бизнес омбудсмен что это значит
Кто такой бизнес-омбудсмен. Объясняем простыми словами
Бизнес-омбудсмен — уполномоченный по защите прав предпринимателей, назначаемый президентом РФ.
Бизнес-омбудсмен рассматривает жалобы и обращения предпринимателей, участвует в обсуждении законопроектов, направляет предложения и иски о приостановке решений чиновников, при необходимости — обращается в суды, чтобы защитить права бизнесменов.
В России пост бизнес-омбудсмена при президенте занимает Борис Титов — заметная фигура в бизнес-сообществе. До 2012 года он занимал пост гендиректора «Абрау-Дюрсо». Потом перешёл на госслужбу и стал председателем совета директоров компании. В 2017 году он был советником президента и одновременно выдвигался в президенты России от Партии роста.
Борис Титов активно занимается делами предпринимателей. В 2017 году он лично приехал в СИЗО, где находились предприниматели, которые пожаловались руководству страны на «бездействие следователей в течение многих месяцев» и другие нарушения.
Тогда Титов заявил, что «нахождение в СИЗО — это прежде всего способ давления на предпринимателя с целью признания вины». Однако Следком его осадил, заявив, что его сотрудниками «строго соблюдаются ограничения, связанные с предпринимательской деятельностью фигурантов». Бизнес-омбудсмены не всемогущи.
Пример употребления на «Секрете»
«Я должен сказать, что это незыблемое правило не только для меня, но и для всех уполномоченных, хотя у нас там начали появляться какие-то идеи продления дальнейшего (срока. — Прим. «Секрета»), но моя позиция остаётся прежней: нельзя оставаться, прирастать к месту, нельзя больше двух сроков заниматься одним и тем же делом». (Борис Титов — о грядущем в 2022 году уходе с поста бизнес-омбудсмена при президенте России.)
Нюансы
Уполномоченные по защите прав предпринимателей официально появились в России в 2012 году. Согласно законодательству, бизнес-омбудсмен числится гражданским служащим, входит в Администрацию Президента РФ и работает на федеральном и региональном уровнях.
Главного бизнес-омбудсмена страны назначает президент России с учётом мнения предпринимательского сообщества сроком на пять лет (но не более чем на два срока подряд).
В российских регионах тоже работают местные бизнес-омбудсмены. Их главная роль — посредничество между бизнес-сообществом и губернатором.
А в 2020 году в России появился омбудсмен по делам малого и среднего бизнеса. Им стала основательница сети кафе «Андерсон» Анастасия Татулова.
В зарубежной практике тоже есть такие уполномоченные. Например, в США они защищают права малого и среднего бизнеса. Во Франции такого уполномоченного называют медиатором.
Слово «омбудсмен» произошло от древнескандинавского «полномочие» или «поручение».
Кто такой омбудсмен и чем он занимается в России
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Основные права и свободы человека недостаточно провозгласить и закрепить в Конституции.
Без организационных гарантий реализации они лишь пустой звук. Претворением нормативных положений в реальную жизнь занимается омбудсмен. Это институт, который защищает простых граждан от произвола властей.
Его деятельность в стране регулируется специальным законом. В этой статье вы узнаете много полезной информации про омбудсмена: кто это такой, в каких сферах реализует свои полномочия, и зачем нужен в государстве.
Омбудсмен — это.
Кто же такой омбудсмен? Ещё в 16 веке в Швеции существовала должность чиновника, который контролировал органы правосудия. После разгрома шведов в Полтавской битве в 1709 году их король Карл XII бежал на юг Османской империи. За длительное время отсутствия правителя страна пришла в упадок.
Когда король вернулся в Швецию, то решил восстановить потерянную власть. Он учредил пост Канцлера юстиции, в обязанности которого входил контроль над чиновниками в сфере правосудия и королевской администрации.
В 1809 году парламент Швеции ввёл пост омбудсмена. Но последний уже не подчинялся королю, а занимался защитой интересов обычных людей. В большинстве стран мира новый институт защиты прав человека появился только в XXI веке.
Итак, омбудсмен – кто это, если говорить по-русски? В переводе со шведского языка слово umboð означает «поручение», а ombudsman – «представитель чьих-либо интересов».
Сегодня омбудсменом называют независимое должностное лицо, которое занимается защитой прав человека с двух позиций: справедливости и законности.
В ряде стран должность может иметь другие названия:
Как правило, омбудсмена назначает законодательный орган власти на определённый срок.
Поскольку полномочия лица строятся на принципах независимости и беспристрастности, оно не может заниматься другой оплачиваемой работой, в частности, вести бизнес, трудиться в структурах государственного управления. Исключение составляют только наука и преподавание.
Иногда государство учреждает институт народного защитника в более узких сферах общественной жизни. Например, в 2009 году в России появился детский омбудсмен, в 2012 году – уполномоченные по защите прав предпринимателей и по правам студентов.
Какими полномочиями обладает омбудсмен в РФ
В России омбудсмен появился в 1994 году. Первым человеком, занявшим этот пост, стал Ковалёв С.А. – бывший советский диссидент (кто это?) и участник правозащитного движения.
Сегодня деятельность омбудсмена в РФ регулируется федеральным законом от 26.02.1997 № 1-ФКЗ. Кроме того, должность Уполномоченного по правам человека упоминается в статье 103 Конституции.
Главная цель омбудсмена в России – обеспечивать защиту прав и свобод граждан страны, выступая посредником между простыми людьми и государственными властными структурами.
Вот чем конкретно занимается гражданский защитник:
Подать жалобу омбудсмену вправе граждане, лица без гражданства, иностранцы. Но обращаться к нему имеет смысл лишь в том случае, если другие правовые средства защиты уже исчерпаны.
Например, вы ранее направляли жалобу в орган административной власти, а ответа не получили. Или вам пришла «отписка», а реальная проблема так и осталась нерешённой.
Чем занимается финансовый омбудсмен
В июне 2018 года Государственная дума РФ ввела новую должность в стране – Уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг. Это и есть финансовый омбудсмен.
С 1 июня 2019 года на него возлагается функция урегулирования споров между гражданами и страховыми компаниями по следующим договорам:
Омбудсмен ОСАГО берётся только за рассмотрение дел имущественного характера. Например, если вам отказали в заключении страхового договора, нужно идти в суд, а не к уполномоченному.
Впоследствии полномочия финансового омбудсмена ОСАГО будут расширяться. Так, с 1 января 2020 года он начнёт рассматривать споры с МФО, а ещё через год – с банками, кредитными кооперативами, ломбардами, негосударственными пенсионными фондами.
Подать жалобу финансовому омбудсмену можно прямо на официальном сайте – finombudsman.ru.
Только вначале вам нужно выполнить два шага:
Стандартный срок рассмотрения жалобы – 15 дней. Вы также можете направить финансовому омбудсмену обычное письмо (почтовый адрес указан на официальном сайте), но тогда придётся подождать ответ 1 месяц.
Заключение
Таким образом, омбудсмен – это защитник интересов простых людей. Он разрешает споры между гражданами и представителями власти, проводит проверки на предмет грубого нарушения прав.
До сих пор учёные-юристы спорят о том, обладает ли омбудсмен реальной независимостью. Ведь основная модель института в мировой практике – шведская, при которой должностное лицо назначается парламентом, а потом подотчётно и подконтрольно ему в своей деятельности.
Автор статьи: Белоусова Наталья
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (4)
Я не понял, этот омбудсмен один на всю страну что ли, вроде деда Мороза? Как один человек может эффективно решать правовые споры всех граждан страны? Для меня это загадка.
Когда-то омбудсмены были независимыми, но сейчас это продолжение представительства власти, и его политики. По крайней мере у нас.
Юрий: от кого независимы? От здравого смысла.
Значит, этот «О. мен» просто «смотрящий»? Ну, судя по понятиям. Принять решения никакого не может, пока вОры на сходняке не решат. Теперь понятно. Непонятно одно: зачем честному сидельцу,с опытом,называться «ОМБУДСМЕН»? ЛЮДИ в хате могут не понять. Не проще сказать : «Я пацан по жизни, ничего не решаю, у меня есть ХОЗЯИН».
Кто такие бизнес-омбудсмены и зачем они нужны
Кто такие бизнес-омбудсмены и зачем они нужны
Бизнес-омбудсмен или уполномоченный по защите прав предпринимателей появился в России 7 мая 2012 года. На должность был назначен Борис Титов. Омбудсмен входит в администрацию президента, назначается главой государства сроком на шесть лет (не более двух сроков подряд). Рассказываем, чем занимается омбудсмен и какие результаты достигнуты.
Чем занимается бизнес-омбудсмен
Главная задача уполномоченного — быть своеобразным мостом между частными предпринимателями и государственными органами. Он рассматривает жалобы или иски от бизнеса на бездействие или незаконные действия государственных органов и компаний. Важно понимать, что омбудсмен не лоббирует интересы частного бизнеса, а только следит, чтобы права предпринимателей не нарушались.
Согласно Федеральному закону №78 в задачи уполномоченного входит:
Взаимодействие бизнеса и уполномоченного
Предприниматель может обратиться к бизнес-омбудсмену онлайн. В жалобе нужно указать:
Следует помнить, что в жалобе должны быть приведены факты, которые можно легко проверить через запрос в соответствующие органы. Повторные жалобы рассматриваются, если появились новые обстоятельства. В каждом регионе РФ есть бизнес-омбудсмены, которые должны сотрудничать с предпринимателями.
Например, у вас проблема с хозяином помещения. Он не продлевает аренду, но по договору не имеет права этого делать. Значит, нужно прислать сканы документов и другие факты, которые доказывают вашу правоту.
Как это работает на Западе
В США уполномоченный назначается Администрацией по делам малого бизнеса и занимается именно делами небольших предприятий. По сути, он является «бизнес-адвокатом», который следит за соблюдением прав предпринимателей, контролирует законность принятия решений государственными органами.
В Швеции должность бизнес-омбудсмена занимают четыре человека, их основная задача — контроль законности действий государственных органов в отношении частных предпринимателей. Гражданин может обратиться к уполномоченному только через парламент.
Во Франции эта должность называется «медиатором» и относится к структуре Министерства экономики, финансов и промышленности. В отличие от Швеции, любой гражданин может обратиться к омбудсмену напрямую.
Бизнес-омбудсмен в России
22 июля 2012 года на эту должность был назначен Борис Титов. Его главное достижение на этом посту — амнистия предпринимателей 2013 года. В результате были амнистированы 2466 человек: уже осужденных и тех, в отношении которых прекратили уголовное преследование.
В сентябре омбудсмен передал администрации президента свои предложения по выводу экономических преступлений из-под статьи 210 УК РФ. По этой статье бизнесменам предъявляют создание преступного сообщества, и увеличивают сроки заключения.
Борис Титов является основателем Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции», который занимается двумя направлениями:
Отдельные предприниматели (особенно те, кому Титов помог лично) положительно характеризуют его работу. Однако сам омбудсмен в докладе 2019 года перед президентом Путиным отметил, что 80% предпринимателей все еще считают, что России опасно открывать бизнес. Основной страх — боязнь уголовного преследования.
Многие эксперты, предприниматели и политики обращают внимание на безынициативную деятельность Титова. Помимо амнистии, реальных положительных результатов омбудсмен за все годы на должности показать не смог. Его деятельность сводится к постоянному участию в конференциях, выступлениях и ежегодных отчетах лично Владимиру Путину, которые не меняют реального положения дел.
Что касается громких уголовных процессов, Титов выбрал осторожную политику. Так, к нему обращались Ходорковский и Евтушенков. В результате он предложил им подать жалобу в «Бизнес против коррупции», после чего обещал содействие. О результатах обращения (и были ли они вообще) ничего не известно.
С другой стороны, в августе Борис Титов подверг критике проект Минэкономики в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности. По мнению омбудсмена, новые проекты не до конца учитывают недочеты прежних законов и сохраняют возможность для произвола контролеров.
Если у вас есть опыт взаимодействия с бизнес-омбудсменом вашего региона, напишите об этом в комментариях!
Бизнес-омбудсмен: на страже прав предпринимателей
Институт уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей (далее – Уполномоченный) создан во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике». Потребность в нем продиктована тем, что зачастую субъекты предпринимательской деятельности (далее – предприниматели) не в силах самостоятельно разрешить ситуации, связанные с нарушением их прав и законных интересов, особенно в тех случаях, когда имеют место административные барьеры, бюрократическое давление, коррупционные проявления со стороны органов государственной власти и их должностных лиц.
Впервые должность Уполномоченного была учреждена Указом Президента РФ от 22 июня 2012 г. № 879 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей», а назначен на нее Борис Титов. С целью закрепления правового статуса уполномоченного и детального регулирования его деятельности Минэкономразвития России был разработан, а в последствии принят Госдумой и подписан Президентом РФ Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации», который вступил в силу 8 мая 2013 года (далее – закон об уполномоченных).
Справка
Уполномоченным назначается лицо, являющееся гражданином России, не моложе 30 лет, имеющее высшее образование, назначаемой Президентом РФ сроком на пять лет. Одно и то же лицо не может занимать указанную должность более чем два срока подряд. Его полномочия также могут быть досрочно прекращены по решению главы государства.
Уполномоченный не вправе быть членом Совета Федерации, депутатом Госдумы, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности.
Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее 14 дней со дня назначения на должность. В своей деятельности Уполномоченный не может руководствоваться решениями политической партии или иного общественного объединения, членом которого он состоит (ст. 1 Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации»).
Помимо этого, каждый регион России имеет право учреждать должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ (далее – региональные уполномоченные) для решения соответствующих проблем на локальном уровне. Правовое положение, основные задачи и компетенция регионального уполномоченного, а также порядок его назначения устанавливаются специальным законом субъекта РФ. Кандидатура такого должностного лица согласовывается с Уполномоченным и предпринимательским сообществом.
Общая компетенция Уполномоченного
В компетенцию Уполномоченного входит защита прав и законных интересов как российских и иностранных предпринимателей на территории России, так и российских предпринимателей на территориях иностранных государств. Для этих целей он также осуществляет контроль за деятельностью федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Помимо этого, Уполномоченный содействует развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав и законных интересов предпринимателей, взаимодействует с предпринимательским сообществом, участвует в формировании и реализации государственной политики в соответствующей сфере.
Порядок рассмотрения жалоб Уполномоченным
Обращения Уполномоченный рассматривает в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», но с учетом особенностей, установленных законом об уполномоченных. Напомним, что по общему правилу письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации.
Цитата
Борис Титов, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей
«За последний год в институт Уполномоченного поступило более 4,5 тысяч обращений. 2 тысячи – в адрес федерального уполномоченного, 2,5 тысячи – в адрес региональных уполномоченных. Более 1 тыс. обращений связано с уголовным преследованием бизнеса. Остальные связаны с административными проблемами. Тематика самая разная от налогов до таможни, от ЖКХ и до экологии».
В случае принятия жалобы к рассмотрению, Уполномоченный уведомляет заявителя о результатах реализации мер по восстановлению его нарушенных прав и законных интересов с периодичностью не реже одного раза в два месяца. Стоит отметить, что на официальном сайте Уполномоченного опубликован подробный порядок подачи и рассмотрения жалоб и принятия решений по ним, утвержденный во исполнение ст. 11 закона об уполномоченных.
Полномочия Уполномоченного в ходе рассмотрения жалобы
Уполномоченный наделен достаточно широким спектром инструментов для разрешения обращений предпринимателей, в том числе и рядом властных полномочий. В частности, входе рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе (ч. 1 ст. 5 закона об уполномоченных):
Ненормативным правовым актом признается акт государственного органа, органа местного самоуправления, уполномоченного должностного лица, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретного лица.
(Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2013 № 06АП-1288/2013 по делу № А37-3453/2012).
Данные действия должны быть совершены в срок, не превышающий 15 дней со дня получения соответствующего обращения от Уполномоченного. Ответ на его обращение направляется за подписью должностного лица, которому оно непосредственно было адресовано.
В жалобе в обязательном порядке указывается, какие именно права субъекта предпринимательской деятельности нарушены, субъект, нарушивший эти права, нарушенные нормы материального и процессуального права, обстоятельства, при которых произошло нарушение, действия, которые, по мнению заявителя, могут привести к восстановлению нарушенного права, или устранению последствий нарушения, действия, предпринятые субъектом предпринимательской деятельности самостоятельно для защиты прав.
Если заявитель обращается к Уполномоченному с просьбой о совершении отдельных процессуальных действий в рамках гражданского, арбитражного, административного, или уголовного процесса, в жалобе должны быть указаны уважительные причины, объективно препятствующие заявителю и (или) субъекту предпринимательской деятельности, в интересах которого выступает заявитель, самостоятельно совершить такие процессуальные действия и приложены подтверждающие это документы.
(п. 2.2 Порядка подачи и рассмотрения жалоб, принятия решений по ним Уполномоченным (утв. Уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей 6 июня 2013 г.).
Действия Уполномоченного по итогам рассмотрения жалобы
Законом об уполномоченных определен закрытый перечень действий, одно или несколько из которых Уполномоченный обязан совершить по итогам рассмотрения жалобы предпринимателя (ч. 5 ст. 4 закона об уполномоченных):
Информация о результатах рассмотрения жалоб субъектов предпринимательской деятельности подлежит размещению (опубликованию) на официальном сайте Уполномоченного в сети «Интернет». Необходимым условием является обезличивание персональных данных.
Ответственность за вмешательство в деятельность Уполномоченного
В целях пресечения попыток воспрепятствовать осуществлению Уполномоченным его законных прав и обязанностей введена административная ответственность (ст. 17.2.2 КоАП РФ). Согласно ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ соответствующие дела рассматриваются судом. Так, вмешательство в деятельность уполномоченного с целью повлиять на его решения влечет наложение административного штрафа в размере от 1 тыс. до 2 тыс. руб.
Если должностное лицо не исполнило законные требования Уполномоченного либо воспрепятствовало его деятельности в иной форме – оно может быть оштрафовано на сумму от 2 тыс. до 3 тыс. руб.
В случае несоблюдения должностными лицами установленных сроков предоставления Уполномоченному информации (документов, материалов, ответов на обращения) штраф составит от 1 тыс. до 2 тыс. руб. Наконец, повторное совершение в течение года любого из упомянутых правонарушений влечет дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года. При этом стоит отметить, что ответственность за воспрепятствование деятельности региональных уполномоченных в КоАП РФ не закреплена и может устанавливаться нормативно-правовыми актами субъектов РФ.
Другие права и обязанности Уполномоченного
Уполномоченный вправе назначать общественных представителей, действующих на общественных началах, которые осуществляют представительские и экспертные функции.
Также он может создавать экспертные, консультативные и общественные советы, рабочие группы и иные совещательные органы, действующие на общественных началах, и привлекать для участия в их деятельности представителей органов государственной власти, местного самоуправления, предпринимательского сообщества, общественных организаций. Кроме того, Уполномоченный вправе создавать общественные приемные, оказывающие предпринимателям консультативную помощь по вопросам, относящимся к его компетенции (ст. 7 закона об уполномоченных).
«Именно потому, что обращения связаны практически со всеми отраслями экономики, мы создали институт общественных омбудсменов, которые на безвозмездных началах рассматривают обращения, каждый по своей сфере. На данный момент таких общественных омбудсменов при уполномоченном – 27 человек», – пояснил Борис Титов.
Отдельный блок прав Уполномоченного связан с его деятельностью как эксперта, который имеет право обращаться к различным государственным и муниципальным органам с законодательными и иными инициативами, связанными с защитой прав и законных интересов предпринимателей (ст. 6 закона об уполномоченных). Такие предложения могут выдвигаться Уполномоченным, в частности, по итогам рассмотрения и обобщения обращений предпринимателей (абз. 2 п. 2.1 Порядка рассмотрения обращений Уполномоченным).
Например, Уполномоченный имеет право направлять предложения о принятии (изменении, признании утратившими силу) нормативных правовых актов, относящихся к сфере его деятельности, Президенту РФ, членам Совета Федерации, депутатам Госдумы, в Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, иные органы государственной власти и местного самоуправления. Также он может давать заключения на проекты нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы предпринимателей. Такие заключения являются обязательными для рассмотрения Правительством РФ, федеральными и региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления (срок ответа Уполномоченному – 30 дней со дня получения).
Также Уполномоченный может направлять Президенту РФ:
Если федеральным органом исполнительной власти принят нормативный акт, необоснованно затрудняющий ведение предпринимательской деятельности, то Уполномоченный имеет право направить в Правительство РФ мотивированные предложения об отмене (приостановлении действия) как всего документа, так и его отдельных положений. Аналогичные предложения Уполномоченный может направлять в отношении нормативных актов региональных органов исполнительной власти – высшему должностному лицу субъекта РФ, но только в случае, если соответствующие полномочия предусмотрены конституцией (уставом) субъекта РФ.
Наконец, Уполномоченный вправе направлять органам и лицам, имеющим право на обращение в Конституционный Суд РФ мотивированные предложения об обращении в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии нормативных актов Конституции РФ (п. 7 ст. 6 закона об уполномоченных).
При этом по окончании каждого календарного года Уполномоченный представляет доклад Президенту РФ о результатах своей деятельности, который также подлежит размещению на официальном сайте Уполномоченного в интернете и официальному опубликованию в «Российской газете».
Цитата
Борис Титов, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей
Кончено же, главное наше достижение – проведение амнистии по экономическим статьям УК РФ. Она еще не закончена, но уже сейчас более 1300 предпринимателей воспользовались своим правом на амнистию. Кроме изменения к лучшему судеб конкретных людей, эта амнистия еще и очень громкий и сигнал нашим правоохранительным органам: бизнесмены – важная и полезная для государства часть нашего общества. Считаю, что в перспективе мы сможем отойти от обвинительного уклона в отношении бизнеса. Не стоит забывать, что главная задача, поставленная Президентом РФ Владимиром Путиным перед институтом бизнес-омбудсмена – добиться решения хозяйственных споров исключительно в гражданско-правовом поле.
Наиболее значимые инициативы Уполномоченного
Одной из наиболее заметных инициатив Уполномоченного стала подготовка совместно с депутатами Постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 2 июля 2013 г. № 2559-6 ГД «Об объявлении амнистии» (далее – постановление). Документ предусматривает освобождение от уголовного наказания и снятие судимости с лиц, впервые осужденных за преступления в сфере предпринимательской деятельности (в том числе, если обвинительный приговор еще не вступил в силу).
В том числе, речь идет об условно осужденных, осужденных, отбывание наказания которым отсрочено, условно-досрочно освобожденных от оставшейся неотбытой части наказания, а также осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.
Также данные лица будут освобождены от дополнительных видов наказаний, не исполненных на день вступления в силу постановления, за исключением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Наряду с этим, документом предусматривается прекращение уголовных дел о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности в упомянутой сфере, находящиеся в производстве органов дознания, предварительного следствия и суда, о преступлениях, совершенных до вступления в силу постановления.
При этом амнистия распространяется только на осужденных, которые выполнили обязательства по возврату имущества и (или) возмещению убытков потерпевшим до окончания срока исполнения постановления. Кроме того, амнистия (за исключением ее части, связанной с прекращением производства по делам) не распространяется на осужденных:
Преюдиция – признание судом, прокурором, следователем или дознавателем доказанными обстоятельств, установленных ранее вступившим в законную силу судебным актом, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства (см. ст. 90 УПК РФ, ст. 69 АПК РФ, ст.62 ГПК РФ).
Медиация – способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимого посредника) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Процедура медиации применяться при возникновении спора как до обращения в суд или третейский суд, так и после начала судебного разбирательства или третейского разбирательства (ст. п. 2 ст. 2, ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации»).
В связи с этим Уполномоченный совместно с руководителями «ОПОРЫ России», Торгово-промышленная палаты, Российского союза промышленников и предпринимателей и «Деловой России» направили обращение Президенту РФ о проведении дополнительных консультаций с представителями предпринимательского сообщества и правоохранительных органов о целесообразности изменения порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям.
Помимо этого, Уполномоченный выступил с рядом других предложений. Например, в ходе рабочей встречи 13 ноября текущего года с Председателем Правительства РФ он предложил распространить правила страхования вкладов физических лиц в банках на индивидуальных предпринимателей. По его данная мера коснется порядка 3 млн человек и не создаст большой нагрузки на бюджет, но при этом позволит поддержать малый бизнес.
Цитата
Борис Титов, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей
«Сейчас уполномоченные по защите прав предпринимателей приступили к работе в 70 субъектах РФ. Проблема в том, что часть из них пока действует на общественных началах, что при желании дает повод органам исполнительной власти рассматривать их обращения в том же порядке, что и обращения граждан. Но вскоре эта ситуация должна быть решена и официальные назначения состоятся во всех регионах. Так же полноценной работе региональных уполномоченных будет способствовать принятие региональных законов регулирующих их деятельность и определяющих их полномочия».
Как рассматривают жалобы предпринимателей региональные уполномоченные?
Региональный уполномоченный осуществляет свою деятельность строго в границах территории соответствующего субъекта РФ. Исходя из этого, он рассматривает жалобы предпринимателей не только зарегистрированных в данном регионе, но и тех, чьи права и законные интересы были нарушены на его территории (ч.1, ч. 2 ст. 9 закона об уполномоченных).
Предприниматели могут направить жалобу региональному уполномоченному на решения или действия (бездействие) органов государственной власти субъекта РФ, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъекте РФ, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, нарушающие права и законные интересы предпринимателей (ч. 1 ст. 10 закона об уполномоченных).
Направление жалобы по одному и тому же вопросу уполномоченным, осуществляющим свою деятельность в разных субъектах РФ, не допускается. В случае, если после принятия жалобы к рассмотрению региональным будет установлено, что аналогичная жалоба уже рассматривается уполномоченным в другом субъекте РФ, жалоба оставляется без дальнейшего рассмотрения и возвращается обратившемуся с ней субъекту предпринимательской деятельности. Подробный порядок рассмотрения жалоб региональными уполномоченными определяется законами конкретных субъектов РФ 8 (ч. 1 ст. 10 закона об уполномоченных).
Права регионального уполномоченного при рассмотрении жалоб, установленные федеральным законодательством, совпадают с правами Уполномоченного (за исключением возможности беспрепятственно проходить в государственные органы и муниципальные по предъявлению служебного удостоверения). При этом, например, их право без специального разрешения посещать места содержания под стражей и учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы, непосредственно в законе об уполномоченных не прописаны. Однако они закреплены в упомянутых выше специализированных нормативных актах наравне с аналогичными правами Уполномоченного. Детальное же регулирование деятельности региональных уполномоченных осуществляется каждым субъектом РФ по-своему.
Региональные уполномоченные по окончании календарного года обязаны направлять Уполномоченному информацию о результатах своей деятельности с оценкой условий осуществления предпринимательской деятельности в регионе и предложениями о совершенствовании правового положения предпринимателей.
Особенности участия Уполномоченного и региональных уполномоченных в арбитражном, уголовном процессе и административном производстве
При обращении в арбитражные суды федеральный и региональный уполномоченные, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности истца. Кроме того, Уполномоченный вправе вступить в дело на стороне истца или ответчика в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований. Также он может обжаловать вступившие в законную силу судебные акты, пользуясь статусом лица, не участвовавшего в деле, о правах и обязанностях которого арбитражный суд принял судебный акт (ст. 53.1, ст. 42 АПК РФ).
Защитник – лицо, осуществляющее защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых или лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, и оказывающее им юридическую помощь соответственно при производстве по уголовному делу или по делу об административном правонарушении (ч.1 ст. 49 УПК РФ, ч.1 ст. 25.5 КоАП РФ).
По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в области предпринимательской деятельности, Уполномоченный может быть допущен к участию в деле в качестве защитника (ст. 25.5.1 КоАП РФ). В таком качестве он имеет право вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами (ст. 25.5 КоАП РФ). При этом стоит отметить, что для региональных уполномоченных право выступать в качестве защитника не предусмотрено.
Кроме того, Уполномоченный или региональный уполномоченный по определению или постановлению суда на основании ходатайства обвиняемого могут быть допущены в качестве защитника в уголовном процессе наряду с адвокатом, а при производстве у мирового судьи и вместо адвоката (в порядке ч. 2 ст. 49 УПК РФ).
Новости по теме:
Исследование:
1 Подробнее см. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы (утв. Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574).
2 Информация размещена на официальном сайте Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.
3 См. абз. 10 п. 2 статьи 8 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; п. 2 ст. 7 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
4 Текст законопроекта № 357559-6 размещен на официальном сайте Госдумы.
5 См. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 407-ФЗ «О внесении изменений в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
6 Информация опубликована на официальном сайте Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.
7 Информация опубликована на официальном сайте Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.
8 См., например, Закон г. Москвы от 30 октября 2013 г. № 56 «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве»; Закон Республики Марий Эл от 18 октября 2013 г. № 36-З «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Республике Марий Эл»; Закон Кировской области от 18 октября 2013 г. № 335-ЗО «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Кировской области»; Закон Удмуртской Республики от 7 октября 2013 г. № 56-РЗ «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике» и др.