берендеево царство что это значит
Берендеево царство
Заповедные места в дремучем лесу в их первозданной природной красоте часто называют берендеевым царством, а откуда взялась эта метафора?
Считается, что данный сравнительный оборот стал популярным благодаря сказке Островского «Снегурочка» и её многочисленным театральным постановкам — действие в ней происходит в стране берендеев, которой правит царь Берендей. Вместе с тем Александр Николаевич был не первым писателем, использовавшим этого персонажа. За полвека до него В. Жуковский, в ходе поэтического состязания с А. Пушкиным на лучший пересказ народной сказки, сочинил «Сказку о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери» (по её мотивам, кстати, была снята кинокартина «Варвара-краса, длинная коса», где имя царя изменили на Еремея).
Как ни удивительно, но племя берендеев действительно существовало, и их именование (тюркское по происхождению) часто встречается и в более ранней русской литературе, особенно исторической. Это кочевое племя с конца XI века осело на Киевской земле, и берендеи часто служили русским князьям в их военных походах. Один сын Рюриков, юный Ростислав, отличался в оных мужеством и был грозою варваров, предводительствуя Торками и Берендеями, иногда верными стражами областей Киевских, иногда изменниками: так их знаменитый чиновник, или Князек, именем Кунтувдей, оскорбленный Святославом, ушел к Половцам и долго грабил с ними села днепровские (Н. Карамзин). Интересно, что, несмотря на то, что племя как таковое исчезло ещё в XIII веке, его имя до сих пор сохранилось, и не только в сказках, но и в названиях тех мест, где берендеи проживали. В общем, не такое уж и сказочное оно — это берендеево царство…
берендеево царство
Смотреть что такое «берендеево царство» в других словарях:
Пришвин, Михаил Михайлович — [1873 ] современный писатель. Род. в купеческой семье. В юности участвовал в революционном движении. Получив высшее агрономическое образование в Германии, работал в России в качестве агронома. В 1905 перешел к лит ой деятельности. Первая книга П … Большая биографическая энциклопедия
Пришвин — Михаил Михайлович (1873 ) современный писатель. Р. в купеческой семье. В юности участвовал в революционном движении. Получив высшее агрономическое образование в Германии, работал в России в качестве агронома. В 1905 перешел к лит ой деятельности … Литературная энциклопедия
Кострома — У этого термина существуют и другие значения, см. Кострома (значения). Город Кострома … Википедия
берендеев — а, о. ◊ Берендеево царство. Нар. поэт. Сказочное царство царя Берендея, населённое берендеями (2 зн.). ● По народным преданиям: Берендеево царство находилось неподалёку от г. Владимира на Берендеевом болоте. Известно главным образом по пьесе А. Н … Энциклопедический словарь
Римский-Корсаков Н. А. — Николай Андреевич (6 (18) III 1844, Тихвин 8 (21) VI 1908, усадьба Любенск, близ Луги, ныне Псковской обл.) рус. композитор, педагог, дирижёр, муз. обществ. деятель. Род. в дворянской семье. Первоначальное общее и муз. образование получил … Музыкальная энциклопедия
Тюменская роспись — с центром на Кармаках Благодаря повышению общественного интереса к местным традициям, а также открытиям последних десятилетий в современную культуру возвращаются мало знакомые широкой общественности выдающиеся явления народной культуры. Одним из… … Википедия
Заказники Ярославской области — Государственные природные заказники Ярославской области Федерального значения (1) Наименование и местонахождение Площадь, га Ответственная организация Границы Ярославский (зоологический), Даниловский и Некрасовский МР 14300 Ярославское областное… … Википедия
Сударушкин, Борис Михайлович — Борис Михайлович Сударушкин Дата рождения: 12 ноября 1945(1945 11 12) (67 лет) Место рождения: Ярославль Гражданство … Википедия
Список особо охраняемых природных территорий Ярославской области — На середину 2010 года в Ярославской области насчитывалось 1 заповедник, 1 национальный парк, 45 государственных природных заказников и 321 памятник природы. Содержание 1 Заповедники 2 Национальные парки 3 Заказн … Википедия
берендеев — а, о. берендеево царство … Словарь многих выражений
Кем были берендеи и Почему в летописях их называли «свои поганые»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Вот, пожалуй, и вся лингвистическая память, которая осталась в нашем языке от целого народа, который около тысячи лет назад представлял собой значимую силу в древней Руси. Правда, еще сегодня название «Берендей» часто дают различным объектам – от ресторанов до лесных баз отдыха, однако эта тенденция, скорее всего, связана все с тем же сказочным царем, созданным Островским.
Однако взаимоотношения между двумя народами складывались не всегда мирно. «Свои поганые» стремились все-таки сохранить остатки самостоятельности, а русские князья требовали от них вассальной покорности. Об одном из таких конфликтов летопись сообщает под 1121 год: «В лѣто 6629. Прогна Володимеръ Береньдичи из Руси, а Торци и Печенѣзи сами бѣжаша».
Чуть позднее, около 1146 года кочевые племена, дружественные Руси, вошли в племенное объединение «Чёрные клобуки». Берендеи стали важнейшей его частью, наравне с печенегами. В дальнейшем русские князья неоднократно награждали верных союзников городами и землями под них. Вот тут у многих ученых и просто любителей древней истории возникает вопрос о некотором противоречии. Дело в том, что кочевые племена вряд ли могли обладать развитыми навыками управления и организации, чтобы не только успешно править подаренными городами, но и строить свои! А ведь точно известно, что берендеи основали несколько поселений: Торческ, Саков, Берендичев, Берендеево, Ижеславль, Урнаев и другие. Первый из них был столицей чёрноклобукского союза.
Кроме того, неясно, почему вольное кочевое племя вдруг стало добровольнослужить русским князьям и бороться против родственных им народов, почему, согласно летописям, они сами просили в качестве награды именно земли, чтобы строить новые города. Вот такие нестыковки позволяют сегодня строить альтернативные гипотезы о происхождении загадочного племени. Высказываются мнения о том, что берендеи – исконно славянский народ, по каким-то причинам вынужденный искать себе новое пристанище, и даже о том, что они были потомками скифов. Доказательств у таких версий обычно не слишком много, но их создатели утверждают, что и общепризнанная версия «построена на песке».
Точно известно, что загадочные берендеи действительно представляли значимую военную и политическую силу на Руси, но упоминания в летописях о них встречаются только в промежутке между X и XIII веками. Откуда они пришли и куда делись потом – летописцы нам не рассказали. Возможно, что во время монголо-татарского нашествия берендеи частично ассимилировались в Золотой Орде, частично ушли в Болгарию и Венгрию. Высказывается даже версия, что берендеи и половцы были предками казаков.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Берендеи — загадочная и неоднозначная история исчезнувшего народа
Когда я собирался искать сведения о народе Берендеи, никак не предполагал найти столь противоречивые сведения.
Свое повествование начну для вас вероятно неожиданно — со словаря уважаемого Владимира Даля — человека весьма честного и авторитетного. Чего только нет в его словаре, но слова «берендей», «берендеи», НЕТ!
Этот факт выглядит очень странно, так как даны однокоренные слова с описанием их определения – «берендейка», «берендеить», «берендеечник», «берендеечница», «берендерить». А вот основного, корнеобразующего слова нет.
Прервемся и обратимся к признанным источникам, где слово Берендеи присутствует.
Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона
Берендеи (Берендичи) — кочевой народ тюркского происхождения, назыв. в наших летописях то торками, то черными клобуками.
Первое известие о Берендеях в наших летописях встречается под 1097 г. (о торках — под 985 г.), затем до 1146 г. они постоянно почти смешиваются с торками и только с 1146 г. чаще называются черными клобуками. В начале XIII столетия черные клобуки совершенно исчезают в наших летописях.
Замечательны отношения Берендеев, или торков, живших сначала за Доном, по соседству с болгарами, к нашим князьям. Первоначально, когда они были независимы, они занимались исключительно грабежами и набегами на Русь, но их набеги не были так опасны и опустошительны, как, например, набеги печенегов, вследствие, вероятно, их меньшего количества сравнительно с последними.
С появлением половцев роль Берендеев меняется. Теснимые половцами, они отступают к южным пределам тогдашней Руси и испрашивают позволения поселиться на окраинах Переяславского и Киевского княжеств с обязательством защищать их от набегов степняков. Русские князья не могли, конечно, не согласиться на такую даровую защиту их пограничных владений, и Берендеи, поселившись в Поросье и Верхнем Побужье, мало-помалу привыкли к оседлости и к городской жизни (из их городов чаще всего упоминается в летописях Торчевск) и по крайней мере в XII в. могут уже называться полуоседлым народом.
Кто-то считает, что Берендеи являются одним из этнических предков украинцев. Кто-то — предками запорожских казаков, в частности на это указывает их столица — Переяслав.
Советская историческая энциклопедия о Берендеях
Берендеи — тюркские кочевые племена в восточноевропейских степях (XI—XIII вв.). Выделились из огузов.
В 1097 году они впервые упоминаются в русских летописях в связи с более ранним событием: берендеи вместе с торками и печенегами заключили союз с теребовольским князем Василько Ростиславичем. (Повесть временных лет).
Были вассалами русских князей, участвовали в борьбе с половцами, междоусобных войнах на Руси.
Кочевники, именуемые летописью «своими погаными», были не очень надёжными подданными. Они стремились сохранить свою независимость и постоянно навязывали Руси федеративную форму взаимоотношений. Русские князья категорически возражали и требовали безусловной вассальной покорности. На этой почве между сторонами нередко возникали конфликты.
Откуда ж задержались Берендеи в сказках?
Приведем полные цитаты из Википедии слов «берендей» и «берендеи».
«Берендей:
В сказке А. Н. Островского «Снегурочка» царь Берендей мудро правит берендеями.
В «Сказке о царе Берендее» В. А. Жуковского Берендей — отец Ивана-царевича. В этой сказке находят отражение многие сказочные герои и мотивы русских народных сказок: Иван-царевич, Кощей, Марья-царевна и другие».
В исторических материалах следы присутствия берендеев обнаруживаются в разных областях земли русской:
Каждая орда союза занимала определённую территорию. Берендеи получили от киевских князей регион в верховьях реки Роси, центром которого являлся город Ростовец. Здесь находились их вежи, а также небольшие укреплённые городки, упоминаемые летописью. В 1177 году вторгшиеся в пределы Поросья половцы «взяша 6 городовъ Береньдиць», затем нанесли русским дружинам поражение под Ростовцем.
«Название в летописях исчезает к XIII веку. Во время монголо-татарского нашествия берендеи частично ассимилировались в Золотой Орде, частично ушли в Болгарию и Венгрию».
Теперь вернемся к слову Берендей
Слова, образованные от слова берендеи, пронизывают все слои быта русского народа. И этот факт совершенно исторической наукой упущен. Как не увидеть здесь заговора?
Теперь о традициях… Какой народ воспринимает берендеев, как свой народ, своих предков, свои традиции? Может быть, я вас удивлю, но именно русские! Города мастеров, музеи под открытым небом, дома отдыха, санатории, гостиницы в самых разных городах от Москвы до самых окраин, таких, к примеру как Алтай, с названиями «деревня Берендеевка», «Берендеево», «Город Берендеев» встречаются в огромных количествах.
К примеру, Дмитрий Смирнов в книге «Нижегородская старина», описывая празднование святок нижегородскими обывателями в XIX – начале XX века, указывает среди праздничных блюд «берендеевскую ветчину, торсуевскую икру, разживинский сыр и другие деликатесы местных гастрономических фирм». (Дмитрий Смирнов. Нижегородская старина. 2-е изд., испр. и доп. – Нижний Новгород: издательство «Книги», 2007. – 720 с., илл., ISBN 978-5-94706-047-8, с. 551.) Напомню, что ветчина не употреблялась в пищу степными племенами, но была традиционно пищей славян. Народ не собирается соглашаться с забывшими свою историю историками, будто берендеи – это не русские люди. Это русские люди, и сохранившиеся народные традиции тому свидетельство.
Кто же были берендеи?
Если вы проанализируете приведенные сведения, то увидите множество несоответствий, которые говорят о надуманности, неточности и не понимании, кто такие берендеи, откуда они взялись, куда исчезли, почему имели столь большое влияние в истории, и так далее…
К примеру, совершенно не понятно, почему якобы степное племя ненавидело все остальные степные племена и любило, и защищало русских князей?
Далее, как могут степняки отказываться от платы за защиту, а данный факт установлен, и просить города в управление? Если же не сами города, то земли под них, и в этом случае успешно строили их? Кочевники не строили городов, включая даже Чингизхана, и не умели ими управлять. Это очень серьезное противоречие, вызывающее сомнение в кочевом характере берендеев.
Мы знаем города берендеев, но не слышали об их кочевьях. Как можно называть берендеев даже полукочевниками, если мы знаем их лишь как городских жителей и профессиональных воинов.
Мы знаем, что отряды берендеев нанимали не только русские князья, но и другие государства, к примеру, тот же венгерский король. Степняков нанимали очень редко. Вот скифов – тех да, а степняков, из-за их непостоянства – нет! Берендеи, следовательно, были надежны. Это были профессионалы.
Потому то в повестях и летописях берендеи всегда представляли собой отряд определенной численности, весьма не малой. Один этот отряд определял победу в бою, и об этом мы видим упоминание в источниках, где сказано, что киевские князья смело вступали в бой и побеждали даже в меньшинстве, если имели отряд берендеев.
Именно берендеев боялись враги, а не киевских князей. Следовательно, берендеи были профессиональными наемными воинами, имевшими непререкаемый авторитет именно в военном деле. По характеру их деятельности мы можем смело провести аналогию берендеев со скифами. Скифов тоже пытаются представить кочевниками, не смотря на то, что они жили в городах, имели лучшее в мире вооружение и лучшую в мире армию, их мастера изготавливали прекрасные золотые украшения.
О городах берендеев
Теперь о желании берендеев жить в городах… Какие ещё степные племена хотели жить в городах? Да никакие! Включая завоевавших полмира монголов, принимавших послов других государств в степи, в специально организованном стойбище. А берендеи просят киевского князя: «Коль хочешь нас отблагодарить, так дай нам города». Но они и сами строили города, в которых жили.
«Они жили в отданных им на кормление русских городах, но основали и несколько своих: Торческ, Саков, Берендичев, Берендеево, Ижеславль, Урнаев и другие».
Названы 6 городов и указано, что были и другие… Ничего себе степное племечко, не помещавшееся в 10-ти, а то и в 20-ти городах? Это больше напоминает отдельное государство с многочисленным населением, сравнимым с населением всей Руси!
Но жить в городах – полдела…. Берендеи умели строить города! Желание жить в городах, умение их строить и самое главное – умение ими управлять…. Всё это свидетельствует о владении берендеями знаниями государственного устройства и управления. Ведь любой город – это уже государство, так как он обладает всеми его признаками: централизованной властью, организацией порядка, собиранием налогов, содержанием дружины для военных и полицейских функций, организацией производства и торговли, ведением переговоров с другими городами.
Земли берендеев
Берендеи – это утраченное прозвище русославян на территориях от Семивежья (Москвы), Владимира, Ярославля, Вологды и Костромы до Городца, а вернее, реки Ветлуги нынешней Нижегородской области, самого Нижнего Новгорода, и всего Нижегородского края.
Народ этот славянского происхождения, и возможно одни из основных предков, родоначальников русского народа.
Были предприняты в исторической науке неимоверные усилия по вычищению упоминаний этого славного народа и введению на всякий случай дезинформации о берендеях, как народе тюркского происхождения. Ведь чем неправдоподобнее ложь, тем скорее в нее верят.
Чтобы не запутаться, мы должны отделить от народов, называвших себя берендеями, дружины берендеев, занимавшиеся военной деятельностью на профессиональной основе. Первые были окончательно переименованы в русичей киевскими князьями в X веке. Вторые практически до XIII века сохраняли свою индивидуальность в виде названия, или, как мы бы сейчас назвали – торговой марки. «Берендеи» – это ведь отличная торговая марка для военных дружин, которой наверняка дорожили. По всей видимости, война была профессией довольно большого количества людей.
Заповедник сказок «Берендеево царство»
Сейчас парк находится в стадии строительства, но можно приехать на прогулку и посмотреть на персонажей из любимых русских сказок. Для более комфортного отдыха предлагается снять в аренду беседку или домик. «Берендеево царство» — это мир русского зодчества, былин и сказок в коттеджном поселке Южного Подмосковья.
Цены в парке «Берендеево царство»
Парк условно можно разделить на две зоны: бесплатная — для прогулок по музею под открытым небом со скульптурами персонажей и платная обустроенная зона. На закрытой территории платной зоны предлагаются следующие виды услуг:
Прогулка по тематической зоне «Дворец Царя Берендея»
Стоимость — от 500 рублей. Возможно проведение экскурсий, мастер-классов, детских праздников.
Аренда помещений
Для бронирования необходимо внести предоплату в размере 50%:
Дополнительные услуги
Заповедник сказок и парк скульптур
Бесплатный музей сказок под открытым небом — это прогулочная зона площадью 3 гектара. В парке можно увидеть 80 скульптур сказочных героев. Режим работы: в светлое время суток. На территории работает кафе-блинная.
Дворец Царя Берендея — это платная территория для прогулок, которая занимает 4 гектара. Часы работы: выходные дни, с 11:00 до 19:00 часов. Здесь есть ремесленный центр Царя, контактный зоопарк, сад с редкими растениями, скульптуры, работает аниматор Баба-Яга. В этой части парка можно снять в аренду дом или беседку, выполненные в старорусском стиле.
Вся территория провозглашена сказочной монархией, где правителем является царь Берендей. В этом государстве оживают герои древнерусских преданий, а все объекты инфраструктуры выглядят как строения из русских народных сказок.
Формат заповедника сказок определяется как тематический интерактивный исторический познавательно-развлекательный парк. Преимуществом является и то, что в парке посетители проводят время на природе.
Заповедник сказок «Берендеево Царство» находится при одноименном коттеджном поселке, основанном в 1999 году. Пока парк находится в стадии строительства, на официальном сайте размещена информация о планах по обустройству территории:
Как добраться до заповедника сказок «Берендеево царство»
Парк расположен в Серпуховском районе Московской области, расстояние до города Серпухов — 25 км. Ближайшая остановка — деревня Рудаково. До нее из Серпухова можно доехать на автобусе № 102.
Можно также воспользоваться услугами такси: в Серпухове действуют Яндекс.Такси, Maxim, Такси Везёт.
Как доехать из Москвы до парка «Берендеево царство»
Доехать до заповедника сказок можно разными способами, на общественном транспорте нужно будет делать одну пересадку:
На сайте парка подробно описаны маршруты для проезда на своем автомобиле — через Симферопольское или Киевское шоссе. При поездке по навигатору можно ориентироваться на координаты: 55.054872, 37.130325.
Если путешественники желают доехать на такси, можно воспользоваться сервисами, работающими в Москве: Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim, Такси Везёт.
Учитывая дальность поездки, будет удобно совместить это мини-путешествие с посещением других достопримечательностей Серпухова и окрестностей либо с дачным отдыхом.
Указатель на «Берендеево царство» на А-108. Панорама от Google Maps
Видео «Сказочный поселок Берендеево царство, Подмосковье»