билибин нет что такое
10 неизвестных: русский стиль Ивана Билибина
По понедельникам большинство московских музеев не работают, но это не значит, что у публики нет возможности приобщиться к прекрасному. Специально для первого дня недели редакция сетевого издания m24.ru запустила новую рубрику «10 неизвестных», в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства, объединенными одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей, начиная со вторника.
Борис Кустодиев «Портрет И.Я. Билибина», 1901
16 августа исполнилось 140 лет со дня рождения русского художника Ивана Яковлевича Билибина, одного из главных книжных иллюстраторов и театральных художников первой половины XX века. Самые известные его работы каждый видел в сказках «О царе Салтане» и «Золотом Петушке», но его творческое наследие намного шире и разнообразнее.
Иван Билибин. Заставка к сказке «Царевна-Лягушка», 1899
Иван Яковлевич Билибин был из того поколения художников, которому выпало работать с малыми формами и развивать декоративно-прикладное искусство. Театр, книжные иллюстрации, мебель, посуда, музыкальные инструменты и декор приобрели самодостаточную ценность, и сегодня именно они формируют наше представление о «Серебряном веке». Билибин был выдающимся книжным иллюстратором: в первое десятилетие XX века он создал целую серию «Сказок», которые до сих пор считаются классическими и продолжают издаваться с его иллюстрациями. Среди них были и «Сказка о царе Салтане» (1905), «Сказка о золотом петушке» (1910), «Царевна-Лягушка» (1899), «Сказка о рыбаке и рыбке» (1908), «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (1902), былина «Вольга» и многие другие. Также Билибин работал над оформлением оперы «Золотой Петушок» для театра Зимина в Москве. Именно в этих иллюстрациях на «русскую» тему проявляется индивидуальный и очень узнаваемый билибинский стиль.
Иван Билибин. «Река Кемь». Журнал «Открытое письмо», 1904
Также в эти годы Билибин сотрудничает с главными художественными журналами, альманахами и сборниками, начиная от «Мира искусства», заканчивая «Весами» и «Открытым письмом», которое было первым русским периодическим изданием об открытках. Для «Открытого письма» Билибин создает графическую серию открыток с иллюстрациями на различные темы. Здесь его художественная манера более свободна, так как он не привязан к сюжету или какой-либо целостной концепции образов и персонажей.
Иван Билибин. Концовка к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», 1902
Среди иллюстраций к сказкам самыми интересными с художественной точки зрения оказываются первое и последнее изображения. Вырванные из контекста, они служат своего рода декорацией или занавесом разворачивающихся в сказке событий. В этих иллюстрациях Билибин всегда оказывается предельно минималистичен – пейзаж или герой обведены плотной черной линией и закрашены двумя или тремя цветами. Конечно, тема Билибина – исключительно мир русской сказки, но знание традиций японской гравюры очевидно. Именно оттуда он берет приемы очерчивания форм плотным контуром и построение колорита.
Иван Билибин. «Вологодская девушка в праздничном наряде». Рисунок для почтовой открытки, 1905
В начале 1900-х годов этнографический отдел Музея Александра III командирует Билибина в северные губернии, Вологодскую и Архангельскую для изучения традиций деревянной архитектуры. Помимо этого Билибин делает огромное количество рисунков и эскизов с изображениями народных костюмов и предметов быта. Сегодня эти рисунки – уникальный источник знаний об этических особенностях жизни северных народов России, многие из которых были утрачены.
Иван Билибин. «Село Подужемье». Эскиз для журнала «Открытое письмо», 1904
Эскиз для журнала «Открытое письмо» с изображением деревянной церкви в селе Подужемье – еще один пример рисунка из серии, созданной в северной экспедиции. Все эти зарисовки стали основой иллюстраций к сказкам: пейзажи северных губерний населялись персонажами народных приданий или пушкинских историй. В этих иллюстрациях Билибин создает объемный мир, наполненный таким количеством точных деталей, которые нафантазировать было бы невозможно. Но при этом художник никогда не копирует действительность, он переосмысливает каждый ее элемент, дополняя его «сказочными», фантастическими деталями.
Иван Билибин. Обложка к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина, 1908
Собирая традиционные узоры, Билибин мог превратить какой-либо незначительный элемент в орнамент, куда он включал цветочные мотивы и изображения фантастических животных. Заставки, концовки, обложки, экслибрисы, буквицы Билибина встречаются в огромном количестве изданий начала XX века, а также в таких журналах как «Мир Искусства», «Золотое Руно» и в книгах, выходивших в «Московском Книгоиздательстве».
Иван Билибин. Концовка для журнала «Мир искусства», 1899
«Мир искусства» – творческое движение и одноименный ежемесячный журнал, выпускавшийся символистами с 1898 по 1904 год. Над его созданием работали все главные художники, писатели и поэты своего времени. Основателями движения были художник Александр Бенуа и создатель «Русских сезонов» Сергей Дягилев, а выпуском журнала изначально занимались крупнейшие меценаты княгиня Мария Тенишева и Савва Мамонтов. Среди тех, кто работал над журналом, нет ни одной проходной или малоизвестной фамилии: Илья Репин, Константин Сомов, Виктор Васнецов, Валентин Серов, Михаил Нестеров, Исаак Левитан, Константин Коровин, Леон Бакст, Виктор Борисов-Мусатов и многие-многие другие.
Иван Билибин. Заставка к сказке «Василиса Прекрасная», 1900
Билибин ловко играл с русскими мотивами, вплетая в них фантастические узоры и выдуманных персонажей настолько плотно, что порой отделить одно от другого становится практически невозможно. Заставка к сказке «Василиса Прекрасная» тому хороший пример: верхняя часть изображения оказывается черными силуэтами на серо-голубом фоне (чего не могло быть в традиционно русской лубочной картинке, откуда Билибин черпал приемы и мотивы), а внизу появляются изображения двух птиц-сиринов. У Билибина они оказываются улыбчивыми красавицами, а на самом деле сирины в мифологии – это темная сила из подземного мира.
Иван Билибин. «Василиса Прекрасная уходит из дома Бабы Яги». Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная», 1899
Тоже самое происходит и с иллюстрациями: черепов со светящимися глазами в лубочном рисунке не было, при этом рубаха Василисы абсолютно точно соответствует русским традициям. Билибин был не единственным мирискуссником, которого интересовали народные мотивы, сказания и славянская мифология. Похожие образы и их трансформацию можно увидеть в работах, например, Васнецова и Врубеля.
Иван Билибин. Крым, Батилиман, 1940
Помимо иллюстраций, Билибин создал огромное количество рисунков и графических работ с изображениями природы русского юга и севера. В 1917 году, с началом революционных событий, он уезжает в Крым, куда стекалась русская интеллигенция. Здесь, в кругу писателей и художников, он провел два года. В 1920 году Билибин уехал в Египет, а в 1925 оказался в Париже, где работал над оформлением опер и балетов. Но, насквозь пропитанного русским духом, Билибина непреодолимо тянуло в Россию. В 1936 году он прибыл в Ленинград на корабле «Ладога». Здесь художник и скончался во время блокады в 1942 году.
Билибин, Виктор Викторович
И. Грэк, Диоген, Виктор Ювенис, Жгучий Глаз, B. Холостов
31 мая (12 июня) 1908 ( 1908-06-12 ) (49 лет)
писатель, драматург, журналист
Виктор Викторович Били́бин (1859—1908) — русский прозаик, драматург, журналист XIX века.
Содержание
Биография
Родился 7 (19) января 1859 года в Санкт-Петербурге, в дворянской семье. Окончил гимназию с золотой медалью, затем — Санкт-Петербургский университет со степенью кандидата прав. В 1880 году служил помощником присяжного поверенного, а с 1881 года — в Главном управлении почт и телеграфов, где в 1890—1900 годах возглавлял международный отдел. Был женат на А. А. Соловьёвой, сотруднице журнала «Осколки».
С 1885 года был знаком с А. П. Чеховым, на протяжении пятнадцати лет между ними велась откровенная переписка. Известны 15 писем Чехова Билибину и 96 — Билибина к Чехову.
В 1906—1908 годах — после смерти Н. А. Лейкина — был редактором-издателем журнала «Осколки».
Скончался 31 мая (12 июня) 1908 года в Санкт-Петербурге.
Адреса
Творчество
Признанный мастер малых жанров журнальной прозы: его фельетоны, экспромты, каламбуры были особенно популярны в начале 1880 годов и высоко ценились А. П. Чеховым.
В 1884 году, после закрытия журнала «Отечественные записки», последовательно отстаивавшего демократические принципы журналистики, общий тон публикаций в «Осколках» изменился: сатирические зарисовки практически не появлялись, предпочтение отдавалось бытовым сюжетам. Отразились эти изменения и на творчестве Билибина. Его еженедельные юмористические обзоры «Осколки современной жизни» в «Осколках» (1884—1908), многочисленные юморески и очерки, публиковавшиеся под псевдонимами Диоген и Виктор Ювенис, появлявшиеся в газетах «Одесский листок» (с 1886 Билибин печатался в «Одесском листке» как автор фельетонов «Петербургская пестрота») и «Новости», отличались, по мнению современников, от его ранних произведений идейной легковесностью, эмпиризмом, ориентацией на вкусы обывателя. В феврале 1887 года Чехов писал по поводу фельетонного цикла Билибина «Субботние бани провинциала» (в 1886—1887 он вёл в «Петербургской газете» еженедельные обозрения «Субботние бани провинциала» и воскресный фельетон «Вселенские глупости»):
Билибин начинает исписываться. Его скучно читать… Не хочет понять человек, что игриво и легко можно писать не только о барышнях, блинах и фортепьянах, но даже о слезах и нуждах.
В конце 1880 годов Билибин обратился к драматургии, его пьесы непосредственно связаны с ранее написанными миниатюрами и бытовыми сценками, представляли собой как бы их развёрнутый вариант. В 1890-х годах его пьесы ставились в Александринском театре и на частных сценах, хотя и без особенного успеха. Сюжеты «весёлых пьес» Билибина, как правило, сводились к семейным ссорам из-за модных шляпок («Молчание»), любовных писем («Иван Иванович виноват»), подброшенных детей («Цитварный ребёнок») и т. п., а банальности любовного треугольника дополнялись интригами злого начальника или тёщи (Менелай Петрович Менелаев в «Суде над прекрасной Еленой», Анемподист Сергеевич Отвислое в «Цитварном ребёнке», Евлампия Петровна Пилкина в «Молчании» и др.). А. В. Амфитеатров писал по поводу его работ:
Человек создан был для тонкой интеллигентной иронии, а работал на грубый, нутряной смех. … Б. разменял свой тонкий юмор — и потерял талант фельетониста»
— Амфитеатров А. Тризны.— С. 152
Основная часть пьес была создана Билибиным после 1890 года, когда им окончательно был сделан выбор между карьерой литератора и чиновника в пользу второй. В письме Чехову от 1891 года он писал:
И я сжёг если не всё, то многое из того, чему поклонялся. Чиновник во мне заедает писателя.
Пытаясь обосновать свою позицию, он отмечал:
Я — ремесленник, и в этом нет ничего стыдного… Ремесленники работают добросовестно, но не ждите от них идей вдохновлённых. Я смотрю на литературу, как на литературное ремесло, как на хлеб…
После выхода из Литературного общества в 1890 году, Билибин помещал короткие обзоры в «Осколках», издал сборник «Юмористические узоры» (1898), пытался пародировать декадентскую прозу («Отрывки современной беллетристики», 1898) и драматургию («Театр марионеток», между 1902 и 1908 годами), но они уже не привлекали внимания читателей.
Обращался к жанру фантастики. В 1906 году написал фантастическую сатирическую пьеса «Женщины на Марсе. Фантастический фарс в 3-х действиях», в которой земляне обнаруживают на Марсе «домострой наоборот»: обществом управляют женщины, за ними же закреплено право на образование. [2]
БИЛИБИН
И. Я. Билибин. Портрет. 1901 г. Худож. Б. М. Кустодиев (ГРМ)
И. Я. Билибин. Портрет. 1901 г. Худож. Б. М. Кустодиев (ГРМ)
В 1896 г. Б. с серебряной медалью окончил 1-ю с.-петербургскую гимназию, затем поступил на юридический фак-т С.-Петербургского ун-та (1896-1900). В 1895-1898 гг. посещал Школу Императорского об-ва поощрения художеств. В 1898 г. занимался в Мюнхене в студии проф. А. Ажбе (Ашбе). В сент. того же года поступил в школу-мастерскую кнг. М. К. Тенишевой в класс И. Е. Репина, через 2 года перешел вольнослушателем в мастерскую Репина в Высшее художественное уч-ще Академии художеств (1900-1904). С 1900 г. сотрудник ж. и член объединения «Мир искусства», одновременно представлял свои работы на выставках товарищества.
Гапсельга Павенецкого у. Олонецкой губ. Акварель. 1904 г. Худож. И. Я. Билибин (ГРМ)
Гапсельга Павенецкого у. Олонецкой губ. Акварель. 1904 г. Худож. И. Я. Билибин (ГРМ)
В поисках национального рус. стиля Б. обратился к изучению деревянной архитектуры Севера, вышивки, кружева, резьбы по дереву, рукописных и старопечатных книг, иконописи. В определении направления его работы значительную роль сыграло творчество художников «абрамцевского кружка» В. М. Васнецова и Е. Д. Поленовой, особенно их выставка 1899 г. в С.-Петербурге. Однако работы Б. отличались свойственной рус. модерну графичностью, яркостью и декоративностью, художник использовал в них достижения совр. европ. графики (О. Бёрдсли) и японской ксилографии. Важную роль в развитии стиля Б. сыграло изучение рус. этнографии в Тверской губ. (в усадьбе Егны Весьегонского у.) и поездка в 1903-1904 гг. в Вологодскую, Архангельскую и Олонецкую губернии по поручению этнографического отдела Русского музея Александра III для собирания этнографических материалов и фотографирования памятников старины (часть зарисовок памятников древнерус. зодчества была выпущена общиной св. Евгении Красного Креста в виде открыток).
Известность Б. принесли циклы иллюстраций к рус. народным сказкам («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна-Лягушка», «Марья Моревна» и др.), к сказкам А. С. Пушкина («Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»), изданным в 1901-1910 гг. Эти циклы стали в ряд высших достижений мировой книжной графики.
Мон-рь св. Георгия Хозевита. Акварель. 1924 г. Худож. И. Я. Билибин (ГРМ)
Мон-рь св. Георгия Хозевита. Акварель. 1924 г. Худож. И. Я. Билибин (ГРМ)
Яркий талант Б. проявился и в его театральных эскизах к операм Н. А. Римского-Корсакова («Снегурочка», 1905; «Золотой петушок», 1909), М. П. Мусоргского («Борис Годунов», 1908), к драмам Лопе де Вега («Фуэнте Овехуна», 1911) и Педро Кальдерона («Чистилище св. Патрика», 1911) и др.
В 1907 г. Б. приглашен в Школу Императорского об-ва поощрения художеств для преподавания в классах графики и композиции, к-рые он вел вплоть до 1917 г. С 1916 г. Б. избран председателем Комитета об-ва «Мир искусства» и включен в список художников, представляемых к званию академика.
В авг. 1925 г. Б., получив ряд предложений от парижских изд-в, переехал во Францию. Стал одним из организаторов об-ва «Икона» в Париже (1925). В 1927 г. создал эскизы фресок и иконостаса и расписал вместе со старшим сыном Александром правосл. церковь на Ольшанском кладбище в Праге (архит. В. А. Брандт).
В сент. 1936 г. Б. вернулся в Ленинград, где ему было предложено место профессора графической мастерской Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств. 23 июля 1939 г. Высшая аттестационная комиссия утвердила Б. в звании профессора и степени д-ра искусствоведческих наук. Скончался 7 февр. 1942 г. в блокадном Ленинграде, откуда отказался эвакуироваться.
Арх.: [Билибин И. Я. Автобиография] // ГПБ. Ф. 105. Ед. хр. 1139. Л. 1; Билибин И. Я. Автобиографические записки. Дек. 1938 г. // Архив семьи художника; Пражская Национальная галерея. ДК-569-4575. Эскизы фресок и иконостаса рус. храма на Ольшанском кладбище в Праге. Б. на к., акв.
Соч.: Народная сказка в рус. художестве // Журнал для всех. 1904. № 2; Остатки искусства в рус. деревне // Там же. 1904. № 10; Народное творчество Севера // Мир искусства. 1904. № 11; Несколько слов о рус. одежде в XVI и XVII вв. // Старые годы. 1909. Июль-сентябрь.
Лит.: Грабарь И. Э. (ред.) История рус. искусства: В 12 т. М., 1962. Т. 10. Кн. 2. С. 238-240, 244-246; Голынец С. В. Иван Билибин. [Творч. портрет художника, 1876-1942 гг.] // Художник. 1966. № 8. С. 50-57; И. Я. Билибин. Статьи. Письма. Воспоминания о художнике. Л., 1970; Голынец Г. В., Голынец С. В. Иван Яковлевич Билибин. М., 1972; Карасик И. Материалы о И. Я. Билибине // Искусство. 1976. № 12. С. 57-61; Поиски пера Жар-птицы: Жизнь и творчество художника И. Я. Билибина по мат-лам собр. Е. П. Климова. М., 1981; И. Билибин: По мат-лам собр. Е. П. Климова. М., 1999.
Почему «Иван-железная рука» не оставил блокадный Ленинград
Ирина Миронова, заведующая Ивангородским музеем, отмечает, что в последнее время все чаще переиздают книги, оформленные Билибиным. И интерес к его творчеству растет. Теперь туристы смотрят в Ивангороде не только знаменитую крепость, рядом с которой проходит граница с Эстонией, но и музей, в котором собраны уникальные экспонаты и произведения Ивана Билибина. Человека, который с удивительной точностью и яркостью передавал красоту русского мира.
Но почему коллекция работ Билибина оказалась именно в Ивангороде, а не в Третьяковке или Русском музее?
Про Ивангород, про Петроград, про Россию Билибин не забывал ни в Египте, ни во Франции, где оказался после революции. И мысль о возвращении на Родину все равно была с ним. Да, за рубежом он был востребован, узнаваем. Но не был своим.
Ирина Миронова передает рассказ одного из учеников Билибина, который стал свидетелем такой сцены в Париже:
К концу французского периода Билибину становилось все сложнее. В это время и русская эмиграция раскололась, что тоже его раздражало.
И Билибин возвращается. Зная, о жизни в Союзе не понаслышке (он переписывается с братом). Зная о репрессиях. Зная о противниках, которые говорили, что Билибин в самое трудное время уехал, а теперь снова будет здесь. И несмотря на свои антибольшевистские плакаты 1917 года. Например, «О том, как немцы большевика на Россию выпускали».
Но есть в творчестве Билибина и произведения со скрытым смыслом. Одно из них привезли в Москву. Это изображение святых князей Бориса и Глеба.
После возвращения в Петроград (он уже Ленинград к тому времени) Билибин работает в Академии художеств, преподает. И неоднократно подтверждает, что студенты не случайно называют своего учителя «Иван-железная рука».
Да, работа ювелирная. Для нее Билибин готовил специальные колонковые, очень качественные кисти, срезывал ворс наискосок и тончайшим волоском выводил линии. Ему подражали, но достичь такого мастерства не могли.
Билибин, как и многие люди искусства, продолжали работать в осажденном фашистами Ленинграде. Сейчас в Москве можно увидеть его эскиз открытки «Ледовое побоище», выполненный в блокадном городе.
Тогда же, в 1941-м, Билибин отправляет другу Василию Цветкову рисунок, который подписывает так: «Эти бы грибочки да на сковородку со сметанкой. Эх-ма…».
А ведь у Ивана Билибина была возможность покинуть город. Но.
В музее, который она представляет, хранится блокадный дневник Ивана Билибина. Есть там такая запись незадолго до смерти: «Еще вчера мы могли все купить по коммерческой цене. Какие же мы были дураки. Сегодня мы умираем с голоду».
Иван-железная рука умер от истощения на руках у жены Александры. Она выжила в блокаду. И еще в феврале 1942 исполнила рисунок Александра Невского (его тоже можно увидеть в Москве) с посвящением мужу. Это был его любимый герой.
БИЛИБИНИТ
Смотреть что такое «БИЛИБИНИТ» в других словарях:
Билибин Юрий Александрович — [6(19).5.1901, Ростов Ярославский, ‒ 4.5.1952, Ленинград], советский геолог, член корреспондент АН СССР (1946). В 1926 окончил Ленинградский горный институт. В 1926‒34 работал в тресте «Алданзолото», Центральном научно исследовательском… … Большая советская энциклопедия
Билибин — I Билибин Иван Яковлевич [4(16).8.1876, Тарховка, близ Петербурга, 7.2.1942, Ленинград], русский график иллюстратор и театральный художник. Учился в Мюнхене у А. Ажбе (1898), в Петербурге у И. Е. Репина в школе мастерской М. К. Тенишевой… … Большая советская энциклопедия
Билибин Ю. А. — Билибин Ю. А. Юрий Александрович сов. геолог, чл. корр. АН СССР (1946). По окончании ЛГИ (1926) работал в тресте Алданзолото и Центр, н. и. геол. разведочном ин те, с 1934 во ВСЕГЕИ, с 1950 в Ленингр. ун те им. А. А. Жданова. Создал науч … Геологическая энциклопедия
Билибин, Юрий Александрович — Юрий Александрович Билибин Дата рождения: 6 (19) мая … Википедия
Билибин, Юрий — Юрий Александрович Билибин (19 мая 1901, Ярославская губерния 4 мая 1952, Ленинград) геолог, член корреспондент АН СССР, лауреат Сталинской премии. Служил в Красной Армии (1919 1921), учился в Ленинградском горном институте. В его честь был… … Википедия
Билибин Ю. — Юрий Александрович Билибин (19 мая 1901, Ярославская губерния 4 мая 1952, Ленинград) геолог, член корреспондент АН СССР, лауреат Сталинской премии. Служил в Красной Армии (1919 1921), учился в Ленинградском горном институте. В его честь был… … Википедия
Билибин Ю. А. — Юрий Александрович Билибин (19 мая 1901, Ярославская губерния 4 мая 1952, Ленинград) геолог, член корреспондент АН СССР, лауреат Сталинской премии. Служил в Красной Армии (1919 1921), учился в Ленинградском горном институте. В его честь был… … Википедия
Билибин Юрий — Юрий Александрович Билибин (19 мая 1901, Ярославская губерния 4 мая 1952, Ленинград) геолог, член корреспондент АН СССР, лауреат Сталинской премии. Служил в Красной Армии (1919 1921), учился в Ленинградском горном институте. В его честь был… … Википедия
Билибин Юрий Александрович — Юрий Александрович Билибин (19 мая 1901, Ярославская губерния 4 мая 1952, Ленинград) геолог, член корреспондент АН СССР, лауреат Сталинской премии. Служил в Красной Армии (1919 1921), учился в Ленинградском горном институте. В его честь был… … Википедия