берновские игры что это

Психологические игры и их сценарии по Эрику Берну

Вы будете перенаправлены на Автор24

Психологические игры — это различные взаимодействия между людьми. При их осуществлении хотя бы одна из сторон начинает скрывать свои истинные цели и намерения, пытаясь получить желаемое обходными путями, а не с помощью прямой просьбы.

Особенности психологических игр

В жизни люди часто теряют связь с собой на 3 уровнях: физический, эмоциональный, намерения. По этой причине они плохо осознают свои настоящие желания и начинают искать обходные пути для их реализации. Помимо этого, даже если желание обладает осознанностью, его реализации способны помешать внутренние сценарные запреты.

Для обхода запретов люди начинают использовать различные психологические игры. С раннего возраста дети испытывают большое количество желаний и потребностей. Они могут не удовлетворяться по различным причинам.

В психологии часто используется категория созависимости. Люди зависимы друг от друга. Тем не менее, они не близки по-настоящему по причине наличия внутренних запретов на то, чтобы открыто выражать свои чувства. В результате желания могут оказаться невысказанными, а требования остаться неудовлетворенными. У человека начинает расти внутреннее напряжение, которое в итоге он выплескивает на других. Оно идет по замкнутому кругу и если не находит выхода, то усиливается с годами и выматывает всех участников игры.

Большинство игровых взаимодействий включает три типичных роли. Между этими ролями происходит переключение всех участников игры. Самая популярная трактовка игры содержит следующие роли:

Спасатель делает вид, что желает и имеет возможность помочь жертве. Он выступает с позиции (Я+ Ты-), но реально он не заинтересован в решении проблемы, а желает удержать Жертву в старом состоянии. Это и заключается в принципиальном отличии берновской игры от здорового поиска решения проблем.

Готовые работы на аналогичную тему

В процессе таких игр происходит смена ролей всех участников. Такая последовательность переключения названа треугольником Карпмана.

Транзактный анализ Берна

Берн разработал и подробно изложил теорию психологических игр. Здесь важно обратить внимание на значение понятия «игра». Оно абсолютно не предполагает целенаправленного стремления к удовольствию и веселью. Помимо этого, любая психологическая игра, как правило, считается бессознательной и способствует проявлению неприятного и угнетающего чувства.

Во всем мире психологические игры составляют очень важный аспект общественных и личных взаимоотношений в качестве способа манипуляции. Игры создают препятствия честным, откровенным и открытым отношениям. Они имеют тягу к повторению, когда используются те же жесты и интонация, меняется только время и место. Игра может быть опасной (например, доводит человека до болезни, самоубийства, суда).

Эрик Леннард Берн является известным американским ученым в области психиатрии и психологии. Он сосредоточил свою деятельность на трансакциях, которые лежат в основе человеческих отношений. Большую часть своего пути исследователь посвятил анализу и совершенствованию методов психоанализа. Также он занимался лечением психических и нервных расстройств.

Мировая известность пришла к Эрику Берну благодаря его разработкам в сфере сценарного и транзакционного анализа. Именно он выдвинул идею о том, что сознание человека включает три состояния «Я» и о том, что все люди «играют в игры».

Метод Э. Берна относительно новый в психотерапии и психокоррекции. Разные издания содержат информацию о нем как о Транзактном анализе, Трансактном анализе, Трансакционном анализе.

В основе теории Берна лежит классический психоанализ. В 1964 году ученый вместе с коллегами создает Ассоциацию Транзактного Анализа. Через некоторое время ее переименовали в Международную Ассоциацию Транзактного Анализа (ITAA). По причине повсеместного распространения и признания трудов автора они стали широко известны и читаемы. Самой известной и популярной книгой стала «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры».

Игры и сценарии

В своих работах Берн излагал оригинальный взгляд на структуру человеческой психики. Им была разработана концепция Эго-состояний, в которой представлена трехсторонняя схема, используемая до настоящего времени (Родитель, Взрослый, Дитя). Сокращенно эта система представлена аббревиатурой Р – В – Д. В дополнение к этой теории появляется описание психологических игр и жизненных сценариев.

Автор теории полагал, что в каждый момент времени, осуществляя социальное взаимодействие, люди находятся в одном из трёх Эго-состояний. Состояния могут переходить от одного к другому.

С целью оптимального функционирования личности и с позиции транзактного анализа, требуется, чтобы в личности гармонично объединялись все три состояния «Я». Для представления осуществления процесса общения Э. Берн привел структурную диаграмму, отражающую компоненты личности. Они включали Эго-состояния (состояния Родителя, Взрослого и Ребенка).

Состояния четко отделяются друг от друга и не представляют собой возрастные понятия. Каждое из трех Эго состояний является способом проявления личности в определенный момент. Оно представлено совокупностью мыслей, чувств и способов поведения, связанных с ними. Каждый способен нести в себе Родителя, каждый таит в себе маленького мальчика или девочку. У детей внутри уже присутствует свой независимый и свободный Взрослый.

Таким образом, если в соответствующий промежуток времени человек ведет себя, мыслит и чувствует, копируя одного из реальных родителей (или людей, их замещающих и значимых), то в это время он находится в Эго-состоянии Я-Родителя.

Если же человек при определенных условиях возвращается к поведению, мышлению и чувствам детства, то он находится в ЭГО состоянии Я-Ребенок. Если он ведет себя, мыслит и чувствует по принципу «здесь и теперь», адекватно и свободно реагирует на окружающий мир и основывается на собственном взрослом опыте, то он находится в состоянии Я-Взрослый.

Источник

Берновские игры и треугольник Карпмана

Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться

Сообщения 8

1 Тема от 4X_Pro 2016-04-27 22:06:46

Тема: Берновские игры и треугольник Карпмана

Это, конечно, не совсем типология, но тема достаточно интересная, поэтому пока размещу тему здесь.
Для начала небольшое введение: треугольник Кармпана состоит из трех ролей — Жертвы, Преследователя и Спасателя. При этом Жертва находится в состоянии беспомощности, неспособности решить свои проблемы самостоятельно (Я-Ты+), Преследователь занят критикой, принуждением или унижением Жертвы (с позиции Я+Ты-), а Спаситель предлагает решения, которые вроде бы могут исправить ситуацию, но при этом Жертва остается в позиции Жертвы, не обретая ресурсов для самостоятельного решения своих проблем или развития (таким образом, позиция Спасателя по отношению к Жертве тоже Я+Ты-) и поэтому оказывается в зависимости от Спасателя (в чем и заключается его скрытый выигрыш в данной ситуцаии). Подробнее можно прочитать здесь: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1 … 0%BD%D0%B0.
Отличие от типологий заключается в том, что в ходе игр в рамках этого треугольника возможно (и неоднократно происходит) переключение ролей. Хотя в целом, если рассмотреть долгосрочный период в жизни, то можно выделить ту или иную предпочитаемую роль.
Предлагаю обсудить, кто с такими играми сталкивался, как им противодействовать и т.п.

2 Ответ от kain1stkainit 2016-04-29 19:45:33

Re: Берновские игры и треугольник Карпмана

ИЭИ, ЛВЭФ, БВНП, Об(н)-Зв-Ур(н)-Ор(н)-Зр(н)-Ан-К(н), Шёлковый Василиск, ENTP, покинутый, шизоид, 5678.

3 Ответ от Zora 2016-04-30 19:26:08 (изменено: Zora, 2016-04-30 19:26:19)

Re: Берновские игры и треугольник Карпмана

Чаще участвую в таких играх с позиции Спасителя, когда кто-то из знакомых или близких борется с влиянием какого-то человека в его жизни, но не может полностью освободиться. В какой-то степени, мне кажется, попадание в такие ситуации может быть связано с моей и человека-Жертвы. Пути противодействия: это признание собственной самоценности или собственная богатая личная жизнь (чаще всего эти игры связаны с личными отношениями другого человека, а у меня в отношениях вроде как все гладко). Но пока не особо получается, для меня комфортнее спасать других, чем себя. И часто именно в момент сопереживания я чувствую себя живой, нужной.

4 Ответ от 4X_Pro 2016-05-01 00:29:46

Re: Берновские игры и треугольник Карпмана

5 Ответ от Zora 2016-05-01 10:34:22

Re: Берновские игры и треугольник Карпмана

Я за всех 2В не скажу, но эти игры, мне кажется, имеют отношение к процессу по Воле. Вообще интересно, насколько типичны они для результативных Воль (о чем ты уже и спрашивал в другой теме).

6 Ответ от Cold_Air 2016-05-01 11:40:35

Re: Берновские игры и треугольник Карпмана

Для меня характерны роли Жертвы и Спасителя. В роль Жертвы я осознанно не лезу, а сама в не как-то попадаю. Просто остаюсь отодвинутой на второй план во многих ситуациях, из-за чего и чувствуя себя какой-то ущербной. Маску Спасителя беру на себя в учебе, когда нужно помочь кому-то, кто не знает материал или запутался. Насчёт Преследователя даже не знаю. Не могу ничего вспомнить конкретного.

ИЭИ, ЛФВЭ, БВПН, Вампир, Маат, Мудрец, Шизоид, Близнецы.

7 Ответ от Cold_Air 2016-05-01 11:43:36

Re: Берновские игры и треугольник Карпмана

В моей университетской группе очень часто роль Спасителя на себя берёт девушка ЛСЭ. Правда, не всегда это нужно. Меня периодически пыталась как-то в компанию впихнуть, в командную работу. Мол, что ты там одна сидишь, давай с нами и т. д.

ИЭИ, ЛФВЭ, БВПН, Вампир, Маат, Мудрец, Шизоид, Близнецы.

8 Ответ от Cold_Air 2016-05-01 11:44:27

Re: Берновские игры и треугольник Карпмана

Видимо, она думает, что я стесняюсь заявить о себе, а мне по барабану на самом деле. Не говорить же мне прямо об этом.)

ИЭИ, ЛФВЭ, БВПН, Вампир, Маат, Мудрец, Шизоид, Близнецы.

Сообщения 8

Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться

Источник

Силовые игры

Силовые игры — это техники, которыми люди пользуются, чтобы заставить другого делать то, чего он не хочет делать.

Лицо, играющее в силовые игры, предполагает, что оно не может получить желаемое, просто попросив об этом. Кроме того, силовая игра требует дефицита какого-либо ресурса, не важно, истинный это дефицит или вымышленный. Хорошие отношения предполагают, что их участники готовы пойти навстречу друг другу. В этом случае партнеру, который нуждается в чем-либо, достаточно просто попросить, и другой человек сделает все, что он может, чтобы помочь ему. Тогда отношения протекают гладко, и партнеры получают каждый то, что он хочет. Однако, когда гладкое течение процесса сотрудничества прерывается и в отношениях образуется дефицит чего-либо, высока вероятность того, что партнеры начнут использовать силовые игры, чтобы получить друг от друга желаемое.

Типичные отношения начинаются с контакта между детскими частями партнеров. Отношение Ребенок—Ребенок, как правило, включает чуткость к желаниям другой стороны и сильное стремление идти им навстречу. Пока отношения содержат прямой контакт Ребенка одного партнера с Ребенком другого, желания в паре выражаются прямо и охотно исполняются. Со временем, однако, образуются и другие векторы отношений: Взрослый—Взрослый, Родитель—Ребенок, Родитель—Родитель, что вызывает определенные трудности в общении, прежде таком легком. Мужчин и женщин программмируют отказывать друг другу в двух вещах, в которых они нуждаются больше всего: в поглаживаниях в ситуации рабочего сотрудничества и в поглаживаниях в ситуации близости. Поглаживания в ситуации работы невозможны для женщин, потому что им запрещено эффективно использовать свою взрослую часть. Вследствие этого мужчинам и женщинам обычно трудно работать вместе. Аналогично близость, основанная на способности проявлять интуитивное понимание другого человека и заботу о нем, не разрешена мужчинам. Эта запрограммированная взаимная невозможность получать две самые важные формы поглаживаний (в работе и в близости) толкает людей на использование силовых игр для получения поглаживаний от партнера. Берновские игры — это разновидность силовых игр, направленных на получение поглаживаний. Так как поглаживания находятся в большом дефиците, люди разыгрывают много разных игр. Однако у людей есть и много других значимых поводов для сражений (деньги, привилегии, желание получить то, что они хотят так, как они этого хотят, и тогда, когда они этого хотят).

Есть два класса ситуаций силовых игр: игры между неравными и игры между равными. Первая разновидность отношений может быть названа отношениями «хозяин—слуга». Здесь принятие неравенства может быть как полным, так и частичным. Когда люди принимают неравное соотношение сил между собой, они могут сделать свои отношения сотрудническими и перестать играть в силовые игры. Случаи такого принятия крайне редки: борьба за власть отсутствует только в полностью авторитарном контексте (в концентрационном лагере или психбольнице). В такой ситуации «хозяин» просто выражает свое желание, а «слуга» исполняет его. Тем не менее большинство неравных отношений протекают неровно, в большей или меньшей степени задействуя силовые игры.

Силовыми играми пользуются обе стороны — как «хозяин», так и «слуга». Игры каждой из сторон имеют свои отличительные особенности. Силовые игры «хозяина» мы будем называть силовыми играми в позиции доминирования («Не вешайте трубку» или «Сотри их в порошок»), а игры «слуги» — силовыми играми в позиции подчинения («Партизанская война»).

Силовые игры между равными — третья разновидность силовых игр, ее можно назвать «Открытой борьбой».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Транзакции, силовые действия, игры и сотрудничество

Транзакции, силовые действия, игры и сотрудничество Каждая интеракция между людьми состоит из серии взаимообратных социальных транзакций. Эти цепочки интеракций можно с пользой для дела разбить на две категории: конкурентные и кооперативные. Конкурентные,

1.5. Магнитное поле и силовые точки

1.5. Магнитное поле и силовые точки Индивидуация становится силовой точкой в средовом и языковом поле, в некоей совокупности подобных ей силовых точек, клонирующих стереотипов, вместе образующих определенный вид магнитного поля. Магнитное поле определяется различными

Игры В данном разделе расположены небольшие статьи, которые посвящены влиянию текстов (мыслей) и не только на сознание и подсознание человека. Некоторые из данных статей могут на вас не оказать никакого влияния, другие же могут вызвать сильные переживания. Так или иначе,

Игры В данном разделе расположены небольшие статьи, которые посвящены влиянию текстов (мыслей) и не только на сознание и подсознание человека. Некоторые из данных статей могут на вас не оказать никакого влияния, другие же могут вызвать сильные переживания. Так или иначе,

Глава 17 Силовые игры

Глава 17 Силовые игры Сила До сих пор транзактный анализ игнорировал силовые аспекты отношений, так как считал эту сторону отношений незначимой. Вследствие этого транзактный анализ отношений в терапии также не рассматривал соотношение сил в паре как значимый фактор.Я

Силовые игры

Силовые игры Силовые игры — это техники, которыми люди пользуются, чтобы заставить другого делать то, чего он не хочет делать.Лицо, играющее в силовые игры, предполагает, что оно не может получить желаемое, просто попросив об этом. Кроме того, силовая игра требует дефицита

Игры Нужно быть искусным ведущим, чтобы все время поддерживать группу в состоянии работы. Когда группа теряет ориентацию на работу, она может впасть в игру, например в спасение (один из членов группы играет роль Жертвы, а другие бросаются его спасать). Такая группа может

Силовые игры и игнорирование

Силовые игры и игнорирование Чтобы научиться справляться с игнорированием, важно не только уметь объяснять свои чувства и мысли, но и бороться против силовых игр, так как игнорирующая сторона часто подкрепляет игнорирование силовыми играми (см. гл. 17). Для этого

Игры, в которые играют люди, и игры власти

Игры, в которые играют люди, и игры власти Студенты, изучающие транзактный анализ и игры, в которые играют люди, могут заметить сходство между этими играми и играми власти. Позвольте мне воспользоваться возможностью провести краткий сравнительный анализ этих двух типов

Глава 2 Манипулятивные игры в межличностном взаимодействии (психологические игры как технологии манипулирования личностью)

Глава 2 Манипулятивные игры в межличностном взаимодействии (психологические игры как технологии манипулирования личностью) 2.1. Общая характеристика межличностных манипулятивных игр.Само понятие игры в приложении к анализу межличностного взаимодействия людей введено

СИЛОВЫЕ МЕТОДЫ ПРОНИКНОВЕНИЯ В КВАРТИРУ

СИЛОВЫЕ МЕТОДЫ ПРОНИКНОВЕНИЯ В КВАРТИРУ Лет двадцать назад на эту тему можно было бы не писать, слишком редки были подобные случаи. То ли преступники были боязливее, то ли милиция проворнее, то ли тюремные сроки подлиннее. Но в те времена преступники предпочитали

СИЛОВЫЕ МЕТОДЫ ПРОНИКНОВЕНИЯ В КВАРТИРУ (продолжение)

СИЛОВЫЕ МЕТОДЫ ПРОНИКНОВЕНИЯ В КВАРТИРУ (продолжение) Будем считать, что вы усвоили материал предыдущей главы и теперь вооружены и готовы к отражению атаки взламывающего вашу дверь преступника.Готовы?Что говорите? Готовы, только сейчас за топором сбегаете?Нет, так не

СИЛОВЫЕ МЕТОДЫ САМООБОРОНЫ

СИЛОВЫЕ МЕТОДЫ САМООБОРОНЫ В первую очередь усвойте — полгода посещения секции самбо или восточных единоборств не гарантируют вам победу в поединке с ночным грабителем. Едва ли преступник, решившийся выйти на небезопасный промысел, имеет меньший опыт драк, чем вы.

Глава V Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры, – а зачем?

Глава V Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры, – а зачем? Итак, ты обрел свое счастье – родился талантливым (а рождаются одаренными все), чтобы отработать свою программу, чему-то поучиться новому, в чем-то себя реализовать, кому-то помочь. Что первое ты

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Цитатник

МК белой блузки с баской Для вязания нам понадобится: 1) Нитки белого цве.

Платье для куклы Нашла у Qw222222 Натальи. Схемы из свободного доступа, из разных и.

Рукава «Фонарики» крючком Рассмотрим вязание рукавов «фонариков» на примере &qu.

Комплект «Джемка» Автор Инна Рудометова, 9 февраля, 2017 в Мастер- Классы (МК) &nbs.

Ссылки

Приложения

Метки

Фотоальбом

Резюме

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

Статистика

берновские игры что это. Смотреть фото берновские игры что это. Смотреть картинку берновские игры что это. Картинка про берновские игры что это. Фото берновские игры что это

Техника «пинг-понг»

У Эрика Бёрна есть описание самой распространённой иргы, в которую играют невротики-манипуляторы, вампиры, высасывающие чужую энергию. Эта распространённейшая игра называется так:
— «Почему бы Вам не. »
— «Да, но. »

По этому образцу обычно строятся 90% выматывающих душу разговоров с нашими «несчастными» друзьями.

— Кошмар, я так плохо выгляжу!
— Пей хорошие витамины!
— Да эти витамины один крахмал!
— Давай будем ходить в бассейн!
— Сейчас ещё холодно!
— Почему бы тебе не сходить в парикмахерскую и не поменять имидж?
— Да, но у меня нет хорошего парикмахера!
— А я тебе дам телефон отличного мастера!
— Да, но к нему надо ехать через весь город!
— Я дам тебе телефон другой девочки, она сама к тебе приедет!
— Да, но это всё так дорого стоит!
— Давай я тебя сама покрашу!
— Да ну, краситься нужно только в салоне!
— Ну всё, достала.

В отличие от берновских игр, играть Вы будете в одиночку, сами с собой. Вы будете бороться с Нытиком-внутри-себя.

Итак, техника «Пинг-понг»

Вытаскиваем из себя все наши внутренние возражения, против того, чтобы пойти и сделать что-то классное. Все-все возражения. И «подаём» их (как мячик) по одному.

берновские игры что это. Смотреть фото берновские игры что это. Смотреть картинку берновские игры что это. Картинка про берновские игры что это. Фото берновские игры что это

Пинг: Он бросит меня после второго свидания.
Понг: Вот и отлично. Хорошо, что не после десяти лет совместно прожитой жизни, оставив тебе двух детей, «стукнутую» машину и расплывшиеся формы.

Пинг: У меня нет диплома по этой специальности!
Понг: Зато ты знаешь предмет в десять раз лучше тех, кого учили этому пять лет!

Наша задача, как и задача этой техники, вернуть человека, заигравшегося в «параноика» в мир действительности.

Поэтому все позитивные мысли, которыми мы будем нейтрализовывать, «гасить» негативные выплески, должны быть проверены, объективно выверены.

То есть, когда мы отвечаем позитивом на негатив, наш позитив должен быть не высосан из пальца, а разумен, критичен и адекватен.

Только так, апеллируя к логике и здравому смыслу, мы можем вернуть себя к действительности, которая на самом деле, не так уж сурова.

Источник

РЕТРОФЛЕКСИЯ И ИГРЫ-ПО-БЕРНУ

3-3-1. ПРОСТАЯ ЛЕКЦИЯ О РЕТРОФЛЕКСИИ [1]

Я начну с типичного примера. Обычная ситуация, когда участница группы стесняется говорить о своих проблемах. Дальше идут объяснения: меня не примут, сочтут, что я говорю глупости, на меня будут злиться, что я вылезаю, все это будет неуместно, и т.д. «Стесняю-сь», то есть стесняю себя – это типичный пример ретрофлексии.

Клиентка говорит, что она стесняет-ся, «потому что они. » – они меня осудят, они скажут, что это глупо и т.д. Мы, конечно же, подхватим экстериоризацию этого «-ся», о которой говорит сама клиентка: «они». На группе мы имеем возможность «их» спросить – вот «они» все тут сидят.

Очень быстро выясняется, что она на самом деле никого спрашивать не собирается, что реальное мнение присутствующих людей в ее психическом процессе, в ее стеснении себя никакого значения не имеет. И когда она говорит, что стесняется «их», это на самом деле неправда, потому что с «ними» у нее нет никакого контакта.

Иногда это рационализируется в виде фразы, что если даже их спросишь, то «они» честно не скажут, проявят вежливость. Но и это неважно, потому что если ей кто-то говорит вполне и совершенно искренне, что ее принимают, оказывается,, что в ее проблемном состоянии это не имеет никакого значения. Она «их» вовсе не собирается спрашивать.

Тогда естественно попытаться выяснить, кто же ее не примет, если она попробует выступить на группе, кто ее осудит, кто скажет, что она говорит глупости? Ставится пустой стул, и на этом пустом стуле должна сконденсироваться какая-то фигура.

Здесь есть две возможности. Давайте рассмотрим их по отдельности.

Обычно я действую следующим образом. Я стараюсь помочь клиентке сконденсировать эту фигуру, и обычно это оказывается либо мама, либо папа, либо учительница, либо бабушка, либо нехитрая комбинация из двух-трех вышеназванных. Узнается ее голос: «Она всегда мне говорила, что я ее позорю на людях, что-де сидела бы и молчала, замухрышка несмышленая».

Удивительным образом от самых разных людей, очень по-разному себя ведущих, очень по-разному себя чувствующих, я слышал эту формулу: кто-то из родимых воспитателей очень охотно говорит, что-де ты у нас самая плохая, в лучшем случае – просто плохая, ты у нас не можешь, сиди тихо [2]. Это внутреннее движение родителя, которому стыдно за ребенка.

И мы обычно предполагали, что то, что называется ретрофлексией, – это вбирание в себя этой фигуры Критического Родителя, который превращается во внутреннюю Грызлу, как мы ее называем. Эта внутренняя Грызла и есть «агент» ретрофлексии.

Дальше я обычно всеми доступными средствами подогревал воспоминание об этой коммуникации, просил пойти туда и максимально полно пережить ее, – но с сегодняшними ресурсами, и с моей помощью выйти в мета-коммуникативную позицию и решить эту ситуацию иначе. Например, понять, почему неймется этой маме или этой учительнице, причем понять настолько, чтобы не то что «простить», а чтобы из этой коммуникации самой(му) выйти. Когда человек вышел в мета-коммуникацию, он уже не является адресатом этой родительской критики.

Было много случаев, когда удавалось это сделать. Нередко это приводило к значительному и устойчивому эффекту, когда внутренняя Грызла как минимум сильно сдавала позиции, а то так и вообще исчезала. Сопутствовал этому часто такой интересный феномен, что менялись, и довольно кардинально, реальные отношения с прототипами этих Грызл, – мамой, папой, бабушкой. Как правило, это выглядело следующим образом: до работы человек для клиента был только прототипом его Грызлы, на которого эта Грызла и проецировалась (несмотря на понимание, что все теперь изменилось, и мама другая и я теперь другая).

Одно из первых описаний, которое я получил от клиентки, таково: «Я на следующий день разговаривала с мамой по телефону и с удивлением обнаружила, что она совершенно другой человек. Я, – говорит, – до сих пор знала, что другие люди относятся к ней как к интересному интеллигентному человеку, с которым есть о чем поговорить, но сама я этого никогда этого не могла понять, потому что мне как бы этого не доставалось. А тут вот, когда я вышла из канала Грызлы, то оказалось, что я могу с мамой говорить как с не очень близким, не очень взрослым, но интересным мне человеком, заслуживающим внимания». – Это явный и ясный признак реального выхода в мета-коммуникативную позицию.

Для меня было совсем недавно большим подарком, когда мне удалось проделать такого рода работу не только с людьми «нашего круга», знающими наши теории, а с «реальным» клиентом, который никаких таких слов не знает. Была описана ситуация, и клиент вспомнил своего учителя, который «всадил» в него представление о себе как о «не-окей». Мы пошли обратно в эту школьную ситуацию, я предложил рассмотреть этого учителя, выяснить, что это с ним. Клиент быстро вспомнил, что у учителя была стервозная жена. Я предложил клиенту попытаться помочь этому учителю. И клиент придумал, в своем стиле, как можно было бы ему помочь, изменив его семейную ситуацию. Соответственно изменилась школьная ситуация клиента, он многое для себя переставил. И буквально на моих глазах, без всяких моих наводок, клиент впервые выпрямился на стуле.

Так что в принципе такие ходы возможны. Но к моему большому огорчению они удавались далеко не всегда. И вот сейчас я могу описать более общий вариант, который как объясняет то, что происходит в таком случае, так и дает другие возможности. Здесь, как я теперь понимаю, и лежит тайна ретрофлексии.

Дело в том, что даже если клиентка понимает, что она имеет дело со своей собственной внутренней Грызлой, она продолжает «себя» отождествлять с «Подгрызленной». Она Грызлу считает хотя бы и принятой «в себя», но внешней, чуждой силой, – силой, которая «на нее» давит. И, как я теперь понимаю, когда я в этом месте работаю с образами родителей, то кроме возможности, что удастся выйти в мета-коммуникацию и благодаря этому интегрировать обе позиции, есть и другая возможность, что я как бы поощряю клиентку в том, чтобы она себя отождествляла с Подгрызленной, а Грызлу продолжала считать внешней силой. Даже если это внутренняя Грызла, то все равно она ощущается не как «я», а «она».

Поэтому, когда мы с Перлзом предлагаем клиенту побыть этой Грызлой (красивое описание есть у Перлза в одном из первых эпизодов книги «Свидетель терапии»), это может не удастся именно потому, что он отождествляет себя с одной стороной этой коммуникации и никоим образом не может отождествить себя с другой. Поскольку клиентка – Подгрызленная (то есть глупая, плохая, неуместная и т.п.), – она уж никак не может себе позволить на кого-то кричать, или как-нибудь иначе проявлять себя собакой-сверху.

Предлагая клиентке психодраматически побыть собакой-сверху, можно пройти эту трудность за счет авторитета терапевта, ощущения поддержки группы, чувства безопасности на группе и собственного любопытства, интереса и готовности двигаться. Если это сработает, если клиентка попробовала и ей удалось отождествиться с другой стороной этой пары, тогда все замечательно работает.

Кстати, одни клиенты действительно в не замечаемых ими ситуациях, в других режимах проявляют свою собаку-сверху по отношению к другим; а другие клиенты настолько запуганы, задавлены своей Грызлой, что действительно никогда себе этого не позволяют, то есть во всех своих режимах и ролях живут «из-под лавки».

Таким образом, одно из условий механизма ретрофлексии состоит в том, что человек отождествляет себя только с одной стороной этой коммуникативной связи, а со второй не отождествляет. Тем самым он теряет возможность обойтись с ней посредством выхода в мета-коммуникацию, потому что второго конца ему не видно. Первое, что мы должны сделать с ретрофлексией, – это вернуть человеку оба конца, причем настолько, чтобы человек заметил, что оба эти конца принадлежат ему самому. Когда мы говорим про внутренних мам, внутренних пап и т.п., нужно обязательно помнить, что это фигуры нашей внутренней жизни, это мы оживляем их своей энергией.

Я противопоставляю это бытующему даже среди психологов представлению о привычке, впечатывании, своего рода «импритинге»: «Я привыкла, что меня ругала мама, потому теперь сама себя ругаю». – Я в такие вещи не верю. Здесь обязательно нужно задаваться вопросом, почему человек поддерживает в себе эту фигуру. «Почему» не в смысле причины, а в структурном смысле, зачем нужна эта фигура, какие функции она выполняет, и пр.

У Перлза здесь ход такой: ребенок хочет что-то сделать, его импульс направлен соответствующим образом, ему запрещают, но от того, что ему запрещают, его импульс и его интерес не перестает быть. В частности, он активирует определенные эмоциональные состояния, определенные группы мышц, определенную готовность, направленность всего организма. Но ему запрещают, причем запрещают настолько жестко, что он понимает, что лучше не нарываться и заранее остановить себя самому, он вырабатывает в себе эту способность остановить себя.

Перлз здесь следует за психоанализом, в частности и в особенности за Райхом. Райх эту функцию «остановить себя» и называет «защитой»: легче и безопаснее остановить себя самому, поэтому ребенок вырабатывает эту способность, но это другая часть его, другая функция его, активирующая другие эмоциональные состояния, другие группы мышц, другую функциональную готовность организма. И человек оказывается разделенным между двумя типами функционирования, да еще так связанными, что первая функция – желание, интерес активирует и первую часть и вторую, запрещающую. Тот самый перпендикуляр: активный поток из крана и заслонка.

Дальше Перлз говорит, что поток энергии разделяется таким образом, что две части оказываются в клинче, и метод, который он подробно в трех главах «Гештальттерапии» обсуждает, заключается в том, чтобы эти части разделить и дать каждой части свою собственную жизнь.

Однако я не соглашаюсь с таким буквальным описанием и начинаю искать за ним более глубокий смысл. Дело в том, что такого рода функционирование, причем даже не из двух составляющих, а из трех (у заслонки крана, как мы знаем, должна появиться некая ручка) – это нормальное функционирование любой психической структуры, любой способности и пр. Любая психическая единица состоит из трех составляющих: из (1) активной части – импульса, интереса, (2) заслонки и (3) регулятора. Только когда весь этот набор полон, функция может нормально работать, если мы говорим о психике человека в отличие от антилопы гну.

Так вот, спрашивается, чем нормальное функционирование этого трех-элементного образования отличается от ретрофлексии?

Здесь я обычно вводил идею «загрязненного» исполнения функции. Была такая идея, что на месте «прозрачной» функции оказывалось «заинтересованное лицо» – субличность, имеющая какие-то «свои» (то есть дополнительные относительно самой функции) интересы. Можно, например, сказать, что интериоризуется мама, которая не может допустить, чтобы дочка была более успешной, чем она. Поэтому функции запрета или регулирования она выполняет, но при этом еще постоянно повторяет, что-де «помни и имей в виду, что тебе ничего не удастся».

Таким образом, если интроекция – это попытка в определении в своей ситуации опираться на внешние знания, не идущие в данном случае к делу; если слияние – это попытка опираться на актуально действующего партнера, то ретрофлексия оказывается попыткой опираться в определении своей ситуации на интериоризованного вместе с его «заинтересованным лицом» – партнера. Это и не интроекция какого-то внешнего содержания и не апелляция к действительному живому актуально присутствующему партнеру, это апелляция к внутреннему образу этого партнера.

Слияние – это когда партнер актуально присутствует, и я либо веду его собой, либо даю ему вести меня. А тут актуального партнера нет, а есть внутренний образ какого-то партнера. Он может быть либо слепком какого-то одного определенного прототипа, либо синтезом нескольких прототипов.

Итак, мы отметили, что, опираясь на свое чутье, мы говорим о ретрофлексии там, где очевидно что-то не так: жалость к себе, к примеру, самообвинение и т.п. А там, где вроде бы такое же рефлексивное устройство типа «сам себя» имеет место, но нас устраивает, – скажем, самоуважение – никто не будет говорить, что это ретрофлексия. Понятно, что каждому человеку необходима некоторая мера самоуважения (то есть «уважения себя»), чтобы нормально жить и нормально функционировать.

Чем же отличается одна рефлексивная структура от другой? Если мы внимательно всмотримся в эту «коммуникацию» (в кавычках) типа жалости к себе, двух собак и т.д., мы увидим, что подлинной коммуникации там нет, что эта пара устроена каким-то особым, специфическим образом.

Давайте рассмотрим это на классической истории о двух собаках. Собака-сверху – такой самодовольный, самоуверенный Родитель, который говорит: «Ты должен то-то и то-то», – без тени сомнения и, главное, без какого бы то ни было реального вникания в ситуацию. Перлз справедливо отмечает похожесть собаки-сверху на фрейдовское Супер-эго (причем содержание этого Супер-эго целиком интроективно). Все дело в том, что собака- сверху не является реальным Родителем, который реально заботится о Ребенке, понимая, что ему нужно и чего не нужно.

Более того, собака-сверху – это фрустрированный родитель, даже еще сильнее: заранее фрустрированный родитель. Она заранее знает, что нижняя собака ее не будет слушаться. Гештальттерапевтическая идея, что собака-снизу всегда выигрывает, не является для собаки-сверху тайной, она это хорошо знает, но ее это нисколько не останавливает, она делает свое дело, и ей очень важно делать это дело.

Собака-снизу тоже прекрасно понимает, что собака-сверху ей ничего не сделает и что она всегда выиграет. Тем не менее, она почему-то играет в покорность, извинения и т.п., хотя она совсем не такая дура, чтобы не понимать, что собака-сверху несет очевидную ерунду, которая ни к какому делу никакого отношения не имеет и иметь не может, и что слушаться ее вообще-то не надо.

Чем же занимаются эти собаки? Ясно, что они играют в берновскую игру. Это двойная трансакция, где на поверхности находится отношение Р-Д, отношение простой суггестии: «Ты должен вставать по утрам раньше», – а в подтексте, во второй коммуникации звучит: «Я прекрасно знаю, что ты меня не послушаешься, и поэтому ни за что не отвечаю; мне более или менее все равно, когда там ты будешь вставать, но я свое сказала, и с меня взятки гладки, теперь ты сам во всем виноват, а я не при чем».

Явная трансакция собаки-снизу звучит так: «Да, я признаю, что я получила ценное указание, и только многочисленные слабости не позволяют мне этого сделать, поэтому мы продолжаем так плохо жить, не встаем рано утром, не бегаем, не обливаемся водой и пр.», – а скрытая коммуникация поясняет: «Очевидно, что ценное указание, которое я получаю – ерунда, во-первых – они не исполнимы, во-вторых, если бы они были даже исполнимы, это бы не привело бы ни к чему хорошему, поэтому вполне можно на все это плевать».

И эта пара, как всякая берновская игра, является системой, в которой оба элемента поддерживают существование самой системы: верхняя собака не может без нижней, а нижняя – без верхней, они обе нужны друг другу. И сюда можно отнести все, что мы знаем по поводу берновских игр.

Итак, ретрофлексия – это такая ситуация, когда человек внутри себя разыгрывает берновскую игру, реально играя за обе партии (или сколько их там есть), но отождествляет себя с одной и растождествляет, отчуждает от себя другую. Соответственно работа с ретрофлексией заключается в том, чтобы, во-первых, клиент увидел, что он действительно играет за обе партии, то есть что это не внешняя сила «с ним обходится», а это его внутренняя сила, когда он, скажем, играет за внутреннюю маму, то как бы точно он ее не воспроизводил, он имеет шанс увидеть, что реальной мамы здесь нет, а это он играет за нее.

Далее хорошо бы клиенту действительно актуально поиграть за эту вторую партию, от которой он себя отчуждает. Причем – психодраматически, с какими-то партнерами, тогда он освоит эту вторую роль, тогда эта внутренняя игра и ее структура станет ясной, тогда есть шанс перестать это делать.

В последней книге Перлза «Свидетель терапии», которая состоит из стенографического описания его работы на группах, есть такая сцена. Выходит мужик лет сорока на горячий стул. Говорит, что ему неудобно сидеть, в груди что-то жмет, как будто хочется растянуть себя. Перлз говорит: «Подойди, растяни меня». Дон (так его зовут) подходит и растягивает Перлза, садится обратно на свой стул и говорит: «Исчезло». Все улыбаются и смеются. А Перлз говорит: «А я что-то не понимаю, что это ты взялся меня растягивать и что ты вообще себя растягиваешь?» Дон тоже говорит, что не понимает. Перлз ставит ему пустой стул и говорит: «Задай Дону этот вопрос». Тот задает и получает ответ: «Слушай, тебя нужно подтягивать, потому что такой, какой ты есть, ты никуда не годишься, тебя нужно взбадривать» и т.д.

Перлз в этом месте рассказывает присутствующим, что такое собака-сверху и собака-снизу, а дальше предлагает Дону обратиться (в роли собаки-сверху) к группе и сказать каждому, что ему (или ей) следует делать. Дон садится на стул и начинает: «Ты Н., безалаберный, бестолковый, тебе следует собраться, совсем другой человек был бы», – причем говорит он это с видимым удовольствием. Еще кому-то объяснил, как тому надо жить, еще кому-то. Перлз его останавливает и спрашивает: «Ну и как ты теперь себя чувствуешь?» – «Хорошо, но только я опасаюсь, что они все меня сейчас пошлют к черту».

Что бы я делал с этим Доном, который начал поучать нас всех на группе? Я бы предложил ему получить обратную связь. Не в виде «пошлют к черту», это привычно для собаки-сверху, потому что ее Подсуггестный всегда так с ней и обходится. Я предложил бы ему посмотреть, действительно ли то, что он говорит этому Н., полезно для его реальной ситуации, действительно ли он вошел в эту ситуацию, обращается ли он действительно к Н.

Потому что если он действительно сможет к нему обратиться, он уже не будет собакой-сверху, он станет реальным общающимся человеком, и ему надо будет смотреть, по делу ли он говорит этому Н. то, что он ему говорит. Понадобится получить от него обратную связь, скорректировать свои «ценные указания» и т.д.

Я бы спросил Дона: «А ты его, Н., видишь? Ты лично ему это говоришь? Или ты говоришь вообще?» Он не может там остаться, потому что тут сидит группа, и он знает, что мы все это видим. И если он не сумасшедший, а просто здоровый невротик, он не может не увидеть, что он обращается неадекватно и не к Н. Здорового невротика на одноразовую коммуникацию такого рода в принципе должно хватить.

Тогда он получает опыт и дальше я могу сказать: «Ты видел? Теперь у тебя есть выбор: ты можешь вернуться обратно в свою игру, а можешь постараться перестать это делать».

Когда вы весь этот анализ проделали и когда есть вполне реальный, «чувственный» опыт различия этих коммуникаций, дальше это уже становится психотехнической работой, на уровне работы с привычкой: я знаю как этого не делать, я умею это не делать, я могу замечать, когда я это делаю и вовремя останавливаться.

Рассмотрение невротического механизма ретрофлексии привело нас к берновским играм. Действительно, игры-по-Берну вполне можно рассматривать как своего рода «невротический механизм», тем более, что сам Перлз в своем описании психики помещал их тот же «слой».

3-3-2. К НОВОЙ ТЕОРИИ И ТЕРАПИИ БЕРНОВСКИХ ИГР [1]

Книга про «игры, в которые играют люди» сделала Берна знаменитым. Это была едва ли не первая серьезная книга по психологии, ставшая в Штатах бестселлером, то есть дошедшая до очень широких кругов читающей публики. Довольно скоро она была переведена у нас (разумеется, в рамках самиздата) и также произвела (в узких кругах ограниченных лиц) огромное впечатление.

Но через некоторое время, опомнившись от ошеломляющего узнавания в берновских персонажах себя и своих ближних, мы оказались перед выбором: нужно было или что-то с этим сделать, или незаметно для себя все это как бы забыть.

Многие из нас пытались «работать с играми»; но работа не получалась, поскольку оказалось, что Берн не объяснил толком ни что такое эти самые «игры», ни, тем более, – что с ними делать.

Наиболее ясные определения можно найти в одной из последних книг Берна, «Секс в человеческой любви». Адресант предлагает Адресату «наживку»; Адресат, имея «слабинку», попадается: первая трансакция состоялась. Но затем происходит «переключение», которое проявляет тот факт, что за внешней, «социальной» трансакцией стояла другая, с совершенно иным распределением ролей. Когда это обнаруживается, следует расплата.

Самый поверхностный анализ без труда установит, что значительное число описаний в «Играх, в которые. » этому определению не соответствует.

Таким образом, немедленное узнавание своих знакомых (многие поначалу были готовы узнавать в ярких берновских описаниях даже и самих себя) привело, в конце концов, только к взаимным обвинениям: «Ты играешь со мной в игры!» – Прекрасный способ сделать какую бы то ни было работу невозможной.

Первое, чисто эмоциональное ощущение, которое у меня восстановилось, когда мне удалось сформировать для себя собственную теорию берновских игр, – это ошеломляющее впечатление того, насколько вся ткань нашей жизни ими пронизана.

Получив возможность от них избавиться, как мы умеем избавляться от перлзовских невротических механизмов (с которыми к тому времени я уже более или менее умел работать), – мы можем выйти на совершенно другой уровень существования.

Что же такое – игры-по-Берну? И как от них избавляться? Сначала я дам общее определение, а потом мы будем его концентрически разворачивать, наполняя различными деталями.

Общее определение игровой трансакции таково: это предложение коммуникативной позиции и вместе с тем отказ в ней, как правило, сопровождающийся фрустрацией. Отказ иногда (но не обязательно) происходит в момент переключения, но в любом случае он заложен в трансакцию с самого начала.

Я приведу несколько примеров, используя типичные берновские игры и рассматривая их с этой точки зрения.

Одна из распространенных игр – «Это все из-за тебя». У Берна она описана так. Жена говорит мужу, что из-за него она не может жить «светской жизнью», участвовать в какой-то общественной деятельности: он-де ей не позволяет. Затем выясняется, что она сама боится выходить из дома «на люди», стесняется, например, пойти в школу танцев; но, чтобы оправдать свое домоседство, цепляется за то, что якобы ей этого не позволяет муж.

Как это устроено с точки зрения моего определения? Жена как бы предлагает мужу позицию Родителя, то есть право разрешать или не разрешать ей куда-то ходить; она при этом – Ребенок, который якобы этого Родителя слушается. Но реально она не собирается его спрашивать, можно ли ей пойти на вечеринку: она сама заранее знает, что не пойдет. И при этом она проецирует функцию запрета на мужа, хотя на самом деле не признает за ним позицию Родителя, который мог бы ей что-то «разрешать» или «не разрешать».

Тут могут быть тонкие различия (в них-то все дело и заключается), и в каждом отдельном случае нужно проверить, действительно ли имеет место такая игра, или происходит нечто, напоминающее ее по внешнему рисунку, но по сути совсем иное [2]. Проверкой здесь могла бы быть попытка реального управления со стороны мужа, которого жена назначает Родителем. Если бы, например, он попробовал в одном случае разрешить, а в другом случае не разрешить ей пойти в гости или на вечеринку, и если с ее стороны это действительно игра, – то она бы сразу и очень определенно дала понять, что на самом деле она его разрешения не спрашивает. Она дала бы сигналы, что никакой реальной возможности управления он не имеет.

По этим сигналам мы можем увидеть, что положение дел именно таково: позиция Родителя мужу как бы предлагается, но вместе с тем, если он попытается ее реализовать, ему в ней будет отказано; тут и возникнет фрустрация. Как правило, опытный Адресат этой игры до такой явной фрустрации дело не доводит, он заранее фрустрирован в своей попытке управлять ситуацией. В семьях это часто проходит под лозунгом «Он у нас такой»; лозунг, конечно же, не нуждается ни в подтверждении, ни, тем более, в опровержении.

Следующий пример тоже известнейшая берновская игра – «Да, но. «. Адресант как бы просит совета, но на любой совет отвечает, что он не подходит.

Опять же, возможна реальная ситуация, когда у человека в жизни возникают какие-то сложности, он просит у знакомых советов, получает их и оценивает, подходят они или нет. И, конечно же, почти всегда окажется, что большинство советов на самом деле не подходит (ведь разобраться в чужих делах нелегко). Но игра в «Да, но. » – это совершенно другая вещь. Здесь советы не принимаются заранее, так сказать «с оплаченным ответом». Здесь совет запрашивается не для того, чтобы его – в случае, если он подойдет, – использовать. Адресант, играющий в «Да, но. «, вообще не рассматривает советы, которые получает, «по делу» – он ищет, как их «отбить».

Адресату предлагается позиция советующего, но в то же время ему в этой позиции отказывают. Содержание его советов здесь несущественно. Опять та же схема – предложение трансакционной позиции и одновременно отказ в ней.

Часто эта игра проходит с дополнительном акцентом на фрустрации: «И вам тоже не удалось!» Этот последний лозунг сам по себе тоже соответствует нашему определению игры; эту игру можно было бы назвать «жертва Дракона». В полном виде это звучит так: «Многим уже не удалось спасти меня от этого Дракона; посмотрим, может быть вам удастся», – с заранее известным ответом: «Нет, и вам не удалось».

В другом варианте Адресант может, забывшись в азарте, недостаточно скрыть дух соревновательности, который проявится, например, в интонации. Это своеобразный вариант «Колобка»: «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, – и вас с вашими советами я переиграю, когда вы попытаетесь меня выковырнуть из уютного гнездышка моих трудностей».

Чем является игровая трансакция для Адресанта? Можно подумать, что это нечто вроде интриги: Адресант обманывает Адресата. Но такой может быть только точка зрения Адресата. Со стороны Адресанта это выглядит совсем не так. Намеренная интрига – не «игра» в берновском, вообще в психологическом смысле; это «внешняя политика», которая может быть той или иной, в частности, – этичной или неэтичной, но это уже не предмет психотерапии. [3]

Когда Адресант предлагает Адресату определенную позицию и в то же время отказывает в ней, это соединение предложения и отказа для него является вынужденным: он как бы не может предлагать, не отказывая; вместе с тем, заранее отказав, не может не предлагать. Это своеобразный вариант компульсивного поведения.

По-видимому, фактором, вынуждающим к такому поведению, является какой-то внутренний конфликт. В той мере, в какой вообще вся игра связана с фрустрациями, можно предположить, что внутренний конфликт, который экстериоризуется в игровом поведении, содержит какую-то существенную фрустрацию.

Таким образом, игра для Адресанта оказывается «невротическим механизмом» в том смысле слова, в каком употреблял его Перлз, – то есть более или менее регулярным сбоем поведения, вызываемым более или менее определенным внутренним психическим механизмом, содержащим неразрешенный конфликт.

Рассматривая игровую трансакцию как невротическое проявление, мы имеем возможность обратиться к нашей четырехблочной схеме постановки психотерапевтической проблемы. В легких случаях можно надеяться (как это учтено в схеме), что клиент, подробно и творчески рассмотрев свою ситуацию, просто «перестанет это делать»; но могут быть и более сложные случаи, которые требуют специфической проработки, основанной на теоретических представлениях о структуре игры-по-Берну. Подробнее мы вернемся к этому позже.

А что такое игра-по-Берну для Адресата?

Во многих случаях Адресат сам играет в свою игру, которая является дополнительной к игре Адресанта. Иными словами, Мистер Блэк становится Адресатом в игре мистера Уайта постольку, поскольку сам является Адресантом дополнительной игры.

Типичным примером (обобщающим, кстати, многие берновские игры) может служить описанная Фрицем Перлзом игра двух «собак» – собаки-сверху и собаки-снизу, topdog и underdog. Перлз описывает ее прежде всего как игру между двумя субличностями внутри самого человека, но иногда также и как внешнюю, межличностную игру. Мы рассмотрим ее именно в последнем качестве.

Собака-сверху в роли Родителя дает Ребенку какое-то указание, заранее имея в виду, что оно не будет исполнено. Вроде: «Я тебе сколько раз говорила, чтобы ты. » – с пометой, передаваемой интонациями, привычными отношениями и пр., что и в этот раз указание не будет выполнено.

У собаки-сверху, если это, например, бабушка по отношению к непослушной внучке, в качестве мотива игры может быть, например, желание лишний раз сказать ей: «Вот какая ты нехорошая!» – то есть по сути это Детская трансакция по формуле игры «Посмотри, что ты со мной делаешь». Другой возможный мотив – снять с себя ответственность: «Я тебе сказала, и теперь, когда мама придет и будет недовольна, виновата будешь ты, а не я!».

Собака-снизу принимает указание, не собираясь его выполнять. В таком положении у нее, с одной стороны, есть Родитель, который «лучше нее» знает, что ей нужно делать, но, с другой стороны, она имеет и чувство псевдо-свободы. Будучи «защищенной» от внешней реальности указаниями бабушки, внучка при этом как бы и свободна, потому что вольна этих указаний не выполнять.

При всем этом бабушка в роли собаки-сверху знает, что она обращается к собаке-снизу, а внучка в роли собаки-снизу знает, что она имеет дело не просто с бабушкой и ее указаниями, а именно с собакой-сверху. Они играют эту игру вдвоем, они «притерлись» друг к другу. Адресант находит в Адресате добровольного исполнителя нужной ему роли, потому что сам является Адресатом его дополнительной игры.

Подобным образом осуществляется, как мы дальше увидим, взаимодействие «Спасателя» и «Нарушителя» в играх типа «Алкоголик» или «Полицейские и воры», которые являются специфицированными вариантами перлзовских «собак».

Противоположный случай – игра с «чайником», который попал на место Адресата «как кур в ощип». Он наивно принимает исходную трансакцию за чистую монету, например, искренне хочет помочь человеку в беде и дает совет инициатору игры в «Да, но. «. А когда следующим ходом, при переключении, ему отказывают в этой позиции, он чувствует себя как собака (не-перлзовская), нечаянно попавшая в воду: выпрыгивает, отряхивается и уходит со словами: «Извините, я ошибся номером». То есть с действительно стопроцентным «чайником» игра вообще не удается. Единственное, что может получить здесь Адресант – это легкое садистическое удовольствие типа «обманули дурака».

Но если человек достаточно долгое время «играет чайника», то есть, например, получив реплику «да, но. «, придумывает новый совет, потом еще и т.д., то можно предположить, что на самом деле он не такой уж «чайник», а имеет в игре свой интерес, свою «слабинку».

«Слабинкой» можно было бы назвать готовность Адресата играть в дополнительную игру, то есть, например, воспользоваться возможностью казаться тем, кем он не является и не собирается или не может быть. Скажем, если человека привлекает перспектива выглядеть «умным советчиком», при этом не имея необходимости вникать реально в суть дела и принимать на себя какую-то ответственность за свой совет, он – прекрасный Адресат для игры в «Да, но. » Он, фактически, играет «Спасателя».

Есть, наконец, еще один вариант положения Адресата – ситуация, когда Адресат «по жизни» связан с Адресантом.

Рассмотрим пример, который приводит Грегори Бейтсон в классической статье «К теории шизофрении» [4], где впервые вводится понятие «двойной связанности» («double bind»), сыгравшее определяющую роль для многих психотерапевтических теорий второй половины века. Мать, которая по каким-то причинам испытывает дискомфорт при общении со своим ребенком (может быть, не вполне отдавая себе в этом отчет), но при этом считает себя обязанной его любить и демонстрировать эту «любовь», адресует ему двойственную, трудно постижимую для него коммуникацию. Когда он приближается к ней, она (может быть неосознанно) дает ему сигнал «отодвинься»; когда он отдаляется, она дает сигнал «иди сюда», потому что иначе «все» увидят, что она его «не любит» (этими «всеми» может быть она сама, если она скрывает от себя свой дискомфорт).

Адресату, таким образом, предлагается позиция «любимого ребенка», но одновременно ему в ней отказывают. Это – один из аспектов «двойной связанности» по Бейтсону (в целом это понятие, конечно, значительно сложнее), и основа нашего представления об игре-по-Берну.

Если в семье «слабый» отец, который не может защитить ребенка от такой «шизофреногенной», как называет ее Бейтсон, коммуникации, и если выход за пределы семьи для него также затруднен, он волей-неволей оказывается Адресатом коммуникации типа «двойной связанности». В дополнение к этому со стороны самой матери попытки ребенка выйти из коммуникации могут подвергаться наказанию. Ребенку, конечно же, хочется быть любимым, но вряд ли стоит называть это «слабинкой»: это никоим образом не дополнительная игра, это его реальная жизненная потребность.

Аналогичной может быть ситуация родителей подростка, регулярно практикующего девиантное поведение. Подросток может предлагать им только «игровую» коммуникацию и отказывать в какой-либо иной, но они вынуждены довольствоваться хотя бы этим, чтобы использовать каждую возможность уберечь сына или дочь от действий, последствия которых могут оказаться труднообратимыми. В отличие от Спасателя, который хочет казаться таковым, но реально не собирается принимать ответственность за «спасаемого», такие родители могут быть реально озабочены судьбой подростка, и это делает их Адресатами его коммуникации, даже если эта коммуникация – игровая.

Другими вариантами той же ситуации могут быть связи по работе, необходимость находиться в одном месте (соседи по коммунальной квартире или участники совместного турпохода) и пр.

Позже мы введем ряд понятий, которые позволят более подробно рассмотреть структуру положения Адресата в такой ситуации. Пока же наметим некоторые возможности, которые у него есть для выхода из игры.

Одна такая возможность связана с тем, что если Адресат действительно «чайник», то он настолько не годен для этой игры, что она с него «стекает, как с гуся вода». Но даже если Адресат поначалу не «чайник», он может настолько уменьшить свою чувствительность к специфической действительности этой игры, что она его «не возьмет». Скажем, есть масса игр, где Адресата «берут на жалость». Но если его действительно сильно допекло, он может десенситизировать себя относительно этой жалости настолько, что станет для данной игры неуязвимым.

Если, например, человека длительное время шантажируют суицидом, он может дойти до такой степени усталости и безнадежности, что скажет: «Твое дело. Охота тебе, – и Бог с тобой!» [

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *