинальный момент затяжки, Н.м | Момент преднатяга, Н.м, + угол 120° затяжки | Номинальный момент затяжки Н.м | Момент преднатяга, Н.м, + угол 120° затяжки | |
Болты с метрической резьбой (ISO) | ||||
М10х1 | 83±4 | 35±10 | 93±5 | 40±10 |
М12х1 | 145±7 | 60±10 | 170±10 | 65±10 |
М14х1,25 | 230±10 | 96±20 | 280±15 | 105±20 |
М14х1,5 | 225±10 | 96±20 | 271±15 | 105±20 |
М16х1,5 | 355±18 | 148±30 | 420±20 | 160±30 |
М18х1,5 | 485±25 | 202±40 | 615±30 | 220±40 |
М19х1,5 | 588±30 | 245±50 | 713±35 | 265±50 |
М20х1,5 | 690±35 | 288±60 | 810±40 | 310±60 |
М22х1,5 | 930±45 | 340±70 | 1100±55 | 370±70 |
М24х1,5 | 1200±60 | 500±80 | 1380±65 | 540±80 |
М27х1,5 | 1800±90 | 750±70 | 2000±100 | 815±90 |
М30х2 | 2400±110 | 1000±100 | 2800±140 | 1080±100 |
М33х2 | 2950±140 | 1229±110 | 3700±170 | 1350±110 |
Болты с дюймовой резьбой (стандарт ANSI B1.1) | ||||
7 /16-20 UNF | 114±6 | 48±10 | 132±7 | 55±10 |
1 /2-20 UNF | 180±10 | 75±15 | 220±10 | 85±20 |
9 /16-18 UNF | 240±10 | 90±20 | 270±15 | 100±25 |
5 /8-18 UNF | 350±15 | 170±40 | 391±20 | 185±40 |
3 /4-16 UNF | 590±30 | 300±50 | 710±35 | 330±55 |
7 /8-14 UNF | 935±45 | 340±70 | 1150±60 | 370±80 |
1-14 UNF | 1500±70 | 550±70 | 1695±80 | 600±90 |
1 1 /8-12 UNF | 2100±100 | 870±80 | 2415±120 | 950±100 |
1 1 /4-12 UNF | 2675±130 | 1110±100 | 3260±150 | 1200±110 |
1 3 /8-12 UNF | 3200±150 | 1350±100 | 3846±180 | 1470±110 |
Примечание. Не следует превышать установленный момент затяжки.
Проверить момент затяжки. Затяжку болтов следует проверить через 50 моточасов работы машины. В дальнейшем проверку затяжки болтов следует проверять регулярно с периодичностью, которую устанавливает сам владелец или оператор машины в соответствии со своим опытом или по рекомендации изготовителя машины. Ослабленные болты следует подтягивать установленным моментом затяжки.
Порядок установки башмака на составное соединительное звено гусеничной цепи:
Примечание. Иногда момент затяжки болтов крепления башмака на соединительном звене отличается от момента затяжки болтов на прочих звеньях (см. табл. 4 в разделе «Моменты затяжки болтов крепления башмаков составного соединительного звена»).
Способы затяжки болтов.
Применяют два способа затяжки болтов: определенным моментом или затяжка на определенный угол. Величины затяжки для обоих способов указаны для болтов классов ISO 12.9 и ISO 13.9 (табл. 3).
Затянуть детали крепления с моментом и в порядке, указанными выше. Затяжка выполняется динамометрическим ключом при равномерном вращении. Не следует резко прикладывать усилие к ключу, поскольку крутящий момент в этом случае будет возрастать слишком резко. Как только момент достигнет номинальной величины, затяжку следует прекратить.
При таком способе затяжки исключается влияние силы трения, поэтому он точнее первого способа. Болты затягивают в Х-образной последовательности с моментом преднатяга, указанным в табл. 3. Затем болты подтягивают на одну треть окружности (120°), что гарантирует надежную затяжку. При таком способе затяжки создается усилие, под действием которого болты достигают предела текучести и растягиваются на определенную величину, т. е. достигается максимально возможное усилие затяжки.
Примечание. Какой бы способ затяжки ни применялся, превышение указанной величины затяжки приведет к превышению предела текучести, длина болтов увеличится на нежелательную величину, что может привести к их разрушению.
Моменты затяжки болтов крепления башмаков составного соединительного звена.
Все составные звенья на первый взгляд могут выглядеть одинаковыми, но они различаются усилием соединения и нагрузками на болт.
Поскольку при затяжке болта способом «на определенный угол» требуется прилагать различные моменты преднатяга в зависимости от типа соединительного звена, совершенно невозможно перечислить в данном документе все значения моментов преднатяга для всех возможных комбинаций болтов и составных звеньев. По этой причине в табл. 4 представлены лишь значения затяжки болтов способом «с определенным моментом».
Виды башмаков (траков) гусеницы
Время прочтения: 2 минуты
Отправим статью «Виды башмаков (траков) гусеницы» вам на E-mail
Башмаки (траки) являются составной частью гусеничной цепи спецтехники. Основной их задачей является снижение давления машины на опорную поверхность, что приводит к лучшей проходимости на слабых грунтах. В зависимости от размера машины, размеры башмаков обычно варьируются от 400 мм до 900 мм, но существуют и сверх широкие траки, размеры которых достигают 1200 мм. Чем шире гусеница техники, тем она устойчивее на сыпучих грунтах.
Изготавливаются башмаки в основном из стальных профилей, стальных отливок и полиуретана. Материал определяется видом техники, грунта и теми условиями, в которых она эксплуатируется.
Башмаки из стальных отливок сложной конструкции имеют специальные отверстия (цевки) и ушки, в которые входят зубья колес и соединительные пальцы. Такие звенья шарнирно соединены между собой. У этих траков есть шпоры, обеспечивающие более надежное сцепление с почвой.
Башмаки также могут быть полиуретановыми (в народе их называют резиновыми). Они не допускают касания стальных звеньев о грунт во время работ. Резиновые траки устанавливаются в основном на мини технику (экскаваторы и погрузчики), а также на вездеходы и самосвалы.
Совет Ридком: Ремонт резиновых башмак ов настоятельно рекомендуем осуществлять в мастерских со специальным оборудованием и со строгим соблюдением рекомендаций производителя.
Неправильный выбор типа трака в большинстве случаев приводит к снижению производительности специальной машины, что влияет на эффективность проводимых работ, а также повреждению деталей и уменьшению их срока службы. Поэтому необходимо иметь надежного поставщика запчастей к любой спецтехники, который окажет помощь по их подбору и оперативно доставит в срок.
Виды башмаков гусениц
Башмак- это одна из составных частей гусеницы трактора. Башмаки гусениц представляют собой литые или штампованные звенья из износостойкой стали, имеющие на наружной поверхности грунтозацепы, на внутренней поверхности — направляющие гребни, а также отверстия (цевки), в которые входят зубья ведущих колес, и ушки, в которые входят соединительные пальцы, шарнирно соединяющие траки между собой. По конструктивному выполнению звеньев гусеницы бывают составные и цельнолитые.
В настоящее время, известно несколько десятков типов башмаков гусениц. Конструкция и материал башмака гусеницы определяются типом трактора и условиями, в которых техника будет эксплуатироваться. На выбор типа башмака гусениц влияет все от погодных условий до вида грунта. К примеру, в болотах эксплуатируются более широкие болотоходные башмаки гусениц.
Башмаки для гусениц из стальных профилей
В России существует специальный ГОСТ 5422-73, где описываются номера, наименования и химический состав профилей, из которых изготавливаются башмаки для гусениц тракторов. В России официально утверждены 8 чертежей башмачных профилей. Каждый профиль имеет свои конструктивные особенности и химический состав.
Башмак представляет собой стальную сложную конструкцию, выполненную методом проката полосы. Башмаки из стальных профилей крепятся к звеньям гусениц болтами и гайками. Башмаки одного типа профиля могут различаться между собой шириной (или длиной) и геометрическими координатами отверстий для болтов.
Отличительной особенностью башмаков из стальных профилей является то, что у них имеется грунтозацеп. Качество башмаков гусеницы трактора определяется ребром жесткости, то есть, показателями прочности и скосами. Чаще всего, у башмаков для гусениц из стальных профилей в центре имеется отверстие, чтобы деталь не «забивалась» мусором и грунтом. Для увеличения износастойкости и срока эксплуатации грунтозацеп закаливают на специальном оборудовании.
Виды башмаков гусениц из стальных профилей
1)У гусениц для тракторов бывает от 1 до 3 грунтозацепов на башмаках. Также есть типы башмаков, где грунтозацепы плоские, такая модель используется для работы на дорогах с твердым покрытием.
2)Различают башмаки для серийных тракторов, болотоходных модификаций, асфальтоукладчиков и трубоукладчиков. Основное отличие состоит в ширине башмака гусеницы.
Башмаки для гусениц из стальных профилей являются одними из наиболее популярных видов траков. Башмаки из стальных профилей применяются в гусеницах для тракторов Т-130, Т-170, ЧЕТРА, Shantui, Komatsu и многих других. Чаще всего, башмаки из стальных профилей можно увидеть на тракторах 10 класса и выше.
Для ремонта и обслуживания гусениц с башмаками из стальных профилей необходимо специальное оборудование: стол и грузозахватные приспособления, а также пресс, инструмент для сборки-разборки. Таким образом, сборка, разборка таких гусениц для тракторов производится в ремонтных мастерских или в производственных цехах.
Траки (звенья) гусениц из стальных отливок
На сельскохозяйственных и трелевочных тракторах устанавливаются гусеничные цепи, состоящие из звеньев, шарнирно соединенных между собой пальцами. Пальцы вставляются в отверстия проушин звеньев и удерживаются от выпадания с внешней стороны пальцами и шплинтами. Звено представляет собой стальную отливку сложной конфигурации, имеющую несколько проушин для зацепления с зубьями ведущего колеса и перекатывания опорных катков, а также шпоры для сцепления почвой.
Гусеницы, выполненные из подобных траков, легко ремонтируются в полевых условиях. Для ремонта и обслуживания гусениц с траками из стальных отливок не требуются специальных ремонтных мастерских, все можно «сделать на коленке».
Но стоит отметить, что в последние годы в России появилось много разработок башмаков гусениц для тракторов класса 10 и выше, выполненные из стальных отливок. Отметим цельнолитые гусеницы для тракторов Т-170 от челябинского завода, скальные литые башмаки Т-170 и литые башмаки арочной конструкции с почвозацепом от Техтрона.
Башмаки для резиновых гусениц
Резиновые гусеницы могут быть выполнены из резиновых (полиуретановых) башмаков, исключающих соприкосновение металлических звеньев о дорожное покрытие, а также цельнолитые резиновые гусеницы.
Стоит отметить, что на гусеницы из стальных профилей могут быть установлены резиновые накладки для работы на твердых дорожных покрытиях.
Резиновые гусеницы применяются на мини-экскаваторах, мини-погрузчиках, самосвалах и вездеходах. Башмаки гусениц с резиновыми накладками «ставят» на тракторах классом 10 и выше.
Ремонт резиновых гусениц можно производить только в специально оборудованных мастерских или цехах. При обслуживании и ремонте резиновой гусеницы важно строго соблюдать рекомендации изготовителей техники.