бесык той что это

Казахский обряд «Бесик тойы».

бесык той что это. Смотреть фото бесык той что это. Смотреть картинку бесык той что это. Картинка про бесык той что это. Фото бесык той что это

бесык той что это. Смотреть фото бесык той что это. Смотреть картинку бесык той что это. Картинка про бесык той что это. Фото бесык той что это

бесык той что это. Смотреть фото бесык той что это. Смотреть картинку бесык той что это. Картинка про бесык той что это. Фото бесык той что это

бесык той что это. Смотреть фото бесык той что это. Смотреть картинку бесык той что это. Картинка про бесык той что это. Фото бесык той что это

AGRESSOR

литератор

К счастью давно прошли те времена, когда мы игнорировали обычаи наших предков. Но небольшой след от этих «славных» времен все же остался, – мы очень многое забыли. И теперь всеми силами стараемся возродить все то, что, к великому сожалению, потеряли. Кстати, многое уже невозможно восстановить в точности и люди ринулись придумывать то, чего никогда не было.

Этому особенно подвержен Южный Казахстан, где в последнее время появилось столько новых обрядов, что порой даже и не понять что существовало, а что нет. Вот мы и решили, восстановить более-менее правильную картину праздников и обрядов прошлых лет, связанных с появлением малыша на свет, и рассказать вам о таком чудесном обычае как бесик тойы.

Для начала, наверное, стоит сказать, что данный обряд появился достаточно давно, поэтому 21 век внес кое-какие современные детали. Ведь согласитесь, что далеко не каждый может найти коготь беркута или что-то еще в этом же роде. Впрочем, некоторые компоненты заменяли и раньше, так что ничего страшного не произошло.

Как выглядит бесик?
В принципе бесик практически ничем не отличается от самой обыкновенной детской колыбельки. Единственное отличие состоит в том, что снизу бесика есть специальное отверстие, в которое помещался специальный сосуд. Данное приспособление предназначено для того, чтобы малыш всегда был сухим. Ведь у наших предков не было подгузников, вот они и придумали такой оригинальный выход их положения.

Алас, алас, баладан алас,
Иесi келдi, пэледен кош!
Алас, алас, пэледен алас,
Козi жаманнын козiнен алас.
Тiлi жаманнын тiлiнен алас,
Кырык кабыргасынан алас,
Отыз омырткасынан алас.

Чур, чур, чур от ребенка
Пришел хозяин,
Чур, чур от всех бед,
Чур от дурного глаза,
Чур от злого языка.

После этого проводят обряд исполнения сорока дней. Кто-нибудь из уважаемых мужчин сбривает малышу волосы, с которыми он родился, а женщина, у которой много детей поливает кроху 40 ложками воды и говорит о том, чтобы кости малыша были крепкими.
В таз, где купают ребенка, кладут 40 камешков и кольца. После купания кольца забирают женщины, которые помогали купать кроху. А той, которая купала малыша, дарят хорошее платье. Мужчине, который брил ребенка, обязательно преподносят тюбетейку. Сбритые волосы ни в коем случае не выбрасывают, а заворачивают в тряпочку и прикрепляют к плечу одежды малыша.

Колыбельные песни.
Любовь матери к ребенку выражалась в колыбельных песнях (бесик жырлары). Все они изначально слагались акынами, но постепенно их имена забыли, и все колыбельные превратились в своеобразный гимн материнской любви к малышу. Кстати, здесь как в принципе, во всем, что делали наши предки, преследуются свои определенные цели. Во-первых, исполняя колыбельную мать, усыпляла своего малыша, во-вторых, это было ему напутствием.

Оберег мой дорогой,
Тебя дала мне судьба,
Чтобы я уложила его в бесик.
Жемчуг на моей шее,
Ты все что есть у меня.
Ложись в свою колыбельку
И спи сладко.
Пусть мой малыш ляжет в бесик
А все беды останутся за дверью.

Курыгынды майырып,
Тунде жылкын кайырып,
Жаудан жылкы айырып,
Жiгiт болар ма екенсiн?!
Айрып калпак киiсiп,
Акырып жаугы тиiсiп,
Батыр болар ма екенсiн?!
Бармактарын майысып,
Турлi ою ойысып,
Уста болар ма екенсiн?!

Защищая скот от врага
Станешь ли ты джигитом?
Смело, кидаясь на врага
Станешь ли ты батыром?
Создавая ловкими пальцами узоры
Станешь ли ты мастером?

Нельзя не сказать о том, что обряд бесик тойы довольно-таки красивый. Мне однажды самой пришлось участвовать в подобном торжестве, и впечатления у меня остались самые приятные. Так что советую и вам постараться провести его для своего ненаглядного крохи.

Источник

Казахские традиции и обычаи при рождении ребенка

бесык той что это. Смотреть фото бесык той что это. Смотреть картинку бесык той что это. Картинка про бесык той что это. Фото бесык той что это

Иллюстративное фото: pixabay.com: UGC

Казахские традиции и обычаи при рождении ребенка формировались на протяжении столетий. В них отразилась национальная мифология и менталитет нашего народа. До сих пор большинство семей исполняют эти ритуалы, но не всем известно их тайное значение. Об этом и пойдет речь в статье.

Казахские традиции: первые сорок дней жизни ребенка

Традиции казахов, которые связаны с семьей, играют огромную роль в духовной культуре и образе жизни народа. Казахи отличаются любовью к детям, терпеливостью, щедростью и душевной теплотой. Поэтому казахские праздники, связанные с новорожденными, всегда пышные и яркие.

Основные ритуалы для младенцев проводят на протяжении первых сорока дней жизни. Вот о каких обрядах идет речь:

Шилдехана — это праздник в честь рождения ребенка. Традиции казахского народа «шилдехана той» — это групповые обряды вербальной магии, который проводили на нечетный день в первую неделю рождения ребенка — третий, пятый или седьмой.

Гости, которые собирались на празднование рождения ребенка, произносили добрые пожелания, поздравления. Обязательным было щедрое угощение, игра на домбре, иногда устраивали состязания батыров, конные скачки.

Семейные традиции казахов принимали во внимание и состояние роженицы. Для нее проводили специальный ритуал — калжа той. Чтобы молодая мама быстрее восстанавливалась после разрешения от бремени, для нее готовилась калжа — сытное угощение из мяса барашка. Его резал либо муж роженицы, либо привозили его родители.

В пиршестве участвовали родственники и друзья. Еще до начала торжества для женщины, которая родила, готовили мясной бульон (сорпу), давали печень и мясо барашка. Молодая мать ела шею барашка, а кости нанизывали на веревку или прутья. Считается, что это повлияет на физическую выносливость малыша, на то, чтобы он быстрее стал держать головку.

бесык той что это. Смотреть фото бесык той что это. Смотреть картинку бесык той что это. Картинка про бесык той что это. Фото бесык той что это

Празднуют казахи день, когда ребенка перекладывают в люльку. Это происходит на третий или пятый день. Его проводят после празднования шилдехана.

На праздник зовут близких людей (они приносят подарки для новорожденного). Колыбель и приданое для ребенка — бесик тарту — предоставляет сторона родившей женщины (в некоторых регионах дарят родители мужа). Сваты преподносят друг другу подарки, обязательно девять штук (обычай «тогыз апару»).

После застолья приступали к главному — укладывали ребенка в люльку. В кроватку (колыбель) ребенка укладывает бабушка. Предварительно воздух окуривали благовониями, чтобы изгнать злых духов, проводили ритуал тыштыма: через отверстие на дне колыбели протягивали сладости, конфеты и курт. После всем гостям раздавали саркыт — угощение для детей.

Во время шилдехана или бесикке салу проводят обряд имянаречения — есім кою, ат қою. Проведение его поручают старейшему из рода, родителям, мулле или достопочтенному человеку.

Кыркынан шыгару (‘сороковины’) — семейный праздник, в котором принимают участие только женщины. Обряд проводят по истечению сорока дней с момента рождения малыша. Считается, что он уже достаточно окреп, чтобы его можно было представить общине.

В религиозных представлениях устоялась мысль о том, что именно на сороковой день в ребенка вселяется душа. После кыркынан шыгару он становится полноценным человеком. Для ритуала готовят:

Родители готовят ребенку чистую праздничную одежду, а родственники приносят коржын — корзину подарков для новорожденного. Сам ритуал представляет собой очищение водой. Поэтому заранее готовят ванночку для купания, куда наливают теплую воду:

В конце празднества родители одаривают всех подарками и угощают за роскошным столом.

Сейчас большинство этих обрядов утратило свое магическое значение. Родители чаще всего устраивают пышные торжества в ресторанах и кафе, приглашают тамаду для ведения празднества. Из-за этого ритуалы претерпевают изменения.

Рождение ребенка: приметы

Каждый этап социализации новорожденного сопровождался приметами, которым уделяли особенное внимание. Вот некоторые из них, на которые обращают внимание и в наше время:

Не желательно приходить в дом, где родился ребенок, после захода солнца. Запрещено гулять с младенцем при луне. Нельзя развешивать белье малыша, особенно на ночь.

Чтобы оградить новорожденного от сглаза, ему пришивают или цепляют на одежду оберег от злых духов, а у его колыбели должен гореть свет и висеть амулеты (9 штук). Перед тем как ребенка уложить в кроватку, ее окуривают травами, а потом проветривают помещение.

Ребенка ждет известность, если он любит спать на спине. Он будет нерешительным и беспокойным, если поджимает ноги во сне. Станет философом, если для сна переворачивается на живот, вытягивает во сне руки и ноги — будет выдающейся личностью — гением или героем.

бесык той что это. Смотреть фото бесык той что это. Смотреть картинку бесык той что это. Картинка про бесык той что это. Фото бесык той что это

Ритуал проводят по-разному для мальчиков и девочек:

Согласно приметам, мальчик будет мямлей, если провели обряд после сорокового дня, а если «привели в мир» раньше положенного срока девочку, тогда она будет взбалмошной и легкомысленной. Есть и другое объяснение этих временных рамок: мальчик заплатит меньший калым, а за дочь, наоборот, дадут больший выкуп.

бесык той что это. Смотреть фото бесык той что это. Смотреть картинку бесык той что это. Картинка про бесык той что это. Фото бесык той что это

Чтобы ребенок быстрее пошел, проводят обряд тусау кесу. Совершают обрезание пут, как только малыш сделал первые шажки. Крестная мама опутывает ножки ребенка черными и белыми нитками так, чтобы они образовали восьмерку, а мужчина, который пользуется уважением, разрезает эти пута и проводит его по белой дорожке. Чтобы малыш был счастливым и здоровым, нужно, чтобы он прополз между ног трех бабушек.

Обряды казахского народа, связанные с рождением ребенка, имеют в основном культурно-бытовой характер, связь с историей и давними аутентичными религиозными традициями большей частью утрачены. Тем не менее все молодые родители исполняют их под чутким руководством более опытных бабушек и дедушек.

бесык той что это. Смотреть фото бесык той что это. Смотреть картинку бесык той что это. Картинка про бесык той что это. Фото бесык той что это

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Источник

Шилдехана бесик той

бесык той что это. Смотреть фото бесык той что это. Смотреть картинку бесык той что это. Картинка про бесык той что это. Фото бесык той что это

Одним из главных событий в жизни каждой семьи является рождение ребенка. Для матери этот день особенно важен, ведь услышать плач новорожденного – самое большое счастье для каждой женщины. И, конечно же, хочется поделиться радостью и этим знаменательным днем со всеми близкими, устроив настоящий праздник. В связи с этим с давних времен появились различные обычаи как у казахов, так и других народов. Одной из самых известных традиций у казахского народа является «шилдехана». Так называется праздник в честь рождения младенца.

Как положено, родные приезжают в роддом встретить новорожденного и поздравить счастливую маму, которая укутав малютку идет на встречу. Выписка…В то время дома их уже ждет богатый дастархан. Гости приходят сподарками и пожеланиями, говорят «кутты болсын», «бауы берик болсын». В течение дня семья празднует и думают над красивым именем для младенца. После решения данного вопроса, домой приглашается мулла, который проводит обряд «наречение имени». Мулла зачитывает в правое ушко новорожденного призыв к сбору на молитву – азан, а в левое читает призыв к началу молитвы – икамат. Затем оглашается имя и читается молитва с прошением лучшей доли для ребенка.

Уже к вечеру остаются только самые близкие родственники, а отец младенца приносит в жертву барана и все мясо раздается родным. В знак заботы о роженице, уважения и для быстрого ее восстановления, родные специально для нее готовят мясное блюдо «калжа». Родимице необходимо съесть это блюдо, дабы избежать болезней, которые появляются после родов.

Также, помимо обычая «шилдехана» в народе существует традиция «бесик той». Этот обряд родители младенца проводят через три дня после рождения. Семье дарят первую люльку, малыша пеленают и кладут в бесик. В завершении обряда, гости приглашаются к столу. Так проходят насыщенные дни в кругу семьи за богатым дастарханом. Почти все казахские семьи по сей день придерживаются традициям Шилдехана и бесик той.

Источник

Зачем нам бесик, или Путы традиций

Бесик – казахская колыбель, в которой выросло множество поколений казахов, сегодня не пользуется популярностью у молодых родителей. И на это есть объективное и профессиональное объяснение, считает колумнист Sputnik Казахстан

Гостей не много. Только самые близкие. Ведь известно, до сорока дней дитё посторонним показывать нельзя, сглазить могут. На совмещенный праздник «Калжа» (обряд заботы о недавно родившей женщине) и «Бесик той» (обряд укладывания ребенка в колыбель) приглашены несколько женщин и детей.

бесык той что это. Смотреть фото бесык той что это. Смотреть картинку бесык той что это. Картинка про бесык той что это. Фото бесык той что это

Свекровь на комплименты не скупится: «Сноха у меня золотце. Смотрите, красивая какая. А готовит как вкусно! Все умеет. И внука нам родила!», — хвалится она перед гостями. И тут же бросает: «Асель, чай остыл. Вскипяти. И ребенка поди посмотри, не оставляй его надолго».

Я за подругой. Поболтаем, думаю, ведь столько лет не виделись. В спальне на просторной кровати родителей, раскинув ручки, сладко спит Альжан. Две недели от роду ангелочку. Светленький, кудри черные, бровки чуть нахмуренные. Тьфу-тьфу-тьфу.

бесык той что это. Смотреть фото бесык той что это. Смотреть картинку бесык той что это. Картинка про бесык той что это. Фото бесык той что это

Обряд провели весело. Старшая из гостей Куляим-апа сначала окурила колыбель травой адраспан. «Алас, алас, алас! Әр пәлеңнен қалас!» (огонь, очисти нас от разной нечисти), приговаривала она, отгоняя злых духов.

бесык той что это. Смотреть фото бесык той что это. Смотреть картинку бесык той что это. Картинка про бесык той что это. Фото бесык той что это

Бесик делали на заказ. Очумительно красивый, словами не передать. Я даже позавидовала, что у нас такого не было. Весь расписан ярким национальным орнаментом, на постели и тесьме тоже вышиты казахские узоры. Хоть и новенький, а веет от него волнующей древностью.

бесык той что это. Смотреть фото бесык той что это. Смотреть картинку бесык той что это. Картинка про бесык той что это. Фото бесык той что это

Запеленали, уложили в бесик. Туго обвязали путами. Колыбель накрыли специальным покрывалом. Пожелав мальчику быть умным, уважаемым, здоровым и счастливым, Куляим-апа запела колыбельную. Под ритмичный стук раскачиваемого бесика и мелодичный голос бабушки малыш успокоился.

Мать крохи в процессе не участвует. Грустно и молча, с тихой улыбкой на лице, наблюдает в сторонке. Так принято.

Медицина против

бесык той что это. Смотреть фото бесык той что это. Смотреть картинку бесык той что это. Картинка про бесык той что это. Фото бесык той что это

Устаревшие традиции или опыт предков?

бесык той что это. Смотреть фото бесык той что это. Смотреть картинку бесык той что это. Картинка про бесык той что это. Фото бесык той что это

Бесик – это гигиенично и экономно, утверждают сторонники казахской колыбели. Ребенок может проспать до 3 часов, оставаясь сухим и чистым. Не спорю, бесик значительно облегчал заботу о ребенке в условиях кочевого образа жизни. Менять одежду малышу по нескольку раз за час, стирать и сушить его, было, действительно, невозможно. К тому же, как пишут историки, во время перекочевки женщина могла покормить ребенка грудью, не задерживая аул. Она, сидя на верблюде, брала на колени бесик, подкладывала под него одеяла и кормила, наклонившись к колыбели. Наши бабушки также убеждены, что выросший в бесике ребенок меньше капризничает, он более послушный и спокойный.

бесык той что это. Смотреть фото бесык той что это. Смотреть картинку бесык той что это. Картинка про бесык той что это. Фото бесык той что это

Почему среди казахской молодежи не так много выдающихся бизнесменов, ученых и художников? Не сильно ли мы их перепеленали и зажали своим традиционным воспитанием?

Источник

Бесык той что это

Айжан Хамит, публицист

Фотография предоставлена Центральным государственным архивом кинофотодокументов и звукозаписей РК.

Начнем с того, что казахи не обращались к повивальным бабкам, их, собственно, и не было. Каждая женщина знала принципы родовой деятельности. Когда ребенку перерезали пуповину, послед хоронили неподалеку от дома, а пуповину подвешивали в юрте. Висела она до тех пор, пока у ребенка не отваливалась пуповина. Женщина, перерезающая пуповину, называется «кіндік шеше», и, по сути, не имеет отношения к понятию «крестная мать», так как это название происходит от слова «крестить». Как только у ребенка отвалится пуповина, его укладывали в бесик.

«В 4.30 он был искупан, в 5 уложен в постель, когда я начала исполнять обязанности прачки, поскольку дважды не использую вещи, не постирав их; между 6-7 утра купаю его еще раз, стираю вещи, и процесс повторяется, потом готовлю его ко сну. В Капале считают, что я очень глупая, так как стираю слишком часто, говоря, что менять вещи один раз в два дня вполне достаточно, но наставления мамы непросто забыть: в детстве мне настолько привили мысль о необходимости соблюдения чистоплотности, что я приняла решение следовать этим советам».

Скорей всего для европейского человека было непонятно, как можно привязать ребенка к кроватке, ведь согласно некоторым данным ребенок вплоть до года спал в бесике. Грудь сосал до двух лет, а до года матери кормили своих детей, не вытаскивая их из бесика. Чтобы у ребенка не искривилась шея, кормили с обеих сторон одинаково.

Известный врач и исследователь чумы Дудченко Иван Степанович, который писал под псевдонимом Колбасенко, оставил после себя много ценного материала о бесике. Он долго время занимался исследовательской работой в Средней Азии, и в своих трудах подробно описал ряд проблем того времени, которые имели место в степи.

бесык той что это. Смотреть фото бесык той что это. Смотреть картинку бесык той что это. Картинка про бесык той что это. Фото бесык той что это

Фото Павла Михеева

По мнению Колбасенко, у бесика были и положительные, и отрицательные стороны. Из положительных:

К минусам исследователь отнес тот факт, что практически все время ребенок был перевязан в области живота и груди, что мешало нормально дышать, к тому же бесик постоянно был закрыт покрывалом или тканью, что также мешало поступлению чистого воздуха.

Родители не могли просто так уложить ребенка в бесик. Это был целый обряд. Во-первых, бесик должна была готовить сторона матери. Нағашы жұрт, то есть родственники со стороны матери, должны были привезти бесик, кимешек и калжу для матери (шейное мясо, которое готовят для родивших женщин), одежду для новорожденного.

Еще один обряд, о котором необходимо рассказать, это обряд тышты ма. Прежде чем укладывать ребенка в бесик, в то место, где должен располагаться тубек, то есть емкость для нечистот, сыпали тары, конфеты и баурсаки, курт и иримшик. После этого одна из женщин спрашивала: «Тышты ма?» (Покакал?), на что все остальные громко говорили: «Тышты, тышты» (Покакал). После чего содержимое раздавали присутствующим детям и женщинам. Считалось, что тогда ребенок будет богатым и жить будет в достатке. После этого ребенка молча укладывали в колыбель. Согласно поверьям, если в этот момент ребенок издавал какие-то звуки, то он будет либо плаксой, либо сплетником. Как только ребенка укладывали, на бесик вешали девять вещей: камчу, уздечку, чапан, полушубок, кебенек (верхнюю мужскую одежду из войлока) чекмень и т. д. Считалось, что каждая вещь несет в себе символический посыл: пусть будет батыром, смелым, человеком, думающем о своем народе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *