бесступенчатый вариатор что это такое

АКПП типа вариатор (CVT) — принцип работы, слабые места. Инструкция — как «убить» вариатор.

бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть фото бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть картинку бесступенчатый вариатор что это такое. Картинка про бесступенчатый вариатор что это такое. Фото бесступенчатый вариатор что это такое

Автомобилей с вариаторами все больше на наших улицах. Этот тип трансмиссии имеет свои сильные и слабые стороны по сравнению с классическим гидро автоматом. CVT — трансмиссия проще и дешевле в производстве. «Переключение передач» — бесступенчатое. Хотя на самом деле — в вариаторе — нет «ступеней». Происходит плавное изменение передаточного числа.
Кратко рассмотрим устройство современного вариатора.

Упрощенно, большинство современных клиноременных вариаторов включают в себя механическую часть, которая состоит из двух раздвижных конусных шкивов и металлического клинового ремня. Именно поэтому такой вариатор называют клиноременным. Передаточное число трансмиссии изменяется за счет сдвигания/раздвигания шкивов. Также, к механической части относится механизм переключения заднего хода.

бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть фото бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть картинку бесступенчатый вариатор что это такое. Картинка про бесступенчатый вариатор что это такое. Фото бесступенчатый вариатор что это такое

Типичный вариаторный ремень показан на фото ниже

бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть фото бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть картинку бесступенчатый вариатор что это такое. Картинка про бесступенчатый вариатор что это такое. Фото бесступенчатый вариатор что это такое

бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть фото бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть картинку бесступенчатый вариатор что это такое. Картинка про бесступенчатый вариатор что это такое. Фото бесступенчатый вариатор что это такое

Ремень состоит из пакета стальных лент и надетых на них металлических пластин. В результате получается гибкая ременная передача.

бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть фото бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть картинку бесступенчатый вариатор что это такое. Картинка про бесступенчатый вариатор что это такое. Фото бесступенчатый вариатор что это такое

бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть фото бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть картинку бесступенчатый вариатор что это такое. Картинка про бесступенчатый вариатор что это такое. Фото бесступенчатый вариатор что это такое

бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть фото бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть картинку бесступенчатый вариатор что это такое. Картинка про бесступенчатый вариатор что это такое. Фото бесступенчатый вариатор что это такое

Для понимания принципа работы вариатора, для начала — вспомним… велосипедную цепь. Крутим педалями большУю шестерню, вращение передаётся на малую шестерню. И при этом, малая шестерня вращается быстрее, пропорционально разнице в диаметрах шестерен.
В варианторе — два шкива, между которыми натянут ремень. Шкивы могут менять диаметр вращения по которому проходит ремень. Таким образом — можно менять передаточное отношение между ведущим и ведомым валами.
Диаметр вращения ремня на каждом из валов — меняется плавно. Если конусы ведущего вала — СЖИМАЮТСЯ — ремень перемещается к внешней стороне своеобразного шкива. При этом — шкивы ведомого вала — раздвигаются. И наоборот.

Ремень — наборный, состоит из стальных пластин. Передача вращения от шкива к ремню происходит за счет ТРЕНИЯ стальной поверхности шкивов о боковую поверхность стального наборного ремня.

Как показывает практика, самым слабым узлом вариатора является ремень. на втором месте — шкивы.

В процессе работы ремень испытывает большие нагрузки. Именно поэтому некоторое время назад вариаторы устанавливали в основном на микролитражки. Со временем ремни стали надежнее.Но часть конструктивных особенностей — устранить нельзя по определению. Например, ремень вариатора не любит резких динамических нагрузок, особенно знакопеременных.
Другими словами, при сильных рывках в трансмиссии он может порваться, что нередко и происходит. На фото ниже показан порванный ремень. Видим, что от повышенных нагрузок рвутся боковые стальные наборные ленты, и ремень рассыпается.
Ремень вариатора не любит резких динамических нагрузок, особенно знакопеременных, т.е. различных рывков в трансмиссии. Такие рывки возникают при резком старте, при пробуксовках, раскачке вперед-назад и т.д.

бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть фото бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть картинку бесступенчатый вариатор что это такое. Картинка про бесступенчатый вариатор что это такое. Фото бесступенчатый вариатор что это такое

бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть фото бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть картинку бесступенчатый вариатор что это такое. Картинка про бесступенчатый вариатор что это такое. Фото бесступенчатый вариатор что это такое

Так как обрыв ремня происходит во время работы трансмиссии, элементы ремня тут же попадают в движущиеся детали трансмиссии, и владельцу очень повезет, если на шкивах при этом не образуются задиры, а приводные валы не заклинит. Ниже показаны детали порванного ремня внутри вариатора.

бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть фото бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть картинку бесступенчатый вариатор что это такое. Картинка про бесступенчатый вариатор что это такое. Фото бесступенчатый вариатор что это такое

бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть фото бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть картинку бесступенчатый вариатор что это такое. Картинка про бесступенчатый вариатор что это такое. Фото бесступенчатый вариатор что это такое

бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть фото бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть картинку бесступенчатый вариатор что это такое. Картинка про бесступенчатый вариатор что это такое. Фото бесступенчатый вариатор что это такое

Компания ZFcenter выражает благодарность нашему подписчику petrovich35 за основную идею и материалы для данной статьи.

Меняйте масло вовремя, не доводите до критического износа, и будет Вашей коробке счастье!

Надеемся, статья была интересной и познавательной.
Подписывайтесь на наш блог, чтобы не пропустить интересную и полезную информацию!)

Капитальный ремонт АКПП BMW, Audi, Land Rover, Jaguar, Volkswagen, Jeep, Cadillac, Infiniti, VOLVO, Renault, TOYOTA. Бесплатная диагностика АКПП. Онлайн консультации. Бесплатная эвакуация.
Москва

Наша страница на DRIVE2:

бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть фото бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть картинку бесступенчатый вариатор что это такое. Картинка про бесступенчатый вариатор что это такое. Фото бесступенчатый вариатор что это такое

бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть фото бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть картинку бесступенчатый вариатор что это такое. Картинка про бесступенчатый вариатор что это такое. Фото бесступенчатый вариатор что это такое

Комментарии 65

бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть фото бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть картинку бесступенчатый вариатор что это такое. Картинка про бесступенчатый вариатор что это такое. Фото бесступенчатый вариатор что это такое

Ремень в вариаторе по сути конечно не растягивается в полном смысле этого слова. Но износ элементов цепи может приводить к некоторому удлиннению. Но основная проблема не эта. основное — изменение силы сжатия конусов что приводит к пробуксовке

бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть фото бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть картинку бесступенчатый вариатор что это такое. Картинка про бесступенчатый вариатор что это такое. Фото бесступенчатый вариатор что это такое

Забыл написать главное) может я пропустил, но передача момента осуществляется не как у велосипеда, там цепь да тянется, в современных вариаторах ремень толкает ведомый конус! Так что рястягиватся ничего не может!

бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть фото бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть картинку бесступенчатый вариатор что это такое. Картинка про бесступенчатый вариатор что это такое. Фото бесступенчатый вариатор что это такое

Боюсь вариаторы как змей. Ну их … хоть цепные, хоть ременчатые. Гидротрансформатор соленоидами надёжней их

бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть фото бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть картинку бесступенчатый вариатор что это такое. Картинка про бесступенчатый вариатор что это такое. Фото бесступенчатый вариатор что это такое

вариатор зло!
никчемная трансмиссия на которой ничего нельзя, береги ее и относись как к целке, прогревай на холодную не наваливай, не перегревай, долго на одной скорости по трассе не ездий, не буксуй никого не дергай прицепы не таскай на бортик задним ходом особенно не запрыгивай, с места резко не стартуй
да нафиг такая коробка нужна? ну да пенсам или бабам по супер маркетам ездить сойдет на тачках типа матиз
но на кой хрен эти варики на паркетники суют я не понимаю

бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть фото бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть картинку бесступенчатый вариатор что это такое. Картинка про бесступенчатый вариатор что это такое. Фото бесступенчатый вариатор что это такое

Побуксовал в снегу, теперь по резком старте или пробуксовки появляется резкий шум в вариаторе, я бы сказал даже скрежет((( ремень или гидроблок? Вариатор к310 и к чему готовиться?

бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть фото бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть картинку бесступенчатый вариатор что это такое. Картинка про бесступенчатый вариатор что это такое. Фото бесступенчатый вариатор что это такое

если скрежет из вариатора — то точно — ремонт как минимум.

бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть фото бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть картинку бесступенчатый вариатор что это такое. Картинка про бесступенчатый вариатор что это такое. Фото бесступенчатый вариатор что это такое

бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть фото бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть картинку бесступенчатый вариатор что это такое. Картинка про бесступенчатый вариатор что это такое. Фото бесступенчатый вариатор что это такое

бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть фото бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть картинку бесступенчатый вариатор что это такое. Картинка про бесступенчатый вариатор что это такое. Фото бесступенчатый вариатор что это такое

Критический износ = кап ремонт 🙁

бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть фото бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть картинку бесступенчатый вариатор что это такое. Картинка про бесступенчатый вариатор что это такое. Фото бесступенчатый вариатор что это такое

А что меняют при кап ремонте

бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть фото бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть картинку бесступенчатый вариатор что это такое. Картинка про бесступенчатый вариатор что это такое. Фото бесступенчатый вариатор что это такое

В вариаторе — почти наверняка — замена конусов, ремня, ремонт насоса.

бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть фото бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть картинку бесступенчатый вариатор что это такое. Картинка про бесступенчатый вариатор что это такое. Фото бесступенчатый вариатор что это такое

бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть фото бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть картинку бесступенчатый вариатор что это такое. Картинка про бесступенчатый вариатор что это такое. Фото бесступенчатый вариатор что это такое

На мой взгляд, логически, если при трогании дикая вибрация, значит износ конусов в виде задиров, и соответственно ремня…а вообще когда разгоняется вибрация исчезает? И конечно если задаёте такой вопрос, значит даже зная причину и детали износа, вы их своими силами не устраните, а значит вам в сервис по любому.

бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть фото бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть картинку бесступенчатый вариатор что это такое. Картинка про бесступенчатый вариатор что это такое. Фото бесступенчатый вариатор что это такое

подшипники конусов наверно хана

бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть фото бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть картинку бесступенчатый вариатор что это такое. Картинка про бесступенчатый вариатор что это такое. Фото бесступенчатый вариатор что это такое

Купил машину с поломанной АКПП, решил туда залезть, пакет фрикционов драйв был сгоревшим, и основной конус заклинил, после замены конуса и полного пакета фрикционов, помыл гидроблок клапана не подклинивали, все вроде гуд, дунул в конус компрессором конус и поршень с пакетом драйва работали, собрал все, и поставил на авто, до ремонта авто двигалось назад при R, а при драйве долго думало и всеравно двигалось как надо, давление тогда я не видел, после ремонта машина на всех скоростях движется в одну сторону, на приборе показывает при переключении все правильно но едет в одну сторону при N, R, D, P, что случилось до ремонта все норм, после капец масляный насос разобрал, задиров нет, визуально все нормально. Если есть мануал у кого нибудь помогите найти проблему

бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть фото бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть картинку бесступенчатый вариатор что это такое. Картинка про бесступенчатый вариатор что это такое. Фото бесступенчатый вариатор что это такое

Делаю всё по инструкции, пробег 215к коробка жива)

бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть фото бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть картинку бесступенчатый вариатор что это такое. Картинка про бесступенчатый вариатор что это такое. Фото бесступенчатый вариатор что это такое

На сколько простой или сложный акпп?

бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть фото бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть картинку бесступенчатый вариатор что это такое. Картинка про бесступенчатый вариатор что это такое. Фото бесступенчатый вариатор что это такое

Дело не в сложности а в знаниях так сказать. Если Мастер имеет опыт — любо ремонт будет не сложный с точки зрения понимания.

бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть фото бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть картинку бесступенчатый вариатор что это такое. Картинка про бесступенчатый вариатор что это такое. Фото бесступенчатый вариатор что это такое

Если отремонтировать 3х ступку акпп ходить будет или лучше контактную купить?

бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть фото бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть картинку бесступенчатый вариатор что это такое. Картинка про бесступенчатый вариатор что это такое. Фото бесступенчатый вариатор что это такое

Лучше искать б/у. Будет гораздо дешевле, тем более что ремонт будет дороже и может все равно потребовать покупки донора.

Источник

Что такое Бесступенчатая коробка передач или Вариатор

В настоящее время увеличилась доля автомобилей, оборудованных вариатором или АКПП из-за комфортности при вождении. Надежность вариаторов повышается с каждой новой моделью, но требует тщательного обслуживания и определенной манеры вождения. CVT создан для плавного вождения в городских условиях и не ставится на мощные автомобили.

бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть фото бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть картинку бесступенчатый вариатор что это такое. Картинка про бесступенчатый вариатор что это такое. Фото бесступенчатый вариатор что это такое

Отличие вариатора от автоматической КПП

Вариатор (CVT) многими людьми ошибочно относится к автоматическим КПП. Он является отдельной разновидностью трансмиссии.

Различия АКПП и вариатора:

Что такое автоматический и ручной режим вариатора

Движение на автомобиле, оборудованном вариатором, может осуществляться как в автоматическом режиме, так и с ручным выбором режимов. Выбор режима осуществляется селектором, различные положения обозначены надписями.

бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть фото бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть картинку бесступенчатый вариатор что это такое. Картинка про бесступенчатый вариатор что это такое. Фото бесступенчатый вариатор что это такое

Покупать ли автомобиль с такой трансмиссией

бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть фото бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть картинку бесступенчатый вариатор что это такое. Картинка про бесступенчатый вариатор что это такое. Фото бесступенчатый вариатор что это такое

Вариатор очень требователен к режимам эксплуатации, обслуживанию, но обеспечивает комфортную езду и легкость управления машиной даже для новичка.

Плюсы автомобиля с вариатором:

бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть фото бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть картинку бесступенчатый вариатор что это такое. Картинка про бесступенчатый вариатор что это такое. Фото бесступенчатый вариатор что это такое

Минусы автомобиля, оборудованного вариатором:

Вариатор имеет значительные различия по сравнению с АКПП как в конструкции, так в эксплуатации и обслуживании. Транспортное средство, оборудованное такой коробкой, рекомендуется использовать при движении в городе без существенных разгонов и экстренных торможений.

CVT крайне требователен к качеству трансмиссионной жидкости. Замену расходников в вариаторе следует производить своевременно. Соблюдение определенных рекомендаций при управлении автомобилем с CVT значительно отодвинет срок возникновения неисправностей.

Источник

Этот страшный вариатор – мифы и правда о бесступенчатых коробках

бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть фото бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть картинку бесступенчатый вариатор что это такое. Картинка про бесступенчатый вариатор что это такое. Фото бесступенчатый вариатор что это такое

«Слушай, а не страшно брать, с вариатором-то?» – все время спрашивают те, кто собрались покупать подержанный Nissan Qashqai или, скажем, Audi A5. Бесступенчатых трансмиссий боятся… Справедливо ли? Все зависит от конкретного типа коробки – «вариантов вариатора» очень много.

История часто несправедлива в отношении вариатора. То это перспективная трансмиссия, то символ дешевой и неудачной автоматической КПП. После выпуска первых легковушек DAF 600 с вариатором и попыток применения аналогичных конструкций с ремнями на машинах Вольво прошло уже более тридцати лет, и изящная идея все еще пытается обрести столь же изящное техническое воплощение.

За прошедшие годы вариаторы из экзотики превратились во вполне себе обычный тип «автомата», особенно на японских машинах, успев пережить несколько кризисов, набирая и теряя баллы репутации и претерпев несколько крайне значительных изменений конструкции. Причем сейчас в серийном производстве присутствуют все они вместе взятые. Обычно вопрос «что выбрать» не стоит выбора типов трансмиссий на одной модели машины нет, максимум можно выбирать между механической КПП и вариатором (редкие исключения только подтверждают правило), но этот материал будет полезен для понимания того, с чем придется столкнуться в процессе эксплуатации.

Принципиальная конструкция

Напомню, что суть вариаторной трансмиссии довольно проста. Передаточное отношение меняется в определенном диапазоне плавно, без ступеней, при этом обороты мотора могут находиться в оптимальной зоне для данного режима движения, что повышает экономичность и улучшает тяговые возможности машины. Это в теории.

На практике же различные конструктивные исполнения могут иметь множество недостатков, порой перечеркивающих их достоинства. Есть несколько способов передавать крутящий момент, плавно меняя передаточное отношение. Самый простой и очевидный способ – это передача момента ремнем через шкивы, диаметры которых постоянно изменяются. Конструкции такого рода были известны с древности – обычный кожаный ремень мог двигаться по коническому шкиву, удерживаемый от сползания роликом натяжения.

Диаметр второго шкива при этом оставался неизменным или же, как и в современных конструкциях, шкивы были сложными и составными, а ремень просто зажимался с боков – с одной стороны пружиной внутри шкива, обеспечивающей натяжение, а на другой шкив мог регулироваться. Последняя конструкция ближе всего к существующим поныне автоматическим трансмиссиям.

Старинный вариант

Предприятие братьев Ван Дорн, входившее в промышленную империю DAF, использовало простую схему с тянущим мягким ремнем – но уже не кожаным, а металлокордным – для своих легковушек. После покупки DAF компанией Volvo схему попытались применить на более крупной машине – Volvo 340, но не очень удачно. Трансмиссия получилась очень большой, заняв много места в багажнике, – у машины была схема трансэксл, когда двигатель расположен спереди, а КПП – на заднем мосту. Открыто расположенные шкивы загрязнялись, а ремни пробуксовывали, растягивались и горели. Опыт был признан неудачным.

Впрочем, сама конструкция не исчезла. Не пригодившись на автомобилях, она завоевала себе место под капотом мотороллеров и снегоходов, вполне соответствуя применению этих транспортных средств. С меньшим крутящим моментом она прекрасно справлялась, недорогой тянущий ремень можно было менять раз в сезон, а то и чаще, эта простая операция не требовала серьезных затрат, а малая масса и простота обеспечила самое широкое распространение. В общем, обычная схема с тянущим ремнем жива и поныне. Причем чувствует она себя очень уверенно, ни о какой замене на сложные наборные ремни или цепи речи даже не идет.

Варьируем материал ремня

Вариаторы, столь успешно прижившиеся в мототехнике, на машинах долгие годы не применялись, но простота и удобство схемы не давали конструкторам покоя. Основные проблемы были уже давно выявлены – при хорошем динамическом диапазоне такой АКПП ей все же очень мешали снижение КПД при крайних передаточных отношениях (когда разница между диаметрами ведущего и ведомого шкивов становилась слишком большой) и большая нагрузка на ремень при этом.

Сильно улучшило позиции вариатора изобретение компанией братьев Ван Дорн наборного стального ремня. Конструкция его состояла из нескольких несущих стальных лент-ремней и перпендикулярно нанизанных на них стальных пластин сложной формы, позволяющей передавать вращение со шкивов.

бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть фото бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть картинку бесступенчатый вариатор что это такое. Картинка про бесступенчатый вариатор что это такое. Фото бесступенчатый вариатор что это такое

Для трогания с места предусматривалось обычное фрикционное сцепление (как на «механике»), а для расширения динамического диапазона и заднего хода еще и планетарная передача, знакомая по классическим АКПП. Поначалу вариаторы оснащались еще и повышающими редукторами для снижения передаваемого момента, но серийные конструкции были устроены уже немного проще.

Ресурс таких конструкций возрос до вполне приемлемых 80-120 тысяч километров пробега, но недостатков хватало. И в первую очередь не хватало надежности в работе. Особого распространения схема не получила, так как дальнейшее небольшое усовершенствование схемы работы ремня значительно улучшило характеристики трансмиссии.

Основные недостатки касались вибраций и (все еще) крайних передаточных отношений. При минимальном диаметре одного из шкивов ремень на нем сильно изгибался и к тому же пробуксовывал из-за недостаточной площади соприкосновения. Любые рывки тяги провоцировали пробуксовку еще сильнее. Пробуксовка быстро изнашивала ремень и шкивы. Возникающие при пробуксовке вибрации попутно вредили трансмиссии и снижали комфорт. В результате даже такая усовершенствованная конструкция применялась только на малолитражных машинах. Наиболее популярная из них – это Nissan Micra K11, дебютировавшая в 1992 году.

бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть фото бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть картинку бесступенчатый вариатор что это такое. Картинка про бесступенчатый вариатор что это такое. Фото бесступенчатый вариатор что это такое

На фото: Nissan Micra K11

Тянущий вариант и гидротрансформатор

Исправить ситуацию помог гидротрансформатор вместо фрикционного сцепления и изменение схемы работы ремня. «Бублик», который был задействован при трогании машины, позволял избежать рывков тяги, а заодно и облегчить старт. А значит, можно было ограничиться меньшим передаточным отношением при трогании и заодно снизить вероятность пробуксовки из-за смягчения рывков ГТД.

Второе важное новшество – применение так называемого «толкающего ремня». В этом случае крутящий момент передавался не на той ветви ремня, что тянул ведущий шкив, а на той, что он толкал. Стальные бандажи, основа ремня, не испытывали больше нагрузки на растяжение, а все усилие передавалось через пакет пластин.

Это нововведение уменьшило износ ремня и улучшило условия его работы. А все вместе позволило применять вариатор на весьма мощных моторах. Изначально моторы 1,6 литра были пределом, но сейчас аналогичные конструкции применяют уже и на моторах 2,5, а то и 3,5 литра. Например, так устроены самые распространенные конструкции вариаторов Jatco, применяемые на многих японских машинах, например, бестселлерах Nissan Qashqai и X-Trail, а за ними – Renault Megane и Fluence, Mitsubishi Outlander и ASX…

бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть фото бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть картинку бесступенчатый вариатор что это такое. Картинка про бесступенчатый вариатор что это такое. Фото бесступенчатый вариатор что это такое

На фото: вариатор Jatco jf011e

Путь от первых конструкций, на первый взгляд, не так уж велик… Но на деле в эти годы шла долгая кропотливая работа по улучшению вариатора такой схемы, позволившая сделать его весьма надежным, простым в эксплуатации и ремонте, сохранив при этом относительно недорогую конструкцию.

Вариации на тему

Схема с толкающим ремнем на слабых моторах может применяться и без ГТД, что демонстрируют вполне неплохие конструкции на некоторых китайских машинах. Простого сцепления хватает для обеспечения нужных характеристик, пусть и машины с упрощенными трансмиссиями едут уже не столь хорошо. Зато цена совсем невелика, а конструкция даже проще, чем у иной «механики». Собственно, один из первых удачных вариаторов с толкающих ремнем на Subaru Justy был устроен именно так.

бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть фото бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть картинку бесступенчатый вариатор что это такое. Картинка про бесступенчатый вариатор что это такое. Фото бесступенчатый вариатор что это такое

На фото: Subaru Justy

Вариант с цепью

Использовать вместо ремня цепь кажется очень разумной затеей. Благо вариант это проверенный, роликовая цепь давно заменила ременную передачу там, где возможностей ремня уже не хватало, в тех же мотоциклах или промышленных передачах. Вот и в вариаторах цепь пришла на смену ремню, когда показалось, что тянущий ремень уже не справляется.

Разумеется, у вариаторов нет зубцов для зацепления, так что мощная пластинчатая цепь просто зажимается с боков шкивами. Серьезными преимуществами являются меньший возможный радиус закругления и большая прочность на сжатие. Да и растяжение цепи зависит в основном от износа в ее подшипниках, а значит, теоретически есть возможность сделать ее очень ресурсной, ограниченной только по износу контактных площадок.

бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть фото бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть картинку бесступенчатый вариатор что это такое. Картинка про бесступенчатый вариатор что это такое. Фото бесступенчатый вариатор что это такое

В результате вариатор с цепью может быть заметно прочнее, меньше боится пиковых нагрузок и позволяет расширить динамический диапазон трансмиссии. Есть и экспериментальные конструкции, где один из шкивов зубчатый, а натяжение обеспечивается дополнительным роликом, но в серийном производстве пока господствует более компактная схема с двумя подвижными шкивами и передачей момента простым фрикционным зацеплением.

Конструкция с тянущей цепью была успешно реализована компанией Volkswagen в сотрудничестве с LuK для машин с продольным расположением двигателя в конце девяностых годов и применяется вплоть до сегодняшнего дня. Речь идет о вариаторах Multitronic – они выдерживают крутящий момент до 310 Нм. Применение цепи позволило заметно поднять передаваемый момент, а все недостатки трансмиссии оказались конструктивными и мало связанными с самой схемой.

Разве что ресурс цепи получился сравнительно невелик, около 100 тысяч километров пробега, но с учетом относительно небольшой ее цены и простоты замены это можно считать вполне успешным результатом. Помощь в разработке цепи и шкивов оказывала компания LuK, она же предложила свои услуги компании Subaru, когда та решила создать свой клиноцепной вариатор Lineatronic.

Результат впечатляет, новая трансмиссия «переваривает» момент двухлитрового турбомотора и при этом умеет быть экономичной и спортивной одновременно. Без ГТД и тут не обошлось. Для Субару это не первый опыт работы с вариаторами, они были одними из пионеров внедрения вариаторов с толкающим ремнем, выпустив в 1984 году свой вариант ECVT для модели Justy, но от дальнейших разработок отказались, хотя первый опыт и был весьма успешным.

Вариации в форме тора

Европейские производители пошли по пути роботизации вальных КПП (Volkswagen DSG, Ford PowerShift и т.п.), а японские компании, объединив усилия, продолжают работу над вариаторами. Следующим шагом в развитии стал отказ от ремня и цепи при передаче крутящего момента в пользу трения шкивов.

Подобные конструкции применялись и ранее, но фрикционная передача с коническими валами и промежуточным роликом слишком громоздка для применения в автомобиле. Но на помощь пришла схема с тороидальными поверхностями, так называемый «тороидальный вариатор». В этом случае вращение передается с ведущего тороидального конуса на ведомый с помощью промежуточного ролика.

Хитрость конструкции в том, что расстояние между точками на прямой, пересекающей оси вращения промежуточного ролика и тороидальных поверхностей, всегда одинаковое. А значит, не нужна цепь – один ролик вращается, одним краем касаясь малого радиуса конуса, а другой – большого, обеспечивая изменение передаточного отношения. Нет ни цепи, ни ремня, при этом размер точки контакта невелик, но постоянен, контактные поверхности можно изготовить из твердых материалов, а роликов использовать несколько – для увеличения площади контакта.

бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть фото бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть картинку бесступенчатый вариатор что это такое. Картинка про бесступенчатый вариатор что это такое. Фото бесступенчатый вариатор что это такое

На практике такую технологию применял только Nissan на своих вариаторах Extroid, ставившихся на ряд мощных моделей вроде не особо распространенных у нас на рынке Cedric и Skyline. На этом пока что все закончилось.

Тороидальные вариаторы выглядят сложнее традиционных – приходится использовать две последовательных передачи для обеспечения нужного динамического диапазона. Проблема в том, что из-за необходимости применять очень дорогой и износостойкий материал для роликов, трансмиссия оказалась дорогой, сопоставимой по цене с традиционными АКПП с «бубликом» и планетарными редукторами.

Впрочем, прогресс не стоит на месте, и очень возможно, что у перспективного Extroid появятся более доступные наследники.

бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть фото бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть картинку бесступенчатый вариатор что это такое. Картинка про бесступенчатый вариатор что это такое. Фото бесступенчатый вариатор что это такое

На фото: вариатор Nissan Extroid

Варианты без трения

Сейчас все серийные конструкции вариаторов передают крутящий момент за счет трения в зоне контакта цепи, ремня или роликов, но уже существуют наработки, позволяющие отказаться от передачи трением и воспользоваться возможностями зубчатого зацепления, а значит, повысить КПД и уменьшить износ рабочих элементов конструкции. Причем они есть как для конструкций с цепью, так и для тороидальных вариаторов.

Особый профиль зубьев позволит уменьшить давление в точке зацепления и при этом иметь возможность так же плавно менять передаточное отношение. Вариаторы с цепью и дополнительным натяжным роликом уже сейчас могут обеспечить отсутствие проблем с КПД у передачи в одном из крайних положений валов, но этого недостаточно, чтобы получить преимущество перед более компактными схемами с двумя раздвижными шкивами. До практического применения этой схемы, впрочем, дело пока что не дошло – только до опытных моделей и теоретических изысканий.

В частности, в прошлом году патент на зубчатый вариатор с постоянным зацеплением оформил профессор К.С. Иванов из Казахского института механики и машиностроения. Возможно, именно этот вариант и есть будущее бесступенчатых трансмиссий.

бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть фото бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть картинку бесступенчатый вариатор что это такое. Картинка про бесступенчатый вариатор что это такое. Фото бесступенчатый вариатор что это такое

бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть фото бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть картинку бесступенчатый вариатор что это такое. Картинка про бесступенчатый вариатор что это такое. Фото бесступенчатый вариатор что это такое

На фото: зубчатый вариатор К.С. Иванова, фото: sovmash.com

Что дальше?

В общем и целом у вариатора есть куда развиваться помимо банального улучшения износостойкости ремня, цепи и конусов у классических конструкций и усовершенствования поверхностей торов и роликов у тороидальных. Теоретически это один из самых перспективных видов трансмиссий для ДВС, и исчезнет он, наверное, вместе с самим ДВС, в результате постепенного отказа от ДВС как основного двигателя и перехода на электрическую тягу.

Читайте также:

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть фото бесступенчатый вариатор что это такое. Смотреть картинку бесступенчатый вариатор что это такое. Картинка про бесступенчатый вариатор что это такое. Фото бесступенчатый вариатор что это такое

была у меня ауди а 4 с вариатором,2 раза ломалась,и третий уже начала глючить но я ее к тому времени продал.Теперь онли ручка

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *