белая лошадь символ чего
dara_j
dara_j
ЗНАЧЕНИЕ Символа Лошади
О символике ЛОШАДИ (КОНЯ):
«МИРОМ правят не слова и законы, а знаки и символы» (Конфуций)
В СИМВОЛАХ И ЗНАКАХ зашифрованы ЗАКОНЫ МИРОЗДАНИЯ.
СИМВОЛЫ означают соединения, могут быть обеспечением космических коммуникаций всех Цивилизаций ….
«Символика вскрывает законы связи мира со сверхъестественным: «То что внизу, то подобно тому, что вверху». символы чрезвычайно важны для понимания путей развития человеческой мысли, искусства, обычаев, религии и мифологии.»
» Знаки и символы могут служить нам указателями в повседневной или осознанной реальности, а символы, являющиеся во снах, помогут ориентироваться в духовном и подсознательном мире….»(с).
«Научитесь читать символы и следовать импульсам вплоть до их завершения. Стать СУЩЕСТВОМ многих измерений означает открыть все каналы и настроиться на различные частоты, а затем принимать передачи знания.» (с);
«Символы, узоры, схемы, геометрические фигуры – это всё новые знания о далеких МИРАХ, которые пока сознание человека не способно расшифровать.» (с)
ПОНИМАНИЕ СИМВОЛА ЗАЧАСТУЮ ОЧЕНЬ ЗАВИСИТ ОТ КОНКРЕТНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО МЕСТА И ВРЕМЕНИ, поскольку в разных культурах один и тот же символ мог трактоваться по-разному.
——
Символизм лошади охватывает очень широкий диапазон, простираясь от света к тьме, от неба к земле, от жизни к смерти.
В китайском гороскопе Лошадь – седьмой знак. Год, посвященный этому животному, обещает быть наполненным суетой, волнующими событиями.
Конь олицетворяет мужскую солярную силу и является подножием для поднимающегося духа человека. Это комбинация слепой силы и направляющего духа. И прежде всего это атрибут многочисленных богов и героев, которые используют его как средство передвижения между различными стихиями, измерениями пространства.
Коня использовали в многочисленных семейных обрядах, прежде всего связанных с переходом из одного состояния в другое.
Во многих обрядах лошадь служит символом непрерывности жизни. Появляется в изображениях богов плодородия…
Как солярная сила белая, золотая или огненная лошадь появляется вместе с богами Солнца, впряженная в их колесницы; как лунная сила(элемент влаги, море и хаос) она воплощается в боевых коней океанических богов.
В славянской мифологии конь является символом плодородия, мистическим животным, способным проникать в царство мертвых, в потусторонний мир и возвращается обратно. Древние славяне почитали коня как атрибут СВЕНТОВИТА, БОГА ПЛОДОРОДИЯ и белого света. Конь у славян служил символом смерти и воскресения, подобно восходящему и заходящему СОЛНЦУ. »
Кроме того крылатый Конь- символ поэтического вдохновения, выразителем которого стал Пегас- волшебный конь, родившийся из тела убитой Персеем горгоны Медузы… Древние связывали Пегаса с богиней зари ЭОС …
Нагруженная лошадь является символом человеческого тела, несущего ношу своей духовной конституции, либо наоборот, это символ духовной природы человека несущего на себе бремя материальной личности.
В геральдической символике конь сочетает свойства сразу нескольких животных: храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя и ловкость лисицы. Называется бешеным, если представляется поднятым на дыбы; диким, если он без узды и т.д. \
Лошадь – символ и тотем
Благородное и стремительное существо, лошадь является одним из распространенных позитивных символов, талисманов, амулетов. Этот образ активен во многих символических системах, использующих животные тотемы. Давайте разберем его подробнее.
Навигация по статье
Кони и лошади в мифологии
Мифологический характер этого животного связан с божествами непосредственно. Конь может выступать зооморфным образом самого солнечного божества, или какого то его аспекта – лучей, восхода или рассвета, скорости движения и пр.
По всему миру в легендах живут и здравствуют солнечные боги и их небесные кони, запряженные в божественные упряжки и ассоциируемые с солнечными лучами. Часто используются образы утренней и вечерней зари как пары коней-близнецов (Ашвины, Диоскуры и др.).
Более подробно об этом читайте в статье «Боги Солнца».
Эта аналогия проявляется в дуальной паре, превратившись в белого и черного коней Белобога и Чернобога в славянской мифологии.
Белый или огненный цвета приписывались всем божественным существам, в том числе зооморфным, занятым борьбой со злом, поэтому цвет коня – является определяющим.
Например змееборец Святой Георгий – изображается на белом коне. Черный всадник, на черном скакуне – символ ночи, темных сил, служитель мрака, предвещает беды и смерти.
В китайской культуре архетип лошади означает стремительность в развитии событий и в достижении целей. Тут надо понимать, что это значение утвердилось издавна, когда самым быстрым способом перемещения была верховая езда и наиболее скорыми считались транспортные средства, запряженные лошадьми.
В современном мире это отношение к скакунам вылилось в меру мощности автомобильного двигателя, оцениваемую в «лошадиных силах».
Можно выделить отдельные аспекты, которые часто встречаются в мифологии различных народов:
Сделаем краткий вывод о том смысле лошадиной символики, которую донесли до нас легенды:
Фразеологизмы и их смысл
Укрощение дикого коня – культурное овладение солнечным принципом, разумное включение индивидуальности, творческого потока человека в общую жизненную стратегию.
Посадить на коня – момент инициации мальчика, с этого момент он начинает свой путь мужчины, воина. Отсюда пошли лошадки: детская качающаяся игрушка или элемент карусели.
Быть на коне – уверенность человека в себе, демонстрация этой уверенности окружающим. Главное – не переводить это ощущение в гордыню, а то недолго и «свалиться с коня».
Принц на белом коне – мечта девушки или женщины об идеальном возлюбленном, который прискачет однажды и полностью изменит ее жизнь (разумеется к лучшему!).
Троянский конь – Солнца, «пораженное» Меркурием, хитрость внутри благородного солнечного образа.
Темная лошадка – кто-то, о чьих свойствах и возможностях, мы пока не знаем, от него можно ожидать чего угодно, любого проявления и сюрприза.
Пегас, крылатый конь – символ творческой индивидуальности и возвышенного вдохновения.
Кентавр – лошадь с человеческим торсом, соединяет в себе тело животного и сверхчеловеческую мудрость. Самый знаменитый кентавр – Хирон, мыслитель и целитель, воспитавший многих греческих героев.
Единорог – лошадь с рожком на лбу, в этом образе присутствуют все позитивные конские качества, плюсом идет волшебная способность использовать магию. Может быть признаком удивительных событий, которые входят в жизнь человека.
Символы коня – смысл и значение
Лошадиная символика больше всего подходит людям, которые:
В зависимости от нюансов исполнения образа (например в тату, на картине, в украшении и т.п.), символ коня может означать:
Уздечка и подкова – талисманы
Уздечка – означает, что вы способны сами управлять своей силой и энергией, что вы достаточно умелы и организованы чтобы воплотить свои желания и достичь своих жизненных целей.
Лучше, если вы сами себе купите такой талисман, не принимайте его от других людей – значение такого подарка: ограничить вас, подчинить своим целям.
Подкова – символ счастья и удачи, особенно если вы ее «случайно» находите.
В таком случае, подкову можно воспринимать как знак:
Тотем
Человек, имеющий конский тотем, обладает мощной природной энергией, его можно назвать «пассионарием» — его сила способна менять мир и течение событий.
Он физически сильный, могучий, дюжий, любит двигаться, скорости. Характеристика относится и к женщинам – это те дамы, про которых говорят «коня на скаку остановят»…
Внешне человек может иметь густую гриву волос, мощные ноги, широкие крепкие бедра, удлиненное лицо, крупные зубы (тип лица, которое называют «лошадиным»).
Мужчина – жеребец, яркий, часто любит спорт, особенно связанный с бегом, верховой ездой, гонками. Обладает высокой сексуальностью, мощной потенцией, выносливостью.
Так как конский тотем в первую очередь зависит от масти, то рассмотрим подробнее его мужские разновидности в зависимости от цвета волос человека:
Блондин — при всем его внешнем превосходстве и личной силе, его любят и умеют использовать другие люди. Он часто нуждается в руководстве или ведении, для бизнеса – ему нужен амбициозный и прагматичный деловой партнер, иначе он будет всю жизнь вкалывать на кого-то, а не на себя. В отношениях – верный и постоянный, все будет делать для партнеров, для жены и детей.
Брюнет – самый мрачный из лошадиных типов, хорошо проявляет себя как руководитель низшего и среднего звена, отличный «двигатель прогресса». Может быть для других той самой «темной лошадкой», способной обойти на повороте соперников. Его проявления могут казаться другим странными, эксцентричными. Склонен «отбиваться от табуна». Имеет проблемы с близкими людьми – может покидать и дом и семью. Но потом его накроет ностальгия – и он вернется.
Рыжий (золотистый блондин, каштановые волосы) – идеален в творческих профессиях, обладает силой воли и харизмой, способен вести за собой. Любвеобилен и оптимистичен, но в личных отношениях азартен и непредсказуем, может бросаться из стороны в сторону.
Женщина – красива по-особенному, привлекает своей энергетикой, но не обладает глубиной, в ней как бы нет «второго дна», отсутствует «изюминка»-загадка. Достаточно открытая и искренняя, проста в общении, не честолюбива, вряд ли способна на кокетство или интриги.
Ей сложно что-то организовывать потому что стихийно устроена: не заморачивается, живо реагирует на непосредственные стимулы, захотела – сделала, не захотела – не сделала.
В юности больше всего ценит свою свободу и независимость, спокойно сходится с мужчинами, спокойно уходит от них.
Во взрослом возрасте — склонна превращаться в ломовую лошадь, которая тянет на себе все: работу, семью, детей («я и лошадь, я и бык, я и баба и мужик»). Отдых находит в путешествиях, обожает туризм и связанные с ним — спорт и компании.
Если ваш основной тотем – конь или лошадь, то вам необходимо ощущать и постоянно использовать свою энергию, жить здесь и сейчас.
Сначала для вас важно – просто любить, бегать, петь, танцевать, проявляться свободно и непосредственно. Почувствовать – на что вы способны.
Помните, что ваша сексуальная энергия – волшебная сила и мощный двигатель, который используется в разных сферах вашей жизни.
Чуть позже – необходимо учиться быть более осознанным и постигать свою индивидуальность, включать ваши творческие способности в социум.
Почаще задавайте себе вопрос: «для кого я это делаю?», учитесь выражать свое подлинное Я.
Делитесь своей силой и энергией с партнерами, которые глубже и разумнее вас, которые умеют лучше вас работать с информацией, более стратегически мыслят.
Научитесь использовать мудрость годовых солнечных циклов в своей жизни, это поможет сохранить вашу природную силу до преклонного возраста.
Знаки в сновидениях
Обращайте внимание на появление образа лошади/коня в снах — на их состояние, поведение.
Он может сигналить вам о необходимости проявлять сейчас свою стихийную силу и выходить из неких ограничений, которые были на вас наложены – самостоятельно или жизненными обстоятельствами.
Возможно пришло время двигаться, включать собственную энергию в более грандиозные проекты и задачи, — особенно если вы видите лошадь в стойле, клетке, так или иначе привязанную.
Если во сне лошадь слабая и страдающая, это свидетельствует о том, что ваша психическая энергия или эмоции находятся в таком же состоянии. Вам нужно более серьезно отнестись к своим личным нуждам или будут неприятности.
Проверьте – может быть в вашей жизни накопились факторы, которые не позволяют вашей силе течь легко и свободно. Осознайте их, освободитесь от тех, которые уже не работают на вас. Не ограничивайте себя убеждениями и ожиданиями других людей.
Может быть образом коня — ваша сексуальная энергия напоминает о себе, о необходимости активной реализации.
Черный конь во сне может представлять собой часть «я-тени» или часть вашей личности, которую вы обычно предпочитаете скрывать.
Белый цвет связан с повышением вашего настроения или духовных устремлений, возможно что наступает период развития интуиции.
Лошадь, которая во сне говорит человеческим языком – очевидно, это проявление вашего Тотема, как духовного наставника. Он принес вам сообщение от вашего бессознательного.
Подковы во сне — являются символом удачных обстоятельств, признаком того, что удача уже на пути к решению вопросов, касающихся личного здоровья, отношений и, возможно, бизнеса.
Слушайте себя, реагируйте на те чувства и эмоции, которые этот образ в вас вызывает, и решение придет.
Что символизирует Белый конь в мифологии?
У всех народов лошади, так или иначе, присутствовали в верованиях, обрядах, поверьях. Особую роль в жизни людей представлял Белый конь, символизирующий солнечный свет, жизнь, чистоту во всех её проявлениях.
Рассказы о мифических конях известны в древнеиндийской, кельтской, славянской и других мифологиях. Лошади наделялись даром ясновидения, предсказания. Эти животные были символом красоты и грациозности, верности и свободолюбия. Они воплощали стихийные силы огня, воды и ветра, а также жизненных сил. Библия говорит, что конь — совершенное творение божье.
В индоевропейской мифологии конь занимал почётное место среди образов божеств и их атрибутов.
Символизм лошади зависит от её масти. Белый конь олицетворял добрые человеческие устремления и деяния. Недаром легендарный Белый конь желаний из германской мифологии помогал лишь тем людям, которые бескорыстно желали чего-либо. Фото: Depositphotos
Н. К. Рерих, «Белый камень — Знак Чинтамани или Конь счастья», 1933 г.
Фото: ru.wikipedia.org
Как известно, в Африке и Америке лошади появились с приходом колонизаторов, поэтому у местного населения это животное ассоциировалось с превосходством господствующих цивилизаций.
Интересно, как появилось новое божество у индейцев Южной Америки. Как-то любимый конь завоевателя Кортеса повредил ногу. Кортесу пришлось оставить его на попечение правителя города Тайясале, наказав тому оберегать коня.
Индейцы заботились о коне как могли (они ведь ничего не знали о лошадях): поместили его в храм, осыпали этот храм цветами и кормили коня мясом. В результате конь умер. Перепуганный правитель города приказал мастерам выточить из камня копию лошади. Когда изваяние было готово, его установили на почётном месте в городе и нарекли Цимин Чак (Громовой Тапир). Скульптура Пегаса на здании оперного Вельки театра в Познани, архитектор Макс Литтман, 1910 г.
Фото: ru.wikipedia.org
С тех пор у индейцев появилось новое божество, которое стало вторым по значимости после бога дождя. Некоторые индейские племена до сих пор поклоняются лошади.
Самый известный конь из легенд — крылатый Пегас. Родился он в океане и получил имя Пегас, что в переводе с греческого означает «бурное течение». Сделав несколько шагов по земле, Пегас взлетал в небо и летал со скоростью ветра. Ударив копытом о землю, он выбивал источники, из которых черпали вдохновение поэты.
Пегас совершил много подвигов. Его именем астрономы назвали созвездие, находящееся к юго-востоку от созвездия Лебедь.
В средневековых легендах и сказках часто рассказывается о Единороге, мифическом белом коне. На лбу у этого коня красовался прямой длинный рог. Единорог символизировал духовную чистоту и целомудрие, он считался предвестником счастья. Единорог из Прато, 2008 г.
Фото: ru.wikipedia.org
В наши дни отыскался реальный единорог — в 2008 году в Италии обнаружили самца косули с одним прямым рогом, который растёт посреди лба. С целью сохранения животного его перевезли в природоохранный центр, находящийся в городе Прато.
Как гласят предания, по прериям Северной Америки до сих пор бродит великий дух прерий — Белый Жеребец Великих равнин. В давние времена легендарный конь индейцев не смог спасти влюблённых, и их убили воины враждебного племени. Душа девушки вселилась в коня, и теперь он бродит в одиночестве по прериям.
В германо-скандинавской мифологии фигурирует священный белый конь, который ассоциировался с восьминогим конём верховного бога Одина. Звали коня Слейпнир.
Один на Слейпнире, иллюстрация из исландского манускрипта XVIII века
Фото: ru.wikipedia.org
О его происхождении бытует такая легенда. Один из великанов пообещал богам построить стены вокруг их города Асгард, находящегося в небе. В помощники великан взял своего коня Свадильфари. В оплату за сооружение стены великан затребовал Солнце, Луну и богиню Фрейю.
Хитрый бог Локи, чтобы не платить такую высокую плату, обернулся прекрасной кобылицей и отвлекал коня от работы. В результате великан не смог завершить работу в срок, а у Локи родился волшебный жеребёнок, которого назвали Слейпниром. Он стал самым быстроногим конём в мире и мог скакать по суше, воде и воздуху.
Бог Один всегда ездил на Слейпнире, по обе стороны от него бежали два волка, а за ними летели две вороны, рассказывающие богу обо всём, что происходит на свете.
Свентовит на белом коне
Фото: brain-food.ru
У славянского бога войны и плодородия, Свентовита, был священный белый конь. Считалось, что каждую ночь конь отправлялся на битву с врагами, хотя находился в храме. Интересно, что утром белый конь был покрыт грязью — видно, служители храма рьяно поддерживали миф о священном коне как о борце с врагами.
Священного коня использовали для гадания на исход битвы: его подводили к трём рядам копий. Если конь делал первый шаг с левой ноги, это предвещало беду, если с правой — добро.
Валлийская богиня лошадей Рианнон ездила на прекрасном белом коне. Она могла создавать волшебных белых птиц, которых посылала на поле боя. Птицы залечивали раны воинам. Тем, кого нельзя было спасти от смерти, они пели успокоительные песни, чтобы умирающие не испытывали мучений в последние часы жизни.
Отголоски легенд и поверий живут в душах людей и в наше время. Александр Блок написал такие строки о мифическом белом коне:
Я вышел в ночь — узнать, понять
Далёкий шорох, близкий ропот,
Несуществующих принять,
Поверить в мнимый конский топот.
Дорога, под луной бела,
Казалось, полнилась шагами.
Там только чья-то тень брела
И опустилась за холмами.
Подхваченные смерчем суеты
Заплавленных в асфальте городов,
Тоскуем мы без скромной красоты
Лесов, полей, туманных берегов.
Проносятся стальные табуны,
Глотающие масло и бензин.
И мчатся на колесах скакуны,
А всадники — лишь части тех машин. …
А где-то ночь соткала из лучей
Далеких звезд туманы над рекой,
А где-то шепчет ласковый ручей,
Заросший густо мягкою травой.
А где-то стелется над озером туман,
Луна качается на нежности волны,
И лошадь белая, как призрачный обман,
Пьет лунный свет из звездной глубины…
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Символ лошади в мифах, магии и приметах
Символ лошади в мифах, магии и приметах.
«Краткая энциклопедия славянской мифологии» Шапарова Н.С. Издательства: «АСТ», «АСТРЕЛЬ», «РУССКИЕ СЛОВАРИ». Москва 2001
КОНЬ — одно из наиболее мифологизированных священных животных; атрибут высших языческих богов и христианских святых; хтоническое существо, связанное с культом плодородия и со смертью, загробным миром; проводник на «тот свет». В древнейшие времена конь считался детищем как Белбога (стихии света), так и Чернобога (стихии мрака); при этом светлому богу обычно посвящался белый конь, а темному — черный.
Конь традиционно являлся непременным атрибутом многих божеств, и особенно божеств войны, грома и т.д. Наиболее же архаичен в славянской мифологии образ всадника (святого, былинного героя, божества и т.п.), поражающего Змея. Так, например, Перун неизменно представлялся всадником на коне или на колеснице, поражающим Велеса-Змея. Вообще, очень многие языческие божества представлялись конными (например, сезонные божества Авсень и Ярила). В языческие времена при храмах многих высших богов держали священных коней, и считалось, что на этих самых конях ездят сами божества; так, например, согласно легенде, бог Свентовит выезжает на битву с демонами и пр. на своем белом священном коне, содержащемся при храме.
Иван Билибин «Красный всадник»
«Энциклопедия символов, знаков, эмблем» изд. «Локид» 1999, «Миф» 1999
Огромная 60-метровая лошадь, выдолбленная в меловой горе рядом со стоянкой кельтов в Брайтоне конь
Образ солнечного конька в шумящих подвесках-амулетах.
1 – филигранные кони-олени, меря, IX – XI века; 2,3 – прикамские подвески-амулеты в виде парных коньков, XII век; 4 – полый конек- подвеска, Новгород, XII – XIV века; 5 – литая латунная подвеска, Новгород, XIII век.
Примеры такой дружбы:
Буцефал и Александр, конь-Баярд (старофранцузские баллады), Рустам и Ракша в «Шахнаме» Фирдоуси, Байчибар (в тюркском эпосе) и Алпамыш. Существовал целый набор процедур выбора коня героем. Он выбирает из табуна необъезженного жеребца и укрощает его, ибо для первого подвига герою нужен именно этот конь. Выбор и поимка коня является первым испытанием сил героя и испытанием самого коня. Молодой витязь выбирает того коня, который может выдержать тяжесть богатырской руки и дает себя оседлать и объездить лишь тому, в ком он узнает своего будущего господина.
Белая лошадь была родовым знаком ганноверского родового дома. Во времена двух первых королей Англии Георга I (1714-1727гг.) и Георга II (1727-1760гг.) белая лошадь вместе с королевским дубом Стюартов была на многих вывесках пивных. Впоследствии этот мотив перекочевал на этикетку бутылки виски «White Horse». Белая лошадь встречалась и на более древних штандартах саксов.
«Словарь символов» справочник Надя Жульен изд. лтд. «Урал»
ЛОШАДЬ
вселенская энергия, либидо
Лошадь была тотемическим животным германских народов и солнечным символом: в бегах, символизирующих движение небесных светил, лошадь воплощала солнце.
— В Библии лошадь является символом разума, призванного усмирять инстинкты, подобно тому как всадник укрощает дикого скакуна.
Аллегорический призыв: Собирайтесь на великую вечерю Божию, чтобы пожрать трупы. коней и сидящих на них (Апок. XIX, 17, 18),— означает требование приноравливать разум к божественным истинам, где всадник выступает символом мудрости, которая направляет разум, повозку, религиозную доктрину.
Не на силу коня смотрит Он (Пс. CXLVI, 10) — указывает на разум, не подкрепленный мудростью.
Не будьте как конь, как лошак несмысленный (Пс. XXXI, 9): разум человека притупляется в стремлении к материальному.
— В разных трактовках от масти Лошади зависит смысл символа. В Апокалипсисе белая лошадь является символом победы, рыжая — разрушения.
Всадники Апокалипсиса
— Ассоциируемая со сладострастием в бестиариях средневековья, лошадь рассматривается в качестве вселенского символа психической энергии, поставленной на службу человеческим страстям, в особенности сексуальному влечению, которое, если оно неуправляемо, приводит человека к саморазрушению.
Лошадь воплощает также импульсивность, неудержимость желаний, инстинктивные влечения, выступающие движущими факторами человеческого поведения. Лошадь посвящалась Нептуну-Посейдону, богу морей и штормов, ассоциировалась с пылким Фаэтоном, который осмелился пойти против воли Зевса.
Связь Лошади с темными силами человеческого естества, с мужским началом, сексуальностью была замечена многими авторами (Ницше устами Заратустры: Мои ноги — это ноги лошади, они семенят и галопируют, несмотря на препятствия, и их стремительный ход дарит мне дьявольское удовольствие).
— Приснившаяся лошадь — многогранный символ, связанный с психическими процессами, означает сформированность и определенность инстинктивных влечений, подталкивающих человека к достижению реальных целей.
Черная лошадь смерти и разрушения во сне является синонимом нищеты; она воплощает негативное, извращенное либидо. Белая лошадь говорит об утрате чувства реальности и может быть связана со смертью.
Лошадь, которая встает на дыбы, фыркает, неистовствует, убегает,— свидетельствует о внутренней безнравственности эротической жизни сновидящего.
— Седьмой знак китайского гороскопа, Лошадь (ма) представляет веселую и очаровательную личность, однако с холерическим темпераментом, переменчивую и упрямую. Год Лошади является беспокойным и наполненным событиями, благоприятствующими рискованным начинаниям; насыщенным и напряженным в дипломатической и политической сферах.
«Быт русского народа» А. Терещенко «Русская книга» 1999
ЛОШАДЬ
Выводят ночью из конюшни белую лошадь, за неимением же белой другую какую-либо и завязывают ей глаза. Одна из девушек садится на лошадь, дает ей волю идти, куда она хочет. В которую сторону она пойдет, с той стороны придет суженый; но лошадь всегда идет в конюшню. Белая лошадь избирается потому, что на ней видны следы дьявола, если он успел поездить на ней.
Самое древнее славянское гадание лошадью состоит еще в том, что ее переводят через оглоблю или шест. Если она зацепится ногами, то будет муж злой и жизнь несчастливая; если перейдет, не зацепив, будет муж тихий, добрый и житье счастливое. Это доселе в употреблении в Малороссии и северо-восточной части России, Польши, Литвы и Белоруссии. На остров Рюгель жрецы переводили через шест, с замечаниями, белого коня, на коем ездил бог Святовид. В Штеттине переводили вороного коня через копье. Если он не касался копья ногами, то успех в предприятии; а если дотрагивался, то неудача или несчастие.
Ольга Нагорная. «Легенда»
«Быт русского народа» А. Терещенко «Русская книга» 1999 игры
Детская игра
ЛОШАДКА
В праздничные дни, особенно летом, всегда и повсюду встретите мальчишек с веревочками в зубах, бегущих по два или по три, схватясь за руки, представляя из себя лошадок. Ими правит бой — кучер, который неумолчно хлопает плетью и кричит на них. Эта игра есть одна из любимых для крестьянских детей. В деревне едва станет ходить мальчик, уже он возит истоптанный лапоть или ездит верхом на палочке; поит своего коня, ставит его в конюшню, дает ему овса и чистит его. Когда может уже бегать по улице, тогда он с восторгом снаряжает тройку, которая иногда впрягается в тележку, и на ней помещается кучер. Тройка бежит сначала тихою рысью, потом несется, бьет и опрокидывает повозку. Ушибленный кучер забывает о своей боли: он бежит за лошадьми, останавливает их, гладит каждую по головке и внимательно рассматривает: не засеклась ли которая? Мочит им ноги водою, а о себе не думает. Эта игра выражает страсть ямщиков к своему занятию.
Играют в лошадки еще проще: садятся мальчики и девочки верхом на палочке и, воображая себе, что они едут на лошадке, зануздывают ее шнурочком или веревочкою, хлещут плетью, а за неимением ее — тонким прутиком, сворачивают свою головку на сторону, скачут галопом или во всю прыть и кричат: «Пошел! Пади!» Девочки не так охотно разъезжают на лошадке, как мальчики, обнаруживая собою с детства, что это не свойственно их полу, — потому они предоставляют ездить мужчинам.
«Русская изба» иллюстрированная энциклопедия С-Пб, «Искусство-С-Пб»
КОНИК (ЛАВКА МУЖСКАЯ). 1. Короткая широкая лавка, врубленная в стену. На большей части территории России имела форму ящика с откидной плоской крышкой или ящика с задвижными дверцами.
Свое название коник получил, вероятно, благодаря вырезанной из дерева конской голове, украшавшей его боковую сторону. Коник располагался в жилой части крестьянского дома, около дверей. Он считался «мужской» лавкой, так как это было рабочее место мужчин. Здесь они занимались мелким ремеслом: плели лапти, корзины, ремонтировали упряжь, вязали рыболовные сети и т. п. Под коником находились и инструменты, необходимые для этих работ.
Традиционное представление о конике как мужском месте сохранялось довольно долго. Так в деревнях, расположенных по течению р. Вятки, даже еще в конце 30-х гг. XX в. сесть на коник женщине считалось неприличным. 2. Высокая толстая широкая доска, закрепленная вертикально возле двери; отгораживает короткую, или «мужскую», лавку от входных дверей избы. Название свое получила потому, что ее верхней части придавалась форма конской головы.
Коники были характерны в основном для изб северных губерний Европейской России.
Энциклопедический словарь «Славянский мир I-XVI века» В. Д. Гладкий, Москва Центрополиграф 2001 г.
КОНЕК, князек, конь, князь — верхнее ребро (гребень) 2-скатной, а иногда и 4-скатной крыши. В русских деревянных постройках К. часто сверху для большей прочности накрывался охлупнем — толстым выдолбленным бревном, фасадный конец которого иногда вырезался в виде головы коня, оленя, птицы и т. п.
(1) На основании этого поверья и в черноземных губерниях соблюдается обычай вешать в конюшнях, с правой стороны, над яслями образ Фрола и Лавра; редкий решается (наприимер], в Пензенской губ.) там испражняться, и в редких стойлах не подвешена убитая сорока (чтобы лошади были веселее). — Прим. С.В. Максимова.
(2) «В некоторых местах заведен обычай закапывать фроловскую просфору (ржаную). Каждый домохозяин несет за пазухой одну такую просфору, чтобы разломить дома на кусочки и дать по частице каждой дворовой скотине, начиная с коня и кончая поросенком. — Прим. СВ. Максимова
«Энциклопедия примет и суеверий» Кристина Хоул, Москва «Крон-пресс»
Конский волос
В прежние времена бытовало поверье, что если конские волосы оставить в воде, они превратятся в угрей. Один из авторов «Книги дней» (1864 г.) отмечает, что всего за несколько месяцев до написания книги один суффолкский житель утверждал, что экспериментально доказал это. Он, по его словам, поместил несколько конских волос в ручей, пробегавший мимо его дома, чтобы посмотреть, что из этого выйдет. В очень недолгом времени он обнаружил в ручье множество молодых угрей.
То обстоятельство, что некоторые виды глистов напоминают волосы из конской гривы или хвоста, можно, вероятно, считать ответственным за знаменитое народное средство против глистов у детей. Действуя по магическому принципу, согласно которому болезнь излечивается чем-то напоминающим ее самое, заботливые родители очень мелко нарезали конский волос, вдавливали в бутерброд и давали есть ребенку.
Средство против зоба, описанное в Оксфордшире в нынешнем веке, состояло в том, что нужно было попросить у всадника несколько волос из конского хвоста, не объясняя ему, зачем они нужны. Если затем постоянно носить эти волосы на шее, опухоль постепенно спадет и в конце концов совсем исчезнет.
Среди школьников существовало твердое убеждение, что если во время порки зажимать в кулаке конский волос, то розга расщепится и ее нельзя будет использовать, или, если не расщепится, то во всяком случае будет бить небольно.
Словарь символов, Джек Тресиддер, изд. «Гранд» Москва 2001 год.
Лошадь. Пещерная живопись. Палеолит. Пещера Ласко. Франция.
Символ животной жизненной силы, скорости и красоты. За исключением Африки и Северной и Южной Америки, где лошади загадочным образом исчезли на многие тысячелетия, до тех пор, пока испанцы не ввезли их, лошадь везде связывали с приходом господствующих цивилизаций и с превосходством. Объезженная лошадь — важный символ власти; отсюда популярность конных статуй. В наскальной живописи, как и в романтической, лошади «плывут по поверхности» — воплощение силы жизни. Они ассоциировались со стихийной силой ветра, бури, огня, волн и текущей воды. По сравнению с другими животными, их символизм ограничен в наименьшей степени, он простирается от света к тьме, от неба к земле, от жизни к смерти. Во многих обрядах лошадь служила символом непрерывности жизни. Каждый октябрь римляне приносили лошадь в жертву богу войны и плодородия Марсу и сохраняли ее хвост в течение зимы как символ плодородия. По древним поверьям, лошадь знала тайны загробного мира, земли и циклы ее развития. Этот ранний хтонический символ был замещен более широко распространенной ассоциацией лошади с богами солнца и неба, хотя лошади продолжали играть роль в похоронных обрядах в качестве проводников или посланцев в загробный мир. Лошадь без седока до сих пор используется как горький символ в похоронах военачальников и государственных деятелей.
Смерть обычно представлялась в виде черной лошади, но она же едет и на бледном коне в книге Откровение. Белая лошадь почти всегда солнечный символ света, жизни и духовного просветления. Она эмблема Будды (сказано, что он покинул земную жизнь на белой лошади), индуистского Калки (последнего воплощения Вишну), милосердного Бато Каннон в Японии и Пророка в исламе (для которого лошади были эмблемами счастья и благополучия). Христа иногда изображают верхом на белом коне (христианство таким образом связывает коня с победой, восхождением, мужеством и великодушием). Белая лошадь, символизирующая меловые земли Южной Англии, изображалась на знаменах саксов; возможно, эта символика была связана с кельтской богиней-лошадью Эпоной, которая пришла из римской мифологии и считалась покровительницей лошадей. Крылатые лошади также солнечный и духовный символ. Лошади везут колесницу солнца в античной, иранской, вавилонской, индийской и скандинавской мифологиях. На них скачут многие другие боги, включая Одина, чей восьминогий конь Слейпнир символизировал восемь ветров. Облака были лошадьми валькирий, скандинавских дев-воительниц, служительниц богини Фрейи. Хотя лошадь в основном связывалась со стихийной или врожденной силой, она может символизировать и скорость мысли. Легенды и фольклор часто наделяют лошадей магической силой предсказания. Они ассоциируются с сексуальной энергией, порывами желания или вожделением, как на картине Фузели «Ночной кошмар» (1781) молодая девушка видит во сне, что лошадь с безумными глазами просовывает голову под полог ее кровати.
«Энциклопедия символов», Шейнина Е.Я. Издательство «Торсинг» Москва 2003
Конь :
Символ солнца, степи. Конь символизирует грацию и мужество. Белая лошадь была эмблемой саксов и Ганноверского королевского дома.
У древних славян конь служил символом смерти и воскресения, подобно восходящему и заходящему солнцу.
Нагруженная лошадь является символом человеческого тела, несущего ношу своей духовной конституции. Либо, наоборот, это символ духовной природы человека, несущей на себе бремя материальной личности.
Троянский конь — символ коварства под видом подарка.
С точки зрения герметического знания, деревянный троянский конь, вмещающий в себя отряд, готовый к захвату города, представляет человеческое тело, скрывающее в себе бесконечные возможности, которые развиваются позднее и завоевывают все окружающее.
В геральдической символике конь сочетает свойства нескольких животных: храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя и ловкость лисицы.
В гербе всегда изображается в профиль. Называется бешеным (effare, carbe), если представляется поднятым на дыбы, играющим (anime), если цвет глаз отличается от цвета тела, диким (gai), если он без узды, взнузданным (bride), оседланным (selle), покрытым латами (barde), попоною (caparaconne). При описании точно указывается цвет украшения, сбруи и покрова коня.
В символике тибетской медицины конем называют вещество, которое сопровождает основное лекарственное средство к пораженному органу.
Пегас :
Крылатый конь; символ поэтического вдохновения. Пегас — волшебный конь, родившийся из туловища убитой Персеем горгоны Медузы. Впоследствии вознесся на Олимп, где доставлял Зевсу молнии. На укрощенном им Пегасе мифологический герой Беллерофонт победил трехглавое чудовище Химеру. (Иносказательно: крылья Пегаса возносят выше крыльев Химеры!)
Древние связывали Пегаса с богиней зари Эос и считали, что он после смерти Беллерофонта был помещен на небе в виде созвездия Пегаса.
В III веке до нашей эры александрийские поэты создали о Пегасе представление как о коне поэтов. Выражение «оседлать Пегаса» означает стать поэтом.
«Жилище в обрядах и представлениях восточных славян» А. К. Байбурин Ленинград «НАУКА» 1983 г.
Парные кони в русском народном и церковном искусстве.
1 – конек на крыше избы. Архангелогородская губ., XIX век; 2,3 – Солнце и Месяц. Миниатюры Киевской псалтири, 1397; 4 – северорусские вышивки (по Б. А. Рыбакову).
Учитывая сказанное в разделе о «строительной жертве», можно сделать предположение о наличии связи между конскими головами, приносившимися в жертву, и «коньками» на крыше. Дом, как бы «выраставший» из закопанной в землю конской головы, увенчивался ее же изображением, что придавало всему жилищу вид коня в плане общего архитектурного реше¬ния.147 Аналогия дом — конь включает, по-видимому, еще один семантический пласт: представления о жизни и смерти.148 Известно, что конские черепа, выставленные на изгороди, на шестах, имели значение оберега.
И, наконец, конек (князек) на крыше можно рассматривать как одну из реализаций общеиндоевропейского мотива коня у мирового дерева, подробно рассмотренного Вяч. Вс. Ивановым,149 при том, что дом, как уже неоднократно говорилось, может выступать в роли субститута мирового дерева. Вяч. Вс. Иванов рассматривает коня у мирового дерева как замену человеческой жертвы. Для нас важен и сам факт замены. То, что именно конь рассматривался во многих культурных традициях как наиболее адекватная замена человека, служит еще одним подтверждением нашей интерпретации синонимии «конька» и «князька».150