белые ночи достоевский про что
Краткое содержание «Белые ночи»
Всего получено оценок: 5412.
О произведении
Повесть «Белые ночи» Достоевского была написана в 1848 году и опубликована в литературном журнале «Отечественные записки». Словосочетание «белые ночи» указывает на некую нереальность, фантастичность сюжета, а также на то, что местом действия рассказа является Петербург.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Белые ночи» по главам, это будет полезно при подготовке к уроку литературы. Для проверки полученных знаний можно пройти тест на нашем сайте.
Место и время действия
События повести происходят в Петербурге в первой половине XIX столетия.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Ночь первая
Рассказчик – молодой чиновник, который уже восемь лет живет в Петербурге, но за это время так и не завел « почти ни одного знакомства ». В свободное время он неспешно прогуливается по городу, разглядывая прохожих.
С наступлением тепла город заметно опустел, и молодому человеку кажется, что « весь Петербург поднялся и вдруг уехал на дачу ».
Глядя на бесконечные процессии возов, « нагруженных целыми горами всякой мебели », молодой человек чувствует в душе бесконечное одиночество. Он бы не прочь отправиться вместе с другими отдыхающими за город, но ему « решительно некуда и незачем было ехать на дачу ».
Отраду он находит в прогулках, любуясь весенней расцветающей природой. В такие моменты он с особым упоением предается романтическим мечтаниям.
Однажды, возвращаясь домой после продолжительной загородной прогулки, герой встречает девушку, которая горько плачет на берегу канала. Его одолевает желание успокоить незнакомку, но неуверенность в себе берет верх, и молодой человек лишь робко наблюдает за ней.
Испугавшись, девушка быстро уходит прочь, а юноша идет следом, укоряя себя за нерешительность. Ему приходит на помощь случай, когда к девице начинает приставать пьяный прохожий. С палкой в руках герой прогоняет нахала и предлагает перепуганной девушке свои услуги в качестве провожатого.
Мельком взглянув на свою спутницу, юноша замечает, что « она была премиленькая и брюнетка ». Он умоляет о новой встрече, и девушка соглашается, только с условием: он не будет считать это романтическим свиданием и не будет влюбляться в нее.
Ночь вторая
При встрече Настенька – именно так зовут девушку – просит героя рассказать о себе « самым подробнейшим образом ». Исполняя ее желание, юноша делится сокровенным: он – Мечтатель, которому даже « страшно подумать о будущем ». В реальности юноша очень одинок, и его угнетает собственная « затхлая, ненужная жизнь ». Он мечтает лишь о том, чтобы встретить родственную душу, и Настенька успокаивает его тем, что теперь у него есть друг. Полностью доверившись новому знакомому, девушка рассказывает свою историю жизни
История Настеньки
Семнадцатилетняя Настенька осталась круглой сиротой в раннем детстве, и ее воспитанием занялась бабушка. До пятнадцати лет девочка занималась с учителями, которых нанимала бабушка, благодаря чему получила весьма неплохое образование.
Жили они тем, что сдавали в аренду мезонин своего небольшого двухэтажного домика. Однажды в нем поселился новый жилец, который предложил бабушке свободно пользоваться его богатой библиотекой.
Разговорившись с Настенькой, постоялец очень удивился, что все время она проводит с бабушкой, и у нее совсем нет подруг, « к которым бы можно было в гости пойти ». Он несколько раз приглашал хозяек дома в театр, и Настенька сама не заметила, как влюбилась в молодого человека.
« Ровно год тому, в мае месяце » квартирант сообщил бабушке, что по делам службы вынужден уехать в Москву. Узнав об этом, Настенька собрала все свои вещи в узелок и предложила молодому человеку ехать вместе с ним.
Между влюбленными произошла трогательная сцена, и в итоге они договорились встретиться ровно через год на набережной в десять часов вечера.
Мечтатель застал на набережной плачущую девушку как раз в тот момент, когда она узнала, что любимый ее вернулся, « но вот уже третий день нет ни письма, ни его ». Юноша предложил Настеньке написать письмо и вызвался передать его общим знакомым влюбленных.
Ночь третья
На следующий день герой, как и обещал, отнес письмо Настеньки по указанному адресу. Девушка пригласила Мечтателя прийти к десяти часам вечера, чтобы разделить с ней ее радость.
С нетерпением ожидая прихода жениха, Настенка « сделалась как-то необыкновенно говорлива, весела, шаловлива ». Она ласково обращалась к молодому человеку и была очень признательна ему за то, что он не влюбился в нее и тем самым не испортил их нежную дружбу.
В приподнятом настроении Настенька принялась увлеченно строить планы на жизнь, не замечая, какими глазами смотрит на нее влюбленный Мечтатель. Однако от радости девушки не осталось и следа, когда куранты пробили одиннадцать часов: ее жених так и не объявился.
Впрочем, герою удалось успокоить Настеньку и уверить ее в благополучном исходе дела.
Ночь четвертая
Придя на набережную в девять часов вечера, Мечтатель находит там девушку. Он признается, что так и не получил ответа от ее жениха. Настенька безмерно огорчена и оскорблена в своих чувствах. Она искренне не понимает, как жених её мог « оскорбить, обидеть бедную, беззащитную девушку, которая тем и виновата, что любит его ».
Мечтатель попытался было утешить ее, но все напрасно. Девушка заявляет, что более не любит этого злого человека, который так подло обманул ее.
В эту минуту юноша чувствует, что « должен наконец говорить, высказать » свои истинные чувства к Настеньке. Он признается ей в любви, и в ответ вместе укоров с удивлением слышит ответное признание Настеньки. Девушка видит, что он гораздо лучше ее жениха, но пока не может ответить ему взаимностью. Она предлагает Мечтателю переехать к ним в опустевший мезонин и, возможно, со временем она сможет полюбить его столь же сильно, как и он ее.
Молодые люди « будто в чаду, в тумане » принимаются мечтать о совместном будущем. Но в этот момент к ним подошел мужчина, и Настенька узнала в нем своего жениха. Она стремительно « порхнула к нему навстречу », оставив Мечтателя, которому ничего не оставалось, как с горечью наблюдать за трогательной встречей влюбленных.
Утро следующего дня выдалось пасмурным. Пошел дождь, который уныло стучал в окна Мечтателя. У него сильно болела и кружилась голова: это « лихорадка прокрадывалась » к незадачливому влюбленному.
Герой получил восторженное письмо от Настеньки, в котором она просила ее простить и признавалась, что его любовь к ней « напечатлелась, как сладкий сон, который долго помнишь после пробуждения ». Также она сообщила, что через неделю выходит замуж и очень хотела бы, чтобы Мечтатель и ее жених познакомились и подружились.
Герой долго перечитывал это письмо. Перед глазами его промелькнула « неприветно и грустно вся перспектива » его безрадостной жизни, которая и через пятнадцать лет вряд ли изменится к лучшему.
Однако Мечтатель не укоряет Настеньку. Напротив, он благодарен ей « за минуту блаженства и счастия », память о которой он пронесет через всю свою жизнь.
Заключение
Достоевский определил жанр своего произведения как сентиментальный роман, тем самым сделав акцент на душевных переживаниях героев, их эмоциях и чувствах. Но несмотря на легкость и кажущуюся простоту повести, в ней рассматриваются важные философские вопросы о любви и счастье.
Краткий пересказ «Белых ночей» будет особенно полезен для читательского дневника. После ознакомления с ним рекомендуем прочитать повесть Достоевского в полной версии.
Тест по повести
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
«Белые ночи» краткое содержание и анализ повести Достоевского Ф. М.
Каждому обязательно нужно изучить книгу «Белые ночи» Ф. М. Достоевского, краткое содержание которой представлено далее.
Это одно из выдающихся произведений автора, написавшего множество важных и актуальных по своей сути романов и повестей, с каждым из которых следует непременно познакомиться.
Это поможет узнать мотивы действий героев, проанализировать рассказ и сделать анализ конкретного отрывка. Рассмотрим далее произведение в сокращении, историю создания, характеристику героев и дадим небольшой анализ.
О повести «Белые ночи» Ф. М. Достоевского
«Белые ночи» легендарное произведение, которое автор написал в 1848 г. (год написания и издания).
Фёдор Михайлович Достоевский (1821 — 1881) — русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Классик русской литературы и один из лучших романистов мирового значения.
Это повесть, которая была создана автором во время дружбы с поэтом А. Плещеевым и общения с другими писателями в литературном кружке. В октябре того же года цензура приняла повесть на публикацию и ее впервые напечатали в 12 номере Отечественных записок.
В последующее время ее многочисленно переделывали под рамки цензуры. Так, были убраны сентиментальные фразы, противоречивые монологи, добавлены пушкинские образы.
Окончательно повесть была отредактирована в 1860 г. На вопрос, сколько страниц осталось после редакции, можно ответить – 20 страниц.
Стоит отметить: сформированный в сюжете образ главного героя автобиографичный. Многие критики утверждают, что создавая мечтателя, Достоевский описывал себя. В эти годы писатель чувствовал себя одиноким и мечтательным, утверждал, что призрачный вид жизни грешен, поскольку направляет человека не в том направлении, далеко от истины. С иной стороны, она подчеркивает ценность настоящей творческой жизни.
В целом, это детище критики называют идиллической утопией о людях и тем, кем они могли бы стать, если бы проявляли все позитивные качества. Но такое невозможно, поэтому мечты остаются грезами и не становятся отражением действительности.
Главные герои и их характеристика
В центре внимания три героя и множество второстепенных персонажей.
Каждый из них раскрывается читателю отчетливо, показывается во всем проявлении, поэтому составить подробную характеристику несложно:
Второстепенные персонажи
Второстепенными героями картины являются:
Краткий пересказ
В центре внимания рассказа одинокий мечтатель. В культурной столице страны в период действия белых ночей главный герой встречается с обаятельной красавицей Настенькой и начинает испытывать к ней чувства.
Она рассказывает о том, что все детство провела рядом с бабушкой, которая не выпускала девочку гулять. Из-за этого девушка была невеселой. Однако все изменилось после приезда постояльца. Через год знакомства парень покинул девушку, но обещал вернуться.
История Настеньки была печальная, поэтому мечтатель пожалел девушку и решил помочь встретиться влюбленным, передав письмо возлюбленному красавицы. При этом сам начал испытывать чувства влюбленности к девушке.
Ее возлюбленный не ответил. Решив, что постоялец ее бросил, Настенька решает его забыть и отвечает чувствам мечтателя, когда тот признается в любви. Но внезапно видит своего бывшего и убегает, написав прощальное письмо.
В свою очередь юноша продолжает любить Настеньку, поскольку она стала самым запоминающимся моментом в его существовании. Осознав, что любовь не возвратится, герой становится одиноким.
Краткий анализ произведения
Повесть «Белые ночи» Достоевского является красивой утопией и мечтой о счастье двух влюбленных людей, честности и бескорыстности намерений и чувств. Это детище в творчестве автора самое поэтичное и романтичное. Благодаря красоте описанных ночей создается невероятная утопическая атмосфера повести.
Центральной темой произведения является одиночество, поиск смысла существования, любовь и неразделенные чувства, а также жизнь молодых людей, которые существуют в мире иллюзий и нуждаются в невыдуманных чувствах.
По композиции повесть включает в себя пять глав. Четыре главы именованы петербургскими ночами, а конечная утром. По жанру это роман направления сентиментализма, но по структуре повесть.
Названы главы не случайно ночами и утром. Ночью мужчина жил бесплодными мечтами, нереальными чувствами и иллюзорной любовью, а на утро герой будто бы отрезвел, поняв, что потерял свою возлюбленную и ему вновь суждено жить в иллюзорном мире.
На утро исчезает то волшебство, которое происходило с героем ночью. Он вновь становится одиноким и несчастным, но уже с разбитым сердцем. Глава «Утро» является своеобразным эпилогом или аннотацией, которая полна драматизма с надеждами на лучшее будущее.
Интересно, что несмотря на предательство, мечтатель прощает девушку и не чувствует обиды с разочарованием, будто бы благословляя ее на счастье.
Отдельное место в повести занимает городской образ старинных улочек и скверов. Описанию этих красивых мест посвящена большая часть повествования, поэтому город по праву можно даже считать отдельным персонажем. Четких мест не было названо, но аура города передана хорошо.
Заключение
В целом, повесть Достоевского или ее отрывок обязателен для анализа, чтобы сделать последующее школьное и выпускное сочинение. Для лучшего анализа, авторского анализа и составления собственного мнения, ее нужно обязательно читать самостоятельно в оригинале.
В повести, как и в фильме с соответствующим названием, поднимаются актуальные темы и проблемы современного общества, поэтому произведение так ценится и изучается в школе.
Белые ночи
Молодой человек двадцати шести лет — мелкий чиновник, живущий уже восемь лет в Петербурге 1840-х гг., в одном из доходных домов вдоль Екатерининского канала, в комнате с паутиной и закоптелыми стенами. После службы его любимое занятие — прогулки по городу. Он замечает прохожих и дома, некоторые из них становятся его «друзьями». Однако среди людей у него почти нет знакомых. Он беден и одинок. С грустью он следит за тем, как жители Петербурга собираются на дачу. Ему же ехать некуда. Выйдя за город, он наслаждается северной весенней природой, которая похожа на «чахлую и хворую» девушку, на один миг делающуюся «чудно прекрасною».
Возвращаясь домой в десять вечера, герой видит у решётки канала женскую фигурку и слышит рыдание. Сочувствие побуждает его к знакомству, но девушка пугливо убегает. К ней пытается пристать пьяный, и только «сучковая палка», оказавшаяся в руке героя, спасает хорошенькую незнакомку. Они говорят друг с другом. Молодой человек признается, что прежде знал только «хозяек», с «женщинами» же никогда не говорил и потому очень робок. Это успокаивает попутчицу. Она вслушивается в рассказ о «романах», которые провожатый создавал в мечтах, о влюблённостях в идеальные выдуманные образы, о надежде когда-нибудь познакомиться наяву с достойной любви девушкой. Но вот она почти дома и хочет проститься. Мечтатель умоляет о новой встрече. Девушке «нужно быть здесь для себя», и она не против присутствия нового знакомого завтра в этот же час на этом же месте. Ее условие — «дружба», «а влюбиться нельзя». Как и Мечтатель, она нуждается в том, кому можно довериться, у кого попросить совета.
Во вторую встречу они решают выслушать «истории» друг друга. Начинает герой. Оказывается, он «тип»: в «странных уголках Петербурга» живут подобные ему «существа среднего рода» — «мечтатели», — чья «жизнь есть смесь чего-то чисто фантастического, горячо-идеального и вместе с тем тускло-прозаичного и обыкновенного». Они пугаются общества живых людей, так как долгие часы проводят среди «волшебных призраков», в «восторженных грёзах», в воображаемых «приключениях». «Вы говорите, точно книгу читаете», — угадывает Настенька источник сюжетов и образов собеседника: произведения Гофмана, Мериме, В. Скотта, Пушкина. После упоительных, «сладострастных» мечтаний больно бывает очнуться в «одиночестве», в своей «затхлой, ненужной жизни». Девушка жалеет друга, да и сам он понимает, что «такая жизнь есть преступление и грех». После «фантастических ночей» на него уже «находят минуты отрезвления, которые ужасны». «Мечты выживаются», душа хочет «настоящей жизни». Настенька обещает Мечтателю, что теперь они будут вместе. А вот и ее исповедь. Она сирота. Живёт со старой слепой бабушкой в небольшом собственном домике. До пятнадцати лет занималась с учителем, а два последних года сидит, «пришпиленная» булавкой к платью бабушки, которая иначе не может за ней уследить. Год назад был у них жилец, молодой человек «приятной наружности». Он давал своей юной хозяйке книги В. Скотта, Пушкина и других авторов. Приглашал их с бабушкой в театр. Особенно запомнилась опера «Севильский цирюльник». Когда он объявил, что уезжает, бедная затворница решилась на отчаянный поступок: собрала вещи в узелок, пришла в комнату к жильцу, села и «заплакала в три ручья». К счастью, он понял все, а главное, успел до этого полюбить Настеньку. Но он был беден и без «порядочного места», а потому не мог сразу жениться. Они условились, что ровно через год, вернувшись из Москвы, где он надеялся «устроить дела свои», молодой человек будет ждать свою невесту на скамейке возле канала в десять часов вечера. Год прошёл. Уже три дня он в Петербурге. В условленном месте его нет. Теперь герою ясна причина слез девушки в вечер знакомства. Пытаясь помочь, он вызывается передать для жениха ее письмо, что и делает на следующий день.
Из-за дождя третья встреча героев происходит только через ночь. Настенька боится, что жених снова не придёт, и не может скрыть от друга своего волнения. Она лихорадочно мечтает о будущем. Герою же грустно, потому что он сам любит девушку. И все же Мечтателю достаёт самоотверженности утешать и обнадёживать упавшую духом Настеньку. Тронутая, девушка сравнивает жениха с новым другом: «Зачем он — не вы. Он хуже вас, хоть я и люблю его больше вас». И продолжает мечтать: «зачем мы все не так, как бы братья с братьями? Зачем самый лучший человек всегда как будто что-то таит от другого и молчит от него? Всякий так смотрит, как будто он суровее, чем он есть на самом деле. » Благодарно принимая жертву Мечтателя, Настенька тоже проявляет о нем заботу: «вы выздоравливаете», «вы полюбите. » «дай вам Бог счастия с нею!» Кроме того, теперь с героем навсегда и ее дружба.
И вот наконец четвёртая ночь. Девушка окончательно почувствовала себя брошенной «бесчеловечно» и «жестоко». Мечтатель вновь предлагает помощь: пойти к обидчику и заставить его «уважать» чувства Настеньки. Однако в ней пробуждается гордость: она больше не любит обманщика и постарается его позабыть. «Варварский» поступок жильца оттеняет нравственную красоту сидящего рядом друга: «вы бы так не поступили? вы бы не бросили той, которая бы сама к вам пришла, в глаза бесстыдной насмешки над ее слабым, глупым сердцем?» Мечтатель больше не вправе скрывать уже угаданную девушкой правду: «я вас люблю, Настенька!» Он не хочет «терзать» ее своим «эгоизмом» в горькую минуту, но вдруг любовь его окажется нужной? И действительно, в ответ раздаётся: «я не люблю его, потому что я могу любить только то, что великодушно, что понимает меня, что благородно. » Если Мечтатель подождёт, пока прежние чувства совсем улягутся, то благодарность и любовь девушки достанутся ему одному. Молодые люди радостно мечтают о совместном будущем. В минуту их прощания вдруг появляется жених. Вскрикнув, задрожав, Настенька вырывается из рук героя и бросается к нему навстречу. Уже, казалось бы, сбывающаяся надежда на счастье, на подлинную жизнь покидает Мечтателя. Он молча глядит вслед влюблённым.
Наутро герой получает от счастливой девушки письмо с просьбой о прощении за невольный обман и с благодарностью за его любовь, «вылечившую» ее «убитое сердце». На днях она выходит замуж. Но чувства ее противоречивы: «О Боже! если б я могла любить вас обоих разом!» И все же Мечтатель должен остаться «вечно другом, братом. ». Опять он один во вдруг «постаревшей» комнате. Но и через пятнадцать лет он с нежностью вспоминает свою недолгую любовь: «да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастия, которое ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую. »
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Название произведения | Белые ночи |
---|---|
Автор | Федор Михайлович Достоевский |
Жанр | повесть, сентиментальный роман |
Год написания | 1848 |
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Ночь первая
Повествование открывается обращением рассказчика к читателю и развернутым описанием ночи, в ходе которого герой изображает и свои чувства: С самого утра меня стала мучить какая-то удивительная тоска. Мне вдруг показалось, что меня, одинокого, все покидают… Повествователь подробно рассказывает, насколько знаком ему Петербург, до мельчайших деталей, до каждого дома и камня на брусчатке. Но настоящих друзей, кроме самого города, как олицетворенного персонажа, у него нет. Ему невыносимо скучно находиться в своей комнате с паутиной и зелеными обоями, в этом пространстве он еще более четко осознает свое одиночество. Размышляя об этом, герой отправляется на ночную прогулку по набережной канала, напевает песню, чувствуя себя счастливым человеком здесь, на улицах города. И тут-то и происходит приключение, изменившее, по крайней мере, взгляды на жизнь рассказчика.
В стороне он видит девушку, рассматривающую мутную воду канала. Герой невольно залюбовался этой особой и случайно услышал ее глухие рыдания. Она же, поняв, что привлекла к себе внимание, пытается скрыться из виду, но в это время к ней подлетает пьяный прохожий с явно не добрыми намерениями, герой же не растерялся и с помощью палки прогоняет незваного гостя. Между девушкой и ее спасителем завязывается разговор, в ходе которого повествователь представляет себя как мечтателя:
«Я мечтатель; у меня так мало действительной жизни…»
Герои договариваются о встрече снова, им становится интересно друг с другом, девушка обещает открыть некую тайну, но это случится только завтра. Мечтатель, окрыленный возможностью живого, неподдельного общения и желанием помочь героине, чувствует себя абсолютно счастливым.
Ночь вторая
Герои встречаются в 10 часов вечера в условленном месте. Девушка просит подробно рассказать, что за человек ее новый знакомый. История героя открывается словами: «…жил сам по себе, то есть один совершенно…». Рассказчик называет себя типичным представителем общества того времени: мечтателем. «Мечтатель – не человек, а… существо среднего рода. Селится …где-нибудь в неприступном углу…». Он сравнивает себя с улиткой или черепахой, которые так же, как он, любят свои непритязательные домишки, не желающие с ними никогда расставаться, любящие одиночество, но в то же время страдающие от него.
Дни проходят однообразно, в жизни героя ничего не меняется, но в каждом таком дне есть особый час, которого дожидается наш рассказчик:
«…когда кончаются почти всякие дела, должности и обязательства …он не смотрит, но созерцает как-то безотчетно. Он теперь уже богат своею особенною жизнью…»
Он мечтает, представляет, воображает, уходит в фантазийный мир. И где он только не бывает в этом мире, о чем он только не мечтает. Герой считает всех остальных людей бедными, поскольку они заняты только реальной жизнью и не умеют мечтать.
«Он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по новому произволу».
Но приходит новый день и приходится сталкиваться с менее прекрасной реальностью. И все повторяется вновь. Так и живет герой. Он ощущает свою трагедию:
«…я никогда не способен начать жить настоящей жизнию… А между тем, чего-то другого просит и хочет душа!»
Девушка, слушая рассказчика, чувствует его одиночество и все более к нему проникается, делится с ним историей своей жизни.
История Настеньки
К ним заселился молодой человек, в которого влюбляется Настенька. Он дает прочитать ей «нравственные» книги, Вальтера Скотта, водит ее в театр на «Севильского цирюльника». Однажды сообщает, что должен уехать. Настенька, отцепившись наконец от юбки бабушки, собирает вещи и просит, чтобы он забрал ее с собой. Но молодой человек обещает ей счастье в будущем, сейчас он должен устроить свои дела в Москве, когда же он вернется, то попросит руки у бабушки Настеньки. Героине ничего не остается, как ждать.
И вот он уже три дня как вернулся, а к ней все не приходит, оттого-то она и рыдала вчера на набережной. Наш герой вызывается помочь Настеньке и предлагает передать от нее письмо к знакомым, у которых должен был остановиться возлюбленный героини.
Ночь третья
Мечтатель и Настенька встречаются на следующий день, ждут на скамейке героя, которому было написано письмо, но он не приходит. Весь вечер и ночь он разговаривают о нем, рассказчик понимает, что сам влюблен безвозвратно в Настеньку, но боится оскорбить ее своим признанием.
«О! Настенька, Настенька! Если б ты знала, в каком я теперь одиночестве!»
Ночь четвертая
Ни письма ответного, ни известия от приехавшего героя нет, Настенька теряет всякую надежду на встречу с возлюбленным. Мечтатель пытается ее ободрить и признается ей в своей искренней любви. Настенька в отчаянии и в то же время в надежде произносит слова:
«…я могу любить только то, что великодушно, что понимает меня, что благородно; потому что я сама такова, и он недостоин меня…любовь моя будет наконец достойна вашей любви…»
В каком-то лихорадочном состоянии герои начинают строить планы на будущее, где и как они будут жить, как будет крепнуть их совместное счастье.
Но тут мимо них проходит молодой человек и зовет Настеньку по имени.
«Боже…как она вздрогнула! Как она вырвалась из рук моих и порхнула к нему навстречу! Я стоял и смотрел на них как убитый.»
Настенька обернулась к рассказчику, обняла его и снова бросилась к своему возлюбленному. Наконец оба исчезли с глаз повествователя.
Мечтатель получает письмо от Настеньки:
«Я обманула вас и себя. Это был сон, призрак…О, если б вы были он. Благодарю вас за эту любовь…»
Герой несколько раз перечитывает письмо, плачет: …передо мной мелькнула так неприветливо и грустно вся перспектива моего будущего…
Рассказчик и через много лет видит себя одиноким, в этой же комнатке, с такой же висящей по стенам паутиной. Но к Настеньке не чувствует обиды или зла:
«…да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастия, которое ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую. »