берн что вы говорите после того как сказали привет

Берн что вы говорите после того как сказали привет

Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы

берн что вы говорите после того как сказали привет. Смотреть фото берн что вы говорите после того как сказали привет. Смотреть картинку берн что вы говорите после того как сказали привет. Картинка про берн что вы говорите после того как сказали привет. Фото берн что вы говорите после того как сказали привет

WHAT DO YOU SAY AFTER YOU SAY HELLO

The Psychology of Human Destiny

© 1964 by Eric Berne.

Copyright renewed 1992 by Ellen Berne, Eric Berne, Peter Berne and Terence Berne. This translation published by arrangement with Random House, an imprint of Random Hous Publishing Group, a division of Random House, Inc.

© Перевод. А. Грузберг, 2006

© Издание на русском языке. ООО «Издательство «Эксмо», 2014

берн что вы говорите после того как сказали привет. Смотреть фото берн что вы говорите после того как сказали привет. Смотреть картинку берн что вы говорите после того как сказали привет. Картинка про берн что вы говорите после того как сказали привет. Фото берн что вы говорите после того как сказали привет

Гений коммуникации. Искусство притягивать людей и превращать их в своих союзников

Чтобы преуспеть в жизни, недостаточно быть самым агрессивным, напористым и амбициозным. Напротив, сегодняшние победители – это те, кто стремится понять окружающих и выстроить с ними эффективную коммуникацию. Дейв Керпен предлагает освоить 11 простых навыков общения, чтобы успех сопутствовал вам во всех сферах жизни!

Будь тем, кому всегда говорят ДА. Черная книга убеждения

Что вы чувствуете, когда в ответ на свою просьбу слышите «нет»? Грусть. Обиду. Разочарование. Согласитесь, гораздо приятнее, когда окружающие идут вам навстречу и отвечают «да». Хотите, чтобы люди прислушивались к вам и чаще соглашались? Авторы этой книги, эксперты в области убеждения и влияния, доказывают, что убедительности и авторитетности можно обучиться! Эта книга – продолжение бестселлера Роберта Чалдини «Психология влияния». Читайте руководство по эффективному общению и пусть мир скажет вам «да!».

Классика деловой литературы, мировой бестселлер и лучшая книга о влиянии! Овладейте искусством убеждения и добивайтесь своих целей всегда и везде. Профессор психологии и признанный эксперт в сфере влияния Роберт Чалдини рассматривает 6 универсальных приемов, благодаря которым вы станете настоящим мастером уговоров.

Ругаться нельзя мириться. Как прекращать и предотвращать конфликты

Что мешает нам избегать взаимных претензий и ссор? Можно ли улучшить уже испорченные отношения? И что для этого нужно сделать? В своей книге Дэвид Бернс отвечает на эти и многие другие вопросы. Известный американский психолог предлагает методику, которая помогла сохранить отношения миллионам людей по всему миру, вырваться из заколдованного круга бесконечных скандалов, научиться проявлять нежность и уважение друг к другу. Это отличное практическое руководство для всех, кто хочет радоваться общению и жить в гармонии.

Эта книга является непосредственным продолжением моей предыдущей работы о трансакционном подходе и рассматривает новейшие достижения теории и практики за последних пять лет, главным образом – стремительное развитие сценарного анализа. За этот период резко увеличилось количество подготовленных трансакционных аналитиков. Они проверяли теорию во многих областях, включая промышленность, образование и политику, а также в различных клинических ситуациях. Многие внесли свой собственный оригинальный вклад, о чем упоминается в тексте или в примечаниях.

Книга первоначально рассматривалась как продвинутый учебник психоанализа, и профессионалы различных направлений без труда переведут на свой язык простые положения трансакционного анализа. Несомненно, ее будут читать и непрофессионалы, и по этой причине я пытался сделать ее доступной и для них. Чтение потребует размышлений, но, надеюсь, не расшифровки.

Говорить о психотерапии можно по-разному, в зависимости от того, кто с кем говорит: врач-психиатр с врачом-психиатром, врач-психиатр с пациентом или пациент с пациентом, и разница может быть не меньше, чем между мандаринским и кантонским наречиями китайского языка или древнегреческим и современным греческим языками. Опыт показывает, что отказ, насколько возможно, от этих различий в пользу чего-то вроде lingua franka[1] способствует «коммуникации», к которой так пылко стремятся и которой так настойчиво добиваются многие врачи. Я старался избегать модных в социальных, бихевиористских и психиатрических исследованиях повторов, излишеств и неясностей – как известно, эта практика восходит к медицинскому факультету Парижского университета XIV века.

Это привело к обвинениям в «популяризации» и «упрощенчестве» – термины, заставляющие вспомнить Центральный Комитет с его «буржуазным космополитизмом» и «капиталистическим уклоном». Оказавшись перед необходимостью сделать выбор между темнотой и ясностью, между сверхусложненностью и простотой, я сделал выбор в пользу «народа», время от времени вставляя специальные термины: нечто вроде гамбургера, который я бросаю сторожевым псам академической науки, а сам тем временем проскальзываю в боковую дверь и говорю своим друзьям «Здравствуйте!».

Буквально невозможно поблагодарить всех, кто способствовал развитию трансакционного анализа, поскольку их тысячи. Лучше всего мне знакомы члены Международной ассоциации трансакционного анализа и Сан-Францисского семинара по трансакционному анализу, который я посещал еженедельно.

Замечания о семантике

Как и в других моих книгах, он означает пациента любого пола, а она – что, по моему мнению, данное утверждение скорее применимо к женщинам, чем к мужчинам. Иногда он используется в целях стилистической простоты, чтобы отличить врача (мужчину) от пациентки. Надеюсь, эти синтаксические новшества не обидят эмансипированных женщин. Настоящее время означает, что я относительно уверен в утверждении, основанном на клинической практике, моей и других специалистов. Как будто, похоже и т. д. означает, что необходимы дополнительные данные для уверенности. Истории болезни взяты из моей собственной практики и из практики участников семинаров и совещаний. Некоторые истории составлены из нескольких реальных случаев и все замаскированы, чтобы невозможно было узнать участников, хотя значительные эпизоды и диалоги переданы точно.

берн что вы говорите после того как сказали привет. Смотреть фото берн что вы говорите после того как сказали привет. Смотреть картинку берн что вы говорите после того как сказали привет. Картинка про берн что вы говорите после того как сказали привет. Фото берн что вы говорите после того как сказали привет

А. Что вы делаете после того, как сказали «Здравствуйте»?

Б. Как вы говорите «Здравствуйте»?

В этом тайна буддизма, христианства, иудаизма, платонизма, атеизма и, прежде всего, гуманизма. Знаменитый «хлопок одной ладони» в дзэн-буддизме – это звук приветствия одного человека другому и одновременно звук Золотого Правила, сформулированного в Библии. Правильно сказать «Здравствуйте» означает увидеть другого человека, осознать его как феномен, воспринять его и быть готовым к тому, что он воспримет вас. Возможно, в высшей степени проявляют эту способность жители островов Фиджи, потому что одна из редчайших драгоценностей нашего мира – искренняя улыбка фиджийца. Она начинается медленно, освещает все лицо, остается настолько, чтобы ее увидели и узнали, и медленно гаснет. Ее можно сравнить только с улыбкой, с какой смотрят друг на друга непорочная мадонна и младенец.

Смешанный язык, жаргон, включающий элементы романских, греческих и восточных языков в Восточном Средиземноморье. – Прим. пер.

Источник

Эрик Берн «Что мы говорим после того, как сказали «привет»: психология человеческой судьбы»

В последнее время психология становится все более популярной областью знания, и многие люди хотят лучше разобраться в устройстве человеческой психики. Однако сегодня в магазинах можно найти большое количество коммерческой, а то и вовсе любительской литературы, и бывает трудно понять, что же из этого действительно стоит читать. Ситуация осложняется еще и тем, что в науке существует множество направлений: когнитивная, экзистенциальная, гештальт-терапия, психоанализ и много чего еще. На чем же остановить свой взгляд в этом пестром разнообразии?

берн что вы говорите после того как сказали привет. Смотреть фото берн что вы говорите после того как сказали привет. Смотреть картинку берн что вы говорите после того как сказали привет. Картинка про берн что вы говорите после того как сказали привет. Фото берн что вы говорите после того как сказали привет

Согласно гипотезе Э. Берна и других скриптоаналитиков, как называют себя адепты этого направления, каждый человек в возрасте до шести лет программируется своими родителями\близкими людьми на выполнение заданных в детстве предписаний, и строит свои отношения с людьми так, чтобы они отыгрывали правильные роли в его жизненном спектакле. Поэтому когда человек, находящийся в заложниках скрипта, говорит «привет», он по сути общается не с собеседником, а с его образом в своей голове, и настроен не на реальность, а на следование по той дороге «судьбы», на которую был наставлен маленьким ребенком.

Книга Э.Берна рассказывает о следствиях такого программирования, о том, что люди, даже сами не зная того, идут по пути неудачи, одиночества, бедности, потому что подают окружающим бессознательные сигналы, по которым можно определить «неудачника» или «счастливчика». Так же неосознанно люди «играют в игры», то есть повторяют снова и снова «скриптовые ситуации». Например, служащий компании каждый раз, поднимаясь по карьерное лестнице, на определенном этапе терпит неудачу — это именно то, на что он был запрограммирован своим дядей, когда был мальчиком. Или женщина всегда выбирает в мужья алкоголиков, потому что только такие личные отношения вписываются в ее жизненный сценарий, заданный матерью.

берн что вы говорите после того как сказали привет. Смотреть фото берн что вы говорите после того как сказали привет. Смотреть картинку берн что вы говорите после того как сказали привет. Картинка про берн что вы говорите после того как сказали привет. Фото берн что вы говорите после того как сказали привет

Какой же выход видит Эрик Берн из ситуации, когда жизненный сценарий толкает человека на то, чтобы оставаться неудовлетворенным и несчастным? Ведь каждый психолог старается привести своего клиента к счастливому исходу. Ответ транзактного анализа — выход из скрипта, который в результате тонкой интуитивной работы специалиста реализуется через так называемое «разрешение».

Однако, с позволения читателя, остановимся здесь и, пожалуй, не будем дальше раскрывать все секреты скриптоаналитиков, чтобы сохранить некоторую интригу. Пожалуй, в какой-то степени Э. Берну присуща самоуверенность и категоричность, с которой он отстаивает положение теории транзактного анализа. Автор приводит весьма разумные аргументы, старается опираться на логические схемы, но слепо доверять его выводам, все же, не стоит, особенно учитывая тот факт, что гипотез об устройстве человеческой психики и путей достижения счастья сейчас очень много, и все они заслуживают отдельного внимания.

Источник

Эрик БЕРН. Что вы говорите после того, как сказали «привет»,
или Психология человеческой судьбы.

берн что вы говорите после того как сказали привет. Смотреть фото берн что вы говорите после того как сказали привет. Смотреть картинку берн что вы говорите после того как сказали привет. Картинка про берн что вы говорите после того как сказали привет. Фото берн что вы говорите после того как сказали приветЭРИК БЕРН.
ЧТО ВЫ ГОВОРИТЕ ПОСЛЕ ТОГО, КАК СКАЗАЛИ «ПРИВЕТ», или ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СУДЬБЫ.
Пер. с англ. А.Г.Румянцевой.
– М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2004

Это последняя написанная Эриком Берном книга. Она о судьбе, которая во многом определена еще в раннем детстве и которая может быть осознана и даже управляема самим человеком, если, конечно, он этого захочет.
«Что вы говорите после того, как сказали «Привет»? – спрашивает Эрик Берн. Этот, казалось бы, детский вопрос, столь безыскусный и не претендующий на научную глубину, в действительности заключает в себе все основные вопросы человеческой жизни. Очень немногие за свою жизнь находят ответ, а большинство проходят свой жизненный путь, не найдя ответа даже на предшествующий вопрос: «Как вы говорите «Привет»? Правильно сказать «Привет» – это увидеть другого человека, увидеть его как явление, суметь состояться для него и быть готовым к тому, чтобы и он со-
стоялся для тебя. Это секрет всех религий мира, это как знаменитый «звук хлопка одной ладони» в Дзэн.
В книге обсуждаются четыре вопроса: «Как ты говоришь “Привет”?, «Как ты отвечаешь на приветствие?», «Что ты делаешь после того, как сказал “Привет”?» и «Что делают люди, вместо того чтобы говорить «Привет?».
Эрик Берн сначала дает краткие ответы на перечисленные вопросы.
1. Чтобы сказать «Привет», нужно прежде всего понять, что именно этот момент и данное «Привет» больше никогда не повторится.
2. Чтобы ответить на «Привет», нужно увидеть человека, стоящего или идущего рядом с вами и ожидающего ваш ответный «Привет».
3. После того как вы ответили на приветствие, вы избавляетесь от «хлама» в вашей голове, от остатков невзгод, от ожиданий каких-либо будущих неудач. Теперь вы, может быть, сумеете придумать что-нибудь стоящее.
4. Вместо того чтобы сказать «Привет», люди пользуются повседневным «земным» способом общения, полным «хлама», приводящим к смятению в умах.
В книге рассказывается о новом в теории и практике общения, основанном на скриптовом анализе (от английского слова script – сценарий), на жизненных сценариях и жизненных планах. «Скрипт, – пишет Эрик Берн, – это текущий жизненный план, сформированный в раннем детстве под влиянием родителей. Это та психологическая сила, которая толкает человека к его судьбе, независимо от того, борется он с ней или утверждает, что поступает по собственной воле».
Родители передают детям то, чему они научились, по их мнению. История человеческих судеб показывает, как люди разными средствами добиваются одинаковых целей и как они приходят к разным целям, идя одинаковым путем. По мнению Берна, человеческой судьбой управляют: родительское программирование, подталкиваемое внутренним голосом, направляемое жаждой жизни, внешние силы, до сих пор называемые Роком, и независимые стремления. В результате взаимодействия этих управляющих сил образуются различные типы жизненных путей, приводящие к тому или иному типу окончательной судьбы.
Эрик Берн замечает, что если человек хочет понять себя как Родителя, то он должен прежде всего осознать и услышать в себе самом голоса своих родителей. «Одно из затруднений состоит в том, что дети – оттиск человека, его бессмертие. Каждый родитель открыто или тайно радуется, когда дети реагируют так же, как это сделал бы он, даже если они подражают его худшим качествам. Это удовольствие он должен подчинить контролю, если хочет, чтобы его дети адаптировались к жизни лучше, чем это сделал он сам».
В послесловии «Что же главное?» президент Ассоциации гуманистической психологии Валентин Криндач пишет, что если кратко выразить основную идею берновской психологии судьбы, то главное – это то, что Внутренний ребенок отца или матери велит реальному, настоящему ребенку, сыну или дочери: «Будь таким, как я хочу». Это настойчивое требование одного Ребенка (Внутреннего) другому (настоящему) называется скриптованием и противоположно воспитанию. Повторяясь многократно, это внушение одного Малыша, адресованное другому, запечатлевается в виде скриптовой программы и часто предопределяет негативные аспекты судьбы.
«Что касается меня, – пишет Эрик Берн, – то я не знаю, запрограммирован ли я и жду с интересом и нетерпением – и без особой мнительности, – каковы будут следующие ноты в моей мелодии, украсят или нарушат они ее. Куда я пойду дальше? Моя жизнь осмысленна потому, что она следует долгой и славной традиции моих предков, переданной мне моими родителями. Возможно, эта музыка лучше, чем я сочинил бы сам. Разумеется, я знаю, что во многих областях я свободен импровизировать. Может даже оказаться, что я один из немногих на земле счастливчиков, которые играют свой собственный мотив».

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

Источник

Что мы говорим после того, как сказали «Здравствуйте?»

Что мы говорим после того, как сказали «Здравствуйте?»

Этот вопрос, на первый взгляд столь бесхитростный, как будто бы лишенный глубины и не подлежащий научному исследованию, на самом деле содержит в себе важнейшие проблемы человеческой жизни и социальных наук. Этот вопрос еще неосмысленно задают себе дети, его задают друг другу, своим родителям, учителям подростки, юноши и девушки. Этого вопроса многие взрослые избегают, а мудрые философы посвящают ему книги, в которых так и не находят на него полного ответа. А ведь в ответе на этот вопрос, наверное, и заключается большинство изначальных проблем социальной психологии, например почему люди говорят друг с другом? почему люди хотят быть любимыми? Не удивительно, что лишь немногие ищут ответы на них, ибо большинство людей в течение своей жизни даже не пытались выяснить вопрос: как люди произносят приветствие?

Как вы говорите «здравствуйте»? В этом вопросе заключен секрет многих религий (христианства, иудаизма, буддизма и др.). Но прежде всего в нем содержится один из принципов гуманизма. Правильно сказать «здравствуйте» — это значит увидеть другого человека, почувствовать его как явление, воспринять его и быть готовым к тому, что у него будет адекватная реакция. Обнаруживают эту способность в высшей степени те люди, которые, как нам кажется, обладают одной из величайших драгоценностей мира настоящей, естественной улыбкой. Она обычно возникает постепенно, освещая все лицо, и длится не долго, но вполне достаточно для того, чтобы быть ясно увиденной. Исчезает она с таинственной медлительностью, как будто бы тает.

Сравнить ее можно только с улыбкой любящей матери или радующихся друг другу детей. Такие улыбки чаще всего бывают у людей с открытым, добрым характером.

В этой книге в основном обсуждаются четыре вопроса: как вы говорите «здравствуйте»?, как вы отвечаете на приветствие? что вы говорите после того, как сказали «здравствуйте»? И еще один печальный вопрос: что вы делаете, как себя ведете, если не хотите приветствовать того или иного человека? Вначале мы кратко ответим на эти вопросы. А объяснение ответов на них займет всю остальную часть настоящего издания, которое адресовано всем читателям, интересующимся проблемами человеческих взаимоотношений, психологии человеческой судьбы.

1. Для того чтобы научиться говорить «здравствуйте», необходимо избавиться от «мусора», скопившегося у вас в голове с тех самых пор, как вы прибыли из родильного дома. Но чтобы этому научиться, могут потребоваться годы.

2. Для того чтобы ответить на приветствие, также необходимо избавиться от «мусора» в своей голове. Могут потребоваться годы, чтобы научиться приветствовать человека, который идет вам навстречу и которому вы должны ответить на его приветствие.

3. Сказав «здравствуйте», вы как бы избавляетесь от «мусора», который мог появиться в вашей голове по отношению к встретившемуся человеку, то есть от всех ощущений, возможно, когда-то пережитых обид.

4. Эта книга написана в надежде на то, что люди, обладающие умением и тактом, поймут смысл слова «мусор», ибо в этом состоит суть ответов на предыдущие три вопроса.

Речь людей, научившихся осмысливать свои слова и действия после того, как они сказали «здравствуйте», мы назовем «марсианской». Она отличается от повседневных земных разговоров и споров, которые, как свидетельствует история, вели люди с древнейших времен, от Египта, Вавилона и поныне, приводя к войнам, голоду, мору, к различным несчастьям, порождая у тех, кто выживал, духовное смятение.

Можно надеяться, что в конечном итоге правильно понятый и разумно используемый «марсианский» язык поможет людям избавиться от многих бед.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

То, чему вы не сказали «НЕТ», может вам навредить

То, чему вы не сказали «НЕТ», может вам навредить «Все больше и больше я отстаиваю полноту права выбора; я упиваюсь свободой женщины, которая говорит „НЕТ!“». * * *Будучи молодыми девушками, мы поставлены в такие условия, что вынуждены доставлять удовольствие другим людям,

Что вы сказали?

Что вы сказали? «Возможной причиной снижения слуха в возрасте после 50 лет является то, что некоторые вещи мы просто не хотим больше слышать. Например: вы слишком стары, чтобы кататься на роликовых коньках!» * * *Около половины женщин в возрасте старше 65 лет имеют

А. Что вы делаете после того, как сказали «здравствуйте»?

А. Что вы делаете после того, как сказали «здравствуйте»? Этот детский вопрос, внешне такой безыскусный и лишенный глубины, которой мы ожидаем от научного исследования, на самом деле содержит в себе главные вопросы человеческого бытия и фундаментальные проблемы

Приложение. Так что же вы говорите после того, как сказали «здравствуйте»?

Приложение. Так что же вы говорите после того, как сказали «здравствуйте»? Мы предлагаем шесть возможных вариантов поведения людей, после того как сказано «здравствуйте».1. Когда говорить обязательно и ситуация строго структурирована, например, в зале судебного

Может, они просто сказали невпопад?

Может, они просто сказали невпопад? В истории с Хло та бестактная женщина, очевидно, уже сталкивалась с чьим-то решением родить ребенка таким же образом, как это сделала Хло. Знакомая ситуация вызвала у нее язвительную реакцию.Однако далеко не все люди так мстительны и злы.

После того, как сделана старая работа

После того, как сделана старая работа Жизненный опыт и постепенное развитие характера имеют значение Кинокритик Джо Моргенстерн, завтракая как-то утром в ресторане Санта-Моники, нечаянно подслушал разговор двух сценаристов. Один из них рассказывал другому о том, как

Как построить башню, которая не рухнет (даже после того, как вы украсите ее крышу пастилками)?

Как построить башню, которая не рухнет (даже после того, как вы украсите ее крышу пастилками)? Один разработчик программных средств рассказал мне о любопытном эксперименте, организаторы которого собрали группу дошкольников, разделили их на мелкие команды и поставили

Делайте паузу после того, как говорили в быстром темпе

Делайте паузу после того, как говорили в быстром темпе Используйте контраст, чтобы ваша речь звучала динамичнее. Разнообразие в голосе не исключение. Говорите громко и тихо, быстро и медленно. Когда вы заканчиваете говорить в быстром темпе и переключаетесь на медленный,

А по телевизору сказали…

А по телевизору сказали… Пару дней назад, готовя ужин, я включила местный телеканал. Признаюсь честно, меня чуть не вырвало, хотя я еще не успела съесть ни кусочка!Выпуск новостей начался с сообщения о вспышке странного гриппа, против которого бессильны самые мощные

Какая часть того, что мы говорим, правдива?

Какая часть того, что мы говорим, правдива? Пересказ истории в собственном стиле изложения влияет на память практически так же, как музыкальное сопровождение, то есть устанавливает определенные ограничения на наши воспоминания, которые, в свою очередь, управляют тем, как

Принцип 2. Прием медикаментов можно начинать только после того, как установлены «симптомы-мишени»

Принцип 2. Прием медикаментов можно начинать только после того, как установлены «симптомы-мишени» Вероятно, вы теряетесь в догадках, что это за симптомы. Возможно, вам кажется странным использование слова «мишень» применительно к лечению, поскольку оно ассоциируется с

А) Страх того, что после этого тебя потеряет.

Наше представление об учебе зависит от того, как нас учили, а не от того, как мы учились

Наше представление об учебе зависит от того, как нас учили, а не от того, как мы учились Легко преподавать алгебру, законы гравитации или рассказывать, сколько жен было у Генриха VIII. Школы, университеты или бизнес-тренинги естественным образом фокусируются

Мы изобретаем методы решения проблемы после того, как она решена

Мы изобретаем методы решения проблемы после того, как она решена Мы можем бессознательно видеть закономерности и улавливать правила. А можем ли мы решать замысловатые проблемы, не осознавая этого? И если можем, что при этом чувствуем? Норман Майер, психолог

Источник

Люди, которые играют в игры

(Психология человеческой судьбы)

Eric Berne

What Do You Say After You Say Hello!

(THE PSYCHOLOGY OF HUMAN DESTINY)

(с) перевод с английского Л.Г.Ионин

Часть первая

Общие соображения

Что мы говорим после того, как сказали «Здравствуйте?»

Этот вопрос, на первый взгляд столь бесхитростный, как будто бы лишенный глубины и не подлежащий научному исследованию, на самом деле содержит в себе важнейшие проблемы человеческой жизни и социальных наук. Этот вопрос еще неосмысленно задают себе дети, его задают друг другу, своим родителям, учителям подростки, юноши и девушки. Этого вопроса многие взрослые избегают, а мудрые философы посвящают ему книги, в которых так и не находят на него полного ответа. А ведь в ответе на этот вопрос, наверное, и заключается большинство изначальных проблем социальной психологии, например почему люди говорят друг с другом? почему люди хотят быть любимыми? Не удивительно, что лишь немногие ищут ответы на них, ибо большинство людей в течение своей жизни даже не пытались выяснить вопрос: как люди произносят приветствие?

Сравнить ее можно только с улыбкой любящей матери или радующихся друг другу детей. Такие улыбки чаще всего бывают у людей с открытым, добрым характером.

В этой книге в основном обсуждаются четыре вопроса: как вы говорите «здравствуйте»?, как вы отвечаете на приветствие? что вы говорите после того, как сказали «здравствуйте»? И еще один печальный вопрос: что вы делаете, как себя ведете, если не хотите приветствовать того или иного человека? Вначале мы кратко ответим на эти вопросы. А объяснение ответов на них займет всю остальную часть настоящего издания, которое адресовано всем читателям, интересующимся проблемами человеческих взаимоотношений, психологии человеческой судьбы.

1. Для того чтобы научиться говорить «здравствуйте», необходимо избавиться от «мусора», скопившегося у вас в голове с тех самых пор, как вы прибыли из родильного дома. Но чтобы этому научиться, могут потребоваться годы.

2. Для того чтобы ответить на приветствие, также необходимо избавиться от «мусора» в своей голове. Могут потребоваться годы, чтобы научиться приветствовать человека, который идет вам навстречу и которому вы должны ответить на его приветствие.

3. Сказав «здравствуйте», вы как бы избавляетесь от «мусора», который мог появиться в вашей голове по отношению к встретившемуся человеку, то есть от всех ощущений, возможно, когда-то пережитых обид.

4. Эта книга написана в надежде на то, что люди, обладающие умением и тактом, поймут смысл слова «мусор», ибо в этом состоит суть ответов на предыдущие три вопроса.

Речь людей, научившихся осмысливать свои слова и действия после того, как они сказали «здравствуйте», мы назовем «марсианской». Она отличается от повседневных земных разговоров и споров, которые, как свидетельствует история, вели люди с древнейших времен, от Египта, Вавилона и поныне, приводя к войнам, голоду, мору, к различным несчастьям, порождая у тех, кто выживал, духовное смятение.

Можно надеяться, что в конечном итоге правильно понятый и разумно используемый «марсианский» язык поможет людям избавиться от многих бед.

Иллюстрации

Чтобы показать возможную ценность предлагаемого нами подхода, в качестве примера приведем один тяжелый случай.

. Пациент Морт был на пороге смерти. Он страдал неизлечимой болезнью.

Тридцатитрехлетнему мужчине, заболевшему раком, предсказывали самое большее два года жизни. Он жаловался на нервное состояние, проявляющееся в непроизвольных кивках головой и подергиваниях ног. В терапевтической группе скоро нашлось объяснение: он загораживался от чувства страха смерти как бы стеной «музыки», звучащей в его сознании, а его движения головой были способом существовать в такт этой «музыке». Путем внимательного наблюдения было установлено, что соотношение именно таково: человек жил в ритме своей внутренней «музыки». Если ее «выключить» средствами психотерапии, то может прорваться огромный поток страха. Последствия этого непредсказуемы, если, конечно, чувство страха не удастся вытеснить более сильными эмоциями.

Все члены группы (понимавшие «марсианскую» речь и обучавшие ей Морта) отлично сознавали, что они так же, как и Морт, не бессмертны, однако не знают, когда это случится. Поэтому они тоже испытывали подобные чувства, но разумным образом сдерживаемые. Так же как и у Морта, время и усилия, затрачиваемые на сокрытие этих чувств, были теми факторами, которые мешали им свободно наслаждаться жизнью. Если подойти к вопросу с этой стороны, то можно предположить, что эти люди понимали разницу: прожить большую жизнь до старости, еще очень многое познать и увидеть или судьба Морта, которому отводилось всего лишь два года. И тогда становилось ясно, что важна не длительность жизни, а ее качество. Открытие это не новое и не удивительное, но путь к нему в данном случае был более тяжким, чем обычно, из-за присутствия постепенно умирающего человека. И это не могло не произвести на всех глубокого впечатления.

Рукопожатие

Пациенты, посетившие психотерапевта впервые, чаще всего представляются и пожимают ему руку. Правда, некоторые психотерапевты предлагают руку первыми. У меня в отношении рукопожатия свое мнение. Если пациент сердечно протягивает руку, я пожимаю ее, чтобы не быть невежливым, но делаю это формально, несколько удивляясь: почему он столь сердечен? Если пациент своим действием просто демонстрирует хорошее воспитание, то я пожимаю ему руку так, что мы понимаем друг друга: приятный ритуал не мешает предстоящей работе. Если же в пожатии его руки чувствуется отчаяние, то я жму ему руку твердо, как бы давая понять: его беда мне понятна.

Однако, когда я иду по коридору в приемную, все мое поведение, выражение лица, положение рук достаточно ясно показывают новым посетителям, ожидающим приема: упомянутой любезности лучше избегать. Это нужно для того, чтобы показать, что перед нами цель более серьезная, чем желание удостовериться во взаимной вежливости. И это обычно удается. Я не признаю рукопожатия в основном потому, что в большинстве случаев не знаком с этими людьми. Кроме того, встречаются посетители, не желающие, чтобы их кто-то касался.

В отношении женщин почти все обстоит иначе. Если женщине требуется ощутимый знак моего участия, я пожму ей руку так, чтобы она это поняла. Если мне стало известно, что она избегает контакта с мужчинами, я попрощаюсь с ней корректно, но без рукопожатия. Этот пример хорошо объясняет одну из причин, из-за которой не нужно рукопожатие в качестве приветствия. Если я пожму ей руку вначале, еще не зная, с кем имею дело, то могу оттолкнуть ее от себя. Я как бы унижу ее достоинство и, возможно, оскорблю еще до беседы тем, что, прикоснувшись к ней, принудил ее из-за приличия коснуться меня.

В терапевтической группе я пользуюсь теми же методами. Я не произношу при встрече радостного приветствия участникам группы: я не виделся с ними целую неделю, поэтому еще не могу выбрать стиль общения с каждым из них. Сердечное приветствие может оказаться совсем не к месту в свете того, что могло случиться в последнее время. Но я подчеркнуто внимательно прощаюсь с каждым из участников в конце встречи. Теперь я знаю, кому говорить «до свидания», знаю, как это сказать в каждом конкретном случае. Предположим, у одной из женщин после нашей предыдущей встречи умерла мать. Веселое приветствие при встрече будет явно неуместно. Конечно, мое незнание этого факта извиняло бы мое поведение, но разве была необходимость создавать для женщины лишнее напряжение? А когда наша встреча подходит к концу, то я уже знаю, как проститься с ней, не усугубляя, а, наоборот, облегчая горечь ее утраты.

Теория

Думаю, пока достаточно сказано относительно «здравствуйте» и «до свидания». Суть взаимосвязи между ними мы попытаемся объяснить с помощью трансакционного анализа. Для того чтобы правильно понять последующий материал, надо опять вернуться к принципам этого подхода.

ПРИНЦИПЫ ТРАНСАКЦИОННОГО АНАЛИЗА

Структурный анализ

Мы уже говорили, что главной задачей трансакционного анализа является изучение состояний Я [Ego], представляющих собой целостные системы идей и чувств, проявляющихся в соответствующих моделях поведения. Напомним: в каждом человеке можно обнаружить три типа состояний Я. Первая группа ведет свое происхождение от родительских образцов поведения. В дальнейшем мы будем продолжать называть этот тип состояний «Родитель» В этом состоянии человек чувствует, думает, действует, говорит и реагирует точно так же, как это делали его родители, когда он был ребенком. Это состояние Я может активизироваться при воспитании собственных детей. Даже тогда, когда это состояние Я не выглядит активным, оно чаще всего влияет на поведение человека в качестве Родительского воздействия, выполняя функции совести. Вторая группа состояний Я заключается в том, что человек сам оценивает все окружающее объективно, рассчитывая возможности и вероятности на основе прошлого опыта. Это состояние Я, как и раньше, назовем «Взрослый». Его можно сравнить с функционированием компьютера.

Каждый человек несет в себе черты маленького мальчика или маленькой девочки. Он порой чувствует, мыслит, действует, говорит и реагирует точно так же, как это делал в детстве. Это состояние Я называется «Ребенок». Его нельзя считать ребяческим или незрелым, это состояние только напоминает ребенка определенного возраста, в основном двух-пяти лет. Возраст в этом состоянии Я является важным фактором. Надо, чтобы человек понимал себя в состоянии своего Ребенка, и не только потому, что он «сопровождает» его в течение жизни, но еще и потому, что это одна из самых значимых сторон его личности [Читатель найдет некоторые уточнения понятий (что может показаться повторением), которые освещались в первых частях настоящего издания. Однако это необходимо для более осмысленного понимания принципов трансакционного анализа.].

берн что вы говорите после того как сказали привет. Смотреть фото берн что вы говорите после того как сказали привет. Смотреть картинку берн что вы говорите после того как сказали привет. Картинка про берн что вы говорите после того как сказали привет. Фото берн что вы говорите после того как сказали привет

Схема 1. Структурная диаграмма личности

Мы используем также и описательные термины, которые или понятны сами по себе, или будут объяснены в дальнейшем.

Еще немного о трансакционном анализе

берн что вы говорите после того как сказали привет. Смотреть фото берн что вы говорите после того как сказали привет. Смотреть картинку берн что вы говорите после того как сказали привет. Картинка про берн что вы говорите после того как сказали привет. Фото берн что вы говорите после того как сказали привет

Схема 2а. Дополнительные трансакции РРеРеР

берн что вы говорите после того как сказали привет. Смотреть фото берн что вы говорите после того как сказали привет. Смотреть картинку берн что вы говорите после того как сказали привет. Картинка про берн что вы говорите после того как сказали привет. Фото берн что вы говорите после того как сказали привет

Схема 2б. Диаграмма девяти типов дополнительных трансакций

берн что вы говорите после того как сказали привет. Смотреть фото берн что вы говорите после того как сказали привет. Смотреть картинку берн что вы говорите после того как сказали привет. Картинка про берн что вы говорите после того как сказали привет. Фото берн что вы говорите после того как сказали привет

Схема 3а. Пересекающиеся трансакции первого типа ВВ-РеР

берн что вы говорите после того как сказали привет. Смотреть фото берн что вы говорите после того как сказали привет. Смотреть картинку берн что вы говорите после того как сказали привет. Картинка про берн что вы говорите после того как сказали привет. Фото берн что вы говорите после того как сказали привет

Схема 3б. Пересекающиеся трансакции второго типа ВВ-РРе

берн что вы говорите после того как сказали привет. Смотреть фото берн что вы говорите после того как сказали привет. Смотреть картинку берн что вы говорите после того как сказали привет. Картинка про берн что вы говорите после того как сказали привет. Фото берн что вы говорите после того как сказали привет

Схема 4а. Успешная угловая трансакция (ВВ+ВРе) (РеВ)

берн что вы говорите после того как сказали привет. Смотреть фото берн что вы говорите после того как сказали привет. Смотреть картинку берн что вы говорите после того как сказали привет. Картинка про берн что вы говорите после того как сказали привет. Фото берн что вы говорите после того как сказали привет

Схема 4б. Двойная трансакция (ВВ-ВВ) (РеРе-РеРе)

Следовательно, если бы все население Земли разбить на пары и каждая пара осуществляла бы по три взаимодействия двести раз подряд, то они ни разу не повторили бы как свои прежние действия, так и действия любой другой пары. Поскольку большинство людей ежедневно участвует в тысячах и тысячах трансакций, то каждый человек имеет в своем распоряжении бесчисленное количество вариантов. Если же он испытывает отвращение к большинству из возможных типов трансакций и никогда в них не участвует, то все равно у него остается достаточно простора для маневра. При этом его поведение совсем необязательно станет стереотипным, если, конечно, он сам не превратит его в таковое. Если же он все-таки это сделает (как поступает большинство людей), то виной тому не трансакционный анализ, а другие причины, которые мы попытаемся также проанализировать в настоящей книге.

О системе в целом, со всеми ее частными разделами, мы говорим как о трансакционном анализе, поэтому описанный выше анализ простых типов общения можно назвать собственно трансакционным анализом. Это следующий шаг после структурного анализа. Собственно трансакционный анализ дает строгое определение системы как целого, что представляется принципиально важным для людей, специализирующихся в научной методологии. Трансакция, состоящая из единичного стимула и единичной реакции, вербальной или невербальной, является единицей социального действия. Мы называем его трансакцией, поскольку каждая из сторон что-то в нем обретает. Поэтому люди в них и участвуют. Все, что происходит между двумя или большим числом людей, может быть разложено на ряды единичных трансакций, что является большим преимуществом для науки, ибо она получает возможность работать с четко определенной системой единиц.

Структурирование времени

Следующая форма социального действия называется активностью. Ее мы обычно именуем работой. В этом случае трансакции диктуются материалом: с чем и над чем работают (будь то дерево, бетон или математическая проблема). Связанные с работой трансакции обычно направлены от Взрослого к Взрослому и соотнесены с внешней реальностью, то есть с предметом деятельности. Далее остановимся на времяпрепровождениях, которые не так стилизованы и не так предсказуемы, как ритуал, но обладают некоторой повторяемостью. Это многовариантное взаимодействие, имеющее законченный характер, как фраза или предложение. Примером может служить вечеринка с угощением, где участники недостаточно хорошо знакомы друг с другом. Времяпрепровождение чаще всего социально запрограммировано, поскольку говорить в это время можно лишь в определенном стиле и только на допустимые темы, Когда при этом проскальзывают индивидуальные нотки, тогда времяпрепровождения переходят в другую форму социального действия, которая называется игрой.

П+С=Рк-Р-H-В (формула игры),

где П+С означает, что «приманка» схвачена, реакция достигнута и игрок тянет за «рычаг» (Р). После этого следует момент смущения или недоумения (H), а затем оба получают свой «выигрыш» (В). Все, что укладывается в эту формулу, мы считаем игрой. Все, что не угадывается в эту формулу, игрой не является.

Сценарии

Однако у более чувствительных, восприимчивых, интеллигентных людей эти иллюзии одна за другой разрушаются, что нередко ведет к жизненному кризису. Подобный кризис может возникнуть в связи с переоценкой родителями своего ребенка в его юношеском возрасте или из-за чувства протеста, часто приобретающего причудливые формы в подростковом возрасте. Чрезмерно усердные попытки сохранить иллюзии в более поздние периоды жизни порождают иногда депрессии и мистицизм, а разрушение иллюзий может вызвать даже отчаяние.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *