беларускае радые что гучала
Мовный приговор Пока Лукашенко говорит о дружбе с Россией, белорусов штрафуют за русский язык
Когда речь заходит о гонениях на русский язык на постсоветском пространстве, обычно вспоминают Украину или республики Прибалтики. Однако своя кампания по дерусификации идет и в «братской» Белоруссии, с которой Россия вот уже 20 лет состоит в отношениях Союзного государства. Она, надо признать, не сопровождается агрессивной риторикой, как в Киеве, но уже серьезно влияет на отношения Москвы и Минска и углубляет раскол в обществе. В том, как белорусские власти и оппозиция вместе работают над закреплением гегемонии белорусской «мовы», разбиралась «Лента.ру».
В 2015 году у Белоруссии появился первый лауреат Нобелевской премии по литературе — Светлана Алексиевич. Она также стала шестым русскоязычным лауреатом этой престижной награды. Однако отношения с языком, на котором она пишет, у Алексиевич довольно сложные. В 2017-м она дала интервью, где заявила, что русский язык на Украине можно запретить с целью «цементирования» украинской нации. Она также провела параллели с ситуацией в родной Белоруссии, которая, по ее мнению, была насильно «русифицирована», и теперь население республики почти поголовно говорит по-русски. В последние годы Алексиевич могла бы вполне высоко оценить политику белорусского руководства в отношении русского языка.
Бедный язык
Справедливости ради стоит сказать, что поддерживать националистические настроения в Белоруссии начали еще советские власти в 1920-х годах — большевики стремились сформировать в каждой союзной республике «коренную» интеллигенцию, лояльную режиму в Москве, но все же представляющую отдельную от русских нацию. Примечательно, что аналогичный процесс шел и на Украине, однако там он имел успех, в отличие от Белоруссии.
При поддержке союзного центра в стране расцвела национальная литература. Например, Янка Купала и Якуб Колас, которые сейчас являются главными кумирами современных борцов за «белорусизацию» и которые имеют славу борцов с советским режимом, охотно писали по заказу властей хвалебные оды Сталину.
Однако все усилия оказались тщетны: белорусский язык прижился только у немногочисленных идейных националистов и либералов из числа интеллигенции. Подавляющее большинство жителей городов общалось на русском, в сельской же местности были распространены смесь русского и белорусского языков (трасянка) и различные диалекты.
Фото: Василий Федосенко / Reuters
Следующая попытка искусственно поднять националистические настроения была предпринята в момент обретения независимости, когда новым властям потребовалось легитимизировать в глазах населения распад СССР. Руководство республики активно использовало символику Белорусской народной республики (БНР) — государственного образования, которое несколько лет существовало на нынешней территории страны во время Гражданской войны. БНР подавали как пример «настоящей», суверенной и демократической белорусской государственности. В «национальный миф» о БНР входила и «беларуская мова».
Однако у большей части населения эти идеи вызвали отторжение — отчасти этим и объясняется успех пророссийского Александра Лукашенко на президентских выборах 1994 года. В 1995-м он вернул русскому языку статус государственного по итогам референдума. Тогда президент выражал свое отношение к мове предельно конкретно: «Люди, которые говорят на белорусском языке, не могут ничего делать, кроме как разговаривать на нем, потому что по-белорусски нельзя выразить ничего великого. Белорусский язык — бедный язык. В мире существует только два великих языка — русский и английский».
А к 1999 году, когда дело дошло до подписания договора о создании Союзного государства, Лукашенко окончательно разгромил проевропейскую оппозицию, сделав национализм уделом группы политизированных маргиналов. Все это позволило ему создать репутацию русофила, при котором русский язык в республике, да и вообще отношения между Белоруссией и РФ будут в безопасности.
«Мы не русские, мы белорусские»
Однако в последние пять лет политический курс Минска значительно изменился. После вхождения Крыма в состав России Лукашенко начал опасаться повторения этого сценария в отношении всей его страны. Если в нулевых он называл белорусов «русскими со знаком качества», то после 2014 года лейтмотивом его националистической риторики стала фраза «мы не русские, мы белорусские».
Выступая 20 января 2015-го на 42-м съезде формально «общественного», но финансируемого из госбюджета объединения «Белорусский республиканский союз молодежи», Лукашенко заявил: «Культура — вот что делает белоруса белорусом, а не просто «тутэйшым» (в дословном переводе «местные»), в какой бы точке земного шара он ни находился. Это не только наше богатейшее наследие: литература, музыка, архитектура — но и язык, который мы должны знать, история, которую мы должны помнить, и ценности, которые мы должны уважать».
Фото: страница SAY.BY на Facebook
Борьбу за национальную культуру начали с топонимики. Русскоязычные указатели практически исчезли с улиц. Их заменили на белорусскоязычные, добавив транслитерацию на латинице. Для людей, пользующихся русским языком, это создает определенные сложности. А таких по-прежнему большинство: известный националист и публицист Юрий Дракохруст в январе 2019-го с сожалением констатировал, что в быту русским языком пользуется 86,7 процента, а в сельской местности — 35,7 процента.
Инициатором смены указателей называли некоего эксперта-лингвиста Игоря Копылова, однако о нем никто не слышал даже в узких профессиональных кругах. Инициатива тут, скорее всего, исходила от власти. Дошло даже до изменения республиканского закона «О наименовании географических объектов». Теперь названия им «присваиваются на белорусском языке, с которого способом транслитерации передаются на английский язык».
Разумеется, многим реформа показалась неконституционной, ведь основной закон Белоруссии гарантирует двуязычие. Недовольным ответили, что нет, не гарантирует, а лишь допускает. Один из лидеров оппозиционной партии Белорусский народный фронт (БНФ) Игорь Ляльков и вовсе предложил всем недовольным «нецензурное слово [ехать] в Россию», если у них нет желания изучать белорусский язык и версию его написания латиницей.
Все трудности, с которыми сталкиваются жители страны после культурных инноваций властей, ярко расписал минчанин Михаил Михайлов в своей статье «Где у вас станция «Мичалова“?», в которой он рассказывает историю знакомства маленькой дочери с новой топонимикой:
«Приходится подсказать: станция «Кастрычнiцкая», где требуется сделать пересадку, и есть нужная нам «Октябрьская». У нас в стране, поясняю на ходу, два государственных языка — русский и белорусский. «А это на каком?» — показывает она уже в вагоне на непонятные надписи на схеме: Michalova, Hrušaŭka, Kastryčnickaja…»На иностранном“», — выкручиваюсь я. Сам же думаю: случись потребность — как объяснить иностранцу, что «Мичалова» — это вообще-то «Михалово», а «Хрущаўка» — «Грушевка»? Просвещать его на предмет белорусской латиницы? И почему Дворец Республики в нашем метро обозначен на вполне понятном английском — как Palace, а площадь, на которой он расположен, ничуть не square, а «plošča»?
Полиция мовы
Правительство стало относиться гораздо лояльнее к акциям общественников и оппозиции с призывами к популяризации белорусского языка. Более того — активно использовать мову призывают и чиновники высшего ранга. Так, Михаил Журавков, будучи министром образования Белоруссии, в январе 2015 года заявил о намерении перевести половину предметов в учебных заведениях на белорусский язык. Представить такое в первые 20 лет правления Лукашенко было решительно невозможно. Правда, свой замысел он воплотить не успел, так как в декабре 2016-го его отправили в отставку.
В последние пять лет в Белоруссии сложился новый социальный слой борцов за статус и чистоту «родного», то есть белорусского языка. Пока они не могут похвастаться успехами своих украинских «коллег», однако их голоса звучат все громче, их идеи находят отклик далеко за пределами политизированной части интернет-сообщества.
«Мовные инспекторы», как сами себя называют эти активисты, в основном занимаются жалобами на пользователей соцсетей или работников сферы обслуживания, которые неуважительно высказываются о белорусском языке. Первый пробный выпад в сторону противников «роднай мовы» был совершен еще в 2013 году: минский блогер Глеб Лободенко написал жалобу в прокуратуру из-за того, что жилищно-эксплуатационная служба дала ему официальный ответ на русском. Было возбуждено дело об административном правонарушении, минский суд приговорил директора коммунального предприятия к штрафу.
В Беларуси задержали начальника отдела маркетинга Hyundai и пресс-секретаря крупнейшего в стране мобильного оператора A1
В Минске задержаны 45-летний глава отдела маркетинга компании «Хёндэ АвтоГрад» Сергей Бабашков и 34-летний пресс-секретарь компании А1 – крупнейшего провайдера телекоммуникационных услуг в стране – Николай Бределев. В провластных Telegram-каналах появились видео, на которых оба рассказывают о своих «правонарушениях».
По словам Бабашкова, он был подписан на телеграмм-каналы «Радыё Свабода» и «Shraibman», которые недавно были признаны в Беларуси экстремистскими. Также он рассказал, что участвовал в акциях протеста в августе 2020-го, когда сотни тысяч людей вышли на улицы страны выразить несогласие с результатами президентских выборов.
В свою очередь, Бределев в ролике рассказал, что подписан на такие «экстремистские» телеграм-каналы, как «МотолькоПомоги» и «Ник и Майк». С автором первого канала — известным блогером Антоном Мотолько — Берделев знаком более восьми лет. Власти Беларуси считают, что Мотолько виновен в массовых беспорядках, возбуждении социальной вражды по признаку профессиональной принадлежности и создании экстремистского формирования.
Ранее в Беларуси были признаны экстремистским формированием интернет-ресурсы телеканала «Белсат», активно освещавшего протесты. Многие журналисты телеканала неоднократно подвергались суду и аресту. Также экстремистскими формированиями были признаны Telegram-каналы Nexta, Nexta-Live и Luxta. Telegram-канал Nexta стал самым популярным в стране ресурсом во время акций протеста.
Чым радый адрозніваецца ад радыё, ці Урок трэці: правапіс радыё- і радые-/я- ў складаных словах
Бачым, што частка складанага слова радые-/я- паходзіць ад слова радый, якое скланяецца і ў якім е, я выконваюць функцыю злучальных галосных. У рускай мове гэтыя часткі ў напісанні супадаюць: РАДИО. 1 — начальная часть сложных слов, вносящая значение сл.: радио (радиофизика, радиопомехи, радиорубка, радиоинструктор, радиозавод, радиоинформация, радиокомментарий и т.п.); РАДИО. 2 — начальная часть сложных слов, вносящая значение сл.: радиоактивный (радиоизотоп, радиойод, радиолюминесценция, радиоселекция, радиофосфор, радиофотография, радиохимический и т.п.). Такім чынам, старое правіла не памянялася, а толькі было ўдакладнена. З часткай радыё- трэба пісаць: радыёаўтограф, радыё-акустычны, радыёапарат, радыёвяшчанне, радыёўзрывальнік, радыёбачанне, радыёхваля, радыёкамбайн, радыёкампанія, радыёкампаратар, радыёкомпас, радыёкампазіцыя, радыёкантакт, радыёкантроль, радыёканцэрт, радыёсетка, радыёсігнал, радыёсістэма, радыёслужба, радыёслухач, радыёспектраскапія, радыё-спецыяліст, радыёспорт, радыётэатр, радыётэлевізійны, радыётэлескоп, радыётэлефон, радыётэхніка, радыёкіраванне, радыёфестываль, радыёфікацыя, радыёэфір, радыёрэха і інш. З часткай радые-/я- трэба пісаць: радыеадчувальнасць, радыеактывацыйны, радыеактыўнасць, радыебіялогія, радыегеалагічны, радыеахоўны, радыеізатопны, радыекарбонны, радыелячэнне, радыелюмінесцэнцыя, радыенукліды, радыерэзістэнтнасць, радыесенсібілізацыя, радыевугляродны, радыеўстойлівасць, радыехірург, радыехімічны, радыетэрапія, радыеэкалогія; радыягенны, радыяграфія, радыялогія, радыялярыі, радыязонд. У Руска-беларускім слоўніку (1998) рэкамендуецца пісаць: радыёметр, радыёметрыя; радыё-граф, радыеграфічны, радые-графія. Арфаграфічны разнабой напісання прыведзеных слоў павінен ліквідавацца з увядзеннем Закона \»Аб Правілах беларускай арфаграфіі і пунктуацыі\». Як паказвае пісьмовая практыка, на манер слова радыё стала пісацца яшчэ адно слова — аўдыё. У сучасных слоўніках знаходзім: аўдыёвізуальны і аўдыявізуальны, аўдыёкасета і аўдыякасета. Чаму так адбываецца? Гэтае запазычанае слова павінна засвойвацца паводле агульнага правіла, якое грунтуецца на фанетычнай асаблівасці нашай мовы: спалучэнне галосных іо ў сярэдзіне слова абазначаецца на пісьме літарамі іё (ыё) пад націскам, не пад націскам — ія (ыя): симбиоз — сімбіёз, физиолог — фізіёлаг, биолог — біёлаг, рацион — рацыён, пионер — піянер, радиатор — радыятар, пианино — піяніна, стационар — стацыянар і інш.; у пачатку слова пад націскам вымаўляецца і пішацца іо, не пад націскам — іа: іон, іанізацыя, іарданец і інш.; спалучэнне іа абазначаецца на пісьме літарамі ія (ыя) незалежна ад месца націску: аві?яцыя, лі?яна, гені?яльны, Ілі?яда, энтузі?язм, фартэпі?яна, піян?іст, сацыял?ізм, сацы?яльны, вары?янт, матэры?ял, матэрыял?ізм, ды?яметр, дыяпаз?он, дыяфр?агма. Адзначым цікавую асаб-лівасць: словы аўдыя і медыя могуць губляць сваю лексічную самастойнасць і ператварацца ў так званыя прэфіксоіды — часткі слова, якія на сёння нельга лічыць ні прыстаўкамі, ні самастойнымі словамі. Гэта паўплывала на іх напісанне. Першыя часткі складаных слоў медыя-, аўдыя- пішуцца разам. Тое ж назіраем і ў \»Рускім арфаграфічным слоўніку\» (адказны рэдактар прафесар У. Лапацін). Пад навуковым кіраўніцтвам прафесара Лапаціна ў 2000 годзе быў выдадзены новы звод правіл рускай арфаграфіі і пунктуацыі, які так і не быў прыняты ў Расіі. Прафесар Уладзімір Лапацін курыруе дзейнасцю расійскага партала gramota.ru. З імем гэтага аўтарытэтнага вучонага звязваецца развіццё сучаснай рускай арфаграфіі. У новай рэдакцыі Правіл зафіксавана: часткі складаных слоў аўдыя- і медыя- пішуцца разам: аўдыятэкст, аўдыязала, аўдыяапаратура, аўдыябізнэс, аўдыядыск, аўдыяплэер, аўдыятэкст, аўдыявізуальны, аўдыялогія, аўдыяметрыя, аўдыяальбом, аўдыяматэрыялы, аўдыяпрадукцыя, аўдыязапіс, медыяпадзея, медыятэкст; медыябаінг, медыябаер, медыябізнэс, медыявайна, медыяіндустрыя, медыямагнат, медыяплан, медыяпланаванне, медыярэсурсы, медыярынак, медыяселер, медыясуполка, медыяхолдынг, медыяносьбіт і інш. N.B.: Існуе невялікі шэраг слоў з пачатковым медые- : медыеваль (малюнак друкаванага шрыфту), медыевіст, медыевістыка, медыевальныя шрыфты.
Падкажыце, як правільна. Я частый пользователь Интернета. Без него уже не могу представить полноценной жизни, но как пишется это слово — с большой или малой буквы, не знаю. Как надо писать?
— Слова “інтэрнэт” хутка ўвайшло ў наша жыццё, пазначыўшы сабой амаль усе сферы чалавечай дзейнасці. Заўважым, што любое запазычанне, якое трапляе ў мову, “паводзіць” сябе нязвыкла і толькі праз пэўны час можа цалкам падлягаць яе законам. Інтэрнэт (з англ. Internet, ад Interconnected Networks) — аб’яднаныя сеткі, глабальная тэлекамунікацыйная сетка інфармацыйных і вылічальных рэсурсаў. Калі сёння мы ўжываем гэтае слова, то хутчэй за ўсё маем на ўвазе сусветнае павуцінне і даступную ў ім інфармацыю, а не саму фізічную сетку. Адсюль існуе разнабой у напісанні. Лічыцца, што напісанае слова internet з малой літары абазначае проста аб’яднанне сетак (англ. interconnected networks) праз маршрутызацыю пакетаў даных. У гэтым выпадку не маецца на ўвазе глабальная інфармацыйная прастора. Аднак крыніцы паказваюць: у неангламоўным або нетэхнічным асяродку гэтыя паняцці не адрозніваюцца. Арфаграфічны слоўнік рускай мовы Расійскай акадэміі навук пад рэдакцыяй У. Лапаціна рэкамендуе напісанне слова з вялікай літары: Интернет. Напісанне з малой літары выкарыстоўваецца ў якасці першай часткі складаных слоў і пішацца праз злучок: интернет-зависимость, интернет-пространство і інш. Апошнім часам такая рэкамендацыя не вытрымліваецца. Некаторыя расійскія выданні і парталы лічаць, што імя ўласнае сусветнага павуціння стала агульным і пішуць “интернет” з маленькай літары. Да іх адносяцца, напрыклад, “Коммерсантъ”, Яндэкс і інш. У “Правілах беларускай арфаграфіі і пунктуацыі”, зацверджаных Законам Рэспублікі Беларусь ад 23 ліпеня 2008 года, слова “інтэрнэт” пішацца з малой літары. Гэтаму ёсць абгрунтаванне. Слова “інтэрнэт” стала ўспрымацца як электронны сродак сувязі, від СМІ. Яно мае высокую частотнасць ужывання, што таксама ўплывае на напісанне ва ўсіх значэннях гэтага слова. Такі ж лёс чакае і назвы айчыннай і рускамоўнай частак сусветнай сеткі інтэрнэта — байнэт, рунэт, якія належаць да нацыянальных даменаў.
Правільна напісаць масмедыя ці мас-медыя? Чым адрозніваюцца гэтыя словы?
— Правільна: масмедыя. Гэтыя словы маюць аднолькавае значэнне, з’яўляюцца абсалютнымі сінонімамі або семантычнымі дублетамі: масмедыя = медыя. Некаторымі рускімі даведнікамі яны размяжоўваюцца стылістычна — паметай размоўнае. З маштабным пашырэннем выкарыстання слова медыя можна меркаваць, што яно выцесніць цяжкаважны і таўталагічны дублет — масмедыя. З вашай рубрыкі вынікае, што кропкі над літарай ё абавязковыя. А над вялікай літарай трэба ставіць кропкі? А як быць з беларускім I вялікім? Іванчанка Маргарыта, г. Бабруйск — Над вялікай літарай Ё кропкі абавязковыя. Што датычыць пастаноўкі кропкі над і, то ў новай рэдакцыі Правіл канстатуецца: кропка над літарай і малой абавязковая. Над літарай І вялікай у друкаваных тэкстах кропка не ставіцца, а ў рукапісных тэкстах кропка абавязковая.
Здравствуйте! Скажите, как правильно писать “расставить все точки над и” или “поставить все точки над и”? Спасибо.
Валерия Степановна, пенсионерка
— Правільна: расставить точки над “и”. Магчымыя варыянты: расставить точки над i або расставить точки над “i”. Выраз пазначае: даць тлумачэнні, удакладніць. Калька з французскай мовы, з’яўленне ў рускай мове абумоўлена тым, што раней у рускай азбуцы існавала літара “и десятеричное”.
СМИ сообщили об увольнении главы ОВД Центрального района Гомеля. Что об этом известно?
В Гомеле ушел с должности начальник отдела внутренних дел администрации Центрального района Александр Штрапов, сообщает «Радыё Свабода» со ссылкой на свои источники. Издание утверждает, что он попал под следствие из-за превышения служебных полномочий. Официально МВД пока не подтвердило и не опровергло эту информацию.
Снимок используется в качестве иллюстрации. Фото из архива zerkalo.io
— Он был уволен по собственному желанию, но находится под следствием по обвинению в злоупотреблении служебным положением, — цитирует издание неназванный источник. Второй собеседник «Радыё Свабода» уточнил, что Александр Штрапов находится на свободе.
По данным издания, Штрапов участвовал в жестких задержаниях участников протестов в прошлом году. «Радыё Свабода» не уточняет, связано ли описываемое дело с событиями 2020-го.
Zerkalo.io попыталось связаться с экс-главой ОВД Центрального района, но ответивший по мобильному — возможно, сам Штрапов — не дал никаких пояснений, а позже связь оборвалась.
Ранее информация о Штрапове была указана на сайте администрации Центрального района Гомеля. Согласно копии из архива Google, глава ОВД проводил личный прием по средам с 8 утра до 13 дня. Сейчас на сайте Штрапова уже нет в списке руководства местного ОВД.
В МВД пока не подтвердили и не опровергли информацию о возможном уходе главы ОВД и деле о превышении полномочий. Мы дополним публикацию, если появится официальная информация об этом.
МАЛАДЫЯ ТАЛЕНТЫ БЕЛАРУСІ
Десятый конкурс пройдет с марта по апрель дистанционно в формате профессионального отсмотра и оценки членами жюри предварительно записанных видеовыступлений и охватит все жанровые направления конкурсов прошлых лет. Помимо индивидуальных и ансамблевых номинаций «Эстрадный вокал», «Инструментальная музыка» и «Наследие», юные солисты смогут продемонстрировать свой талант в секции «Академический вокал», а для оркестров и хоров появятся отдельные категории «Инструментальная музыка. Оркестры» и «Хоровое творчество».
К участию в радиоконкурсе приглашаются талантливые ребята от 10 до 21 года, однако сольная номинация «Академический вокал» объединит юношей и девушек постарше – от 17 до 25 лет. Всем конкурсантам предстоит в соответствии с заявленной номинацией подготовить по три разнохарактерных видеовыступления, одно из которых – тема I тура – обязательное исполнение произведения белорусского автора.
Положение о конкурсе и образец заявки опубликованы ниже. Оперативная информация о ходе проекта будет размещаться в telegram-канале, на страницах Белорусского радио в социальных сетях и в эфире информационных выпусков Агентства теленовостей Белтелерадиокомпании.
Анкеты участников вместе с необходимыми документами, сопроводительным письмом и видеозаписью исполнения произведения белорусского автора для участия в I туре принимаются до 31 марта включительно по адресу:
220114, г. Минск, ул. Красная, д. 4,
либо на электронный адрес: talentbelarus@gmail.com с пометкой «Маладыя таленты Беларусі-2021».
Победители радиоконкурса станут известны в мае 2021 года – они получат от Первого национального канала Белорусского радио дипломы лауреатов и памятные призы.
Проект «Маладыя таленты Беларусі» проводится Первым национальным каналом Белорусского радио с 2009 года, и за все время в нем приняли участие более 2000 молодых музыкантов. С 2013 года призеры конкурса регулярно становятся стипендиатами Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи, а по итогам прошлогоднего конкурса почетных стипендий и премий удостоились 43 солиста и коллектива.
ПОЛОЖЕНИЕ
о X Республиканском
творческом радиоконкурсе
«Маладыя таленты Беларусі»
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Положение определяет порядок проведения X Республиканского творческого радиоконкурса «Маладыя таленты Беларусі» (далее – радиоконкурс), проводимого в рамках одноимённой радиопередачи для последующей трансляции в эфире Первого национального канала Белорусского радио.
2. Организатор радиоконкурса – Национальная государственная телерадиокомпания Республики Беларусь (далее – Организатор).
3. Цели радиоконкурса:
выявление и поддержка молодых одарённых музыкантов в разных жанрах музыкального искусства;
повышение творческого мастерства и исполнительской культуры молодых исполнителей;
освещение деятельности молодых исполнителей, их творческих успехов и достижений;
выявление интересных музыкальных произведений и создание стимула для их создания;
популяризация творчества белорусских авторов и музыкантов.
4. Настоящее Положение, иная информация о радиоконкурсе, в том числе новости, итоги туров радиоконкурса размещаются на интернет-сайте Первого национального канала Белорусского радио www.radio1.by.
ГЛАВА 2
УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ В РАДИОКОНКУРСЕ
5. Радиоконкурс проводится в соответствии с настоящим Положением, условия которого являются обязательными, в том числе в части требований, предъявляемых к исполнениям, участникам, процедуре отбора, а также гарантий передачи Организатору прав на использование исполнений участников.
6. Радиоконкурс проводится по девяти номинациям:
«Эстрадный вокал. Солисты»;
«Эстрадный вокал. Ансамбли»;
«Инструментальная музыка. Солисты»;
«Инструментальная музыка. Ансамбли»;
«Академический вокал. Солисты»;
«Инструментальная музыка. Оркестры»;
7. В номинации «Инструментальная музыка. Солисты» предполагается исполнение произведений на различных музыкальных инструментах.
8. Участие в радиоконкурсе могут принять обучающиеся учреждений общего среднего, среднего специального и высшего образования, детских школ искусств, иных учреждений образования, реализующих образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи (далее – участники).
9. Для участников радиоконкурса, кроме номинации «Академический вокал», определены три возрастные категории:
первая – от 10 до 12 лет;
вторая – от 13 до 16 лет;
третья – от 17 до 21 года.
В номинации «Академический вокал» определены две возрастные категории:
первая – от 17 до 20 лет;
вторая – от 21 до 25 лет;
Возраст участников определяется на дату начала проведения I тура, определенную пунктом 15 настоящего Положения.
10. Требования к исполнениям:
в номинации «Эстрадный вокал» – исполнение трёх разнохарактерных произведений (песен), одно из них белорусского автора на белорусском языке, второе – на выбор участника, третье – на одном из славянских языков (русский, белорусский, украинский, польский, чешский, сербский и т.д.);
в номинации «Инструментальная музыка» – исполнение трёх разнохарактерных произведений на музыкальных инструментах, одно из них – белорусского автора;
в номинации «Наследие» (творческий поиск в области фольклора и этнической музыки) – исполнение трёх разнохарактерных произведений (песен) на белорусском языке.
в номинации «Академический вокал» – исполнение трёх разнохарактерных произведений (ария, романс, песня), одно из них – белорусского автора;
в коллективных номинациях «Хоровое творчество», «Инструментальная музыка. Ансамбли/Оркестры» – исполнение трёх разнохарактерных произведений, одно из них – белорусского автора.
Исполнение произведения белорусского композитора/автора обязательно во всех номинациях.
Исполняемые произведения должны соответствовать возрасту участников, наиболее полно раскрывать их музыкальные данные.
11. В радиоконкурсе могут исполняться произведения профессиональных композиторов и поэтов, иных авторов, а также произведения, авторами которых являются сами участники, при условии соблюдения Закона Республики Беларусь от 17 мая 2011 г. № 262-3 «Об авторском праве и смежных правах».
12. Исполнения участников не должны:
оскорблять чести, достоинства и деловой репутации третьих лиц;
содержать пропаганду войны, призыва к разжиганию расовой, национальной, религиозной, социальной вражды или розни, пропаганду насилия или жестокости.
13. Организатор, в случаях недостаточного исполнительского уровня участников, небольшого количества участников в возрастных категориях, номинациях, иных случаях, вправе объединить несколько номинаций и (или) возрастных категорий в одну номинацию или возрастную категорию.
14. Обладатели Гран-при и лауреаты IX Республиканского творческого радиоконкурса «Маладыя таленты Беларусі» не имеют права принимать участие в радиоконкурсе в той же номинации.
15. Радиоконкурс состоит из предварительного этапа и трёх туров.
Предварительный этап – формирование и организация работы жюри, приём заявок в срок с 1 по 31 марта 2021 г.
Для участников во всех номинациях конкурс проводится дистанционно (в соответствии с рекомендациями Министерства здравоохранения Республики Беларусь по профилактике коронавирусной инфекции в организациях от 21.09.2020 г.). В зависимости от эпидемиологической ситуации Организатор вправе изменить форму проведения конкурса.
I тур – прослушивание и просмотр видеозаписей участников жюри (1-10 апреля 2021 г.). Для І тура должна быть представлена видеозапись исполнения произведения белорусского автора.
II тур – прослушивание и просмотр видеозаписей участников, прошедших I тур (11-20 апреля 2021 г.). Во всех номинациях (кроме «Инструментальная музыка. Солисты» и «Академический вокал») представляется видеозапись исполнения одного произведения на выбор конкурсанта (из трёх заявленных), кроме произведения, исполненного в первом туре.
III тур – прослушивание и просмотр видеозаписей участников, прошедших II тур (21-30 апреля 2021 г.). Во всех номинациях (кроме «Инструментальная музыка. Солисты» и «Академический вокал») представляется видеозапись исполнения одного произведения на выбор конкурсанта, кроме произведений, исполненных в предыдущих турах.
В номинации «Инструментальная музыка. Солисты» в I туре исполняется произведение белорусского автора; во II туре – одно произведение на выбор участника; в III туре – одно произведение крупной формы (как целиком, так и часть сонаты/сюиты/концерта) на выбор участника до 8 минут включительно.
В номинации «Академический вокал» в I туре исполняется произведение (романс/песня) белорусского автора; во II туре – одно произведение на выбор участника (романс/песня); в III туре – одно произведение на выбор участника (ария из оперы/оперетты/мюзикла).
Исполняемые произведения не должны повторяться в конкурсных турах.
Все произведения участниками исполняются наизусть.
16. Для участия в радиоконкурсе необходимо представить материалы:
заявку на участие по форме согласно приложению к настоящему Положению. В заявке необходимо указать всю конкурсную программу (три произведения);
видеозаписи исполнения произведения белорусского композитора/автора (для участия в первом туре);
фотоснимок в цифровом формате (для размещения на интернет-странице радиоконкурса);
копию документа, удостоверяющего личность (свидетельства о рождении или паспорта).
Если в радиоконкурсе участвует коллектив исполнителей, то подается коллективная заявка, в которой указываются данные всех исполнителей.
17. В сопроводительном листе участник должен рассказать о себе в свободной форме (биографические сведения, увлечения и творческие достижения, участие в конкурсах).
18. Материалы, указанные в пункте 16 настоящего Положения, принимаются с 1 по 31 марта 2021 г. (включительно) по адресу: 220114, г. Минск, ул. Красная, д. 4, либо на электронный адрес: talentbelarus@gmail.com с пометкой «Маладыя таленты Беларусі-2021» (заявки на участие принимаются в формате word).
Для участников, прошедших во второй тур, информация о размещении видеозаписей будет распространена дополнительно.
Телефоны для справок: +375 17 348 32 05, +375 29 609 94 51.
19. Дата поступления материалов определяется по почтовому штемпелю либо по дате получения заявки и материалов на электронный адрес.
20. Организатор не несёт ответственности за утрату материалов при пересылке, возможные перебои и ошибки в работе электронной почты.
21. К участию в радиоконкурсе не допускаются лица, предоставившие материалы по истечению срока, указанного в пункте 18 настоящего Положения, либо с нарушением требований, установленных пунктом 16 настоящего Положения, а также некачественные видеозаписи.
22. Присланные материалы не рецензируются и не возвращаются.
23. Состав жюри утверждается Организатором.
24. Жюри отбирает и прослушивает материалы, определяет участников следующего тура и победителей радиоконкурса в каждой номинации и возрастной категории.
25. Решение жюри является окончательным, оформляется протоколом и пересмотру не подлежит.
26. Критерии оценки исполнений участников:
профессионализм и исполнительское мастерство;
художественный вкус и оригинальность исполнения.
27. По итогам голосования жюри в III туре присуждаются:
в номинациях «Эстрадный вокал. Солисты», «Эстрадный вокал. Ансамбли», «Наследие. Солисты», «Наследие. Ансамбли», «Академический вокал», «Инструментальная музыка. Солисты», «Инструментальная музыка. Ансамбли/Оркестры», «Хоровое творчество» независимо от возрастной категории восемь Гран-при;
в каждой возрастной категории и номинации по одному 1 месту, 2 месту, 3 месту.
28. Жюри вправе присудить не все Гран-при и места, также разделить 3 место между двумя участниками.
29. Победители радиоконкурса награждаются дипломами лауреатов и памятными призами.
30. Объявление и награждение победителей состоится в мае 2021 года.
31. Организатор вправе изменить условия радиоконкурса, либо отменить радиоконкурс, но не позднее первой половины срока, установленного пунктом 18 настоящего Положения.
Извещение об изменении условий или отмене радиоконкурса будет сделано тем же способом, каким о радиоконкурсе было объявлено.
32. Участник радиоконкурса может быть дисквалифицирован и отстранен от дальнейшего участия в радиоконкурсе по следующим причинам:
нарушение условий настоящего Положения;
конфликт, давление на представителей Организатора и членов жюри;
распространение сведений, порочащих честь, достоинство других участников, деловую репутацию Организатора.
33. Решение о дисквалификации принимается Организатором.
34. Подача заявки на участие в радиоконкурсе свидетельствует:
о полном согласии заявителя (либо его законных представителей – в случае участия в радиоконкурсе несовершеннолетних) с условиями радиоконкурса;
о том, что участники обладают достаточным объемом прав для выполнения условий настоящего Положения;
о том, что использование в радиоконкурсе видеозаписей исполнений участников не будет нарушать прав и законных интересов третьих лиц.
35. Участники несут ответственность за соблюдение Закона Республики Беларусь от 17 мая 2011 г. № 262-3 «Об авторском праве и смежных правах».
36. Финансирование радиоконкурса осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных средств Организатора.
37. Расходы, связанные с участием в радиоконкурсе (проезд, проживание, питание, использование музыкальных инструментов и прочее), участники несут самостоятельно.
38. Все вопросы, связанные с проведением радиоконкурса, решаются Организатором.
1. Фамилия, собственное имя (творческий псевдоним) участника(-ов)
2. Название коллектива исполнителей (при наличии) __________________
3. Дата и место рождения _________________________________________
4. Домашний адрес ______________________________________________
5. Телефон, факс, адрес электронной почты __________________________
6. Место учебы (работы) __________________________________________
7. Руководитель/педагог коллектива исполнителей (фамилия, имя собственное, отчество обязательно прописывать на белорусском языке; указывать телефон, адрес электронной почты)_________________________________________
8. Название, авторы произведений для исполнения, хронометраж________
9. Номинация ___________________________________________________
10. Возрастная категория __________________________________________
11. Дополнительная информация ___________________________________
12. Согласен(-а,-ны) на публикацию своих имён и фотографий во всех средствах массовой информации, а также на проведение интервью для средств массовой информации, если это, по мнению Организатора, будет содействовать формированию положительного имиджа радиоконкурса и Организатора.
13. С Положением о X Республиканском творческом радиоконкурсе «Маладыя таленты Беларусі» ознакомлен(-а,-ы), согласен(-а,-ны) и обязуюсь(-емся) его выполнять.
(подпись заявителя(-ей), законного представителя)