благодарите бога за все что у вас есть
Нам есть за что благодарить Бога каждую минуту!
Предлагаем вниманию читателей портала беседу игуменьи Ново-Тихвинского монастыря Домники с сестрами обители о счастье и о том, что мешает нам быть счастливыми.
Пахарь из прошлого. Автор: Радов Лъчезар
В начале беседы хочу прочитать вам отрывок из письма святителя Николая Сербского. Одна его духовная дочь спросила его: «Почему в Евангелии не говорится о счастье?» И вот что ответил святитель Николай:
«Как же, душенька, не говорится? О чём же в Евангелии говорится больше, чем о счастье людей? Мне кажется, что Евангелие можно назвать Книгой счастья, а науку Христову – наукой о счастье. Тебя смутило, что в Евангелии не пишется именно слово ‟счастье”? Но вместо этого слова там есть другие слова, например, ‟радость”, ‟веселье”, ‟рай”, ‟блаженство”. Слово ‟блаженство” и означает наивысшее счастье. Знаешь, какую науку Господь преподал людям в первую очередь? Науку о счастье. Эту науку Православная Церковь всегда повторяет людям в начале литургии пением ‟Блаженны”».
Вот такой ответ дал святитель Николай своей духовной дочери. И действительно, могло ли быть так, чтобы в Евангелии не было сказано о счастье? Как могло Евангелие не дать ответа на самый главный вопрос, который занимает человека: что такое счастье и как его найти? Господь, придя на землю, к людям, начал Свою проповедь именно с ответа на этот вопрос. И Своим ответом Он для каждого человека сделал счастье очень близким, можно сказать, вложил его ему в руки.
Обычно человек представляет себе счастье как то, что наступит, когда изменятся обстоятельства
Обычно человек представляет себе счастье как нечто далёкое, то, что наступит, когда изменятся обстоятельства. Один, например, думает: «Если у меня будет другая работа, тогда я буду счастлив». Другой размышляет так: «Если у меня будут другие соседи, тогда мне будет хорошо». Третий считает, что для счастья ему не хватает какой-нибудь поездки. Бывает и так, что человек, например, мечтает поменять форму носа и думает, что тогда изменится вся его жизнь. И действительно, люди так и делают. Но часто человек, достигая того, чего хочет, видит, что счастья в этом нет. И тогда человек испытывает шок, так что порой даже полностью теряет смысл жизни. Так происходит всегда, когда человек гоняется за какой-либо мечтой, идеей. Этим он, можно сказать, обеспечивает себе несчастье. Старец Эмилиан объясняет, почему так происходит:
«Когда нас что-то занимает, когда мы желаем чего-то земного и упорно этого добиваемся, мы становимся несчастными, потому что думаем о своём желании, о порождении нашего сердца, а не о Боге».
Игумения Домника (Коробейникова) Человек становится несчастным, когда начинает гнаться за тем, что порождает его сердце, то есть его фантазия, его страсти. И это самая трагическая ошибка человека. В погоне за порождениями своей фантазии он упускает подлинное блаженство.
И Господь, зная эту мучительную проблему всех людей, сразу дал им её разрешение. Он сказал: «Не ищите счастья где-то далеко. За ним не надо куда-то бежать, торопиться, добиваться. Блаженство рядом, оно внутри вас». И затем Он рассказал им, в чём подлинное счастье, то есть дал заповеди блаженства. Когда человек их исполняет, тогда и становится счастливым.
Кто-то, может быть, скажет: «Но как же исполнить все эти заповеди? Они так трудны и высоки!» На самом деле есть способ исполнить их все сразу. И этот способ доступен любому человеку. Вот как об этом говорит преподобный Паисий Святогорец:
«Пусть всё, что с нами случается, будет для нас не темой для помыслов, а поводом для благодарности».
Благодарность – это и есть тот способ, с помощью которого человек исполняет все заповеди блаженства и становится счастливым.
Благодарность – способ, с помощью которого человек исполняет заповеди блаженства и становится счастливым
Всё, что нас окружает, всё, что с нами происходит, может стать для нас темой для помыслов: «Почему он/она так себя ведёт? Почему у меня такая работа? Опять снег пошёл, опять дождь, опять всё не так…». И тогда, конечно, никакого счастья и блаженства мы не чувствуем. Но стоит нам начать благодарить, например, произносить: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, слава Тебе!» – конечно, не только устами, но и всем сердцем, – и мы уже вскоре ощущаем, что мы блаженны. Ведь когда мы благодарим, то в этом выражаем и глубокое смирение, и кротость, и своё стремление к чистоте сердца, то есть всё, что описано в заповедях блаженства.
У святителя Николая Сербского есть такая интересная притча. Он рассказывает о некоем вельможе, который жил во дворце в большой роскоши и неге, всё у него было, но при этом мучила его тяжкая хандра. И вот однажды решил он, чтобы развеяться, отправиться в путешествие. Долго он ехал на своём коне, но не встретил на пути ничего интересного. Пока, наконец, не подъехал он к одному полю, на котором был пахарь с двумя волами. И здесь богач увидел необычную картину. Дальше я зачитаю:
«Видит вельможа: один вол лежит на земле, другой стоит в ярме, а пахарь – в борозде, на коленях, с воздетыми руками непрестанно восклицает: ‟Слава Тебе, Боже! Благодарю Тебя!” В полном недоумении вельможа слез с коня, подошёл к пахарю и спросил:
– За что ты так благодаришь Бога, приятель?
– Пал у меня один вол, – ответил пахарь.
– И ты за это благодаришь Бога? – удивился богач.
– Ничего не понимаю! – сказал вельможа. – Другой бы на твоём месте рыдал, стенал и жаловался на несправедливость неба и земли, а ты благодаришь Бога! Объясни: за что?
Вздохнул пахарь и говорит:
– Я человек грешный, потому и свалилось на меня это несчастье. Вместо того, чтобы наказать смертью меня за мои грехи, Господь взял у меня одного вола. Как же мне не благодарить Его?
Удивился вельможа ещё больше и снова спрашивает:
– Хорошо, но как же ты теперь станешь пахать на одном воле?
– Господь управит! – ответил пахарь, и лицо его осветилось лёгкой улыбкой.
Вельможа подумал, что он, живущий во дворце, годами не улыбался так светло, как этот бедный крестьянин. Тогда богач достал из кармана несколько золотых монет.
– Вот, возьми, – сказал он крестьянину, – купи себе другого вола. Сегодня я научился у тебя многому.
Крестьянин радостно воскликнул:
– Не говорил ли я тебе, господин, что Господь всё управит?
И он опять воздел руки к небу и громко повторил:
– Благодарю Тебя, Боже! Благодарю Тебя, Боже!»
На этом притча могла бы и закончиться. Но у неё есть продолжение. Святитель Николай рассказывает, что после этой встречи вельможа отправился в обратный путь, и когда подъезжал к своему дворцу, увидел, что он объят пламенем. Что же сделал вельможа? Он упал на колени, воздел руки и воскликнул: «Благодарю Тебя, Боже! Благодарю Тебя, Боже!»
А слугам, изумлённым его поступком, он сказал: «Успокойтесь! Я столько лет не благодарил Бога, хотя Он всё мне давал. Начну благодарить теперь, когда Он у меня забирает. Теперь настало для меня время труда, а это и есть то, что мне нужно, чтобы вернуть смысл жизни». И вельможа усердно предался труду, начав строить новый дом. И, как пишет святитель Николай,
«дух его воспрянул, на душе прояснилось, сердце развеселилось. И привык богач изо дня в день благодарить Бога за всё».
Так заканчивает свою притчу святитель Николай. Она звучит как сказка, но описывает реальные вещи. Действительно, ни один человек, который благодарил Бога, не обманулся. Благодарность открывает человеку глаза, так что он начинает видеть, как Бог действует в разных обстоятельствах его жизни, как Он непрестанно изливает на него Свою любовь. И естественно для человека всегда быть благодарным Господу, ибо всякому человеку в любую минуту его жизни есть за что благодарить Бога.
Помыслы так застилают человеку глаза, что он не видит даров Божиих, которыми полна его жизнь
Наоборот, тот, кто не благодарит, обманывается постоянно. Такого человека обманывают его собственные помыслы. У него может быть всё прекрасно, всем одарил его Бог. Но есть у него какая-нибудь маленькая особенность, которую он считает недостатком. И вот, человек 30 лет об этом недостатке думает и считает себя несчастным. Например, кто-то думает, что ему не повезло с родителями: «Если бы я родился в другой семье, то был бы счастливым». Кто-то считает, что во всех его трудностях виноваты его рыжие волосы, потому что в детстве его все за это дразнили. Другой сетует, что он учился не в лучшей школе или не получил высшего образования. И вот эти помыслы так застилают человеку глаза, что он не видит даров Божиих, которыми полна его жизнь. И получается очень странная вещь: человек богато одарён от Бога, все любуются им, а он от малейших помыслов делается несчастным! Преподобный Паисий Святогорец говорил об этом:
«Почему мы вместо того, чтобы радоваться и благодарить Бога за все доброе, занимаемся глупостями и соблазняемся от малейшего: почему он сказал мне так, почему он посмотрел на меня не так, почему он взял стакан и пошёл туда, а не сюда. и тысячи других детских вещей».
Так помыслы могут обманывать человека, как бы ослеплять его и делать его жизнь мрачной. И чтобы не допустить этого, важно всегда наблюдать за своим сердцем. Как только заметим, что нас что-то огорчает, приближается к нашему сердцу помысел: «Я несчастный, потому что со мной то и то произошло, или у меня того и того нет…», – будем знать, что самая большая ошибка – поверить этому помыслу. Такие помыслы могут возникать и в каких-то неожиданных повседневных ситуациях, и просто оттого, что мы привыкли носить в себе давнишнюю обиду или огорчение. Будем трудиться, бодрствовать, чтобы не впускать эти помыслы, не беседовать с ними, но всегда хранить в сердце чувство благодарности Богу. Вспомним ещё раз мудрые слова преподобного Паисия Святогорца:
«Пусть всё, что с нами случается, будет для нас не темой для помыслов, а поводом для благодарности».
В этих кратких словах – вся тайна счастья. Не в том блаженство, чтобы иметь что-то внешнее, чтобы переменить обстоятельства, а в том, чтобы за всё благодарить и через это быть в мире с Богом и чувствовать Его любовь. Как говорит преподобный Силуан Афонский:
«Раньше я думал, что вот счастье, на земле: я здоров, красив, богат, и люди любят меня. И я этим тщеславился. Но когда я познал Господа Духом Святым, тогда на всё счастье мира стал смотреть, как на дым, который уносится ветром. А благодать Святого Духа радует и веселит душу, и она в мире глубоком созерцает Господа».
anchiktigra
СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Философия. Мудрость. Книги.
Автор: Аня Скляр, кандидат философских наук, психолог.
Цитаты про благодарность. Спасибо!
Мне есть за что поблагодарить каждого человека в моей жизни.
В которой Ты растворишься.
Не забывай никогда, даже в самые темные дни твоей жизни, благодарить Бога за все. Он ждет этого и пошлет тебе новые блага и дары. Человек с благодарным сердцем никогда ни в чем не нуждается.
Получая подарки от жизни, не забудьте поблагодарить Вселенную за «доставку»))
Если единственной молитвой вашей жизни станет слово «благодарю», то и этого будет достаточно.
Говорите спасибо, пока вы живете. Говорите слова благодарности Богу, Жизни и Вселенной за все то, что встречается вам на вашем пути! Слова благодарности создают полную чашу в вашей жизни. Они превращают то, что мы имеем в достаточное, и даже большее. Они превращают отказы в согласие, хаос в порядок, растерянность в ясность, а странника в друга.
Неудовлетворенность не приносит ни счастья, ни добра. Она лишь закрепит вас вашем состоянии. Признательность за то, что у вас есть, привлечет больше счастья в вашу жизнь.
Благодарность в сердце.
Когда ваше сердце полно благодарности, любая дверь, которая кажется закрытой, может привести вас к удивительным открытиям.
Кто бы ни встретился на вашем жизненном пути – поблагодарите его за участие в вашей судьбе. Было ли это эпизодом или на всю жизнь – ни один человек не приходит в жизнь другого случайно.
Спасибо!
Всегда и всему говори – Спасибо! Это простое выражение благодарности, возникающее в Сердце, имеет огромное влияние. Оно очищает душу от суждений, предпочтений, страхов, чувства разделения, конфликтов и даже тоски, возвращая ум в его естественное состояние – в незатронутую Осознанность. Муджи
Всегда и всему благодари! Это простое выражение благодарности, возникающее в Сердце, имеет огромное влияние. Оно очищает душу от суждений, предпочтений, страхов, чувства разделения, конфликтов и даже тоски, возвращая ум в его естественное состояние – в незатронутую Осознанность. Муджи.
Сказать «Спасибо» от души.
Мы никогда не получим то, чего мы хотим, пока не будем благодарны за то, что имеем.
Благодарное сердце не выбирает, за что благодарить, а за что – нет. Оно благодарит за все.
Начните благодарить Бога за то, что у вас есть, и Он даст вам то, чего вам не хватает.
Оглянуться и искренне поблагодарить
Чтобы Вселенная дарила вам больше счастья и желанных для вас вещей и событий, вам нужно оглянуться и искренне поблагодарить за то, что у вас уже есть. За те замечательные вещи, которыми вы обладаете, за события, которые привели вас туда, где вы сейчас находитесь.
И чаще всего, этого достаточно.
Проснулась и думаю. «Господи, дай мне. » И остановилась. О чём просить Его. Семья у меня есть. Друзья есть. Я слышу и вижу. Я ем и пью. Меня любят и я люблю. А что мне надо. Вот что. «Боже, спасибо за всё»!
Благодарность миру, и не только за хорошее, но и за болезненные уроки, должна быть в сердце человека постоянно, как стержень его жизни. Тогда он растет.
Благодарность Богу – как и за что правильно благодарить. Пестов Н.Е.
Благодарность Богу – как и за что правильно благодарить. Пестов Николай Евграфович.
“Современная практика православного благочестия” (1892-1978 гг.) — Пестов Н.Е. – известный учёный-химик, православный мыслитель. Обратился ко Христу, будучи членом компартии и военным комиссаром (в 1921 г.,во сне увидел Христа: «в ту ночь Господь вошел в мое сердце, и с тех пор, что бы ни делал, ни чувствовал, я знаю, что Христос всегда был рядом со мной, всегда пребывает рядом со мной и никогда не покидал меня»).
Н. Е. Пестов — автор трудов философского и богословского содержания. С 1943 года работал над фундаментальным трудом «Современная практика православного благочестия (Опыт христианского миросозерцания)». В конце 50-х годов Н. Е. Пестовым были написаны первые труды по богословию. Это были в основном выдержки из святых отцов и учителей Церкви по различным вопросам христианской жизни, объединённые в два тома под названием «Пути к совершенной радости», а также первая редакция книги «Над Апокалипсисом».
Глава 10. Молитва благодарения
За все благодарите. 1Фес. 5, 18
За все благодарите.
Уста, всегда благодарящие, приемлют благословение от Бога. Прп. Исаак Сириянин
Уста, всегда благодарящие, приемлют благословение от Бога.
Мы все, конечно, помним о десяти евангельских прокаженных, исцеленных Господом, из которых лишь один – самарянин – вернулся, чтобы воздать Ему благодарение ( Лк. 17, 12–19 ). Вспомним и о том, как строго осудил Господь неблагодарность остальных девяти исцеленных.
Наличие в сердце человека чувства благодарности говорит о благородстве, мягкости и живости сердца человека.
И, наоборот, проявление «черной неблагодарности» (как ее принято называть) свидетельствует о крайней испорченности и черствости сердца, говорит о господстве над человеком темной силы.
Поэтому христианину нужно проявить большую заботу о развитии у себя этой добродетели. Здесь надо начать с укоренения прочной привычки проявления всех внешних признаков наличия добродетели – благодарности. Конечно, форма этих проявлений будет различна в зависимости от того, к кому будет проявляться благодарность, – к Богу или к людям.
Богу мы обязаны всем: нашей жизнью и всеми ее благами, промыслом о нас, неисчислимым милосердием, долготерпением наших грехов, страстей, пристрастий, нерадения, слабостей.
Как пишет о. Иоанн С:
«Наша жизнь есть непрерывный ток неизреченных милостей Божиих: отсюда она должна быть непрестанным благодарением и славословием Богу Творцу и Благодетелю».
На этот вопрос прп. Варсонофий Великий отвечает так:
«Знай же, что мы никогда не достигнем того, чтобы по достоинству благодарить Его; однако будем приносить Ему посильное благодарение устами и сердцем, и Он по человеколюбию Своему может сравнить оное с двумя лептами (евангельской вдовицы).»
Поэтому в наших молитвах благодарение и славословие Господа должно занимать преимущественное место, вместе с покаянием.
Поскольку Господь наш неизменно Благ и посылает нам всегда лишь только полезное для нас, то за все полученное нами от Него надо неизменно благодарить включительно до того, что мы называем «бедами», «несчастьями», «напастями», «бедствиями» и т. п.
Все это есть лишь промыслительные и целительные средства для спасения нашей души.
Как пишет архиеп. Арсений (Чудовской):
«Надо благодарить Господа и за искушения и скорби, ибо в них мы испытываемся в любви ко Господу, ближе становимся к Нему, а в этом вся цель жизни христианина – шествовать ко Христу Спасителю нашему».
Как говорит прп. Варсонофий Великий:
«Будешь ли ты в скорбях, или нуждах, или в утеснениях, или в болезнях, и трудах телесных, – за все, постигающее тебя, благодари Бога».
Об этом так же пишет Исаак Сириянин:
«Шествующим путем Божиим надлежит благодарить Бога за все, приключающееся с нами, укорять же и осыпать упреками душу свою и знать, что попущено это Промыслителем не иначе, как по собственному его какому-нибудь нерадению для того, чтобы пробудился ум его, или потому, что он возгордился».
Вспомним и любимые слова св. Иоанна Златоустого: «Слава Богу за все», – и будем стараться приучать себя в подражании ему в этом.
Есть и еще одна важная особенность в постоянном обращении к Богу с благодарственными молитвами.
При нашей духовной слабости мы часто находимся в подавленном состоянии духа из-за каких-либо жизненных тягостей или неприятностей.
Мы часто бессознательно протестуем при этом сердцем против определений Богом наших дел и нашей судьбы.
Этот неосознанный, а иногда и сознательный ропот удаляет от нас Духа Святого Божия, и отсюда ввергает нас в уныние и тоску.
Тогда надежным верным средством изменить к лучшему наше плачевное душевное состояние являются благодарственные молитвы.
Пусть христианин вспомнит тогда неизменную благость Божию, все благодеяния, полученные им от Господа в течение своей жизни, и пусть, пересиливая свое маловерие и уныние, вознесет – хотя бы более устами, чем сердцем – благодарственные молитвы.
Темная сила не потерпит этого, отступит от христианина, и прежнее мрачное состояние его души изменится: на сердце почувствуется мир, оживятся вера и надежда и рассеятся, как дым, печальные мысли. В обновленную молитвою душу вернулся Небесный Гость – Дух Святой.
Как говорит прп. Варсонофий Великий:
«Благодарение за все Богу ходатайствует пред Ним о немощи человеческой».
Насколько велико значение благодарственных молитв у христианина при перенесении им каких-либо скорбей, свидетельствует так тот же Варсонофий Великий:
«Если потерпишь и будешь благодарить Бога, то благодарение вменится тебе вместо подвигов».
Как пишет о. Александр Ельчанинов:
«Добродетель благодарности, как и все другие наши добродетели, как подвиги поста, молитвы, нужны прежде всего нам самим. Само наличие в нас чувства благодарности свидетельствует о том, что в нас действительно живет несомневающаяся вера и любовь к Богу.
Благодарность наша – удостоверение о правильно установленной религиозной душе. Все мы умеем просить. Даже неверующие в крайне тяжкие моменты иногда прибегают к Богу, но благодарить мы не умеем. Благодарственная молитва – знак высоко поднявшейся души.
Хорошо вспомнить Бога в несчастье; но не забыть Его в радости – знак души, утвердившейся в Боге. Молитва просительная может уживаться в сердце с нашим эгоизмом, гордостью, злобой. Молитва благодарения несовместима с такими чувствами. Будем же прибегать к Богу в наших бедах и обстоятельствах, не потщимся взойти и на более высокую ступень – благодарственной молитвы».
Когда креста нести нет мочи,
Когда тоски не побороть,
Мы к небесам возводим очи,
Творя молитву дни и ночи,
Чтобы помиловал Господь.
Но если вслед за огорченьем
Нам улыбнется счастье вновь,
Благодарим ли с умиленьем,
От всей души, всем помышленьем
Мы Божью милость и любовь?
Если вы хотите научиться глубоко и сильно молиться, избегая множества ошибок и препятствий в общении с Богом, в получении для полноценной жизни силы благодати, то получите мой видеокурс «СИЛА МОЛИТВЫ. Как сделать молитву сильнейшим инструментом преобразования жизни», нажав на банер ниже
Если вам была полезна эта статья, то пишите ниже комментарии и поделитесь с друзьями в соц. сетях! Заранее благодарна, Фатеева Елена
anchiktigra
СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Философия. Мудрость. Книги.
Автор: Аня Скляр, кандидат философских наук, психолог.
За всё благодарите. Советы и мысли святых отцов и современных греческих проповедников (2019)
«Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите» — в этих апостольских словах выражены все основы духовной жизни. Умеем ли мы благодарить? И за всё ли мы благодарим Бога и ближнего? Святые отцы и современные греческие проповедники призывают нас познать тайну благодарения: ведь научившийся за всё благодарить и славить Бога — самый счастливый человек. За всё благодарить — это возможно для каждого!
Цитаты из книги
За всё благодарите. Советы и мысли святых отцов и современных греческих проповедников:
Преподобный Паисий Святогорец
Сегодня люди сами усложнили свою жизнь, потому что они не довольствуются малым, но постоянно гонятся за материальными благами. Однако те, кто хочет жить настоящей, неподдельной духовной жизнью, прежде всего должны научиться довольствоваться малым. Если люди упростили свою жизнь, если она не обременена многими хлопотами, то это и освободит их от мирского духа, и даст им свободное время для духовных занятий. В противном случае, стараясь поспеть за модой, люди будут уставать, терять мир и тишину и приобретать великую душевную тревогу.
Если у человека есть духовная восприимчивость и он постоянно благодарит Бога за Его даже самые малые дары, то и Бог отвечает на это еще большими благодеяниями.
Есть в мире великое зло, не замечаемое нами: это непонимание путей Промысла Божия и в результате этого — ропот. Бог не попускает испытаний, из которых не вышло бы чего-нибудь хорошего. Когда калека примет с радостью посланное ему испытание, тогда Бог причислит его к праведникам.
Да покорится ум наш полностью Божественной благодати. Христос только одного ищет от нас — смирения. Все остальное потом дает Божественная благодать.
Надежда на Бога — рычаг, который опрокидывает отчаяние, освобождает душу от уныния и страха и шаг за шагом укрепляет духовные силы человека, пробуждая в нем святой оптимизм.
Болезнь — это великое благословение для человека. Когда человек поймет это, то будет принимать ее с радостью и с радостью воспевать: Благословлю Господа на всякое время (Пс. 33, 2).
Для отца Тихона (духовник старца Паисия. — Ред.) почти каждый день года был пасхальным, и он всегда жил пасхальной радостью. Постоянно из его уст было слышно: «Слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже». Он и всем советовал: «Будем говорить “Слава Тебе, Боже” не только тогда, когда нам хорошо, но и тогда, когда к нам приходят испытания, ибо Господь попускает их как лекарство для души».
Если мы не славим Бога, то Он попускает прийти какому-нибудь испытанию — чтобы мы ценили то, что имеем. Если же мы ценим то, что у нас есть, то Бог не попускает произойти никакому злу.
Благодарите Бога за все. Постарайтесь быть мужественными.
Имея доверие Богу, человек может сделать свою жизнь райской. Он славит Его за все и, как от доброго отца, принимает Его руководство. В противном случае человек превращает свою жизнь в адскую муку. Великое дело — еще в этой жизни отчасти чувствовать райскую радость.
Тот, у кого есть все: и материальные блага, и здоровье, — а он, вместо того чтобы благодарить Бога, выдвигает новые безумные требования, ворчит и ропщет, однозначно готовит себе место в аду. Человек, который знает, что такое благодарность, всем доволен. Он думает о том, что Бог ему дает каждый день, и радуется всему. Но если человек неблагодарный, он всем недоволен, ропщет по всякому поводу и мучается.
За ропотом следует ропот и за жалобой жалоба. Сеющий жалобы жалобы пожинает и копит боязнь. А сеющий славословие вкушает Божественной радости и благословения вовеки. Ропотник, сколько бы Бог ему ни давал благословений, он их не чувствует. Поэтому благодать Божия отходит от него и приходит искушение. Искушение следует за ним по пятам, и все у него через пень колоду. А благодарного Бог Сам преследует Своими дарами.
Когда человек живет славословием, он радуется всему. Славословие освящает все вокруг. Славословя, человек забывает себя в благодарности, теряет рассудок в хорошем смысле, радуется всему. А когда человек благодарит Бога даже за малое, то потом на него приходит так щедро благословение Божие, что не может его понести. Тут диавол уже не может больше устоять и уходит.
Славословие — это радостная благодарность. Выплеск благодарности, взыграние. Это взыграние исходит изнутри, из сердца. Человек может не знать наизусть всех слов, знать половину, вставлять свои слова, но сердце будет трепетать от радости. Если вы благодарите Бога за Его богатые благодеяния, то, благодаря и славословя, почувствуете всё богатство Его благости.
« Слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже» повторяйте постоянно. Потом все будет вызывать в вас умиление, за все будете ощущать великую благодарность Богу, и Бог сведет вас с ума обилием Своих благословений.
Остерегайтесь неблагодарности. Благодарите Бога за все, что Он вам дает.
Желаю вам всегда радоваться духовным веселием, постоянной пасхальной радостью в сладостном внутреннем потрясении.
За человеческой болью, горьким испытанием, изнурительной тоской скрывается любящее око Бога. Пробуждение от жизни ради материальных благ, полной наслаждения, благополучия и эгоизма, приведет человека к духовному наблюдению, правильному видению, тщательному исследованию, избавлению от мутной тревоги.
У человека есть скрытый запас внутренних сил, позволяющий ему не согнуться, не оступиться, не опуститься, не поддаться отчаянию. Особенно христианин не мыслится разочарованным, беспокойным, отчаявшимся, несчастным, угрюмым и неблагодарным.
Архимандрит Софроний (Сахаров)
Не должно удивляться тем браням, которые восстают на нас, ни тем огненным испытаниям (см. 1 Пет. 4, 12–13), которым мы подвергаемся. Жить наши скорби и наши падения нужно и как откровение о страданиях людей по всему лицу Земли, и как соучастие в страданиях Самого Христа, Искупителя нашего. Это есть дар свыше, обогащающий нас спасительным познанием, и залог грядущей славы в силу уподобления Единородному Сыну Отчему.
…Молись так: «Боже мой, я прошу Тебя меня исцелить, чтобы я Тебя благословлял и Тебя славил. Но, если Ты знаешь, что для моего спасения полезно другое, воля Твоя да будет». Всеблагий не делает ничего, что не приносило бы пользу нашей душе. И болезнь, и искушение — все, что Он нам попускает, — попускает для нашей пользы. Чего мы не знаем и часто ропщем, негодуем и делаем много зла. А Он, по великой Своей любви, стремится только к пользе нашей души. Ибо знает, что мы здесь привременны. И когда закончится это наше изгнание и откроются истинные очи души, тогда мы за все будем с признательностью благодарить.
И как бы взирая мысленно на Христа, говори Ему: «Благодарю Тебя, Христе мой, за то доброе, что Ты мне дал, и за то злое, от которого я страдаю. Слава Тебе, слава Тебе, Боже мой!» И если будешь терпеть, снова придет благодать, снова — радость. Однако и снова — искушения и печаль, смятение и нервы. Но и снова — борьба, победа, благодарение. И это бывает до тех пор, пока мало-помалу не очистишься от страстей и не станешь духовным. И со временем, старея, приходишь в бесстрастие.
Сейчас ты сердишься, и унываешь, и печалишься, думая, что Небесный Отец медлит с ответом. А я тебе говорю, что и это совершится, как ты того желаешь, непременно совершится. Но потребуется сначала молитва от всей души, а затем — ждать. И когда ты перестанешь вспоминать о просимом и просить этого, тогда оно тебе придет как дар за твое терпение и ожидание. Когда, молясь и прося, приближаешься к отчаянию, тогда уже близко исполнение просьбы.
Какую-то сокрытую страсть хочет исцелить в тебе Христос и поэтому откладывает подаяние просимого. Если же получишь ранее, [сразу] когда ты просишь, твоя страсть останется неисцеленной. Если ждешь, то получаешь и просимое, и исцеление от страсти. И тогда радуешься величайшей радостью и горячо благодаришь Бога, Который все мудро устраивает и делает все к нашей пользе.
Всеблагой не делает ничего, что не приносило бы пользу нашей душе, доброе мое дитя. Будь то болезнь или искушение — все, что Он нам попускает, Он делает для нашей пользы. Мы же об этом не знаем и часто ропщем, негодуем и делаем много зла. А ведь Он, по великой Своей любви, заботится только о пользе нашей души. Ибо знает, что мы здесь временно и все быстро кончается и проходит. И когда закончится это наше изгнание и откроются истинные глаза души, тогда мы будем с признательностью благодарить за все.
Преподобный Амфилохий (Макрис)
Слава Богу за всё. Эти слова нам стоит говорить и в трудные минуты, и в минуты радости.
Не придавайте ни малейшего значения ничему земному и неустойчивому. Имейте попечение о единении вашей души с Богом.
Пусть ваш взор будет прикован к небу, и ничто вас не смутит.
Преподобный Никодим Святогорец
Итак, всегда терпеливо молись Богу и о всем благодари Его, веруя и исповедуя, что Он благ к тебе, и благ премудро, и есть твой любвеобильный Благодетель и в даянии, и в недаянии по прошению твоему, и по сей вере непоколебимым пребывай в смиренной покорности Божественному Промышлению, радостно и благодарно встречая все случающееся с тобой, и приятное и неприятное.
Всякое благо, какое имеем, и всякое добро, какое делаем, есть Божие и от Бога. Посему на нас лежит долг благодарить Его за все, за всякое благо, от всещедрой десницы Его получаемое, явное ли то или неявное, за всякое доброе деяние, за всякий добрый подвиг и за всякую победу над врагами нашего спасения, как нам и заповедано: о всем благодарите: сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас (1 Сол. 5, 18). Позаботься же возгревать в себе чувства благодарения к Богу с первого момента по пробуждении от сна, во весь день и засыпай со словами благодарения на устах; потому что ты погружен в Божии благодеяния, в числе которых есть и самый сон.
Наилучшее средство сохранить благотворительность к себе благодетеля, — говорит святой Златоуст, — есть памятование о благодеянии и благодарение непрестанное». И святой Исаак пишет: «Благодарность приемлющего побуждает дающего давать дары, большие прежних. Кто не благодарен за малое, тот и на большее обманется в надежде. Дар не остается без усугубления, разве только когда нет за него благодарности». Святой же Василий Великий прилагает к сему и некое устрашение, благотворное, однако ж, говоря: «Поелику не благодарим за блага, подаваемые Богом, то необходимым делается отъятие благ для приведения нас в чувство. Как глаза не видят слишком близкого, но требуют соразмерного некоторого расстояния, так и неблагодарные души, обыкновенно, с лишением благ начинают чувствовать прежнюю милость; и, не знав никакой благодарности к Давшему, пока пользовались дарами, по утрате ублажают прошедшее».
Святитель Нектарий Эгинский
Любая скорбь, с терпеливым ожиданием переносимая, становится ступенью, приближающей к совершенству.
Если ты будешь говорить, что твоя жизнь так мрачна, и поверишь, что она мрачна, то она такой и будет. Поэтому, когда вы утром просыпаетесь, и соседки спрашивают вас, что новенького, вы не говорите: «Да ну, что там новенького? Ничего, все то же самое. А что поделаешь? Все то же самое, сплошной кошмар». Не говори этого. А знаешь почему? Потому что это слышит все твое тело. Все твои клетки слышат это, и если ты 365 дней в году говоришь, что ты окаянен, что твоя жизнь тяжела, что ты ничего не сможешь, то в конце концов это в тебя входит и напояет тебя. Поэтому говори: « Слава Богу! Все будет хорошо! Бог всегда посылает мне дары! ».
Церковь говорит тебе: молишься ли ты? Начни со славословия и противопоставь себя искушению, желающему, чтобы ты стал роптать. То есть без ропота, а со славословием!
Ты скажи: «Слава Богу!» Тебе есть за что! Скажи: «Слава Богу», — и Он пошлет тебе и остальное.
Для меня духовность значит вот что — испытывать огромную благодарность за то множество даров, которые Бог дал тебе.
Хвала Богу и смирение компенсируют аскетические подвиги. А если у тебя нет смирения и ты не можешь прославлять Бога, то в таком случае тебе нужно сделать что-то для привлечения Любви Божией, то есть самому создать себе такие аскетические условия, чтобы в твоей душе ожила Божия благодать.
Мы родились для того, чтобы возлюбить Господа, чтобы познать Бога, нашего Творца, нашего Создателя. Господь дает тебе спутника жизни — друга, дает тебе жену или мужа, детей, дарит тебе все, что тебя окружает, — чтобы ты, именно ты, сказал: «Спасибо Тебе, Боже! Благодарю Тебя, Боже! Мне следует идти к Тебе и быть возле Тебя». Цель нашей жизни — это Господь. Мы живем, чтобы быть рядом с Христом. Мы живем для того, чтобы познать Бога. Если этого мы не сделаем, то потерпим фиаско.
Схимонах Иосиф Ватопедский
Бог, промышляющий о всей твари, Своих решений не отменяет, но изменяет способ действия отдельных составляющих, и даже отдельных людей, для того, чтобы все устроить с наибольшей для нас пользой.
Преподобный Порфирий Кавсокаливит
Бог дал тебе много дарований. Он наделил тебя редкими дарами. Что ты должен чувствовать? Постоянно благодари Его и смиряйся в Его любви.
Бог, любящий человека, безкорыстен. Высшая любовь к Богу выражается как благодарность. Нам необходимо любить. Любовь не как обязанность, а как жизненная потребность. Часто мы приходим к Богу из-за нужды, когда нам необходима опора, потому что нас не удовлетворяет ничто вокруг нас, и мы чувствуем одиночество.
Чтобы Христос явил Себя внутри нас, нужно, чтобы сердце наше было чистым!
Один человек, не зная, как справиться с навалившимися на него большими проблемами, пришел к отцу Порфирию. По-человечески казалось, что его трудности неразрешимы, и он заливался горькими слезами. «Послушай, что я тебе скажу, дитя мое, — сказал ему старец. — Бог попустил тебе небольшое искушение, доверил тебе маленькую проблемку, одно затруднение… А ты вместо того, чтобы радоваться оказанному тебе доверию, сидишь сложа руки и скорбишь. Скажи: “Христе мой, да будет Твоя святая воля! Раз Ты так судил или же так случилось вследствие моей слабости, и Ты это мне попускаешь, то да будет Твоя святая воля… И я благодарю Тебя, Боже мой”. В своих болезнях и скорбях мы забываем о благодарности Богу».
Однажды старец сказал мне:
— Бог дал тебе много дарований. Он наделил тебя редкими дарами. Что ты должен чувствовать? Постоянно благодари Его и смиряйся в Его любви.
Проси Бога даровать тебе святое смирение. Не то смирение, когда говорят: «Я последний», «Я смиренный». Это сатанинское смирение. Святое смирение является даром Божиим. Слышишь? Даром, наградой, а не результатом наших собственных усилий. Ты подготовь себя и проси у Бога этот святой дар. Не говори: «У меня есть такие-то недостатки». Ничего не говори. Трудись, считай себя за ничто, а все остальное предоставь Богу.
Митрополит Николай (Хаджиниколау)
Жизнь — дар Божий. И наша задача — быть благодарными за такой дар!
Скорбь, страдания, огорчения — все это хорошо для души нашей, знает Бог, что посылает. Так как через страдания приближаемся мы к Богу, через тоску… Господи! В бедствии он искал Тебя (Ис. 26, 16). Через бедствия к Нему приближаемся.
Преподобный Силуан Афонский
Чтобы сохранить благодать, мы должны любить врагов и за все скорби благодарить Бога.
Который за скорби благодарит Бога, у того они малы бывают, потому что душа предалась воле Божией и Дух Божий веселит душу упованием на Бога. Все люди, которые возложили упование на Бога, они покойны в Боге на всяком месте, потому что внутри души веселит их благодать. Но если кто потерял ее, то опять ее ищет покаянием, и Господь опять дает.
Всегда надо просить у Господа мира душевного, чтобы удобнее было исполнять заповеди Господни; ибо Господь любит тех, которые стараются исполнять волю Его, и так они обретают великий покой в Боге. Исполняющий волю Господню всем доволен, хотя он и беден, и, быть может, болен и страдает, потому что его веселит благодать Божия.
А кто недоволен своею судьбою, ропщет на болезнь или на того, кто обидел, тот пусть знает, что он находится в гордом духе, который отнял у него благодарность к Богу.
Душа, предавшаяся воле Божией, легко несет всякую скорбь и всякую болезнь, потому что и в болезни она молится и созерцает Бога: «Господи, Ты видишь мою болезнь; Ты знаешь, как я грешен и немощен; помоги мне терпеть и благодарить Твою благость». И Господь облегчает болезнь, и душа чувствует Божию помощь и бывает весела пред Богом и благодарна.
Конечно, восстав с постели от сна, должно благодарить Бога, потом каяться и молиться досыта, а потом читай, чтобы ум отдохнул, потом снова молись и работай. Благодать приходит от всего доброго. Но больше всего от любви к брату.
Когда мы многое знаем, то возблагодарим Господа за данное знание. Но одного знания не достаточно; надо, чтобы были плоды Святого Духа в душе, хотя бы малое зерно, которое в свое время вырастет и принесет обильный плод.
Любовь познается Духом Святым. А Духа Святого познает душа миром и сладостью. О, как должны мы благодарить Бога, что Он нас много любит. Подумайте, возлюбленные братья: грешной душе Господь дает Духа Святого и дает познать милость Свою. И чтобы познать Бога, не нужно богатства, нужно лишь любить ближнего и иметь смиренный дух, воздержание и послушание, и за эти добрые дела Господь дает познать Себя.
Итак, мы должны научиться благодарить Бога. Например, когда нас одолевают дурные помыслы, когда брат сказал нам что-то и мы почувствовали неприязнь к нему, тотчас мы должны возблагодарить Бога и улыбнуться брату. Если мы не будем так поступать, то не сможем достичь ни малейшего преуспеяния, потому что все будет не по нам. Люди и обстоятельства всегда будут для нас источником затруднений, помыслов, искушений.
Сегодня мы редко благодарим, и когда мы такие неблагодарные и недовольные люди, то утомляем окружающих нас людей. Лично я убежден в том, что человека, который недоволен жизнью, трудно понять, потому что, что бы он ни получил, что бы он ни имел, все равно найдет повод быть недовольным. Он всегда произнесет словечко «но», чтобы выразить свое недовольство.
Надо научиться принимать все таким, какое оно есть, и быть терпеливыми. Не говорю, что ты должен стать равнодушным, пассивным «реципиентом». Но все же хороший купец принимает все, что видит перед собой, использует это и преобразует в духовном усилии. Если вы тоже примете происходящее с определенной трезвостью и преобразуете это в духовном труде, независимо от того, что вы перед собой видите, тогда вы действительно будете как этот «хороший купец».
Бог дает людям гораздо больше того, чего они хотят, потому что Господь очень милостивый. Он не жадный, как мы, Он не злочестивый. Если ты что-то попросишь у Него, то Он даст тебе гораздо больше. Ты просишь у Него одно, а Он дает тебе в тысячу раз больше.
Нечто великое, когда человек благодарен и говорит: «Слава Богу!» Даже люди, страдающие депрессией, я это слышал от одного благочестивого психиатра, очень серьезного человека, и от старца Паисия (преподобный Паисий Святогорец. — Ред.), который рассказывал об одном случае из своей жизни. А еще я был свидетелем того, что когда человек живет в постоянном славословии и говорит: «Слава Тебе, Боже! У меня все хорошо!», то его психика меняется, и он чувствует себя лучше.
Яд становится лекарством, горькое становится сладким, а потом происходит то, о чем говорил и Давид: Благо мне, что я пострадал (Пс. 118, 71). Благо мне, что Ты допустил, чтобы мне было больно, чтобы я был огорчен, побежден, сломлен, это является драгоценным благом для меня.
Это важно, и Христос есть ключ: будь мы хоть в аду, но если Христос с нами, ад становится раем. И попади мы в рай, но если Христа нет с нами, рай станет адом, потому что Он — все для нас, Он Свет миру, Жизнь миру.
Авва Исаак Сирин говорит: « В сердце, в котором живет благодарность, приходит благодать ».
Мы сложные люди, у нас нет простоты, нет душевности, исходящей от смирения, а смирение порождает благодарность. Смиренный — это благодарный и довольный человек. Он благодарен за все и всем. Он говорит: — Слава Богу!
Он не мешает и не затрудняет других людей.
Если хочешь преуспеть в духовной жизни и быть благословленным — научись благодарить Бога за все.
Если мы не будем благодарить ближних, то и Бога не будем благодарить.
С этого все начинается. Чтобы достичь великого, необходимо начинать с малого.
Знаете ли вы, как прекрасна жизнь, когда мы благодарим Бога?
Давайте научимся каждую минуту находить то, за что быть благодарными Богу.
Даже за самые простые вещи.
Человек должен принять свою повседневность, словно она подается с руки Господа, и за все благодарить Его. Именно благодарность делает тяжелые моменты в жизни человека легкими.
Надо научиться ценить других и Самого Бога. Благодарность к Богу приходит постепенно: сначала начнешь ценить себя, уважать себя, свое тело, лицо, заботиться о нем, но по-красивому, с уважением к себе, не изменяя своего лица. Потом, когда уважаешь себя, ты уважаешь и своих родителей, учителей, брата, соседей, дядю, супругу.
Человек, благодарящий и славящий Бога за все, — самый счастливый человек. Благодать, привлекаемая благодарением, постоянно утешает такого человека и помогает ему переносить скорби мужественно. А потом, когда эти скорби пройдут, мы увидим, что самым плодотворным в духовном отношении периодом нашей жизни, когда Христос был реально с нами, — это был именно период многих скорбей. Там, среди многих скорбей, сокрыта Божия благодать, а не среди радостей.
Великое дело — славословить Бога за все: и за радостное, и за скорбное, и за легкое, и за трудное, и за успехи, и за неудачи. Но более всего за скорби. Скорби нас делают зрелыми, а когда у нас все хорошо, то мы забываем — такова уж наша природа — мы забываем Бога, ближних, своих братьев и всех страдающих вокруг нас людей…
Если Христос терпит и спасает меня, если не отринул и не убрал меня с глаз долой, тогда я могу потерпеть какого угодно человека, ведь, без всякого сомнения, мой брат лучше меня. Что бы он ни сделал. Потому что, без всякого сомнения, ниже меня нет никого. Так должен чувствовать себя человек, что «ниже меня нет никого».
У каждого есть естественные дары (харизмы) от Бога. За все эти дары, за все, что у тебя есть, надо иметь великую признательность и благодарность Богу, чтобы быть хорошим пользователем этих даров. Надо благодарить Бога не за то, что ты этакая важная персона в эгоистическом и эгоцентрическом смысле слова, а за то, что Он дал тебе благословение быть Его образом, за то, что Он твой Отец, а ты Его дитя. Эта благодарность должна переходить в молитву, в которой мы молим Его помочь нам стать подобными Ему. Так мы достигаем реализации нашего бытия, цели нашего существования.
Если ты благодаришь Бога за всё, что Он дал тебе, и более всего за то, что ты Его образ и Его дитя, тогда ты постепенно начинаешь ценить себя и обретать духовное равновесие.
Нам недостает любви, духовного совершенства и многого еще, однако у нас нет и благодарности за все, что дал нам Бог. Говоришь иному:
— Благодари Бога за все, что Он дал тебе, дитя мое! («Я завидую или чувствую себя обиженным».) Благодари Бога за все, что Он дал тебе.
— А что Он мне дал? Я весь в болезнях, недостатках, страстях, грехах, ничего у меня нет!
Даже если бы все и было так, как ты говоришь, то у тебя есть самый великий дар — то, что ты — человек, что ты — икона Бога, что ты можешь уподобиться Богу, своему Отцу. Ты когда-нибудь это осознавал? Ты задумывался о том, что Бог дал тебе самый великий дар? Все другие меньше его. Самый великий дар Бог дал тебе, и другие, поменьше, тоже даст.
Самым великим лекарством, которое облегчает душу человека и разгоняет безчувственность, являются боль, скорби, испытания. Это лекарство — лекарство нашей эпохи. И всех эпох тоже, но в особенности сегодняшней. Сколько боли на свете, сколько скорбей, сколько испытаний, сколько трудностей, исключительно много трудностей!
Когда Бог с нами, все в нашей жизни меняется к лучшему и человек постигает причину происходящего с ним и благодарит Бога. Тогда разрешаются все его великие и малые недоумения относительно того, почему все это с ним бывало в течение жизни. Но в настоящем только лишь некоторые святые, которым Бог открывает Свою волю, могут быть извещены о том, по какой причине все это случается с нами в нашей жизни.
Человек, который верит в Бога, имеет чувство вечности и мира в своем сердце, не смущается, не паникует, не расстраивается из-за того, что что-то произошло не так, как он планировал, а принимает это и благодарит Бога.
“Господи, помилуй!” стоит сто драхм. “Слава Тебе, Господи!” — стоит тысячу драхм.
Всегда славословьте Бога: каждый момент, каждый час подходит для славословия Божия. Где я молюсь? — Внутри сердца. Где бы я ни находился, мое сердце всегда со мной, Христос всегда со мной, в любое время и в любом месте. Разве у святых апостолов было время читать книги, акафисты, каноны? Они все время были в подвиге, в испытаниях, в разъездах. И непрестанно вместе с ними пребывал Христос!
Издательство Псково-Печерского монастыря, 2019
Вольный Странник
Издательство фонда социокультурных проектов «Традиция», 2019