биология 6 класс что такое почвенное питание растений

Почвенное питание растений

У растений существует два вида питания — почвенное, или корневое, и воздушное. Оба они одинаково важны и дополняют друг друга. Воздушное питание, или фотосинтез, подробно описан в другой статье, а здесь мы разберем, как осуществляется почвенное питание растения.

Особенно важны для растения макроэлементы — четыре металла — кальций, магний, калий и железо, — и три неметалла — азот, фосфор и сера. Недостаток этих химических элементов в почве сразу отражается на состоянии растения. Так, при дефиците азота, у растений мельчают и желтеют листья, растения плохо развиваются. Недостаток калия приводит к снижению урожайности и устойчивости к неблагоприятным факторам среды. Дефицит магния ухудшает процессы фотосинтеза в хлоропластах и т.д.

В меньших количествах, но также необходимы растению и микроэлементы — марганец, цинк, бор, кобальт, никель, хлор, кремний, молибден и др.

Минеральные вещества могут всасываться корнями только в виде водного раствора их солей. Вот почему вода является необходимым условием существования растений. Во-первых, она — растворитель, а во-вторых — транспортное средство для минералов.

Мембраны клеток всасывающей зоны корня, корневых волосков, являются полупроницаемыми, они свободно пропускают молекулы воды, но плохо проницаемы для солей, которые попадают внутрь клеток в основном с помощью активного транспорта, при помощи белков-переносчиков, встроенных в мембраны клеток. Соответственно, процесс этот требует много энергии, поэтому в клетках всасывающей зоны много митохондрий.

Вода же всасывается пассивно, при помощи физического явления — осмоса. Более концентрированный раствор солей внутри клетки притягивает молекулы воды, заставляя ее входить в клетку. Этот процесс одностороннего прохождения растворов через полупроницаемую мембрану и называется осмосом.

Конечно, клетки корня не могут растягиваться бесконечно, и поэтому они с силой выталкивают воду с растворенными минеральными веществами дальше, вглубь корня, где она попадает в сосуды и трахеиды — проводящие ткани растения. По ним растворы поднимаются по стеблю к другим частям растения. Давление, оказываемое на растворы при их транспорте наверх по сосудам, называется корневым давлением. Конечно, одного корневого давления недостаточно, чтобы поднять раствор, например, по стволу высокого дерева. Поэтому у корневого давления есть помощник — сосущая сила листьев, обусловленная испарением листьями воды.

По мере роста растений почва, на которой они растут, истощается. Особенно, если это культурные растения, и сбор урожая мешает естественному частичному возврату минеральных веществ в почву с листьями и плодами. Поэтому в сельском хозяйстве принято регулярно вносить удобрения и минеральные подкормки. Тут, однако, нужно помнить, что избыток макро и микроэлементов может повредить растению и даже сделать его ядовитым.

Источник

Методическая разработка урока биологии для 6-го класса «Питание. Почвенное и воздушное питание растений»

Разделы: Биология

Оборудование. Комнатные растения, таблицы “Строение цветкового растения”, “Корень и его зоны”, “Поглощение света листом”, макет корня, презентация по теме урока, виртуальные уроки “Кирилла и Мефодия. 6 класс”, микроскопы.

Тип урока: урок комплексного применения знаний с элементами инновационных технологий и дифференцированного подхода.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, элементы лабораторно- исследовательской деятельности.

Основные методы: проблемный, дифференцированного подхода, объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый, наглядно-практический, личностно-ориентированный, творческий, метод проблемного изложения учебного материала; эвристическая беседа; аудиовизуальные; наглядные (иллюстративные, демонстративные).

Основные биологические понятия урока. Минеральное (почвенное) питание, корень, стебель, лист; корневые волоски, проводящая ткань, сосуды, фотосинтез, устьица, основная ткань листа.

I. Организационный момент. Презентация

II. Актуализация изученного материала. Введение в новый раздел.

1. Актуализация знаний (биологическая разминка, работа по карточкам).

КАРТОЧКА № 1. “Строение корня”

биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Смотреть фото биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Смотреть картинку биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Картинка про биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Фото биология 6 класс что такое почвенное питание растений

— Какие вещества входят в состав растения?

— Как минеральные вещества поступают в растение?

— Какие органические вещества вы знаете?

— Как они поступают в растение?

— Как организмы получают основные химические элементы, из которых построено их тело?

— Чем питание растений отличается от питания других организмов?

— Какие функции выполняет корень? Что такое корневой волосок? Каково его значение? (СЛАЙДЫ № 4, 5)

2. Постановка познавательной задачи.

3. Сообщение ученика по теме “Питание”. (СЛАЙД № 6)

Питание – процесс получения организмом энергии и веществ через пищу. Энергия не создается и не уничтожается. Она существует в разных формах – световой, химической, тепловой, электрической, механической и т.д. Формы энергии могут переходить друг в друга. Например, когда включается вентилятор, то электрическая энергия превращается в механическую, а у электрообогревателя – в тепловую. Энергию можно определить как способность совершать работу. Живые организмы в этом случае можно сравнить с машинами, которые не могут работать (оставаться живыми) без постоянного притока энергии.

Примеры различного рода работы в организме: образование органических веществ, транспорт веществ, механическое сокращение мышц, деление клеток. Кроме энергии, во время питания организм получает вещества, необходимые для его роста и развития.

III. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя (рассказ с элементами беседы).

Типы питания живых организмов – автотрофы, гетеротрофы (записываем схему). (СЛАЙД № 7)

биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Смотреть фото биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Смотреть картинку биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Картинка про биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Фото биология 6 класс что такое почвенное питание растений

2. Особенность питания растений. Работа с учебником (гл. 10, с. 58).

Ученики изучают текст на с. 58 и отвечают на вопросы (работа по программированной карте). (СЛАЙД № 8)

— Что такое пищеварение, почему его нет у зеленых растений?

— Какие приспособления есть у листьев для поглощения углекислого газа из воздуха?

— Почему растения нельзя поливать холодной водой? Почему корневых волосков на 1 мм 2 поверхности насчитывается десятки и сотни?

— В чем значение минеральных подкормок растений?

— Почему по отношению к удобрениям и воде не подходит поговорка: “Кашу маслом не испортишь”?

3. Обобщение знаний по изученному фрагменту темы (ответ ученика).

Почва, которая используется человеком для выращивания культурных растений, требует восстановления состава, т.к. питательные вещества уносятся растениями. Поэтому человек вносит удобрения.

Корень, стебель и лист связаны непрерывной системой проводящих пучков, в которых есть сосуды. По сосудам, как по трубам, вода и растворенные в ней минеральные соли поднимаются из корня в лист, где вместе с углекислым газом они участвуют в образовании органических веществ.

Вывод: почвенное питание растений связано с поглощением воды и минеральных веществ с помощью корневых волосков зоны всасывания корня. (СЛАЙД № 9)

Постановка вопроса урока. А что же такое воздушное питание растений? (СЛАЙД № 10)

Фотосинтез это процесс образования сахара на свету из углекислого газа и воды в хлоропластах. (СЛАЙД № 11)

1-е условие фотосинтеза: наличие хлоропластов. (СЛАЙД № 3, УРОК № 14)

2-е условие фотосинтеза: наличие углекислого газа, поступающего через устьица из воздуха.

3-е условие фотосинтеза: наличие воды (поступает из почвы).

4-е условие фотосинтеза: наличие света. (СЛАЙД № 12)

4. Продукты фотосинтеза (обсуждение, связь с практическим значением органических веществ для питания). (СЛАЙД № 13)

биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Смотреть фото биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Смотреть картинку биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Картинка про биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Фото биология 6 класс что такое почвенное питание растений

IV. Закрепление изученного материала (работа с дифференцированными разноуровневыми заданиями, схемами). (СЛАЙДЫ № 3, 7)

Типы питания (дифференцированное закрепление изученного материала). (СЛАЙД № 14)

— Какие вещества необходимы растению?

— Где они их берут в процессе питания?

— Питание у растений различают: почвенное (минеральное) и воздушное (фотосинтез).

Обязательный уровень

биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Смотреть фото биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Смотреть картинку биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Картинка про биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Фото биология 6 класс что такое почвенное питание растений

биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Смотреть фото биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Смотреть картинку биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Картинка про биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Фото биология 6 класс что такое почвенное питание растений

Составление схемы “Питание растений”. (СЛАЙД № 17)

ВОДА И МИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ

ОРГАНИЧЕСКИЕ (ГЛЮКОЗА)

V. Дифференциальная самостоятельная работа.

2. Докажите, что луковица видоизмененный побег.

Ключ: правильные утверждения: 2, 3, 4, 7.

1. При дыхании корни поглощают:

а) кислород; б) воду; в) углекислый газ;

г) растворенные минеральные вещества.

2. В поглощении воды и минеральных солей участвует:

а) зона деления; б) зона роста;

в) зона всасывания; г) зона проведения.

3. Органическое удобрение:

а) навоз; б) зола; в) селитра; г) мочевина.

а) зачаточный побег; б) зачаточные листья;

в) видоизмененный побег; г) видоизмененные листья.

а) плод; б) видоизмененный побег; в) корень; г) часть побега.

6. Вегетативные органы:

а) семена; б) плоды; в) корни и побеги; г) цветки.

7. Фотосинтез происходит:

а) только на свету; б) в темноте; в) только осенью; г) только ночью.

8. Стержневая корневая система имеет:

а) один корень; б) много корней;

в) много придаточных корней; г) главный и боковые корни.

9. Придаточные корни:

а) развиваются из корешка зародыша;

б) отрастают от стебля;

в) развиваются на главном корне;

г) отрастают от боковых корней.

Биологический диктант

Корневая система растения поглощает из почвы … и … с помощью … Из листа вода поступает к клеткам основной ткани, содержащим … Через устьица к клеткам основной ткани поступает … В хлоропластах при участии света образуются … Происходит процесс … При этом выделяется газ …

Ключ: 1 г), 2 в), 3 а), 4 а), 5 б), 6 в), 7 а), 8 г), 9 б).

Биологический диктант: воду, минеральные вещества, корневых волосков, устьица, углекислый газ, органические вещества, фотосинтез, кислород.

Что мы нового узнали на уроке? Оценивание учащихся.

Продолжить сказку о фотосинтезе. “Инопланетяне решили уничтожить жизнь на планете Земля. Они выяснили, чтобы уничтожить жизнь, необходимо уничтожить фотосинтез. ”.

Источник

Презентация к уроку биологии для 6 класса на тему «Почвенное питание растений»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Смотреть фото биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Смотреть картинку биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Картинка про биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Фото биология 6 класс что такое почвенное питание растений

Описание презентации по отдельным слайдам:

Живые организмы Признаки живых организмов Живые организмы разнообразны по форме, размерам, внешнему виду, образу жизни. Существуют ли признаки, которые отличают живые организмы от тел неживой природы?

Признаки живых организмов Энергия организма Движение Выделение Размножение Питание Рост и развитие Дыхание

Каков тип питания у этих организмов?

Тема урока: Почвенное питание растений Цель: изучить сущность понятия «почвенное питание» растений как важнейшего процесса жизнедеятельности.

Сущность процесса питания Питание – это процесс получения органических веществ и энергии.

Питание растений – это _________ поглощения и ________ растениями из ________ _______ химических элементов, необходимых для их жизни. процесс усвоения окружающей среды Особенности питания растений

Способы питания растений: Почвенное Воздушное

Москва С.-Петербург 600 км Рожь В 1937 году немецкому натуралисту Диттмеру удалось измерить и подсчитать все корни у одного экземпляра озимой ржи. В общей сложности рожь имела 13 835 143 корня суммарной площадью поверхности 225 кв. м и длиной до 600 км. Количество корней у растений

Зоны корня зона осарт зона яледени зона девепрония овенрйко клеичх зона яивыснавса проведения всасывания роста деления корневой чехлик

связано с поглощением воды и минеральных веществ с помощью корневых волосков зоны всасывания корня. Вода, минеральные вещества  корневые волоски клетки корня сосуды корня сосуды стебля сосуды листа клетки листа. Почвенное питание растений

Какие вещества поглощает корень? Тело растений на 50-98% состоит из воды. Азот Калий Фосфор Кальций Магний Сера … Минеральные соли ВОДА Почвенное питание – это поступление воды и минеральных солей в растение из почвы через корень.

Азот Для роста растения Значение элементов питания Пожелтевшие нижние листья у табака — признак недостатка азота

Фосфор Ускорение развития и плодоношения Усиление роста корней Повышение зимостойкости Значение элементов питания Признаки недостатка фосфора на листьях томата

Калий Поддерживает водный режим Повышает морозо- и засухоустойчивость Снижение поражаемости заболеваниями Недостаток калия –появление бурых пятен на листьях, отмирание листвы Значение элементов питания

Предлагаю… физминутку для хорошего настроения!

Полагаю, сегодня вы узнали много нового! Поэтому предлагаю небольшой тест для закрепления вновь полученных знаний… Тест «Да-нет» 1. Корневые волоски находятся на всем протяжении корня. 2. Корневые волоски – это длинные выросты клеток наружного слоя проводящей зоны корня. 3. Поступление в корень воды и минеральных солей происходит только в зоне всасывания. Перегной относится к минеральным удобрениям. Азот необходим для роста растения. НЕТ ДА ДА НЕТ ДА

А теперь повторим материал урока и составим синквейн… 1 существительное; 2 прилагательных; 3 глагола; 4 слова: предложение-характеристика; 1 слово – вывод. 1 вариант 1.ПИТАНИЕ 2. __________ 3. __________ 4. __________ 5. __________ 2 вариант 1. УДОБРЕНИЯ 2. __________ 3. __________ 4. __________ 5. __________ Воздушное, почвенное Обеспечивает, восстанавливает, Питание определяет жизнедеятельность растения Жизнь! Минеральные, органические Кормят, помогают, всасываются Удобрения увеличивают плодородие почвы Необходимы!

Обязательный уровень – прочитать в учебнике стр. 94-95 и выучить опорный конспект. Дополнительный уровень – решить биологические задачи. ВСЕМ – составить синквейн «РОСЯНКА» Домашнее задание:

Оцени урок!  Я узнал(а) много нового, интересного. Мне это пригодится в жизни.  На все возникшие вопросы я получил(а) ответы, но хотелось бы знать больше.  Ничего интересного для себя я не узнал(а).

Спасибо за внимание.

биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Смотреть фото биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Смотреть картинку биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Картинка про биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Фото биология 6 класс что такое почвенное питание растений

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Смотреть фото биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Смотреть картинку биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Картинка про биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Фото биология 6 класс что такое почвенное питание растений

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Смотреть фото биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Смотреть картинку биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Картинка про биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Фото биология 6 класс что такое почвенное питание растений

Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Смотреть фото биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Смотреть картинку биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Картинка про биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Фото биология 6 класс что такое почвенное питание растений

Номер материала: ДВ-261743

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Смотреть фото биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Смотреть картинку биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Картинка про биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Фото биология 6 класс что такое почвенное питание растений

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Смотреть фото биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Смотреть картинку биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Картинка про биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Фото биология 6 класс что такое почвенное питание растений

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Смотреть фото биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Смотреть картинку биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Картинка про биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Фото биология 6 класс что такое почвенное питание растений

Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Смотреть фото биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Смотреть картинку биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Картинка про биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Фото биология 6 класс что такое почвенное питание растений

Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи

Время чтения: 2 минуты

биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Смотреть фото биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Смотреть картинку биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Картинка про биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Фото биология 6 класс что такое почвенное питание растений

ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате

Время чтения: 1 минута

биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Смотреть фото биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Смотреть картинку биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Картинка про биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Фото биология 6 класс что такое почвенное питание растений

Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

§ 14. Почвенное питание растений

Вспомните

Автотрофные организмы образуют органические вещества из неорганических с использованием энергии света. Растения справедливо называют уникальной фабрикой органических веществ. Ежегодно они создают сотни миллиардов тонн органических веществ, которыми питаются все другие организмы, в том числе и человек.

Большинству растений свойственно почвенное (корневое) и воздушное (фотосинтез) питание. Водоросли, а также некоторые водные растения усваивают питательные вещества всей поверхностью тела. Растения осуществляют почвенное питание с помощью корней.

В корне от верхушки до основания выделяют четыре зоны: деления, растяжения (роста), поглощения (всасывания), проведения (рис. 38).

биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Смотреть фото биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Смотреть картинку биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Картинка про биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Фото биология 6 класс что такое почвенное питание растений

Рис. 38. Строение корня

В почвенном питании растений важную роль выполняет зона всасывания, в которой располагаются корневые волоски (см. рис. 38).

На 1мм 2 поверхности корня может располагаться от 200 до 400 корневых волосков. За счет огромного числа корневых волосков всасывающая поверхность корня возрастает примерно в 18 раз. На рисунке видно, что корневой волосок — одна сильно вытянутая клетка длиной 1—2 мм. Корневые волоски недолговечны и постоянно обновляются. Они покрыты слизью и тесно соприкасаются с частицами почвы (рис. 39). Благодаря этому облегчается всасывание воды с растворенными веществами.

биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Смотреть фото биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Смотреть картинку биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Картинка про биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Фото биология 6 класс что такое почвенное питание растений

Рис. 39. Срез корня в зоне всасывания

Корневые волоски поглощают из почвы воду с растворенными в ней минеральными веществами, которые поступают в соседние клетки, а затем в сосуды корня. По сосудам под давлением водный раствор поднимается в другие органы растения. Это давление называют корневым давлением.

Ответьте на вопросы

Новые понятия

Автотрофные и гетеротрофные организмы. Почвенное питание растений.

Подумайте!

Как отразится на растении недостаток минеральных веществ в почве?

Моя лаборатория

Наблюдать корневое давление вы сможете, если у комнатного растения бальзамина срежете стебель на высоте 10 см и на пенек наденете короткую резиновую трубку, которая соединит пенек со стеклянной трубкой (рис. 40). Почву в горшке следует полить теплой водой, после чего вода начнет подниматься по трубке и вытекать из нее. Подумайте, что изменится, если почву полить холодной водой.

биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Смотреть фото биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Смотреть картинку биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Картинка про биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Фото биология 6 класс что такое почвенное питание растений

Рис. 40. Схема опыта: поглощение воды корнем

Чтобы узнать, какие минеральные вещества растения поглощают из почвы, в одном сосуде готовят питательный раствор, содержащий в небольших количествах все необходимые растению минеральные соли. В другой сосуд наливают раствор, исключив из него калий, в третий — исключив азот, в четвертый — железо, в пятый — кальций, в шестой — фосфор. В сосуды помещают одинаковые растения и наблюдают за их развитием, отмечая, как изменится высота и окраска растений во всех сосудах.

Эти опыты позволили установить, что растения хорошо развиваются лишь в том случае, если в растворе содержатся в достаточном количестве все минеральные соли.

Другими опытами было доказано, что из химических элементов растению больше всего необходимы азот, калий и фосфор.

По окраске, форме, размерам растения можно определить, каких веществ ему не хватает. Так, при недостатке азота растение становится бледно-зеленым. При нехватке фосфора у картофеля желтеют и отмирают ткани по краям листьев. Признаком недостатка калия служит появление на листья бурых пятен.

Удобрения. За лето растения используют много минеральных веществ. Например, пшеница на площади 1 га поглощает из почвы более 40 кг азота, 20 кг фосфора, 25 кг калия. Поэтому следует систематически восполнять запасы минеральных веществ в почве, вносить их своевременно и строго по нормам.

Удобрения разделяют на минеральные и органические.

биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Смотреть фото биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Смотреть картинку биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Картинка про биология 6 класс что такое почвенное питание растений. Фото биология 6 класс что такое почвенное питание растений

В последнее время при выращивании растений применяют микроудобрения. Они необходимы растениям в очень небольших количествах. При этом значение микроудобрений велико. Они повышают устойчивость растений к болезням, неблагоприятным условиям окружающей среды.

Восполняя недостаток тех или иных веществ в почве, нужно помнить, что вносить удобрения следует строго по норме, так как их излишек может повредить растениям, вызвать угнетение роста, развития, снизить урожай. Так, при избытке азота растения сильно вытягиваются в длину. В клубнях картофеля снижается содержание крахмала, в листьях капусты — сахара. Из-за этого картофель и капуста плохо хранятся, быстро гниют. Избыток азотных удобрений ведет к перенасыщению растений нитратами — вредными для здоровья веществами.

Избыточное внесение удобрений вредит окружающей среде. Они вымываются дождями из почвы и стекают в водоемы. Это способствует бурному развитию цианобактерий, вызывающих «цветение» воды и приводящих к гибели рыбы.

Источник

Биология. 6 класс

Конспект урока

Урок 2. Удобрения и почвенное питание растений

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

Основная и дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В этом уроке мы продолжим формирование понятия об обмене веществ, о питании организмов как одном из составляющих процессов обмена веществ, об особенностях почвенного питания растений, знания о почве как среде обитания растений, о составе и структуре почвы.

Любое растение – это настоящий живой организм, и для того, чтобы его развитие шло полноценно, требуются жизненно важные условия: свет, воздух, влага и питание. Все они равнозначны и недостаток одного пагубно сказывается на общем состоянии.

Особенности процесса питания Являющаяся основным источником энергии, без которой угасают все жизненные процессы, пища необходима каждому организму. Следовательно, питание – не просто важное, а одно из основных условий для качественного роста растения, и они добывают пищу, пуская в ход все надземные части и корневую систему. Посредством корней они извлекают из грунта воду и нужные минеральные соли, пополняющие необходимый запас веществ, осуществляя почвенное или минеральное питание растений.

Существенная роль в этом процессе отведена корневым волоскам, поэтому подобное питание носит еще одно название – корневое. С помощью этих нитевидных волосков растение вытягивает из земли водные растворы самых разных химических элементов. Работают они по принципу насоса и располагаются на корне в зоне всасывания. Растворы солей, поступающие в ткани волоска, перемещаются в проводящие клетки – трахеиды и сосуды. По ним вещества попадают в проводные зоны корня, далее по стеблям распространяются по всем надземным частям.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Как сказывается избыток удобрений на росте и развитии растений? Выберите несколько вариантов ответа.

2. Растение сильно вытягивается в длину.

3. В клетках растений накапливаются нитраты.

4. Приводит к гибели рыбы и других организмах в ближайших водоёмах.

5. Листья растения желтеют.

Правильный вариант ответа:

2. Растение сильно вытягивается в длину.

3. В клетках растений накапливаются нитраты.

4. Приводит к гибели рыбы и других организмах в ближайших водоёмах.

Задание 2. Заполните пропуски в тексте.

Слизь, образующаяся на поверхности _______ волосков, растворяет ____ частицы почвы, облегчая их поглощение. Поглощенные корневыми волосками вода и минеральные вещества поступают в ______ зону корня. Здесь по сосудам они поступают в стебель. Это давление называют _________. Наличие такого давления доказывает ______ растений – выделение сока из поврежденного или перерезанного стебля. Особенно интенсивно сокодвижение происходит ______.

Слизь, образующаяся на поверхности корневых волосков, растворяет минеральные частицы почвы, облегчая их поглощение. Поглощенные корневыми волосками вода и минеральные вещества поступают в проводящую зону корня. Здесь по сосудам они под давлением поступают в стебель. Это давление называют корневым. Наличие корневого давления доказывает «плач» растений – выделение сока из поврежденного или перерезанного стебля. Особенно интенсивно сокодвижение происходит весной.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *