белая мгла что не может сделать человек

Белая мгла. 40 лет крупнейшей авиакатастрофе в Антарктиде

белая мгла что не может сделать человек. Смотреть фото белая мгла что не может сделать человек. Смотреть картинку белая мгла что не может сделать человек. Картинка про белая мгла что не может сделать человек. Фото белая мгла что не может сделать человек

Автор фото, Getty Images

Название горы Эребус в переводе с древнегреческого значит «страх»

28 ноября 1979 года новозеландский самолет с туристами, летевшими любоваться с воздуха первозданными красотами Антарктиды, врезался в склон потухшего вулкана Эребус. Все 257 человек, находившихся на борту, погибли мгновенно.

По сей день это самая масштабная воздушная трагедия в истории освоения Антарктики.

Кроме участия в двух мировых войнах, Новая Зеландия не знала серьезных потрясений и массовых жертв. По меркам маленькой, благополучной и безопасной страны гибель в мирное время такого количества людей выглядела чудовищно.

Случившееся потрясло каждого новозеландца, повлекло многолетнее расследование с публичным обменом обвинениями и памятно до сих пор.

Как это случилось?

Компания Air New Zealand начала проводить обзорные полеты над Антарктидой за два года до катастрофы. Идея имела оглушительный успех.

Полеты выполнялись на больших американских самолетах McDonnell Douglas DC-10, начинались и заканчивались в Окленде и длились 11 часов без посадки.

За свои деньги пассажиры получали повышенный комфорт, и, главное, потрясающие виды сверкающих ледяных просторов на краю света.

28 ноября 1979 года первый пилот, бывший капитан новозеландских ВВС Джим Коллинз около полудня совершил привычный маневр: нырнул под облака до высоты 2 тыс. футов (610 метров), чтобы дать пассажирам лучший обзор.

Автор фото, Robert Baden Thomson/Antarctica New Zealand

Следы авиакатастрофы на склоне горы Эребус видны до сих пор

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

Конец истории Подкаст

Пассажиры смотрели в иллюминаторы и увлеченно фотографировали снежные просторы. Множество снимков, в том числе сделанных за секунды до крушения, были обнаружены в фотоаппаратах, найденных среди обломков самолета.

То, что выглядело из пилотской кабины как простирающаяся впереди по курсу белая равнина, оказалось на самом деле вертикальным склоном горы на острове Росса, ограничивающем пролив с востока.

Сигнал тревоги сработал за шесть секунд до столкновения, когда ничего уже нельзя было сделать. Лайнер врезался в обледенелый склон.

После нескольких часов ожидания встревоженные авиационные власти окончательно уверились, что самолета в воздухе больше нет. Сперва надеялись, что он совершил вынужденную посадку из-за нехватки топлива.

Воздушная разведка подтвердила худшие опасения: обломки DC-10 ясно виднелись у подножия Эребуса, и даже на расстоянии было ясно, что выжить никто не мог.

Остается добавить, что усовершенствование систем навигации в авиалайнерах стало в том числе и результатом уроков, извлеченных из катастроф, подобных той, что случилась с рейсом TE901.

Страна в шоке

Расследование указало на две причины катастрофы.

Первой стала ошибка бортового компьютера. Заложенные в него данные слегка отличались от обычного маршрута и от полетного задания, полученного экипажем в устной форме.

В результате пилот Коллинз был уверен, что находится над проливом, а на самом деле уже миновал его и достиг острова Росса с возвышающимся над ним на 3794 метра вулканом Эребус.

В тот день наблюдалось метеорологическое явление, известное как «белая мгла». Это оптический феномен в полярных широтах, когда при ярком солнечном свете и низкой облачности исчезает линия горизонта, лед и небо становятся неразличимы.

В этой авиакатастрофе погибли 227 туристов и 30 членов экипажа. 44 человека не удалось опознать.

Все население Новой Зеландии равнялось примерно трем миллионам. Как говорили тогда, практически каждый в стране лично знал кого-то из жертв, их близких или людей, так или иначе причастных к случившемуся: спасателей, авиаторов, юристов.

Автор фото, Colin Monteath/Antarctica New Zealand

Последовавшие разбирательства, фактически продемонстрировавшие неспособность властей установить истину, также произвели тягостное впечатление.

Автор фото, Phil Reid/Antarctica New Zealand

Обломки самолета на склонах Эребуса

Кто виноват?

Первое расследование возложило вину на пилотов, спустившихся ниже уровня, считающегося безопасным по стандартам гражданской авиации. Компьютер, конечно, ошибся с курсом, но если бы высота была достаточной, ничего и не случилось бы.

Ее вывод оказался прямо противоположным: во всем виновата компания Air New Zealand.

Да, самолет снизился сильнее положенного, но это было обычной практикой, чтобы дать туристам возможность полюбоваться красотами с близкого расстояния и сделать качественные фото. Об этом говорилось даже в рекламных брошюрах.

Комиссия обвинила авиаперевозчика в замалчивании правды с целью сберечь собственную репутацию и не платить семьям погибших.

Меткое выражение судьи Питера Мэхена «Цепь продуманной лжи» стало знаменитым и до сих пор употребляется в Новой Зеландии по любым поводам.

Источник

Белая мгла что не может сделать человек

Солнечным лучам, падающим на поверхность Антарктиды, приходится проходить через меньший слой воздуха, потому что весь континент высоко поднят над уровнем моря. Это раз! Затем сам воздух над Антарктидой обладает удивительной прозрачностью. Ни пылинки, ни частички сажи… Все это и приводит к тому, что солнечные лучи здесь такие беспощадно яркие.

Ну а почему же в Антарктиде так холодно? Очень просто. Снег и лед, покрывающие Ледяной материк, отражают почти всю приходящую солнечную энергию обратно в космос. Да и дней солнечных, приходящихся на короткое антарктическое лето, здесь немного.

Зимой, 24 августа 1960 года, на станции Восток, откуда я получил письмо моего товарища, был отмечен мировой рекорд холода. Столбик спирта в термометре упал до отметки — 88,3 градуса Цельсия. Такой низкой температуры воздуха еще нигде на нашей планете не отмечали. И потому район станции Восток получил название Полюса холода.

Так назвал Антарктиду австралийский полярник Дуглас Моусон, зимовавший на ее берегу в 1912 году. И это правильное название. Ураганы и метели — частые гости у зимовщиков. Причем во время ураганов скорость ветра может поспорить со скоростью самого быстрого поезда на земле. Она достигает двухсот километров в час. Представьте себе, какая это погода, если иметь в виду, что вместе с ветром с такой же скоростью несутся и огромные массы снега!

Воздух кажется тогда плотным, как вода. Видимости никакой. Идти невозможно, люди пробираются ползком по натянутым тросам, привязанные друг к другу веревками. Лицо в один момент покрывается ледяной коркой, а на бровях и бороде вырастают сосульки. Не видно даже прожекторов, установленных над входами домов. Горе человеку, потерявшему направление в таком хаосе…

Ураганные ветры сносят все, что не успели или забыли закрепить стальными тросами.

Известный советский полярник Леонид Иванович Дубровин в своей книге «Человек на ледяном континенте» рассказывает: «На станции Оазис в оазисе Бангера долгое время о чудовищной силе ветра напоминали лыжи от самолета АН-2. Во время одного из ураганов ветер не мог порвать стальные тросы, которыми шасси самолета было закреплено на льду озера Фигурного, но силы урагана хватило на то, чтобы оторвать самолет от шасси.

Когда ураган немного стих и улеглась метель, люди увидели на льду только обломки шасси с лыжами. Исковерканный же самолет они обнаружили на каменистом берегу озера почти в километре от станции».

Нет, определенно Антарктида не предназначалась природой для жизни. И только человеческое упрямство, мужество и тяга к неизвестному — любознательность — гонят ученых в такие условия.

Многие полярники, вернувшиеся из Антарктиды, рассказывают о необычных явлениях, с которыми им приходилось встречаться. И пожалуй, главным среди них является «белая мгла». Наступает она, когда небо затягивает сплошная облачность. На белом снегу исчезают тени, разглядеть, где кончается снег и начинается небо, становится невозможно. Темные предметы в белой мгле видны далеко и вроде бы отчетливо, но определить расстояние до них совершенно не удается. Более того: человек вообще как бы теряет способность ориентироваться. Он не способен оценивать ни размеры предметов, ни расстояния до них. Исчезают следы от тягачей, теряются колеи, и становятся невидимыми многочисленные трещины. Ни пешие походы, ни поездки на снеговом транспорте, ни полеты в условиях белой мглы производить нельзя. Это очень опасное и пока не разгаданное явление природы.

В ясный день можно наблюдать, как невидимые течения воздуха создают миражи, как в жарких пустынях. Над горизонтом появляется то, что обычно скрыто далеко за ним. Например, можно вдруг увидеть удаленный на сотни километров океан с айсбергами и подошедшими к припаю кораблями. Корабли и ледяные горы висят в воздухе, а под ними уходит вдаль снежный покров равнины или ледника…

Немало неприятностей приносили полярникам, особенно новичкам, и звуковые миражи. Сколько раз взволнованные зимовщики прибегали с уверениями, что вот-вот только что слышали в безмолвной пустыне человеческий крик, призыв о помощи… Люди выходили на поиски и, проблуждав некоторое время, возвращались, не найдя даже — никаких следов. Оказалось в конце концов, что кричал… снег. «Очевидно, особенности структуры, мощная толща и низкая температура снежного покрова, — пишет Л. Дубровин, — обусловили такую необычную тональность и тембр звука, сделав его очень похожим на голос кричащего вдали человека».

Источник

Экспедицию Карелия – Северный полюс – Гренландия накрыла белая мгла

белая мгла что не может сделать человек. Смотреть фото белая мгла что не может сделать человек. Смотреть картинку белая мгла что не может сделать человек. Картинка про белая мгла что не может сделать человек. Фото белая мгла что не может сделать человек

Путешественники Федор Конюхов и Виктор Симонов, двигающиеся по Арктике на карельских собаках, столкнулись с неприятным погодным явлением – белой мглой. Об они сообщили ресурсу «Северный полюс — Гренландия» в минувшие выходные.

По словам Конюхова, они вынуждены постоянно сражаться с торосами, которые преграждают путь. Им приходится разгружать и перетаскивать нарты через ледяные глыбы, что сильно тормозит экспедицию. Кроме того, ухудшившиеся погодные условия грозят здоровью путешественников.

— Вот уже пятые сутки нас преследует белая мгла, видимость очень ограничена, идем без очков, приходится напрягать зрение, всматриваясь в ландшафт, начинают болеть глаза. Эти условия мне напоминают наш спуск с Эвереста в 1992 году с Евгением Виноградским, на обратном пути с вершины нас накрыла белая мгла, спускались вниз вслепую, я снял очки, чтобы хоть что-то разглядеть, и повредил зрение. Евгению пришлось наложить мне повязку на глаза, — рассказал Федор Конюхов.

Путешественники удалились от полюса на 600 километров, однако пройденное ими расстояние гораздо больше: из-за трещин и разводьев экспедиция уже полмесяца движется вдоль параллели, ни на метр не приближаясь к Гренландии. Тем временем становится все теплее, что отрицательно сказывается и на собаках, и на людях.

Для справки: белая мгла – природное явление, напоминающее густой туман. Наблюдается в Арктике и Антарктике, а также на заснеженных горных вершинах. Свет рассеивается и не создает теней на поверхности, земля и воздух зрительно неотделимы. Рельеф снежных участков как бы выравнивается, поверхность кажется гладкой, абсолютно ровной. При движении можно упасть в выемку или трещину, споткнуться о невидимое препятствие. В период белой мглы развивается так называемая снежная слепота; нужно носить темные очки — это единственное средство защиты.

Источник

Белая мгла (2009), Сюжет.

Вступление фильма происходит в 1957 году. Советский грузовой самолёт Ан-12 с контрабандой на борту летит над Антарктидой. За 6 с половиной часов до посадки один из пилотов отправляется в салон и, убедившись что оставшиеся пассажиры ничего не подозревают, совершает на них вооружённое нападение, однако, события развиваются не так, как он планировал, и завязывается перестрелка, в результате которой оба пилота погибают. Самолёт теряет контроль и разбивается во льдах Антарктики.

Дальнейшие события фильма происходят в наше время. На полярную базу «Амундсен — Скотт» прибывает самолёт с помощницей федерального маршала (в прошлом опытным полярником) — Кэрри Стетко. Она планирует завершить все свои дела в Антарктиде, уволиться из Службы Маршалов и покинуть континент вместе с другими сотрудниками базы во время полной эвакуации перед полярной ночью, которая наступит через несколько дней. На базе её встречает старый знакомый, врач Джон Фьюри. Джон жалеет. что больше не увидит Стетко и говорит, что и сам не собирается зимовать, а навестит внучку, которой исполняется 5 лет. Внезапно поступает сообщение об обнаруженном теле, предположительно, человека в пятистах километрах от базы. Пилот Дельфи, Джон и Кэрри незамедлительно отправляются на место для выяснения подробностей.

Спустя несколько часов Кэрри звонит неизвестный, представившийся компаньоном Вайса Джоном Мунни. Звонящий требует Кэрри немедленно ехать на российскую станцию «Восток», где она, по словам Мунни, найдет ответы на все вопросы. Кэрри и Дельфи незамедлительно отправляются на станцию. К тому моменту на «Востоке» эвакуация уже прошла и станция пребывает пустой. Отправившись на поиски Мунни, Кэрри нашла его мёртвым, аналогично убитым ледорубом. Спустя несколько секунд на неё нападает неизвестный с лицом, закрытым маской, и ледорубом. Кэрри с трудом удается добраться в соседний модуль, заперев убийцу снаружи. Во время погони она случайно отмораживает руку и, проникнув в модуль, теряет сознание.

Осыпавшийся лед заваливает выход из самолёта, однако, всем троим удаётся выбраться на поверхность через аварийный люк и добраться до базы. На базе доктор обследует руку Кэрри и выясняет, что пальцы уже не спасти и единственный возможный выход — их ампутация. Джон успешно проводит операцию. Спустя некоторое время убийца обнаруживается на базе, вместе с третьим коллегой Вайса, однако, совместными усилиями Кэрри и Прайса его обезвреживают. При допросе выясняется, что убийца — член спасательной группы, отправленной на помощь Вайсу — Рассел Хэйден. На базе начинается эвакуация и в суматохе Хэйдену удаётся сбежать. Он нападает и серьёзно ранит Дельфи. Начинается белая мгла — Антарктическая буря. Джон, Кэрри, Дельфи и Прайс упускают последнюю возможность покинуть базу и остаются на зимовку. Хэйден пытается сбежать, используя личный самолёт, но Кэрри и Прайс останавливают его, и его убивает буря. Далее они находят контейнеры с пропавшим грузом и обнаруживают внутри обычные конфеты. Это означает, что у Хэйдена был сообщник, спрятавший истинный груз, и он, наиболее вероятно, успешно эвакуировался.

У Кэрри появляются подозрения и она снимает повязку с руки. На месте пальцев она находит шов, идентичный тому, что был на ноге у Вайса. В трупах, над которыми работал Джон, Кэрри находит груз — высококачественные алмазы. Она немедленно отправляется к Джону, который рассказывает ей, как ему надоела его жизнь, самое светлое из которой забрала Антарктика. Последнее, что просит Джон — выйти на улицу и последний раз посмотреть на полярное сияние. Назад он уже не возвращается.

В заключительных кадрах Дельфи уже пришёл в себя и вместе с Прайсом они играют в «городки», ожидая окончания зимы и восстановления регулярных рейсов между полюсом и обитаемой землёй. Кэрри выходит на улицу, чтобы посмотреть на полярное сияние, а после возвращается в свой кабинет и пишет второй рапорт с просьбой отозвать заявление об увольнении и перевести её «куда-нибудь, где потеплее».

Источник

Белая мгла. 40 лет крупнейшей авиакатастрофе в Антарктиде

белая мгла что не может сделать человек. Смотреть фото белая мгла что не может сделать человек. Смотреть картинку белая мгла что не может сделать человек. Картинка про белая мгла что не может сделать человек. Фото белая мгла что не может сделать человек

28 ноября 1979 года новозеландский самолет с туристами, летевшими любоваться с воздуха первозданными красотами Антарктиды, врезался в склон потухшего вулкана Эребус. Все 257 человек, находившихся на борту, погибли мгновенно.

По сей день это самая масштабная воздушная трагедия в истории освоения Антарктики.

Кроме участия в двух мировых войнах, Новая Зеландия не знала серьезных потрясений и массовых жертв. По меркам маленькой, благополучной и безопасной страны гибель в мирное время такого количества людей выглядела чудовищно.

Случившееся потрясло каждого новозеландца, повлекло многолетнее расследование с публичным обменом обвинениями и памятно до сих пор.

Как это случилось?

Компания Air New Zealand начала проводить обзорные полеты над Антарктидой за два года до катастрофы. Идея имела оглушительный успех.

Полеты выполнялись на больших американских самолетах McDonnell Douglas DC-10, начинались и заканчивались в Окленде и длились 11 часов без посадки.

За свои деньги пассажиры получали повышенный комфорт, и, главное, потрясающие виды сверкающих ледяных просторов на краю света.

28 ноября 1979 года первый пилот, бывший капитан новозеландских ВВС Джим Коллинз около полудня совершил привычный маневр: нырнул под облака до высоты 2 тыс.

белая мгла что не может сделать человек. Смотреть фото белая мгла что не может сделать человек. Смотреть картинку белая мгла что не может сделать человек. Картинка про белая мгла что не может сделать человек. Фото белая мгла что не может сделать человек
Следы авиакатастрофы на склоне горы Эребус видны до сих пор

Пассажиры смотрели в иллюминаторы и увлеченно фотографировали снежные просторы. Множество снимков, в том числе сделанных за секунды до крушения, были обнаружены в фотоаппаратах, найденных среди обломков самолета.

То, что выглядело из пилотской кабины как простирающаяся впереди по курсу белая равнина, оказалось на самом деле вертикальным склоном горы на острове Росса, ограничивающем пролив с востока.

Сигнал тревоги сработал за шесть секунд до столкновения, когда ничего уже нельзя было сделать. Лайнер врезался в обледенелый склон.

После нескольких часов ожидания встревоженные авиационные власти окончательно уверились, что самолета в воздухе больше нет. Сперва надеялись, что он совершил вынужденную посадку из-за нехватки топлива.

Воздушная разведка подтвердила худшие опасения: обломки DC-10 ясно виднелись у подножия Эребуса, и даже на расстоянии было ясно, что выжить никто не мог.

Остается добавить, что усовершенствование систем навигации в авиалайнерах стало в том числе и результатом уроков, извлеченных из катастроф, подобных той, что случилась с рейсом TE901.

Страна в шоке

Расследование указало на две причины катастрофы.

Первой стала ошибка бортового компьютера. Заложенные в него данные слегка отличались от обычного маршрута и от полетного задания, полученного экипажем в устной форме.

В результате пилот Коллинз был уверен, что находится над проливом, а на самом деле уже миновал его и достиг острова Росса с возвышающимся над ним на 3794 метра вулканом Эребус.

белая мгла что не может сделать человек. Смотреть фото белая мгла что не может сделать человек. Смотреть картинку белая мгла что не может сделать человек. Картинка про белая мгла что не может сделать человек. Фото белая мгла что не может сделать человек

В тот день наблюдалось метеорологическое явление, известное как «белая мгла». Это оптический феномен в полярных широтах, когда при ярком солнечном свете и низкой облачности исчезает линия горизонта, лед и небо становятся неразличимы.

В этой авиакатастрофе погибли 227 туристов и 30 членов экипажа. 44 человека не удалось опознать.

Все население Новой Зеландии равнялось примерно трем миллионам. Как говорили тогда, практически каждый в стране лично знал кого-то из жертв, их близких или людей, так или иначе причастных к случившемуся: спасателей, авиаторов, юристов.

Последовавшие разбирательства, фактически продемонстрировавшие неспособность властей установить истину, также произвели тягостное впечатление.

белая мгла что не может сделать человек. Смотреть фото белая мгла что не может сделать человек. Смотреть картинку белая мгла что не может сделать человек. Картинка про белая мгла что не может сделать человек. Фото белая мгла что не может сделать человек
Обломки самолета на склонах Эребуса

Кто виноват?

Первое расследование возложило вину на пилотов, спустившихся ниже уровня, считающегося безопасным по стандартам гражданской авиации. Компьютер, конечно, ошибся с курсом, но если бы высота была достаточной, ничего и не случилось бы.

Ее вывод оказался прямо противоположным: во всем виновата компания Air New Zealand.

Да, самолет снизился сильнее положенного, но это было обычной практикой, чтобы дать туристам возможность полюбоваться красотами с близкого расстояния и сделать качественные фото. Об этом говорилось даже в рекламных брошюрах.

Комиссия обвинила авиаперевозчика в замалчивании правды с целью сберечь собственную репутацию и не платить семьям погибших.

Меткое выражение судьи Питера Мэхена «Цепь продуманной лжи» стало знаменитым и до сих пор употребляется в Новой Зеландии по любым поводам.

белая мгла что не может сделать человек. Смотреть фото белая мгла что не может сделать человек. Смотреть картинку белая мгла что не может сделать человек. Картинка про белая мгла что не может сделать человек. Фото белая мгла что не может сделать человек
Родные погибших на месте трагедии в 2011 году

Но компания Air New Zealand обратилась в апелляционный суд и снова была оправдана, а обвинения судьи Мэхена отвергнуты.

Дело зашло в тупик, и перипетии юридических баталий в конце концов заслонили в массовом сознании саму трагедию.

Извинения через 40 лет

Так или иначе, репутация компании Air New Zealand сильно пострадала. Полетов над Антарктикой она с тех пор не осуществляла. Сейчас подобную услугу предоставляет маленькая частная авиакомпания из Австралии.

Оптимистичная вера новозеландцев в государство и вообще в разумность и надежность существующего миропорядка тоже оказалась задета. По словам Роуэна Лайта, трагедия стала для молодой нации чем-то вроде утраты невинности.

В 2009 году Air New Zealand принесла извинения, но не за саму катастрофу, а за последующее поведение своего тогдашнего руководства.

Лишь накануне 40-летия трагедии ее глава Тереза Уолш попросила прощения за проявленную компанией неспособность должным образом позаботиться о безопасности пассажиров и экипажа.

От имени правительства к ней присоединилась премьер-министр Джасинда Ардерн.

Памятника жертвам самой крупной катастрофы в истории Новой Зеландии до сих пор нет.

Ранее в этом году Джасинда Ардерн пообещала, что памятник в Окленде, отражающий масштаб трагедии и вызванные ей чувства единения и утраты, скоро появится, но согласия по поводу того, как он должен выглядеть, все еще нет.

Часть обломков авиалайнера, наполовину вросших в лед, по-прежнему лежат на склонах Эребуса.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *