беспечная праздность что это

Праздность Праздный

Праздный человек есть животное, поедающее время.

Праздный человек — точно часы без стрелок.

Безделье и праздность не только рождают невежество, они в то же время являются причиной болезни.

Праздность более утомляет, чем труд.

Праздность как качество личности – склонность бесцельно проводить время без всякого дела, в бесполезных хождениях и шатаниях.

Один человек умер и очутился в прекрасном саду, среди фонтанов и плодовых деревьев, на ветвях которых пели нежными голосами прекрасные птицы. Перед ним появилась сияющая крылатая фигура и сказала: — Я к твоим услугам, мой господин. Требуй, чего только пожелаешь. Человек попросил еды — и прислужник, взмахнув рукой, сотворил стол с самыми роскошными блюдами. Человек захотел пить — перед ним появились кувшины с родниковой водой, соками и лучшим вином. Человек захотел отдохнуть — возникла кровать, и рядом стояли прекрасные девушки с опахалами. Человек захотел секса — и девушки отложили опахала… Так прошёл день, другой, третий… И человеку стало скучно проводить дни за едой, прогулками и прочими развлечениями. Он сказал прислужнику: — Я хотел бы заняться какой-нибудь работой. — Проси о чём угодно, но не об этом. Желаешь насладиться музыкой, прекрасными танцовщицами, конной прогулкой, охотой на львов, пением птиц, изысканными винами? Только скажи! Человек провёл в праздности и развлечениях ещё несколько недель. И снова ему стало скучно. Он опять вызвал прислужника и сказал: — Дай мне какую-нибудь работу. — Здесь нет работы. Здесь для тебя есть только отдых и развлечения. Тебе предстоит вечно жить в праздности и удовольствиях. — Тогда лучше отправь меня в ад! — в гневе закричал человек. Крылатый прислужник рассмеялся и спросил: — А ты до сих пор не понял, где ты?

Праздность – это оскорбление времени. Она – мать всех пороков. От ничегониделания в праздную голову приходят дурные, а порой и безумные мысли. Для «кудрявой» жизни нужны деньги, но под праздноваляющегося человека монеты не сыплются. Приходится измышлять разные, нередко подлые и преступные, средства, как добыть деньги. Ложь, предательство, коварство, вероломство, воровство, манипуляторство – это далеко не полный список инструментов, используемых праздношатающейся особью для добычи денег. А. П. Чехов верно заметил: «Праздная жизнь не может быть чистою». Она влечет за собой порочность, болезни и страдания. Целеустремленный разум, напротив, дарит человеку бодрость и радость жизни. Еще Гиппократ писал: «Праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность и нездоровье — напротив того, устремление ума к чему-нибудь приносит собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни». Ему вторит Ибн Сина (Авиценна): «Безделье и праздность не только рождают невежество, они в то же время являются причиной болезни».

Если принудительный труд – дорога к несчастью, то праздность – накатанная дорога к безумию. Для человека, находящегося под влиянием энергии благости, праздная жизнь хуже смерти. Благостный человек и праздность – антиподы. Каждое мгновение своей жизни должно быть потрачено с пользой. Человек в благости считает убитым временем мгновения, не потраченные на свое самосовершенствование, служение другим людям и Богу.

Тот, кто находит удовольствие в праздности, находится под влиянием силы невежества, живет в иллюзии счастья. Когда человек постоянно находится в состоянии «расслабухи», позволяет себе наслаждений больше, чем надо, он постепенно становится пленником своего вожделенного, неугомонного ума и ненасытных чувств, то есть, в конечном счете, превращается в раба и безумца.

Безумный и праздный римский император Калигула однажды принял решение объявить войну богу морей — Посейдону, после чего приказал своим солдатам беспорядочно бросать свои копья в воду. Праздность и болезнь превратила его в настоящего монстра. Для плотских утех Калигула отнимал знатных женщин у их законных мужей, сожительствовал со всеми тремя родными сестрами. Свою среднюю сестру – Друзиллу, Калигула любил особо сильно и, как и прочих, отобрав ее у мужа, без стеснения держал в качестве законной жены. А после ее смерти Калигула объявил такой траур, во время которого смертельным преступлением считались любые проявления радости. Сам же он, не в силах вынести горя утраты, внезапно ночью покинул Рим и отправился в пустыню, а вернулся так же стремительно с отросшими волосами и бородой. Уже в 38 году Калигула объявил себя богом и стал появляться в одежде божеств и с их атрибутами – молнией Юпитера, трезубцем Нептуна и жезлом Плутона, а иногда даже в одежде Венеры. Широко известна история о том, как Калигула попытался сделать из своего любимого коня сенатора.

Праздность – это зарастание души. Жирный минус праздности ставится за то, что она гибельна для разума и духовной жизни. Если не удовлетворять свои интеллектуальные и духовные потребности, разум и душа без тренировки утрачивают свои способности. Например, если пианист долго не играет, ему понадобится время, чтобы достичь совершенства в игре. Бицепсы разума и души нуждаются в постоянных упражнениях, иначе они станут дряблыми и вялыми. Праздность – это анемия души и разума. Брошенная душа превращается в невозделанное поле, заросшее бурьяном. Жан-Жак Руссо писал: «От праздности происходит умственная и физическая дряблость».

В народе праздным человеком называют того, кто бьет баклуши, валяет дурака. Интересна этимология этого крылатого выражения. В древней Руси крестьяне в буквальном смысле катали по полям попов, чтобы получить хороший урожай или вызвать дождь.

Как отмечается в этнографических описаниях, «крестьяне (обычно женщины) просили священника или дьячка поваляться на земле, чтобы «снопы были тяжелыми», «посевы тучными»; если же священнослужители отказывались это сделать, их валили на землю и катали насильно». Обычай этот батюшкам, понятное дело, не нравился, но что только за деньги-то не сделаешь… Например, многие ученые описывают обычай катать священника в полном облачении по ниве после жатвы, чтобы вернуть полю его силу рождать хлеб. А во время засухи, чтобы вызвать дождь, священника обливали водой. Вероятно, раньше что-то подобное делали с языческими жрецами. И священнику приходилось все это терпеть. Если же он шел на конфликт с прихожанами, то часто оставался при своем мнении, но и без пропитания.

Весной, как только озимые пойдут в рост, карелы приглашают священника в поле отслужить молебен. После молебна они хватают священника, валят его на землю и катают по озими. По представлению карел, это способствует такому получению урожая, что рожь от тучности зерна будет склоняться до земли, как теперь склоняются озимые под тяжестью священника. Священник мог доказать крестьянам тщетность такого мероприятия, но тогда крестьяне не стали бы приглашать его служить молебен, и он бы лишился добавочного дохода. Оказывается, что для священника лучше было кататься по озими, чем лишиться его. А почему дурака? Вспомним А.С. Пушкина: «»Жил был поп, толоконный лоб». «Толоконный лоб» — презрительная кличка глупца либо дурака.

Английский дипломат Ф. Честерфилд писал: «Праздность — один из способов самоубийства». Понять сущность праздности можно лишь после того, как появится понимание, на какой добродетели она паразитирует. Праздность (если отталкиваться от русской этимологии) — это не плохое состояние. Вопрос, ради чего? Ведь, по-славянски, праздность — это необремененность, незанятость, свобода. Для такого понимания праздности подходит греческое слово σχολάζων от σχολή — досуг. Недаром торжества, когда человек освобождается от своих обязанностей, называются праздниками. Например, в некоторых духовных традициях суббота – день покоя. Человек должен иметь время для удовлетворения своих эмоциональных, интеллектуальных и духовных потребностей. Для этого и нужны праздники. Совсем другое дело праздность, как постоянная незанятость и опустошенность. Она мешает человеку приобщаться к высшим ценностям и самосовершенствоваться.

Источник

Праздность – что это такое? Дух праздности в православии

Наверное, многим приходилось слышать такое слово, как «праздность», но далеко не все понимают, что оно обозначает. Если посмотреть значения этого слова, то можно понять, что данным термином называют безделье, невнимательность к соблюдению основных норм нравственно-духовной жизни, лень в плане совершения духовных практик. Праздность даже доброго человека постепенно приводит к тому, что он становится более злым, сходя с пути истинного на дорогу греха. Такое состояние, как праздность, далеко не является нейтральной средой в духовной жизни, ведь человек становится безразличным к делу своего спасения, постепенно разрушая свою жизнь.

Что такое дух праздности?

Часто в тексте молитв можно прочитать обращение к Богу о том, чтобы он не дал нам дух праздности. Под понятием праздность явно не имеется ввиду отдых, который должен присутствовать в жизни человека, ведь это что-то совсем другое и, о духе праздности стоит рассказать такое:

Чаще всего, праздность является проявлением слабой воли и не разрешает человеку сформировать свою личность. Даже факт того, что человек произносит праздные слова, говорит о его несостоятельности и работает против него. Если праздность вредит только человеку, находящемуся в этом состоянии, то празднословие может навредить и другим людям, приводя их к разным жизненным катастрофам.

Молитва, помогающая избавиться от духа праздности и ее основные прошения

Часто, особенно во время Великого поста, молятся о том, чтобы Господь избавил человека от духа праздности. Эта молитва Ефрема Сирина содержит в себе несколько таких важных прошений:

Праздность и празднословия – это то, что приводит человека не к лучшим последствиям, поскольку такое состояние негативно может повлиять не только на него, но и на окружающих людей. Праздность – это лень и пустота, а празднословие – это ненужные беседы, которые часто влияют на окружающих людей негативно, поэтому и стоит молиться о том, чтобы уберечься от данных состояний.

Такое понятие, как праздность, церковь рассматривает исключительно в негативном свете, поскольку данное состояние разрушает человека изнутри. Праздность – это своего рода духовный порок, от которого обязательно стоит избавляться, чтобы иметь возможность двигаться на пути своего духовного развития вперед.

Но стоит упомянуть и о такой понятии, как Богоугодная праздность. Именно в таком контексте праздность расценивается, как временное освобождение человека от земной суеты и всех его дел, чтобы больше времени уделить Богу, посвятив его Творцу. То есть, если в воскресные дни человек не занимается делами по дому и не ходит на работу, он должен это время провести в церкви, в молитве, а не просто лежать на диване.

Источник

Значение слова «праздность»

беспечная праздность что это. Смотреть фото беспечная праздность что это. Смотреть картинку беспечная праздность что это. Картинка про беспечная праздность что это. Фото беспечная праздность что это

1. Свойство по прил. праздный (во 2, 3 и 4 знач.). Праздность жизни. Праздность разговоров.

2. Незанятость трудом, делом, праздная жизнь; безделье. — Понимаю, вам жизнь надоела от праздности, — ничего не делать, должно быть, очень скучно; вы, как все богатые люди, не привыкли к труду. Герман, Кто виноват? Мне ужасно хочется работать, а между тем вот уж прошел месяц, как я провожу дни свои в праздности. Чехов, Письмо А. С. Суворину, 1 марта 1892.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ПРА’ЗДНОСТЬ [зн], и, мн. нет, ж. (книжн.). 1. Отвлеч. сущ. к праздный. П. разговора. 2. Праздная жизнь, праздное времяпрепровождение, безделье. Жить в праздности. Цветы! любовь! деревня! паздность! поля! я предан вам душой. Пушкин. Нет, неспособен я в объятьях сладострастья, в постыдной праздности влачить свой век младой. Рылеев.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

пра́здность

1. свойство или состояние по значению прилагательного праздный

Источник

Православная Жизнь

Святейший Патриарх Кирилл о первом прошении молитвы прп. Ефрема Сирина.

беспечная праздность что это. Смотреть фото беспечная праздность что это. Смотреть картинку беспечная праздность что это. Картинка про беспечная праздность что это. Фото беспечная праздность что это

В молитве святого Ефрема Сирина, которую мы многократно читаем в течение дня во время Великого поста, каждое прошение имеет особый духовный смысл. Даже последовательность этих прошений неслучайна.

Праздность

«Господи и Владыко живота моего, дух праздности… не даждь ми».

Первое, о чем мы просим Господа, – не дать нам дух праздности. Что же такое праздность? И почему святой Ефрем обратил особое внимание на этот человеческий порок? Праздность никак не следует смешивать со свободным временем, с тем, что в нашем обиходе мы называем выходным днем. Этот день дается нам по заповеди Божией, чтобы иметь отдых от работы, которую мы совершаем в течение недели. В течение этого дня человек отдыхает, а отдых – это не праздность. Наш человеческий организм устроен так, что без отдыха он не может работать долго, в нем могут начаться опасные для здоровья процессы. Поэтому неслучайно Господь установил седьмой день как день покоя, отдыха.

Известно, что многие пороки проистекают от праздности. Собрались люди, поговорить не о чем, интересов особых нет, и, чтобы скрасить времяпровождение, злоупотребляют алкоголем или творят беззаконные дела, которые нередко заканчиваются преступлениями. Делать нечего! Праздность!

У верующего человека не может быть праздности, не может быть пустоты по определению, потому что за каждое праздное слово мы дадим ответ пред Богом (см. Мф. 12:36), и за нашу пустоту дадим пред Богом ответ, как неплодящие смоковницы (см. Мк. 11:12-14, 20-21). Для того чтобы избежать этого опасного пагубного состояния, мы должны бодрствовать. И к этому бодрствованию призывает нас Господь.

Особенно мы должны бодрствовать во время Великого поста, который и дается нам для того, чтобы мы оценили свое духовное состояние, подумали о том, кто мы, в каком мы состоянии, куда направляем свой путь, что мы делаем и что мы можем сделать. Если мы задаем себе такие вопросы, то они должны приводить к конкретным действиям, к желанию исправить свой жизненный путь. А если человек исправляет свой жизненный путь, то он в первую очередь контролирует самого себя. Тогда никакой праздности быть не может, потому что человек, заботящийся о своем умственном, нравственном, духовном развитии, будет непременно использовать любую возможность для того, чтобы обеспечивать это развитие.

Неслучайно святые отцы особо подчеркивают опасность праздности как губительного для человека порока. В Церкви, особенно в дни Святого и Великого поста, мы имеем возможность, проанализировав свое состояние, сделать все, что мы можем сделать, дабы остановить развитие опасных пороков, среди которых на первом месте – праздность. И да поможет нам Господь посвятить дни Святой Четыредесятницы преодолению наших слабостей, пороков и грехов.

Уныние

В молитве святого Ефрема Сирина мы просим Господа оградить нас прежде всего от праздности, ибо праздность – это порок, разрушающий человеческую жизнь. А затем следует мольба к Богу избавить нас от уныния.

Наверное, нет людей, которые бы не испытывали этого чувства в своей жизни. Святой Иоанн Лествичник говорит, что уныние есть расслабление души и изнеможение ума. Уныние сопровождается тяжелым состоянием духа: человеку кажется, что многое он не сможет сделать, многого не сможет достичь, многое в своей жизни потерял. И эта негативная самооценка бывает настолько разрушительной, что люди теряют присутствие духа, способность активно трудиться, реалистично оценивать окружающие их события и действительно впадают в тяжелое душевное состояние.

Иногда уныние путают с депрессией. Внешние проявления и того, и другого достаточно схожи. Но если депрессия есть результат неблагополучия психического, то есть следствие болезни, то уныние таковым не является. Понятие «уныние» вообще можно определить и описать только в системе религиозных координат. Если человек теряет веру в Бога, если он начинает во многом сомневаться, если утрачивает некие жизненные координаты, связанные с его религиозным выбором, то, как следствие, наступает уныние, тяжелейшее душевное состояние.

Уныние невозможно лечить медикаментозно, из уныния невозможно выйти через внушение извне. Это состояние, которое может преодолеть только сам человек, опираясь на силу Божию. А как же возможно совершить такой подвиг? Есть два непременных условия: человек должен верить в Бога и верить в то, что все происходящее с ним является в конечном счете действием Божественного промысла – либо попущением Божиим, если происходящее скорбно и печально, либо проявлением Божественной милости, если происходит что-то радостное и доброе. Когда человек приучается предавать себя в руки Божии, уныние исчезает, потому что вместо уныния обретается глубочайшая уверенность в силе и разумности Божественного Промысла.

Мне приходилось встречаться с людьми, прошедшими тяжелейший жизненный путь, в том числе с теми, кто прошел через заключение, ссылки, лагеря только потому, что верил в Бога. И вот что удивительно: у этих людей никогда не было уныния. Еще во время несения послушания в Смоленске я встретился с одним человеком. Он посетил меня, узнав мою фамилию, и сказал, что с каким-то юношей, носившим ту же фамилию, он плыл из тогдашнего Ленинграда в бухту Нагаева, а затем по Колымской трассе был доставлен до места заключения. И рассказал, что тот юноша никогда не был в плохом настроении – он всегда оставался спокойным, мирным и даже радостным. И когда его спросили, почему он пребывает в таком добром расположении духа, ответ был простой: «Но ведь я ради Христа еду туда, куда меня посылают. А разве может быть плохой жизнь ради Христа?»

Нам нужно во многом пересматривать наше отношение к окружающему миру, к нам самим. Чем больше в жизни комфорта, чем больше материальных возможностей, тем слабее становится человек. Ему есть, что терять, он боится понизить уровень своего потребления и комфорта и потому становится очень уязвимым. И не только потому, что волнение охватывает при одной только мысли, что жизнь может измениться в худшую сторону, но и просто потому что очень часто такой человек впадает в уныние. А уныние там, где исчезает вера и где на место веры приходит страх.

Вот почему в молитве святого Ефрема Сирина просьба к Господу избавить нас от уныния стоит на втором месте – особым образом подчеркивается необходимость избавиться от уныния как душевного состояния, несовместимого с подлинным человеческим благополучием.

Каждый из нас в той или иной мере, при тех или иных обстоятельствах подвержен этому чувству. И для каждого из нас, кто хотя бы раз был подвержен этому чувству, звучат сегодня проникновенные слова молитвы святого Ефрема Сирина с просьбой избавить нас от уныния. А избавиться от уныния – значит изменить свой взгляд на жизнь, расстаться со страхами, расстаться с недоумениями, с попытками прозревать будущее, не имея никаких возможностей по-настоящему это сделать. Это означает предаться в руки Божии с полным доверием Господу, без всякого страха, но с великой надеждой на Божие милосердие.

Всему этому учит нас молитва святого Ефрема Сирина. И, повторяя эти слова, будем просить Господа, чтобы Он избавил нас, в том числе, и от пагубного уныния и дал возможность обрести радость и мир в душе.

Любоначалие

Молитвой святого Ефрема Сирина мы испрашиваем у Господа помощи на путях нашей духовной жизни. Мы просим оградить нас от чувств, мыслей, деяний, которые разрушают внутренний мир человека и препятствуют делу спасения.

«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия… не даждь ми». Менее всего мы обращаем внимание на опасность любоначалия, ведь каждый чувствует свою вину пред Богом в празднословии, унынии, а вот склонность к любоначалию для большинства остается незаметной. Но на самом деле любоначалие – это очень болезненная страсть, и страсть греховная. По-русски любоначалие именуется властолюбием. Когда человек стремится к власти, тогда его обуревает страсть властолюбия.

Только у Господа – власть над миром и над каждым человеком, и древние хорошо это понимали. Из Ветхого Завета мы знаем, что в Израиле, который по праву считал себя народом избранным, первоначально не было царей. Израиль поставлял себя под власть Бога; в истории такое управление государством называется теократией, в переводе на русский – властью Бога. Но поскольку кто-то должен был эту власть осуществлять, древние израильтяне учредили особое служение – служение судей. Не будучи царями, судьи исполняли определенные функции, связанные с управлением государством, памятуя, как и весь народ, о том, что подлинным Правителем, подлинным Царем Израиля является Господь. Но в какой-то момент израильтяне сочли, что жившие вокруг народы, имевшие царей, имевшие достаточно организованную государственность, начинают возвышаться над израильтянами, что особенно чувствовалось во время военных действий. В народе израильском возникла мысль о необходимости иметь царя. Последним судьей был пророк Самуил, и народ потребовал от него, чтобы был избран царь и тем самым закончилось правление над Израилем духоносных мужей, которые, не имея царских полномочий, являлись скорее моральными авторитетами и духовными лидерами. Самуил обратился к Господу с молитвой и услышал ответ: «Они не тебя – они Меня отвергли» (см. 1 Цар. 8:7-8). И Бог дал им царя Саула.

Власть привлекает людей тем, что через обладание ею можно свою собственную волю исполнять посредством других людей, осуществлять свою волю в жизни других. Это открывает огромные возможности для достижения таких целей, какие были бы совершенно недостижимы, если опираться только на свою волю и на свои силы. Власть дает право и возможность мобилизовать волю и силы многих для достижения тех целей, которые ставит перед собой обладающий властью человек.

Вот почему к власти нередко устремлялись и устремляются люди недостойные. Если человек достойный удостаивается власти, он направляет ее на достижение целей, которые служат благу не только и не столько его самого, но всех тех, ради кого он эту власть осуществляет, то есть ради народа. Люди чувствуют и уважают таких правителей, окружают их почтением, считают великими авторитетами. Так, в истории нашего государства многие цари были окружены почтением и обладали высочайшим авторитетом. Ибо народ сознавал, что государь, будучи во главе страны, всего себя отдает для служения Отечеству. И мы знаем, что многие из наших достойных правителей были убиты именно потому, что беззаветно служили своему народу.

Но власть может проявляться и самым дурным образом, когда она служит интересам одного человека или группы людей, когда во имя узких корпоративных интересов и целей напрягаются силы народа, который принуждается властью к исполнению того, что служит благу немногих. В истории нашего Отечества бывали и такие времена – тяжелые, отмеченные значительными проблемами в жизни страны и страданием людей.

Властолюбие является грехом, и власть оправдана только тогда, когда служит единственной цели – приносить пользу людям, служить людям. Словом «министр» обозначается высокое должностное лицо в государстве. Но в переводе с латинского министр – это служитель. Не может быть другой цели у человека, облеченного властью, кроме как служить людям.

Все то, о чем мы сейчас говорим, касается не только светской власти, – то же касается власти духовной даже в большей степени, чем светской. В Церкви не может быть власти, направленной на достижение личных целей того, кто этой властью обладает. В Церкви власть – это синоним служения. Чем больше полномочий у священнослужителя, тем больше он должен сораспинаться на пути служения Богу и людям. И это единственное оправдание того уважения, того авторитета и той признательности, которые верующий народ обращает в адрес своих служителей.

И сегодня, задумываясь через слова молитвы святого Ефрема Сирина о власти, прося Господа избавить нас от властолюбия, мы должны ясно понимать, что все сказанное относится не только к тем, кто обладает властью, но и к каждому из нас. Потому что и в самых простых межличностных отношениях очень часто один человек пытается взять верх над другим, иногда сознательно, а иногда бессознательно, в силу черт характера, волевых качеств. И это стремление быть выше другого, воздействовать на другого, управлять другим тоже есть не что иное, как властолюбие, хоть и без реальной власти. Наверное, большинство из нас, если повнимательней посмотрит вглубь своей души, увидит в себе этот порок, иначе святой преподобный Ефрем не вложил бы в великую свою молитву обращение к Господу с мольбой избавить нас от этого греха и порока.

Пусть силой Божией и нашими собственными усилиями искореняется из нашей жизни всякое стремление к властолюбию, всякое стремление к тому, чтобы господствовать над другим человеком. А те, кто обладает некими властными полномочиями, в полной мере должны сознавать, что главный смысл и единственная цель такого ответственного служения есть не что иное, как служение Богу и людям.

Празднословие

В молитве «Господи и Владыко живота моего», в первом прошении, есть два слова, которые имеют один и тот же корень: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Праздность и празднословие. Праздность – это пустота, отсутствие всякого плода, отсутствие всякого содержания. А пустой человек – это человек никчемный. Не просто несостоявшийся (потому что есть люди несостоявшиеся в силу жизненных обстоятельств), а тот, кто оказался ни на что не способным. Так бывает – очень редко, но бывает. И чаще всего эта пустота является не проявлением каких-то физических или умственных слабостей, а проявлением слабой воли и слабых усилий, которые не могут сформировать человеческую личность.

Эта праздность и слова, и личности небезразлична ни для самих людей, ни для окружающих. Когда человек произносит праздные слова, он тем самым являет свою собственную несостоятельность. И те, кто внимательно относится к словам других, могут с легкостью определить, что собой представляет эта личность. Другими словами, праздные слова работают против нас. Они свидетельствуют о нас с самой плохой стороны. Нет ничего более опасного, чем празднословие с точки зрения формирования отрицательного отношения к человеку.

Но в празднословии есть опасность и для окружающих людей. Праздные слова могут нанести людям ущерб. Хорошо известны случаи, когда праздные слова приводили к жизненным катастрофам. Разве множество семейных конфликтов, которые заканчивались разводом, не начинались с пустых, праздных слов, незаметно переходивших в оскорбления и наносивших ущерб и тем, кто эти слова произносил, и, несомненно, тем, кто был вынужден их слушать? Празднословие – это сила с отрицательным содержанием. Мы ни в коем случае не должны поверхностно относиться ко всему тому, что говорим и что слышим, потому что и произносимое, и воспринимаемое нами имеет прямое отношение к нашей духовной жизни.

Как же избавиться от празднословия? Нет другого средства, как только научиться молчанию. Казалось бы, что хорошего в том, что человек молчит? На самом деле много хорошего в том, когда мы молчим, – это ограждает нас от пустых слов. Если человек говорит, только когда произносит нужные, правильные слова, когда ограждает себя от пустых, лишних слов, тем более тех, которые могут обидеть других людей и нанести им урон, – он совершает деяние очень большой духовной важности.

Как же научиться этому молчанию? Лучшей школой молчания является храм Божий. Находясь в храме, мы молчим на протяжении часов. Это удивительно. Мы не разговариваем друг с другом в храме, за исключением каких-то особых случаев. Храм и молитва есть школа молчания. Но как важно, чтобы эта школа приносила плоды и чтобы мы, покидая храм, помнили, что за каждое праздное слово будем нести ответ пред Господом (см. Мф. 12:36)! И как важно, чтобы эта школа молчания давала нам силы хранить себя от пустых слов в нашей повседневной жизни! Храм Божий дает удивительную возможность и обращаться к Богу с молитвой, и размышлять о своей собственной жизни, и учиться благоговейному молчанию.

Всякий раз, когда мы вступаем в отношения с людьми, когда мы произносим некие слова, мы должны помнить о большой ответственности, которая ложится на человека, вступающего в разговор с кем-то, с кем его свел случай или жизненные обстоятельства. Наши беседы, наше общение есть некая школа, которую можно пройти с успехом, а можно провалить экзамен. Если мы наполняем межличностное общение пустыми, никчемными словами, то ослабляем свою внутреннюю духовную жизнь и, несомненно, наносим ущерб тем, с кем общаемся. «Положи, Господи, хранение устом моим» (Пс. 140:3), – произносим мы в храме. И эти слова, обращенные к Богу, являются молитвой, помогающей нам хранить молчание в случаях, когда это необходимо. Хранить молчание, дабы сохранить свой внутренний мир, сохранить покой и не совершить ничего греховного, что могло бы омрачить жизнь других людей.

Мы должны быть научены тому, что слово – это великий Божий дар, данный человеку, чтобы он, используя слово, мог входить в сообщение с другими. И этот дар мы не должны ни в коем случае омрачить празднословием и всем тем, что приносит людям вред, духовный и не только духовный. И да поможет нам Господь хранить молчание тогда, когда это необходимо, удерживаться от пустых и тем более злых слов и сохранять мир в сердце. Пусть Господь каждого из нас вразумит на жизненном пути, чтобы избегать всего того, что греховно и пагубно, и устремляться к тому, что открывает нам двери спасения. Аминь.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Из проповедей в понедельник и вторник первой седмицы Великого поста 2019 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *