байдарка что это такое
Значение слова «байдарка»
1. Уменьш. к байдара; небольшая байдара.
2. Легкая спортивная лодка без уключин, с закрытым носом и кормой, управляемая двухлопастным веслом.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Современная байдарка представляет собой аналог старинной конструкции с использованием новых материалов и технологий.
БАЙДА’РКА, и, ж. Узкая и легкая спортивная лодка (обычно одноместная, с одним двухлопастным веслом).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
байда́рка
1. лёгкая узкая спортивная лодка с закрытыми носом и кормой, без уключин, приводимая в движение двухлопастным веслом ◆ Добравшись до лодочной станции, вытащили из ангаров байдарки, и пошло катание по озеру! Н. Н. Никулин, «Воспоминания о войне», 1975 г. (цитата из НКРЯ) ◆ В начале лета 1985 года мы вчетвером с друзьями на двух байдарках сплавлялись по реке Онеге, пересекающей с юга на север Архангельскую область. Пётр Каменченко, «Бедлам» // «Столица», 1997 г. (цитата из НКРЯ) ◆ В другой раз нам была выдана байдарка, на которой мы вдвоём катались по живописным волжским протокам. Александр Городницкий, «И жить ещё надежде», 2001 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Один из обитателей этого дома брал меня с собой в походы на байдарках, на лыжах, в альпинистские лагеря. Борис Любимов, «Три главные темы в жизни — Церковь, литература и театр», 2015 г. (цитата из НКРЯ)
2. разг. рег. уменьш. к байдара; промысловая лодка, обшитая кожей ◆ Алеуты пустились в море на 30 байдарках. Байдарка есть остроконечная кожаная лодка, сделанная из переплетённых довольно крепко дранок и обтянутая снизу и сверху сиучьим лавтаком, который вымазан жиром. С виду походит она на продолговатый надутый пузырь. На верху байдарки сделаны одни, два или три круглые люка. Самая большая байдарка в три люка бывает в 5 арш. длиною и в 3/4 арш. шириною, легка и быстра на ходу, но ужасно вёртка. А. Н. Марков, «Русские на Восточном океане», 1856 г. (цитата из библиотеки Google Книги) ◆ Правда, и до этого мы плавали по бухте между льдинами на парусиновых каяках, кожаных байдарках, но главный вид нашего транспорта ― вельботы ― на воду не спускали. А. И. Минеев, «Пять лет на острове Врангеля», 1936 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: преклонение — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Байдарка
В качестве движителя байдарки используется двулопастное весло, использование которого является признаком, отличающим байдарку ото всех иных типов гребных судов. Гребцы сидят один за другим, лицом по направлению движения.
Основные типы байдарок — спортивные и туристические байдарки. Бывают также самодельные и исторические байдарки.
Наиболее распространёнными видами туристических байдарок являются одно-, двухместные, реже встречаются трёхместные (например Таймень-3). Байдарки на большее количество гребцов относятся скорее к экзотике.
На некоторых видах байдарок устанавливается парусное вооружение и навесные шверты, однако под парусом всё равно судно ходит плохо, особенно в галфвинд, а при острых углах к ветру бейдевинд принято вообще убирать паруса.
Использование руля с ножным приводом значительно облегчает плавание на открытых водоёмах и с парусом, однако на узких и порожистых реках он бесполезен и опущенный руль может стать причиной серьёзной аварии.
Известны типы бензиновых- и электромоторов, пригодных для установки на байдарки и вращающих винт в качестве движителя. Но они используются крайне редко, поскольку при этом путешествие на байдарке в значительной степени теряет свою смысловую, рекреационную и спортивную значимость.
Содержание
История
Согласно требованиям Морского регистра байдарка (в случае её регистрации) относится к судам, предназначенным для плавания в камышовой зоне. Однако практика показывает, что байдарка хорошо ведёт себя на волнении до 3 баллов и экипаж не замечает бортовой качки, поскольку каждый его член инстинктивно сохраняет вертикальное положение корпуса. Но на пологой встречной или попутной волне при килевой качке возможно появление симптомов морской болезни.
В ХХ веке байдарка использовалась, в основном, как спортивное и туристское судно, а также геологами и археологами в экспедициях. В Немецком музее в Мюнхене экспонируется байдарка типа «Нептун» с парусным вооружением и поддувными бортами, на которой был совершён переход через Атлантический океан.
Типы байдарок
В настоящий момент существуют две реализации байдарок — разборные и неразборные.
Неразборные байдарки
Неразборные байдарки изготавливаются из пластика (часто одноместные) и используются в основном для прохождения водных препятствий (сложных порогов, водопадов и т. д.). Как правило, одноместные пластиковые байдарки не предназначены для продолжительных походов. Одноместную байдарку также называют каяком.
Разборные байдарки
История
В 1907 году портной и поставщик спортивной одежды из Розенхайма Иоганн Клеппер получил лицензию на изготовление изобретённой Альфредом Хойрихом складной лодки.
Впоследствии в течение 20 лет он в процессе совершенствования конструкции изменил пропорции и размеры набора, а также провёл исследования по поиску наиболее подходящего для него материала и остановился на металле. Обшивку («шкуру») он начал покрывать резиной. Однако предложенный ещё Хойрихом принцип оставался в силе: лодка паковалась в одну, или две упаковки, шкура складывалась по внутреннему шву и шнуровалась, как обувь.
Комментарий к экспонату № 74063, Германский музей, Мюнхен.
Складная байдарка Клеппера («Faltboot Aerius II», 1955 год), производившаяся в Польше под названием «Нептун» имела деревянный набор, детали которого соединялись с помощью алюминиевых защёлок, а шкура состояла из трёх слоёв прорезиненной парусины. В конструкцию шкуры были введены два накачиваемых воздухом буля, что заметно повысило её остойчивость. Лодка была снабжена парусами — одним самодельным косым и вторым, тоже нестандартным — прямым. Длина лодки составляла 5,2 м, ширина по миделю 0,68 м, вес 32 кг.
На этой лодке врач доктор Линдеман (Arzt Dr.H.Lindemann) за 72 дня пересёк от Лас-Пальмаса на Канарских островах до Св. Маартена на Малых Антильских островах Атлантический океан. Это было им сделано с целью доказать, что не потерявший самообладания человек может выжить после того, как его судно потерпит кораблекрушение
Комментарий к экспонату № 78/113, Германский музей, Мюнхен.
Разборные байдарки бывают нескольких типов в зависимости от технологии изготовления:
Разборные байдарки имеют от 1 до 4 мест и используются в водном туризме для продолжительных походов или двух-трёх-дневных прогулок по озёрам, рекам и водоразделам умеренного волнения.
Наибольшее распространение получили каркасные и каркасно-надувные лодки, за счет их мобильности и надёжности при относительно умеренной цене. Секционные пластиковые байдарки в основном распространены в Западной Европе и Канаде. В СССР были популярны туристические двух- и трёхместные байдарки «Таймень-2» и «Таймень-3», а также байдарки класса «Салют» (также двух- и трёхместные), и байдарки «RZ» производства ГДР (с деревянным каркасом, собираемым на верёвочных узлах и завязках ). Из каркасно-надувных байдарок, выпускавшихся в СССР стоит упомянуть «Катран».
Некоторое время в эксплуатации находилась каркасно-надувная байдарка «Нептун» со штатным парусным вооружением, недостаток которой состоял в малой вместимости груза и весьма высоком полном весе с парусным вооружением и швертами весе (более 50 кг).
Последнее время получают некоторое распространение надувные байдарки (например — «Щука», «Пионер АR»).
Преимущества надувных байдарок это:
Недостатки надувных байдарок:
Совокупность этих факторов приводит к тому, что в среднем скорость надувных байдарок на 1-2 км/ч меньше, чем у соответствующих (по количеству мест) байдарок каркасного типа.
Особенности
Несмотря на то, что байдарка обладает всеми характеристиками, позволяющими классифицировать её как полноценное судно, ей свойственны определённые черты, отличающие её от всех иных видов судов.
Немного о терминологии
Конструкционных различий между каяком и байдаркой не существует, однако в русском языке устоялось слово «байдарка» для разборных каркасных, карскаснонадувных и надувных байдарок, а слово «каяк» для неразборных и сборных пластиковых одноместных байдарок (туринговый тип).
В гребном слаломе суда подразделяются на каяк и каноэ. Главные различия этих двух классов судов в посадке гребца (на каноэ гребут стоя на колене), способе гребли (на каяке гребут двухлопастным веслом, а на каноэ — одной лопастью), разная ширина лодки (у каноэ шире) и форма «очка» (посадочного места). Свое судно спортсмены называют каяк и почти никогда «байдарка». Байдаркой принято называть туристические суда либо суда для спортивной гладкой гребли.
Законодательство РФ
С точки зрения законодательства России, все байдарки относятся к категории маломерных судов.
До 2012 года байдарки, имеющие грузоподъёмность 150 или более килограмм (а это практически все существующие байдарки) подлежали обязательной регистрации в Государственной инспекции по маломерным судам. Отсутствие регистрации являлось нарушением статьи 11.8 Кодекса об административных правонарушениях РФ и влекло наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 № 116-ФЗ).
С 2012 года требование обязательной регистрации для судов имеющих собственную массу меньше 200 кг было снято (в ред. Федерального закона от 23.04.2012 № 36-ФЗ).
Согласно статье 11.9 того же кодекса
В Правилах пользования маломерными судами на водных объектах Российской федерации также указано:
Пользование маломерными судами запрещается при следующих неисправностях:
а) наличие сквозных пробоин корпуса судна независимо от их местонахождения;
б) отсутствие или разгерметизация гермоотсеков и (или) воздушных ящиков судна;
в) отсутствие предусмотренных конструкцией деталей крепления рулевого устройства или повреждение его составных частей, или необеспечение надежности его работы;
Удостоверения на право управления маломерным судном
Согласно статье 11.8.1. КоАП (в ред. Федерального закона от 29.06.2009 N 134-ФЗ):
1. Управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета маломерного судна или его копии, заверенной в установленном порядке, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им судном в отсутствие владельца, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.
2. Передача управления маломерным судном лицу, не имеющему при себе удостоверения на право управления маломерным судном, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.
С другой стороны, удостоверения на право управления беспарусной байдаркой на данный момент законодательством не предусмотрено, то есть получить его невозможно. Согласно разъяснению Начальника управления ГИМС В. В. Серёгина [5] :
Для управления маломерным судном с двигателем мощностью 3,68 киловатт (5 лошадиных сил) и менее, наличие у судоводителя удостоверения на право управления не требуется.
Но складывается практика, что инспекторами ГИМС считается нарушением управление байдаркой без удостоверения (пусть даже на другой тип маломерных судов) в зоне «внутренние водные пути» (ВВП), то есть там, где незнание правил судовождения опасно для других судоводителей.
ПРИКАЗ N 423 от 21 июля 2009 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРАВИЛА АТТЕСТАЦИИ СУДОВОДИТЕЛЕЙ НА ПРАВО УПРАВЛЕНИЯ МАЛОМЕРНЫМИ СУДАМИ, ПОДНАДЗОРНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО МАЛОМЕРНЫМ СУДАМ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ, УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗОМ МЧС РОССИИ от 29.06.2005 N 498» гласит:
«1.2. Государственная инспекция аттестует судоводителей и выдает им удостоверения на право управления самоходными судами внутреннего плавания вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью более 3,68 и не свыше 55 киловатт или с подвесными моторами мощностью свыше 3,68 киловатт, водными мотоциклами (гидроциклами), эксплуатируемыми во внутренних водах;
прогулочными судами пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иными судами пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями более 3,68 и не свыше 55 киловатт или с подвесными моторами мощностью свыше 3,68 киловатт, водными мотоциклами (гидроциклами), используемыми в целях мореплавания.».»
Чем различаются байдарка, каяк и каноэ?
Остроносая гребная легкая лодка, легко идущая даже по отмелям и заболоченным местам, знакома всем, однако что это – байдарка, каяк или каноэ – определить могут немногие.
Каяк, байдарка и каноэ: что между ними общего
Все три вида лодок узкие, с острым носом и зауженной кормой, относятся к категории маломерных судов, управляются легкими веслами. Они могут использоваться как для семейного отдыха, туристического похода, сплава по реке или путешествия озеру, так и для спортивных состязаний. Их выбирают спортсмены, рыбаки, туристы, дайверы, экстремалы, и для каждой группы потребителей предлагается особая модификация с различными параметрами.
Некоторые модификации каноэ и байдарок оснащены транцами под лодочный мотор – например, трехместный «Катабайд».
Это позволяет использовать их в путешествиях на средние и дальние расстояния, экспедиций. Купить байдарку, каяк или каноэ сегодня может любой желающий – на рынке представлено огромное число моделей разных производителей, цены на них вполне доступны. Вот почему всё чаще у неспециалистов возникает вопрос – чем отличаются каноэ, байдарка и каяк, и что лучше купить.
Спутать современные каноэ, байдарки и каяки тем проще, что изготавливаются они из схожих материалов. Если бы, как раньше, каноэ выдалбливали из ствола дерева, а каяк делали из костей и моржовой шкуры, определить их различия было бы проще. Но сейчас эти лодки могут быть пластиковыми (полимеры, композитные материалы), алюминиевыми, фанерными, каркасными, корпусными.
Особый шик – лодки из ценных пород дерева, это изделия класса «люкс», они обычно выполняются под заказ, в единичном экземпляре. Одна из самых популярных массовых категорий – надувные лодки, ведь их легко собрать – для этого понадобится только насос, а хранятся они в небольшой сумке. Поскольку компания «Тайм Триал» является производителем, у нас вы можете заказать надувную лодку по индивидуальным параметрам – ваш заказ будет выполнен в соответствии с вашим запросом и по адекватной цене. С нами стать владельцем эксклюзива совсем недорого! Надувным может быть даже каноэ, которое все же чаще делают жестким, из карбона или пластмассы. Пример – модель «Волга-Волга» для 2-3 гребцов.
Все перечисленные виды лодок – изобретение древних племен. Каноэ придумали индейцы, каяк – эскимосы, байдарку – алеуты и чукчи, и вот здесь начинаются различия, обусловленные разными температурными условиями использования судна.
В чём разница между байдаркой, каноэ, каяком
Плескаться в теплых водах возле Карибских островов – совсем не то же самое, что плыть по северному морю: требуется защита от ветра и брызг. Вот почему и по сей день у каяков и байдарок чаще всего есть фартуки и юбки для дополнительной защиты от холода и воды. В каноэ гребцу холодней, защита обычно не предусмотрена. Именно поэтому байдарки и каяки в России более популярны, чем лодки индейцев – плохая погода в них не так страшна, они лучше подходят для климата Средней полосы России. Ну а благодаря НДВД в такой лодке может быть тепло даже на холодной воде.
Есть по крайней мере три различия между каноэ и байдаркой (каяком):
Непривычному человеку сидеть в байдарке или каяке удобнее, поскольку есть упоры для ног и спины. Традиционное каноэ очень легкое, его можно было перенести на плечах, перевернув вверх дном, однако современные его аналоги могут иметь больший вес в сравнении с байдаркой за счет большей ширины.
Управляют каноэ обычно с помощью однолопастного весла. Когда на вёслах человек без опыта, это дает одно важное преимущество – вода не льется в кокпит со второй его части. В целом же канойная и байдарочная техники гребли сильно различаются. Канойное весло обеспечивает лучшие возможности для маневрирования и дает большее усилие во время гребка, но меньшую частоту гребли. Байдарочники и каякеры для движения и управления используют весло с двумя лопастями, могут влиять на движение корпусом. Некоторые модели оснащены рулевым управлением. Туристский сегмент лодок в управлении проще.
Прочие параметры сравнивать очень сложно, поскольку они зависят от назначения лодки. Например, у каноэ для скоростного спуска или слалома остойчивость намного ниже, чем у туристской байдарки. А у туристского каноэ остойчивость либо сравнима с туристской байдаркой, либо выше.
Чем отличается каяк от байдарки
Как в каяке, так и в байдарке гребец или гребцы сидят в кокпите. Нередко «каяк» и «байдарка» употребляются как синонимы, однако для специалистов и спортсменов эти слова могут иметь различное значение: каяком чаще называют спортивную разновидность байдарки, которая рассчитана на 1-2 гребцов. Если байдарка обычно имеет более утилитарное назначение – её используют рыбаки и туристы, то каяк чаще выбирают для спорта, экстремальных речных сплавов.
Имейте в виду, что каяк в сравнении с байдаркой:
Что лучше?
На этот вопрос можно ответить, только определившись с целями и интересами покупателя.
Чтобы определить, что для вас лучше – байдарка или каяк, решите, в каком составе вы планируете отправляться в водное путешествие. Учитывайте также то, что выпускаются лодки разного назначения. Выделяют спортивные модели каяков для слалома (олимпийский вид спорта), фристайла, родео. Есть каяк для плавания по морю, он называется сияк.
Если ваша цель – полное уединение с удочкой, выбирайте надувную модель с держателем для спининга, подстаканниками и прочими удобствами. Отличный вариант для рыбной ловли в «диких» местах – «Щукарь-310» весом всего 7 кг. А для большего комфорта его можно оснастить держателем для удочки. Нужна лодка для дайвинга? Выбирайте модель с открытой декой.
Купить байдарку или каяк?
Компания «ТаймТриал» является ведущим производителем надувных лодок в России. Выбирайте стандартное изделие или заказывайте индивидуальную комплектацию. При выборе каяка или байдарки вас могут заинтересовать следующие опции:
Система самоотлива – убирает воду из кокпита, особенно актуальна для сплава по бурной реке, при сильных волнах. Дека и юбка – защищают от воды и ветра.
Система регулирования положения днища.
Транцы – крепления под лодочный мотор.
Усиление нижней и боковой части – дополнительный слой ПВХ-ткани, рекомендовано для путешествий по водоемам с каменистым дном.
Держатели для удочек и вещей, в т.ч. аккумулятора или эхолота, для надувных лодок.
Какой бы ни была цель покупки надувной лодки, важно, чтобы она прослужила долго. Оборудование компании «ТаймТриал» изготавливается из качественного ПВХ европейского производства по лучшим современным технологиям. Любая наша лодка рассчитана на период эксплуатации не менее 10 лет. Есть модели ля частного и коммерческого использования. Остались вопросы? Задавайте их на сайте или звоните нам!
Что купить? Гайд по выбору каяка и байдарки
В последнее время, меня завалили вопросами с выбором каяка и просьбами помочь разобраться какой лучше взять. Оно и понятно, цены на них вполне себе не пятикопеечные, и хочется за эти деньги получить хорошую лодку, а не абы что. Неделю я мониторил рыночек, смотрел не появились ли какие новые бренды, кто что предлагает и за какой прайс, в результате чего пришёл к выводу, что выбранный мной ещё пару лет назад производитель Winner Kayak – топ среди топов в ценовом диапазоне до ста тысяч рублей, а потому в этом гайде я буду ориентироваться на него. Ответить одним словом какой каяк взять невозможно, у каждого человека свои предпочтения, цели и ожидания, так что, вот вам короткий гайд по выбору в соответствии с вашими задачами.
Для начала я бы хотел разграничить для новичков понятия каяка и байдарки и чем они вообще отличаются. Каяк, в современном понимании, это цельная лодка, выполненная из различных материалов, таких как: дерево, пластик, стеклопластик, карбон, металлы и даже различные композитные сочетания (например- пластик/карбон).
Байдарки же это грубо говоря каркас из труб, обтянутый тканью, но не всегда. Байдарки дробятся на категории: надувные, каркасные и каркасно-надувные. В надувных каркас отсутствует вовсе, из-за чего, их скоростные качества и управляемость оставляют желать лучшего. Используют их обычно на бурных реках с порогами, и из соображений более низкой цены. Как по мне же, надувные байдарки морально устарели, и не дадут тех ощущений свободы, которые даст пластиковый каяк.
На данный момент каркасные байдарки считаются устаревшими, на смену им пришли каркасно-надувные. Этот класс вобрал в себя всё самое лучшее от надувных и каркасных, отбросив их минусы, ну или почти отбросив)) Для дальнейшего сравнения, я возьму одну из лучших байдарок, производимых в России на сегодняшний день. По моему скромному мнению, ей является каркасно-надувная байдарка Вектор-1, от компании Тритон.
Итак, Вектор-1, это каркасно-надувная байдарка, а значит она, во-первых, разборная, во-вторых, в её корпусе есть ёмкости с воздухом, которые не позволят ей отправиться на дно, в случае если каякер допустит ошибку, перевернётся, и лодка хлебнёт воды. По своим ходовым характеристикам, она на одном уровне с пластиковыми каяками, но и у неё есть два с половиной минуса. Первый – она не так прочна, как пластиковые каяки, чтобы пропороть её «шкуру», достаточно налететь на острую корягу, и вас как минимум ждёт ремонт, как максимум замена всей оболочки на новую. Для морей она тоже не подойдёт, от едкой солёной воды каркас быстро ржавеет. Второй минус – сборка, она по-прежнему занимает много времени, у человека с опытом на сборку байдарки уйдёт порядка 40-60 минут. Ещё половинка минуса, Векторы выпускают очень малыми партиями, найти их в продаже задача не простая, а в случае, если будет повреждена оболочка или утеряна часть каркаса, придётся очень долго искать замену.
Теперь, перейдём к пластиковым каякам. Главными преимуществами их перед байдарками, являются: прочность, чаще всего скорость, и устойчивость на курсе. Чтобы сломать пластиковый каяк нужно очень сильно постараться. Он легко выдержит если вы налетите на острую корягу, ему совершенно ничего не будет если вам вздумается запрыгнуть на гребне волны на камни у берега, на нём максимум останется пара царапин. Срок службы пластикового каяка измеряется годами, а может быть и десятилетиями, это будет зависеть только от того насколько жёстко вы будете с ним обращаться. Ему не страшна морская вода. Пластиковые каяки немного тяжелее каркасно-надувных байдарок, и если на суше это минус, то на воде, при сильных порывах ветра, чуть более тяжёлая лодка будет идти увереннее, а поддерживать её скорость проще. Единственный минус каяков, это транспортировка. Если у вас нет авто, то для перевозки нужно будет нанимать машину чтобы вас доставили до воды. Сейчас это просто, достаточно вызвать грузовое такси, цены варьируются в зависимости от региона от 500 рублей до 1200 за часовую перевозку. Разборную байдарку же, можно уместить в рюкзак, да большой, да тяжёлый, но перевозить так вполне реально.
Winner Serenity заточен скорее на спортивную греблю, к нему нужно будет привыкнуть, лодка гораздо более отзывчивая на действия гребца.
На большинстве морских каяков установлен руль. Руль представляет из себя лопасть, закреплённую на корме, которая управляется влево и вправо подведёнными к ней тросиками, регулировка которыми осуществляется ножными педалями внутри каяка, прям как в самолёте)) Ещё к рулю, подведен тросик для регулировки его вертикального положения, когда он опущен в воду, или когда поднят. Это нужно чтобы опускать и поднимать руль можно было прямо на воде во время движения. Когда руль опущен каяком проще управлять, но в воде он создаёт сопротивление, замедляя скорость каяка примерно на 10-20%, поэтому каякеры пользуются им только по необходимости, в остальное время он поднят. На некоторые каяки, вместо руля, устанавливают скег. Скег это тоже лопасть, она также опускается в воду, но уже непосредственно из корпуса каяка, скег не управляет движением, а лишь помогает не отклоняться и двигаться по прямой.
Ниже я постараюсь отразить все плюсы и минусы наиболее привлекательных с моей точки зрения лодок в таблице по 10-ти бальной шкале.