бердяев считал что россия

Николай Бердяев о судьбе России.

В течение длительной эволюции философских взглядов Н. А. Бердяева, смены объектов философствования, неизменной оставалась главная установка философа: сделать свою философию сознательно антропологической. Он осуществил попытку создать «свободную христианскую философию», чуждую научности. Философия, в представлении Бердяева, есть учение о духе, т. е. о человеческом существовании, в котором раскрывается смысл бытия. Философия должна быть основана на духовном опыте; она субъективна, а не объективна. Поскольку наука изучает внешний мир, феномены, она не имеет никакого отношения к внутреннему духовному миру человека, который и является подлинным предметом философии (7, с. 235).

Начав свою теоретическую деятельность как марксист, Бердяев разрывает с этим учением, хотя и сохраняет на всю жизнь понимание его места в истории мысли и полемизирует с марксизмом практически во всех своих работах.

В работах «Христианство и классовая борьба» (Париж, 1931), «Новое средневековье. Размышления о судьбе России и Европы» (Берлин, 1924), «Истоки и смысл русского коммунизма» (Париж, 1933) философ обвинял марксистов в недопустимой редукции, в сведении общественной жизни исключительно к материальной основе, в разрыве рациональных схем марксизма с действительностью.

Н. Бердяев, посвятивший проблеме свободы многие книги и статьи, в 1917 году, в период революционных потрясений, пишет поистине пророческую статью «Свободный народ», где выделяет на первый план соотношение свободы и дисциплины, практическую реализацию достигнутой политической свободы. Настало время жизненной проверки теоретических конструкций, самой философии свободы (7, с. 241).

Таким образом, в философском наследии Н. А. Бердяева были поставлены самые животрепещущие вопросы российской мысли и жизни. Именно поэтому творчество этого видного русского мыслителя, чьи сочинения замалчивались на его родине более семидесяти лет, вызывают такой живой и растущий интерес.

2. Революция и ее влияние на судьбу России.

Рассматривая русскую революцию как тяжелую расплату за грехи и болезни прошлого, в которых повинны и господствующие классы, и русское православие, и в особенности интеллигенция, он заявлял: «Близоруко и несправедливо во всем винить большевиков». Они лишь сделали последний вывод из долгого пути русской радикальной интеллигенции, наглядно продемонстрировав, к чему ведут все ее идеи.

К проблеме специфики национального мышления как фактора русской революции Бердяев обращается в книге «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937 г.), где в наиболее развернутом виде представлена его концепция революции как органического продукта всей российской истории. Воплощением этой специфики, отразившейся на предпосылках, ходе и последствиях революции, для ученого был В. И. Ленин. Характерно, что бердяевская концепция революции предваряется развернутой социально-психологической характеристикой ее вождя. Она начинается с утверждения, что «Ленин был типически русский человек», воплотивший в своем миросозерцании характерные черты русского мышления.

Присмотримся повнимательней к аргументации автора, особенно поучительной в свете современных дискуссий об альтернативах Октябрю. Центральным при этом является вопрос: насколько реальной была либеральная альтернатива, представленная на российской политической сцене 1917 г. весьма влиятельными силами? Аргументация Бердяева предполагает однозначно отрицательный ответ, ибо либеральное движение, связанное с Государственной думой и кадетской партией, писал он, не имело опоры в народных массах и было лишено вдохновляющих идей. Более того, оно не имело глубоких корней в духовной жизни народа, будучи в отношении к ней чем-то чужеродным. Поэтому, утверждал ученый, «в России революция либеральная, буржуазная, требующая правового строя, была утопией, не соответствующей русским традициям и господствовавшим в России революционным идеям».

В концепции революции Бердяева несомненный акцент делается на преемственности в российской истории. Это, конечно, не означает, что Бердяев не видел или недооценивал гигантский разрыв, совершенный революцией, прежде всего в сфере социально-экономических отношений. Именно в этой сфере, указывал ученый, «она глубоко взрыла почву и совершила почти геологический переворот». Тем большее методологическое значение приобретает стремление Бердяева проследить и объяснить в российской до- и послереволюционной истории черты преемственности, ибо в последнем счете речь идет о вопросе, является ли советский период органической частью всей российской истории или он из нее выпадает как нечто чуждое и даже глубоко враждебное ей. Для Бердяева несомненен положительный ответ на этот вопрос. И не только вследствие очевидной для него преемственности в духовной жизни народа. Ученый видит момент преемственности в сфере политической организации общества. Такова, например, его трактовка природы советского государства. Характеризуя его как деспотическое и бюрократическое, единственное в мире до конца последовательное тоталитарное государство, пытающееся поработить не только тело, но и душу народа, Бердяев усматривал в нем лишь новую форму старой гипертрофии государства в российской истории, созданную в согласии с традициями Ивана Грозного и царской власти (5, с. 59).

В своей концепции революции 1917 г. Бердяев сосредоточился на освещении ее места в истории России. Международные аспекты революции не являлись предметом его специального рассмотрения. Тем не менее в свете общих исторических представлений мыслителя можно заключить, что он вполне осознавал всемирно-историческую масштабность этого события. В соответствии с этими представлениями русская революция стала важным шагом на пути движения человечества к Граду Грядущему, к Новому Иерусалиму, который и является концом всей его истории.

3. Национальный характер и судьба России.

Под национальным характером Бердяев понимал устойчивые качества, присущие представителям данной нации и возникшие под влиянием природных и исторических факторов. Некоторые из этих качеств не поддаются рациональному объяснению, уходя своими корнями в «хаотические стихии» первичного природного и общественного бытия. Национальный характер проявляется не только в нравах, поведении, образе жизни, культуре, но и в судьбе наций, государств. Подобно тому как человек своим поведением во многом предопределяет личную судьбу, так и между национальным характером и исторической судьбой государств существует внутреннее «сращение» (9, с. 58).

В развитии национального характера большое значение имеет и традиционно-бытовое начало. В России, по мнению Бердяева, нет «телесного и духовного благоустройства», среднего и крепкого общественного слоя, который организовывал бы народную жизнь, и соответствующей «срединной культуры». В отношениях между людьми не проявляется «духа рыцарства», а в поведении людей много «хаотического», «дикого, пьяного». Стремление к «ангельской святости», к доброму парадоксальным образом сочетается на Руси со «звериной низостью» и мошенничеством.

Как же представлял Бердяев дальнейший путь России? Верно ли, что смысл его «национальной программы» состоял «в глубокой и всесторонней европеизации»? Верно ли, что Россия являлась «подсознанием Запада»? Можно ли говорить, что «русская культурная традиция. понимает саму Россию как подсознание»?.

Думается, на вопрос об «европеизации» лучше всего ответил сам Бердяев. На закате своих дней он писал: «Я не националист, но русский патриот. Я также противник самомнения и самоутверждения европеизма и защищаю русский Восток». Значит ли это, что Бердяев отрицал роль европейской культуры и призывал к обособлению России? Никоим образом. Путь мирового развития он видел во взаимной встрече Востока и Запада, во взаимообогащении культур, в сближении всех наций. Не только Запад влияет на Россию, но и «духовные силы России могут определять и преображать духовную жизнь Запада». Между тем «духовные силы России не стали еще имманентны культурной жизни европейского человечества».

Для Бердяева перевод антиномичности России в позитивный план не означает слепого «послушания» культуре в форме западноевропейской «буржуазной цивилизации», потому что у него было резко негативное отношение к прагматизму этой цивилизации, к «духу буржуазности», которым она пропитана. Бердяев не считал западную цивилизацию с ее «основополагающими принципами» вершиной общественного развития, полагая, что последует другая эпоха, связанная с духовным преображением. Соответственно понимал Бердяев и значение личностного, связующего «центра» национального бытия. Личность, как она раскрывается в условиях современной ему цивилизации, не может служить образцом для подражания. «Цивилизация обезличивает». Будущее национального бытия России немыслимо без духовного развития личности, без ее нравственного «просветления». На этом пути, конечно, придется преодолеть «русскую докультурность». Однако, «дисциплинируя» себя для культуры, Россия должна сохранить всю независимость своего духа. «На почве буржуазной культуры Россия никогда не будет талантлива» (9, с. 68).

Бердяев размышлял о призвании России быть примером для других народов в духовном преображении жизни, в утверждении «положительного бытия всего человечества». Он высказал интересные положения о мессианском предназначении России, русского народа и русского человека. Мессианство, по Бердяеву, бывает истинным и ложным. Ложное мессианство проявляется в разных формах, например в форме представления о превосходстве одного народа, одной нации над другими. Оно может носить и иной характер. Так, марксистское учение о неизбежной победе коммунистических начал во всем мире приобретает характер ложного мессианства. «В коммунизме есть. верная идея, что человек призван в соединении с другими людьми регулировать и организовывать социальную и космическую жизнь. Но в русском коммунизме эта идея. превращает человека в орудие и средство революции». И далее Бердяев продолжает: «В коммунизме есть здоровое, верное и вполне согласное с христианством понимание жизни каждого человека, как служения сверхличной цели, как служения не себе, а великому целому. Но эта верная идея искажается отрицанием самостоятельной ценности и достоинства каждой человеческой личности, ее духовной свободы».

Таким образом, анализ русского национального характера и раскрытие его роли в судьбах России явились несомненной заслугой Бердяева. На наш взгляд, Бердяев своим творчеством восполняет существенный пробел в теоретическом осмыслении жизни нации, поскольку во многих исследованиях и ныне не уделяется должного внимания проблемам национального характера, национального духа, национальной идеи. Принципиальное значение имеют его взгляды на вопросы перевоспитания национального характера, пути достижения его зрелости. Бердяев стремился показать роль каждой отдельной личности в духовном созревании нации. Без утверждения суверенитета личности, без ее неустанной работы над собой не может совершенствоваться национальный характер, возродиться великая Россия.

1. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.

2. Введение в философию. Ч.I. – М.: Политиздат, 1989.

3. Замалеев А. Ф. Лекции по истории русской философии. СПб.: Издательство СПбГУ, 1995.

4. Лосский Н.О. История русской философии. М.: “Высшая школа”, 1991.

7. Новиков А.И. История русской философии. – СПб.: Лань, 1998.

8. Русская философия. Словарь. Под ред. Маслина М.А. М.: “Республика”, 1995.

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Источник

Н.А. Бердяев о русской идее

бердяев считал что россия. Смотреть фото бердяев считал что россия. Смотреть картинку бердяев считал что россия. Картинка про бердяев считал что россия. Фото бердяев считал что россия

бердяев считал что россия. Смотреть фото бердяев считал что россия. Смотреть картинку бердяев считал что россия. Картинка про бердяев считал что россия. Фото бердяев считал что россия

Бердяев полагал, что особенностью русского народа является совмещение в себе восточного и западного потока истории. Это часто совмещает противоположности и ведет к противоречиям. Он не является ни чисто европейским, ни чисто азиатским народом. В самой основе лежат два противоположных начала: огромная стихия пространств и аскетическо-монашеское православие. В России не было резких социальных граней, она никогда не была страной аристократической и не стала буржуазной в западном понимании.

Для русской истории характерна прерывность. Бердяев выделяет пять периодов: Россия киевская, Россия времен татарского ига, Россия московская, Россия петровская и Россия советская. При этом он предполагает, что будет ещё новая Россия.

Бердяев считает, что русский народ во многом был «подавлен огромной тратой сил, которую требовали размеры русского государства». Огромный потенциал народа и есть залог его великого будущего. Динамизм русского народа обнаружился после его соприкосновения с Западом и петровских реформ. Основной духовной категорией является материнство: Христос- Царь Небесный, а на земле – Богородица-Заступница. Очень сильна мессианская идея, миссия России – быть носительницей и хранительницей истинного христианства, православия.

Реформа Петра I была революцией сверху. Петр, по выражению Бердяева, был «большевиком на троне». Произошел разрыв между высшими руководящими слоями общества и народными массами, в которых сохранились старые традиции и религиозные верования. Весь петровский период был борьбой Запада и Востока в русской душе. Западная культура в России XVIII была поверхностным барским заимствованием и подражанием.

Начало XIX века, Александровскую эпоху, автор полагает одним из самых интересных периодов петербургской России: эпоха масонских лож, Священного союза, Отечественной войны, декабристов, Пушкина. Русское дворянство в своем верхнем аристократическом слое создало первое освободительное движение в России. Для России характерно и очень отличает её от Запада то, что у нас не было и не будет значительной и влиятельной буржуазной идеологии. Русская литература носит моральный и скрытно-религиозный характер.

Русским людям всегда было свойственно чувство особенной судьбы России и её народа. Уже Одоевский обличал буржуазность Запада и иссякание духа. Русское мышление гораздо более тоталитарно и целостно в отличие от западного, более дифференцированного. Религиозная вера лежит в основе всякой цивилизации. Возникшая из насилия завоеваний государственность и рассудочная отвлеченность Римской католической церкви совершенно чужды православной Руси. Русские менее законники, чем западные люди, для них содержание важнее формы.

Первым выразил протест против мещанства Запада ещё Герцен. Он увидел в Европе исчезновение личности, средневекового рыцаря заменил лавочник. Он писал, что в середине XIX века началось разложение Европы. Герцен верил, что русский мужик спасет мир от торжествующего мещанства, которое он видел у рабочих Европы. Первым о многообразии культур высказался Данилевский, позже это повторил Шпенглер.

На Западе мысль и знание очень дифференцированы, все распределено по категориям. Русская религиозная философия предполагает соединение теоретического и практического разума, достижение целостности в познании, в ней нет рационалистической рассеченности. Философская мысль в России была религиозной, моральной и социальной: её центральной темой была судьба человека в обществе и истории. Человечность является одной из главных черт русского народа. Жалость к падшим, униженным и оскорбленным, сострадательность – очень русские черты.

Христианский Запад истощил свои силы в разнообразной активности. В России раскрытие творческих сил человека в будущем. Социализм глубоко укоренен в русской природе, потому что русский народ не знал римских понятий о собственности. Все надеялись, что Россия избежит неправды и зла капитализма, минуя капиталистический период в экономическом развитии. Первоначально в русском социализме было решительное преобладание социального над политическим. Лишь с образованием Народной воли в конце 70-х годов XIX века движение стало политическим и перешло к террористической борьбе.

Люди Запада уверены в священности и универсальности традиций греко-римской культуры, полагая весь остальной мир варварским. Русский народ есть народ конца исторического процесса, он стремится не к совершенной культуре, а к совершенной жизни.

Тема о власти и оправданности государства является очень русской темой. Идеология анархизма была создана высшим слоем русского дворянства (Бакунин, Кропоткин, Толстой). Русские сильнее, чем западные люди, чувствуют зло и грех всякой власти, не любят государства и не склонны считать его своим. При этом любовь к вольности парадоксально сочетается с готовностью служить образованию огромной империи. В России никогда не было либеральной идеологии, вдохновлявшей и имевшей влияние. Русская свобода – это скорее анархизм, а не либерализм. Бакунин был категорическим противником всеобщего избирательного права и полагал, что наиболее силен правительственный деспотизм, опирающийся на мнимое представительство народа.

Источник

Идеи Николая Бердяева «О самобытности России»

Биография Николая Александровича Бердяева, его самые известные философские труды. Актуальность идей Николая Бердяева. Тема Судьбы России, ее прошлого, настоящего и будущего. Национализм, мессианизм, империализм. Мысли о природе войн и революций.

Идеи Николая Бердяева «О самобытности России»

В этой работе студент попытается сформулировать философские взгляды Николая Александровича Бердяева на историю России и её настоящие и будущие место в мире, на основе таких его произведений, как Судьба России, Русская Идея.

Особенность России Николай Александрович видел в первую очередь в её географическом положении, полярности (двойственности) русской души, необыкновенной истории и в Православии.

Николай Александрович Бердяев родился в Киеве, в аристократической семье потомственных военных.

Он получил замечательное домашнее образование, уже с четырнадцати лет он увлекался философией И. Канта, Г. Гегеля и А. Шопенгауэра, которые сильно на него повлияли. В дальнейшем, его родители хотели, чтобы он продолжил военную карьеру: и с тринадцати лет он начинает учиться в Кадетском корпусе, а затем в Пажеском. Но вопреки воли родителей, он бросает военное образование, в 20 лет сдаёт экзамен и поступает сначала на физико-математический факультет Киевского университета имени Св. Владимира, но проучившись два года, передумывает и переводится на юридический.

В 1897 г. за участие в тайных кружках и студенческих беспорядках был арестован, отчислен из университета, и в дальнейшем сослан в Вологодскую губернию под гласный надзор полиции.

С 1905 по 1906 гг. совместно с отцом С.Н.Булгаковым Бердяев редактирует журнал «Вопросы жизни», стремясь сделать его центром единения новаторских течений в социально-политической, религиозно-философской и художественной сфере.

После октябрьской революции Бердяев стал инициатором создания и активным деятелем Вольной Академии Духовной Культуры, просуществовавшую три года. Осенью 1922 года его с группой русских интеллигентов выдворили из страны, (Так называемый, «Философский Пароход») хотя он верил в идеалы коммунизма, называя свой вариант социализма персоналистическим, исходящим «из духовной ценности каждого человека».

Но даже в эмиграции, оставшиеся 26 лет своей жизни, оторванный от Родины, он продолжал активную философскую работу, его можно по праву считать самым плодовитым философом XX века, Но самыми знаменитыми философскими трудами считаются:

«Новое средневековье (Размышление о судьбе России)» (1924) (переведен на 14 языков).

«О назначении человека» (1931)

«Я и мир объектов» (1934)

«Дух и реальность» (1935)

«О рабстве и свободе человека» (1939)

«Творчество и объективация» (1947)

«Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого»

В 1924 году, в Париже он основывает “Философско-духовную академию”.

В Париже Бердяев становится знаменит, его с удовольствием приглашают на многие философско-религиозные семинары.

Актуальность идей Николая Бердяева

Современное общество стало сильно зависеть от различных машин:

«Человек прислоненный к земле, окруженный растениями и животными. Он живет в новой металлической действительности, дышит иным, отравленным воздухом. Машина убийственно действует на душу, поражает, прежде всего эмоциональную жизнь, разлагает целостные человеческие чувства. Современные коллективы не органические, а механические. Современные массы могут быть организованы лишь технически; власть техники соответствует демократическому веку. Техника рационализирует человеческую жизнь, но рационализация эта имеет иррациональные последствия»

Бердяев был противником не только капитализма, но и большевизма, за его лицемерие, мещанские интересы.

Его идеи до сих пор являются актуальными для всего человечества.

Николай Бердяев «О прошлом, настоящем и будущем России»

Николай Александрович много уделял теме Судьбы России: «Перед Россией стоит роковая дилемма. Приходится делать выбор между величием, великой миссией, великими делами и совершенным ничтожеством, историческим отступничеством, небытием. Среднего, “скромного” пути для России нет».

В этом он видел особенность России: положение между Европой и Азией, русский менталитет, в котором совмещались свободолюбие и деспотизм, самоотдача и лень, национализм и толерантность, сострадательность и само причинение страдания.

Бердяев выделял 5 исторических этапов развития России:

— Россия времён татаро-монгольского ига;

— Петровская (Имперская) Россия;

Вся история России была трагической: Борьба с татарским нашествием и игом, тоталитарный режим Московского царства, смута, раскол, насильственный характер петровских реформ, крепостное право, ставшей страшной язвой, режим Николая I, безграмотность основной массы населения.

Огромная ошибка, считал он, что славянофилы гордятся этим периодом.

Лучше, по мнению Бердяева, были Киевский период и период татарского ига, в них не было такой замкнутости, было больше свободы.

Филофей писал в письмах царю Ивану III

«Первый Рим погряз в грехах, смешал христианство с язычеством и был захвачен германскими варварами.

Второй Рим (Константинополь) тоже погряз в грехах, смешал православие с католичеством, и был захвачен турками. Третий Рим, Московия остаётся единственным независимым православным государством в мире».

Эта идеология способствовала укреплению и могуществу Московского государства, власти царя, но не возрастанию духовной жизни. Христианское призвание русского народа было искаженно.

Русские мыслители всегда искали смысл развития России. Русским людям свойственно несколько сознание, сколько чувство, что Россия имеет особую судьбу, что русский народ особенный.

Должна ли Россия развиваться по типу западных, восточных государств или же у неё свой путь?

Спор между ними, был спором о судьбе России и её призванием в мире.

Оба направление в своей исторической форме устарели и могут считаться пройденными, но, тем не менее, эта тема до сих пор остаётся актуальной.

Славянофилы же, считали, что насильственные петровские реформы, подорвали самобытность России, и принесли такие вредные понятия, как бюрократия, крепостное право, тоталитаризацию общества, причём они основывались на идеи прекрасного прошлого. Забывая, что крепостное право зародилось задолго до Петра, и что его реформы были просто необходимыми, ведь только после них стали возможны мысль и слово, и в первую очередь мысль самих славянофилов.

Славянофилы стремились к органичности и целостности. Идею органичности они взяли у немецких философов.

Но, увы, на практике, отсутствие гарантий, неблаготворно влияет на общество.

Славянофилы не были врагами и ненавистниками Западного Мира, как были русские националисты-обскурантисты. Они были просвещенными европейцами. Они верили в великое предназначение России и русского народа, в скрытую в нём правду, и они пытались охарактеризовать некоторые черты этого призвания. В этом и была их заслуга.

Русские историки и философы весь XIX и начала XX века, была в поиске смысла русской идеи, И пусть эти поиски порой приводили к самым противоположным результатам, от утверждения принципов анархизма до русского коммунизма, в глубине своей подавляющее большинство мыслителей и простых русских людей все же несли в себе те или иные элементы этой идеи. Русская идея, согласно Бердяеву, есть идея братства людей и народов”.

Русский народ по своему душевному типу наиболее расположен к построению “персоналистического социализма”. “У русских нет таких делений, классификаций, группировок по разным сферам, как у западных людей, есть большая цельность”

Хотя Россия уже давно обрела политическое признание в мире, но её духовная жизнь, не заняла ещё вседержавного положения.

Славянская раса не заняла, ещё того места в мире, которое заняла латинская или германская.

В частности это из-за крайне полярного русского духа, в котором сочетается несочетаемое.

Россию отождествляют, как страну иррациональную, женственную.

Отсюда может и не умение и не желание обустраивать страну самим, мы, русские, вечно ждём этакого хорошего жениха, который придёт и всё сделает как надо.

«Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет».

С Ивана Калиты начинает создаваться Российская Империя, все свои силы народ отдавал укреплению и защите огромного государства, и у него, практически, не оставалось сил на развитее творческого потенциала.

Классы и сословия были слабо развиты, в отличие от Запада. Русские создали Империализм, который противоречил русской душе.

какое-то национальное бескорыстие, жертвенность, неведомая западным народам. Русская интеллигенция всегда с отвращением относилась к национализму и гнушалась им, как нечистью. Она исповедовала исключительно сверхнациональные идеалы. И как ни поверхностны, как ни банальны были космополитические доктрины интеллигенции, в них все-таки хоть искаженно, но отражался сверхнациональный, всечеловеческий дух русского народа»

И тут же Николай Александрович приводит антитезис:

И эта же свобода порождает леность, безразличие. Как подметил Бердяев: Ни одно сословие не хочет подняться из низов, каждое стремиться быть “как все”. Личность полностью растворена в коллективе, каждый человек надеется на то, что другие все за него сделают.

Но Россия не является страной безличного коллектива, это не врожденная черта русского характера, а лишь этап в развитии.

Самой власти долгие годы было выгодно воспитывать таких граждан, она снимала с него ответственность, требуя только смирения, ведь таким народом очень легко управлять. Это и отразилось на русском характере.

Мессианское сознание, считал автор, глубоко противоположно национализму, хотя часто эта грань размывается.

Все народы когда-нибудь проходят через мессианское сознание. Это совпадает с периодами духовного подъёма, когда народ ощущает, что он может дать что-то миру.

В христианстве нет особенного, Божьего народа, но разные в разное время народы избираются для великой миссии, для откровений духа. Николай Александрович часто сравнивает русский народ с еврейским.

В России давно зародилось чувство, что в скором времени она станет центром мировой духовной жизни.

«Религиозное сознание направлено на веру в человека, как в самое ценное, в отличие от западного материализма и позитивизма».

Ведь будущие великого народа зависит от каждого из нас, а не от кого-то другого.

О бюрократии Николай Александрович отзывался как о вредном явлении, но тут же добавлял, что только она, благодаря рабьей готовности служить чему-либо, хоть как-то корректирует русскую “расхлябанность”.

Причины недостатков русского характера, философ видел в причине необъятных просторах самой России, они легли тяжелым гнётом на психологию народа.

«Русская душа ушиблена ширью, она не видит границ и эта безграничность не вдохновляет, а порабощает.

Из-за этого русский человек ощущает себя беспомощным, возлагает надежды только на центральную власть.

Славянский хаос бушует в душе». В этом и заключается объяснение русской лени, беспечности, недостатка инициативы.

В знаменитом отрывке Николая Бердяева из «Судьба России» (Глава «О власти пространств над русской душой») происходит удачное равнение русского и немецкого характера:

«Возьмём немца, он чувствует себя всё время зажатым, как в мышеловке, шири нет ни вокруг него, ни в нём самом. Он ищет спасение только в своей собственной активности, энергии. Всё должно быть у немца на месте, без дисциплины и ответственности немец не может существовать.

Всюду он видит границы, и всюду их сам ставит. Он не может жить в безграничности, ему чужда славянская безбрежность. Он призирает русского человека, за то, что тот не хочет устраивать свою жизнь, не знает меры и места, не умеет достигать возможного.

Русскому же противен немец за пафос, мещанское отношение к жизни.

Германец чувствует, что его не спасёт Германия, а что только он сам может спасти её.

Русский же, всегда думаёт, что от него ничего не зависит, и что Россия сама по себе его спасёт.

Русский никогда не чувствует себя организатором, он привык быть организуемым».

И дальнейшие развитие Бердяев видит, в том, чтобы русский народ отказался от старого сознания, привычек.

Если раньше государству было выгодна пассивность народа, то дальнейшие развитие может быть только, если народ станет активным во всех сферах своей жизни.

Многие боятся, что из-за изменений русский народ потеряет свою самобытность, но это не так.

«В России некогда не было творческой избыточности, никогда не было ничего ренессансного, ничего от духа Возрождения. Так печально сложилась история и сдавила душу русскому человеку!»

бердяев россия судьба философский

Национализм и Мессианизм

Бердяев видел будущие всего человечества в установлении всечеловеческого братства народов, именно братства, в не космополитизма, его он считал полной абстракцией, нереальностью, уничтожавшую индивидуальность.

У каждого народа своя неповторимая история, культура.

«Чувствовать себя гражданином вселенной, совсем не означает потери национального чувства».

«Не может человек не любящий свой народ, полюбить всё человечество».

Понятия национализм и мессианизм часто смешиваются, хотя они совершенно противоположны по своей природе, задачам.

«Национализм может быть укреплен на самой позитивной почве, и обосновать его можно лишь биологически. Мессианизм же мыслим лишь на религиозной почве, и обосновать его можно лишь мистически».

«Мессианизм не означает, что мы лучше других и из-за этого на большее смеет претендовать, а означает, что мы должны больше сделать, от много отказаться».

Национализм и Империализм

Первая мировая война явилась естественным этапом развития капиталистического общества.

Мысли о природе войн и революций

Бердяев, выросший в семье потомственных военных и получивший хорошее начальное военное образование, как никто другой ненавидел войну и понимал её природу.

«Не о нынешней войне хочу я говорить, а о всякой войне. Что являет собою война?»

Любой войне предшествует нравственный упадок, война в первую очередь борьба душ человеческих.

Война противоречива сама по себе, в войне ненависть переплавляется в любовь, а любовь в ненависть. В войне соприкасаются предельные крайности, и дьявольская тьма переплетается с божественным светом.

Человек воюющий, и человек желающий победы своему народу, оба духовно совершают убийство и равно ответственны за происходящее.

Бердяев пишет о ПМВ: «Но эта ниспосланная нам война, может быть, самая страшная из всех бывших войн, есть, во всяком случае, страдальческое испытание для современного человечества, развращенного буржуазным благополучием и покоем, поверившего в возможность мирной внешней жизни при внутреннем раздоре».

Но Февральскую революцию он встретил с энтузиазмом, видя в ней доказательство того, что «русская абсолютная монархия не была народной и не имела твёрдой опоры в народе».

Бердяев даже был членом Совета Временного комитета в Москве.

Октябрьскую же революцию, Николай Александрович не принял, за её жестокость, он наделся, что революция откроет новые возможности перед русским народом, сделает его свободным, а на деле произошло угнетение личности, уничтожение любой свободы, одна тирания сменилась на другую.

Русский народ, противившийся любому насилию, по воли судьбы не раз спасал Европу: от Татаро-монгольского нашествия, Наполеона, Первой и Второй Мировых войн.

Военная экспансия США в страны Ближнего Востока и в страны бывшего СССР, нарушающая стратегический баланс в мире.

Процессы старения населения, происходят во всех странах Европы, но особенно остро в силу исторических, и социальных причин, происходит в России.

Если, сейчас на троих трудоспособных (трудоспособных, но не значит работающих) граждан приходится один пенсионер, то к 2030 году на каждого гражданина будет приходиться по одному пенсионеру, не считая инвалидов и собственных детей. То есть идёт увеличение “демографической нагрузки трудоспособного населения”.

На Россию возложена историческая ответственность за сохранение стабильности между Западом и Востоком. И Россия должна с этим справиться.

2. Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты по психологии войн и

5. Николай Бердяев / Сост. М. Кановская.— Н60 М.: ACT; СПб.: Сова, 2006. 94, [2] с. ISBN 5-17-034658-1

Подобные документы

Биография выдающегося русского философа Николая Александровича Бердяева. Увлечение марксизмом, административная ссылка. Участие в религиозно-общественных движениях русской эмиграции в Германии. Мировоззрение и философия Бердяева: краткий обзор работ.

реферат [25,0 K], добавлен 21.09.2009

Биография русского философа-идеалиста Николая Бердяева. Взгляд писателя на проблему свободы человеческой личности. Выявление бесконечности и всеобъемлимости духа конкретного человека. Выяснение смысла бытия в перспективе человеческого существования.

презентация [595,7 K], добавлен 11.04.2015

Русская философия – целостное духовное образование. Эпоха творчества Николая Александровича Бердяева. Философия творчества Н. А. Бердяева. Смысл существования человека и в связи с ним смысл бытия в целом.

реферат [36,8 K], добавлен 27.03.2007

творческая работа [21,2 K], добавлен 18.12.2011

Отличительные черты философских воззрений Николая Бердяева, историософская направленность его трактата «Смысл истории». Рассмотрение истории человечества как чередования культур. Соотношение духовного и материального, будущее с точки зрения настоящего.

контрольная работа [34,2 K], добавлен 05.07.2010

реферат [24,5 K], добавлен 13.05.2012

Представление России как особой страны в работах Бердяева. Рассмотрение автором возможностей влияния Отечества на духовную жизнь Запада. Анализ проблемы национальности в философских трактатах ученого. Описание возможных путей развития общества в ХХ веке.

реферат [37,7 K], добавлен 01.11.2011

Формулировка проблемы отчуждения человека, его свободы и творчества в философии Николая Александровича Бердяева. Круг проблем, рассматриваемых русскими экзистенциальными мыслителями. Свобода как важнейший признак духа. Мучительность проблемы спасения.

реферат [39,4 K], добавлен 20.12.2015

Культурологические и философские идеи Н.А. Бердяева. Свобода духа как источник всякой творческой активности. Личность как подлинный субъект культуры. Проблема смысла существования человека как основная в философии Бердяева. Религия, культура, история.

реферат [47,7 K], добавлен 30.01.2011

Биография русского философа и публициста Н. Бердяева. Анализ его политических взглядов. Идеи о демократии и тоталитаризме, взаимодействии свободы личности и «коллективизации совести». Идентичность роли коммунизма в России и протестантской этики на Западе.

реферат [27,5 K], добавлен 07.05.2009

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *