базовая культура личности что такое

БАЗОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И ПУТИ ЕЕ ВОСПИТАНИЯ

базовая культура личности что такое. Смотреть фото базовая культура личности что такое. Смотреть картинку базовая культура личности что такое. Картинка про базовая культура личности что такое. Фото базовая культура личности что такое базовая культура личности что такое. Смотреть фото базовая культура личности что такое. Смотреть картинку базовая культура личности что такое. Картинка про базовая культура личности что такое. Фото базовая культура личности что такое базовая культура личности что такое. Смотреть фото базовая культура личности что такое. Смотреть картинку базовая культура личности что такое. Картинка про базовая культура личности что такое. Фото базовая культура личности что такое базовая культура личности что такое. Смотреть фото базовая культура личности что такое. Смотреть картинку базовая культура личности что такое. Картинка про базовая культура личности что такое. Фото базовая культура личности что такое

базовая культура личности что такое. Смотреть фото базовая культура личности что такое. Смотреть картинку базовая культура личности что такое. Картинка про базовая культура личности что такое. Фото базовая культура личности что такое

Педагогика (а она по природе своей наука философская) всегда стремилась к моделированию идеального — мира, человека, государства, семьи, школы, учителя. Этому отдали дань Платон, Т. Мор, Т Кампанелла, Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Рус­со, И. И. Бецкой, Н. Г. Чернышевский, Л. Н.Толстой, В. А. Сухомлинский.

Современная педагогическая мысль уже приняла как данность, что не мо­жет быть общего для всех людей и народов идеала воспитания. Но некоторая определенность все-таки существует: безусловно значимыми характеристика­ми являются нравственные ценности, здоровье, ум, умелость и успешность. Именно эти характеристики складываются в процессе освоения культуры, цен­ностей и норм общества и определяются понятием базовая культура личности. Ее можно представить как систему нескольких значимых направлений:

□ культура труда и экономическая культура,

□ гражданская и правовая культура,

□ культура семейных отношений,

□ культура жизненного самоопределения.

Современное воспитание ориентируется на все направления базовой куль­туры личности. Такая «разносторонность» воспитания определяется лично­стным потенциалом воспитанников, интегральным запасом их жизненной энергии, физических возможностей, задатков, способностей, определяющих активность в различных областях.

Понимая человека как универсальное существо, современная философия и психология подчеркивают феномен предназначенности конкретного человека, разную степень проявления отдельных характеристик его личностного потен­циала. Поэтому воспитание должно не только создать условия для развития фи­зического, познавательного, нравственного, коммуникативного, творческого потенциалов личности ребенка, но и помочь ему самоопределиться в жизни с учетом своих индивидуальных возможностей, найти смысл своей жизни.

Воспитание не может «внедрить» в сознание и поведение человека опреде­ленный смысл жизни. Смысл жизни обретается взрослеющей и развивающей­ся личностью в собственных усилиях поиска гармонии между миром и самим собой. Воспитание помогает организовать, пережить, осознать и оценить эти усилия ребенка.

ценности созидания, которые реализуются в продуктивных творческих ак­тах: познания и труда, преобразования собственного опыта, веществ при­роды и материального мира;

ценности переживания, которые реализуются в переживаниях красоты природы, искусства, человеческой деятельности;

41 Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

ценности общения реализуются в человеческих отношениях — сочувствия, доброты, справедливости, дружбы, любви;

ценности преодоления жизненных ситуаций и изменение своего отноше­ния к ним; эти ценности связаны с усилиями самого человека в поисках смысла жизни и с ответственностью за свои действия. Их содержание концентрируется, как считал В. Франкл, в трех основных отношениях: смирения, покаяния и достоинства.

Воспитание своими педагогическими способами эту смыслообразующую систему ценностей личности делает реальностью:

□ организуется разнообразная, активная деятельность, общение детей и взрослых;

□ создается насыщенная образцами достойного поведения социальная микросреда (ближайшее социальное окружение), в которой живет и дей­ствует ребенок;

□ обеспечивается выражение воспитанниками своих эмоционально-ценно­стных отношений к различным явлениям, событиям, поступкам людей;

□ моделируются ситуации, рождающие у воспитанников опыт поиска смысла жизни.

Так воспитание обеспечивает действие механизма интериоризации ценнос­тей. Механизм интериоризации ценностей обоснован в психологии Л. С. Вы­готским и А. Н. Леонтьевым. Его действие состоит в том, что личностные особенности формируются у ребенка извне вовнутрь в определеннойпоследова­тельности:

базовая культура личности что такое. Смотреть фото базовая культура личности что такое. Смотреть картинку базовая культура личности что такое. Картинка про базовая культура личности что такое. Фото базовая культура личности что такое

1) наблюдение образцов поведения;

2) попытки их заимствовать и воспроизвести в собственной деятельности и общении;

3) последующее систематическое и привычное их использование по отно­шению к другим людям;

4) преобразование исходных наблюдаемых и принятых образцов во внут­ренние личностные особенности.

При несомненной важности всех компонентов базовой культуры личности, они не равнозначны: нравственная культура доминирует.

Воспитание нравственной культуры направлено на воспитание у ребенка от­ношения к жизни и к человеку как к безусловным ценностям. Содержание этой

Рис. Б. Базовая культура личности 96

ценности включает, с одной стороны, принятие единства человека и мира при­роды, а с другой стороны, постижение ценностей духовной жизни человека.

Воспитание нравственной культуры ребенка строится с учетом двух «векто­ров» нравственного потенциала его личности: потребности в персонализации и потребности в самореализации.

Для удовлетворения потребности в персонализации и ее культурного «осна­щения» воспитание должно организовать нравственный опыт общения с ро­весниками, старшими и младшими (культура общения, культура поведения, культура семейных отношений).

Потребность в самореализации с помощью воспитания должна приобрести черты реальной работы над собой. Воспитание дает ребенку опыт контролиро­вания своей жизни по принципу «стремись быть лучше, но не лучше других». В такой позиции заложен серьезный нравственный выбор. Принять его сразу, без осмысления различных жизненных позиций людей, долга перед людьми и своих индивидуальных форм поведения, ребенок не может. Воспитание при­звано обеспечить доступные ему нравственные поиски.

Воспитание физической культуры личности обязательно предполагает при­нятие ею здоровья как жизненной ценности. На этой основе складывается куль­тура здорового образа жизни, культура тела, культура сексуальных отношений, где доминируют нравственные регуляторы отношений.

Воспитание культуры труда, центрированное на нравственных ценностях, будет культивировать не ценность веши, продукта, денег, а ценности творче­ства, преодоления жизненных трудностей, служения свои трудом людям. Тру­довая деятельность, организуемая воспитателем как ценность нравственной культуры, становится не только содержательной, интересной, требующей на­пряжения сил, воли, способностей, но и вызывает активность, побуждает к самоорганизации, строится на условиях выбора и ответственности.

Воспитание познавательной культуры предполагает не только развитие по­знавательных возможностей личности и приобретение определенного объема необходимой информации, но и освоение способов проблемного мышления. Именно проблемное мышление позволяет человеку осознавать пользу и зна­чение нравственных ценностей, оценивать их и осуществлять поиск смысла жизни.

44 Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы // Избранные педагогические со­чинения. В З т. Т. 3. М., 1981. С. 133.

Воспитание гражданской культуры невозможно осуществить без приорите­та патриотического воспитания, воспитания ценностного отношения к своей Родине, ее культуре, языку, традициям, осознания своей ответственности за ее судьбу.

Воспитание эстетической культуры личности обеспечивает возможности удовлетворения ее художественных и эстетических потребностей. Но сама мера прекрасного, границы прекрасного и безобразного осознаются человеком в зависимости от его нравственной культуры.

Таким образом, ценности базовой культуры личности воспитываются не обособленно друг от друга, а всегда интегрированно. Нравственное начало — основа любой деятельности ребенка и его общения.

Доминантные направления базовой культуры личности специально долж­ны выделяться и осмысляться лишь как модель педагогического проектирова­ния воспитателя. Реальная воспитательная ситуация всегда обращена ко всем сторонам базовой культуры личности ребенка, он всегда одновременно позна­ет мир, взаимодействует с ним, оценивает его.

Ценности базовой культуры личности переживаются ребенком как ценно­стные отношения и проявляются только тогда, когда воспитанием обеспечены их когнитивная составляющая (знания, представления) и поведенческая (опыт действий, умения, поведенческие навыки). Свидетельством овладения лично­стью базовыми ценностями культуры в любом из направлений будет способ­ность осознан но строить свое поведение в контексте трех нравственных импе­ративов; «можно», «нельзя», «надо».

Источник

Формирование базовой культуры личности

базовая культура личности что такое. Смотреть фото базовая культура личности что такое. Смотреть картинку базовая культура личности что такое. Картинка про базовая культура личности что такое. Фото базовая культура личности что такое базовая культура личности что такое. Смотреть фото базовая культура личности что такое. Смотреть картинку базовая культура личности что такое. Картинка про базовая культура личности что такое. Фото базовая культура личности что такое базовая культура личности что такое. Смотреть фото базовая культура личности что такое. Смотреть картинку базовая культура личности что такое. Картинка про базовая культура личности что такое. Фото базовая культура личности что такое базовая культура личности что такое. Смотреть фото базовая культура личности что такое. Смотреть картинку базовая культура личности что такое. Картинка про базовая культура личности что такое. Фото базовая культура личности что такое

базовая культура личности что такое. Смотреть фото базовая культура личности что такое. Смотреть картинку базовая культура личности что такое. Картинка про базовая культура личности что такое. Фото базовая культура личности что такое

базовая культура личности что такое. Смотреть фото базовая культура личности что такое. Смотреть картинку базовая культура личности что такое. Картинка про базовая культура личности что такое. Фото базовая культура личности что такое

В педагогических исследованиях выделяют понятие «базовая культура личности» — реализуемые в деятельнос­ти человека знания, умения, навыки, уровень интеллекту­ального, нравственного и эстетического развития, способы и формы общения.

Воспитание направлено на развитие и формирование ба­зовой культуры личности. П.И. Пидкасистый выделяет ряд компонентов, способствующих созданию базовой культуры личности. Это формирование ценностного отношения:

•^ к природе (нравственное воспитание, создание пра­вильных устойчивых отношений как качества личности);

•^ к обществу (знакомство с правовой основой общества и его политическим устройством; изучение проблемы лич­ной роли в обществе: собственное «Я» и общество; патрио­тическое воспитание);

•^ к труду (научение трудовым навыкам).

В традиционной педагогике различают несколько подходов к воспитательной деятельности по формированию

базовой культуры личности. Большинство ученых выделя­ют следующие направления воспитательной деятельности (Б. Лихачев, В.А. Сластенин, И.П. Подласый и др.):

• формирование научного мировоззрения;

Рассмотрим содержание некоторых ведущих направле­ний воспитательной работы.

Формирование научного мировоззрения.В основе мировоззрения лежит миропонимание, то есть совокуп­ность определенных знаний о мире. Эти знания и пред­ставления относятся не только к настоящему, но и к про­шлому, и к ожидаемому будущему. Они служат основой духовного мира людей. В мировоззрение входит и миро­восприятие, которое выражено в определенных идеалах и образах реальности, формирующихся в практической жиз­ни, искусстве, литературе, науке и религии.

Мировоззрение связано с убеждениями. Мировоззрен­ческие взгляды складываются в результате длительной, сложной интеллектуальной работы человека. Такие взгля­ды становятся фундаментом его духовной культуры, сущ­ностью его «Я», определяют жизненные позиции.

Мировоззрение может формироваться стихийно, на ос­нове обыденного опыта или в результате взаимодействия различных мировоззренческих установок, либо осознанно, посредством теоретической разработки фундаментальных идей, идеалов, принципов.

В мировоззрении человека всегда проявляются черты соответствующего времени. Современные представления о мире сложились целиком на основании достижений науки XX в. (Биология выявила молекулярные основы процессов жизнедеятельности, проникла в тайны передачи наслед­ственной информации, искусно соединила идеи эволюции и генетики в синтетическую теорию, которая помогла по­нять единство всего живого; космология раскрыла един­ство и целостность космоса; синергетика продемонстриро­вала, что процессы самоорганизации могут происходить не только в мире живого, но и в неживой природе; и т.д.)

Именно для нашего времени характерно всеобщее приз­нание ценностей демократии и прав человека, его эконо­мические и политические свободы, свобода совести и мировоззрения. Возрастающую ценность приобретает и образование. С ним связывают перспективы развития об­щества, все в большей степени его учитывают при разра­ботке стратегических социальных программ.

Главная задача формирования научного мировоззрения _ дать человеку ориентиры для самостоятельных действий в сложном и противоречивом мире.

Гражданское воспитание.Теория гражданского воспи­тания разработана немецким педагогом Г. Кершенштейнером. Проблемы гражданского воспитания освещали Платон Аристотель, Ж-Ж. Руссо и др. В российской педагогике цели и задачи гражданского воспитания нашли отражение в трудах АД. Радищева, В Г. Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А. Герцена и др. Идея народности в воспитании сформулирована К.Д. Ушинским. Она осно­вана на учете особенностей русского менталитета, развитии национального самосознания, воспитании гражданина В. А. Сухомлинский рассматривал гражданственность в неразрывной связи с гуманизмом, уделяя внимание формированию гражданской позиции ребенка, влиянию школы се­мьи, детских общественных организаций на воспитание гражданственности.

базовая культура личности что такое. Смотреть фото базовая культура личности что такое. Смотреть картинку базовая культура личности что такое. Картинка про базовая культура личности что такое. Фото базовая культура личности что такое

Компонентами гражданского воспитания являются патриотическое, правовое, нравственное воспитание, обеспечивающие формирование чувства собственного достоинства внутренней свободы личности, дисциплинированности, уважения и доверия к другим гражданам и государственной власти, способности выполнять возложенные обязанности гармонично сочетать патриотические, национальные и ин­тернациональные чувства.

Цель гражданского воспитания — формирование в че­ловеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремления к миру. К основным элементам граж­данственности относятся нравственная и правовая культу-Ра, позволяющая человеку выполнять свои обязанности по отношению к государству и уважительно относиться к дру­гим гражданам. Критерием гражданской зрелости служит единство слова и дела. Гражданское воспитание утвержда­ет гуманный подход к развитию личности человека.

Формирование опыта гражданского действия, позволя­ющего человеку практически реализовывать важнейшие, человеческие ценности, лежащие в основе их мировоззре­ния, выбирать линию поведения, выражать отношение к обществу и самому себе — одно из основных направлений гражданского воспитания.

Содержание деятельности по гражданскому воспита­нию» 1 включает изучение конституционных и правовых норм поведения; воспитание в духе мира и ненасилия; формирование гражданского сознания как формы обще­ственного сознания выражающей интересы общества и личности; культуры межнационального общения, право­вых отношений; системы знаний и представлений о дости­жениях нашей страны; опыта гражданского действия, по­зволяющего человеку практически реализовать себя в обществе.

Повышению эффективности гражданского воспитания способствует создание условий для психологического на­строя на восприятие идей гражданственности; признание взаимных обязанностей граждан друг перед другом; уме­ние жить вместе; осознание необходимости умеренности в своих требованиях, поведении, поступках, действиях, же­ланиях с учетом интересов других; самоконтроль как усло­вие гражданского общения для сохранения мира, взаимо­понимания, терпимости и порядка в обществе.

Патриотическое воспитание.Его цель состоит в том, чтобы привить любовь к своей Родине, верно ей служить и защищать ее, сформировать бережное отношение к исто­рии отечества, культурному наследию, обычаям и традици­ям своего народа и других стран.

Содержание деятельности по патриотическому воспита­нию включает изучение Государственных символов Россий­ской Федерации (Герба, Флага, Гимна), символики других стран; расширение круга знаний, позволяющих осознать и переосмыслить различные стороны патриотизма (как люб­ви к своему Отечеству) и интернационализма (как сформи­рованного дружественного отношения к другим людям, странам и государствам). К патриотическому воспитанию также относится изучение природы родного края, его исто­рического прошлого; освоение иностранных языков, рас­крывающих историю, культуру других стран, традиции и

обычаи их народов; изучение фактического материала о во­инской доблести и славе народов нашей страны.

Правовое воспитание.Цель правового воспитания зак­лючается в формировании правовой культуры и правового поведения, понимания требований правовых норм. Систе­ма правового воспитания определяется характером и поли­тикой государства. Его часто рассматривают в рамках гражданского воспитания. Между ними много общего, но правовое воспитание ориентировано на осознанное вос­приятие законов, правовых норм и обязанностей.

Правовая норма — идеальная модель должного поведе­ния человека в обществе. Взаимодействие права и воспи­танника осуществляется в основном опосредованно, через родителей и взрослых, участвующих в воспитаний. Не яв­ляясь в полной мере дееспособным гражданином, ребенок находится под защитой закона: его особый статус закреп­лен во Всеобщей декларации прав человека (1948) и Кон­венции о правах ребенка (1989). В условиях семейного и школьного воспитания дети усваивают привычки право­мерного поведения, основные знания о нравственных и правовых нормах, первичные навыки социальной деятель­ности.

В России вопросам правового воспитания уделяли вни­мание в своих трудах П.Ф. Каптерев («Об обществен­но-нравственном развитии и воспитании детей», 1908), К.Н. Корнилов («Конституция республики учащихся», 1917), Н.Н. Иорданский («Нравственно-правовые представ­ления и самоуправление у детей», 1925) и др., вопросы правосознания рассматривались П.П. Блонским, А.С. Ма­каренко. В 1970 г. Д.С. Яковлева предложила особую мо­дель правового воспитания (приучение к строгому соблю­дению основных прав и обязанностей граждан не по принуждению, а по убеждению; воспитание чувства хозяи­на страны и другие составляющие), которая испытывала сопротивление среды и не могла быть реализована.

Задачи патриотического воспитания требуют изменения подходов к его содержанию на основе признания Конвен­ции о правах ребенка и разработки практических методик. Целесообразно организованная педагогическая деятель­ность в области правового воспитания, формирующая ус­тановки на уважение к закону, интерес к праву, осуществ-

ление гражданского долга в правовой сфере, социально по­лезна, приемлема для воспитанников.

Содержание деятельности по правовому воспитанию включает устранение обстоятельств, способствующих фор­мированию правонарушающего поведения (неблагоприят­ные условия жизни и воспитания); изучение среды, условий жизни и воспитания учащихся, их времяпрепровождения; коррекцию личностной позиции воспитанника; работу с воспитанниками, уже совершившими преступление.

В понимании нравственного воспитания в истории культуры сложилось четыре основных традиции:

• патерналистская (нравственное воспитание как почи­тание старших);

• религиозно-церковная (нравственное воспитание как поддержание авторитета веры);

• просветительская (нравственное воспитание как ре­зультат освоения научных знаний);

• коммунитарная (нравственное воспитание как процесс формирования чувства коллективизма).

Различают нравственные и правовые нормы поведения. Нравственные нормы побуждают человека к определен­ным поступкам и действиям. Они позволяют сравнительно самостоятельно выбирать Порядок взаимоотношений с об­ществом, коллективом, другими людьми, тогда как право­вые нормы поведения — это точно определенные нормы поведения, зафиксированные в законе. Нарушение нрав­ственных норм сопровождается общественным осуждени­ем, нарушение правовых норм влечет уголовное наказание, ответственность перед законом.

Целью нравственного воспитания является воспитание человека ответственного, отдающего себе отчет в своих поступках и в том, как они отражаются на окружающих людях и на обществе в целом, честного, совестливого, не способного на обман и воровство.

Однако нравственность не может быть усвоена чисто внешним образом, она основывается на личностной автоно-162

мии является законом самой личности. Нравственность не является обычной целью, которую можно достигнуть в оп­ределенный отрезок времени с помощью конкретных дей­ствий. Ее называют целью целей, которая находится в осно­вании самой человеческой деятельности.

Нравственное воспитание включает формирование терпимости, благородства, порядочности, гуманности, взаим­ного уважения между людьми, товарищеской взаимопомо­щи и требовательности, заботы о старших и младших, уважительного отношения к представителям противопо­ложного пола; воспитание самодисциплины, способности к самоконтролю, самоуправлению, самопознанию и саморегуляции. Каждый человек может влиять на собственное нравственное развитие через культивирование определен­ных поступков, поведение.

Содержание деятельности по нравственному воспита­нию предполагает организацию коллективной учебной и. общественно полезной деятельности,,_ где воспитанники поставлены в ситуации непосредственного проявления Ра­боты о других, оказания помощи и поддержки, защитить младшего, слабого; анализ проблем добра и зла, гуманизме подлинного и абстрактного, социальной справедливости несправедливости, что помогает глубже понимать и ценить* идеи гуманизма, их общечеловеческий характер.

Экологическое воспитание.Его цель заключается в формировании у воспитанников ответственного отношения к окружающей среде; системы знаний о природе и гуман­ном, ответственном отношении к ней как к национальной и общечеловеческой ценности. Экологическое воспитание включает изучение природы конкретного района прожива­ния с целью прогнозирования будущих изменений в случае нарушения экологической обстановки, а также формирова­ние доброты по отношению ко всем субъектам природы через наслаждение окружающей средой (лозунг международной экологической общественности).

Теоретические и прикладные аспекты нравственно-эсте­тического воспитания средствами природы развивал В.А. Сухомлинский.

Современный этап развития экологического воспитания строится на принципах единства, исторической взаимосвязи природы и общества, социальной обусловленности отноше-

ний человека к природе, на стремлении к гармонизации этих отношений. На основе данных принципов определяет­ся оптимальное воздействие человека на природу сообразно с ее законами; понимание многосторонней ценности приро­ды как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека.

Реальное значение в жизни воспитанника имеет способ­ность защищать природную среду от загрязнения и разру­шения. Важная роль здесь принадлежит умениям трех ви­дов. Первый вид связан с соблюдением культуры личного поведения, второй направлен на предотвращение негатив­ных последствий в природном окружении в результате по­ступков других людей, третий связан с выполнением по­сильных трудовых операций по ликвидации уже возникшего нежелательного явления.

Содержание деятельности по экологическому воспита­нию включает изучение природы, которая окружает воспи­танников; анализ ее экологического состояния; знакомство с проблемами экологических систем мира, страны, места проживания; изучение поведения человека и его возмож­ное (как положительное, так и негативное) влияние на эко­логическую обстановку в масштабе конкретного региона и мира в целом.

Эстетическое воспитание.Это процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности.

Оно реализуется и приобретает ценность при самообра­зовании, саморазвитии личности. Эстетическое воспитание включает направление, содержание, формы воспитательной и методической работы, ориентированные на эстетические объекты реальности и их свойства, вызывающие эстетические эмоции и оценки.

Цели эстетического воспитания и образования: развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эс­тетических объектов в искусстве или действительности; совершенствование эстетического сознания; формирование творческих способностей в области художественной, ду­ховной и физической культуры.

Научное осмысление эстетического воспитания про­ходило сложный путь в различных исторических услови-164

ях. Для России наиболее перспективна ориентация (опирающаяся на концепции Ф. Шиллера, С.М. Эйзенштейна, Л. С. Выготского, П.А. Флоренского и др.), определяющая процесс эстетического воспитания на основе принципа бинарности духовного и материального, прекрасного и выразительного, оценке личностью эстетических свойств реальности и искусства.

Эстетическое воспитание направлено на раскрытие эстетического сознания личности (чувств, оценок, вкусов, суждений, идеалов, ценностей, взглядов), ее потребностей, оценочных, эстетических отношений и их реализации в поведении, предпочтениях и деятельности (восприятии, оценивании, сотворчестве и самостоятельном творчестве, рефлексии, анализе).

В современных условиях среди приоритетных выделя­ются такие направления эстетического воспитания, как развитие непрерывного художественного образования, формирование музыкальной культуры воспитанников, театральное воспитание и образование, развитие литературных способностей и т.д.

Среди средств эстетического воспитания главное место занимает искусство как наиболее универсальное, концент­рирующее в образно-эмоциональной форме интерпретацию всех эстетических сторон действительности, природы, труда, сознания, игры, отношений людей и самого челове­ка. Обращение к искусству как средству эстетического вос­питания требует сохранения его целостного воздействия на воспитанников, установки на его восприятие, раскрытия специфики авторского видения мира в произведениях ис­кусства, характера творческой индивидуальности.

Особое условие и средство эстетического воспитания, модель межличностного контакта представляет эстетическое общение. Тактичная передача воспитателем его миро-отношений, эстетических вкусов, идеалов в процессе раз­вивающего обучения и воспитания оказывает тонкое формирующее воздействие на становление эстетического сознания воспитанников.

Показателем результативности эстетического воспита­ния выступает уровень развития эстетического сознания воспитанников, их творческое отношение ко всему освоенному кругу эстетически ценных предметов, явлений, художественных произведений.

Содержание деятельности по эстетическому воспита­нию включает проведение экскурсий в музеи, выставочные залы, бесед и конференций по произведениям художе­ственной литературы; встреч за круглым столом; коллекци­онирование записей лучших исполнителей (солистов, хоро­вых и оркестровых коллективов); создание уголка живой природы и др.

Физическое воспитание— педагогически организованный процесс передачи от поколения к поколению /способов, знаний, необходимых для физического совершенствования. Цель физического воспитания — разносто­роннее развитие личности человека, сто—физических качеств и способностей, формирование двигательных на­выков и умений, укрепление здоровья.

Основные средства физического воспитания — физи­ческие упражнения, использование естественных сил природы (солнечной энергии, воздушной и водной среды и т.п.), соблюдение правил гигиены (личной, трудовой, быто­вой и т.д. Физические упражнения разносторонне воздей­ствуют развитие физических способностей. Познание закономерностей их влияния на организм и методика вы­полнения дают возможность использовать физическую культуру для достижения целей физического воспитания. Осуществляется такое воспитание по трем основным на­правлениям: общая физическая, профессиональная физи­ческая и спортивная подготовка. На развитие теории физического воспитания большое влияние оказали идеи Я. А. Коменского, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. В России научные основы физического (воспитания были разработаны Н.И. Пироговым и И.М. Сеченовым. Основоположником научной системы физического воспитания считают П. Ф. Лесгафта, который ввел понятие «физическое образование».

Содержание деятельности по физическому воспитанию включает утреннюю гимнастику, пребывание на свежем воз­духе, вечерние прогулки, дни здоровья, занятия в различных спортивных секциях, туристические походы и пр.

Трудовое воспитание.Его целью является формиро­вание системы научных знаний о современной технике, технологии и организации производства, общетрудовых умений и навыков, ответственного отношения и психоло-1

гической готовности к труду, желания трудиться, уважения к тем, кто работает.

Содержательную основу трудового воспитания составля­ют учебный труд (умственный и физический), труд по само­обслуживанию (в школе и дома), общественно полезный (трудовая практика во время каникул, работа в строитель­ных отрядах, лесничествах, тимуровское движение) и произ­водительный труд (создание материальных ценностей).

Экономическое воспитаниенаправлено на приобрете­ние воспитанниками доступного им целостного понятия о производстве, распределении, обмене и потреблении мате­риальных и духовных благ.

Основная цель экономического воспитания — форми­рование личности, способной ориентироваться в рыночной среде и умеющей осуществлять свою деятельность эконо­мически целесообразно.

Эта цель достигается путем решения комплекса задач: формирования у воспитанников потребностей в экономи­ческих знаниях и экономической деятельности; усвоения основных экономических понятий, категорий, законов и процессов; развития предприимчивости, ответственности, самостоятельности; приобретения навыков, необходимых для предпринимательской деятельности; формирования психологической готовности к возможным трудностям.

На необходимость экономического воспитания и образо­вания указывали К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий. Многие ав­торы (А.Г. Калашников, М.Н.- Скаткин и др.) связывали эко­номическое воспитание с политехническим образованием.

Содержание экономического воспитания предполагает использование различных предметов для освоения учащи­мися экономических знаний; изучение специальных курсов по началам экономики как в учебное, так и во внеучебное время («бизнес-клуб», «клуб менеджеров», «маркетинг-клуб» и т.д.); профессиональное обучение. Формы и методы эконо­мического воспитания направлены на выработку потребнос­тей и умений самостоятельно приобретать экономические знания и использовать их в нестандартных ситуациях.

Профессиональная ориентация— информационная и организационно-практическая деятельность семьи, учеб­ных заведений, государства, общества и коммерческих организаций, обеспечивающих помощь населению в выбо­ре, подборе или перемене профессии с учетом индивиду-

альных интересов каждой личности и потребностей рынка труда. Это обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических производственно-технических мер, направленных на оказание помощи в профессиональном самоопределении.

Специальные исследования по вопросам теории и мето­дики профориентации школьников проводились педагогами и психологами (Е.А. Климовым, П.П. Костенковым, А.Д. Сазоновым, В.Ф. Сахаровым, С.Н. Чистяковой, Л.П. Крившенко и др.).

Система профессиональной ориентации включает в себя:

• профессиональное просвещение — сообщение воспи­танникам определенных знаний о социально-экономичес­ких, психофизиологических особенностях тех или иных профессий;

• профессиональную диагностику — изучение особен­ностей высшей нервной деятельности человека, состояния его здоровья, интересов и мотивов, ценностных ориента­ции, установки в выборе профессии;

• профессиональную консультацию — установление со­ответствия между требованиями, предъявляемыми к про­фессии, и индивидуально-психологическими особенностя­ми конкретной личности;

• профессиональный отбор — осуществляют учрежде­ния, принимающие человека на работу;

• профессиональную адаптацию — процесс вхождения человека в профессиональную деятельность, приспособле­ние к системе производства, особенностям специальности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *