бескультурные люди и в чем проявляется это их качество
Значение культурных изменений для взаимодействия культур
Процессы глобализации и культурной динамики, как показывает практика, не ведут к формированию единой мировой культуры. Современная культура остается множеством самобытных культур, находящихся в диалоге и взаимодействии друг с другом. Культурные изменения ведут только к универсализации, но никак не к однообразию.
Но эти процессы заставляют критически взглянуть на собственную культуру и присущий ей тип человека, выявить их межкультурные границы. Современные исследования культурной антропологии показывают, что культурная самобытность любого народа неотделима от культурной самобытности других народов, что все культуры подчиняются «законам» коммуникации. Поэтому все большее значение приобретают способности к пониманию чужой культуры и точек зрения, критический анализ оснований собственного поведения, признание чужой культурной самобытности, умение включать чужие истины в свою позицию, признание правомерности существования многих истин, умение строить диалогические отношения и идти на разумный компромисс. Происходящие культурные изменения все больше подчиняются логике культурной коммуникации.
Сосуществование людей в современной цивилизации невозможно без стремления к согласию между культурами, которое может быть достигнуто только путем диалога между ними. В этом диалоге ни одна культура не может претендовать на право исключительного голоса или единственно верного миросозерцания. Отношения между культурами должны строиться на принципах консенсуса и плюрализма. Реальным основанием для такого типа отношений служит наличие в каждой культуре позитивных общечеловеческих ценностей, которые можно использовать для межкультурного консенсуса.
Таким образом, культурная динамика развивается в направлении сотрудничества между культурами, основанного на культурном плюрализме. Культурный плюрализм представляет собой адаптацию человека к чужой культуре без отказа от своей собственной. Он предполагает овладение человеком ценностями еще одной культуры без ущерба для ценностей своей собственной культуры. При культурном плюрализме ни одна культура не теряет своей самобытности и не растворяется в общей культуре. Он подразумевает добровольное овладение представителями одной культуры привычками и традициями другой, обогащающее собственную культуру.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белик А.А. Социальная форма движения. — М., 1982.
2. Динамика культурных и социальных связей. — М., 1992.
3. Динамика культуры: теоретико-методологические аспекты. — М., 1989.
4. Левяш И.Я. Культурология. — Минск, 2000.
5. Морфология культуры: структура и динамика. — М., 1994.
6. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. Социальные проблемы инноватики. — М., 1989.
7. Факторы и механизмы развития культуры. — М., 1984.
8. Ширшов И.Е. Динамика культуры. — М., 1990.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Дайте определение понятия культура и объясните его многозначность.
2. В чем состоит актуальность культуры сегодня?
3. Что такое традиция, обычай и норма в культуре?
4. Что такое ценность (дорогая вещь; нравственный идеал; то, без чего культура является ущербной)?
5. Бывают ли бескультурные люди, и в чем проявляется это их качество?
6. Какие достижения человеческой культуры вы считаете наиболее важными и почему?
7. В чем сущность понятий свой и чужой? Чем они отличаются друг от друга?
8. Что такое этнос и этническая принадлежность?
9. Является ли этническая принадлежность формой этноцентризма?
10. Каковы естественные основания этноцентризма?
11. Как вы понимаете термин идентичность и какие ее формы присущи лично вам?
12. Что такое функция, и какие функции выполняет культура в жизни человека?
13. Можно ли делить культуры на хорошие и плохие, сильные и слабые, развитые и неразвитые? Насколько оправдано такое разделение?
14. Как вы оцениваете свою культуру в сравнении с другими?
15. Что такое инкультурация и социализация? В чем их отличие друг от Друга?
16. Чем отличаются первичная и вторичная стадии инкультурации?
17. Кто такие агенты инкультурации? Какова их роль в процессе инкультурации?
18. Что вы знаете о психологическим механизме инкультурации?
19. Сравните понятия динамика и развитие
20. Каково соотношение изменчивости и устойчивости в культуре?
21. Какие формы социокультурной динамики вы знаете?
22. Что такое глобальная эволюция?
23. Возможна ли единая мировая культура без национальных различий?
Некоторые психологические механизмы инкультурации
Для специалистов, изучающих процессы инкультурации, очень важным является вопрос об их механизмах. Окончательного ответа на этот вопрос пока нет, но ученые обычно выделяют четыре психологических механизма инкультурации: имитация, идентификация, чувства стыда и вины.
Имитацией называется осознанное стремление ребенка подражать определенной модели поведения. Обычно в качестве примера выступают родители, но дети могут ориентироваться в своем поведении на учителей, известных людей (политиков, артистов, журналистов и т.п.). Ребенок имитирует не только конкретные операции, например, поведение за столом, но и то, чему обучают его родители (например, правильно мыть голову и пр.). Потом, спустя годы, он будет так же обучать собственного ребенка. Имитация может быть связана и с неприятными моментами. Если ребенка наказывают, обижают, он вначале проделает это со своими игрушками, а когда подрастет — то и со своими детьми. Считается, что взрослые, обижающие детей, сами подвергались оскорблениям в детстве.
Иногда родители просят детей слушаться их совета и не делать так, как делают они сами. Если при этом их не наказывают, дети склонны слушаться. Так, если дети любят и уважают своего отца, он может удержать их от курения, даже если сам курит.
Идентификация — это способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных. Дети воспринимают особенности личности родителей и других, тесно связанных с ними людей. Часто дети выбирают профессии своих родителей, чтобы стать похожими на них.
Если имитация и идентификация являются позитивными механизмами инкультурации, то стыд и вина — негативными. Первые способствуют формированию определенного поведения, вторые — запрещают или подавляют его. Хотя чувства стыда и вины тесно связаны друг с другом, они не во всем совпадают. Чувство стыда появляется, если вас застали на месте преступления, разоблачили и опозорили. Если ребенок без спроса утащит конфеты или будет подсматривать или подслушивать за родителями и его застанут за этими занятиями, он будет чувствовать себя подавленным и униженным.
Чувство вины связано с теми же переживаниями, но для его появления не нужно разоблачения. Достаточно голоса своей совести, который говорит, что вы поступили плохо, и вы будете мучаться от сознания совершенного вами плохого поступка. То есть речь идет о наказании самого себя.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Дайте определение понятия культура и объясните его многозначность.
2. В чем состоит актуальность культуры сегодня?
3. Что такое традиция, обычай и норма в культуре?
4. Что такое ценность (дорогая вещь; нравственный идеал; то, без чего культура является ущербной)?
5. Бывают ли бескультурные люди, и в чем проявляется это их качество?
6. Какие достижения человеческой культуры вы считаете наиболее важными и почему?
7. В чем сущность понятий свой и чужой? Чем они отличаются друг от друга?
8. Что такое этнос и этническая принадлежность?
9. Является ли этническая принадлежность формой этноцентризма?
10. Каковы естественные основания этноцентризма?
11. Как вы понимаете термин идентичность и какие ее формы присущи лично вам?
12. Что такое функция, и какие функции выполняет культура в жизни человека?
13. Можно ли делить культуры на хорошие и плохие, сильные и слабые, развитые и неразвитые? Насколько оправдано такое разделение?
14. Как вы оцениваете свою культуру в сравнении с другими?
15. Что такое инкультурация и социализация? В чем их отличие друг от Друга?
16. Чем отличаются первичная и вторичная стадии инкультурации?
17. Кто такие агенты инкультурации? Какова их роль в процессе инкультурации?
18. Что вы знаете о психологическим механизме инкультурации?
19. Сравните понятия динамика и развитие
20. Каково соотношение изменчивости и устойчивости в культуре?
21. Какие формы социокультурной динамики вы знаете?
22. Что такое глобальная эволюция?
23. Возможна ли единая мировая культура без национальных различий?
Бескультурье
Бескультурье как качество личности – неспособность противостоять своим желаниям, контролировать разумом деятельность ума, постоянно стремящегося к удовольствиям и наслаждениям.
Культура – это чистота сознания, способного прихлопнуть, как надоедливую муху, разгулявшиеся желания беспокойного, вожделенного ума.
Люди заблуждаются, думая, что свобода и счастье состоит в реализации принципа – «Что хочу, то и ворочу». Оказывается, такая «свободная жизнь» лишает человека свободы выбора. Он делает то, что ему приказывает ум и чувства.
Культуры личности без самоконтроля не бывает.
Свобода выбора состоит в одобрении душой, совестью и разумом возникших желаний. Когда желание проходит через фильтры души и разума, оно истинно принадлежит человеку. Культурный человек делает не то, что ему сильно хочется, а то, что одобряет душа и разум.
Бескультурно удовлетворять любую потребность своего шаловливого ума.
Бескультурье – это пляска под дудку осквернённого ума.
Всеобщая деградация обескультуривает людей, делая их рабами непотребных желаний.
Бескультурье наступает широким фронтом, подавляя одну за другой моральные нормы и образуя зияющую пропасть между эталонами культурного поведения прошлого и пошлого, беспутного настоящего.
Визитная карточка сегодняшнего бескультурья – хамоватый юнец с вульгарной девицей развязно бредут по улице, плюются, матерятся, издают какие-то странные хрюкающие звуки, бесцеремонно демонстрируют свою непочтительность, неуважение к людям и с раболепием, завистью и злобой пожирают глазами богатых людей в иномарках.
Когда критерии культуры искажены, то мат становится признанием в любви, низость – сексом, бесстыдство – свободой.
Невежество становится их культурной средой, по его законам они живут и стремительно мчатся к деградации.
У человека всегда есть своя культурная среда, но одни находят её, как пчёлы, в мёде, а другие, как мухи, в дерьме.
Проблема низкого культурного уровня современного общества
сочинение по тексту ЕГЭ
Вступление
Образование для каждого из нас – возможность получить недостающие знания, освоить умения и приобрести определенные навыки, которые пригодятся впоследствии на рабочем месте, помогут анализировать, обобщать и делать выводы, выстраивать суждения и высказывать собственную точку зрения по самым разным вопросам. Образованность влияет и на общий культурный уровень человека.
Проблема
Джиротто Вальтер. Элегантность.
Проблема низкого культурного уровня современного общества приобретает все большее значение. Как определить, кого считать культурным человеком, а кто крайне далек от этого понятия? В чем определяется культура? В умении правильно говорить или правильно одеваться? Почему большинство людей современного социума перестает хоть как-то воспринимать классическую литературу и осознавать ее ценность, а все больше предпочитает сериалы и ток-шоу? Все эти вопросы рассматривает в своем тексте Лариса Матрос, известная писательница.
Комментарий
Автор считает, что само по себе образование не является показателем высокого уровня культуры. Ведь и студенты выпускных курсов известнейших вузов порой задают глупые вопросы, не имеющие ничего общего с «высокой культурой». Автора интересует не только умение правильно вести себя в обществе, но способность наряжаться соответственно случаю и окружающим людям. Писателя пугает неумение современных людей «элегантно» одеваться, старание выглядеть как все.
Авторская позиция
По мнению автора, внешняя и внутренняя составляющая каждого человека неразрывно связаны. Писательница вспоминает слова великого русского писателя А.П. Чехова, которые отражают ее отношение к проблеме бескультурья: «В человеке всё должно быть прекрасно: и одежда, и душа, и мысли».
Своя позиция
Я полностью разделяю позицию автора текста. Нельзя разделять внутренний мир человека и его внешнюю составляющую. Одно неизменно влияет на другое, и определяет поступки каждого из нас, наше культурное развитие..
Аргумент №1
Ярко изображена проблема культуры в романе Ивана Александровича Гончарова «Обломов» на примере двух противопоставляемых герое – Ильи Обломова и Андрея Штольца. Если Илья Ильич не особо заботится о своем внешнем виде и физическом благополучии из-за лености и нежелания что-либо менять в жизни, то Штольц – полная его противоположность. Он очень активный человек, преисполненный жизненной энергией, он четко осознает, что и когда будет делать. Родительские наставления и полученное образование сформировали мировосприятие Андрея, его высокую культуру, в результате чего он получает статус в обществе, несмотря на то, что вышел из небогатой семьи. Тогда как дворянин Обломов закончил свою жизнь в бедности и одиночестве. Следовательно, проблема низкого культурного уровня общества, актуальная и в наше время, обусловлена большим количеством необразованных, бездеятельных людей.
Аргумент №2
В произведении Н.В. гоголя «Мертвые души» помещики изображены неразвитыми и ограниченными людьми без культуры и образования. Все они поглощены единственной ценностью – накопительством и обогащением. Даже деятельный Чичиков не заботится о своей культуре, он думает только о том, как заработать больше денег. Общество в поэме предстает бездушным, бескультурным, погрязшим во лжи, обмане, жажде наживы. Любые духовные ценности чужды для них. А ведь это те, кто обладал в то время властью. Что же говорить о подчиненных?
Заключение
Культура определяет нравственное развитие общества, его моральные законы, духовность. Важно воспитывать эти качества во всех слоях общества, прививать их с раннего детства для осознания ценности искусства, добрых отношений между людьми. Ведь если уровень культуры не будет повышаться, нас ждет духовная деградация и эмоциональное умирание.
Бескультурные люди и в чем проявляется это их качество
И написано очень хлестко (особенно понравилось сравнение наших автобусов с «Титаником»). )))). А причина очень проста и ответ содержится в самом вопросе. Почему народ так бескультурен? Да потому, что он ВСЕГДА был бескультурен. Только это не его вина, а беда. Кто такими были перечисленные Вами Толстой, Пушкин, Чехов и другие? Правильно, они были выходцами из дворянства. В человеческой истории основная масса людей была занята выживанием и только тонкая прослойка дворянства имела возможность развивать культуру, искусство, создавать этикет. После октябрьского переворота большая часть дворян была изгнана или физически уничтожена. Но главное даже не это. Большевики, уничтожив «старый мир», отбросили также его ценности. Стало нормой то, что раньше считалось неприличным. Носителем передовой идеологии и высшей культуры был объявлен рабочий класс, который о ней и понятия не имел. Большой ошибкой была борьба с религией. Она насаждала в простом народе основы морали и нравственного поведения. Теперь мы пожинаем плоды последних 70-80 лет нашей истории. Когда такое положение вещей изменится? Трудно сказать. Сломать легко, а чтобы что-то сделать, требуется гораздо больше времени.
опять всегда коммуняки виноваты
культура берется из воспитания в семье
а начинается это культура из отношения к личным вещам, к иммуществу семьи, правильный уход за мебелью, к одежде, к технике, поведения на кухне, вне дома, к учебе, отношение к гостям, к друзьям и т.д. Россия всегда была беднейшей страной, люди в детстве мало имели личных вещей, чтобы воспитать в себе правильное к ним отношение
не во всех городах так
вот в Питере общество в большинстве своем гораздо культурнее. Там на маршрутку, автобусы очереди, никто не лезет и не толкается. Спросишь что, все объяснят, покажут, чуть ли не за ручку отведут, в магазинах тебя как вип-клиента обслуживают. Коренные жители очень интеллигентные, культурные. Я когда там пожила, а потом приехала в Якутск, было шоком видеть, как в речном трамвае какой-то здоровенный детина насильно спихнул с сиденья женщину,которая заняла его место.
В том же СПБ видели табличку (+)
это в основном на периферии
в москве чтобы в автобус войти народ в очередь становятся (. ) и заходят не толкаясь, спокойно
я своим глазам тоже не поверил, но факт есть факт 🙂
Ответ, по моему, очевиден
Зря вы так, наверное вам надо просто отдохнуть