беллетристика что за жанр

Беллетристика

Беллетри́стика (от фр. belles lettres — «изящная словесность») — общее название художественной литературы в стихах и прозе.

В настоящее время слово «беллетристика» часто упоминается в новом значении «массовой литературы», противостоящей «высокой литературе». Следует отметить, что это противопоставление уходит корнями в статьи литературных критиков XIX века Виссариона Белинского и Дмитрия Писарева, которые иногда употребляли это слово по отношению к литературе, которая не вписывалась в рамки их социальных схем.

В широком смысле слова, беллетристика противостоит публицистике, то есть документальному жанру, очень распространенному в литературных журналах XIX века. Поскольку «беллетристика» — французское слово, упомянутые критики часто использовали его в пренебрежительном ключе по отношению к литературе, которая воспевала буржуазные идеалы, а также «текст ради текста», «словесность ради словесности», где нет социального подтекста.

В узком смысле, беллетристика — это лёгкое чтиво, наиболее присущее таким жанрам, как дамский роман, детектив, приключение, мистика. То есть, чтение для отдыха, приятное времяпрепровождение на досуге. Беллетристика тесно связана с модой и стереотипами, популярными темами, а также может касаться серьёзных общественных вопросов и проблем. Типажи героев, их профессии, привычки, увлечения, — всё это соотносится с массовым информационным пространством и циркулирующими в нём представлениями большинства. В основном, беллетристы отражают общественные явления, состояние общества, настроения. Очень редко — проецируют свой собственный взгляд в это пространство.

Под «беллетризацией» понимают изложение документального материала с использованием приёмов художественного повествования.

Источник

Жанр беллетристика – что это такое

Число любителей художественной литературы в последние годы значительно снизилось. Молодое поколение предпочитает не читать сложные произведения, поднимающие психологические и социальные проблемы, а смотреть развлекательное видео.

Очень многие из тех, кто все же берет в руки книги, выбирают такие, с которыми можно отдохнуть, помечтать, отвлечься от однообразных будней. Неудивительно, что самыми большими тиражами издательства выпускают именно такую необременительную литературу.

Что такое беллетристика, какое значение она имеет для литературного наследия человечества, каково определение этого термина? Давайте разбираться.

История появления

беллетристика что за жанр. Смотреть фото беллетристика что за жанр. Смотреть картинку беллетристика что за жанр. Картинка про беллетристика что за жанр. Фото беллетристика что за жанрСлово «беллетристика» имеет несколько значений. Раньше им обозначали всю художественную литературу.

Сейчас беллетристика – это литература, которая относится к среднему звену: не классическая, но и не массовая. Со временем она становится неактуальной и не входит в золотой фонд произведений.

Это книги, которые не относятся к элитарной, классической литературе, но при этом они так же имеют некую художественую ценность.

Как утверждает Википедия, разделять литературу на «высокую» и «низкую» начал еще Аристотель в эпоху античности. Ко второму виду относили произведения, написанные для простого народа. Философы утверждали, что это литература простая, поверхностная.

В эпоху Предренессанса у читателей появилась потребность в легкой развлекательной литературе. Для нее были характерны такие признаки:

Со временем сформировались новые жанры: новеллы, разнообразные романы (приключенческие, любовные, рыцарские). Они создавались схематически: за основу авторы брали определенную фабулу, нанизывали на нее разных героев, разбавляли типичными событиями.

Признаки беллетристики

Беллетристику от классики отличают такие признаки:

беллетристика что за жанр. Смотреть фото беллетристика что за жанр. Смотреть картинку беллетристика что за жанр. Картинка про беллетристика что за жанр. Фото беллетристика что за жанрБеллетристика: определение понятия

Важно! Беллетристика не лишена смысла и глубины, она так же, как и другая литература, отображает мировоззрение автора, передает еще ощущение мира своим читателям. Из-за простоты подачи и доступности многим категориями любителей литературы она всегда более популярна, чем классическое творчество.

Функции и значение

беллетристика что за жанр. Смотреть фото беллетристика что за жанр. Смотреть картинку беллетристика что за жанр. Картинка про беллетристика что за жанр. Фото беллетристика что за жанрБеллетристическая литература выполняет три основные функции:

Это интересно! Изучаем значение слов: кто это такой протагонист

Примеры жанров

Беллетристика богата на жанры. Для того чтобы удовлетворять максимальный спектр читательских запросов, эта литература имеет разветвленную систему жанровых видов и направлений, самые популярные среди которых:

беллетристика что за жанр. Смотреть фото беллетристика что за жанр. Смотреть картинку беллетристика что за жанр. Картинка про беллетристика что за жанр. Фото беллетристика что за жанрБеллетристика

беллетристика что за жанр. Смотреть фото беллетристика что за жанр. Смотреть картинку беллетристика что за жанр. Картинка про беллетристика что за жанр. Фото беллетристика что за жанрПоэзия и беллетристика

Важно! Королем беллетристики в жанре триллера признан Стивен Кинг, который в своих книгах через страх и изображение потустороннего раскрывает так же множество социальных тем, пороков человека и недостатки современного общества.

Полезное видео

Подведем итоги

Жанры в чистом виде встречаются редко. Обычно авторы комбинируют их, пытаясь найти рецепт успешного романа. Психологические триллеры, остросоциальные детективы, фэнтезийные любовные романы – такие литературные поиски приводят к созданию новых жанров и жанровых видов.

Некоторые из них становятся успешными, о некоторых забывают через несколько лет, но любой пример такой литературы находит своего читателя и отзыв у аудитории.

Источник

Определение беллетристика ее историческое формирование и значение, сравнение с данными википедии

Число любителей художественной литературы в последние годы значительно снизилось. Молодое поколение предпочитает не читать сложные произведения, поднимающие психологические и социальные проблемы, а смотреть развлекательное видео.

Очень многие из тех, кто все же берет в руки книги, выбирают такие, с которыми можно отдохнуть, помечтать, отвлечься от однообразных будней. Неудивительно, что самыми большими тиражами издательства выпускают именно такую необременительную литературу.

Что такое беллетристика, какое значение она имеет для литературного наследия человечества, каково определение этого термина? Давайте разбираться.

Слово «беллетристика» имеет несколько значений. Раньше им обозначали всю художественную литературу.

Сейчас беллетристика – это литература, которая относится к среднему звену: не классическая, но и не массовая. Со временем она становится неактуальной и не входит в золотой фонд произведений.

Это книги, которые не относятся к элитарной, классической литературе, но при этом они так же имеют некую художественую ценность.

Как утверждает Википедия, разделять литературу на «высокую» и «низкую» начал еще Аристотель в эпоху античности. Ко второму виду относили произведения, написанные для простого народа. Философы утверждали, что это литература простая, поверхностная.

В эпоху Предренессанса у читателей появилась потребность в легкой развлекательной литературе. Для нее были характерны такие признаки:

Со временем сформировались новые : новеллы, разнообразные романы (приключенческие, любовные, рыцарские). Они создавались схематически: за основу авторы брали определенную фабулу, нанизывали на нее разных героев, разбавляли типичными событиями.

Признаки беллетристики

Беллетристику от классики отличают такие признаки:

беллетристика что за жанр. Смотреть фото беллетристика что за жанр. Смотреть картинку беллетристика что за жанр. Картинка про беллетристика что за жанр. Фото беллетристика что за жанр

Важно!
Беллетристика не лишена смысла и глубины, она так же, как и другая литература, отображает мировоззрение автора, передает еще ощущение мира своим читателям. Из-за простоты подачи и доступности многим категориями любителей литературы она всегда более популярна, чем классическое творчество.

Функции и значение

беллетристика что за жанр. Смотреть фото беллетристика что за жанр. Смотреть картинку беллетристика что за жанр. Картинка про беллетристика что за жанр. Фото беллетристика что за жанр

Примеры жанров

Беллетристика богата на жанры. Для того чтобы удовлетворять максимальный спектр читательских запросов, эта литература имеет разветвленную систему жанровых видов и направлений, самые популярные
среди которых
:

беллетристика что за жанр. Смотреть фото беллетристика что за жанр. Смотреть картинку беллетристика что за жанр. Картинка про беллетристика что за жанр. Фото беллетристика что за жанр

Важно!
Королем беллетристики в жанре триллера признан Стивен Кинг, который в своих книгах через страх и изображение потустороннего раскрывает так же множество социальных тем, пороков человека и недостатки современного общества.

В широком смысле слова беллетристика противостоит публицистике, то есть документальному жанру, очень распространённому в литературных журналах XIX века.

Поскольку «беллетристика» — французское слово, упомянутые критики часто использовали его в пренебрежительном ключе по отношению к литературе, которая воспевала буржуазные идеалы, а также «текст ради текста», «словесность ради словесности », где нет социального подтекста.

Беллетристика тесно связана с модой и стереотипами, популярными темами, а также может касаться серьёзных и актуальных общественных вопросов и проблем.

Типажи героев, их профессии, привычки, увлечения, — всё это соотносится с массовым информационным пространством и циркулирующими в нём представлениями большинства.

В основном беллетристы отражают общественные явления, состояние общества, настроения, и очень редко проецируют свой собственный взгляд в это пространство.

Видео по теме

История

Роль в литературном процессе

См. также

Примечания

В широком смысле слова, беллетристика противостоит публицистике, то есть документальному жанру, очень распространенному в литературных журналах XIX века.

Поскольку «беллетристика» — французское слово, упомянутые критики часто использовали его в пренебрежительном ключе по отношению к литературе, которая воспевала буржуазные идеалы, а также «текст ради текста», «словесность ради словесности», где нет социального подтекста.

Беллетристика тесно связана с модой и стереотипами, популярными темами, а также может касаться серьёзных и актуальных общественных вопросов и проблем.

Типажи героев, их профессии, привычки, увлечения, — всё это соотносится с массовым информационным пространством и циркулирующими в нём представлениями большинства.

В основном беллетристы отражают общественные явления, состояние общества, настроения, и очень редко — проецируют свой собственный взгляд в это пространство.

См. также

Напишите отзыв о статье «Беллетристика»

Примечания

Литература

Беллетристика значение. Определение слова беллетристика и его историческое значение. Функции и значение

ж. франц. изящная словесность, изящная письменность. Беллетрист м. беллетристка ж. писатель по сей части.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

(еле), беллетристики, мн. нет, ж. (от фр. belles-lettres — изящная словесность).

Повествовательная художественная литература в прозе (романы, повести, рассказы и пр.).

перен. Легкое, не вполне идущее к делу изложение вм. серьезного рассуждения, разглагольствование (ирон.). Я слушал оратора, пока у него деловые соображения не сменились беллетристикой.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова

Повествовательная художественная литература.

перст. О литературе, к-рая читается легко, без затруднений,

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова

Прозаические повествовательные произведения художественной литературы (в
отличие от научной, публицистической и т.п. литературы).

Произведения, предназначенные для легкого чтения.

перен. разг. Что-л. незначительное, неглубокое по содержанию.

Энциклопедический словарь, 1998 г

БЕЛЛЕТРИСТИКА (от франц. belles lettres — художественная литература)

В 20 в. также массовая литературная продукция бытописательского, развлекательного характера в противоположность произведениям высокого искусства.

(от франц. belles lettres ≈ изящная словесность), в широком смысле ≈ художественная литература вообще. В более узком и более употребительном смысле ≈ художественная проза, в отличие от поэзии и драматургии. Иногда под Б.

подразумевают идейно и художественно несовершенную литературу.

Широко распространено понятие беллетризация, которым обозначают стремление многих авторов научных и научно-художественных книг в целях занимательности соединять документальный материал с элементами художественного повествования.

Википедия

Беллетри́стика
— общее название художественной литературы в стихах и прозе, либо же исключая стихи и драматургию.

Термин «беллетристика» часто упоминается в значении « массовой литературы », противостоящей «высокой литературе». Следует отметить, что это противопоставление уходит корнями в статьи литературных критиков XIX века Виссариона Белинского и Дмитрия Писарева, которые иногда употребляли это слово по отношению к литературе, которая не вписывалась в рамки их социальных схем.

В широком смысле слова, беллетристика противостоит публицистике, то есть документальному жанру, очень распространенному в литературных журналах XIX века.

Поскольку «беллетристика» — французское слово, упомянутые критики часто использовали его в пренебрежительном ключе по отношению к литературе, которая воспевала буржуазные идеалы, а также «текст ради текста», «словесность ради словесности», где нет социального подтекста.

В узком смысле беллетристика — это лёгкая литература, чтение для отдыха, приятное времяпрепровождение на досуге.

Белетристика представляет собой «срединное поле» литературы, произведения которого не отличаются высокой художественной оригинальностью и ориентированы на усреднённое сознание, апеллирует к общепринятым моральным и нравственным ценностям.

Беллетристика тесно связана с модой и стереотипами, популярными темами, а также может касаться серьёзных и актуальных общественных вопросов и проблем.

Типажи героев, их профессии, привычки, увлечения, — всё это соотносится с массовым информационным пространством и циркулирующими в нём представлениями большинства.

Однако при этом, в отличие от (зачастую поставленной на « конвейер » с использованием « литературных негров ») массовой литературы беллетристику отличает наличие авторской позиции и интонации, углубление в человеческую психологию. Однако чёткого разграничения между беллетристикой и массовой литературой нет.

В основном беллетристы отражают общественные явления, состояние общества, настроения, и очень редко — проецируют свой собственный взгляд в это пространство.

В отличие от классической литературы со временем она теряет свою актуальность и, вследствие этого, популярность.

Существует мнение, что к беллетристике фактически относится ряд произведений «классики советской литературы», например такие, как Чапаев, Железный поток, Как закалялась сталь, Поднятая целина, Молодая гвардия.

Под «беллетризацией» понимают изложение документального материала с использованием приёмов художественного повествования, Хотя о беллетризованной биографии как жанре литературы заговорили только в начале XX века в связи с творчеством таких авторов, как Андре Моруа и Стефан Цвейг, элементы беллетристики были характерны уже для ранних памятников письменности, не являвщихся художественной литературой, как таковой — летописей, житий святых и т. п. Именно подобная беллетризация и послужила одним из истоков современной изящной словестнсти.

Примеры употребления слова беллетристика в литературе

Число любителей художественной литературы в последние годы значительно снизилось. Молодое поколение предпочитает не читать сложные произведения, поднимающие психологические и социальные проблемы, а смотреть развлекательное видео.

Очень многие из тех, кто все же берет в руки книги, выбирают такие, с которыми можно отдохнуть, помечтать, отвлечься от однообразных будней. Неудивительно, что самыми большими тиражами издательства выпускают именно такую необременительную литературу.

Что такое беллетристика, какое значение она имеет для литературного наследия человечества, каково определение этого термина? Давайте разбираться.

Слово «беллетристика» имеет несколько значений. Раньше им обозначали всю художественную литературу.

Сейчас беллетристика – это литература, которая относится к среднему звену: не классическая, но и не массовая. Со временем она становится неактуальной и не входит в золотой фонд произведений.

Это книги, которые не относятся к элитарной, классической литературе, но при этом они так же имеют некую художественую ценность.

Как утверждает Википедия, разделять литературу на «высокую» и «низкую» начал еще Аристотель в эпоху античности. Ко второму виду относили произведения, написанные для простого народа. Философы утверждали, что это литература простая, поверхностная.

В эпоху Предренессанса у читателей появилась потребность в легкой развлекательной литературе. Для нее были характерны такие признаки:

Со временем сформировались новые : новеллы, разнообразные романы (приключенческие, любовные, рыцарские). Они создавались схематически: за основу авторы брали определенную фабулу, нанизывали на нее разных героев, разбавляли типичными событиями.

Признаки беллетристики

Беллетристику от классики отличают такие признаки:

беллетристика что за жанр. Смотреть фото беллетристика что за жанр. Смотреть картинку беллетристика что за жанр. Картинка про беллетристика что за жанр. Фото беллетристика что за жанр

Важно!
Беллетристика не лишена смысла и глубины, она так же, как и другая литература, отображает мировоззрение автора, передает еще ощущение мира своим читателям. Из-за простоты подачи и доступности многим категориями любителей литературы она всегда более популярна, чем классическое творчество.

Функции и значение

беллетристика что за жанр. Смотреть фото беллетристика что за жанр. Смотреть картинку беллетристика что за жанр. Картинка про беллетристика что за жанр. Фото беллетристика что за жанр

Примеры жанров

Беллетристика богата на жанры. Для того чтобы удовлетворять максимальный спектр читательских запросов, эта литература имеет разветвленную систему жанровых видов и направлений, самые популярные
среди которых
:

беллетристика что за жанр. Смотреть фото беллетристика что за жанр. Смотреть картинку беллетристика что за жанр. Картинка про беллетристика что за жанр. Фото беллетристика что за жанр

Важно!
Королем беллетристики в жанре триллера признан Стивен Кинг, который в своих книгах через страх и изображение потустороннего раскрывает так же множество социальных тем, пороков человека и недостатки современного общества.

Казалось бы, на вопрос «Что такое беллетристика?» существует вполне конкретный ответ, который содержится в словарях и энциклопедиях. Однако, если копнуть глубже, то окажется, что всё далеко не так просто.

Как было раньше?

Судите сами, слово беллетристика происходит от французского словосочетания belles lettres
, что дословно означает «изящная словесность». Когда-то всё именно так и было, и беллетристикой называли всю изящную литературу, то есть поэзию (читай художественную литературу), изложенную в стихотворной или прозаической форме.

Ох уж, эти Белинский с Писаревым!

Всё изменилось благодаря небезызвестным литературным критикам XIX века Виссариону Григорьевичу Белинскому и Дмитрию Ивановичу Писареву. С их лёгкой руки беллетристикой стали называть массовую литературу, которая противостоит «высокой литературе». То есть значение слова стало прямо противоположным исходному.

Как это произошло? Достаточно просто: уважаемые критики в своих статьях использовали термин «беллетристика» по отношению к литературе, разрушавшей их социальные теории.

Беллетристика в широком и узком смысле

Сегодня термин «беллетристика» используется в широком и узком смыслах.

Беллетристика в узком смысле
— лёгкое чтиво, присущее мистическим, приключенческим, детективным жанрам и дамскому роману. Подобное чтение для отдыха и произведения, созданные для приятного времяпрепровождения, имеет тесную связь со стереотипами, модой, популярными в обществе темами. Кроме этого, беллетристика может касаться и серьёзных проблем и вопросов, которые волнуют общество.

Как правило, типажи героев, а также их увлечения, привычки, профессия соотносятся с информационным пространством, доступным всем, и представлениями, которые сложились у преимущественного большинства.

Чаще всего беллетристы выражают в своих произведениях настроения общества, его состояние и общественные явления.

Реже — представляют происходящее, пропуская сквозь призму собственных взглядов и представлений.

Беллетристика в широком смысле слова
— это всё, что не публицистика, не документальный жанр, который был широко распространён в многочисленных литературных журналах XIX века. Слово «беллетристика», как уже было сказано выше, использовалось в пренебрежительном ключе по отношению к произведениям, написанным по принципу «словесность ради словесности» и «текст ради текста». Эти произведения считались ущербными, поскольку не содержали социального подтекста.

Отдельное внимание необходимо уделить и такому явлению, как «беллетризация». Беллетризация используется для того, чтобы изложить некоторый документальный материал, используя приёмы художественного повествования. Ярким примером подобных произведений является роман «Что делать?» Чернышевского.

Что не относится к беллетристике?

Получается, что беллетристика ещё раз изменила своё значение. Ведь в начале XX века её главной характеристикой была художественность, зависящая не столько от достоинств языка и умения автора интересно рассказывать о событиях, «сколько от своеобразного переживания образов, ради которого можно простить некоторые недостатки изложения».

В то время беллетристикой считались произведения Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Тургенева, Герцена, Гончарова и других писателей. Современных же беллетристов, произведения которых выпускаются многотысячными тиражами, каждый читатель может назвать и сам.

§ 3. Беллетристика

Слово «беллетристика» (от фр. belles lettres — изящная словесность) используется в разных значениях: в широком смысле — художественная литература (это словоупотребление ныне устарело); в более узком — повествовательная проза. Беллетристика рассматривается также в качестве звена массовой литературы, а то и отождествляется с ней.

Нас же интересует иное значение слова: беллетристика — это литература «второго» ряда, необразцовая, неклассическая, но в то же время имеющая неоспоримые достоинства и принципиально отличающаяся от литературного «низа» («чтива»), т. е. срединное пространство литературы.

В ее сфере значим прежде всего круг произведений, не обладающих художественной масштабностью и ярко выраженной оригинальностью, но обсуждающих проблемы своей страны и эпохи, отвечающие духовным и интеллектуальным запросам современников, а иногда и потомков. Подобного рода беллетристика, по словам В.Г. Белинского, выражает «потребности настоящего, думу и вопрос дня»[367] и в этом смысле подобна «высокой литературе», с ней неизменно соприкасаясь.

Таковы многочисленные романы, повести и рассказы Вас. Ив. Немировича-Данченко (1844–1936), неоднократно переиздававшиеся на протяжении 1880–1910-х годов.

Не сделавший каких-либо собственно художественных открытий, склонный к мелодраматическим эффектам и нередко сбивавшийся на литературные штампы, этот писатель вместе с тем сказал о русской жизни нечто свое и оригинальное.

Немирович-Данченко был пристально внимателен к мирскому праведничеству как важнейшему фактору национальной жизни, к облику и судьбам людей с «большими сердцами», которых «не разглядишь сразу»: «Все они где-то хоронятся под спудом, точно золотая жила в каменной породе»[368].

Часто бывает, что книга, воплотившая думы и потребности исторического момента, нашедшая живой отклик у современников писателя, позже выпадает из читательского обихода, становится достоянием истории литературы, представляющим интерес только для специалистов. Такая участь постигла, например, повесть графа Вл. Соллогуба «Тарантас», имевшую громкий, но недолговечный успех. Назовем также произведения М.Н. Загоскина, Д.В. Григоровича, И.Н. Потапенко.

Беллетристика, откликающаяся (или стремящаяся отозваться) на литературно-общественные веяния своего времени, ценностно неоднородна. В одних случаях она содержит в себе начала оригинальности и новизны (более в сфере идейно-тематической, нежели собственно художественной), в других — оказывается по преимуществу (а то и полностью) подражательной и эпигонской.

Эпигонство (от др. — гр. epigonoi — родившиеся после) — это «нетворческое следование традиционным образцам»[369] и, добавим, назойливое повторение и эклектическое варьирование хорошо известных литературных тем, сюжетов) мотивов, в частности — подражание писателям первого ряда. По словам М.Е.

Салтыкова-Щедрина, «участь всех сильных и энергических талантов — вести за собой длинный ряд подражателей»[370]. Так, за новаторской повестью Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» последовал поток подобных ей произведений, мало чем одно от другого отличающихся («Бедная Маша», «История несчастной Маргариты» и пр.).

Нечто сходное позже происходило с темами, мотивами, стилистикой поэзии Н.А. Некрасова и А.А. Блока.

Опасность эпигонства порой угрожает и писателям талантливым, способным сказать (и сказавшим) в литературе свое слово. Так, по преимуществу подражательный характер имели первые произведения Н.В. Гоголя (поэма «Ганс Кюхельгартен») и Н.А. Некрасова (лирический сборник «Мечты и звуки»).

Случается также, что писатель, ярко себя проявивший, позже не в меру часто прибегает к самоповторам, становясь эпигоном самого себя (на наш взгляд, подобного крена не избежал такой яркий поэт, как А.А. Вознесенский). По словам А.А.

Фета, для поэзии ничего «нет убийственнее повторения, а тем более самого себя»[371].

Случается, что творчество писателя сочетает в себе начала эпигонства и оригинальности. Таковы, к примеру, повести и рассказы С.И. Гусева-Оренбургского, где явственны как подражание Г.И. Успенскому и М. Горькому, так и своеобычное и смелое освещение современности (в основном жизни русского провинциального духовенства).

Эпигонство не имеет ничего общего с опорой писателя на традиционные художественные формы, с преемственностью как таковой. (Для художественного творчества оптимальна установка на преемственность без подражательности[372].

Это прежде всего отсутствие у писателя своих тем и идей и эклектичность формы, которая взята у предшественников и ни в коей мере не обновлена.

Но поистине серьезная беллетристика неизменно уходит от соблазнов и искусов эпигонства. Лучшие из писателей-беллетристов («обыкновенные таланты», по Белинскому, или, как их назвал М.Е. Салтыков-Щедрин, «подмастерья», которых, как и мастеров, имеет «каждая школа»[373]) выполняют в составе литературного процесса роль благую и ответственную.

Они насущны и необходимы для большой литературы и общества в целом.

Для крупных художников слова они составляют «питательный канал и резонирующую среду»; беллетристика «по-своему питает корневую систему шедевров»; обыкновенные таланты порой впадают в подражательство и эпигонство, но вместе с тем «нередко нащупывают, а то и открывают для разработки те тематические, проблемные пласты, которые позднее будут глубоко вспаханы классикой»[374].

Беллетристика, активно откликающаяся на «злобу дня», воплощающая веяния «малого времени», его заботы и тревоги, значима не только в составе текущей словесности, но и для понимания истории общественной и культуро-художественной жизни прошлых эпох. «Есть литературные произведения, — писал М.Е.

Салтыков-Щедрин, — которые в свое время пользуются большим успехом и даже имеют немалую долю влияния на общество. Но вот проходит это «свое время», и сочинения, представлявшие в данную минуту живой интерес, сочинения, которых появление в свет было приветствовано общим шумом, постепенно забываются и сдаются в архив.

Тем не менее игнорировать их не имеют права не только современники, но даже отдаленное потомство, потому что в этом случае литература составляет, так сказать, достоверный документ, на основании которого всего легче восстановить характеристические черты времени и узнать его требования.

Следовательно, изучение подобного рода произведений есть необходимость, есть одно из непременных условий хорошего литературного воспитания»[375].

В ряде случаев беллетристика волевыми решениями сильных мира на какое-то время возводится в ранг классики. Такой оказалась участь многих произведений литературы советского периода, каковы, например, «Как закалялась сталь» Н.А. Островского, «Разгром» и «Молодая гвардия» А.А. Фадеева. Их правомерно назвать канонизированной беллетристикой.

Наряду с беллетристикой, обсуждающей проблемы своего времени, широко бытуют произведения, созданные с установкой на развлекательность, на легкое и бездумное чтение. Эта ветвь беллетристики тяготеет к «формульности» и авантюрности, отличается от безликой массовой продукции. В ней неизменно присутствует авторская индивидуальность.

Вдумчивый читатель всегда видит различия между такими авторами, как А Конан-Дойль, Ж. Сименон, А Кристи. Не менее ощутимо индивидуальное своеобразие в таком роде беллетристики, как научная фантастика: Р. Брэдбери невозможно «спутать» со Ст. Лемом, И.А. Ефремова — с братьями Стругацкими.

Произведения, которые поначалу воспринимались как занимательное чтение, могут, выдержав испытание временем, в какой-то мере приблизиться к статусу литературной классики.

Такова, например, судьба романов А Дюма-отца, которые, не являясь шедеврами словесного искусства и не знаменуя обогащение художественной культуры, однако, любимы широким кругом читателей уже на протяжении целых полутора столетий.

Право на существование развлекальной беллетристики и ее положительная значимость (в особенности для юношества) сомнений не вызывают.

В то же время для читающей публики вряд ли желательна полная, исключительная сосредоточенность на литературе подобного рода. Естественно прислушаться к парадоксальной фразе Т.

Манна: «Так называемое занимательное чтение, несомненно, самое скучное, какое только бывает».[376]

Беллетристика как «срединная» сфера литературного творчества (и в ее серьезно-проблемной, и в развлекательной ветви) тесно соприкасается как с «верхом», так и с «низом» литературы. В наибольшей мере это относится к таким жанрам, как авантюрный роман и роман исторический, детектив и научная фантастика.

Авантюрному роману с его занимательностью, с его напряженной интригой многим обязаны такие признанные классики мировой литературы, как Ч. Диккенс и Ф.М. Достоевский.

«Большая часть романов Диккенса основана на семейной тайне: брошенное на произвол судьбы дитя богатой и знатной фамилии преследуется родственниками, желающими незаконно воспользоваться его наследством Диккенс умеет пользоваться этою затасканною завязкою как человек с огромным поэтическим талантом», — писал Белинский в статье о романе Э. Сю «Парижские тайны», попутно отмечая вторичность романа Э. Сю по отношению к произведениям английского романиста («»Парижские тайны» — неловкое и неудачное подражание романам Диккенса»)[377]. В некоторых случаях завязка, основанная на «семейной тайне», осложнена у Диккенса детективными мотивами (роман «Холодный дом»). Один из мастеров детектива, английский писатель У. Коллинз, автор популярных и в наши дни романов «Лунный камень» и «Женщина в белом», стал соавтором романа Ч. Диккенса «Наш общий друг». Дружба и сотрудничество с Диккенсом оказали благотворное воздействие на литературную деятельность Коллинза — одного из родоначальников добротной, художественно полноценной детективной прозы, которая позднее была представлена такими именами, как А. Конан-Дойль и Ж. Сименон.

Один из разительных в мировой литературе примеров взаимодействия ее высот «срединной сферы» — художественная практика Ф.М. Достоевского. В критико-публицистической статье «Книжность и грамотность» (1861) Достоевский пишет о необходимости «доставления народу» «как можно более приятного и занимательного чтения».

«Скажут мне, пожалуй, умные люди, что в моей книжке будет мало дельного, полезного? Будут какие-то сказки, повести, разная фантастическая дичь, без системы, без прямой цели, одним словом, тарабарщина, и что народ с первого раза мою книжку и от «Прекрасной магометанки»[378] не отличит.

Пусть с первого разу не отличит, отвечаю я. Пусть даже задумается, которой из них отдать преимущество.

Значит, она ему понравится, коли он ее с любимой книгой будет сличать А так как я все-таки буду помещать хоть и любопытнейшие, завлекательнейшие, но вместе с тем и хорошие статьи в этой книжке, то мало-помалу достигну следующих результатов: 1) что народ за моими книжками забудет «Прекрасную магометанку»; 2) мало того, что забудет; он даже отдаст моей книжке положительное преимущество перед нею, потому что свойство хороших сочинений — очищать вкус и рассудок И наконец, 3) вследствие удовольствия доставленного моими книжками, мало-помалу распространится в народе и охота к чтению»[379].

Достоевский подтвердил свой размышления о необходимости занимательного чтения для широкого читателя творческой практикой. В том же 1861 г. в журнале «Время» печатается его роман «Униженные и оскорбленные» — произведение, где в наибольшей степени очевидна связь прозы Достоевского с традицией развлекательной беллетристики.

Литературная критика позже писала, вспоминая об огромном успехе романа в самых разнообразных читательских слоях: «Им буквально зачитывались, заурядная публика приветствовала автора восторженными рукоплесканиями; критика в лице своего гениальнейшего и авторитетнейшего представителя, в лице Добролюбова отнеслась к нему в высшей степени сочувственно»[380].

Достоевский и в более поздние годы широко применял повествовательные приемы, характерные для беллетристики и массовой литературы. Художественно переосмысливая эффекты уголовных фабул, использовал их в своих прославленных романах «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы»[381].

Определение слова беллетристика и его историческое значение. Что такое беллетристика Что не относится к беллетристике

В широком смысле слова, беллетристика противостоит публицистике, то есть документальному жанру, очень распространенному в литературных журналах XIX века.

Поскольку «беллетристика» — французское слово, упомянутые критики часто использовали его в пренебрежительном ключе по отношению к литературе, которая воспевала буржуазные идеалы, а также «текст ради текста», «словесность ради словесности», где нет социального подтекста.

В узком смысле, беллетристика — это лёгкое чтиво, наиболее присущее таким жанрам, как дамский роман, детектив, приключение, мистика. То есть, чтение для отдыха, приятное времяпрепровождение на досуге.

Беллетристика тесно связана с модой и стереотипами, популярными темами, а также может касаться серьёзных общественных вопросов и проблем. Типажи героев, их профессии, привычки, увлечения, — всё это соотносится с массовым информационным пространством и циркулирующими в нём представлениями большинства.

В основном, беллетристы отражают общественные явления, состояние общества, настроения. Очень редко — проецируют свой собственный взгляд в это пространство.

Под «беллетризацией» понимают изложение документального материала с использованием приёмов художественного повествования.

Ссылки

Смотреть что такое «Беллетристика» в других словарях:

    — (от фр. belles iettres изящная словесность). Непоэтические произведения словесности, как то: повести, романы, рассказы, драмы и проч. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БЕЛЛЕТРИСТИКА [фр. belles… … Словарь иностранных слов русского языка

беллетристика
— и, ж. belles lettres. 1. Художественная литература (в отличие от научной, публицистической и т. п. литературы). БАС 2. Позвольте мне на первый случай истолковать вам значение только тех слов, которые, как вы сами говорите, более других тревожат… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

См. Литература. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

См … Словарь синонимов

— (от французского belles lettres художественная литература), 1) художественная проза. 2) В 20 в. преимущественно легкое чтение: массовая литературная продукция злободневно модного или развлекательного характера … Современная энциклопедия

— (от франц. belles lettres художественная литература) 1) художественная проза2)] В 20 в. также массовая литературная продукция бытописательского, развлекательного характера в противоположность произведениям высокого искусства … Большой Энциклопедический словарь

— [еле], беллетристики, мн. нет, жен. (от франц. belles lettres изящная словесность). 1. Повествовательная художественная литература в прозе (романы, повести, рассказы и пр.). 2. перен. Легкое, не вполне идущее к делу изложение вместо серьезного… … Толковый словарь Ушакова

БЕЛЛЕТРИСТИКА, и, жен. 1. Повествовательная художественная литература. 2. перен. О литературе, к рая читается легко, без затруднений. | прил. беллетристический, ая, ое (к 1 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Жен., франц. изящная словесность, изящная письменность. Беллетрист муж. беллетристка жен. писатель по сей части. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Беллетристика
— БЕЛЛЕТРИСТИКА по буквальному значению слова (франц.) должна означать, т. наз., изящную литературу, т. е. поэзию во всех ее видах, в стихах и в прозе. Но давно у нас установилось особенное значение за этим словом. Именно Б. противопоставляется … Словарь литературных терминов

Беллетристика
— (от французского belles lettres художественная литература), 1) художественная проза. 2) В 20 в. преимущественно легкое чтение: массовая литературная продукция злободневно модного или развлекательного характера. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

Казалось бы, на вопрос «Что такое беллетристика?» существует вполне конкретный ответ, который содержится в словарях и энциклопедиях.

Однако, если копнуть глубже, то окажется, что всё далеко не так просто.

Как было раньше?

Судите сами, слово беллетристика происходит от французского словосочетания belles lettres
, что дословно означает «изящная словесность». Когда-то всё именно так и было, и беллетристикой называли всю изящную литературу, то есть поэзию (читай художественную литературу), изложенную в стихотворной или прозаической форме.

Ох уж, эти Белинский с Писаревым!

Всё изменилось благодаря небезызвестным литературным критикам XIX века Виссариону Григорьевичу Белинскому и Дмитрию Ивановичу Писареву. С их лёгкой руки беллетристикой стали называть массовую литературу, которая противостоит «высокой литературе». То есть значение слова стало прямо противоположным исходному.

Как это произошло? Достаточно просто: уважаемые критики в своих статьях использовали термин «беллетристика» по отношению к литературе, разрушавшей их социальные теории.

Беллетристика в широком и узком смысле

Сегодня термин «беллетристика» используется в широком и узком смыслах.

Беллетристика в узком смысле
— лёгкое чтиво, присущее мистическим, приключенческим, детективным жанрам и дамскому роману. Подобное чтение для отдыха и произведения, созданные для приятного времяпрепровождения, имеет тесную связь со стереотипами, модой, популярными в обществе темами. Кроме этого, беллетристика может касаться и серьёзных проблем и вопросов, которые волнуют общество.

Как правило, типажи героев, а также их увлечения, привычки, профессия соотносятся с информационным пространством, доступным всем, и представлениями, которые сложились у преимущественного большинства.

Чаще всего беллетристы выражают в своих произведениях настроения общества, его состояние и общественные явления.

Реже — представляют происходящее, пропуская сквозь призму собственных взглядов и представлений.

Беллетристика в широком смысле слова
— это всё, что не публицистика, не документальный жанр, который был широко распространён в многочисленных литературных журналах XIX века. Слово «беллетристика», как уже было сказано выше, использовалось в пренебрежительном ключе по отношению к произведениям, написанным по принципу «словесность ради словесности» и «текст ради текста». Эти произведения считались ущербными, поскольку не содержали социального подтекста.

Отдельное внимание необходимо уделить и такому явлению, как «беллетризация». Беллетризация используется для того, чтобы изложить некоторый документальный материал, используя приёмы художественного повествования. Ярким примером подобных произведений является роман «Что делать?» Чернышевского.

Что не относится к беллетристике?

Получается, что беллетристика ещё раз изменила своё значение. Ведь в начале XX века её главной характеристикой была художественность, зависящая не столько от достоинств языка и умения автора интересно рассказывать о событиях, «сколько от своеобразного переживания образов, ради которого можно простить некоторые недостатки изложения».

В то время беллетристикой считались произведения Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Тургенева, Герцена, Гончарова и других писателей. Современных же беллетристов, произведения которых выпускаются многотысячными тиражами, каждый читатель может назвать и сам.

1) Художественная повествовательная литература.

2) разг. Произведения для легкого чтения в отличие от классических литературных произведений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *