благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит

Что означает крылатая фраза «благими намерениями вымощена дорога в ад»?

Среди массы крылатых фразеологических сочетаний есть такие, в которых сокрыта глубокая народная или философская мудрость. Их употребление в речи нередко кажется неоднозначным и может вызвать интеллектуальные споры. Некоторые крылатые фразы и выражения такого типа могут иметь даже несколько вариантов звучания, но при этом сохранять один и тот же смысл. Один из таких фразеологизмов мы рассмотрим в данной статье. Узнаем его значение, происхождение. А также рассмотрим, как употребляется данная фраза.

Значение выражения

благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Смотреть фото благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Смотреть картинку благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Картинка про благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Фото благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит

Нередко прекраснодушные замыслы могут вовсе не касаться какого-то конкретного дела по отношению к другому человеку – помочь, поухаживать, защитить, а всего лишь – стать лучше самому. Вот эти намерения, как правило, наиболее трудновыполнимы. То есть нужно не собираться сделать, а делать.

Употребляется фраза «благими намерениями вымощена дорога в ад» в том случае, когда, пытаясь осуществить какое-то вполне гуманное дело, человек достигает совершенно противоположного результата, нередко с отрицательными последствиями.

Вариации выражения

Русский язык подобно живому существу чутко реагирует на всяческие изменения и дополнения: меняются слова и их значения, начинают по-разному звучать знакомые фразеологизмы, то обретая новый смысл, то сохраняя содержание, но «одеваясь» в новую словесную форму.

Авторы крылатых выражений, пожалуй, и не претендуют на такое звание, однажды произнеся знаменитую в будущем фразу. Так, словосочетание о благих намерениях, оставив их и их «конечную цель» в своем составе, иногда меняет глагольную форму. Тогда выражение может звучать так: дорога в ад устлана, выстлана, устелена. От этого значение не меняется.

благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Смотреть фото благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Смотреть картинку благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Картинка про благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Фото благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит

Этими намерениями может быть вымощена или устлана и дорога в ад, и путь в него, или ад уже ими устлан.

Встречаются и еще интересные вариации. Одна из них звучит примерно так: «Из добрых побуждений (благих намерений) дорожка прямо в ад».

Происхождение фразы и ее вариантов

История крылатых выражений довольно часто отсылает нас к разным источникам. Так, согласно одной из версий, фраза о благих намерениях восходит к изречению английского писателя Сэмюэля Джонсона, который как-то сказал: «Ад вымощен добрыми намерениями». Об этом упоминает его биограф, автор двухтомных мемуаров о литераторе Джеймс Босуэлл.

благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Смотреть фото благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Смотреть картинку благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Картинка про благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Фото благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит

Однако есть и другая точка зрения, приписывающая происхождение данного выражения англиканскому священнику XVII века и поэту-метафизику Джорджу Герберту, у которого оно звучит таким образом: «Ад полон добрыми намерениями и желаниями». Эта цитата как бы подчеркивает смысл изречения из Библии, содержащегося в Книге Иисуса. Там говорится: «Путь грешников вымощен камнями, но в конце его – пропасть ада».

Второе предположение считается наиболее вероятным, поскольку автор как бы иллюстрирует данной фразой один из основных пунктов этики протестантов. Суть его в том, что настоящая вера непременно ведет к творению добрых дел, а не мечтам о них.

Употребление выражения

Фразеологизм «благими намерениями вымощена дорога в ад» довольно часто используется не только в литературе и журналистике, но и в разговорной речи. Можно услышать и сокращенный, «поговорочный» его вариант: «благими намерениями», что предполагает ту же концовку с тем же значением.

Как показали наблюдения, в первом, библейском смысле выражение употребляется не менее часто, чем в «бытовом». В первом случае акцент делается на том, что, по словам апостола Иакова, вера без дел мертва, т. е. неосуществленные намерения, какими бы благими они ни были, являются результатом слабой веры и преграждают дорогу к спасению.

благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Смотреть фото благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Смотреть картинку благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Картинка про благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Фото благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит

Очень симпатичной и вполне обоснованной видится и такая точка зрения. В этой фразе пропущено слово «нереализованными», которое должно стоять перед словом «намерениями».

А в бытовом плане красноречиво мнение о том, что, когда воспитываешь ребенка, стараешься делать для него все возможное и невозможное. Из самых благих побуждений. А вырасти может совершенно недостойный человек. Поэтому, прежде чем пытаться сделать нечто «благое», не худо бы разобраться, что для того или иного человека является по-настоящему благом.

Синонимы

Относительно фразы «благими намерениями вымощена дорога в ад» наблюдается интересное явление. Достаточно древнее изречение, да еще имеющее религиозный оттенок, неожиданно обрело синоним в XX веке в связи с экономическими проблемами в России.

благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Смотреть фото благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Смотреть картинку благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Картинка про благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Фото благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит

«Хотели как лучше, а получилось, как всегда» – это выражение В. С. Черномырдина, председателя Совмина РФ, обрело синонимическое значение фразы о благих намерениях в том ее смысле, который предполагает желание сделать доброе дело, а результат его оказывается совершенно противоположным ожидаемому. В данном контексте речь шла о характеристике хода денежной реформы в стране в 1993 году. Фраза вскоре стала поистине крылатой и нередко употребляется вместо «благих намерений».

Заключение

Крылатые фразы и выражения рождаются в недрах жизни. История человечества богата множеством примеров, когда, казалось бы, благие намерения приводили не только к противоположным результатам, но и к трагедиям. Сколько было изобретено утопических идей, разработано революционных программ, организовано партий, проведено каких-то радикальных движений вроде как для улучшения всеобщей жизни. А в итоге были и крестовые походы, и большевизм, и фашизм, призванные доставить «счастье» если не всему человечеству, то «запрограммированным» на него народам или расам.

А с точки зрения теологии смысл изречения «благими намерениями вымощена дорога в ад» заключается в том, что добрых побуждений в жизни гораздо больше, чем таких же дел.

Источник

Благими намерениями вымощена дорога в ад

Есть одна такая странная фраза: «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Звучит по-библейски, и многие всерьёз спрашивают батюшек, каков смысл этого выражения. Забавно, что в Священном Писании такой фразы нет, но отдуваться приходится всё равно священникам. И вопрос действительно сложный, требующий глубокого разбора.

Этот афоризм будто бы отрицает необходимость добрых дел

Сразу стоит подчеркнуть тот жуткий посыл, который это выражение вселяет в слушателя. Добрыми намерениями выстлана дорога в ад — значит, опасно их иметь? Лучше ничего не делать, не желать изменить мир к лучшему, а то в ад попадёшь?

Ну, или даже если не понимать буквально, всё равно получается жутко: слишком человек недальновиден, как бы хорошо ни поступал, всё равно результат будет плохим.

Что одно значение, что другое не вселяют оптимизма. Да может ну его, это выражение? Сказал какой-то противник добрых дел, нам-то что?

Нет. У фразы есть интересная история, и на самом деле этот афоризм не так далёк от Священного Писания, как может показаться. Да и слишком уж популярен он — даже есть на нескольких языках. Сперва узнаем историю этого выражения, а потом посмотрим, как его можно истолковать с точки зрения православия.

Есть два возможных автора фразы: Сэмюэл Джонсон и Джордж Херберт

У этого крылатого выражения есть две версии происхождения.

Версия 1. Автор выражения — Сэмюэл Джонсон

Это поэт, доктор философии, литературный критик, литературовед, составитель толкового словаря, сатирик, биограф, лексикограф. Более всего поразителен не список его заслуг, а то, что добился этот человек всего, несмотря на плохое зрение и синдром Туретта!

Сочинял Сэмюэл Джонсон афоризмы. Один из самых известных и метких: «Патриотизм последнее убежище негодяя» (прямую интерпритацию этого афоризма позднее использовал Лев Толстой).

Джонсон был одним из символов XVIII века, но слава его постепенно пошла на убыль.

благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Смотреть фото благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Смотреть картинку благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Картинка про благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Фото благими намерениями вымощена дорога в ад что это значитСэмюэл Джонсон — возможно, автор афоризма про дорогу в ад

Сегодня мы помним этого выдающегося автора, главным образом благодаря его биографии, которую написал Джеймс Босуэлл, ученик писателя. Эту книгу называют величайшей биографией на английском языке. Собственно, она и увековечила имена обоих авторов.

Именно в биографии Джеймс Босуэлл и сообщает, что в 1755 году Сэмюэл Джонсон сказал: «Ад вымощен добрыми намерениями».

Версия 2. Автор выражения — кто-то из богословов

Об этом сообщает Вальтер Скотт. В романе 1819 года «Ламмермурская невеста» он пишет:

«Вам известно выражение английского богослова: «Дорога в ад вымощена добрыми намерениями»? — заметил Рэвенсвуд. — Или, другими словами: мы чаще обещаем, чем выполняем?».

Можно ли доверять Скотту более чем Босуэллу? И не мог ли Вальтер Скотт ошибиться? Возможно всё.

благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Смотреть фото благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Смотреть картинку благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Картинка про благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Фото благими намерениями вымощена дорога в ад что это значитПоэт Джордж Херберт написал: «Ад полон добрыми намерениями и желаниями»

В комментариях к роману Скотта М. Шерешевская утверждает, что «английский богослов» — это Джордж Херберт (1593–1633). У нас он больше известен как поэт. В его работе Jacula prudentium есть фраза Hell is full of good meaning and wishings (перевод: «Ад полон добрыми намерениями и желаниями»).

Возможно, и Джонсон, и Скотт знали этот афоризм и использовали его.

7 вариантов этого афоризма

Седьмой вариант нам сообщает преподобный Серафим Саровский, когда пишет, что у святых отцов есть выражение: «Ин есть путь, мняйся быти благим в начале, но концы его — во дно адово».

Есть примеры аналогичных фраз

Русскому человеку хорошо знакомы примеры других крылатых выражений с тем же смыслом, которые особенно популярны у нас в стране.

Медвежья услуга. Означает непрошенную, неуклюжую и вредную помощь. На самом деле, родина этого сюжета — Индия. И фигурировала в нём изначально обезьяна. Но позже на основе этой истории Жан Лафонтен написал басню про медведя и садовника. Оттуда и пошло крылатое выражение.

А русский читатель знаком с этим сюжетом из более поздней басни Крылова:

А Мишка на часах — да он и не без дела:
У друга на нос муха села:
Он друга обмахнул;
Взглянул,
А муха на щеке; согнал, а муха снова
У друга на носу,
И неотвязчивей час-от-часу.
Вот Мишенька, не говоря ни слова,
Увесистый булыжник в лапы сгреб,
Присел на корточки, не переводит духу,
Сам думает: «Молчи ж, уж я тебя, воструху!»
И, у друга на лбу подкарауля муху,
Что силы есть — хвать друга камнем в лоб!
Удар так ловок был, что череп врознь раздался,
И Мишин друг лежать надолго там остался!

благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Смотреть фото благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Смотреть картинку благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Картинка про благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Фото благими намерениями вымощена дорога в ад что это значитМедвежья услуга — крылатое выражение, которое основано на басне (иллюстрация Г.Доре)

Хотели как лучше, а получилось, как всегда. Эту фразу произнёс Виктор Степанович Черномырдин, когда комментировал подготовку и проведение денежной реформы 1993 года.

Есть мнение, что её автор — председатель Правительства СССР Валентин Павлов. Впрочем, ещё учённый П. А. Кропоткин в «Дневниках разных лет» писал о государстве: «…хотело как лучше, а получилось как всегда». Так что однозначно закрепить происхождение фразы за кем-либо из троих невозможно.

В книгах Притч и Иисуса, сына Сирахова, есть похожие стихи

Но вряд ли бы мы стали давать анализ этой фразы с точки зрения православия, если бы чего-то подобного не существовало в Библии. Священное Писание содержит несколько два похожих стиха. Первый из них есть в книге Иисуса, сына Сирахова:

«Путь грешников вымощен камнями, но в конце его — пропасть ада» (Сирах. 21:11)

Примечательно, что на этот стих выдающиеся толкователи Библии не написали комментариев.

Второй похожий отрывок менее известен, но более изучен. Его встречаем в книге Притч Соломоновых:

«Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти» (Притч 14:12) (и повторно Притч. 16:25)

Вот как его комментирует учитель богословия Уильям МакДональд:

«Пути человека — это внешние проявления его характера, его поступки; он судит себя в соответствии со своими делами и объявляет себя чистым. Однако Бог видит мотивы и намерения его сердца. «Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня» (Пс. 18:13)».

Комментатор Библии Мэтью Генри даёт такое толкование:

«Этот стих уже встречался нам раньше (Прит.14:12), но здесь он повторяется как истина, о которой необходимо поразмыслить еще раз.

Мы должны быть очень осторожными и, беспокоясь о своих душах, не обманывать самих себя, успокаивая тем, что кажется нам правильным, а на самом деле не так. Чтобы предотвратить самообман, мы должны быть беспристрастными в самооценке и ревностными к себе.

Значение этого выражения может быть разным, православие даёт 4 варианта

Православные комментаторы видят в афоризме разный смысл. Вот четыре самых популярных толкования:

Толкование 1. Мечты вместо действий

Жизнь человека должна быть полна добрыми поступками, а не желаниями. Человек всё время что-то желает, мечтает, намеревается. Но каждая секунда этого промедления отнимает время у действительно полезных дел, которые можно было бы совершить. Так, планируя, но не воплощая, человек топчется на месте и скатывается в ад.

благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Смотреть фото благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Смотреть картинку благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Картинка про благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Фото благими намерениями вымощена дорога в ад что это значитМечты вместо реальных действий — один из смыслов афоризма

Толкование 2. Активность в мирской жизни в ущерб духовной

Наши «добрые» намерения отвлекают нас от действительно праведной христианской жизни. Такую версию озвучил профессор А.И.Осипов. Он сказал, что человек, вместо того, чтобы заниматься спасением своей души и душ окружающих, находит «правильные» с точки зрения материального мира дела, которые оттягивают время духовной деятельности.

Толкование 3. Недальновидность

Человек не может быть достаточно дальновиден, чтобы представлять последствия всех своих поступков. Он действует, считая, что принесёт пользу, но не факт, что всё сложится максимально благоприятным образом. Это сближает афоризм с другой известной фразой: «Человек предполагает, а Бог располагает». Без рассуждения всё может быть погибельным. О рассуждении в Писании сказано так:

«Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?»

Толкование 4. Зло прикрывается добрыми мотивами

Мало кто из людей решается взять и сотворить нечто заведомо плохое. Как правило, на преступление или грех его подталкивают именно добрые мотивы. Гитлер тоже затеял войну не потехи ради: он был убеждён, что поступает правильно. Этой версии придерживается протоирей Андрей (Ткачёв):

Инверсия этой фразы есть в «Фаусте» Гёте

Если в самом афоризме мы говорим о добрых намерениях, приводящих к плохому результату, то у Гёте описана обратная ситуация: «Так кто ж ты, наконец?», — спрашивает Фауст. «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», — отвечает Мефистофель.

Именно этот, наиболее близкий к оригиналу перевод фраз, вероятно, сделал сам М.А.Булгаков для эпиграфа к «Мастеру и Маргарите».

Смысл выражения в том, что нечистые духи выполняют свою функцию в этом мире: искушают, наказывают, сводят с пути. Это их естественная потребность.

благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Смотреть фото благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Смотреть картинку благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Картинка про благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Фото благими намерениями вымощена дорога в ад что это значитСделка с дьяволом заставила архидиакон Феофила встать на духовный путь и добиться спасения

Но в то же время они совершают немало добрых поступков в этом стремлении к злу.

Добро и зло слишком тесно переплетены (эта идея развита у Булгакова в монологе Воланда о тенях и свете).

Хороший пример того, как описанная сила творит добро, — предание про архидиакона Феофила. Он заключил сделку с дьяволом, но раскаялся и стал усердно молиться Богородице. В итоге это привело его к спасению. Так зло стало стимулом для победы над греховной природой.

Кстати, именно предание о Феофиле легло в основу «Фауста».

Источник

Благими намерениями выстлана дорога в ад?

благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Смотреть фото благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Смотреть картинку благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Картинка про благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Фото благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит

В молитвах на сон грядущим есть слова: «Господи, даждь ми мысль благу». Как тогда правильно понимать выражение «благими намерениями выстлана дорога в ад»?

Похожие вопросы

4 Ответа

благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Смотреть фото благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Смотреть картинку благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Картинка про благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Фото благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит

Здесь речь о намерениях без дел, одного желания мало, не достаточно, требуется ещё и усилие для его воплощения в жизнь. Особенно важно это в духовной жизни человека.

благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Смотреть фото благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Смотреть картинку благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Картинка про благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Фото благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит

благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Смотреть фото благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Смотреть картинку благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Картинка про благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Фото благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит

Речь идет о мыслях, которые претворяются в соответствующие благие дела.

Дорога же в ад вымощена теми «благими» намерениями, которые изначально по сути противоречили воле Божией. И, кроме того, претворялись в жизнь злыми средствами. Примеры: строительство «общества всеобщего процветания» в СССР, «пересмотр позорного Версальского договора» в Германии и т. д. Речь, конечно, не только о политике.

благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Смотреть фото благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Смотреть картинку благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Картинка про благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит. Фото благими намерениями вымощена дорога в ад что это значит

Это выражение характерно, в частности, для тех намерений, которые, выглядя как благие, в действительности таковыми не являются. Кроме того оно используется в качестве предостережения, когда есть опасность, что тот или иной человек, желая сделать, как лучше, вмешайся он в ход дела, скорее всего сделает только хуже.

Источник

Благими намерениями вымощена дорога в ад

Происхождение крылатого выражения » благими намерениями вымощена дорога в ад «

Различные вариации выражения «Благими намерениями вымощена дорога в ад» присутствуют в русском, английском и некоторых других языках. Точное происхождение афоризма не установлено. Согласно одной из версий, он восходит к словам известного английского писателя 18-го века Самюэля Джонсона:

В начале 19-го века Вальтер Скотт приписывал авторство крылатого выражения неизвестному английскому богослову. Существует мнение, что это мог быть англиканский священник 17-го века Джордж Герберт. В его сочинении «Остроты мудрецов» присутствует фраза «Ад полон добрыми намерениями и желаниями».

Понятие «намерение» в Православии

Намерение – то же, что и замысел, то есть желание совершить определённый поступок. В Православии под намерением также подразумевается замысел не совершать что-либо (например, грех). Так, благим намерением является сознательное решение человека сделать добро или воздержаться от зла.

Святые Отцы в своих богословских трудах уделяли особое внимание теме намерений. Именно они лежат в основе всей нашей духовной жизни. Ведь чаще всего и греху, и добродетели предшествует соответствующее внутреннее расположение человека, обладающего свободой воли. Святитель Иоанн Златоуст учит:

«Не красота – причина блудодеяния и не безобразие – причина целомудрия… Не природа тела, а произволение души бывает причиной того и другого» (Полное собрание творений, том 3).

Связь дурных помышлений и ада очевидна. Но что означает выражение о благих намерениях?

«Благими намерениями вымощена дорога в ад»: смысл выражения

Православие придаёт добрым намерениям большое значение. Ведь они являются проявлением благого духовного состояния человека, его стремления к добру, Богу и спасению. Однако христианство – религия не мечтательного, а деятельного спасения. На одном лишь намерении останавливаться нельзя, оно обязательно должно быть реализовано. Преподобный Симеон Новый Богослов предостерегает:

«Те, которые думают спастись без труда, не спасутся, так как спасение не бывает без труда» («Слова»).

Рассматриваемый нами афоризм – именно об этом. Сколько бы ни было у человека добрых замыслов, все они бесполезны. Если только не воплощаются в жизнь, не осуществляются делами. Без дел вера мертва (Иак.2:26). Необходимо усердно работать над собой, соблюдать заповеди, упражняться в различных добродетелях. Покаяние и духовное совершенствование человека возможны лишь в земной жизни. Только тогда душа и тело соединены друг с другом. В аду же будет слишком поздно.

У крылатой фразы «Добрыми намерениями вымощена дорога в ад» есть и другая трактовка. Подразумевается, что некоторые искренние благие намерения порой оборачиваются греховными, губительными для души поступками. Это происходит, с духовно заблудшими людьми, которые живут без Бога, имея искажённые представления о добре и зле. Преподобный Ефрем Сирин учит:

«Без елея не будет гореть светильник; и без веры никто не приобретает доброй мысли» («Творения», том 1).

Таким образом, дела без веры тоже мертвы. Только с Богом, имея духовно просвещённый разум, мы можем правильно реализовать свои добрые побуждения. Если Господь видит веру и преданность человека, то ценит его благие намерения (Евр.4:12). Творец дарует Свою помощь для реализации добрых помыслов. Слова святителя Иоанна Златоуста резюмируют всё вышеcказанное:

«Вера есть как бы крепкий жезл и безопасная пристань, избавляющая от заблуждения суждений и успокаивающая душу в великой тишине… Но не станем считать одну веру достаточною нам для спасения, но будем заботиться и о поведении. Будем вести и наилучшую жизнь, чтобы и то, и другое способствовало нам к достижению совершенства».

«Благими намерениями вымощена дорога в ад»: примеры из истории и жизни

Наглядный исторический пример, к чему ведут благие намерения без веры, — попытка построить коммунистическое безбожное государство. Стремление к раю на земле и всеобщему равенству сто лет назад обернулось гражданской войной, миллионами жертв и установлением тоталитарного режима. Иеромонах Иов (Гумеров) отмечает:

«Сколько было в мире утопий, радикальных движений, революционных программ и прочее, вожди и участники которых без Бога и против Бога, опираясь на свой падший разум, хотели доставить “счастье” человечеству. Так и отдельный человек, находящийся в слепоте неверия, желая исполнить свои намерения, которые ему кажутся благими, часто причиняет зло и боль окружающим».

Полноценная христианская жизнь не может ограничиваться одними лишь благими намерениями. Без добродетелей и работы над собой происходит духовная деградация человека. Он отдаляет себя от Бога и спасения. Литературный редактор православной газеты Елена Фетисова рассказывает о том, как на личном опыте убедилась в этом.

Когда Елена прошла через период воцерковления, у неё пропала присущая неофитам (христианам-новичкам) духовная ревность. Всё сложнее стали даваться молитвы, посты, чтение Священного Писания и духовной литературы. Вместо того, чтобы начать трудиться над собой, Елена стала ослаблять посты, урезать молитвенные правила, всё реже обращаться к Евангелию.

Однажды, занимаясь домашними делами, женщина осознала, что самого утра ни разу не обратилась к Богу. Елена говорит, что в тот период жизни испытала «паралич веры»:

«Нет, ты по-прежнему веришь в существование Бога и во все пункты Символа веры. Но умер опыт веры: теплое чувство Его Благости и вездеприсутствия, Его непосредственного участия в твоей жизни… Оказывается, вера умирает даже не от отсутствия масштабных и ощутимых дел, вроде благотворительности. Она медленно и незаметно тает без подпитки малыми делами веры…».

Как оживить в себе веру?

На примере героини вышеизложенного рассказа, мы убедились, что охлаждение веры может испытать даже воцерковлённый христианин. Но усердным трудом над собой можно «реанимировать» веру и вновь почувствовать Божье присутствие в своей жизни. Митрополит Иоанн (Попов) перечисляет, что для этого нужно сделать:

«Если человек возжелал духовно обновиться, то он должен, прежде всего, помолиться сокровенной молитвой, попросить помощи Божьей. Он должен обязательно исповедоваться в том, что им овладело окаменелое бесчувствие. Следующий шаг после исповеди – это помощь ближнему и сострадание, сопереживание. Это то, что человека всколыхнет, заставит его по-новому смотреть на мир».

В молитве, то есть искреннем покаянном общении с Творцом, христианин находит благодатную защиту от зла, утешение в печалях, очищение ума. Не следует ждать особого настроя для беседы с Богом. По словам святых Макария и Петра Дамаскина, Всевышний «даёт молитву молящемуся». Об этом же говорит и преподобный Макарий Оптинский:

«Надо себя принудить к молитве, хотя бы и противилось тому сердце. А Господь, видя такое наше понуждение и усилие к молитве, подает Свою помощь» («Письма к монашествующим»).

Исповедь и Причастие являются основными Церковными Таинствами. Их установил Господь, чтобы мы могли приобщиться к Его естеству и преобразить свои тело и душу. В связи с этим митрополит Иларион (Алфеев) называет Таинства получением опыта неба и предвкушением Царствия Божьего. Преподобный Паисий Святогорец указывает на великое значение регулярного участия в этих священнодействиях:

«Диавол не обладает никакой силой над человеком верующим, ходящим в церковь, исповедующимся, причащающимся… К чистому созданию Божию диавол не приближается» («Слова», том 1).

Дела милосердия облагораживают и умиротворяют душу человека, искореняют в нём эгоизм. Примером такого благого дела является подаяние милостыни. Преподобный Исаак Сирин призывает христианина:

«Послужи милостыне. Когда внутри тебя обретается она, тогда изображается в тебе оная святая красота, которою уподобляешься Богу» («Слова подвижнические).

Благодарение Господу и Богоматери за всякое благодеяние

Тропарь

Благода́рни су́ще недосто́йнии раби Твои, Го́споди, о Твои́х вели́ких благодея́ниих, на нас бы́вших, сла́вяще Тя хва́лим, благослови́м, благодари́м, пое́м и велича́ем Твое́ благоутро́бие, и ра́бски любо́вию вопие́м Ти: Благоде́телю Спа́се наш, сла́ва Тебе́.

Перевод: Благодарны будучи, Господи, за Твои великие благодеяния, нам оказанные, мы, недостойные рабы Твои, славим, восхваляем и благословляем Тебя, благодарим, воспеваем и славословим Твое милосердие и рабски, с любовию восклицаем Тебе: «Благодетель, Спаситель наш, слава Тебе!»

Кондак

Твои́х благодея́ний и даро́в ту́не, я́ко раби́ непотре́бнии сподо́бльшеся, Влады́ко, к Тебе́ усе́рдно притека́юще, благодаре́ние по си́ле прино́сим, и Тебе́ я́ко Благоде́теля и Творца́ сла́вяще, вопие́м: сла́ва Тебе́, Бо́же Всеще́дрый.

Перевод: Мы, как недостойные рабы, незаслуженно сподобившись Твоих благодеяний и даров, Владыка, с усердием к Тебе обращаемся и приносим посильное благодарение и, прославляя Тебя, как Благодетеля и Творца, восклицаем: «Слава Тебе, Боже Всемилостивый!»

Богородичен

Богоро́дице, христиа́ном Помо́щнице, Твое́ предста́тельство стяжа́вше раби́ Твои́, благода́рно Тебе́ вопие́м: ра́дуйся, Пречистая Богоро́дице Де́во, и от всех нас бед Твои́ми моли́твами всегда́ изба́ви, еди́на вско́ре предста́тельствующая.

Перевод: Богородица, Помощница христианам, мы, рабы Твои, получивши Твою помощь, с благодарностью восклицаем Тебе: Радуйся, Пречистая Богородица Дева, и от всех бед Твоими молитвами избавляй нас, Единая скорая Заступница.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *