битов улетающий монахов о чем
Улетающий Монахов
Дверь
Поздним вечером мальчик ждёт любимую женщину — то в арке двора, то в парадном дома, куда она должна прийти к своей подруге. Он боится разминуться с нею. Мама не знает, куда он пошёл: сказал, что идёт за циркулем к приятелю. Наконец он поднимается в квартиру подруги, но та говорит, что его любимая так и не приходила. Мальчик уверен, что его обманывают. Он представляет, как будет умирать — бледный, худой — и как любимая женщина станет плакать над ним. Или как он придёт к ней много лет спустя — седые кудри будут падать на лоб, не скрывая глубокого шрама, — и скажет: «Поздно, все поздно».
Мальчик слышит за закрытой дверью голос любимой и какого-то мужчины и видит её саму, когда дверь на мгновение приоткрывается. Мужчина уходит. Мальчик ждёт, когда выйдет она. Она выходит, спокойная и красивая, объясняет мальчику, что они просто разминулись, и обещает встретиться с ним завтра. Мальчик идёт домой, чувствуя невесомость своего тела и мыслей, и думает о том, что все так и было, как сказала она.
В последние предновогодние дни Алексей ожидает звонка от Аси. Ася разошлась с мужем и снимает угол в квартире Нины, своей подруги, которая живёт у отца. Чаще всего Алексей и Ася встречаются в саду на скамейке. Алексей хочет встречать Новый год вместе. Ася говорит, что ей надо выкупить платье из ломбарда, что она любит Алексея, хочет поехать с ним летом на юг, но денег ему достать будет негде, и поэтому она поедет не с ним. Возвращаясь домой по Фонтанке, Алексей вдруг понимает, что чувствует жизнь неостро и лениво — совсем не так, как полгода назад, когда все у них с Асей только начиналось и он ревновал её, часами ожидая в подъездах и на лестницах. Тогда он думал, что любовь требует правды и ясности, а теперь любовь стала для него выше ясности, он готов к неведению.
Алексей должен дописать последнюю контрольную, чтобы его допустили к институтским экзаменам. Мама следит за тем, чтобы он занимался делом; она не любит Асю. Оставшись один в коммунальной квартире, Алексей ворует из комнаты соседа облигации и, продав их, выкупает Асино платье из ломбарда. Он идёт к Асе встречать Новый год и думает, заходила ли она в «Асторию», в которой встречает Новый год её бывший муж.
Встреча Нового года наедине не удаётся: неожиданно приходит Нина с подругами. Алексей и Ася уходят из дома и сидят на лестнице, а потом расходятся по домам. На следующий день они пытаются найти пристанище за городом, у друзей, но тех не оказывается дома. Раскрывается кража облигаций, и Алексею приходится пережить стыд их возвращения. Закрывшись в своей комнате, он читает старую книгу о любви. Его поражает мысль о том, что любовь появляется не из любимой, случайной и крохотной, и не из самого человека, тоже чрезвычайно небольшого. Тогда откуда же?
Образ
Жена Монахова ожидает ребёнка, её положили в больницу на сохранение. Стоя под окном больницы, Монахов каждый раз испытывает неловкость из-за трогательности этой сценки. Однажды по дороге в больницу в автобусе он встречает Асю. Они не виделись много лет, и теперь Монахов сличает с оригиналом образ Аси, сохранённый им в мучении разрыва. Ничего не совпадает, происходит распадение образа, и Монахов чувствует облегчение и любопытство. Ася расходится с очередным мужем, снова собирается замуж. На улице она показывает Монахову своего жениха. Монахов заходит в детский сад, где она работает заведующей. Потом они ездят по Асиным подругам в поисках свободной квартиры. Им опять, как и десять лет назад, негде уединиться. Из Асиного детского сада, где они пытаются найти пристанище ночью, Монахову приходится спасаться бегством. Он чувствует вялость своих желаний, растерянность перед мутностью и неясностью собственных ощущений, мучительную нечистоту жизненного опыта. Возвращаясь домой, он радуется тому, что ничего не произошло. Дома мать сообщает ему о рождении сына и целует в бесчувственную, устраняющуюся щеку.
Монахов приезжает в командировку в Ташкент, где живут теперь его родители. Отца он не видел три года. Он рассказывает родителям про свою чуждую жизнь: про столицу, про карьеру, про молодую жену и новую квартиру. Идя по улице, он встречает Наташу, которую любил три года назад и с которой расстался. Наташа по-прежнему любит его, и неожиданно Монахов понимает, что, будь он самим собою, именно она была бы его единственной женщиной. Он решает уехать от родителей пораньше и провести последние ташкентские дни с Наташей. У неё он знакомится с её ухажёрами. Один из них, восемнадцатилетний Ленечка, пишет стихи, которые восхищают Монахова. Глядя на Ленечку, Монахов вспоминает себя в годы любви к Асе и ужасается тому, что совсем не понимал тогда, какой страшной и нищей жизнью жила его любимая. Сидя в аэропорту, Монахов мучается тем, что раньше времени уехал от родителей, и пытается понять, что же он представляет собою сам по себе — без своих званий, успехов, работы и семьи. На его глазах случайно погибает на лётном поле молодой солдат.
Монахов едет в поезде и думает о смерти. Потом эта мысль уходит, уходит и пейзаж за окном, и остаётся только длинный вкус пирожка во рту. В поезде Монахов знакомится с хорошей, простой и умной девушкой, которую не хотел бы обмануть. Девушка похожа на женщину, которую он любил когда-то, только имя другое — Света. Монахов вдруг пугается, потрясённый этим сходством, хотя прежде его не занимала похожесть людей и обстоятельств.
Монахов решает начать новую жизнь. Он берет отпуск и снимает комнату в посёлке, напротив могилы Пастернака. Ему кажется, что окрестный пейзаж дотла высмотрен умершим поэтом, и он пытается понять, стоили ли стихи Пастернака того, чтобы ликвидировать небольшую местность. На могилу он не ходит, опасаясь повторения «рифмы» времени — то есть напоминаний жизни о том, что она существует независимо от существования его, Монахова. Монахов боится этих намёков бытия, он не пытается ухватиться за мелькнувший тайный смысл жизни, чтобы не повредить ветхую жизненную ткань. Но ему все-таки приходится пойти на могилу, чтобы показать её приехавшей Свете. На кладбище его поражает, как похожи памятники на тех, кому они поставлены. Ему кажется, что именитые покойнички вцепились в жизнь, что их положение, вкусы, тщеславие не ушли со смертью. Вернувшись домой, он встречает там однокашника, который рассказывает, что Ася, которую Монахов когда-то любил, умерла от рака груди.
Монахову приходится уехать из посёлка, чтобы хоронить умершую бабушку жены. Отпевание происходит в церкви, стоящей в пустом и тихом московском переулке. Монахову кажется, что все вокруг уцелело благодаря этой церкви. После отпевания он целует безразличную ему покойницу в лоб, и вдруг ему кажется, будто вкус — последнее живое чувство, ещё доступное его ороговевшему сознанию. На кладбище он сознаёт, что Ася действительно умерла. Он вспоминает вчерашнюю идиллию мертвецов, похожих на свои памятники, и чувствует, что в душе его кипит спокойная, здоровая, живая ненависть. «Он видел зло. Он не ведал сомнения. Он понимал, что за свои грехи он вполне готов ответить».
Лестница
«Видно, все же подкосила меня жизненная сила, видно, духу не хватило — меня ждут. Видно, впрямь дорога к Богу — слишком длинная дорога, слишком дорого и много. Господи, прости!»
Понравился ли пересказ?
Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Все отзывы о спектакле Улетающий Монахов
Постановка МТЮЗ
Лучшие отзывы о спектакле «Улетающий Монахов»
Был на спектакле 13.02.2021.
Рекомендую к обязательному просмотру.
Этот спектакль про жизнь и про любовь. Даже не про любовь, а про безуспешные попытки человека найти эту любовь в череде жизненных встреч.
Думаю, многие из зрителей в том или ином эпизоде спектакля узнают самих себя.
Очень бодряще и освежающе смотрелся эпизод спектакля, когда, актёр Илья Смирнов произносил свой монолог из-за открытого настеж окна:). На улице было минус 15 градусов! А одет актёр был только в летний плащик. Выглядело это, конечно, оригинально, но боюсь в такой мороз существует реальная угроза здоровью актёра, особенно когда он выскакивает на мороз распаренный активной работой на сцене.
Кстати, в этот вечер зрители могли убедиться в том, что актёрская профессия, как и любая другая, таит в себе опасности. Подтверждением чему стало неожиданное падение актрисы Оксаны Лагутиной. Она полуприсела с гитарой на подоконник, чтобы исполнить песню. Основная нагрузка распределилась на ноги. Пол на сцене достаточно гладкий, к тому же, во время спектакля одним из актеров по ходу действия разбрасывалось конфетти. Таким образом, гладкая подошва туфель Оксаны под нагрузкой «поехала» и она упала на пол. Находясь в шоковом состоянии, спеть она уже не смогла, и покинула сцену. Слава богу, что обошлось без серьёзных травм и Оксана смогла продолжить участие в спектакле. Браво!
Спектакли МТЮЗа отличают своеобразный стиль и тонкая психологичность. Еще один прекрасный пример – «Улетающий Монахов» (скажу сразу, спектакль оставил очень много эмоций и заставил задуматься). Проходит он не на основной сцене, а во флигеле во дворе Театра. Зал очень маленький, ряды располагаются амфитеатром, все прекрасно видно. Но имейте в виду, что опоздавших не пускают – на свои места после 3 звонка невозможно пройти физически, а свободных нет.
«Улетающий Монахов» в режиссуре Сергея Аронина (он же в главной роли) поставлен по роману А.Битова. И мы будем с главным героем, с Монаховым, на протяжении всей его жизни. Не зря в самом начале Автор (Илья Смирнов) говорит: «Хорошо бы начать писать книгу и писать ее всю жизнь». А с помощью нехитрых декораций (по сути, полного их отсутствия) и листами с надписями «ДВЕРЬ», «САД» и т.д. получилось заставить зрителей поверить, что действие происходит то на лестничной клетке, то в заснеженном зимнем саду, то на кладбище.
Действительно ли первая любовь – самая сильная? На этот вопрос мы и попытаемся ответить себе вместе с Монаховым. В начале спектакля он – школьник, безответно влюбленный в молодую девушку Асю (Агнессу), готовый всю ночь ждать под дверью, когда же она пройдет мимо. Но между Асей и Монаховым всегда будет что-то стоять: сначала возраст – Ася старше лет на 5 и не воспринимает его всерьез, потом, когда она наконец согласится – отсутствие денег, места, времени… Их отношения не одобряют ни мама Монахова (Оксана Лагутина), ни подруги Аси.
Асю играют разные актрисы: Арина Борисова, Ольга Гапоненко, Алена Стебунова. Это правильно, потому что Ася для Монахова всегда разная: девочка из коммуналки, молодая женщина, взрослая дама – заведующая детсадом, когда наши герои случайно встречаются через 10 лет… Но всегда одинаково веселая, не слишком серьезная относящаяся к жизни и играющая чувствами Монахова. Конечно, он тоже не посвятил свою жизнь ей одной: он дважды был женат, у него были подруги, но помнил он всегда только Асю. И до такой степени, что, встретив ее в автобусе по дороге в роддом к жене, забыл обо всем и гулял с ней по городу всю ночь.
А годы идут, и вот уже Монахов – солидный профессор под сорок, с молодой любовницей Наташей (вновь Арина Борисова) из Ташкента. И уже он сидит у нее в квартире, а Наташин ухажер, 18-летний мальчик Ленечка (вновь Илья Смирнов), при нем наивно читает ей стихи – так же, как Монахов Асе когда-то. Время идет, идет – и все так циклично повторяется. Ведь даже у мамы Монахова лет пятьдесят назад был такой первый возлюбленный – писатель.
Спектакль идет чуть больше двух часов, в нем почти нет декораций, а актеры по режиссерскому замыслу играют несколько ролей – но он действительно переворачивает все в душе. Сходите, вы не пожалеете.