библия говорит что земля плоская
Библия говорит что земля плоская
© 1987, 1995 Роберт Дж. Шадевальд
Перепечатано из бюллетеня общества Tychonian № 44 (июль 1987)
Когда я впервые заинтересовался плоской землей в начале 1970-х, я с удивлением узнал, что учение о плоской земле в англоязычном мире всегда было полностью основано на Библии. С тех пор я собрал и прочитал обширный набор литературы о плоской земле. Библейские аргументы в пользу плоской земли, главным образом, взяты из моего чтения литературы о плоской земле, дополненной моим собственным чтением Библии.
И те, кто верит в безошибочность Библии, и общественное мнение считают, что Библия описывает неподвижную землю. На Национальной Конференции Библейской Науки в 1984 годе в Кливленде геоцентрист Джеймс Н. Хансон сказал мне, что есть сотни мест священного писания, которое указывают на то, что земля неподвижна. Я полагаю, что некоторые, должно быть, немного расплывчатые, но вот несколько очевидных текстов:
1 Паралипоменон 16:30: «Он основал вселенную, она не поколеблется».
Псалом 92:1: «вселенная тверда, не подвигнется»
Псалом 95:10: «тверда вселенная, не поколеблется»
Псалом 103:5: «Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки»
Исайя 45:18: «Бог, образовавший землю и создавший ее; Он утвердил ее»
Это и не удивительно. Соседями древних евреев были египтяне на юго-западе и вавилоняне на северо-востоке. У обеих цивилизаций была космология плоской земли. Библейская космология близка шумеро-вавилонской космологии, и она также может отражаться на египетской космологии.
Вавилонская вселенная была сформирована, как современный куполообразный стадион. Вавилоняне считали землю в основном плоской, с континентальной массой, окруженной океаном. Свод неба был физическим объектом, опирающимся на воды океана (и возможно также на столбы). Сладкие воды (не содержащие соли) воды под землей иногда проявляются в виде родников. Египетская вселенная была также огорожена, но она была прямоугольной, а не круглой. Действительно, она была сформирована так, что очень напоминала старомодный квадратный чемодан. (Египтяне изобразили богиню Нут, растянутую по небу, как закрытый купол), Каковы были еврейские представления о вселенной?
Порядок создания
Небосвод
Вопрос Елиуя показывает, что евреи считали небосвод твердым, физическим объектом. Такой большой купол был бы огромным подвигом инженерии. Евреи (и предположительно, Сам Яхве) именно так это и рассматривали, и этот пункт втолковывается пятью местами писания:
Эта картина космоса подкрепляется видением Иезекииля. Еврейское слово ракия появляется пять раз в Иезекииля, четыре раза в Иезекииля 1:22-26 и однажды в Иезекииля 10:1. В каждом случае контекст требует буквального свода или купола. Свод появляется над «живущими существами» и блестит, «как слой льда». Над сводом трон из сапфира (или ляпис-лазурь). Сидящий на троне «подобный человеку», который сияет и «как вид славы Господа». Короче говоря, Иезекиль видел видение Бога, сидящего на троне на небосводе, как описано в Исайи 40:22.
Форма земли
Кроме купола, неотъемлемая плоскостность поверхности земли подтверждается такими стихами, как Даниила 4:10-11. В Даниила царь «видел дерево большой высоты в центре земли. достигающего вершиной неба и видимое до самых дальних границ земли». Если бы земля была плоской, достаточно высокое дерево было бы видимо до «самых дальних границ земли» но это невозможно на сферической земле. Аналогично, в описании искушения Иисуса сатаной, Матфея 4:8 говорит: «Еще раз, дьявол взял его на очень высокую гору и показал ему все царства мира [вселенной] в их славе». Очевидно, это было бы возможно, только если земля была плоской. То же самое верно для Откровения 1:7: «Увидьте, Он идет с облаками! и узрит Его всякое око».
Небесные тела
Евреи считали небесные тела относительно маленькими. История создания в Бытие указывает на размер и важность земли относительно небесных тел двумя способами, сначала согласно порядку их создания, и, во-вторых, их позиционными отношениями. Они должны были быть маленькими, чтобы поместиться внутри небесного свода. Небольшой размер также подразумевается в Иисуса Навина 10:12, который говорит, что солнце остановилось «в Гаваоне» и луна «над долиною Аиалонскою».
«Ты думал в своем собственном уме: «Я залезу на небеса; я установлю свой трон высоко над звездами Бога, я буду сидеть на горе, где боги встречаются в далеких углублениях севера. Я поднимусь высоко над облачными грядами и сделаю себя, как самого высокого» (Исайя 14:13-14).
Второзаконие 4:15-19 признает богоподобный статус звезд, отмечая, что они были созданы для других народов для прославления.
Звезды могут упасть с небес по словам Даниила 8:10 и Матфея 24:29. Та же самая идея найдена в следующих извлечениях из Откровения 6:13-16:
. звезды на небе упали на землю, как фиги, разрушенные бурей; небо скрылось, свернувшись, как свиток. они обратились к горам и скалам: «Падите на нас и сокройте нас от лица Того, который сидит на троне. «
Это согласовывается с еврейской космологией, ранее описанной, но это смехотворно в свете современной астрономии. Если бы одна звезда, уже не говоря обо всех звездах в небе, «упала» на землю, никто не кричал бы ни с какой горы или скалы. Писатель считал звезды маленькими объектами, все из которых могли упасть на землю, не уничтожая человеческую жизнь. Он также рассматривал небо, как физический объект. Звезды в небе, и они падают, прежде чем небо открывается. Когда оно раскрывается, показывается Сидящий на троне, находящимся сверху (см. Исайю 40:22).
Более слабые аргументы
Сторонники плоской земли также предлагают некоторые библейские аргументы, которые (по моему мнению), слабы, неоднозначны, ошибочны или не актуальны. (Как ни странно, именно с ними апологеты сферичности обычно предпочитают иметь дело в опровержении плоскости земли!). Слабые и неоднозначные аргументы могут помочь поддержать совокупную картину, но недостаточны сами по себе.
Аналогично, сторонники плоской земли часто цитируют многочисленные стихи Ветхого Завета, относящиеся к основаниям земли (см. 2 Царств 22:16, Иов 38:4, Псалом 17:16, Притчи 8:29, Исайя 24:18 и многочисленные другие). Тема об основаниях, однако, довольно хорошо охвачена геоцентристами. Никто не привел бы доводы в пользу плоской земли только на основе цитат об основаниях.
Библейское представление о вселенной относительно ясно и последовательно. Библейские утверждения по космологии (с одним возможным исключением, которое еще предстоит обсудить), согласовываются с известной космологией плоской земли древнего Ближнего Востока, но им часто категорически противоречит современная наука. Как отвечают сферические апологеты?
Сферическая апологетика
Возможно, наиболее часто используемым местом писания для доказательства шарообразности земли является Иов 26:7 (версия короля Иакова): «Он распростер север [сафон] над пустым местом и повесил землю ни на чем [белиямах]». (Новая английская Библия переводит это: «Бог распространяет навес неба над хаосом и подвешивает землю в пустоте»). Не ясно, что это означает. Еврейское «сафон» буквально означает скрытый или темный, и оно использовалось в отношении северных регионов. Белиямах буквально означает «ничего». Это противоречило бы всему священному писанию, в котором говорится, что земля покоится на основаниях, но эта интерпретация не является необходимой. Мы вернемся к Иов 26: 7 позже.
Говоря об основаниях, Герардус Боу, в недатированном документе, названном «Форма Земли», цитирует шквал стихов писания об основаниях земли или мира, как доказательства шарообразности. Все (или почти все) эти стихи традиционно использовались сторонниками плоской земли, чтобы доказать, что земля плоская. Если рассматривать землю, как архитектурное сооружение с полом, закрытым стенами и крышей, то естественно предположить, что у него есть основания (и, я мог бы добавить, краеугольный камень). То, каким образом у шара могут быть основания, ускользает от меня. Аргумент Боу, что это место писания относится к ядру Земли, кажется в лучшем случае натянутым. Также натянута интерпретация Боу «концов земли», как пунктов, самых отдаленных от Иерусалима и его идентификации Чукотского полуострова Советского Союза, Аляски, Мыса Горн и юго-восточной оконечности Австралии, как «четырех углов» земли.
Самый интересный аргумент Боу в пользу шарообразности основан на евангелии от Луки. Он сравнивает Луки 17:31 и 17:34 (в версии короля Иакова). Первый говорит: «В тот день, кто будет на кровле. «, и последний: «в ту ночь будут двое на одной постели» (курсив добавлен). Боу тогда цитирует 1 Коринфянам 15:52, чтобы заявить, что события одновременны, утверждая, что одновременность возможна только на шарообразной земле. Во-первых, последнее утверждение неверно. В современной (хотя и не древней) модели плоской земли день и ночь происходят одновременно в различных местах на земле. Во-вторых, греческое слово «гемера» использовалось во многом, как английский «день». Оно могло означать дневное время, 24-часовой день, или (фигурально) эпоху неопределенной длины. В-третьих, Лука, кажется, писал образно, и цитирование Павла, чтобы доказать обратное, уклоняется от предмета обсуждения.
Еще один аргумент в пользу шарообразности заслуживает внимания. Национальная Конференция по Созданию 1985 года в Кливленде закончилась формальными дебатами о сравнительных достоинствах гелиоцентричности и геоценричности. Ричард Ниссен из христианского Колледжа Наследия, защищая точку зрения Коперника, отметил, что Библия учит о шарообразной земле, потому что это рассматривает север и юг, как абсолютные понятия, но восток и запад как относительные. Как доказательства последнего, он процитировал Псалом 102:12 «Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши». Опять же, современная модель плоской земли считает север и юг абсолютными понятиями, но восток и запад относительными. В древней модели плоской земли, однако, восток и запад были так далеко друг от друга, как только возможно, что это как раз иллюстрация Псалма 102:12.
На мой взгляд, все аргументы, пытающиеся доказать, что Библия учит о шарообразной земле, слабы, если не ошибочны. С другой стороны, космология плоской земли, описанная ранее, исторически последовательна и не требует адвокатуры, которая необходима в случае согласования Библии с шарообразностью.
Книга Еноха
Как считают сторонники плоской земли 19-го века, космология, ранее описанная, вытекает из самой Библии. Некоторые свидетельства более неоднозначны, чем хотелось бы. Неясности в древних документах часто можно прояснить, обратившись к современным документам. Самым важным древним документом, описывающим еврейскую космологию, является 1 Еноха (иногда называемая Эфиопской Книгой Еноха), одна из тех из тех длинных, бессвязных, разорванных и склеенных работ, любимых древними писцами. В течение приблизительно дюжины веков европейские ученые знали 1 книгу Еноха только из многочисленных отрывков, сохраненных в принадлежащей отцам церкви литературе. В 1773 шотландский авантюрист Джеймс Брюс нашел полные копии в Эфиопии.
Многочисленные рукописи 1 Еноха были найдены в эфиопских монастырях. На рубеже веков ученые пришли к заключению, что части книги были до Маккавейских, и большинство (возможно, все) их были составлены в 100 в до н.э. [Чарльз, 1913]. Эти выводы во многом подтвердились, когда многочисленные фрагменты 1 Еноха были найдены среди так называемых свитков Мертвого моря в Кумране. Было два главных английских перевода 1 Еноха, перевод 1913 года Р. Х. Чарльза и перевод 1983 года Э. Айзека. Все цитаты, которые следуют, идут из нового перевода.
Важность 1 Еноха плохо ценится вне академического сообщества. Сравнение его текста с книгами Нового Завета показывает, что многие доктрины Еноха были приняты первыми христианами. Э. Айзек пишет:
Нет сомнений, что 1 Книга Еноха повлияла на формирование новозаветного учения о природе Мессии, Сына Человеческого, царства Мессии, демонологии, будущего, воскрешения, Страшного суда, всего эсхатологического театра и символизма. Поэтому неудивительно, что книга была высоко оценена многими апостолами и отцами Церкви [1986, 10].
Космос, как описано в книге Еноха Картина © 1992 год, Роберт Шадевальд |
Первая книга Еноха повлияла на Матфея, Луки, Иоанна, Деяния, Римлянам и несколько других книг Нового Завета. Наказание падших ангелов, описанных в 2 Петра, кажется, идет непосредственно от 1 Еноха, как и большая часть образов (или даже формулировок) в Откровении. Послание Иуды содержит самые драматические доказательства его влияния, когда оно клеймит “врагов религии” следующим образом:
Внутренняя цитата, 1 Еноха 1:9, найдена на оригинальном еврейском на недавно изданном кумранском фрагменте [Шанкс, 1987, 18]. Приписывая пророчество Еноху, Иуда присуждает книге вдохновленный статус.
Концы земли
Ангел Уриил вел Еноха в большинстве его путешествий. Они совершили несколько путешествий в концы земли, где купол небес спустился на поверхность. Например, Енох говорит:
Я пошел к крайним концам земли и видел там огромных зверей, отличающийся друг от друга, и различных птиц, (также) отличающихся друг от друга по внешности, красоте и голосу. И к востоку от тех зверей я видел конечные концы земли, которые опираются на небеса. И ворота небес были открыты, и я видел, как звезды небес выходят. (1 Еноха 33:1-2).
(Зоркий читатель отметит то, что и я подозреваю: ошибку редактирования в переводе Айзека. «Земля, опирающаяся на небеса» не имеет никакого смысла. У Р. Х. Чарльза «на которых покоится небо»)
Снова, Енох говорит: «Я пошел в направлении севера к самым концам земли, и там в самом конце всего мира я видел великое и славное место. Там (также) я видел трое открытых ворот небес; когда дует холод, град, мороз, снег, росу и дождь, через каждое из (ворот), ветры продолжаются в северо-западном направлении (1 Еноха 34:1-2)». Это хорошо согласуется с Иеремией 51:16, который говорит: «Он поднимает туман от концов земли, он открывает расселины для дождя и выводит ветер из Своих складов». В последующих главах: путешествия Еноха «к самым концам земли» на западе, юге и востоке. В каждом месте он видел еще трое «открытых ворот небес».
Были увидены и другие вещи на концах земли. Ранее, мы отсрочили обсуждение Иова 26:7 (версии короля Иакова): «Он распростер север над пустым местом и подвесил землю ни на чем». Несколько раз, когда Енох и ангел были за пределами купола небес, Енох комментирует, что нет ничего выше или ниже. Например: «И я прибыл в пустое место. И я не видел (там) ни небес выше, ни земли ниже, но хаотическое и ужасное место (1 Еноха 21:1-2)». Может ли это быть своего рода небытие, упомянутое в Иове?
Ангел также показал Еноху складские помещения ветров (18:1) и краеугольный камень земли (18:2).
Солнце и луна
А что насчет солнца и луны? Псалом 18:5-7 (цитировал ранее) предполагает, что солнце скрывается в концах земли, пока не пришло время подниматься. Енох расширяет эту идею. В 1 Еноха 41:5 он «увидел кладовые солнца и Луны, с какого места они выходят и в которое место они возвращаются. » Кроме того, «они сохраняют обещание, данное друг с другом: в соответствии с клятвой они садятся и поднимаются».
Енох подробно рассматривает солнечные и лунные движения на расстоянии, объясняя, почему очевидные азимуты их восхода и захода меняются в зависимости от сезона. Объяснение в разделе под названием «Книга небесных светил» начинается так:
Отверстия в небесном своде на востоке и на западе совпадают с сезонами. В самый долгий день года, солнце восходит и садится через самую северную пару. В самый короткий день оно восходит и садится через самую южную пару. Маршруты возврата солнца и луны находятся за пределами купола. Возможно, они отдыхают в своих «кладовых» в течение своего нерабочего времени.
Звезды
Как и Библия, 1 Еноха обычно изображает звезды, как живых, антропоморфных существ. Сыны Божьи также рассматриваются в 1 Еноха, и они связаны со звездами. Это согласуется с Иов 38:7, который говорит, что, когда краеугольный камень земли был положен, «утренние звезды пели вместе, и все сыны Божии восклицали громким голосом».
Как отмечалось ранее, Матфея 24:29 и Откровение 6:13 повествуют о звездах, которые пали на землю. Этот образ идет из Еноха, но Матфей и Иоанн опускают некоторые детали. В 1 Еноха 88:1 звезда, которая упала с неба, захвачена, связана по рукам и ногам, и брошена в пропасть. Несколькими стихами позже, другие звезды, «сексуальные органы которых были похожи на органы лошадей», аналогично связаны по рукам и ногам и брошены “в ямы земли» (1 Еноха 88:3).
Большинство звезд просто проходит свои движения ночь за ночью. Некоторые звезды никогда не заходят, и Еноху не были показаны их колесницы (1 Еноха 75:8). Звезды, которые действительно восходят и садятся, делают так посредством отверстий в куполе, точно так же, как солнце и луна. Бог, по словам 1 Еноха, быстро перемещается по плотной вселенной, и звезды, которые не восходят вовремя, бросаются в небесную тюрьму. Показывая Еноху адскую сцену, ангел Уриил объясняет:
Еноху не рассказали о наказании за запоздалый восход, но Уриил позже показывает ему другие звезды, «которые нарушили заповеди Господа», из-за чего у них было десять миллионов лет трудного времени (1 Еноха 21:6). Еноху также показали еще более ужасное место, пламенный тюремный дом, где падшие ангелы были задержаны навсегда (1 Еноха 21:10).
Заключение
Из географического и исторического контекста можно ожидать, что у древних евреев была космология плоской земли. Действительно, с самого начала, ультраортодоксальные христиане верили в плоскую землю, утверждая, что верить иначе означает отрицать буквальную истину Библии. Библейские тексты о плоской земле были открыты вновь и популяризированы англоязычными христианами в середине 19-го века. Либеральные библейские ученые позже вывели ту же точку зрения. Таким образом, студенты с удивительно разрозненными точками зрения независимо друг от друга пришли к заключению, что у древних евреев была космология плоской земли, часто получая представление об этом из одного только священного писания. Их заключения были существенно подтверждены повторным открытием 1 Еноха.
Примечания
Armstrong, Harold, 1979. “The Expanding Universe and Creation.” In Repossess the Land (essays and technical papers from the 15th Anniversary Convention of the Bible- Science Association, August 12-15, 1979), pp. 22-27. Minneapolis: Bible-Science Association.
Bouw, Gerardus, n.d. “The Form of the Earth.” Contributions of the Northcoast Bible-Science Association No. 2. Cleveland: Northcoast Bible-Science Association.
Bouw, Gerardus, 1987. “The Firmament.” In Bulletin of the Tychonian Society, n. 43 (April 1987), pp. 11-20.
Capra, Fritjof, 1976. The Tao of Physics. Reprint. New York: Bantam Books, 1977
Charles, R. H., 1913. “Book of Enoch.” In The Apocrypha and Pseudepigrapha of the Old Testament in English, v. 2, edited by R. H. Charles, pp. 163-281. London: Oxford University Press.
Cosmas Indicopleustes, 548. Topographia Christiana. Translated by J. W. McCrindle. London: The Hakluyt Society, 1897.
Darms, Anton, 1930. “The Teaching of the Word of God Regarding the Creation of the World and the Shape of the Earth Fifty Questions and Answers,” Leaves of Healing, v. 66, n. 9 (May 10, 1930), pp. 176-179, 182-184.
Isaac, E., 1983. “1 (Ethiopic Apocalypse of) Enoch.” In The Old Testament Pseudepigrapha: Apocalyptic Literature and Testaments, edited by James H. Charlesworth, pp. 5-89. Garden City, New York: Doubleday & Company, Inc.
Morris, Henry M., 1956. The Bible and Modern Science. Revised edition. Chicago: Moody Press.
Rowbotham, Samuel Birley, 1873. Earth Not a Globe. London: John B. Day. 2nd edition.
Shanks, Hershel, 1987. “Don’t Let the Pseudepigrapha Scare You,” Bible Review, v. 3, n. 2 (Summer 1987), pp. 14-19, 34-37.
Strong, James, 1894. The Exhaustive Concordance of the Bible. Reprint. Nashville: Abington Press, 1978.
Zukov, Gary, 1979. The Dancing Wu Li Masters. New York: William Morrow and Company, Inc.
Учит ли Библия, что Земля плоская?
Краткий исторический обзор
Принципы толкования
Важно придерживаться здравых принципов толкования, проистекающих из самого Писания. Для данного исследования важны следующие принципы:
Библия не писалась с учетом вопросов и проблем двадцать первого века. Библия была написана на еврейском, греческом и арамейском для древних народов, живших в более широком средиземноморском сообществе.
Библия — это само-откровение Бога человеку (2 Тим. 3:16). Иными словами, без Библии мы бы не знали ничего о Боге. Библия изъясняет сама себя и это касается любого ее учения.
Жанр 16 в Священном Писании важен для понимания и определения правильного значения текста. Если неправильно определить жанр отрывка, можно неверно истолковать этот отрывок. Это помогает решить, понимать ли текст буквально, или как фигуру речи и образное выражение.
Свидетельства и их оценка
Тексты о небесной тверди/своде
Результатом неверного толкования этих текстов стало предположение, что над Землей есть окружающий ее купол, свод или полог; есть воды над небом, и есть круг над Землей.
Библейский анализ
В целом, общее свидетельство, полученное нами при анализе этих четырех текстов, показывает, что Библия не говорит о том, что земля окружена куполом или сводом. Скорее, Библия учит, что есть некое пространство, в котором помещаются облака, солнце и луна (Быт. 1:15, 17) и летают птицы (Быт. 1:20). Нет в этом пространстве буквальных дверей или врат. Открытые окна и врата означают, скорее, дождь, когда облака «отдают» земле свою воду.
Тексты, говорящие об основании
Результатом неверного толкования этих текстов стало предположение, что у Земли есть основание, а следовательно, она плоская, и что поверхность Земли поддерживают столпы.
Библейский анализ
Толкуя Писание, мы стремимся найти смысл, заложенный автором в библейский текст. Важно также понять, к какому литературному жанру относится текст. Как сегодня мы говорим образно, так же и библейские авторы часто использовали фигуры речи — особенно в литературе мудрости. Более простые тексты, предваряющие этот раздел, указывают на понимание основания как сотворения Земли Господом, и должны использоваться для толкования сложных текстов, таких как 1 Цар. 2:8.
Тексты о неподвижности
В результате неверного толкования этих текстов можно предположить, что Земля неподвижна.
Библейский анализ
Как и в случае с другими библейскими текстами, наша задача — читая текст, определить намерения автора, а не приписывать ему наши собственные мысли и предположения. Значение определяется текстом. Принципы, описанные в начале статьи, помогут нам выполнить эту задачу. Принцип ориентированности на Бога означает, что мы подходим к текстам с позиции верующих людей. Текст указывает на деятельность Господа — Его божественную, трансцендентную активность в истории.
Тексты о плоской Земле
Неверное толкование этих текстов может привести к заключению, что четыре края земли означают, что Земля плоская.
Библейский анализ
Наконец, те, кто верит в плоскую Землю, утверждают, будто в Библии нет текстов, говорящих о Земле как о шаре, вращающемся вокруг Солнца. Молчание Библии, однако, не доказывает и не опровергает этого факта.
Заключение
В данной статье мы рассмотрели тексты, приводимые в поддержку своей точки зрения теми, кто верит в плоскую Землю. Мы также рассмотрели мнение о том, что под поверхностью земли есть столпы, и окружает ее купол или свод, и что земля неподвижна. Рассмотрев эти библейские тексты, мы пришли к заключению, что Библия не говорит о том, что Земля плоская, что ее окружает свод или купол в прямом смысле, что держится она на столпах. Утверждения о «плоской Земле» больше основываются на предположениях, чем на серьезной экзегезе. Интернет-сайты, цитирующие эти тексты, часто приводят их без пояснений.
Далее, при всем уважении к блогерам, распространяющим мнение о «плоской Земле», следует подчеркнуть, что они вырывают эти тексты из контекста. Они читают их буквально, основываясь на ложных предположениях и думая о заранее предрешенном результате. Ложные предположения ведут к ложным выводам; даже на основании нескольких текстов они не ведут к библейской истине. Нельзя вырвать тексты из контекста, какое бы количество их ни было, чтобы подвести апологетическое основание под идею или доктрину. Это приводит к ложным доктринам. Библейская истина должна основываться на ясном, последовательном учении Священного Писания, серьезно относящемся к историческому, литературному, культурному и социальному контекстам. Каждый текст должен рассматриваться в контексте. Мы также должны учитывать жанр текста, поскольку это определяет то, как его читать и понимать.
Истина основывается на глубоком откровении Божьем и Его искупительной любви (Ин. 3:16; 1 Ин. 4:8). Ориентированное на Бога контекстуальное прочтение Священного Писания действительно
Кайл Б. де Ваал, Ph.D. Координатор программ последипломного обучения, Университетский колледж Эвондейл, Новый Южный Уэльс. Австралия
1 Christine Garwood, Flat Earth: The History of an Infamous Idea (London: Macmillan, 2007) and Eric Dubay, The Flat-Earth Conspiracy (New York: Thomas Dunne, 2008).
2 Пример того, как представители движения плоской Земли представляют себе форму Земли, см. вкладку «Карты» на сайте Общества Плоской Земли https://theflatearthsociety.org/home/index.php/featured/maps (доступ 16 декабря 2019 г.).
3 Теорию плоской Земли часто пытаются доказать весьма буквальным толкованием определенных библейских текстов. Некоторые попытки ответить на теорию плоской Земли на научном уровне можно найти в Robert Carter and Jonathan Sarfati, «A Flat Earth, and Other Nonsense,» Creation Ministries International, последняя версия от 26 декабря 2019 г. https://creation.com/refuting-flat-earth (доступ 16 декабря 2019 г.) и Nikk Effingham, «How to Reason with Flat Earthers (It May Not Help Though),» April 25, 2018, The Conversation, https://theconversation.com/how-to-reason-with-flat-earthers-it-may-not-help-though-95160 (доступ 16 декабря 2019 г.).
4 Garwood, Flat Earth, 19–20.
5 Там же. См. также Edward Grant, The Foundations of Modern Science in the Middle Ages: Their Religious, Institutional and Intellectual Contexts (Cambridge: Cambridge University Press, 1996); Grant, Planets, Stars, and Orbs: The Medieval Cosmos, 1200–1687 (Cambridge: Cambridge University Press, 1994); Grant, Physical Sciences in the Middle Ages (Cambridge: Cambridge University Press, 1978); Grant, Much Ado About Nothing: Theories of Space and Vacuum from the Middle Ages to the Scientific Revolution (Cambridge: Cambridge University Press, 1981); Grant, God and Reason in the Middle Ages (Cambridge: Cambridge University Press, 2001); Grant, Science and Religion, 400 B.C. to A.D. 1550: From Aristotle to Copernicus (Westport, CT: Greenwood, 2004; Baltimore, MD: John Hopkins University Press, 2006); and Grant, A History of Natural Philosophy from the Ancient World to the Nineteenth Century (Cambridge: Cambridge University Press, 2007).
6 См. «Greek Evidence for the Earth’s Shape and Spin,» Institute of Physics, http://practicalphysics.org/greek-evidence-earths-shape-and-spin.html (доступ 12 марта 2018).
7 Randall W. Younker and Richard M. Davidson, «The Myth of the Solid Heavenly Dome: Another Look at the Hebrew (rāqîa‘),» Andrews University Seminary Studies 49, no. 1 (2011): 1–25.
8 Daniel Boorin, The Discoverers (New York: Random House, 1983), 100–101.
9 Jeffrey Burton Russell, Inventing the Flat Earth: Columbus and the Modern Historians (Westport, CT: Praeger Publishers, 1997), 2; David Lindberg, Science in the Middle Ages, The Chicago History of Science and Medicine (Chicago, IL: University of Chicago Press Books, 1980). Согласно Stephen Jay Gould, «The Late Birth of a Flat Earth,» in Dinosaur in a Haystack: Reflections in Natural History (New York: Three Rivers, 1997), 38–50, «среди ученых никогда не было периода „мракобесия плоской Земли“ (вне зависимости от того, как широкая публика представляла форму нашей планеты тогда и сейчас). Греческое знание о сферической форме Земли никогда не пропадало, и все крупные средневековые ученые воспринимали шарообразность Земли как непреложный факт космологии». Историки науки в David C. Lindberg and Ronald L. Numbers, «Beyond War and Peace: A Reappraisal of the Encounter between Christianity and Science,» Church History 55 (Cambridge: Cambridge University Press, 1986), 338–354, отмечают, что «в Средние Века вряд ли нашелся бы христианский ученый, кто не признавал бы шарообразную форму [Земли] или не знал бы ее примерного радиуса». Описание Земли как шара можно найти в форме Globus Cruciger (шара с крестом наверху), которая изображает Землю как сферу. Отчеканенная еще в 215 г. н.э. римская монета антонин изображает императора Каракаллу, держащим скипетр и шарообразную державу. Известны схожие изображения других римских и европейских императоров. См. иллюстрации к статье «Globus Cruciger,» на сайте Wikimedia Commons, последнее обновление от 21 сентября 2019 г., https://commons.wikimedia.org/wiki/Globus_cruciger (доступ 17 декабря 2019 г.) и «Globus Cruciger,» https://www.ancient-symbols.com/symbols-directory/globus-cruciger.html (доступ 17 декабря 2019 г.).
10 Russell, Inventing the Flat Earth, 4-6, 15-17
11 Johannes de Sacrobosco, Tractatus de Sphaera («On the Sphere of the World»), перев. Lynn Thorndike, (прим. Начало тринадцатого века, перевод опубликован в 1949 г.), http://www.esotericarchives.com/solomon/ sphere.htm (доступ 1 июля 2019 г.).
12 См. Matthew Dunn, «The Flat Earth Theory Has Seen a Resurgence, with People Trying to Prove Our Planet is Not a Sphere,» News.com.au, 1 июня 2017 г., http://www.news.com.au/technology/science/space/the-flat-earth-theory-has-seen-a-resurgence-with-people-trying-to-prove-our-planet-is-not-a-sphere/news-story/0bd1226fbe2e2bc819e-c12733591e8c9 (доступ 1 марта 2018 г.).
13 См. обсуждение в Norman R. Gulley, Systematic Theology: Creation, Christ, Salvation (Berrien Springs, MI: Andrews University Press, 2012), 33–38.
15 Jacques B. Doukhan, Genesis, Seventh-day Adventist International Bible Commentary (Hagerstown, MD: Pacific Press, 2016), 39.
16 Жанр — это тип литературного текста, отличающийся своим содержанием, определенным стилем или композицией. При определении жанра принимается во внимание тема, структура и стиль. Жанр важен для понимания повествовательной природы текстов и помогает читателю понять предназначение текста.
17 См. Carl F. H. Henry, God, Revelation and Authority, (Waco, TX: Word, 1976), 2:9.
18 См. «Religious References,» Flat Earth Society, https://the-flatearthsociety.org/ home/index.php/ featured/religious-references (доступ 17 декабря 2019 г.).
19 Все библейские цитаты взяты из Библии в современном русском переводе под редакцией М.П. Кулакова.
20 Kenneth Mathews, Genesis 1–11:26, New American Commentary (Nashville, TN: Broadman and Holman, 1996), 150. См. также Bruce K. Waltke, Genesis: A Commentary (Grand Rapids, MI: Zondervan, 2001), 62.
21 Hugh Ross, The Genesis Question: Scientific Advances and the Accuracy of Genesis (Colorado Springs, CO: NavPress, 1998), 34, 199, 201. См. также Ross, The Fingerprint of God (Orange: Promise Publishing, 1989), 165–8; Ross, A Matter of Days: Resolving a Creation Controversy (Colorado Springs, CO: NavPress, 2004), 236; John L. Wiester, The Genesis Connection (Nashville, TN: Thomas Nelson, 1983), 202; Alan Hayward, Creation and Evolution: Rethinking the Evidence from Science and the Bible (Minneapolis, MN: Bethany, 1985), 179–81; and H. Donald Daae, Bridging the Gap: The First Six Days (Calgary: Genesis International Research, 1988), 56–68.
22 Younker and Davidson, «Myth of the Solid Heavenly Dome,» 1–25
23 John Sailhamer, «Genesis,» in Expositor’s Bible Dictionary: Revised Edition, ed. Tremper Longman III and David E. Garland (Grand Rapids, MI: Zondervan, 2008), 1:59. Еврейское šāmayim имеет форму множественного числа.
24 Mathews, Genesis 1–11:26, 150
26 Carl Friedrich Keil and Franz Delitzsch, Commentary on the Old Testament: The Pentateuch, (Peabody, MA: Hendrickson, 1996), 1:53–54. См. также Younker and Davidson, «Myth of the Solid Heavenly Dome,» 22
27 William A. VanGemeren, «Psalms,» in The Expositor’s Bible Commentary, ed. Frank E. Gaebelein (Grand Rapids, MI: Zondervan, 1991), 872.
28 Peter H. Davids, The Letters of 2 Peter and Jude (Grand Rapids, MI: Eerdmans 2006), 270.
29 Francis D. Nichol, The Seventh-day Adventist Bible Commentary (Hagerstown, MD: Review and Herald, 1976), 4:247.
30 Shalom M. Paul, Isaiah 40–66, Eerdmans Critical Commentary (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 2012), 149
31 VanGemeren, «Psalms,» 649. В Новом Завете выражение «от основания земли» относится лишь ко времени от сотворения земли (Мф. 13:15; 25:34; Лк. 11:50; Откр. 13:8; 17:8). Это же относится к выражению «до основания» (Ин. 17:24; Еф. 1:4; 1 Пет. 1:20) и «с основания…» (Евр. 9:26).
32 Ronald F. Youngblood, «1 & 2 Samuel,» in The Expositor’s Bible Commentary, ed. Frank E. Gaebelein (Grand Rapids, MI: Zondervan, 1992), 581.
33 Hans-Joachim Kraus, Psalms 60–150: A Commentary, trans. Hilton C. Oswald (Minneapolis, MN: Augsburg Fortress, 1989), 286–87.
34 Ralph Klein, 1 Samuel, 2nd ed., Word Biblical Commentary (Dallas, TX: Word, 2008), 10:18.
35 Gordon D. Fee and Douglas Stuart, How to Read the Bible for All Its Worth, 3rd ed. (Grand Rapids, MI: Zondervan, 2003), 226.
36 См. описание таблички в BagM. Beih 2 no. 98 и обсуждение ее значения в Wayne Horowitz, Mesopotamian Cosmic Geography (Winona Lake, IN: Eisenbrauns, 1998), 195–206.
37 Выдвигались различные предположения, объясняющие этот текст. Краткий обзор см. в Gleason L. Archer, The New International Encyclopedia of Bible Difficulties (Grand Rapids, MI: Zondervan, 1982), 161–162 и Walter C. Kaiser, Jr., Peter H. Davids, and Manfred T. Brauch, Hard Sayings of the Bible (Downers Grove, IL: InterVarsity, 1996), 186–188.
38 Nichol, The Seventh-day Adventist Bible Commentary, 2:226.
39 Michael Youseff, Joshua: Leading the Way Through (Eugene, OR: Harvest, 2013), 150.
40 Joan S. Morton, Science in the Bible (Chicago, IL: Moody, 1978), 138, 141. См. также Ranko Stefanovic, Revelation of Jesus Christ (Berrien Springs, MI: Andrews University Press, 2002), 254.
41 См. Logos Bible App, Revelation 7:1 (доступ 18 декабря 2019 г.).
42 Louis A. Brighton, Revelation, Concordia Commentary (Saint Louis, MO: Concordia, 1999), 181.
43 J. Holding, «The Legendary Flat-Earth Bible,» Christian Research Journal 36, no. 3 (2013): 1-5.
44 Herman Bavinck, Reformed Dogmatics, ed. John Bolt, trans. John Vriend, vol. 2, God and Creation, (Grand Rapids, MI: Baker, 2004), 477.
45 Gordon J. Wenham, Genesis 1–15, Word Biblical Commentary (Waco, TX: Word, 1987), 1:xlv.
46 Gerhard F. Hasel, «The Polemic Nature of the Genesis Cosmology,» Evangelical Quarterly 46 (1974): 81–102.
47 Gulley, Systematic Theology, 17.
48 См. Gerald A. Klingbeil, ed., The Genesis Creation Account and Its Reverberations in the Old Testament (Berrien Springs, MI: Andrews University Press, 2015).
49 John H. Walton, Job, NIV Application Commentary (Grand Rapids, MI: Zondervan, 2012), 191.