благодаря чему сознание приобрело статус философской категории

Сознание как философская категория. Сознание и познание

благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Смотреть фото благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Смотреть картинку благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Картинка про благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Фото благодаря чему сознание приобрело статус философской категории благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Смотреть фото благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Смотреть картинку благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Картинка про благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Фото благодаря чему сознание приобрело статус философской категории благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Смотреть фото благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Смотреть картинку благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Картинка про благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Фото благодаря чему сознание приобрело статус философской категории благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Смотреть фото благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Смотреть картинку благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Картинка про благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Фото благодаря чему сознание приобрело статус философской категории

благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Смотреть фото благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Смотреть картинку благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Картинка про благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Фото благодаря чему сознание приобрело статус философской категории

благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Смотреть фото благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Смотреть картинку благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Картинка про благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Фото благодаря чему сознание приобрело статус философской категории

Созна́ние — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях. Термин сознание выступает термином, трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, восприятия, воображение и самосознание и пр. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. Оно может быть описано как точка зрения, как Я. Многие философы рассматривают сознание как самую важную вещь в мире. С другой стороны, многие ученые склонны рассматривать это слово как слишком расплывчатое по значению для того, чтобы его использовать. Сознание — категория для обозначения ментальной деятельности человека по отношению к самой этой деятельности.

Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны друг с другом. В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле, под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком — все общество. Объектом познания, соответственно, является либо познаваемый предмет, либо — в широком смысле — весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом. Также объектом познания может быть и сам человек: практически каждый человек способен делать объектом познания самого себя. В таких случаях говорят, что имеет место самопознание.

Вопрос самосознания человека чрезмерно сложен. Каждый человек имеет множество образов своего “Я”, которые существуют в разных ракурсах: как он воспринимает себя, как он представляет идеальное своего “Я”, каким это “Я” предстает в глазах других людей и т.д.

Как уже говорилось, что образ “Я” — ни неизменное, а очень динамическое образование личности. Образ “Я” может переживаться как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемое в психологии как “реальное Я”. Но образ “Я” одновременно и “идеальное Я” субъекта, то, каким он должен был быть, стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих. Возможно еще и “фантастическое Я” — то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным. Конечно же, что преобладание в структуре личности фантастических представлений о себе, не сопровождающихся поступками, которые могли способствовать осуществлению желаемого, дезорганизует деятельность и самосознание человека.

Мера адекватности образа “Я” выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов — самооценки личности, т.е. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств, своего места среди других людей. Именно при помощи самооценки осуществляется регуляция поведения личности.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности.Уровень притязаний — это желаемый уровень самооценки личности (уровень образа “Я”, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой). В случае успеха шкала притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, при неуспехе — соответственно снижается.

Исследования показывают, что уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между архитрудными и чересчур легкими задачами и целями так, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку. Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но и учетом прошлых успехов и неудач.

Изучение уровня притязаний личности не только со стороны их действенности, но и по содержанию позволяет лучше понять мотивацию поведения человека.

Источник

Лекция 6: Сознание как философская категория

благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Смотреть фото благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Смотреть картинку благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Картинка про благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Фото благодаря чему сознание приобрело статус философской категории благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Смотреть фото благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Смотреть картинку благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Картинка про благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Фото благодаря чему сознание приобрело статус философской категории благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Смотреть фото благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Смотреть картинку благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Картинка про благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Фото благодаря чему сознание приобрело статус философской категории благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Смотреть фото благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Смотреть картинку благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Картинка про благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Фото благодаря чему сознание приобрело статус философской категории

благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Смотреть фото благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Смотреть картинку благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Картинка про благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Фото благодаря чему сознание приобрело статус философской категории

благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Смотреть фото благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Смотреть картинку благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Картинка про благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Фото благодаря чему сознание приобрело статус философской категории

1. Проблема происхождения сознания. Сущность отражения

2. Общественная природа сознания

3. Структура и формы сознания

4. Проблема сознания и основной вопрос философии

5. Творческая активность сознания

Список использованной литературы

Целью настоящей работы является рассмотрение проблемы сознания в философии.

Для реализации указанной цели решим следующие задачи работы:

1) исследуем проблему происхождения сознания;

2) выявим сущность отражения;

3) раскроем общественную природу сознания;

4) охарактеризуем структуру и формы сознания.

1. Проблема происхождения сознания. Сущность отражении сознание творческий мировоззрение

В более узком смысле слова под сознанием понимается не просто психическое отражение мира, а высшая, специфически человеческая форма психического отражения объективной реальности.

благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Смотреть фото благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Смотреть картинку благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Картинка про благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Фото благодаря чему сознание приобрело статус философской категории

Положение Сеченова о нерасторжимости всех трех звеньев рефлекса крайне важно для понимания сущности психики, сознания. Во-первых, оно важно для материалистического понимания сознания, всех действий и поступков человека как причинно обусловленных внешними воздействиями. «Первоначальная причина всякого поступка лежит всегда во внешнем чувственном возбуждении, потому что без него никакая мысль невозможна» Там же. С. 101.. При этом имеются в виду не только актуальные, в ранний момент испытываемые возбуждения, но и вся совокупность ранее испытанных человеком воздействий, весь прошлый опыт.

Во-вторых, оно важно для понимания сознания не просто как пассивного созерцания мира и субъективного переживания человека. Если бы это было так, то психика, сознание не имели бы никакого практического смысла. Положение же Сеченова дает возможность понять сознание как активную силу, как субъективную предпосылку практической деятельности, как регулятор поведения, поступков человека. Гениальная идея Сеченова о том, что рефлекторная деятельность головного мозга составляет материальный субстрат психики, сознания, оставалась по существу гипотезой, пока был известен лишь один тип простых, наследственных рефлексов.

Рефлекторная теория работы головного мозга развитие и глубокое экспериментальное обоснование получила в трудах И.П. Павлова и его учеников. Павлов показал, что в коре больших полушарий головного мозга в результате одновременного действия условного и безусловного раздражителей образуются временные связи, ассоциации (См.: Павлов И.П. Избр. труды. М., 1951. С. 8-29.).

Мысль, сознание существуют, но это не объективная реальность. Когда, например, мы видим березу, то в нашем мозгу нет физического отпечатка этого дерева, а вещество мозга не становится белым от воздействия белого цвета березы. Отражаемый нами образ предмета есть нечто субъективное, идеальное: он не сводится ни к самому материальному объекту, находящемуся вне нас, ни к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу и порождают этот образ. Характеристика сознания только в его отношении к мозгу, к физиологическим процессам, протекающим в мозгу, не раскрывает его чрезвычайно сложных особенностей. Специфика сознания с большей полнотой выявляется при рассмотрении его соотношения с объективным миром и отношения человека к этому миру.

Сознание характеризуется активно-творческим отношением к внешнему миру, к человеческой деятельности, направленной на достижение заранее поставленных целей. Мозг не только человека, но и животных обладает поразительной активностью. «Мозг человека как управляющая система высокой степени сложности устроен так, чтобы не только получать, хранить и перерабатывать информацию, но и формулировать план действий и осуществлять активное, творческое управление действиями» (Дельгадо Х. Мозг и сознание. М., 1971. С. 15.).

Итак, мозг есть орган сознания как высшей формы психического отражения действительности.

Источник

Сознание как философская категория

Первым, кто создал целостную концепцию возникновения сознания и его свойств, был древнегреческий философ Платон. Он исходил из признания того, что существуют параллельно два мира: один мир конкретных, чувственно воспринимаемых предметов и вещей; они возникают и исчезают, подвержены случайным изменениям; другой мир – мир невещественных (нематериальных) образований, так называемых идей или идеальных сущностей; они не изменяются, закончены и совершенны. По мнению Платона, чувственно воспринимаемые предметы есть своего рода тени идеальных сущностей или идей. Олицетворением этих сущностей является душа как некая особая припоминающая бессмертная сила. Душа наделяет человека способностью быть разумным.

На протяжении истории философии, вплоть до ХIX в., все явления, которые так или иначе относились к области сознания, объяснялись наличием души, квалифицировались как духовные. Например, В. С. Соловьев, думал что тело человеческое существует не само по себе, а благодаря душе, которая обусловливает его действия. «Живет и мыслит не организм, а душа посредством организма». Он утверждает: «неправомерно отвергать существенную связь между индивидуальными душами, и, следовательно, солидарность всего существующего», потому, что это «одинаково противоречит и опыту и разуму».

Другое направление в решении вопроса о сознании основывалось на тезисе, что в мире с самого начала его существования есть некое духовное начало – либо в форме «Абсолютного единства» (как утверждал греческий философ Плотин), либо в форме бесчисленных субстанций – монад, изначально способных к самостоятельной независимой жизни (Г. Лейбниц).

Третье направление в объяснении сознания представлено значительно большим числом вариантов решения вопросов о сущности и происхождении сознания. Все они объединяются на основе признания двух постулатов: сознание не имеет сверхъестественного характера и не существует сознания (идеального) вне связи с мозгом (материальным). Отсюда следует, что рациональное объяснение сознания возможно лишь на основе обобщения результатов исследований конкретных проявлений сознания.

Первым отличительным признаком сознания является способность к обобщенному отражению, т. е. образованию и непосредственной и отвлеченной (неоднократно опосредованной) связи действия внешних факторов и формирования ответных реакций. Этот признак называют интегративным, синтетическим и т. п. Вторым отличительным признаком сознания является способность к неограниченному совершенствованию отражения. Третьим признаком сознания как «особым образом организованной материи» является способность к самонаблюдению (рефлексии).

История возникновения и развития сознания есть история возникновения и развития человека – как биологического и социального существа. Сознание, как особое свойство материи, неразрывно связано с языком, речью и их развитием. Вне языка сознание невозможно.

Язык формировался как потребность в выработке таких средств взаимного обмена информацией, которые соответствуют становлению и развитию трудовой деятельности, – деятельности по изготовлению и использованию орудий производства и соответствующего ему уровню общения. Кроме коммуникативной язык выполняет функцию накопления и сохранения опыта. Он выполняет функцию социальной памяти человечества, вырабатывая некоторые схемы, «матрицы» воспроизводства накопленного человечеством опыта.

Сознание человека, в целом являясь обобщенным отражением, наряду с этим имеет ярко выраженный активный характер. Его истоком может быть только переход от инстинктивного использования орудий деятельности естественного порядка к использованию специально созданных орудий деятельности, т. е. к труду. Активность человеческого сознания неразрывно связана с преодолением инстинктивности в деятельности становящегося человека.

Програмируя целенаправленное активное отношение к миру, мобилизуя его на действие, сознание охватывает всю полноту сущностных сил человека. Оно стимулирует все его возможности, настраивая и перестраивая его психику, развивая высшие психические функции, специфичные именно для человека: мышление, память, волю, эмоции.

С точки зрения диалектико-материалистической концепции, в которой сознание понимается как свойство отражения, основой сферы духовной жизни может быть только многократное и опосредованное отражение, в процессе которого, естественно, возникает абсолютизация относительной самостоятельности и, тем самым, придание ей полной самостоятельности, отрицание какой-либо ее связи с каким-либо признаком «вещественности». Именно такой подход позволяет рационально понять и объяснять духовную жизнь, а вместе в тем не согласиться с утверждениями о наличии некоего духовного начала существующего мира.

Сознание по своему содержанию представляет собой совокупность всех тех продуктов отражения, которые отличают психику человека от психики животных. К таким продуктам относятся ощущения, представления, идеи и т. д., которые порождаются в процессе трудовой деятельности в широком смысле. Однако не все продукты отражения в голове человека «проходят» через порог его сознания, т. к. не все, а точнее – абсолютное большинство раздражителей не имеют в данное конкретное время существенного значения для нормальной жизнедеятельности. Все воспринимаемые организмом раздражители такого рода не исчезают, а навсегда оставляют – в том или ином виде, – след в «своей памяти», проявляя себя в форме «непонятных» переживаний, немотивированных поступков и т.п. Все они – эти продукты отражения – образуют содержание бессознательного, а возникающие из «него» образы, мысли как бы вдруг, внезапно проявляются в русле определенного умонастроения.

Другую часть бессознательного образуют раздражители, «прошедшие» через порог осознания. Но они «вытеснены» из стадии активного состояния другой информацией, имеющей актуальное и более важное значение для жизнедеятельности организма в данное время. Эта часть бессознательного (которую З. Фрейд обозначил как сверхсознание), как правило, играет ведущую роль в отношении содержания сновидений и различного рода иных видений, которые постоянно сопутствуют человеку в состоянии сна, нарушениях психики, появления феноменов, обозначаются как интуиция, иррациональное и т. д.

Во время бодрствования сознания как бы приглушаются проявления сферы бессознательного, а раздражители, имеющие определенную значимость для организма, воспринимаются через призму осознания. Пассивная, в значительной степени хаотическая картина калейдоскопических образов сменяется активным и, преимущественно, системным построением ответных реакций на раздражители (внешние и внутренние) в виде различных представлений, понятий, суждений, умозаключений и т. д. и соответствующих практических действий.

Процесс этого построения активной частью сознания представляет собой мыслительный процесс или, коротко, мышление, которое подчиняется определенным правилам или законам, а их строгое соблюдение обусловливает уровень мышления, его эффективность. Мышление фиксирует конкретный результат (независимо от его формы) функционирования сознания в активной фазе психического состояния. Его материальным носителем является слово (язык, речь) и его производными (в виде знаков, фигур и т. п.). Они – хранители и средство передачи информации.

Традиционно выделяют три главных свойства сознания: идеальность, интенциональность, идеаторность. Идеальность подчеркивает особую нематериальную сущность сознания. Интенциальность характеризует направленность сознания на предмет мысли. Идеаторность – способность творить и воспроизводить идеи – внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения.

Философия познания

Потребность в знаниях – одна из неотъемлемых характеристик человека. Вся история человечества может быть представлена как ускоряющийся процесс развития, расширения, уточнения знаний – от технологий обработки каменных орудий и добывания огня до способов получения и использования информации в компьютерной сети. Современный этап развития общества обычно рассматривается как переход от индустриального общества (основанного на производстве товаров) к обществу постиндустриальному, или информационному (основанному на производстве и распределении знания). Теорию «постиндустриального общества» впервые предложил в 1965 г. американский социолог Д.Белл. Термин «информационное общество» первым стал исползовать Е.Масуда. В информационном обществе ценность знаний и способов их получения постоянно увеличивается: ежедневно в мире появляются тысячи новых книг и компьютерных сайтов, а доля оцифрованной информации исчисляется терабайтами. В таких условиях проблемы познания приобретают все большую значимость. Наиболее общие вопросы познания разрабатываются разделом философии, который называется гносеологией (от греч. Gnosis – знание + logos – учение), или теорией познания.

Познание в целом – творческая деятельность человека, направленная на получение и использование достоверных знаний о мире. Поэтому познание имеет социальную природу: оно обусловлено внутренними потребностями общества, целями, ценностями, убеждениями людей.

Так как познание является деятельностью, оно имеет общие черты с другими видами деятельности – трудом, обучением, игрой, общением и т.д. Поэтому в познании можно выделить элементы, характерные для любого вида деятельности, – потребность, мотив, цель, средства, результат.

Мотивы познания разнообразны и, как правило, практичны: мы пытаемся узнать что-то о предмете для того, чтобы понять, как его можно использовать или как добиться более эффективного его использования. Но мотивы могут быть и теоретическими: человек часто получает удовольствие просто от решения запутанной интеллектуальной проблемы или открытия чего-то нового.

Цель познания – получение достоверных знаний об исследуемых предметах, явлениях, о мире в целом. В конечном счете познавательная деятельность направлена на достижение истины. Истина в классическом понимании (корреспондентная истина) есть соответствие знаний о действительности самой действительности.

Средства познания в науке именуются методами исследования. В их числе можно назвать наблюдение, измерение, эксперимент, сравнение, анализ и т. д.

Действия в процессе познания также многообразны. Например, в научном познании некоторые исследователи предполагают такую последовательность действий: постановка проблемы, изучение проблемы, выдвижение гипотезы, выбор методов, формулирование теории. Результат познания – это собственно знания о предмете: его внешних и внутренних характеристиках, свойствах, элементах, связях, историческом развитии и т. п..

Если рассматривать процесс научного познания в целом как системное образование, то в качестве его элементов в первую очередь следует выделить субъект и объект познания.

Субъект познания – это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания.

В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом). В случае, когда субъектом познания является индивид, то его самосознание (переживание собственного «Я») определяется всем миром культуры, созданной на протяжении человеческой истории. Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе.

Объект познания – это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность.

Объект не тождественен объективной реальности, материи. Объектом познания могут быть как материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) также могут стать объектом познания. Таким образом, объектами становятся существующие независимо от человека вещи, явления, процессы, которые осваиваются либо в ходе практической деятельности, либо в ходе познания. В этой связи ясно, что понятия объекта и предмета отличаются друг от друга. Предмет есть лишь одна сторона объекта, на которую направлено внимание какой-либо науки.

Помимо объекта в научном познании часто выделяют предмет – часть объекта, которая специально вычленяется познавательными средствами. Например, объектом всех гуманитарных наук является человек, но познавательные средства психологии направлены на духовный мир человека, археологии – на его происхождение, этнографии – на нравы и обычаи человечества. Соответственно в качестве предмета этих наук выступают духовный мир, происхождение, культура и т. д.

Понятие предмета по своему объему шире понятия объекта. Со времени возникновения философии проблема отношения субъекта к объекту, как отношения познающего к познаваемому, всегда находилась в центре внимания философов. Объяснение причин и характера этого отношения претерпело сложную эволюцию, пройдя путь от крайнего противопоставления субъективной достоверности, самосознания субъекта и мира объективной реальности (Декарт), до выявления сложной диалектической взаимосвязи субъекта и объекта в ходе познавательной деятельности. Сам субъект и его деятельность могут быть правильно поняты лишь с учетом конкретных социально-культурных и исторических условий, с учетом опосредованности отношений субъекта с другими субъектами. Научное познание предполагает не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и сознательное отношение субъекта к самому себе (рефлексия).

От понятий «субъект» и «объект» образованы термины «субъективный» и «объективный».

Субъективно все, что связано с субъектом, лицом, т. е. его воля, желания, стремления, предпочтения, чувства и эмоции и т. п. Таким образом, субъективность есть характеристика внутреннего мира человека или то личностное воздействие, которое сознание оказывает на наши взаимоотношения с миром. Субъективное отношение к чему-либо есть, как правило, вопрос вкуса, и у разных людей оно может быть различным. Субъективность больше относят к мнениям, чем знаниям, хотя и личное знание является субъективным уже в силу того, что принадлежит сознанию человека, а не окружающему миру.

Объективно все то, что не зависит от сознания, воли, желаний. Например, объективными фактами или их отображениями являются вращение Земли вокруг Солнца, впадение Волги в Каспийское море, утверждения «Сократ – это человек», «Ф. М. Достоевский – русский писатель» и т. д.; они не зависят от наших личных желаний: Земля не прекратит своего вращения, Волга не повернет вспять, а Сократ не станет русским писателем.

Конечно, совершенно «очищенным» от человека знание быть не может. На познание оказывают влияние социальные отношения, культура, эпоха.

Дата добавления: 2019-09-13 ; просмотров: 244 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Сознание как философская категория.

благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Смотреть фото благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Смотреть картинку благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Картинка про благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Фото благодаря чему сознание приобрело статус философской категории благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Смотреть фото благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Смотреть картинку благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Картинка про благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Фото благодаря чему сознание приобрело статус философской категории благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Смотреть фото благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Смотреть картинку благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Картинка про благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Фото благодаря чему сознание приобрело статус философской категории благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Смотреть фото благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Смотреть картинку благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Картинка про благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Фото благодаря чему сознание приобрело статус философской категории

благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Смотреть фото благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Смотреть картинку благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Картинка про благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Фото благодаря чему сознание приобрело статус философской категории

благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Смотреть фото благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Смотреть картинку благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Картинка про благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Фото благодаря чему сознание приобрело статус философской категории

Первым, кто создал целостную концепцию возникновения сознания и его свойств был древнегреческий философ Платон. Он исходил из признания того, что существуют параллельно два мира: один мир конкретных, чувственно-воспринимаемых предметов и вещей; они возникают и исчезают, подвержены случайным изменениям; другой мир — мир невещественных (нематериальных) образований, так называемых идей или идеальных сущностей; они не изменяются, самосохраняясь. По словам Платона, чувственно воспринимаемые предметы есть своего рода тени идеальных сущностей или идей. Олицетворением этих сущностей является душа — как некая особая невещественная сила, бессмертная, она существует всегда, хотя и небессмертен ее обладатель — человек. Душа, поселяясь в человека как природное существо, наделяет его способностью быть разумным, приобретать знания.

Примерно таким образом длительное время решался вопрос о соотношении между вещественным, материальным и невещественным, нематериальным.

На протяжении истории философии, вплоть до ХIX в., все явления, которые так или иначе относились к области сознания, объяснялись наличием души, квалифицировались как духовные. Например, еще в конце XIX в. мыслители, в том числе и российские, доказывали, что, говоря словами В.С. Соловьева, не тело человеческое существует само по себе, а благодаря душе, которая обуславливает и его существование и действия, “живет и мыслит не организм, а душа посредством организма”. Далее он утверждает: “неправомерно отвергать существенную связь между индивидуальными душами, и, следовательно, солидарность всего существующего”. Это “одинаково противоречит и опыту и разуму”.

Другое направление в решении вопроса о сознании основывались на тезисе, гласящем о том, что в мире с самого начала его существования есть некое духовное начало — либо в форме составной части “Абсолютного единства” (как доказывал греческий философ Плотин), либо в форме бесчисленных деятельных субстанций — монад, изначально способных к психической жизни (Г. Лейбниц) и т.д.

Третье направление в объяснении сознания представлено значительно большим числом вариантов решения вопросов о сущности и происхождении сознания. Все они объединяются на основе признания двух постулатов: сознание не имеет сверхъестественного характера и не существует сознания (идеального) вне связи с мозгом (материальным). Отсюда следует, что рациональное объяснение сознания возможно лишь на основе обобщения результатов конкретных исследований конкретных проявлений сознания.

Первым отличительным признаком сознания является способность к обобщенному отражению, т.е. образованию и непосредственной и отвлеченной (неоднократно опосредованной) связи действия внешних факторов и формирования ответных реакций. Этот признак называют интегративным, синтетическим и т.п. Вторым отличительным признаком сознания является способность к неограниченному совершенствованию (благодаря обобщенности) отражения. Третьим признаком сознания как “свойства особым образом организованной материи” является способность воздействия (в силу обобщенности отражения) на материальный носитель — мозг, и тем самым на, так сказать, самое себя или, образно говоря, отражение на отражение.

Сознание как высшая форма отражения есть только сознание человека. Стало быть, история возникновения и развития сознания есть история возникновения и развития человека — как биологического и, особенно, как социального существа. Поэтому сознание в собственно смысле слова изначально есть общественное явление.

Сознание, как особое свойство материи, неразрывно связано с языком, речью и их развитием. С другой стороны, вне языка, речи невозможно сознание. Без слова — основы “конструкции” языка и речи невозможно обобщенное отражение. Так называемый язык жестов, мимики и т.п. вне слов не в состоянии отражать, и тем самым осуществлять передачу и обмен информацией. Слово, язык, речь будем употреблять в однозначном смысле. Уже самое простое слово обобщает, в то время, как другой “носитель” информации — жест, мимика, звуковые сигналы и т.п. — способен обозначить то или иное событие в его конкретно-чувственном, непосредственно данном виде.

благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Смотреть фото благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Смотреть картинку благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Картинка про благодаря чему сознание приобрело статус философской категории. Фото благодаря чему сознание приобрело статус философской категории

Слово, конечно, изначально формировалось как потребность в выработке таких средств взаимного обмена информацией, которые соответствуют становлению и развитию трудовой деятельности, — деятельности по изготовлению и использованию орудий для создания или производства предметов потребления. Оно, слово, было вызвано — с самого начала вполне инстинктивно — необходимостью выработки целевой установки, т.е. того, что требовало объединения усилий в достижении конкретных результатов с наибольшей эффективностью. А каждый цикл деятельности: цель — достижение соответствующих результатов — удовлетворение потребности порождал новый цикл. Слово, кроме информативности, выполняло и выполняет функцию накопления и сохранения опыта, знаний и является средством регуляции отношений в обществе. Поэтому каждому уровню развития трудовой деятельности, в принципе, соответствовала степень совершенства словарного запаса, языка, речи.

Сознание человека, в целом являясь обобщенным отражением, наряду с этим имеет ярко выраженный активный характер. Его истоком может быть только переход от инстинктивного использования орудий деятельности естественного порядка к использованию специально сознанных орудий деятельности, т.е. к труду. Можно сказать, что активность человеческого сознания неразрывно связана с преодолением инстинктивности в деятельности становящегося человека.

Активностью сознания (или “отражением отраженного”) является то, что называется мышлением.

Мышление есть то же самое, что и обобщенно-активное отражение внешнего мира в мозгу человека. В силу такой особенности на определенном этапе своего формирования и развития сознание начинает приобретать (в ускоренном виде) относительную самостоятельность и характеризуется соответствующими нейрофизиологическими, психоневрологическими процессами. Развиваясь, мыслительный процесс достигает столь высокого уровня относительной самостоятельности, что воспринимается самим органом отражения как отдельное и особое явление, ему противостоящее и обозначается как духовная жизнь.

С точки зрения диалектико-материалистической концепции, в которой сознание понимается как свойство отражения, основой сферы духовной жизни может быть только многократное и опосредованное отражение, в процессе которого, естественно, возникает абсолютизация относительной самостоятельности и, тем самым, придание ей полной самостоятельности, отрицание какой-либо ее связи с каким-либо признаком “вещественности”. Именно такой подход позволяет рационально понять и объяснять духовную жизнь, а вместе в тем не согласиться с утверждениями о наличии некоего духовного начала существующего мира.

Сознание по своему содержанию представляет собой совокупность всех тех продуктов отражения, которые отличают психику человека от психики животных. К таким продуктам относятся ощущения, представления, идеи и т.д., которые порождаются в процессе трудовой деятельности в широком смысле. Однако не все продукты отражения в голове человека “проходят” через порог его сознания, так как не все, а точнее — абсолютное большинство раздражителей не имеют в данное конкретное время существенного значения для нормальной жизнедеятельности. Все воспринимаемые организмом раздражители такого рода не исчезают, а навсегда оставляют — в том или ином виде, — след в “своей памяти”, проявляя себя в форме “непонятных” переживаний, немотивированных поступков и т.п. Все они — эти продукты отражения — образуют содержание бессознательного, а возникающие из “него” образы, мысли как бы вдруг, внезапно проявляются в русле определенного умонастроения.

Другую часть бессознательного образуют раздражители, “прошедшие” через порог осознания. Но они “вытеснены” из стадии активного состояния другой информацией, имеющей актуальное и более важное значение для жизнедеятельности организма в данное время. Эта часть бессознательного (которую З. Фрейд обозначил как сверхсознание), как правило, играет ведущую роль в отношении содержания сновидений и различного рода иных видений, которые постоянно сопутствуют человеку в состоянии сна, нарушениях психики, появления феноменов, обозначаются как интуиция, иррациональное и т.д.

Процесс этого построения активной частью сознания представляет собой мыслительный процесс или, коротко, мышление, которое подчиняется определенным правилам или законам, а их строгое соблюдение обуславливает уровень мышления, его эффективность. Мысль — понятие, которое обозначает конкретный результат (независимо от его формы) функционирования сознания в активной фазе психического состояния. Его материальным носителем является слово (язык, речь) и его производными (в виде знаков, фигур и т.п.). Они — хранители и средство передачи информации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *