базовые навыки программирования на с подобных языках что это
3 блока базовых навыков, без которых вы не сможете работать программистом
К 2020 стало понятно, что хорошие программные продукты создаются в командах. Случаи, когда весь код написал один очень умный разработчик, скорее исключение, подтверждающее правило.
Чтобы успешно работать в команде, нужно уметь не только писать код. Мы пообщались со многими программистами и поняли, какие навыки нужны на работе всегда, независимо от языка программирования и предметной области создаваемых продуктов. В статье расскажем про эти три блока навыков. Они вам точно пригодятся, чтобы получить хороший оффер и быстро вписаться в коллектив.
Не важно, на каком языке вы пишете код, вам понадобятся эти навыки, hard skills. Вы пользуетесь ими ежедневно и, если вы решите сменить язык программирования, компанию или предметную область, базовые навыки помогут вам сильно сократить время обучения и адаптации. К ним относятся:
Систему контроля версий использует ежедневно каждый хороший программист. Так вышло, что Git стал почти что монополистом среди систем контроля версий, большинство команд предпочитают именно его. Использование моделей, построенных на функциях GIt стало стандартом в командной разработке и гарантирует то, что репозитории у членов команды будут одинаковыми, а проблем с версиями не возникнет.
Ветвление в Git позволяет организовать гибкую разработку любой команде. Знание Git и умение работать с ветками — это то, о чем у вас обязательно спросят на собеседовании, если разработкой в компании занимается больше 1 человека.
Если вы хотите быстро освоить Git, можно пройти практический видеокурс.
Для программистов софт-скиллы немного отличаются от традиционного представления о мягких навыках. Но стандартные пункты тоже никто не отменял:
К тем гибким навыкам, которые особенно важны в разработке, относят:
Это скорее не про доброжелательность и позитивную атмосферу, хотя и без этого не обойтись, а про навык аргументировано доносить свое мнение до коллег, способность воспринимать и готовность давать обратную связь. Про эффективную коммуникацию.
Как с технической стороны, так и для бизнеса. Помните о том, что вы занимаетесь коммерческой разработкой.
Если вы способны объяснить жене, ребенку и бабушке, что такое спринты, чем занимается скрам-мастер и с какими запросами product owner приходит в скрам-команду, вам будет легко освоиться в очень многих компаниях.
Будут моменты, когда вы будете разочарованы в проекте или себе как специалисте. Это нормально. Главное, относиться к этому спокойно и понимать, что это только период.
Каждый программист будет на порядок лучше выполнять свою работу, если будет знать, как его код и функциональность, которую он разрабатывает, выполняют поставленные задачи, какую проблему для пользователей и компании в целом решает программный продукт. Знание предметной области программного продукта сильно отличает посредственных программистов от отличных программистов. Очевидно, что именно отличные программисты разбираются в предметной области, будь то медицина, транспорт или ритейл.
Если в вашем арсенале уверенные навыки программирования, знание Git и развитые софт-скиллы, вы сможете выбрать оффер с высокой оплатой и команду разработки, в которой будет комфортно и интересно. Современным быстроразвивающимся компаниям нужны не просто наборщики кода, а специалисты, которые принимают решения и реализуют функциональность, учитывая огромный набор аспектов, начиная от инфраструктуры, в которой создается код, заканчивая предметной областью конечного продукта. Чтобы было понятнее: чем лучше программист, тем больше «переменных» он держит в голове во время работы.
Для чего идут изучать язык С?
Привет, хабровчане! Наши преподаватели — Виктор Коробков, эксперт с 15-летним стажем в IT, и Андрей Кравчук, разработчик в RavenPack International, рассказали, почему язык C до сих пор актуален, и зачем его осваивать тем, кто занимается разработкой на других языках. Статья подготовлена специально в преддверии старта нового практического онлайн-курса «Программист C», чтобы помочь разобраться, пригодятся ли эти навыки вам.
Добрый день! Я Андрей, более 10 лет занимаюсь коммерческой разработкой, начинал с C и C++, затем перешёл на Python, и весьма часто в повседневной работе меня выручают знания C. Мой коллега и руководитель курса Виктор Коробков уже более 15 лет в IT индустрии, начинал с программирования на Delphi, C/C++ и сейчас специализируется на базах данных. Сегодня я подготовил краткий обзор о возможностях и перспективах языка C для разработчиков в настоящее время и о том, что вас ждет в нашем курсе.
Зачем изучать язык C?
На язык С многие молодые специалисты смотрят как на доисторическое ископаемое. Еще бы, ведь он существует уже практически полвека. И этот факт ставят ему не в плюс, а, наоборот, минус, заявляя, что решать современные задачи на языке, созданном в далекие 1970-е годы неэффективно, несовременно и немодно.
Но что показывает упрямая вещь под названием «статистика»? Если посмотреть рейтинг TIOBE, то С уже долгие годы никогда не опускается ниже 2-го места, а в январе 2021 года по итогам 2020 года он опять стал первым. В рейтинге PYPL С/С++ постоянно входят в пятерку языков, по которым наиболее часто ищется информация в поисковике Google. Если выполнить запрос «программист С» на одном из крупнейших сервисов по поиску работы в России HeadHunter, можно увидеть, что такие специалисты требуются во многих городах.
Можно выделить 4 основных повода освоить C:
Получить понимание основ того, как «под капотом» работают ОС, системное ПО, популярные программные продукты — такие как Nginx, PostgreSQL, Redis и т.д.
Для взаимодействия с библиотеками, написанными на C, с помощью механизмов FFI.
Для написания программ с бескомпромиссным быстродействием.
Для низкоуровневого программирования различных устройств, например, Arduino, мощности которых не хватает ни на какие другие языки.
Пожалуй, основное преимущество C — предельная «близость к машине». Это язык достаточно высокого уровня для того, чтобы была возможность выражать в нем некую бизнес-логику и сущности предметной области, но при этом он достаточно низкоуровневый для того, чтобы иметь предельный контроль над тем, как эта логика и сущности обрабатываются процессором.
Зарплата у хороших спецов по C, как правило, выше, чем в сфере web-программирования (особенно если речь идет не про российские НИИ, а про компании вроде NVidia, Intel и др.).
Стоит, конечно, признать, что зарплаты на начальном этапе программистам на С предлагают на порядок меньше, чем на Python или Java. Но даже при устройстве на работу разработчиком на Python для соискателя большим плюсом является знание языка С – работодатели это очень ценят. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что сообщества работодателей и программистов всего мира не только не забывают язык С, но и постоянно использует его в той или иной мере.
В настоящий момент заметен дефицит специалистов, способных решать практические задачи на C. Дело в том, что раньше на C учили в вузах, сейчас же студенты чаще осваивают программирование на Python, Java или C#. Такие студенты могут более-менее владеть базовыми навыками программирования, но не разбираться в углубленных основах. Если копнуть глубже, начинаются проблемы. Именно эти проблемы в разных сферах разработки мы будем разбирать на курсе и учиться с ними справляться.
Наконец, C может быть полезен программисту на любом языке для расширения кругозора. Он помогает понять, какие «шестеренки» лежат на низком уровне в основе другого языка. Дает возможность оптимизировать код путем переписывания чувствительных к быстродействию фрагментов программ на C, а также взаимодействовать с произвольными третьесторонними библиотеками через FFI.
Ну и в завершение, есть возможность уйти в «железную» сферу, но тут уже нужны более специфичные знания (Verilog и прочее).
Знания C также необходимы администраторам Linux-систем, т.к. любая UNIX-система (Linux в том числе) по большей части написана на этом языке. Сисадмин, знающий C, глубже понимает устройство ОС, может справляться с неожиданными проблемами эксплуатации и предлагать более оптимизированные решения.
На онлайн-курсе «Программист C» мы готовим студентов использовать C на практике и решать задачи Middle-уровня. Мы рассмотрим устройство UNIX-подобных ОС и сопутствующего инструментария. Дадим практические советы по написанию конкретных классов программ: веб-сервисов, демонов, игр, взаимодействия с БД, конкурентного программирования (многопоточных и многопроцессных программ).
Другая интересная особенность курса в том, что мы кратко рассмотрим аналоги ООП в C, хотя традиционно считается, что ООП в C не бывает.
Для специалистов в IoT направлении будет интересен раздел программирования микроконтроллеров.
В конце курса вы реализуете полноценный проект на C: это может быть какая-то ваша рабочая задача, своя идея или предложенная нами тема.
Стартуют занятия 29 января, но присоединиться можно в течение февраля. В первый месяц мы проходим базовые знания и разбираем современный язык C. Дальше углубляемся в его возможности и изучаем нюансы применения в разных сферах.
Погружаемся в язык мы достаточно основательно, поэтому если вам нужна исключительно базовая теория, наша программа будет избыточна. В этом случае достаточно пройти какой-то из популярных учебников или видео для начинающих.
А наш курс будет актуален для того, кто:
Уткнулся в пределы быстродействия используемого им языка программирования, например, Python.
Хочет задействовать в другом языке, опять же к примеру в Python, стороннюю библиотеку, написанную на C, и сталкивается с проблемами взаимодействия между языками.
Хочет подробнее узнать, как программы взаимодействуют с ОС и предоставляемыми ей ресурсами.
Хочет начать разрабатывать под микроконтроллеры и развиваться в IoT-направлении
Хочет заниматься системным программированием.
Если что-то из этого про вас — переходите на страницу курса, проходите вступительный тест и присоединяйтесь к группе. А если остались вопросы, после прохождения теста вам откроется доступ к закрытому чату в Slack, где вы сможете задать нам с Виктором свои вопросы. До встречи на занятиях!
Программирование с нуля
Данная статья описывает основные конструкции в программировании и предназначена для тех, кто хочет в этом разобраться. Но статья не описывает все нюансы, потому что их слишком много. Если описывать их все, будет очень нудно и непонятно.
Использовать будем си-подобный синтаксис, то есть подобный языку си, но не будем вникать в заголовочные файлы, указатели и другие особенности относительно низкоуровневых языков, перейдём на синтаксис более высокоуровневых языков, которые сделают рутинную работу за нас. А конкретно, будем использовать синтаксис языка Java. Добро пожаловать под кат.
Двоичная система счисления
Числа в двоичной системе счисления состоят всего из двух знаков. Нуля и единицы. 00000001 – число один. 00000010 – число два. 00000100 – число 4. Как вы можете заметить, когда единица смещается влево, число увеличивается в два раза. Чтобы получилось число 3, необходимо написать 00000011. Таким образом можно составить все необходимые числа. В данном примере мы использовали двоичное число с восемью знаками, иначе говоря число восьмиразрядное. Чем больше у числа разрядов, тем большее оно может вместить значение. Например, восьмиразрядное число вмещает максимальное значение 255, если считать ноль, тогда 256, а в программировании ноль считается всегда. Если увеличить разряд на один, получится девятиразрядное число и его вместимость увеличится в два раза, то есть станет 512. Но так в программировании никогда не делается и обычно каждая следующая разрядность увеличивается вдвое. Один разряд, потом 2 разряда, потом 4 разряда, потом 8 разрядов, потом 16 разрядов, потом 32 разряда и далее.
Шестнадцатеричная система счисления
Всё аналогично двоичной, только вместо нулей и единиц участвуют цифры от 0 до 15. 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F, где A – 10, B – 11, C – 12, D – 13, E – 14, F – 15.
Знак минус в программировании
Буквы и знаки
Буквы, знаки, смайлики и так далее обозначаются также числами. Буква А может быть числом 00000001 или любым другим, или даже комбинацией чисел в зависимости от кодировки символов. Кодировок много.
Типы данных
В программировании есть типы данных. Числовые, такие как 233, которые разобрали выше. Называются почти везде int, от слова integer. С плавающей запятой, такие как 198,76, называются почти везде float. У букв тип char, у строк тип String. Тип bool имеет два значения – истина (true) и ложь (false). У этого типа реализация в разных языках разная, но самая простая, когда ноль — значит ложь, а любое другое число истину. Нестандартные типы данных, такие как числа с фиксированной запятой, рассматривать не будем.
Применение
Прежде чем использовать числа в программировании их нужно объявить, то есть сказать с помощью языка программирования, что они существуют.
Это стандартное объявление примитивного типа.
Сначала пишем тип, потом имя переменной, то есть нашего числа. Всегда заканчиваем наше выражение, да и любое, точкой с запятой.
Теперь мы можем использовать переменную по её имени.
Здесь мы присвоили переменной значение. В отличии от математики в программировании = значит взять значение справа и присвоить переменной слева. = — это знак/оператор присвоения.
Можно объединить объявление и присвоение, то есть сразу инициализировать переменную.
Буквы выделяются одинарными кавычками, строки выделяются двойными кавычками. Числа типа int не выделяются.
К числам с плавающей запятой одинарной точности в конце добавляется f.
К числам с плавающей запятой двойной точности ничего не добавляется.
Операторы
После того как мы записали наше выражение, например сложения,
получается значение. Но так как оно ни одной переменной не присваивается, оно исчезает. Чтобы присвоить значение переменной используется специальный оператор присвоения, который коротко описан выше.
Повторим ещё раз. Он берёт значение со своей правой стороны и присваивает его переменной в левой стороне. Это оператор =, и он не имеет ничего общего со знаком равно из математики.
Также у нас есть логические операторы, такие как (больше),
Как самостоятельно стать программистом с нуля
Читайте внимательно: в этом тексте вы найдете несколько советов и реальных историй выпускников SkillFactory, ставших программистами, а также список бесплатных курсов и материалов для самостоятельного обучения.
Чем занимаются программисты?
Благодаря поп-культуре у большинства далеких от IT людей сформировался стереотип о программистах как о бородатых мужиках в футболках с супергероями, нелюдимых и замкнутых. При этом считается, что они умеют все: от взлома баз данных до починки холодильника, — но на деле в IT-индустрии более узкие специальности.
Но чем конкретно занимаются программисты?
Читайте также: Что выбрать: iOS- или Android-разработку?
Обычно для разных типов систем крупные компании нанимают двух разных разработчиков, но иногда ищут специалистов-универсалов.
Читайте также: Что выбрать: frontend, backend или fullstack? Разбираемся, в чем отличия между типами разработки
Читайте также: Главные профессии в ИТ
Какой язык программирования выбрать?
Это зависит от того, чем вы хотите заниматься:
Google использует Python для ранжирования поисковой выдачи, также на нем работают YouTube, Dropbox и Reddit. Еще на этом языке написан фреймворк Django — универсальный инструмент для веб-разработчиков, который отвечает за создание внешнего интерфейса и работу на сервере.
Fullstack-разработчик на Python с нуля
Научитесь программировать на Python и Javascript и получите востребованную профессию за 15 месяцев. Дополнительная скидка 5% по промокоду BLOG.
Если вы хотите идти в веб-разработку — определитесь, что вам больше интересно: backend или frontend. Вот, что нужно освоить для каждой специальности:
Frontend
HTML и CSS — это языки разметки, с помощью которых элементы сайта в браузере встают на нужные места.
Javascript — язык, который добавляет сайту динамику: анимацию нажатия кнопок, движение карточек продуктов, отправку уведомления.
Python — универсальный язык, который подходит для frontend-разработки, а также backend и других интересных задач.
Кроме этого, понадобится базовое знание основ веб-технологий. Например, нужно знать, как работает протокол http или зачем необходимо шифрование данных.
Научиться всему этому можно здесь.
Backend
Go — язык для backend с простым синтаксисом. Подходит для крупных проектов и высоконагруженных приложений, таких как YouTube или Ozon.
PHP — простой в освоении язык, подходит только для backend, но специалисты советуют обратить внимание на более современные инструменты.
Java — универсальный язык, который используется уже более 20 лет. Код, написанный на Java, работает одинаково на разных устройствах, что является его базовым преимуществом.
Научиться этому можно здесь.
Начинающим разработчикам мобильных приложений стоит определиться, с какой операционной системой они будут работать, потому что код для iOS и Android пишется на разных языках.
Objective-C — язык программирования Apple, который используется в первую очередь для MacOS. Приложения для iOS раньше тоже писали на нем, но теперь мобильные разработчики используют в основном Swift.
Swift — понятный и логичный язык, который отражает главные качества iOS — функциональность и производительность.
Освоить навыки можно здесь.
Android
Java — кроссплатформенный язык для создания мобильных и серверных приложений. На нем также можно писать backend для сайтов.
Kotlin — язык, альтернативный Java, большую часть нового кода сейчас стараются писать именно на нем. Но Java стоит знать для того, чтобы ориентироваться в уже написанном коде, а благодаря совместимости языков код на Kotlin и Java можно миксовать в одном проекте.
Освоить профессию можно здесь.
Android-разработчик с нуля
Вы освоите программирование и главные навыки мобильного разработчика, подготовитесь к трудоустройству и уже после первых 8 месяцев обучения сможете начать работать по новой специальности. Дополнительная скидка 5% по промокоду BLOG.
В геймдеве выбор языка зависит от уровня проектов и платформ, с которыми вы хотите работать:
C++ — потребуется, если вы планируете создавать крупные AAA-проекты с фотореалистичной графикой для PlayStation и Xbox. В этом случае обойтись простыми в изучении базовыми языками точно не получится. Подробная статья о С++.
C# (Си-шарп) — язык для движка Unity, разработанный компанией Microsoft. Он особенно популярен в России и считается более простым в освоении, чем C++. Изначально на нем создавались проекты эксклюзивно для ПК, но сейчас код, написанный на C#, можно портировать на Android, iOS, Xbox и другие платформы.
Разработчик игр с нуля
Научитесь создавать игры на самом востребованном движке Unity и станьте востребованными специалистом. Дополнительная скидка 5% по промокоду BLOG.
Читайте разбор: Какой язык программирования выбрать?
Что еще нужно знать, чтобы стать программистом?
Владение английским языком — важный навык для тех, кто хочет стать программистом с нуля самостоятельно. Во-первых, знание английского нужно, чтобы лучше понимать код, написанный на языке программирования. Важно прокачивать технический английский, чтобы ориентироваться в англоязычной документации. Во-вторых, комьюнити разработчиков, говорящих на английском, гораздо шире русскоязычного, поэтому стоит быть в курсе мировых трендов, общаться и получать информацию на этом языке.
Совет выпускника SkillFactory:
— Только трудом и практикой можно освоить новую профессию. Работодатели не прибегут просто так. Чтобы начать, нужна крепкая база по специальности и главное — практика. Я знаю много людей, которые пропускают фундаментальные вещи. Они часто быстро достигают предела и не могут решать сложные задачи.
Марк Соболев, старший лейтенант полиции, который стал frontend-разработчиком. Читайте его историю
Получите перспективную и творческую профессию в IT с нуля на практике. Дополнительная скидка 5% — по промокоду BLOG.
Что почитать?
Онлайн-медиа — здесь обсуждаются нишевые события и более узкие темы.
Искать решение своей проблемы и задавать вопросы стоит на англоязычных форумах, как специализированных, так и не очень. Есть два популярных варианта:
Я хочу стать программистом. Где учиться?
Можно самостоятельно учиться программированию, записаться на онлайн-курсы и даже учиться очно — плюсы есть у каждого варианта.
Самообразование не требует серьезных затрат, понадобятся только усидчивость и умение добывать нужную информацию. При правильном подходе уже через несколько месяцев после начала обучения получится написать простую программу.
С другой стороны, грамотно составленный курс обучения даст новичку полное представление о профессии и позволит быстро освоить разные инструменты на практике.
Обучение онлайн по сравнению с очным требует меньше времени, а хорошие онлайн-школы сопровождает своих учеников до первого трудоустройства, помогает с составлением резюме и портфолио. Например, в SkillFactory помощью в трудоустройстве занимается специальный карьерный центр.
Самостоятельное обучение: блоги, приложения, книги, бесплатные курсы и видеоуроки
Плюс: дает возможность попробовать себя в новой сфере деятельности без вложений.
Минус: отсутствие опытного наставника и структуры работы. Кроме этого, бесплатные курсы бывают поверхностными, поэтому с их помощью редко получается стать опытным специалистом.
Поступление в вуз или колледж
Плюс: профессиональное образование помогает расширить кругозор. Помимо фундаментальных знаний по специальности, выпускники получают общие знания в других сферах: экономике, культуре, политике и естественных науках.
Минус: IT-индустрия развивается быстро, современные государственные программы не успевают под нее адаптироваться, и выпускники рискуют выйти в большой мир разработки с неактуальными или неполными знаниями.
Онлайн-курсы
Плюс: главный плюс онлайн-обучения на курсах программистов — это поддержка ментора и формирование профессионального сообщества. Все вопросы можно обсудить с коллегами по цеху. Также онлайн-школы предоставляют ученикам доступ к большим методическим базам.
Минус: сам процесс обучения может занимать от полугода до двух лет, потребуется мотивация, чтобы его закончить.
Бесплатные курсы и материалы для самостоятельного обучения
На площадке Coursera можно найти бесплатные программы по разным направлениям в IT на русском и английском языках:
На площадке edX собраны бесплатные курсы Гарварда, Массачусетского университета, Беркли, Бостонского университета и других именитых учебных заведений. Например:
В подборках для новичков чаще всего встречается несколько книг, с которыми полезно познакомиться:
Советы выпускницы SkillFactory:
В IT нужно постоянно учиться. Регулярно выходят новые версии рабочих инструментов или появляются более сложные. Если вы взяли курс, решайте все задачи сами, даже если они кажутся слишком трудными. На реальной работе никто не будет приносить все «на блюдечке»: нужно уметь искать информацию, разбираться в ней и применять на практике.
Ищите компании с возможностями для роста. Менять работу не страшно, но внутри привычной компании это делать комфортнее. Теперь я работаю в компании, где могу пробовать новые специальности.
Лариса Петрова, бывший инженер-программист второй категории, стала fullstack-разработчиком. Читайте ее историю
Современные языки программирования, которые заставят вас страдать: Часть 1, ООП
Авторизуйтесь
Современные языки программирования, которые заставят вас страдать: Часть 1, ООП
Прим. ред. Это перевод статьи Ильи Суздальницкого. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора оригинала.
В этой статье автор попытался дать объективную оценку современных популярных (и не очень) языков программирования. Если вы не согласны с автором, делитесь мнением в комментариях, и голосуйте за свои любимые языки программирования в нашем баттле.
Си-подобные языки
Особенности языка: C++ может многое. Слишком многое. Это попытка стать универсальным, при этом не будучи хорошим в чём-то одном. В языке есть: оператор goto, указатели, ссылки, ООП, перегрузка операторов и другие не особо полезные фичи.
Почему C++ такой? Полагаю из-за возраста. Язык был создан в далёком 1979 году, когда его создатели не знали на чём нужно фокусироваться. Добавлять в язык больше возможностей считалось хорошей идеей, ведь это увеличивало область применения.
Скорость: C++ славится долгой компиляцией. Она значительно дольше чем у Java, но не так плоха, как у Scala. С другой стороны производительность уже скомпилированных приложений и время их запуска достаточно хороши.
Экосистема\Инструментарий: описание ошибок — не сильная сторона C++, это иллюстрирует следующий твит:
В С++ мы не говорим «Пропущен символ *», мы говорим:
Сборка мусора: этой фичи никогда не было в C++. Ручное управление сборкой мусора — источник множества ошибок.
ООП, которое не получилось: во времена создания C++ ООП была крутой новой парадигмой, но при её реализации было допущено несколько критических ошибок. По крайней мере в С++ использовать ООП не обязательно (В отличие от Java).
Сложность изучения: С++ — сложный низкоуровневый язык без автоматического управления памятью. Его сложно изучать новичкам из-за чрезмерного количества функций.
Параллелизм: язык создавался во времена одноядерных вычислений, только в последние десятилетия в него была добавлена рудиментарная поддержка параллелизма.
Обработка ошибок: предпочтительный механизм обработки — выброс и обработка исключений.
Иммутабельность: поддержка отсутствует.
Поддержка NULL: все ссылки могут быть NULL.
Вердикт: неудавшаяся попытка превзойти язык Си. Вероятно, стоит использовать только для системного программирования. Однако и здесь есть лучшие альтернативы. Например, такие современные языки программирования, как Rust и Go.
Сборка мусора: это одно из ключевых преимуществ Java над C++, позволяющее избежать множества багов.
Экосистема: Java существует достаточно долго, поэтому она обладает внушительной экосистемой для бэкенд-разработки. Это значительно уменьшает затраты на разработку.
ООП: Подробнее моё мнение об ООП можно узнать в статье ООП — катастрофа на триллион долларов. Вместо этого я процитирую более выдающегося человека: «Мне жаль, что я придумал для этого термин «объекты», и люди сфокусировались на побочной идее. Главная идея — сообщения» — Алан Кей, изобретатель ООП.
Скорость: Java запускается на JVM, что замедляет время старта. Я видел программы которые запускались по 30 секунд и дольше, что неприемлемо для современных приложений. Время компиляции растет на больших проектах, что влияет на продуктивность разработчиков (но всё ещё не так плохо как в Scala). Однако производительность JVM во время выполнения программы действительно хороша.
Сложность изучения: Хотя Java довольно простой язык, писать на нём хороший объектно-ориентированный код действительно сложно.
Параллелизм: Java также как и C++ был создан в эру одноядерных вычислений, и имеет лишь рудиментарную поддержку параллелизма.
Поддержка NULL: все ссылки могут быть NULL.
Обработка ошибок: предпочтительный механизм обработки — выброс и обработка исключений.
Иммутабельность: поддержка отсутствует.
Вердикт: Java был неплохим современным языком программирования в момент своего появления. Его портит сосредоточенность на ООП. Язык очень многословен и страдает от шаблонного кода.
Синтаксис: синтаксис C# всегда немного опережал Java. Он меньше страдает от шаблонного кода. Но хоть C# и объектно-ориентированный язык, он тоже страдает от многословности. Приятно видеть как синтаксис C# улучшается с каждым релизом, добавляются: сопоставление с образцом, кортежи и другие возможности.
ООП: C#, как и Java больше сосредоточен на ООП. И снова, вместо того чтобы рассказывать о недостатках ООП, я процитирую более выдающегося человека: «Я считаю, что недостаточное переиспользование больше относится к ООП языкам, чем функциональным. Потому что проблема ООП языков в неявной среде, которую они таскают за собой. Вы хотите банан, но получаете гориллу, держащую банан и целые джунгли» — Джо Армстронг, создатель языка Erlang.
Мультипарадигменность: разработчики утверждают, что C# — мультипарадигменный язык. В частности, говорят что C# поддерживает функциональное программирование. Я считаю, что поддержки функций первого класса не достаточно для того, чтобы считать язык функциональным. Что для этого нужно? Как минимум встроенная поддержка иммутабельных структур данных, сопоставления с образцом, конвейерный оператор для создания цепочек функций и алгебраические типы данных.
Параллелизм: аналогично с C++ и Java.
Поддержка NULL: аналогично с C++ и Java.
Обработка ошибок: аналогично с C++ и Java.
Иммутабельность: аналогично с C++ и Java.
Вердикт: как и в случае с Java я бы порекомендовал более современные языки программирования. C# под капотом — та же Java, с более современным синтаксисом.
Python
Экосистема: есть библиотеки почти на любой случай. В отличие от JavaScript, Python нельзя использовать для фронтенда. Это компенсируется множеством библиотек для анализа данных.
Сложность изучения: простой язык, который можно выучить за пару недель.
Типизация: имеет динамическую типизацию.
Скорость: Python — интерпретируемый язык программирования и является одним из самых медленных языков по времени выполнения программы. В случаях когда производительность важна, можно использовать Cython. Скорость запуска программ также страдает, в сравнении с нативными языками.
Инструменты: управление зависимостями в Python разочаровывает. Существует: pip, pipenv, virtiualenv, pip freeze и другие. Для сравнения — NPM в JS это всё что вам нужно.
Параллелизм: имеет только рудиментарную поддержку параллелизма.
Поддержка NULL: Все ссылки в Python могут быть NULL.
Обработка ошибок: предпочтительный механизм обработки — выброс и обработка исключений.
Иммутабельность: поддержка отсутствует.
Вердикт: увы, Python не имеет достаточной поддержки функционального программирования, которое как нельзя лучше подходит для анализа данных (лучше использовать Elixir). Язык не стоит использовать где-то кроме анализа данных (когда нет других альтернатив). Julia вероятно может быть хорошей заменой, но её экосистема ещё не такая зрелая, как у Pyhton.
Скорость: язык создавался быстрым. Компиляция на Rust занимает больше времени чем на Go. Выполнение программ немного быстрее чем на Go.
Поддержка NULL: первый язык из нашего списка, использующий современную альтернативу. Вместо NULL значения здесь используется Option.
Обработка ошибок: Rust использует для этого подход современных функциональных языков программирования. Существует специальный тип Result, который показывает, что операция может выдать ошибку. Это очень похоже на Option, но случай None тоже хранит результат.
Управление памятью: нет сборщика мусора.
Параллелизм: из-за отсутствия сборки мусора параллелизм в Rust довольно сложен.
Иммутабельность: не поддерживается.
Низкоуровневый язык: в следствие этого, язык сложен для изучения, а производительность разработчиков меньше, чем на высокоуровневых языках.
Вердикт: Rust хорош для системного программирования, имеет мощную систему типов, Option и современную обработку ошибок. Однако, он всё ещё менее популярен чем TS и JS, потому что не подходит для бэкенда\Web API.
TypeScript
Надмножество JS: это плюс, потому что многие уже знают JavaScript. Но с другой стороны, язык тянет за собой всё из JS.
Экосистема: здесь всё также наследуется от JS, что даёт доступ к огромной экосистеме JS. Работать с NPM очень приятно, особенно после Python. Однако, не все JS-библиотеки поддерживают TypeScript.
Система типов: с одной стороны поддерживает алгебраические типы данных, с другой имеет только рудиментарную поддержку приведения типов. Вы будете использовать Any чаще, чем вам того хотелось бы.
Поддержка NULL: в версии 2.0 была добавлена поддержка non-nullable типов, её можно включить с помощью флага –strictNullChecks. Однако это не подразумевается в языке.
Обработка ошибок: предпочтительный механизм обработки — выброс и обработка исключений.
Новые фичи JS: JavaScript быстрее получает клевые обновления. Используя Babel можно использовать даже экспериментальные фичи.
Иммутабельность: JS разработчики могут использовать библиотеки для этого. В TypeScript приходится полагаться на нативные массивы/оператор spread (копирование при записи):
К сожалению нативный оператор spread не производит глубокое копирование, а ручное расширение является громоздким. Копирование больших массивов/объектов плохо сказывается на производительности.
Ключевое слово readonly делает свойства иммутабельными. Однако это всё ещё далеко от адекватной поддержки иммутабельности.
TypeScript&React: если вы занимаетесь фронтендом, то наверняка используете React. Он не создан для работы с TS. React пригоден для функциональных языков.
Нужен ли TypeScript? Мне кажется что шумиха вокруг TS имеет ту же природу, что и популярность Java\C#. Её причина — поддержка большими корпорациями.
Вердикт: хотя TypeScript и позиционируется как «лучше чем JS», его достоинства переоценены.
Параллелизм: это киллер фича языка. Как и Erlang\Elixir, Go следует mailbox модели параллелизма. Параллелизм в Go с помощью горутины в случае ошибки убивает всю программу, когда как параллелизм в Elixir убивает один из процессов.
Скорость: Go — очень быстрый язык, как по времени компиляции, так и скорости запуска программ.
Сложность изучения: это простой язык, который можно изучить за месяц.
Обработка ошибок: Go не поддерживает исключения. Вместо этого нужно явно обрабатывать возможные ошибки. Как и Rust, он возвращает два значения: результат вызова и возможную ошибку.
Не ООП: хоть многие со мной не согласятся, я считаю отсутствие ООП фич большим достоинством.
Типизация: отсутствие дженериков в Go приводит к дублированию кода.
Поддержка NULL: к сожалению, Gо использует NULL, а не более безопасные альтернативы.
Иммутабельность: не поддерживается.
Вердикт: Если вы не работаете в Google, тогда Go, вероятно, не лучший выбор. Go — простой язык, подходящий для системного программирования. Он действительно быстрый, лёгкий для изучения и отлично справляется с многопоточностью.
Javascript
Экосистема: это сильная сторона JS. Этот язык используют в вебе, CLI, data science, и даже машинном обучении.
Сложность изучения: JavaScript один из самых простых для изучения языков. Его можно освоить за пару недель.
Типизация: JS — динамически типизирован. И это иногда порождает странные вещи вроде:
Иммутабельность: выше уже говорилось о том, что оператор spread снижает производительность. Однако, JS-библиотеки могут помочь.
React не создан для JavaScript: использование PropTypes обязательно в связке React+JS. Однако это означает, что PropTypes должны поддерживаться, что может стать вашим кошмаром.
Также возможны проблемы с производительностью в подобных моментах:
Такой невинный на первый взгляд код, может стать кошмарным, из-за того, что в JS []!=[]. Он заставит огромный список перерендериться при каждом обновлении.
Ключевое слово this: это, возможно, худшее, что есть в JS. Оно порождает неоднозначное поведение. Использование этого ключевого слова часто приводит к странным ошибкам.
Параллелизм: JS поддерживает однопоточный параллелизм в цикле событий. Это устраняет необходимость синхронизации потоков (блокировки). Хотя JavaScript и не ориентирована на параллелизм, работать с ним здесь проще, чем большинстве других языков.
Новые фичи JS: быстро получают поддержку (можно использовать экспериментальные).
Обработка ошибок: предпочтительный механизм обработки — выброс и обработка исключений.
Вердикт: JS — не идеален. Но при должной дисциплине может быть хорошим языком для фуллстек разработки.