берн аут что это
Как сделать бернаут?! | Burnout от #жигодзоку команды Drift Four project
Во-вторых, бернаут намного проще делать на мощных автомобилях за счет избыточной мощности.
Если такого нет, то можно поставить старую лысую резину, например.
В-третьих, как делать? На переднем приводе по сути ясно: поставил на ручник, раскрутил двигатель и на первой передачи стоишь и дымишь. На АКПП делать не советуют, но есть смельчаки которые делают. Ставят на D1 и погнали)
На заднем приводе фокус с ручником не прокатит. В основном делается так:
— раскручиваем двигатель по максимуму, сцепление выжато, в кпп 1 передача
— отпускаем сцепление левой ногой, правой ногой газуем до упора, левую ногу переносим на педаль тормоза, но не сильно нажимая, где 1/3 педали, в зависимости от тормозной системы.
— по сути в этот момент происходит срыв задней оси, а за счет торможения переднего контура автомобиля происходит сопротивление поверхностей (асфальт-резина).
Для бернаута, как и в дрифте, хорошо бы изучить прием «носок-пятка», когда правой ногой нажимаешь две педали сразу: газ+тормоз.
В итоге мы получаем износ задних колодок, работу двигателя в напряженном состояние и дым от колес =)
Кому интересно — пробуйте, спрашивайте.
Burnout by LADA 2104 #жигодзоку | Дымим жигулями:
Ответ: Как шлифовать на месте? Как жечь резину? Как делать Burnout.
Доброго здравия. Я не ведаю почему мне сегодня посыпались такие вопросы как «Как шлифовать на месте?», «Как жечь резину?», «Как делать Burnout?» и.т.д. Почему такие вопросы стали мне задавать я не понял, но чувствую это не закончится на 4 ребятах и по этому решил быстро ответить всем разом.
Шлифовать можно на всём, даже на Зиле 124 (Да, было дело, мне было лет 13 и я хулиганил, успокойтесь.).
У Вас слабая машина? Жалко резину? Всё просто. Зимой на снегу это легко и без большого вреда резине, но дыма не будет. Летом можно создать много, очень много дыма и секрет прост. Возьмите моторного масла, налейте на асфальт, долейте воды, чтобы была лужица и ведущими колёсами просто встаньте на это и шлифуйте, из за масла будет куча дыма, но не забудьте, что потом надо омыть резину если Вы на ней ездите, чтобы Вас потом на дороге не снесло и не попали в аварию. Старайтесь взять на ведущие колёса лысую резину на лёгких дисках, даже убитую б/у купить и шлифовать можно.
Далее и самое важное как это делать. Самый простой способ это на переднеприводной машине на механике. Становитесь на снег, лужу, или на ту консистенцию что выше привел, поднимаете сцепление и как начинает трогаться газу, ручник и она начнёт шлифовать. Некоторые просто даже к бордюру подъезжают ведущими колёсами и уперевшись в него шлифуют.
На автомате на переднем приводе тоже самое только надо ставить режим L3 отключать трекшен контроль.
С заднем приводом на механике сложнее, тут надо чтобы колёса крутились и Вы нажимали на тормоза, а так как тормоза задние будут схватывать, то на слабой машине это сложно сделать, та же шаха, надо делать систему, которая будет блокировать передние колёса, но не задние, так же без сисетмы случится перегрев тормозов, а там ещё барабаные у старых, это вообще хреново. С этим Вы можете ознакомится в других статьях (Не моих, такое описывать не стану.). Для мощных же машин это перегрев тормозов, но это всё же реально. Надо левой выжать сцепление, правой пяткой жать на тормоз, а носком нажимать на газ.
Кстати, в новых Dodge Challenger Hellcat
Есть кнопка которая блокирует передние тормоза и Вам надо жать лишь газ. Система к созданию не сложная.
На автомате на заднем приводе, это самое сложное, если конечно у Вас нет системы как у Dodge Challenger Hellcat. Очень большая вероятность что ваша коробка просто навернётся, по этому советовать не стану и бежать надо.
Также есть специальная резина которая имеет цвет дыма, но она дорогая.
Да и самое важное, есть советчики которые говорят открутить шланги тормозов, но они видать не ведают, что у большинства машин параллельная система, и когда Вы откручиваете один шланг, то он отвечает за передний левый и задний правый тормоз, а другой уже за передний правый и задний левый тормоз. Тобишь так скажем икс образная, делается чтобы если 1 шланг порвёт к примеру, то у Вас будут тормозить 2 колеса с противоположных сторон, а не повело Вас в сторону.
Вообще советую не жечь резину попосту (Если это не мусор который уже не жалко), будьте аккуратны, соблюдайте ПДД и делайте такое с умом чтобы ни кто не пострадал.Надеюсь более вопросов не будет.
Пробуксовка – развлечение не для каждого
Как сделать пробуксовку колес стоя на месте (burnout)
Burnout – пробуксовка, на профессиональном сленге означает, прогрев резины на автомобиле стоящем на месте, то есть пробуксовка самих покрышек и трение их об асфальт. В результате соприкосновения шин с твердой поверхностью асфальта они начинают быстро разогреваться и из-под ними появляется дым.
Burnout, так называемая пробуксовка – используется перед заездами на треке драг-рейсинга для лучшего сцепления покрышек с дорогой, а также для лучшей и более стабильной управляемости очень мощным автомобилем на раллийном треке.
Из разряда необходимого действия burnout-пробуксовка довольно быстро перешла в разряд своеобразного развлечения, став, таким образом, элементом определенного шоу, где его участниками показывается более высокий уровень управления автомобилем с использованием всех его возможностей.
Для бернаута, т. е. для пробуксовки, необходимы следующие условия:
1. Достаточно мощный автомобиль, чтобы разогреть покрышки, а иначе колеса не смогут вращаться с высокой скоростью.
2. Автомобиль обязательно должен быть технически исправен. Во время применения этой техники на практике нагрузки на двигатель, на тормозную систему, на подшипники ступиц колес и на подвеску достигают максимально экстремальных значений.
3. Должно быть личное осознание владельцем автомобиля следующего факта: что такой разогрев резины может привести, а иногда и приводит к серьезным техническим поломкам.
Внимание. Статья написана с одной лишь целью, а именно: чтобы показать основы техники burnout- пробуксовки. Она ни в коем случае не призывает автомобилистов к действию. Любые попытки использовать эту гоночную технику в каких-то развлекательных или профессиональных целях могут привести к серьезным поломкам автомобиля. Также этот вид деятельности может быть опасен как для самого водителя, так и для окружающих. Данный метод пробуксовки ни в коем случае не должен применяться в местах скопления большого количества людей, а также и на дорогах общего пользования. Это является обязательным требованием ко всем автомобилистам.
I. Убедитесь в том, что ваш автомобиль подходит для пробуксовки-burnout. Он должен обладать достаточным количеством лошадиных сил. Для этого обычно подходят такие машины, у которых количество цилиндров по факту больше четырех, которые оборудованы механической коробкой передач. А для большего эффекта необходимы еще и гладкие покрышки, которые имеют большую площадь так называемого пятна контакта с поверхностью асфальта, которые и смогут выдать много зффектного дыма.
*Если ваш автомобиль имеет автоматическую трансмиссию, то использовать бернаут-пробуксовку категорически запрещено. Она приведет к разрушению трансмиссии и дорогостоящему ремонту самого автомобиля.
Автомобили с задним приводом
II. Включите первую передачу, далее полностью выжмите сцепление и постепенно начинайте повышать обороты двигателя. Быстрым, но плавным движением начинайте отпускать педаль сцепления, при этом не переставая нажимать на газ.
Внимание. Чтобы обороты не уходили в красную зону, работайте с педалью газа очень аккуратно, не нужно вжимать ее до конца в пол. Идеальная техника исполнения показана в следующем видео (1.00 минута видео). Играйте с педалью газа, попеременно нажимая на нее то сильнее, то слабее, при этом постоянно держа высокие, но и безопасные для двигателя обороты.
После того как сцепление полностью отпущено, перенесите свою левую ногу на тормозную педаль. Для того чтобы нажать с нужным усилием левой ногой на педаль тормоза, необходима определенная практика. С первого раза (да иногда и с десятого) это сделать очень сложно.
Тормозное усилие при этом должно быть более чем достаточным, и это нужно для того, чтобы задние колеса машины продолжали по-прежнему свободно вращаться, а сам автомобиль при этом оставался бы на месте или продолжал бы двигаться очень медленно вперед.
Внимание. Попытки впервые сделать burnout-пробуксовку, естественно, будут изначально раз за разом неудачны, и это будет продолжаться до тех пор, пока вы не научитесь чувствовать мельчайшие нюансы поведения автомобиля. В этом случае существует вероятность перегрева самого сцепления, вплоть до его выхода из строя. Так что постарайтесь следить за появляющимися необычными и посторонними запахами в салоне машины, а также и за самим поведением автомобиля, когда включаете коробку передач и выжимаете сцепление, именно в момент схождения дисков сцепления.
Переднеприводные автомобили
III. На переднем приводе делать burnout-пробуксовку несколько проще, чем на заднем приводе. Для этого необходимо зажать стояночный тормоз, далее поднять обороты двигателя и так же плавно и быстро отпустить педаль сцепления. В результате такого быстрого (почти моментального) набора скорости вращения передних колес автомобиль не поедет вперед и не заглохнет; оставшись на одном месте он начнет выпускать из-под своих покрышек вожделенные и долгожданные клубы дыма.
На переднем приводе делать бернаут-пробуксовку намного проще. Но при этом есть один важный нюанс, а именно: ручник у автомобиля обязательно должен быть исправен, он должен быть способен удерживать автомобиль на одном месте.
Под капотом недостаточно мощности
IV. Если автомобиль не имеет достаточной мощности для подобных экспериментов, то на этот случай у знатоков в запасе имеются некоторые припасенные трюки, которые помогают на сто процентов сорвать колеса машины в пробуксовку.
1. Облегчите ваш автомобиль, особенно это касается машин с задним приводом. В багажнике не должно находиться ничего лишнего, даже запасного колеса. Перед тем как подъехать на площадку, надо заранее позаботьтиться об этом. Ось машины немного разгрузится и ей будет легче сорвать колеса в пробуксовку.
2. Burnout-пробуксовка на сколе. Откатываясь на небольшой скорости назад с выжатым сцеплением, вы делаете почти все то же самое, что и в предыдущие разы. Отпускаете сцепление, далее нажимаете на газ, но уже не нажимаете на тормоз. В результате воздействия разнонаправленных сил одна из сил будет направлена вниз, а сила двигателя будет направлена в противоположную сторону, то есть, она будет тянуть вверх а машина в этом случае без зажатых тормозов останется на месте.
3. Попробуйте это сделать сначала на мокрой поверхности. Сцепление с асфальтом будет намного слабее, чем это могло быть в сухую погоду, а это обязательно повысит ваши шансы на успех.
V. И в заключении. Для уменьшения стресса для самой тормозной системы используйте приспособление Brake line locking system, т. е. блокировку. После установки ее на автомобиль и при нажатии на кнопку она сама будет отключать задние тормоза. Это упростит вашу задачу и сохранит автомобиль в его первозданном техническом состоянии.
И на закусочку для всех читателей: Fail and Win compilations of burnout.
Burn-out или выгорание
Не так давно у нас в компании проводили обучение для потенциальных будущих менеджеров и в том числе пригласили одного из топ-менеджеров «на поговорить».
Сначала шел обычный corporate bullshit о карьерном развитии, планах и стратегиях, выборе следующих шагов и прочей фигне.
Но потом разговор пришел к теме, над которой я тех пор размышляю: burnout/выгорание. По моим воспоминаниям, еще лет десять назад об этом или не говорили вообще, считая какой-то вымышленной проблемой (как, к сожалению, многие по-прежнему относятся к ментальным заболеваниям, путая депрессию и плохое настроение) или говорили об этом как говорят о чем-то постыдном типа алкоголизма с подтекстом «со мной такое не может случиться».
И вот тут мы первый раз говорили об этом честно. И вдруг оказалось, что в группе из 30 человек у каждого есть какой-то пример, кто-то из коллег, знакомых и родственников оказывался в этой ситуации.
В моем отделе из 10 человек за последний год burnout случился у двоих. Для тех, кто думает, что это просто сильная усталость от переработок и недельный отпуск решит ситуацию – это прямо очень сильная недооценка масштаба проблемы. Одна из коллег выпала из работы на год. Другой – на восемь месяцев. Выгорание – сильнейшая перетряска всех систем организма. Это автоматическое аварийное выключение и здесь не решить вопрос простой перезагрузкой.
Из нашей общей дискуссии родились некоторые выводы, которые меня в какой-то степени обеспокоили и мне захотелось вынести их на обсуждение хабрасообщества:
— Выгорание случается не с самыми загруженными сотрудниками, переработки являются лишь частью общей картины, но не первопричиной. Куда чаще оно случается с теми, кто наиболее эмоционально вовлечен в процесс. Это может быть меньше часов в день, чем другие сотрудники, но куда «ближе к сердцу». Здесь часто случается комбинирование с ситуацией в личной/семейной/внерабочей жизни. Мой коллега перерабатывал в проекте, который был его личным проектом, проданным в компанию, и параллельно судился с бывшей женой за право опеки над ребенком.
— Выгорание крайне трудно идентифицировать на ранних стадиях, оно может случится внезапно и без предупреждений от «соломинки, сломавшей спину верблюду». Моя коллега собиралась утром как обычно на работу, когда зазвонил телефон. На экране определился номер ее проектного. Внезапно у нее началась паническая атака, она больше не могла дышать, закружилась голова, сердце начало стучать сильнее. Она была в стрессовой ситуации уже третий месяц, шла горячая фаза проекта, но до сих пор она справлялась с ситуацией. В следующий раз она пришла в офис спустя полгода на предприсанные терапией два часа…
— Важнейшей частью терапии является последовательная и постепенная реинтеграция. Один из участников обсуждения рассказал историю, где менеджмент допустил большую ошибку, повесив большой проект на сотрудника, который вернулся после терапии снова в офис. Через месяц – рецидив и новый виток болезни.
В Германии используется в основном так называемая Гамбургская модель реинтеграции: сначала человек выходит в офис на два часа в день, потом четыре, потом шесть и лишь затем на полный рабочий день. Реинтеграция занимает от шести недель до полугода. И не стоит пренебрегать этим или пытаться ускорить дело – спешкой можно испортить все и придется начинать сначала.
Еще одним из важных моментов реабилитации является идентификация конкретных стрессовых факторов. Они могут разными у разных людей. У кого-то это постоянные звонки, у кого-то слишком ранние/поздние совещания, у кого-то и вовсе сама дорога до работы уже вызывает стресс. Их не всегда удается выявить. Но если удалось — именно их и надо устранять. Иногда работа из офиса / отдельный кабинет / “часы приема” уже способны существенно снизить уровень стресса.
Наш гость топ-менеджер рассказывал нам о ситуации с выгоранием, которая случилась с одним из его подчиненных, и о том, что ему самому пришлось тоже посещать терапию, чтобы справиться с чувством вины, которое неизбежно в этой ситуации. Каждый адекватный начальник, чей подчиненный столкнулся с выгоранием, будет задаваться вопросом: что я сделал не так? Как я мог предотвратить это?»
И вот самый главный вывод, который мы для себя вынесли из этого обсуждения, был в том, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Крайне важно самому для себя стараться предотвратить выгорание. Кому-то помогает семья, кому-то спорт, йога, медитации, друзья, путешествия, книги, экстрим. Что бы это ни было самым важным является необходимость отключения от работы. Хороший отпуск – это когда вы пароль для входа в систему вспомнить не можете. Так вот надо стараться жить и работать так, чтобы каждое утро его с трудом вспоминать. Нельзя рассчитывать на то, что начальство что-то там заметит и снизит нагрузку или переведет на другой проект или как-то иначе решит проблему. Потому что они могут или не заметить или проигнорировать. Им может быть банально наплевать. Или им важно благополучие сотрудников, но не хватает времени заниматься ими. Как бы там ни было, стоит рассчитывать прежде всего на самого себя. И если нагрузка начинает превышать желаемые пределы – стоит начать об этом говорить с менеджментом и командой, а если не слышат — кричите и принимайте меры — не ждите пока кто-то спасет.
Профилактика лучшее терапии и выгорание не исключение из этого правила.
Синдром эмоционального выгорания: что это, причины, методы борьбы
Этот пост про синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — ту тему, которую я прочувствовал на себе как юрист и топ-менеджер крупнейших международных корпораций, и которой плотно занимаюсь последние полтора года уже как коуч.
Синдром эмоционального выгорания официально признан медициной и входит в Международную классификацию болезней. Это настоящий бич XXI века и менеджеры, бизнесмены и офисные работники входят в топ-5 позиций в зоне риска. На Европейской конференции ВОЗ было отмечено, что негативные состояния, связанные с работой, являются важной проблемой примерно для одной трети трудящихся стран Европейского союза. По статистике, «синдром выгорания» хотя бы раз в жизни бывает у 25% людей.
Проблемы, связанные с профессиональным и эмоциональным выгоранием
Проблем, связанных с эмоциональным и профессиональным выгоранием (professional burnout) несколько:
(1) Во-первых, у него очень длительный период «инкубации» — он занимает годы, может занять и 5, и 10, и 20 лет.
(2) Во-вторых, успешные люди не готовы признаваться окружающим и самим себе, что что-то идёт в их жизни не так. И чем «успешнее» человек, тем ему сложнее быть с собой честным и признавать свои ошибки и слабости:
«Как это — я партнер в юридической фирме (или я вице-президент банка или я владелец успешного бизнеса итд) и у меня какой-то синдром СЭВ?! Конечно, нет! Я не какой-то псих или слабак, чтобы ныть и обращаться за помощью. Я просто устал. Напряженное было лето… Скоро всё само наладится».
Только вот что-то не налаживается оно само.
(3) В-третьих, люди просто не знают, что такое СЭВ. Психологическая безграмотность — огромная проблема в нашем обществе, и в корпоративной среде и бизнесе в особенности. Люди склонны в первую очередь винить себя и свой характер в том, что эмоционально чувствуют себя плохо. Или они склонны винить весь мир вокруг, однако им просто не приходит в голову, что ситуацию и обстоятельства можно менять. Что они не одни в своих проблемах и что решения давно найдены.
Таким образом, СЭВ — это РУКОТВОРНАЯ вещь. Мы сами создаём её для себя и сами же можем и выйти из неё. Мы бьёмся, как муха о стекло, а открытое окно прямо рядом! Из каждой безвыходной ситуации есть выход. Просто иногда нам нужно, чтобы кто-то нам этот выход показал.
Первый шаг при работе с СЭВ (на семинарах, тренингах по эмоциональному выгоранию и при работе с коучем по данному вопросу) — это быть честным с собой. И какое бы у вас ни было раздутое эго, и какой бы у вас ни был распухший социальный статус, задайте себе вопрос: «Каждый день я счастлив в своей деятельности? Мне хорошо? Я испытываю восторг от своей работы?»
И если ответ будет «Нет», то не расстраивайтесь и не пугайтесь. Вы сделали первый шаг к тому, чтобы взять свою жизнь под контроль. С этим уже можно работать.
I. Что такое СЭВ?
Итак, что же такое синдром эмоционального выгорания (Burnout Syndrome)?
Дословный перевод слова «burnout» означает «выгорать дотла», как сгорает спичка или свеча. Burnout Syndrome переводится на русский как «синдром эмоционального выгорания» или СЭВ. Он является последствием хронического профессионального и межличностного стресса. Это состояние эмоционального и умственного истощения, доходящего до апатии, а также физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе.
В повседневной жизни мы достаточно часто используем фразу «сгорел на работе». Но люди, по большому счету, не понимает, что в действительности такое «эмоциональное выгорание». На самом деле это тяжелое функциональное состояние, с множеством негативных последствий.
Синдром эмоционального выгорания — достаточно молодое заболевание, в современную психологию его ввел в 1974 году американец Герберт Фрейденбергер
СЭВ препятствует профессиональному развитию и полноценной жизни человека, снижает его работоспособность. Человек испытывает отрицательные эмоции, напряжение, внутренние психологические конфликты, психосоматические реакции от длительного напряжения в работе.
СЭВ подвержены люди любых возрастов и профессий. В первую очередь, этот синдром испытывают здоровые люди, чья работа связана с интенсивным и постоянным профессиональным общением с другими людьми — преподаватели, врачи, юристы, консультанты, менеджеры, предприниматели, офисные работники, чиновники, работники правоохранительных органов. Впрочем, сегодня эмоциональное выгорание рассматривается как признак переутомления, который может встречаться в любой профессии, даже не связанной с интенсивным общением (например, IT), а также и за пределами профессиональной деятельности (например, у домохозяек).
В зону риска выгорания, в первую очередь, попадают люди, склонные к идеализму, максималисты, люди с повышенным чувством ответственности. В особенности он затрагивает очень целеустремленных работников и тех, кто склонен много переживать и беспокоиться
Эмоциональное и профессиональное выгорание (emotional and professional burnout) характеризуется чувством хронической усталости от работы. Глядя на таких людей, создается впечатление, что у них не осталось сил, чтобы испытывать положительные эмоции в работе. Они всё делают через силу.
При этом нужно отличать СЭВ от простой усталости. При усталости человек достаточно быстро восстанавливается за время выходных или отпуска. СЭВ же — это не просто усталость от работы, это кризис, сопровождаемый часто обесцениванием себя как профессионала, раздражением и циничным отношением к работе, коллегам и клиентам.
При СЭВ выходные и отпуск не помогают и не дают возможности расслабиться и прийти в себя. При эмоциональном выгорании человеку требуется более длительный период, чтобы восстановиться. Однако после возвращения к работе возвращается и состояние выгорания.
Таким образом, выгорание — это накопленный стресс профессионалов. Эти люди долгое время добросовестно выполняли свои трудовые обязанности и были сфокусированы на карьере и работе, а в итоге остались без своей собственной жизни, и больше не принадлежат себе.
Выгорание особенно сильно проявляется, когда люди не могут открыто высказывать свое мнение, недовольство и эмоции (потому что это непрофессионально по отношению к клиентам или потому что они боятся начальства итд). Они долгие годы наступали на горло себе и своим интересам в угоду другим людям, и в итоге стали заложниками, рабами своей профессии, роли, корпорации.
II. Симптомы эмоционального выгорания
Эмоциональное выгорание включает в себя три обязательных симптома :
1. Эмоциональное истощение
У работника появляется хроническая усталость от работы, не проходящая после ночного сна, отстраненность от клиентов и от работы, снижается настроение (иногда при одной только мысли о работе), также могут наблюдаться расстройства сна, разные телесные недуги, падает иммунитет и усиливается подверженность болезням.
2. Личностная отстраненность
Отношение к коллегам и клиентам становится негативным, даже циничным, появляется чувство вины, человек выбирает автоматическое «функционирование» и всячески избегает нагрузок и дополнительной ответственности. Профессионалы, испытывающие выгорание, используют отстраненность как попытку справиться с факторами стресса на работе.
В крайних проявлениях человека почти ничего не волнует из профессиональной деятельности, утрачивается интерес к клиентам и коллегам.
3. Обесценивание профессиональных достижений
Человек страдает от недостатка успеха, признания, а также от потери контроля над ситуацией, постоянно чувствует собственную несостоятельность и чрезмерность предъявляемых к нему требований. У него возникают сомнения в собственной профессиональной компетентности, возникает чувство профнепригодности. Все достижения и успехи в работе обесцениваются, самооценка как специалиста падает. «То, что я делаю, никому не нужно».
Люди не видят перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности. Появляется подавленное настроение, возбудимость, чувство стесненности, тревожность, беспокойство, чувство безнадежности и раздражительность. Неспособность видеть будущее в положительном свете, пессимизм.
Всё это создаёт подавленный эмоциональный фон, ощущение пустоты. К пустоте рано или поздно добавляется чувство бессмысленности, которое распространяется на все большее число аспектов жизни (не только на работу, но и на свободное время и личную жизнь). Развивается экзистенциальный кризис, и в итоге уже сама жизнь переживается как бессмысленная. Происходит потеря смысла: «Всё в этом мире бессмысленно».
Отметим, что особенно велик риск у слишком вовлеченных работников, у тех, кто придавал исключительно значение работе, наделял работу особой ценностью, кто отождествлял себя с работой, то есть у профессионалов, которые «оказывают давление сами на себя», не устанавливая для себя никакого предела и слишком завышая требования по отношению к себе.
1). Физические симптомы: усталость, физическое утомление; уменьшенный или увеличенный вес; плохое общее состояние здоровья (в том числе по ощущениям); недостаточный сон, бессонница; затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание; повышенное давление; заболевания кожи; проблемы с сердечно-сосудистой системой.
2). Эмоциональные симптомы: недостаток эмоций, безэмоциональность; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие и усталость; ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность; раздражительность, агрессивность, критика; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; потеря идеалов или надежд, или профессиональных перспектив (старую работу люди уже не хотят, а что может быть вместо неё — не знают); чувство одиночества.
3). Поведенческие симптомы : во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть; безразличие к еде (например, забывают пообедать в течение рабочего дня); малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств, заедание проблем; несчастные случаи (например, травмы, падения, аварии и т.д.); импульсивное эмоциональное поведение; шопоголизм; экстремальный спорт; игромания.
Если работа не приносит удовольствия, то человек сознательно или бессознательно старается искать эти удовольствия вовне и компенсировать положительные эмоции. Способов компенсации существует много и у каждого компенсация выражается по-разному. Так что если вы никак не можете избавиться от какой-либо вредной привычки (переедание, лишний вес, курение, употребление алкоголя, шопоголизм, экстрим, игромания итд), задумайтесь, а нет ли связи с вашей работой.
4). Интеллектуальное состояние : уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе; уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем; увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни; увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; цинизм или безразличие к новшествам, нововведениям; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании); формальное выполнение работы.
5). Социальные симптомы : нет времени или энергии для социальной активности; уменьшение активности и интереса к досугу, хобби; социальные контакты ограничиваются работой; скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.
Набор и комбинации симптомов СЭВ у всех людей разные. При этом опасность СЭВ заключается в том, что оно развивается медленно и поэтапно – как при алкогольной зависимости. Это длительный процесс, который проявляется в состоянии истощения, физического утомления, снижения удовлетворенности работой и жизнью в целом.
III. Стадии эмоционального выгорания
1-я стадия — «медовый месяц». Работник доволен поставленными задачами и относится ко всему с энтузиазмом, характерен идеализм и чрезмерные требования к себе. Это период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, затем наступает первый признак – истощение. По мере нарастания недовольства профессия начинает приносить меньше радости, а вот стресса становится всё больше.
2-я стадия — «недостаток топлива». Характеризуется усталостью, апатией. У человека может потеряться интерес к труду, исчезает привлекательность работы в данной организации и снижается продуктивность деятельности.
3-я стадия — «хронические симптомы». Чрезмерная загруженность на работе приводит к измождению, хронической раздражительности, обостренной злобе и агрессии, чувству подавленности, работник ощущает постоянную нехватку времени.
4-я стадия — «кризис». Развиваются и обостряются хронические заболевания. Человек частично или полностью теряет работоспособность. Усиливается неудовлетворенность качеством жизни.
5-я стадия — «пробивание стены». Физические и психологические проблемы переходят в острую форму. Синдром отвращения (к себе, к другим, ко всему). Возникают заболевания, которые угрожают жизни. У работника появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой. Все это приводит, наконец, к катастрофе (увольнению или болезни).
IV. Причины эмоционального выгорания
СЭВ развивается в среде, отличающейся высоким уровнем стресса на рабочем месте и требующей при этом высокой отдачи. Причины можно условно подразделить на внешние (объективные) и внутренние (субъективные).
1. Внешние (объективные) причины
Напряженный ритм работы и чрезмерная рабочая нагрузка; однообразный и монотонный труд, много рутины и отчётности.
Отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и близких; отсутствие признания и похвалы со стороны начальства; частая незаслуженная критика; нездоровая обстановка в коллективе.
Двусмысленные, неоднозначные требования к работе («от меня требуют больше, чем я могу или в принципе возможно»); неясная постановка задач или отсутствие конкретных задач; чувство недооцененности и ненужности на работе; недостаточное вознаграждение за работу, как моральное, так и материальное.
Невозможность влиять на принятие важных решений; отсутствие самостоятельности; гиперконтроль со стороны руководства, подавление инициативности; постоянный риск штрафных санкций (выговор, увольнение, судебное преследование).
Постоянная и непрерывная работа, то есть невозможность отключиться в течение рабочего дня, постоянная работа с людьми.
Отдельно стоит отметить работу в условиях open space (открытая планировка офиса, где все сотрудники сидят в одной большой комнате). Такие факторы, как отсутствие хорошо оборудованного рабочего места, комфортных условий труда и возможности спокойного общения с коллегами, формируют сильный дискомфорт, что в итоге приводит к выгоранию.
Способствует СЭВ невозможность выбирать, с какими клиентами работать и невозможность разрядки (то есть не могу высказать, что думаю — меня будут обвинять в непрофессионализме), необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным, (например, необходимость быть эмпатичным во всех случаях). Многие компании ставят клиентоориентированность на первое место, требуя от сотрудников индивидуального подхода к каждому, супервежливости, суперкоммуникабельности, суперуслужливости. Все это отнимает много энергии и сил. Более того, клиенты все разные, и угодить каждому не всегда получается.
Выгорание еще более распространено в тех сферах, где работники постоянно вынуждены соревноваться друг с другом, чтобы заработать себе повышение (например, юридические и консалтинговые фирмы, крупные компании и корпорации итд).
Одна из основных причин СЭВ (ее рассмотрение включено практически в каждый семинар, эмоциональное выгорание на котором является главной темой) — это когда люди разочарованы в своей работе или профессии, когда они не видят финального продукта, или не видят конкретной пользы в своей деятельности. Когда они работают только за деньги и оказываются в классических «золотых наручниках».
При этом давление общества и необходимость соответствовать завышенным социальным стандартам имеют тенденцию только нарастать, что лишь увеличивает риск эмоционального выгорания.
2. Внутренние (субъективные) причины
К внутренним причинам относятся в первую очередь индивидуальные качества личности: заниженная самооценка; обидчивость и конфликтность; одержимость дисциплиной и порядком; склонность всё идеализировать; комплекс отличника («я должен быть лучше всех») и отказ себе в праве на ошибку.
Перфекционисты и достигаторы, имеющие тенденцию к повышенной вовлеченности в работу, к потребности всё контролировать, те, кто не умеют делегировать свои обязанности, представляют особую группу риска для синдрома эмоционального выгорания. Эта категория людей, которые стремятся выполнять обязанности идеально и точно в срок, не допуская ошибок. Цели они всегда ставят сложные, не ищут легких путей. Если отмечается несоответствие между требованиями к себе и реальным результатом, то самооценка падает, наступает разочарование в себе как в профессионале.
Воспитание играет в этом не последнюю роль: когда родители постоянно сравнивают своего ребенка с другими (чтобы стимулировать его развитие), он вырастает постоянно неудовлетворенным своими достижениями.
Жертвы синдрома эмоционального и профессионального выгорания — это также высокотревожные люди и люди, ориентированные на внешнюю оценку.
Люди с высоким уровнем тревожности беспокоятся буквально за каждую мелочь, чрезмерно обеспокоены будущим результатом, строят негативные прогнозы, имеют пессимистичный взгляд на мир. Жизнь превращается в сплошные волнения.
Люди, ориентированные на внешнюю оценку, считают, что оценить результаты могут только окружающие. У них нет своих собственных стандартов, по которым можно определить, насколько хорошо или плохо выполнены обязанности. Критика, плохие отзывы, оценка или взгляд клиентов, коллег и начальства заставляют их всякий раз сомневаться в своей профессиональной пригодности.
Молодой возраст, отсутствие жизненного и профессионального опыта и опыта также провоцируют СЭВ, как и отсутствие выходных, отпусков, интересов и хобби вне работы. Отсутствие личной и семейной жизни также усугубляет риск заболеть синдромом эмоционального выгорания.
Работник полностью посвящает себя своей профессиональной жизни, постоянно ставит себя в условия стресса, чтобы сделать больше и лучше, и не устанавливает себе никаких границ… Когда таких людей спрашиваешь «А в какой момент вы станете успешны? Когда вы поймете, что достигли цели и можете остановиться» — эти вопросы обычно ставят их в тупик.
Таким образом, ключевым компонентом развития синдрома выгорания является постоянный стресс на рабочем месте, то есть несоответствие между личностью и предъявляемыми к ней требованиями.
V. Как предупреждать эмоциональное выгорание и как бороться с ним, если оно всё-таки случилось?
Как мы с вами увидели, причин эмоционального выгорания, по большому счету всего две:
1. Вы не на своём месте;
2. Вы не умеете управлять собой и своими эмоциями.
В среде специалистов существует мнение, что если человек «сгорает» на работе, то в этом на 60-70% виноваты его личностные особенности, а на 30-40% организационные, то есть профессия, сфера деятельности, условия труда, корпоративная культура, отношения в коллективе итд.
Поэтому, когда я читаю про способы борьбы с эмоциональными выгоранием на разных популярных сайтах, типа «больше спите, больше гуляйте, возьмите отпуск и всё пройдёт», мне становится смешно.
Это же как мёртвому припарки. Это работа с симптомами, а не с причиной. У человека экзистенциальный кризис, а вы ему предлагаете больше спать. Да не может он спать! Ворочается, не может уснуть.
Я не говорю, что не надо высыпаться. Надо. Но не с этого нужно начинать.
Основная причина, по которой люди мало спят, не гуляют и ведут нездоровый образ жизни — это потому что они не понимают, зачем им вести себя иначе. Зачем им быть здоровыми, бодрыми и весёлыми. У них нет причины, они не видят в этом смысла. «Зачем мне быть в пиковой физической форме? Чтобы еще больше работать?! Зачем мне продуктивность? Чтобы заниматься нелюбимым делом?! Да хрен там было! Не собираюсь я беречь себя для ненавистной корпорации и быть эффективным на нелюбимой работе!» Такой монолог происходит подсознательно, но результат налицо. Вот и толстеют люди и спиваются, потому что незачем им беречь себя. Смысла просто не видят.
Что же делать, чтобы вовремя справиться с СЭВ и не доводить до катастрофы?
Работа должна вестись по двум фронтам:
1. Искать своё призвание, работать над своей самореализацией и создавать чёткое долгосрочное видение.
2. Научиться управлять стрессом и использовать для этого психофизические практики.
Любимая работа
У одного из авторов я прочитал следующее высказывание:
«Эмоциональное выгорание — это результат того, что человек в профессии в течение длительного времени не проживает ценностей. Ту же мысль можно выразить другими словами: истинная реализованность в работе — лучшая защита от эмоционального выгорания. До тех пор, пока кто-то с радостью и интересом работает над чем-то и может испытывать связанные с этим переживания, он не подвергается опасности выгореть».
Таким образом, основное правило: работа должна приносить удовольствие — тогда у вас есть шанс справиться с эмоциональным выгоранием. Если же вы в зоне риска (например, вы бизнесмен или менеджер), и при этом вам не нравится ваша работа, то эмоциональное выгорание вам рано или поздно гарантировано.
Более того, людям подходят не все работы, возможно, что вы просто не соответствуете по психологическим качествам своей профессии (например, ситуация, когда интроверты работают с людьми, а экстраверты занимаются бухгалтерией). Нужно находить ту работу, которая подойдет именно вам.
Например, я всегда был хорошим юристом, лучше среднего, и это позволило мне добиться значительных успехов в карьере. Но лёгкости в моей жизни и работе не было. Был напряг, было раздражение, страх ошибки — всё это было. «Ну и на хрена мне такая жизнь и карьера?! — сказал я однажды. — Если каждый день я просыпаюсь утром и первая мысль: «Опять в офис… Опять тянуть эту бесконечную тяжелую лямку… Опять проживать этот день в напряжении, раздражении и страхе».
Путей решения всего два: (1) изменить внешнюю обстановку и/или (2) научиться управлять своими эмоциями. Я выбрал оба, о чём ничуть не жалею. А, да, есть ещё третий путь, по которому идет большинство людей: (3) смириться и терпеть всю жизнь. Выбирать вам.
И вот основной вопрос, которые стоит себе задать, чтобы разобраться со своей работой: «Почему я делаю то, что я делаю?»
Чтобы найти ответ, можно применить простой тест. Задайте себе вопрос: если бы у меня было 300 миллионов долларов (или 24 миллиарда рублей) на банковском счету, и я бы мог ими комфортно распоряжаться, я продолжал бы заниматься тем, чем я занимаюсь сейчас? Посвятил бы я этому делу всю свою жизнь? То ли это, ради чего я живу?
Если ваш ответ «нет», значит, вы не любите то, чем вы занимаетесь, и значит, вы не живёте в потоке. Кстати, это также значит, что вы работаете в первую очередь за деньги
При этом, как это ни парадоксально звучит, большое количество успешных людей боятся счастья в работе, и просто не позволяют себе быть счастливыми и удовлетворёнными. Эти люди — достигаторы, как раз наиболее подверженные синдрому эмоционального выгорания.
Страх достигаторов в том, что если вдруг они станут удовлетворены и счастливы, они сразу перестанут что-либо делать, перестанут шевелиться и превратятся в овощи. Но это заблуждение. Если ваша работа вам действительно нравится, вы никогда не перестанете действовать. Действие — это способ получать удовольствие от процесса. В работе в кайф важен не результат, а процесс.
Страх достигаторов на самом деле вызван тем, что они занимаются не своим делом, не тем, что им по душе. Они совершенно справедливо боятся, что перестанут достигать, если вдруг обретут баланс и гармонию. Они действительно перестанут достигать, потому что им просто не нравится то, что они сейчас делают.
Так что для борьбы с СЭВ критически важно работать над поиском себя и своего призвания, дела своей жизни. И в этом нет никакой трагедии: просто пришло время, наконец-то, заняться тем, в чём вы реализуетесь максимально. Важно взять ответственность за свою жизнь и карьеру в свои руки и перестать чувствовать себя жертвой обстоятельств и обвинять всех и вся в своих неудачах (государство, начальника, коллег, родителей итд).
Психофизические практики для борьбы с эмоциональным выгоранием
Что касается психофизических практик, то они способны серьёзно помочь вам в процессе поиска себя и своего призвания. Они широко используется на тренингах по профессиональному выгоранию и в дальнейшем эффективно используются участниками.
Помните: вы должны заботиться в первую очередь о себе, потому что именно так вы можете быть максимально полезны для родных, близких и общества.
Синдром эмоционального выгорания — это разновидность стресса. А стресс — это не сама ситуация (отсутствие денег, проблемы со здоровьем, перегруз и конфликты на работе итд), это наша реакция на ситуацию. Наверняка вы замечали, что одни и те же ситуации имеют совершенно разное воздействие на разных людей — кого-то определенная жизненная ситуация может привести в ярость или ввергнуть депрессию, а кого-то просто развеселить. Поэтому именно своими реакциями на внешние воздействия мы можем научиться управлять.
Как писал Ганс Селье, основоположник учения о стрессе: «Не следует бояться стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни!»
Выгоревшие люди испытывают в основном негативные эмоции (пессимизм, раздражение, беспокойство, гнев, обида), которые порождают ещё более негативные эмоции (зависть, стыд, недостойность, ненависть, страх, отчаяние, бессилие, депрессия). И жертвы синдрома эмоционального и профессионального выгорания просто не знают, как вырваться из этого порочного круга негатива, теряют вкус к жизни и способность радоваться чему бы то ни было.
Ответом является целый комплекс мер:
Развитие компетенций эмоционального интеллекта
Выработка своей собственной стратегии расслабления и освоение здоровых методов снятия стресса (без обязательных пива/вина/водки/коньяка, сигарет итд). Обычно стратегия напряжения у достигаторов есть, а вот грамотно расслабляться они не умеют и не считают нужным
Работа над своими коммуникативными навыками и отношениями с другими людьми
Создание положительного психологического климата на работе