беспилотный летательный аппарат с реактивным двигателем что это
Беспилотный летательный аппарат
Возможность сохранить наиболее ценный ресурс – бойцов на поле боя с начала первых войн являлось наиболее важным и перспективным. Современные технологии позволяют использовать боевые машины дистанционно, что исключает потерю оператора даже при уничтожении единицы. Одним из наиболее актуальных в наши дни является создание беспилотных летательных аппаратов.
Что такое БПЛА (беспилотный летательный аппарат)
БПЛА называют любой летательный аппарат, в котором в воздухе нет пилота. Автономность устройств различная: есть простейшие варианты с дистанционным управлением, либо полностью автоматизированные машины. Первый вариант еще называют дистанционно-пилотируемым ЛА (ДПЛА), они отличаются непрерывной подачей команд от оператора. Более совершенные системы требуют лишь эпизодической подачи команд, между которыми устройство работает автономно.
Основное преимущество таких машин перед пилотируемыми истребителями и разведчиками в том, что они до 20-ти раз дешевле своих аналогов при сопоставимых возможностях.
Недостаток устройств в уязвимости каналов связи, которые легко нарушить и вывести машину из строя.
История создания и развития БПЛА
История беспилотников началась в Великобритании в 1933 году, когда на базе биплана Fairy Queen был собран самолет, управляющийся по радио. До начала Второй мировой войны и в первые годы было собрано более 400 таких машин, которые использовались в качестве мишеней при Королевском ВМФ.
Управлялась ракета следующими средствами:
Соединенные Штаты в годы войны выпускали мишени для тренировки зенитчиков — Radioplane OQ-2. Ближе к концу противостояния появились первые ударные беспилотники многократного действия — Interstate TDR. Самолет оказался малоэффективным из-за низкой скорости и дальности, которые были обусловлены дешевизной производства. Кроме того, технические средства того времени не позволили вести прицельный огонь, вести бой на большой дистанции без следования самолета-управления. Тем не менее успехи в применении машин были.
В послевоенные годы БПЛА расценивались исключительно в роли мишеней, но ситуация изменилась после появления в войсках зенитных ракетных комплексов. С этого момента беспилотники стали разведчиками, ложными целями для вражеских «зениток». Практика показала, что их использование сокращает потери пилотируемых ЛА.
В Советском Союзе до 70-х годов активно выпускались тяжелые разведывательные самолеты в качестве беспилотных:
Значительные потери авиации во Вьетнаме для армии Соединенных Штатов обернулись возрождением интереса к БПЛА.
Здесь появляются средства для выполнения различных задач;
В этом виде использовались 147E, которые собирали разведданные так эффективно, что многократно окупили стоимость всей программы по их же разработке.
Практика применения БПЛА показала значительно больший потенциал в качестве полноценных боевых машин. Поэтому после начала 80-х в Соединенных Штатах начинают разработку тактических и оперативно-стратегических беспилотников.
В развитии БПЛА 80-90-х годов поучаствовали израильские специалисты. Изначально закупались устройства США, но быстро была сформирована собственная научно-техническая база для разработки. Лучше всех зарекомендовала себя фирма «Тадиран». Израильская армия тоже продемонстрировала эффективность использования БПЛА, осуществляя операции против сирийских войск в 1982.
В 80-90-е очевидные успехи ЛА без экипажа на борту спровоцировали начало разработок у многих компаний по всему миру.
В начале 2000-х появился первый ударный аппарат – американский MQ-1 Predator. На борту устанавливались ракеты AGM-114C Hellfire. В начале века беспилотники в основном использовались на Ближнем Востоке.
До сих пор практически все страны активно разрабатывают и внедряют БПЛА. Например, в 2013 в ВС РФ поступили разведывательные комплексы с малой дальностью действия — «Орлан-10».
Также ведется разработка в КБ Сухого и МиГ новой тяжелой машины – ударного самолета со взлетной массой до 20 тонн.
Предназначение беспилотника
Беспилотные летательные аппараты в основном задействуются для решения следующих задач:
Эффективность аппарата при выполнении задач определяется качеством следующих средств: разведка, связь, автоматизированные системы управления, вооружение.
Сейчас подобные ЛА успешно снижают потери личного состава, доставляют информацию, которую невозможно получить на дистанции прямой видимости.
Разновидности БПЛА
Боевые дроны обычно классифицируются по типу управления на дистанционные, автоматические и неуправляемые.
Кроме того, в ходу классификация по массе и ТТХ:
В этих группах есть и гражданские устройства, разумеется, они легче и проще. Полноценные боевые машины зачастую не меньше пилотируемых самолетов по габаритам.
Неуправляемые
Неуправляемые системы – это простейшая форма БПЛА. У них управление происходит за счет бортовой механики, установленных характеристик полета. В такой форме можно использовать мишени, разведчики или снаряды.
Дистанционного управления
Дистанционное управление обычно происходит за счет радиосвязи, что ограничивает радиус действия машины. Например, гражданские ЛА могут действовать в пределах 7-8 км.
Автоматические
В основном это боевые машины, способные самостоятельно выполнять сложные задачи в воздухе. Этот класс машин самый многофункциональный.
Принцип работы
Принцип работы БПЛА зависит от его конструктивных особенностей. Существует несколько компоновочных схем, которым соответствует большинство современных ЛА:
В зависимости от типа двигателя, меняется и используемое топливо. Электромоторы питает аккумулятор, ДВС – бензин, реактивные двигатели – соответствующее топливо.
Силовая установка крепится в корпусе, здесь же размещается управляющая электроника, средства управления и связи. Корпус представляет собой обтекаемый объем для придания конструкции аэродинамической формы. Основой же прочностных характеристик является рама, которая обычно собирается из металла или полимеров.
Простейший набор управляющих систем следующий:
Военные устройства управляются при помощи пульта (если дальность действия небольшая) либо по спутникам.
Сбор информации для оператора и программного обеспечения самой машины поступает из датчиков различных типов. Используются лазерные, звуковые, инфракрасные и прочие типы.
Навигация проводится за счет GPS и электронных карт.
Поступающие сигналы трансформируются контроллером в команды, которые передаются уже на исполняющие устройства, например, рули высоты.
Преимущества и недостатки БПЛА
По сравнению с пилотируемой техникой, БПЛА имеют серьезные преимущества:
Недостатки любой летающий дрон тоже имеет:
Тем не менее продолжаются работы по усовершенствованию техники, в том числе повлиять на будущее БПЛА могут нейросети.
Беспилотные аппараты России
Як-133
Это дрон разработки компании «Иркут» — малозаметный аппарат, способный вести разведку и при необходимости уничтожать боевые единицы противника. Предполагается оснащение управляемыми ракетами, бомбами.
А-175 «Акула»
Комплекс, способный вести всепогодный мониторинг климата, в том числе на сложном рельефе. Изначально модель разрабатывалась ООО «АэроРоботикс» для мирных целей, но производители не исключают выпуск военных модификаций.
«Альтаир»
Разведывательно-ударный аппарат, способный продержаться в воздухе до двух суток. Практический потолок – 12 км, скорость в пределах 150-250 км/ч. На взлете масса достигает 5 тонн, из них 1 т – это полезная нагрузка.
БАС-62
Гражданская разработка «ОКБ Сухого». В разведывательной модификации способен собирать разносторонние данные об объектах на воде и суше. Допускается применение для контроля линий электропередач, картографирования, мониторинга метеорологической обстановки.
Беспилотные аппараты США
Разработка компании Northrop Grumman. В 2017 год в армию Соединенных Штатов поступило три машины. Они были направлены в ОАЭ.
Беспилотник компании Lockheed Martin, предназначенный не только для наблюдения и рекогносцировки, но и для радиоэлектронной борьбы. Способен продолжать полет до 15 часов.
«LightingStrike»
MQ-1B «Predator»
Разработка General Atomics – средневысотная машина, которая изначально создавалась как разведывательная. Позже ее модифицировали в многоцелевую технику.
Беспилотные аппараты Израиля
«Mastiff»
Первым созданным израильтянами БПЛА стал «Мастиф», совершивший полет в 1975 году. Целью этой машины была разведка на поле боя. Простоял на вооружении до начала 90-х.
«Shadmit»
Эти устройства использовались для разведки в начале 80-х, когда шла первая Ливанская война. Часть использованных систем передавало в режиме реального времени разведданные, часть имитировала вторжение авиации. Благодаря им, успешно велась борьба с ЗРК.
IAI «Scout»
«Скаут» был создан в качестве тактической разведывательной машины, для чего оснащался телевизионной камерой и системой транслирования собранной информации в реальном времени.
I-View MK150
Другое название — «Наблюдатель». Аппараты разработаны израильской компанией IAI. Это тактическая машина, оснащенная инфракрасной системой наблюдения и комбинированной оптико-электронной начинкой.
Беспилотные аппараты Европы
MALE RPAS
Одна из недавних разработок – перспективная разведывательно-ударная машина, которая создается совместно итальянскими, испанскими, немецкими и французскими компаниями. Первая демонстрация прошла в 2020 году.
«Sagem Sperwer»
Одна из французских разработок, которая успела проявить себя на Балканах в конце прошлого века (1990-е). Создание велось с опорой на национальные и общеевропейские программы.
«Eagle 1»
Еще одна французская машина, которая предназначена для ведения разведывательных операций. Предполагается, что аппарат будет работать на высотах в 7-8 тысяч метров.
Высотный БПЛА, который может подниматься до 18 километров. В воздухе аппарат может продержаться до трех суток.
В целом в Европе ведущую роль в разработке беспилотных ЛА занимает Франция. Постоянно появляются новинки по всему миру, в том числе модульные многофункциональные модели, на базе которых можно собрать различные боевые и гражданские машины.
Удар с небес: как выглядят самые мощные беспилотники в мире
Что сегодня могут армейские БПЛА
Одними их первых использовать беспилотники для самоподрыва придумал Израиль. Их Harop (барражирующие снаряды) применял Азербайджан в Нагорном Карабахе осенью 2020 года.
Беспилотники или истребители?
В кабине БПЛА никого нет, оператор управляет машиной из наземного центра, находясь в десятках, сотнях и даже тысячах километров от самого беспилотника. В этом основное преимущество БПЛА перед самолетом с летчиком.
Основные преимущества беспилотников
Однако некоторые военные эксперты уверены, что час беспилотников еще не пробил и БПЛА эффективны лишь против стран, у которых практически отсутствует ВВС и ПВО, либо существующие системы обнаружения давно устарели.
Основные недостатки беспилотников
Характеристики многих БПЛА — военная тайна
Достоверно известно только о тех БПЛА, испытания которых проводились официально. Информация о других засекречена. Как на самом деле показывают себя в воздухе секретные машины, пока никто, кроме самих разработчиков, не знает.
К примеру, Китай не ведет сейчас никаких вялотекущих или гибридных войн и не демонстрирует свои возможности в этой сфере, однако в будущем он способен серьезно изменить характер боевых действий. Пока же об истинных успехах большинства китайских БПЛА можно судить только по данным разведки или на примере тех немногих моделей, которые поставляются на экспорт. По опубликованным параметрам, китайские дроны — идеальные машины. Правда, как и многое в Китае, они созданы «по мотивам» западных разработок.
В частности, на экспорт поставляются дешевые аналоги американских MQ-1 Predator MQ-9 Reaper — разведывательно-ударные CH-4. При цене вдвое ниже американских прототипов покупателями CH-4A/B стали Алжир, Иордания, Ирак, Пакистан, Туркменистан, Мьянма, ОАЭ и Саудовская Аравия.
Сильнейшие боевые беспилотники планеты
США лидируют в сфере производства боевых дронов. По прогнозам, в 2028 году американская армия будет иметь больше беспилотных летательных аппаратов-разведчиков, чем весь остальной мир вместе взятый. Армии других стран таким количеством дронов «в погонах» похвастаться не могут, зато на боевое дежурство способны выставить самые мощные боевые дроны на планете.
GAAS Avenger
Это беспилотник для авианосцев, модификация Predator, снятого с вооружения ВВС США в 2020. Крылья складываются, чтобы аппарат занимал меньше места и поместился на корабле.
Heron TP
Израильский Heron, вероятно, один из самых продаваемых военных беспилотников в мире. Heron TP — средневысотный многоцелевой беспилотник большой продолжительности полета. Размах крыльев — 26 м. Потолок — 13,7 км. Длительность полета — 36 ч. Может нести на себе средства управления огнем и ударные комплексы. Heron TP видит в оптическом и инфракрасном диапазонах. Крейсерская скорость 296 км/ч, способен разогнаться до 460 км/ч.
MQ-9 Reaper
И снова американец. Один из самых мощных и известных в мире БПЛА. Это основной разведывательно-ударный беспилотный летательный аппарат армии США. Он может взлетать на высоту 14 км и находиться в воздухе до 30 часов. Крейсерская скорость — 280-310 км/ч, максимальная — до 480 км/ч. Беспилотник способен поднять в небо груз весом до 4,7 т. Оптоволоконная система AN/AAS-52 распознает и отследит цель, телекамеры прочитают номерной знак, даже находясь в 3 км от автомобиля. Время реакции на полученную от оператора команду — 1,5 с.
Вооружен Reaper противотанковой ракетой AGM-114 Hellfire, а также управляемыми бомбами GBU-12 и GBU-38. Может нести до 14 ракет Hellfire класса «воздух-земля».
Reaper ликвидировал, в частности, третьего человека в руководстве «Аль-Каиды» Мустафу Абу Язида, известного как шейх аль-Масри, Мохаммеда Эмвази (он же «Джихадист Джон»), генерала Касема Сулеймани, заместителя командующего мобилизационными силами Ирана.
Bayraktar TB2
Турецкий аппарат относится к классу тактических средневысотных БЛА с большой продолжительностью полета. Его программное обеспечение несколько превосходит подобный компонент у некоторых конкурентов, в том числе и у израильского дрона Heron.
Крейсерская скорость — 130 км/ч, максимальная — 250 км/ч. Практический потолок — 7,3 км. Длина — 6,5 м, размах крыла — 12 м. Беспилотник весит 630 кг, способен поднять до 55 кг боеприпасов. Максимальное время нахождения в воздухе — сутки.
Может нести на себе две противотанковые управляемые ракеты и корректируемые бомбы MAM-C (8 кг) и MAM-L (23 кг) с наведением по лазерному лучу, опасные для автомашин и легкой бронетехники.
СH-5 (Rainbow-5)
Новый средневысотный разведывательно-ударный беспилотник из Китая. Rainbow-5 может нести до 16 ракет класса «воздух-земля» или других высокоточных боеприпасов общей массой до 900 кг. Размах крыльев — 21 м, максимальная скорость — 400 км/ч. Без дозаправки будет держаться в воздухе 60 часов.
Taranis
Британский разведчик-штурмовик пятого поколения назван в честь кельтского бога грома. До недавнего времени детали его разработки держались в тайне. Доподлинно известны лишь масса — 3 т, длина — 11 м, размах крыльев — 10 м и то, что беспилотник оснащается технологией «Стелс», которая делает аппарат практически невидимым для ПВО противника. Максимальная скорость — сверхзвуковая, рассчитан на выполнение межконтинентальных полетов.
Yabhon United 40
Средневысотный разведывательно-ударный БПЛА разработанный в ОАЭ, может находиться в воздухе до пяти суток (120 часов). Способен нести 1 030 кг боеприпасов. Потолок — 7 км.
С-70 «Охотник»
Пока детальные характеристики российского «Охотника» засекречены. Однако известно, что его вес — около 22 т. Разработчики уверяют, что несколько «Охотников», укомплектованных ракетами «земля-воздух» Х-58, Х-35, Х-74М2 и корректируемыми авиабомбами КАБ-25, могут нанести страшный урон инфраструктуре противника.
Приблизительная стоимость «Охотника» — около ₽1 млрд. Однако военные эксперты полагают, что цена сократится на 40-50% после запуска БПЛА в серию. Глава ОАК (Объединенной авиастроительной корпорации) Юрий Слюсарь заявил, что в армию серийные БПЛА начнут поступать с 2024 года.
Что еще может предложить Россия?
По последним данным, с 2012 года в российскую армию на вооружение принято 900 беспилотников. В основном это разведчики, корректировщики огня, перехватчики различных сигналов противника. В 2021 году российские военные получат сразу семь первых отечественных беспилотных авиационных комплексов «Орион» (он же «Иноходец») разведывательно-ударного назначения.
«Орион» — средневысотный беспилотник большой продолжительности полета. Размах крыльев — 16 м, длина — 8 м, взлетная масса — 1 т. Крейсерская скорость заявлена на уровне 120 км/ч, максимальная же скорость неизвестна. Аппарат способен работать на высотах до 7,5 км. Максимальное время полета — 24 часа.
Беспилотник может нести управляемые ракеты и авиабомбы нескольких типов. Специально для него изготовлены боеприпасы малых калибров, чтобы «Орион» мог поднять груз в воздух.
В апреле 2021 года на авиабазе ВВС США впервые провели запуск беспилотника Kratos UTAP-22 с помощью искусственного интеллекта. Система Skyborg подняла аппарат, управляла им и посадила. До сих пор, когда речь шла о боевых дронах, имелось в виду противостояние людей. Весной 2021 года, возможно, началась другая история — о противостоянии машин.
Китайские беспилотные летательные аппараты с реактивными двигателями
Китайская беспилотная авиация. В настоящее время китайские разработчики и промышленность в состоянии создавать и серийно строить все типы БПЛА. Благодаря наличию собственной современной радиоэлектронной базы, своевременной выдаче техзадания проектировщикам и щедро выделяемому финансированию Народно-освободительная армия Китая по числу имеющихся в войсках беспилотников имеет многократное преимущество перед вооруженными силами Российской Федерации. Помимо многочисленных дронов лёгкого и среднего класса, в ВВС и ВМС НОАК стоят на вооружении тяжелые беспилотные аппараты, способные решать как тактические, так и стратегические задачи. По сравнению с беспилотниками, оснащёнными поршневыми и турбовинтовыми двигателями, реактивные БПЛА имеют больший взлётный вес, лучшую тяговооруженность, способны нести увеличенную полезную нагрузку. По дальности и высоте полёта они в большинстве случае превосходят пилотируемые самолёты такой же массы. В связи с этим тяжелые беспилотники имеют значительный потенциал в роли дальних высотных разведчиков, они применяются для патрульных полётов и ретрансляции радиосигналов. Некоторые китайские реактивные дроны также оснащаются авиационными управляемыми средствами поражения. Вооруженные БПЛА, обладающие околозвуковой и сверхзвуковой скоростью полёта, в настоящее время проходят испытания в КНР. В перспективе они получат способность нести корректируемые бомбы, противорадиолокационные и противокорабельные ракеты.
Так как объём данной публикации не позволяет ознакомиться со всеми китайскими БПЛА с реактивным двигателем, мы рассмотрим только аппараты, принятые на вооружение или в опытную эксплуатацию, а также наиболее интересные несерийные образцы, находящиеся в процессе разработки или испытаний, которые, по мнению зарубежных экспертов, обладают наибольшим потенциалом.
Воздушная мишень TL-8 Sky Dragon
Спектр применения реактивных беспилотников в КНР не ограничивается разведкой и патрулированием. В связи с тем, что командование НОАК считает крылатые ракеты Tomahawk одной из основных угроз, для тренировок расчётов ПВО и истребителей перехватчиков корпорацией AVIC создана беспилотная мишень TL-8 Sky Dragon. Основным критерием при разработке этого аппарата была минимальная стоимость при внешнем виде и характеристиках, максимально близких с американской крылатой ракетой.
По внешнему виду БПЛА TL-8 Sky Dragon очень сильно похож на КР Tomahawk BGM-109, но имеет меньшие габариты. Длина фюзеляжа этого беспилотного аппарата составляет 3,77 м, размах крыльев — 1,76 м. Диаметр фюзеляжа — 0,35 м. Максимальная взлётная масса — 250 кг. Силовая установка беспилотника состоит из одного реактивного двигателя, который способен разгонять воздушную мишень до скорости 920 км\ч. Продолжительность нахождения в воздухе при максимальной скорости полёта составляет 45 минут.
Управление беспилотным аппаратом осуществляется с наземной станции или с воздушного пункта на базе турбовинтового самолёта Shaanxi Y-8 (китайский аналог Ан-12). По манёвренности воздушная мишень существенно превосходит крылатую ракету «Томагавк», и может выполнять манёвры с перегрузкой 6G. Предусмотрено повторное использование «Небесного дракона», для этого на аппарате имеется парашютная система спасения. Хотя БПЛА TL-8 Sky Dragon проектировался как воздушная мишень, согласно информации, опубликованной в китайских источниках, после установки модулей специального оборудования его можно использовать для радиотехнической разведки, в качестве постановщика помех и ложной цели. Для точного определения координат на борту имеется приёмник спутниковой навигационной системы. В настоящее время БПЛА TL-8 Sky Dragon принят на вооружение и строится серийно.
БПЛА Cloud Shadow
На Чжухайском авиасалоне в ноябре 2016 года китайская компания Aviation Industry Corporation of China (AVIC) представила БПЛА Cloud Shadow (англ. Облачная тень), оснащенный малогабаритным турбореактивным двигателем WP-11. Этот ТРД создан на основе американского Continental J69-T-29A, конструкция которого в свою очередь базируется на французском авиационном двигателе Marboré VI. По всей видимости, китайские специалисты смогли ознакомиться с американскими компактными турбореактивными двигателями после изучения БПЛА Ryan BQM-34 Firebee, в годы войны в Юго-Восточной Азии. Хотя по сравнению с прототипом тяга китайского двигателя была увеличена с 7,6 кН до 10,1 кН, ТРД WP-11 по современным меркам обладает невысокой экономичностью, что ограничивает время нахождения беспилотника в воздухе.
Согласно информации, представленной на международных выставках вооружения, взлётный вес БПЛА Cloud Shadow составляет 3000 кг. Размах крыльев – 17,8 м, длина – 9 м. Максимальная высота патрулирования – 17000 м. Продолжительность полёта – 6 ч. При выполнении миссий разведки и наблюдения дрон способен развивать максимальную скорость до 620 км/ч, в ударном варианте с внешними подвесками вооружения – 550 км/ч. Скорость на патрулировании – 220 км/ч. Масса полезной нагрузки – до 450 кг.
Беспилотник имеет шесть подкрыльевых узлов вооружения, на ближних пилонах к фюзеляжу можно подвешивать бомбы массой до 100 кг и лёгкие противокорабельные ракеты. Под фюзеляжем имеется узел для размещения контейнера РЛС с синтезированной апертурой или пассивной радиотехнической системой, работающей в диапазоне 0,5 — 16 ГГц и засекающей координаты вражеских радаров. Также имеется вариант подвесной аппаратуры для глушения радиостанций на частотах от 100 до 300 МГц.
При работе с наземными станциями по радиоканалу, дальность действия БПЛА Cloud Shadow составляет 290 км. Одна наземная станция может одновременно управлять тремя беспилотными аппаратами. Также предусмотрен автономный режим полёта с использованием китайской спутниковой навигационной системы «Бэйдоу» и аппаратуры передачи данных по спутниковым каналам связи.
Представители AVIC также утверждали, что в БПЛА семейства Cloud Shadow используются элементы малой радиолокационной заметности, и для снижения демаскирующих признаков беспилотник способен совершать длительный полёт без использования бортовых радиотехнических систем, что исключает обнаружение высокочастотного излучения средствами пассивной пеленгации. БПЛА Cloud Shadow имеет разборную модульную конструкцию, состоящую из шести частей. Это позволяет в случае необходимости быстро заменить неисправный узел и оперативно подготовить необходимую конфигурацию для выполнения конкретного задания.
Испытания БПЛА Cloud Shadow вместе с другими беспилотными аппаратами проходили на авиабазе Иньчуань, в Нинся-Хуэйском автономном районе. Эта авиабаза известна тем, что в прилегающих к ней горам вырублены подземные укрытия, способные вместить несколько сотен истребителей, здесь также расположен испытательный центр китайских БПЛА и базируется беспилотная тестово-тренировочная эскадрилья. Судя по всему, «Облачная тень», сейчас находящаяся в опытной эксплуатации, будет в дальнейшем совершенствоваться.
Спутниковый снимок Google Earth: БПЛА различных типов на авиабазе Иньчуань. Слева от беспилотников мобильные станции управления со спутниковым каналом
Беспилотный ударный экраноплан CH-T1
С учётом того, что Китай активно строит современный военно-морской флот способный бросить вызов доминированию США на Тихом океане, и официальным назначением которого является защита «Морского Шелкового пути XXI века», в КНР создаются боевые беспилотники для обеспечения действий ВМС НОАК. В мае 2017 года в сети появились снимки БПЛА CH-T1, созданного корпорацией CASC. Официальных комментариев о назначении данного беспилотного аппарата китайские представители не давали, но в неавторитетных источниках появилась информация, что это ударный дрон-экраноплан, способный летать на сверхмалых высотах, что в сочетании с использованием технологии малой радиолокационной заметности должно затруднить его обнаружение.
БПЛА CH-T1 с взлётной массой около 3000 кг способен развить скорость до 850 км/ч. Длина аппарата – около 6 м. Дальность полёта – до 1000 км. Под радиопрозрачным носовым обтекателем находится многофункциональная БРЛС, предназначенная для обнаружения надводных целей. Ряд экспертов считает, что беспилотный экраноплан может быть оснащён противокорабельными ракетами, альтернативным мнением является то, что это «дрон-камикадзе».
Тяжелый разведывательный БПЛА HQ-4 Xianglong
При том, что ударные беспилотники обладают определённым противокорабельным потенциалом, основная часть китайских тяжелых БПЛА предназначена для патрулирования, разведки и выдачи целеуказания противокорабельным ракетным комплексам. В рамках этих задач в КНР созданы и приняты на вооружение по меньшей мере два беспилотных летательных аппарата, обладающие большой дальностью полёта.
В ноябре 2009 года в воздух поднялся тяжелый реактивный беспилотник HQ-4 Xianglong («Парящий дракон»), разработанный Китайской авиационной промышленной корпорацией Ченду (Chengdu Aircraft Industry Corporation — САIC). До этого, в 2006 году модель и рисунки этого БПЛА были представлены на авиасалоне в городе Чжухай.
«Парящий дракон» построен по достаточно необычной аэродинамической схеме с «замкнутым крылом», которая является сочетанием крыла обычной и обратной стреловидности. БПЛА HQ-4 Xianglong имеет длинное нижнее крыло с корнем в носовой части и верхнее крыло обратной стреловидности с корнем в хвостовой части и закрылки, загнутые вниз. Верхнее крыло состыковано с серединами консолей нижнего крыла. Такое крыло имеет наименьшее индуктивное сопротивление, так как практически не образуются концевые вихревые потоки. Замкнутое крыло имеет большую подъёмную силу, и аппараты с таким крылом способны летать на околозвуковой скорости без использования закрылок.
На первый опытный экземпляр первоначально был установлен ТРД WP-7 (копия советского Р-11Ф-300). На серийные аппараты устанавливались ТРДД WS-11, используемые также на лёгком китайско-пакистанском истребителе JF-17 Thunder. В перспективе «Парящий дракон» должен получить новый лёгкий и экономичный двухконтурный турбореактивный двигатель, оптимизированный для полётов на большой высоте.
БПЛА с взлётной массой 7500 кг имеет размах крыла 25 м и длину 14,3 м. Максимальная высота полёта более 18000 м. Скорость на большой высоте – 750 км/ч. Полезная нагрузка весом 650 кг может включать в себя: оптоэлектронные разведывательно-обзорные системы, радиолокатор, аппаратуру радиотехнической разведки. Полёт происходит в автоматическом режиме с использованием китайской спутниковой навигационной системы «Бэйдоу». Управление действиями беспилотника и передача полученной разведывательной информации осуществляется по спутниковым каналам связи или по высокочастотному широкополосному каналу. В последнем случае для ретрансляции радиосигнала могут использоваться другие беспилотные аппараты.
Хотя в зарубежных источниках БПЛА HQ-4 Xianglong часто сравнивают с американским RQ-4 Global Hawk и его морской модификацией MQ-4C Triton, китайский беспилотник имеет радиус действия до 3500 км, в то время как «Глобал Хок» способен оперировать на удалении до 4400 км, а «Тритон», используемый ВМС США – до 7500 км. При этом дальние американские беспилотные разведчики имеют примерно вдвое большую взлётную массу и оснащены более широким набором разведывательных средств.
Тем не менее, БПЛА HQ-4 Xianglong являются достаточно эффективным средством контроля морской поверхности, он также может использоваться в роли высотного фоторазведчика при полётах над сушей. В июне 2018 года стало известно, что «Парящий дракон» официально принят на вооружение. Согласно китайским источникам, для эксплуатации дальних беспилотников подготовлено 11 авиабаз, главным образом на восточном побережье КНР. «Парящие драконы», размещённые на авиабазе Шигадз, использовались во время кризиса в Докламе в августе 2017 года. Китайские беспилотники с «замкнутым крылом» также замечены на авиабазе Лингшуй, расположенной на острове Хайнань и на острове Вуди в Южно-Китайском море. В конце июня 2019 года тайванские СМИ сообщили, что БПЛА HQ-4 Xianglong использовался для слежения за американским ракетным крейсером за ракетным крейсером USS Antietam типа «Тикондерога», прошедшим через Тайваньский пролив.
На спутниковых снимках китайских авиабаз уже сейчас можно насчитать более двух десятков «Парящих драконов», и их число будет увеличиваться. Российские и зарубежные военные эксперты сходятся во мнении, что основным назначением БПЛА HQ-4 Xianglong является контроль поверхности океана в мирное время, а в случае вооруженного конфликта своевременное обнаружение и определение координат кораблей противника для нанесения по ним ударов противокорабельными ракетами.
Тяжелый разведывательный БПЛА Divine Eagle
Китайским беспилотником, способным превзойти американские «Глобал Хок» и «Тритон», должен был стать тяжелый реактивный Divine Eagle. Снимки этого беспилотного аппарата появились в сети в 2015 году, после начала испытаний в Шеньяне.
Тяжелый БПЛА Divine Eagle имеет тандемный корпус с одним турбореактивным двигателем посередине и двумя килями. Согласно экспертным оценкам «Божественный орёл» оснащён ТРДД с тягой от 3,5 до 5 т, чего достаточно для подъема беспилотника со взлетной массой 12-18 т. Достоверной информации об точных размерах и лётных данных тяжелого двухкилевого БПЛА нет. Но, судя по спутниковым снимкам, полученным на заводском аэродроме Шеньянской авиационной корпорации Shenyang Aircraft Corporation (SYAC), длина его фюзеляжа может составлять от 15 до 18 м, а размах крыльев оценивается в 40-45 м.
Спутниковый снимок Google Еarth: БПЛА Divine Eagle на заводском аэродроме в Шеньяне, об истинных размерах беспилотника можно судить по имеющимся на снимке тяжелым истребителям J-11
С учётом размеров и компоновки БПЛА Divine Eagle можно предположить, что практическая дальность его полёта будет не меньше, чем у американских тяжелых разведывательных беспилотников. Рабочая высота патрулирования может превышать 20 км, а крейсерская скорость находится в диапазоне 750-800 км/ч. В китайских СМИ пишут, что на внешних поверхностях «Божественного орла» размещены 7 антенн АФАР. Передача радиолокационной информации должна происходить в реальном режиме времени по радиорелейным и спутниковым каналам связи. Принято считать, что основным назначением самого крупного китайского беспилотного аппарата является слежение за американскими авианосными ударными группами.
Ряд неавторитетных источников утверждает, что БПЛА Divine Eagle принят на вооружение НОАК в 2018 году. Сложно сказать насколько это соответствует действительности, возможно, он только проходит войсковые испытания. Тяжелые беспилотники «Парящий дракон» и «Божественный орёл» замечены на авиабазе Аньшунь в провинции Гуйчжоу.
Спутниковый снимок Google Еarth: БПЛА Divine Eagle и HQ-4 Xianglong на авиабазе Аньшунь. Слева от беспилотников на взлётно-посадочной полосе находятся мобильные пункты управления и станции спутниковой связи с параболическими антеннами
В этом районе находится китайский центр управления беспилотными летательными аппаратами, использующими спутниковые каналы передачи информации. Для этого на авиабазе Аньшунь к 2015 году возведена вся необходимая инфраструктура, установлены стационарные параболические антенны и имеется несколько мобильных комплектов управления беспилотниками. В непосредственной близости от авиабазы находится предприятие корпорации Guizhou Aircraft Industry Corporation (GAIC), где ведётся сборка тяжелых китайских БПЛА.
В 2018 году в южных и юго-западных районах КНР замечено развёртывание мобильных комплексов космической связи. По мнению иностранных наблюдателей это связано с массовым поступлением в войска тяжелых беспилотников с большой дальностью полёта.
По всей видимости, ВВС и ВМС НОАК развивают свои беспилотные программы независимо друг от друга. На острове Дайшань в Восточно-Китайском море, расположенном в 600 км северней Тайваня, в 2018 году реконструирована передовая авиабаза, где ранее размещались дальние бомбардировщики-ракетоносцы Н-6 (копия Ту-16).
Исходя из имеющихся в свободном доступе спутниковых снимков, можно предположить, что сейчас здесь базируются беспилотники, предназначенные для контроля прибрежных вод.
Малозаметный БПЛА Sharp Sword
В июле этого года в китайских СМИ появилась информация, что в 2020 году ВМС НОАК примет на вооружение малозаметный тяжелый беспилотник Sharp Sword («Острый меч»). Этот аппарат создан совместно компаниями AVIC, SYAC и HAIG. При проектировании БПЛА Sharp Sword использовалась технология малой радиолокационной заметности. Эксперты обращают внимание, что китайский беспилотный «стелс», являющийся дальнейшим развитием аппаратов типа «летающее крыло», спроектированных специалистами 601-го института корпорации AVIC, во многом напоминает американские БПЛА X-47B и RQ-170 Sentinel. Не исключено, что при создании беспилотника «Острый меч» были использованы технические решения американского RQ-170 Sentinel, совершившего в декабре 2011 года вынужденную посадку на территории Ирана. Также китайский малозаметный дрон внешне сходен с российским БПЛА «Скат», макет которого был представлен на авиасалоне МАКС-2007.
БПЛА Sharp Sword Лиянь совершил первый 20-минутный полёт 21 ноября 2013 года с аэродрома Хунду компании HAIG. Точные характеристики беспилотника не известны. По оценкам экспертов размах крыла составляет примерно 14 м, длина — около 8 м. По китайским данным, в качестве силовой установки используется бесфорсажный вариант ТРДД Р-93 российского производства. В состав БРЭО входит аппаратура спутниковой навигационной системы «Бэйдоу».
Cверхзвуковой БПЛА WZ-8
Особый интерес вызвал показанный на параде вместе с другой военной техникой сверхзвуковой БПЛА WZ-8. В ряде изданий говорится, что аппарат предназначен для запуска с дальнего бомбардировщика H-6. Это вывод сделан на основании того, что у него видны крепления сверху. Беспилотник WZ-8 оснащен двумя двигателями, однако не имеет воздухозаборников. Есть мнение, что при его разработке использовались технологии упавшего в 1972 году на территории Китая американского высотного беспилотного разведчика Lockheed D-21.
Судя по всему, на WZ-8 установлены относительно маломощные жидкостные реактивные двигатели, работающие на жидком топливе и окислителе. Подобные двигатели, способные работать независимо от атмосферного кислорода, используются на ракетах-носителях и космических аппаратах. В прошлом ЖРД применялись в качестве маршевой ступени зенитных ракет советских противовоздушных комплексов С-75 и С-200. Двухкомпонентный ЖРД по удельному импульсу тяги превосходит другие типы двигателей, и даёт возможность быстро разогнать летательный аппарат до высокой сверхзвуковой скорости. В то же время его экономичность и продолжительность работы при полёте в атмосфере оставляют желать много лучшего.
По информации, опубликованной в китайских СМИ, скоростной разведчик WZ-8 способен в течение 20 минут поддерживать скорость 3М, немногом более 2 минут он может лететь на скорости свыше 5М. При полёте в крейсерском режиме дальность полёта превышает 1000 км. Судя по размерам платформ, на которых были показаны БПЛА WZ-8, длина беспилотника составляет приблизительно 10 метров, размах крыльев — около 3 метров, диаметр фюзеляжа — 0,65-0,7 м. Весьма необычным для аппарата с ЖРД является наличие колёсного шасси, что говорит о том, что предусмотрено возвращение скоростного высотного дрона-разведчика на свой аэродром и его повторное использование. В то же время ряд отечественных и зарубежных экспертов выражает сомнение в целесообразности создания такого беспилотного аппарата. Имеется вероятность, что на параде с целью введения в заблуждение потенциального противника могли быть продемонстрированы макеты или экспериментальные летательные аппараты.