беседа прежде чем сделать подумай

Классный час «Прежде чем сделать – подумай», 7-8 класс

— Ребята, в жизни мы часто слышим такую пословицу: семь раз отмерь, а один раз отрежь. Какие похожие пословицы и поговорки вы знаете?
Кабы знал, где упал, тут соломки подостлал.
Не спросясь броду, не суйся в воду.
Поспешишь – людей насмешишь.

— О чем говорят эти пословицы и поговорки? О чем предупреждают?
— прежде, чем что-то сделать, надо хорошо подумать;
— если не обдумаешь свой поступок, то результат может быть плохим;
— если не знаешь, как поступить, то лучше спросить совета у старших;
— в решениях не надо торопиться, подумай, потом сделай.

— А что значит – думать? И что человек обычно обдумывает?
Мы думаем – значит, что-то обсуждаем и решаем в своих мыслях.
Мы думаем тогда, когда решаем, как поступить или что сказать.
Мы обдумываем свои слова, планы и поступки.

— Каждый человек в своей жизни совершает множество различных поступков и действий. Что-то ему хочется делать, а что-то нет. Мало просто желания или нежелания. Надо еще подумать о том, надо это или не надо. Если надо, то заставить себя. Если не надо, то поразмышлять, учесть свой предыдущий опыт, а также опыт других людей. А это и означает – представить последствия своих слов, дел, поступков. И вот только тогда, все, хорошо обдумав и взвесив, человек должен принимать решение. А все ли люди так поступают?

— Вот потому и надо, чтобы избежать плохих последствий, всякое свое слово и дело хорошо продумать, обдумать и его пользу, и его возможный вред. Причем последствия могут быть плохими и для окружающих вас людей и для вас.

Далее проводится анкетирование

— Ребята, прежде чем совершить какой-то поступок, человек ставит перед собой цель. Он думает, для чего он это делает. Затем он обдумывает, как добиться этой цели, планирует свои действия. Часто достижение цели – процесс не простой. Иногда для этого надо затратить много времени, а вас одолевает мысль о том, что может лучше бы все оставить и пойти погулять. Человек сталкивается с трудностями и может подчиниться им, стать слабым. Его мучают сомнения, а стоит ли все делать, может хорошо и так, не проще ли все оставить так, как есть. Что может помочь в данной ситуации?
Сила воли, настойчивость, умение осознавать положительный результат своего поступка, помощь взрослых, поддержка друзей, умение вовремя остановиться, сказать себе «нет», не думать о развлечениях, пока не выполнено намеченное полезное дело.
Людей, которых могут так поступать, называют волевыми. Таких людей, я думаю, большинство. Но и слабовольных тоже не мало. Когда слабовольный человек встречает на своем пути трудности, а они бывают и внешние и внутренние, тогда он, обязательно находит оправдание для своего бездействия. При желании, оправдание себе всегда можно найти. Но от этого человек не становится, ни умнее, ни крепче духом. И чем чаще человек уступает себе, своим оправданиям, тем больше ослабевает его воля. Человек становится слабым, безвольным.
А вот сильный, волевой человек умеет отказаться, преодолеть препятствия и подчинить свой ум и свои поступки достижению намеченной положительной цели. Ребята, скажите, а как вы добиваетесь положительного результата в своих делах?
Путем преодоления трудностей
Усилиями воли
Умение заставить себя
Умея разумно рассуждать о пользе дела

— А всегда ли у вас хватает силы воли, чтобы, например, преодолеть недоброжелательность к кому-то из своих одноклассников: сдержаться и не ударить, не толкнуть, не нагрубить, не оскорбить? А ваше отношение к родителям, другим взрослым людям? А ваша несдержанность, неумение (или нежелание) обдумать последствия тоже рождают поступок, но уже отрицательный, приносящий вред и вам, и другим людям.

— Заслушайте следующее стихотворение:
Я раньше часто раздражался,
Иногда на крик срывался.
Сказала мама: «Погоди,
Сосчитай до десяти».
И пока я так считал,
Весь мой гнев уже пропал.
Не обидел я сестру,
Не грублю я маме.
Вы не верите мне? Ладно,
Попробуйте сами.
У меня же есть прогресс,
Смог же силы я найти,
Не нужна мне цифра десять.
Мне хватает и пяти.

— Видите, ребята, герои этого стихотворения, остался доволен, что он нашел свой путь решения этого вопроса. Можно сказать, что он уже умеет управлять своими чувствами и мыслями, а значит, и поступками. Слабые люди, совершая необдуманные поступки, часто боятся признаться в них. Потом дрожат и переживают.

Далее ученикам предлагаются ситуационные задачки, на которые ученики должны дать обдуманные ответы.
1. Взять чужую вещь без спроса.
2. Испортить любимую игрушку брата или сестры.
3. Вырвать страницу из дневника.

— Мы рассмотрели несколько примеров отрицательных поступков. Если для тех, кто это совершил, все обернулось наказанием и переживанием, то чем это стало для других людей?

— Утверждают, что поступок красноречиво говорит о человеке. Еще до того, как что-то совершить, у человека есть возможность все обдумать. В это время в ваших мыслях как будто два собеседника. Один выступает «за», другой – «против». Вот как рождается выбор ваших дальнейших действий, вашего поступка. И очень важно, чтобы победу в споре одержал «разумный собеседник». В последующем поступке отражаются ваши внутренние качества человека (добрый или злой, внимательный или бессердечный, ответственный или безответственный).

— Давайте ребята, вместе подведем итоги нашего классного часа:
прежде чем что-то сделать, надо подумать о последствиях;
— плохие поступки приносят вред и себе, и другим;
— чтобы не поступать плохо, надо представить себя на месте другого;
— надо думать о хорошем или уметь вовремя остановиться;
— если совершил что-то плохое, надо найти в себе мужество признаться в этом;
— надо ставить перед собой хорошие цели и добиваться их;
— чтобы стать хорошим человеком, надо воспитывать силу воли.

— Ребята, классный час я хотел бы закончить словами В. Гюго: «Правильные рассуждения ведут к правильным поступкам, правильность ума ведет к справедливости сердца».

Источник

«Прежде чем сделать – подумай» конспект

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Классный час

«Прежде чем сделать – подумай»

(о вредных привычках и о профилактике зависимости)

Разъяснить сущность процесса обдумывания своего поведения, воспитывать волевые качества, развивать дискуссионные навыки.

Бумага, карандаши (цветные), фломастеры.

Чего не следует делать, того не

делай даже в мыслях» (Древнее правило)

Ребята! В жизни мы часто слышим такую пословицу: «Семь раз отмерь, а один раз отрежь». А какие похожие пословицы вы знаете?

Ученики: (дать заранее в библиотеке)

Не зная броду, не лезь в воду.

Поспешишь – людей насмешишь.

О чем говорят эти пословицы?

— Прежде, чем что-то сделать, надо хорошо подумать;

— Если не знаешь, как поступить, то лучше спросить совета у старших.

— Всегда надо думать о результате, иначе из «брода» (плохо результата, поступка) можно не выбраться.

Ребята! Что значит – думать?

— Мы обдумываем свои слова, планы, поступки

Каждый человек в своей жизни совершает множество поступков и действий. Что-то ему хочется делать, а что-то и нет. Мало просто желания или нежелания. Надо ещё подумать о том, надо это или не надо.

Если надо, то надо себя заставить. А если не надо (а тем более – нельзя), то поразмышлять, учесть свой предыдущий (плачевный) опыт, а также опыт других людей.

А вот только тогда, всё хорошо обдумать и взвесить, человек должен принять решение. (семь раз отмерь).

Скажите, а все ли люди так поступают?

— Я думаю, что все люди разные, поэтому они и поступают по-разному.

— Некоторые люди сначала наговорят, сделают что-то плохое (могут обидеть даже друзей), а потом только раскаиваются.

Ребята! Чтобы избежать плохих последствий, каждое слово и дело хорошо продумать, обдумать и его пользу, и его вред.

Причём, последствия могут быть плохими и для окружающих вас людей, и для вас.

А сейчас проведём анкетирование.

Всегда ли вы обдумываете свои поступки перед тем, как что-то сказать или сделать? (да; не всегда, но часто; никогда; редко)

Совершаете ли вы необдуманные поступки? (да; да, но редко; никогда; не могу себя сдержать)

Кто больше всего страдает от вашего необдуманного поведения. (друзья; незнакомые люди; близкие люди; я сам)

Довольны ли вы своим поведением? (да; чаще нет; чаще да; недоволен)

Ребята! Прежде чем совершить какой-то поступок, человек ставит перед собой цель. Он думает, для чего он это делает? Как ему помочь?

Ребята! Ему помогут:

Умение вовремя сказать себе «нет»

Людей, которые могут так поступать, называют волевыми. Я думаю таких большинство. Но и слабовольных тоже не мало.

Когда слабовольный человек встречает на своём пути трудности, а они бывают, тогда он – слабовольный – обязательно находит для своего бездействия – оправдание. При желании оправдание всегда можно найти (дождь, снег и т.д.). И он от этого становится ленивым, слабым, безвольным, подчиняемым. Ребята, вы знаете таких?

А вот сильный, волевой человек умеет отказаться вовремя.

Ученик: прежде всего надо выполнять режим дня и не лениться. Иногда приходится себя заставлять. Самое главное, что это вам всем надо, для будущей жизни. Надо прилагать усилие.

Надо меньше отвлекаться на уроках. Надо контролировать свою речь, играть в шахматы, развивать своё мышление, читать.

Поставил цель – зарядкой заниматься.

Со сном и ленью мне пришлось сражаться.

Приходится пораньше лечь и встать,

Не просто оказалось заставлять

Свой ум и тело с пользою трудится,

Когда по утру очень сладко спится.

Мне стал будильник – первый враг.

Я кнопку не найду никак…

Всё, под подушку его отправил,

Но замолчать-то не заставил.

Звенит будильник: «Мальчик Коля,

Ты сдержишь слово, проявишь волю?»

Я тут подумал: «Ай! Ай, ай!

Какой безвольный я лентяй».

Решил, и сна как не бывало.

Я быстро сбросил одеяло.

Смотрю, и Рекс меня заждался.

Вчера зарядкою он тоже занимался.

Любит он прыгать и хвостом вертеть,

Хоть гири папины ему не одолеть.

Вот ко мне мама заглянула:

— Ну, с добрым утром. – Улыбнулась.

— Была уверена, ты это одолеешь,

Ой, сын, ты, кажется, взрослеешь…

Ребята! Вы еще не взрослые. А почему, как вы думаете, мама сказала Коле, что он взрослеет?

Дети: Потому что он не капризничал утром, как маленький, а поступил как взрослый человек. У взрослых большая сила воли. Они знают, что надо сделать, и делают это. Хотя, может, им и не всегда хочется этого.

А коля правильное принял решение. Он становится самостоятельным. Быть взрослым – это не обязательно быть большим. Это ещё быть и ответственным.

Я: Так как мы добиваемся положительного результата?

Дети: Усилиями воли. Умея разумно рассуждать о пользе дела.

Я: Ребята! А всегда ли у вас хватает силы воли, чтобы, например, преодолеть недоброжелательность к кому-то из своих одноклассников: сдержаться и не ударить и не толкнуть, на нагрубить, не оскорбить? А ваше отношение к родителям, другим взрослым людям?

Я часто раньше раздражался,

Иногда на крик срывался,

Сказала мама: «Погоди!

Сосчитай до десяти».

И пока я так считал,

Весь мой гнев уже пропал.

Вы не верите мне? Ладно,

У меня же есть прогресс,

Смог же силы я найти,

Ну нужна мне цифра десять,

Мне хватает и пяти.

Вот видите, мальчик доволен, он решил свой вопрос.

Я хочу, чтобы вы привели примеры отрицательных поступков. (Примеры)

Других людей обидели ваши поступки, верно?

Итак, хочется закончить нашу беседу словами:

«Правильные рассуждения ведут к правильным поступкам, правильность ума ведет к справедливости сердца».

И подумайте, ребята, какие дела и поступки вы совершали за последнюю неделю? Как вы себя при этом чувствовали? Ведь знайте, все поступки красноречиво говорят о человеке.

беседа прежде чем сделать подумай. Смотреть фото беседа прежде чем сделать подумай. Смотреть картинку беседа прежде чем сделать подумай. Картинка про беседа прежде чем сделать подумай. Фото беседа прежде чем сделать подумай

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

беседа прежде чем сделать подумай. Смотреть фото беседа прежде чем сделать подумай. Смотреть картинку беседа прежде чем сделать подумай. Картинка про беседа прежде чем сделать подумай. Фото беседа прежде чем сделать подумай

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

беседа прежде чем сделать подумай. Смотреть фото беседа прежде чем сделать подумай. Смотреть картинку беседа прежде чем сделать подумай. Картинка про беседа прежде чем сделать подумай. Фото беседа прежде чем сделать подумай

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

беседа прежде чем сделать подумай. Смотреть фото беседа прежде чем сделать подумай. Смотреть картинку беседа прежде чем сделать подумай. Картинка про беседа прежде чем сделать подумай. Фото беседа прежде чем сделать подумай

Номер материала: ДБ-043412

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

беседа прежде чем сделать подумай. Смотреть фото беседа прежде чем сделать подумай. Смотреть картинку беседа прежде чем сделать подумай. Картинка про беседа прежде чем сделать подумай. Фото беседа прежде чем сделать подумай

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

беседа прежде чем сделать подумай. Смотреть фото беседа прежде чем сделать подумай. Смотреть картинку беседа прежде чем сделать подумай. Картинка про беседа прежде чем сделать подумай. Фото беседа прежде чем сделать подумай

МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике

Время чтения: 2 минуты

беседа прежде чем сделать подумай. Смотреть фото беседа прежде чем сделать подумай. Смотреть картинку беседа прежде чем сделать подумай. Картинка про беседа прежде чем сделать подумай. Фото беседа прежде чем сделать подумай

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

беседа прежде чем сделать подумай. Смотреть фото беседа прежде чем сделать подумай. Смотреть картинку беседа прежде чем сделать подумай. Картинка про беседа прежде чем сделать подумай. Фото беседа прежде чем сделать подумай

Время чтения: 2 минуты

беседа прежде чем сделать подумай. Смотреть фото беседа прежде чем сделать подумай. Смотреть картинку беседа прежде чем сделать подумай. Картинка про беседа прежде чем сделать подумай. Фото беседа прежде чем сделать подумай

В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации

Время чтения: 4 минуты

беседа прежде чем сделать подумай. Смотреть фото беседа прежде чем сделать подумай. Смотреть картинку беседа прежде чем сделать подумай. Картинка про беседа прежде чем сделать подумай. Фото беседа прежде чем сделать подумай

Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Прежде чем сделать- подумай!»

Занятие с элементами тренинга для подростков по профилактике ассоциального поведения.

Чего не следует делать,

того не делай даже в мыслях.

Здравствуйте, ребята. Сегодня нам предстоит большая совместная работа. Прежде чем начнём общение вам необходимо принять общие правила работы в группе.

• Работать в доброжелательной, спокойной атмосфере

• Быть искренним, активным, открытым

• Не перебивать говорящего, учиться слушать

• Правило «Поднятой руки»

• Правило «Я-высказывания» (говорим только за себя)

— И так давайте познакомимся и поприветствуем друг друга.

Упражнение «Приветствие» Напишите на наклейке свое имя, как бы вы хотели, чтобы к вам сегодня обращались. А теперь в трех словах расскажите о себе. Что вы любите делать, чем занимаетесь.

Упр. «Поменяйтесь местами те, кто…»

любит болтать по телефону;

кто любит красный цвет;

кто любит мороженое;

у кого есть дома собака;

кто любит танцевать;

кто мечтает путешествовать;

кто любит кататься на велосипеде

у кого дома есть кот (кошка)

у кого есть родная сестра

считает себя добрым человеком

Цель: развитие внутренней свободы и раскованности.

Сообщение своих положительных качеств. (на листе бумаги записывают и зачитывают)

— Называя свои положительные качества, мы испытываем положительные эмоции, это те качества, которыми мы должны гордиться и развивать их в себе.

— но кроме положительных качеств в каждом человеке есть и отрицательные качества и люди обычно не любят о них говорить. Я предлагаю вам их нарисовать.

Детям предлагается нарисовать карикатуру на самого себя и отобразить в ней некоторые свои недостатки. Дается 10 минут. Затем каждый из ребят представляет свой рисунок.

Обсуждение: В чем испытали затруднения при выполнении рисунка?

Какие эмоции у вас вызывают ваши недостатки?

Можно сказать, что чаще это отрицательные эмоции?

Негативные эмоции в основном всегда мешают нам:

— приступить к работе,

— собраться с мыслями.

— обычно под влиянием этих эмоций совершаются какие-либо необдуманные, глупые поступки, о которых потом жалеете.

Как же можно помочь себе в ситуации, когда вы уже испытываете эти эмоции?

• Можно разрядить свои эмоции, высказавшись тем людям, которые поймут и посочувствуют.

• Если ты один, можешь поколотить подушку или выжать мокрое полотенце – это поможет расслабиться, так как обычно при негативных эмоциях большая часть энергии копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах.

• Производи любые спонтанные звуки – напряжение может быть «заперто» в горле.

• Свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше. Другую газету порвать на мелкие кусочки, затем выбросить.

— Ваши варианты? Как вы справляетесь с негативными эмоциями?

— Ребята, в жизни мы часто слышим такую пословицу: семь раз отмерь, а один раз отрежь.

Как вы думаете, что она означает?

Какие похожие пословицы и поговорки вы знаете?
Кабы знал, где упал, тут соломки подостлал.
Не спросясь броду, не суйся в воду.
Поспешишь – людей насмешишь.

— О чем говорят эти пословицы и поговорки? О чем предупреждают?
— прежде, чем что-то сделать, надо хорошо подумать;
— если не обдумаешь свой поступок, то результат может быть плохим;
— если не знаешь, как поступить, то лучше спросить совета у старших;
— в решениях не надо торопиться, подумай, потом сделай.

— А что значит – думать? И что человек обычно обдумывает?
Мы думаем – значит, что-то обсуждаем и решаем в своих мыслях.
Мы думаем тогда, когда решаем, как поступить или что сказать.
Мы обдумываем свои слова, планы и поступки.

Каждый человек в своей жизни совершает множество различных поступков и действий. Что-то ему хочется делать, а что-то нет. Мало просто желания или нежелания. Надо еще подумать о том, надо это или не надо. Если надо, то заставить себя. Если не надо, то поразмышлять, учесть свой предыдущий опыт, а также опыт других людей. А это и означает – представить последствия своих слов, дел, поступков. И вот только тогда, все, хорошо обдумав и взвесив, человек должен принимать решение. А все ли люди так поступают?

— Вот потому и надо, чтобы избежать плохих последствий, всякое свое слово и дело хорошо продумать, обдумать и его пользу, и его возможный вред. Причем последствия могут быть плохими и для окружающих вас людей и для вас.

Упражнение «Эксперимент» : сейчас мы будем выполнять определенные действия с бумагой (салфетка), ваша задача точно следовать инструкции, так, чтобы у всех результат был одинаковый.

Сгибаем лист пополам.

Сгибаем еще раз пополам.

Отрываем верхний правый угол.

Отрываем нижний правый угол

А как вы думаете конфликт хорошо или плохо? Давайте попробуем назвать + и –

Упражнение «Конфликт или компромисс»

Участникам в парах предлагается решить конфликтные ситуации

беседа прежде чем сделать подумай. Смотреть фото беседа прежде чем сделать подумай. Смотреть картинку беседа прежде чем сделать подумай. Картинка про беседа прежде чем сделать подумай. Фото беседа прежде чем сделать подумай

Ты хочешь сегодня подольше погулять, а родители не разрешают, между вами возник конфликт.

На одной из перемен к тебе подошёл старшеклассник, попросил посмотреть мобильный телефон, и без разрешения начал с него звонить, из-за чего возник конфликт.

Ты любишь слушать громкую музыку, а соседи предпочитают тишину. Возник конфликт.

На перемене одноклассник пробежал мимо и задел тебя, замарал твой костюм. Возник конфликт.

Какие трудности возникали при разрешении конфликта?

Всегда ли удавалось прийти к компромиссу?

Сто в жизни мешает мирно разрешить конфликт?

А как могут вести себя люди в конфликте?

Кто нибудь являлся участником конфликта? Может кто то поделится своей историей?

Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

Упражнение «Огонь – лед»

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов.

Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Участники выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде психолога «Огонь» участники начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбирают каждый произвольно. По команде «Лед» застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Психолог несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

Цель: снятие напряжения, оптимизация эмоционального состояния.

Садимся удобно, расслабляемся и закрываем глаза. Сосредотачиваемся на своем

дыхании: на вдохе и на выдохе. Выдыхаем беспокойство, усталость, тревогу, а вдыхаем силу, энергию, хорошие чувства. Время выполнения упражнения-5 мин.

Уважаемые ребята! Я хочу рассказать вам притчу …

« Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?»

А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мертвая – выпущу»

Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках!»

В ваших руках возможность стать НАСТОЯЩИМ ЧЕЛОВЕКОМ, создать семью, посадить дерево, вырастить детей и дожить до глубокой старости. Не пускайте в свою жизнь плохие поступки, и вы будете СЧАТЛИВЫ.

Источник

ПРЕЖДЕ ЧЕМ СДЕЛАТЬ – ПОДУМАЙ

беседа прежде чем сделать подумай. Смотреть фото беседа прежде чем сделать подумай. Смотреть картинку беседа прежде чем сделать подумай. Картинка про беседа прежде чем сделать подумай. Фото беседа прежде чем сделать подумай

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 111 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

Сценарий классного часа

«ПРЕЖДЕ ЧЕМ СДЕЛАТЬ – ПОДУМАЙ»

Кулиш Людмила Николаевна,

классный руководитель 8 класса

-формировать у учащихся потребность в принятии решения.

-развивать навыки самостоятельной деятельности.

-способствовать стремлению к действию

Ход классного часа

Классный час сейчас начнём
И беседу поведём
О словах о важных,
Дорогих, отважных,
Трудовых и строгих,
Скромных и убогих.
Чего не следует делать,
того не делай даже в мыслях.

Древняя пословица.

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы собрались сегодня, чтобы поговорить о нашей жизни. Как вы думаете, что такое жизнь?

/ответы детей из зала/

Я думаю, что все люди разные, поэтому и жизнь у каждого своя и дорога своя.

Жизнь – это то, что никто не вправе губить.

Жизнь – это шанс и очень большие возможности, которые человеку надо разумно использовать.

Жизнь- это обязательно что-то красивое: небо, солнце, лес, цветы, люди. И всем этим надо восхищаться.

Жизнь это большая любовь, которую надо принять как подарок и это мечта, к которой надо идти всю жизнь.

Жизнь вместе с её горестями и радостями похожа на песню. Песни разные. И жизнь у каждого своя, неповторимая.

Ведущий: Каждый сам делает выбор по какой дороге идти: по дороге созидания или по дороге разрушения. Каждый выбирает свою дорогу.

В жизни человеку приходится совершать множество различных поступков и действий, мало просто желания или нежелания. Надо ещё подумать о том, надо это или не надо. Если надо, то заставить себя, а если не надо, то поразмышлять, представить последствия своих слов, дел, поступков.

Ведущий: а все ли люди поступают именно так?

— (все люди разные и поступки разные; некоторые люди сначала наговорят, сделают даже что-то плохое, (обидят друзей) а потом только одумываются и раскаиваются; хорошо, если задумываются после поступка и делают для себя выводы.

Ведущий: но вот решить, что – то сделать и довести своё решение до конкретного поступка, разумных, полезных действий – это задача не для слабых. Прежде всего это касается осмысленных действий по отказу от вредных привычек, которые разрушают нашу жизнь, здоровье.

— Многие ваши ровесники считают, что только взрослые могут принимать решения. Правы ли они? А какие решения могут принимать дети?

— Послушайте песню, к которой мы не раз будем обращаться на уроке, и скажите, какой совет дают вам авторы песни?

(прослушивание 1-го куплета)

— Ребята, в жизни мы часто слышим такую пословицу: семь раз отмерь, а один раз отрежь. Какие похожие пословицы и поговорки вы знаете?

Кабы знал, где упал, тут соломки подостлал.
Не спросясь броду, не суйся в воду.
Поспешишь – людей насмешишь.

— О чем говорят эти пословицы и поговорки? О чем предупреждают?
— прежде, чем что-то сделать, надо хорошо подумать;
— если не обдумаешь свой поступок, то результат может быть плохим;
— если не знаешь, как поступить, то лучше спросить совета у старших;
— в решениях не надо торопиться, подумай, потом сделай.
— А что значит – думать? И что человек обычно обдумывает?
Мы думаем – значит, что-то обсуждаем и решаем в своих мыслях.
Мы думаем тогда, когда решаем, как поступить или что сказать.
Мы обдумываем свои слова, планы и поступки.
— Каждый человек в своей жизни совершает множество различных поступков и действий. Что-то ему хочется делать, а что-то нет. Мало просто желания или нежелания. Надо еще подумать о том, надо это или не надо. Если надо, то заставить себя. Если не надо, то поразмышлять, учесть свой предыдущий опыт, а также опыт других людей. А это и означает – представить последствия своих слов, дел, поступков. И вот только тогда, все, хорошо обдумав и взвесив, человек должен принимать решение. А все ли люди так поступают?
— Вот потому и надо, чтобы избежать плохих последствий, всякое свое слово и дело хорошо продумать, обдумать и его пользу, и его возможный вред. Причем последствия могут быть плохими и для окружающих вас людей и для вас.
А сейчас проведём анкетирование.

Всегда ли вы обдумываете свои поступки перед тем, как что-то сказать или сделать? (да; не всегда, но часто; никогда; редко)

Совершаете ли вы необдуманные поступки? (да; да, но редко; никогда; не могу себя сдержать)

Кто больше всего страдает от вашего необдуманного поведения. (друзья; незнакомые люди; близкие люди; я сам)

Довольны ли вы своим поведением? (да; чаще нет; чаще да; недоволен)

Ребята! Прежде чем совершить какой-то поступок, человек ставит перед собой цель. Он думает, для чего он это делает? Как ему помочь?

Работа по теме занятия.

Учитель: Ребята, скажите, как вы поступите в таких ситуациях:

Встану я в автобусе, если для взрослого нет места, или останусь сидеть?

Буду ли я смотреть фильм для взрослых или откажусь от него?

Отдам ли я деньги, которые мне подарили, маме или оставлю себе?

— Сейчас вы принимали решение. А что же такое, по-вашему, решение?

(по словарю С. Ожегова: «Решение – заключение, вывод из чего-нибудь. Ответ к задаче, искомое выражение».)

Вывод.Нельзя одновременно принимать два решения. Всегда выбирают одно. Это не всегда просто, т.к. часто не знаешь, чего больше хочешь.

Кроме того, решения имеют свои последствия.

Учитель: Посмотрите на доску, какие могут быть виды решений. Давайте разберёмся, что они обозначают.

(на экране высвечиваются виды решений. Названия открыты, объяснения закрыты)

Логическое решение Собрал, проверил и проанализировал всю имеющуюся информацию и на этой основе

принял наиболее приемлемое решение.

Импульсивное решение Не особенно долго раздумывал, главное – принять решение и заняться

более важными вещами.

Эмоциональное решение Оно было основано на том, что в этот момент чувствовал, чего хотел, к чему влекло.

Интуитивное решение Его трудно объяснить, просто почувствовал, что именно так

будет правильно поступить.

Образцовое решение Знал, что на многих подействует пример, поэтому обдумал всё тщательно.

Принятое решение под влиянием других людей

Решение ничего не принимать Будь, что будет

Учитель: Подумайте и приведите примеры, когда и где вам надо принимать решения.

— Ребята, прежде чем совершить какой-то поступок, человек ставит перед собой цель. Он думает, для чего он это делает. Затем он обдумывает, как добиться этой цели, планирует свои действия. Часто достижение цели – процесс не простой. Иногда для этого надо затратить много времени, а вас одолевает мысль о том, что может лучше бы все оставить и пойти погулять. Человек сталкивается с трудностями и может подчиниться им, стать слабым. Его мучают сомнения, а стоит ли все делать, может хорошо и так, не проще ли все оставить так, как есть. Что может помочь в данной ситуации?
Сила воли, настойчивость, умение осознавать положительный результат своего поступка, помощь взрослых, поддержка друзей, умение вовремя остановиться, сказать себе «нет», не думать о развлечениях, пока не выполнено намеченное полезное дело.
Людей, которых могут так поступать, называют волевыми. Таких людей, я думаю, большинство. Но и слабовольных тоже не мало. Когда слабовольный человек встречает на своем пути трудности, а они бывают и внешние и внутренние, тогда он, обязательно находит оправдание для своего бездействия. При желании, оправдание себе всегда можно найти. Но от этого человек не становится, ни умнее, ни крепче духом. И чем чаще человек уступает себе, своим оправданиям, тем больше ослабевает его воля. Человек становится слабым, безвольным.
А вот сильный, волевой человек умеет отказаться, преодолеть препятствия и подчинить свой ум и свои поступки достижению намеченной положительной цели. Ребята, скажите, а как вы добиваетесь положительного результата в своих делах?

Путем преодоления трудностей
Усилиями воли
Умение заставить себя
Умея разумно рассуждать о пользе дела

— А всегда ли у вас хватает силы воли, чтобы, например, преодолеть недоброжелательность к кому-то из своих одноклассников: сдержаться и не ударить, не толкнуть, не нагрубить, не оскорбить? А ваше отношение к родителям, другим взрослым людям? А ваша несдержанность, неумение (или нежелание) обдумать последствия тоже рождают поступок, но уже отрицательный, приносящий вред и вам, и другим людям.
— Заслушайте следующее стихотворение:

Я раньше часто раздражался,
Иногда на крик срывался.
Сказала мама: «Погоди,
Сосчитай до десяти».
И пока я так считал,
Весь мой гнев уже пропал.
Не обидел я сестру,
Не грублю я маме.
Вы не верите мне? Ладно,
Попробуйте сами.
У меня же есть прогресс,
Смог же силы я найти,
Не нужна мне цифра десять.
Мне хватает и пяти.

— Видите, ребята, герои этого стихотворения, остался доволен, что он нашел свой путь решения этого вопроса. Можно сказать, что он уже умеет управлять своими чувствами и мыслями, а значит, и поступками. Слабые люди, совершая необдуманные поступки, часто боятся признаться в них. Потом дрожат и переживают.

Давайте посмотрим каковы же проявления нетерпимости:
1) оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;
2) игнорирование (отказ в беседе, в признании);
3) негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);

Учитель: – А сейчас послушайте историю об одной женщине. Будьте внимательны, вас ожидает задание.

«Высоко в горах жила девочка. Она играла на свежем воздухе, на зелёных луга. Прошло время, девочка стала взрослой. Собрала она однажды узелок и сказала родителям, что хочет пойти посмотреть море. У неё не было заветное желания, чем однажды в жизни погрузить своё тело в морскую воду и почувствовать на губах свежее солёное дыхание моря.

Девушка отправилась в путь. Она шла всё дальше и дальше, потому что у неё была цель: она хотела искупаться в море и почувствовать на губах морское дыхание. Путь, который девушка выбрала для себя, должен был привести её к морю.

Но вот девушка оказалась на перекрёстке, тропинки расходились в разные стороны. Молодая женщина не знала, куда идти, и села посреди перекрёстка, чтобы отдохнуть. Так она сидела долгое время и никак не могла решить, по какой тропинке идти дальше. Люди, проходившие мимо, спрашивали её, почему она сидит на этом месте. Девушка отвечала, что она на пути к морю, но её путь окончился тут, и она не знает, как быть дальше. Люди приглашали её идти с ними, но девушка была непреклонна: она хотела к морю. Но всё-таки два раза она покидала перекрёсток. Первый раз она пошла с людьми в маленькую деревню и помогала крестьянам убирать урожай.

И вот наступила ночь, когда женщина решила взобраться на гору. Путь был трудным, но женщина взбиралась всё выше и выше. И вот, наконец, она на самой вершине. Оглянувшись, она увидела перекрёсток, увидела четыре тропинки. По двум из них она ходила, но они оканчивались в деревнях. Четыре дороги расходились от горы, окружали её, а потом соединялись в одну дорогу, которая вела к морю. Старуха сидела высоко на скале и видела внизу море. Она даже чувствовала волны, которые бились о берег. Но слышать было нелегко, так как далеко была она от моря. И здесь, на вершине, она поняла, что у неё не хватит сил, чтобы вернуться назад и выбрать какой-нибудь путь, который бы её привёл к морю. Она не выбрала ни один, не прошла ни одного до конца. И вдруг она осознала, что никогда не почувствует на губах дыхание моря и никогда на своём теле не ощутит морской воды».

(она не действовала)

— А что такое, по-вашему, действие? Что значит действовать?

(по словарю С.Ожегова: «Действие – проявление какой-нибудь энергии, деятельности. Поступки, поведение.» «Действовать – совершать действия, быть в действии»)

— Как бы вы поступили на месте женщины? Какой вывод можно сделать из этого рассказа?

7. Учитель: – Вы теперь понимаете, что такое действовать. Тогда давайте попробуем разобрать такую ситуацию.

Об учителе физики нельзя сказать ничего плохого. Во время объяснения самого сложного материала проявляет исключительное терпение.

Каждые два дня он вызывает к доске и даёт решать одну или две задачи. Когда ученик решит или не знает, как решать, он может вернуться за парту. Тогда учитель вынимает из своей чёрной папки календарь и ставит туда оценку, при этом не говорит ни слова.

Так было и сегодня утром, а так как был конец семестра, то учитель вызвал сразу двух учеников: Рината и Настю, которые сидели вместе за первой партой. Снова учитель не сказал ни слова, хотя Ринат плохо успевал по физике и хотел бы узнать, получил ли он хоть сегодня хорошую оценку.

Но учитель, как всегда, молча захлопнул свою книжку, положил её на стол и вёл урок дальше. И всё это было бы не так интересно, если бы сегодня не было двух уроков физики.

Поэтому вышло так, что в конце урока учитель не взял свои вещи, а оставил их на столе, а после перемены снова вошёл в класс.

— У этой истории нет конца.

— Должны додумать свой конец.

— Как бы вы поступили на месте Насти? Рината?

— Как бы вы отреагировали на месте учителя?

— Как вы понимаете, что значит принимать верное решение и верно действовать?

(распечатки памяток лежат на столах)

В большинстве случаев сначала надо подумать, в чём проблема и какие есть варианты, на которые можно решиться или между какими вариантами нужно выбрать.

Чтобы быть деятельным, нужно своё решение претворить в жизнь. При этом что хочешь сделать, надо точно запланировать.

Вот сейчас и попробуем решить такие ситуации. А поможет вам в этом ещё и иллюстрация.

Ваша мама просит вас побыть дома с младшим братом, т.к. она плохо себя чувствует, а отец задержится на работе допоздна. Вы уже давно планировали провести это время с друзьями. Как вы поступите?

В школе вы случайно слышите, как двое учеников говорят гадости об одном из ваших друзей. Что вы предпримете?

Вы обещали своей подруге помочь по алгебре накануне контрольной работы. Но в этот день другая подруга приглашает вас в кино на фильм, который вам очень хочется посмотреть. Скажете ли вы, что не можете, потому что заняты? Или пойдёте в кино?

Далее ученикам предлагаются ситуационные задачки, на которые ученики должны дать обдуманные ответы.

1. Взять чужую вещь без спроса.
2. Испортить любимую игрушку брата или сестры.
3. Вырвать страницу из дневника.

Мы рассмотрели несколько примеров отрицательных поступков. Если для тех, кто это совершил, все обернулось наказанием и переживанием, то чем это стало для других людей?
Утверждают, что поступок красноречиво говорит о человеке. Еще до того, как что-то совершить, у человека есть возможность все обдумать. В это время в ваших мыслях как будто два собеседника. Один выступает «за», другой – «против». Вот как рождается выбор ваших дальнейших действий, вашего поступка. И очень важно, чтобы победу в споре одержал «разумный собеседник». В последующем поступке отражаются ваши внутренние качества человека (добрый или злой, внимательный или бессердечный, ответственный или безответственный).

Если у тебя одни «б»: Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира, ответственным и солидарным, активным проводником мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается.
Если у тебя от 3 до 7 «б»: Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с нетолерантностью.
Если у тебя менее 3 «б»: Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Однако если бы ты был настроен более оптимистично и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Давай, приложи еще немного усилий.

— Давайте ребята, вместе подведем итоги нашего классного часа:
прежде чем что-то сделать, надо подумать о последствиях;
— плохие поступки приносят вред и себе, и другим;
— чтобы не поступать плохо, надо представить себя на месте другого;
— надо думать о хорошем или уметь вовремя остановиться;
— если совершил что-то плохое, надо найти в себе мужество признаться в этом;
— надо ставить перед собой хорошие цели и добиваться их;
— чтобы стать хорошим человеком, надо воспитывать силу воли.

Свобода и ответственность неразрывно связаны между собой. Настоящая свобода всегда сопровождается ответственностью; всегда преследует реальные результаты, а не фантазии; всегда стремится к тому, чтобы сделать других счастливыми; всегда приводит к большей свободе и никогда к её ограничению; её результатом всегда является ДОБРО.

И поэтому наш сегодняшний урок я хочу закончить с вами той песней, к которой мы обращались на уроке.

Ах, сколько будет разных сомнений и соблазнов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *