благодарю что значит в православии
Кризис благодарности
Беседа на Послание к Ефесянам
«Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих» (Еф. 1: 15–16).
Казалось бы, святой апостол Павел должен употребить здесь другое слово, но он говорит: «Непрестанно благодарю». Не говорит: «Непрестанно молюсь за вас». А почему? Потому что благодарение (евхаристия) – это более глубокая форма молитвы. И благодарение – это то, чем совершенно пренебрегают в нашу эпоху.
Благодарение – это самый лучший способ испросить что-нибудь. Как это объясняется? В наших отношениях обычно есть одна черта, которую я назвал бы кризисом благодарности. У нас нет благодарности, мы обычно чувствуем, что другие просто должны нам очень много всего, и хотим от них многого, очень многого. Поэтому фраза: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6: 31), – очень трудна для нашего восприятия. Зато от других мы хотим всего!
Если задуматься, чего мы хотим от других каждый день, если задуматься, сколько всего хотим – и того, о чем говорим, и того, о чем не говорим, а больше всего того, что только лелеем в своих мечтах, а еще того, чего нам так хотелось бы, но приходится только жалеть, что мы не можем просить этого, – то всего окажется слишком много. Мы очень многого хотим от других. Но практически никогда не благодарим как следует их за то, что они нам дают.
Вы только задумайтесь: сколько людей получают от других так много всего, а поблагодарить достойным образом не могут. Способность благодарить – это просто какая-то форма откровения свыше. Человек вдруг прозревает и говорит тому, кто его годами мучил: «Я тебе очень благодарен!» – потому что открыл для себя, что получил от него так много всего, но до сих пор этого не понимал. Почему? Потому что мы замкнуты в самих себе.
Себялюбивый не может ни поблагодарить, ни понять, чем он обязан другим, он постоянно что-то берет, но не понимает, сколько всего берет. Постоянно берет. И мы тоже постоянно берем у Бога. Мы обязаны своим существованием и дыханием Ему, но не благодарим Его, потому что думаем, что нам кто-то должен это, а на самом деле нам никто этого не должен. Понимаете?
Позвольте продолжить словами предыдущего евангельского текста: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Эти страшные слова Христа по сути означают, что нам надо полюбить своих врагов. Мы стали врагами другим, потому что фактически превратили их в свои объекты. Они – объекты для нашего нарциссизма и эксплуатации. Мы этого не видим, не понимаем. Ты говоришь: «Это мои дети! Сколько же я сделал для них!» – и сетуешь, что получаешь от них очень мало, но если они вдруг исчезнут с нашего горизонта, если закроют для тебя доступ в свою жизнь, ты пропадешь.
От своей жены ты тоже получаешь, получаешь ужасно много – но если осмелишься признаться в этом, почувствуешь, что просто не можешь этого выдержать. Мы настроены враждебно к тем, от кого получаем. Почему? Потому что не хотим, чтобы открылось, сколько всего мы получаем. Таким образом, мы что-то получаем от другого и в то же время его отталкиваем.
Я знал одного человека, которого жена поила-кормила, но он никогда не признавал, что жена делает для него всё. Ни на секунду не признавал. Хотя она тащила на себе всю семью.
Христос подходит к тому, чтобы сказать эти страшные слова: «Любите врагов ваших» (Лк. 6: 35), и мы тут же опускаем руки и говорим: «А это уже пускай святые делают!» Но ты ведь так и станешь святым!
А знаете, в чем тут страшная тайна? В том, что, когда тебе говорят: «Любите врагов ваших», диавол и нарциссизм тут же поднимают вопль:
– Ой, будь осторожней, тебя сейчас предадут в руки твоего врага!
И ты сразу же думаешь: «Действительно, да что Он такое тут говорит?» В действительности же истина здесь совсем в другом: когда ты исполняешь слова «люби врагов своих», Бог предает твоих врагов тебе в руки. Это огромная тайна. Святой Дух действует, и другой из врага делается твоим другом.
Истина вот в чем: когда ты исполняешь слова «люби врагов своих», Бог предает твоих врагов тебе в руки
Это и скрывают от нас диавол и нарциссизм, а именно то, что, когда Христос говорит: «Любите врагов ваших», Он имеет в виду не то, что ты будешь предан своему врагу, а, наоборот, что враг сдастся тебе. В противном случае он так бы и продолжал оставаться твоим врагом, не так ли? Но, как только полюбишь его, он тебе сдается. Иначе это выражение святого апостола Павла: «Не перестаю благодарить Бога за вас» – лишено смысла.
Это та благодарность, то состояние чистой благодарности, которое «обязывает» другого. Например, я что-то даю кому-то и говорю: «Спасибо тебе, я тебе так признателен!» – и опускаю руку в карман, чтобы с радостью протянуть ему это. Понимаете? И связь, которая при этом образуется, – это реальная связь.
Например, между супругами. С ними как бывает? Сначала влюбляются, любят друг друга, потому и женятся. А потом между ними начинается война. Что же это за война? Это кризис благодарности. Но если ты задумаешься, сколько всего получаешь от другого, ты будешь поражен и начнешь искать способы, как сделаться его рабом.
Один крупный психиатр рассказал мне следующее:
«Однажды пришли ко мне муж с женой и попросили в последний раз поговорить с ними перед разводом. Они уже приняли такое решение.
– Мы с вами встретимся, – ответил я, – но только я хочу увидеться с каждым по отдельности.
– Доктор, целой тетрадки не хватило бы, чтобы перечислить тебе всё, что она мне сделала!
– Знаешь, я и слушать этого не хочу, – говорит ему врач. – Я хочу, чтобы ты сказал мне – ты ведь столько лет прожил с ней, – есть ли у нее хоть одна положительная сторона.
– Да нет! Какая у нее может быть положительная сторона?! У нее одни плохие стороны!
– Я все-таки хочу услышать от тебя всего об одной ее хорошей стороне. Ты не мог бы назвать ее?
– Ну ладно, есть у нее кое-что. Например, она не лжет.
– Да ты что, серьезно? Ты нашел женщину, которая не лжет?
– А все, кого я знаю, лгут! А еще какая-нибудь хорошая сторона есть?
Он назвал ему вторую, третью, затем составил целый список ее добродетелей, и врач говорит ему:
– И ты хочешь развестись с такой женой? Ты уверен, что найдешь лучше?
И муж вышел от него изменившимся. Потом заходит жена. Ситуация повторяется:
– Ой, чего он со мной только не делал!
– Ну хорошо, а какую-нибудь положительную сторону его ты можешь назвать? Она у него есть?
– Да как не быть! Он никогда не изменял мне.
– А разве этого мало? Ты знаешь, как мы сегодня мучаемся из-за этих измен?
Она тоже составила целый список. Так они и не развелись, до сих пор живут вместе и любят друг друга».
Это грандиозно, если задуматься.
Кризис благодарности – это, иначе говоря, кризис себялюбия. Бог оказывает мне благодеяния, но, поскольку у меня свои планы на жизнь, я не смотрю на то, что исходит от Бога и что лучше моего, то есть на то, что Бог дает мне. Любовь Божия радуется истине, Она хочет дать тебе то, в чем ты действительно нуждаешься. Но оно не совсем то, что подсказывает тебе воображение. А чтобы это понять, нам нужна зрелость.
Большинство людей проводят свою жизнь в ссорах и муках и в конце концов из-за непомерного гнева получают болезнь Альцгеймера, потому что всё это происходит от сильного гнева. Об этом говорят последние публикации. От сильного гнева. Гнев сжигает мозг, как осенью сжигают поля. Вы видели, как горит стерня? Так и гнев испепеляет мозг. Если человек постоянно находится в состоянии гнева, он увидит все эти прелести. Если и избежит диабета, инсульта и давления, то непременно получит Альцгеймера.
Но дело не в этом, а в том, что даже если и не будет Альцгеймера (потому что это может произойти и по другим причинам), то жизнь, которую проводят некоторые, – это всегда жизнь против кого-то. Всегда есть кто-то, кто будет против него, или он против кого-нибудь или против каких-то людей, и при этом все мы, конечно же, с огромной легкостью осуждаем других и с большим нежеланием – себя. А это и есть богооставленность, в которой мы живем и которой не понимаем.
Мы с легкостью осуждаем других и с большим нежеланием – себя. А это и есть богооставленность
Есть люди, которые десятки лет проводят в Церкви, но даже носа не высунут наружу, чтобы посмотреть, бывают ли и другие люди на свете. Поэтому реально ругаются со всеми подряд. И если другие им сострадают и жалеют их, то они становятся кроткими. Но если не жалеют, они всегда будут в состоянии негодования, оправдывая его иногда даже словами из Евангелия. Как один епископ, который на каждом шагу ругается со всеми и каждым.
Однажды я оказался рядом с ним и говорю:
– Чему мы обязаны радостью встречи с вами?
На что он мне ответил:
– Вы не обязаны никому ничем, кроме взаимной любви!
То есть неужели у тебя нет зеркала, чтобы взглянуть на себя? И любил ли ты вообще кого-нибудь? Как же тогда, вставая в такую величественную позу, наставляешь других?
А ведь и мы с вами делаем то же самое: любим давать советы – мы становимся большими наставниками, как только подвернется возможность! И будем учить других, пока они не перестанут шевелиться. И только тогда, убедившись, что очистил всех, ты вздыхаешь: «Ну, теперь я уже могу быть спокойным!» Да, ты спокоен, потому что вокруг тебя трупы. Но если окажешься в другой среде, где другие живы, тогда увидишь…
О благодарности и счастье человека
Другая сторона молитвы — благодарение. И Священное Писание, и Предание — особенно предание литургическое — призывает нас к постоянному благодарению. Это то, чему мы должны научиться сейчас — потому что благодарить мы будем во веки веков. Как поют ангелы и святые в Книге Откровения, «благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков!» (Откр.7:12)
Идея вечно рассыпаться в благодарностях кажется неверующим людям отталкивающей и смешной; иногда они не могут точно сформулировать почему, но она как-то напрягает. Нас часто напрягает и необходимость благодарить наших ближних здесь, на земле. Почему?
Потому что в падшем мире люди часто ведут себя как в обезьяньей стае, постоянно выясняя, кто находится на ступеньку выше в неформальной иерархии. И даже благодарность превращается элемент этих обезьяньих игр — поблагодарить, значит поставить себя на ступеньку ниже, признать себя получателем милости, а значит кем-то зависимым и слабым. Бывает, что благодеяния превращаются в средство манипулирования — «теперь ты мне по гроб жизни должен!», и поэтому люди неохотно признают свой нравственный долг. Это особенно проявляется, когда уровень доверия между людьми низок — и они склонны видеть в милости какой-то подвох.
В лучшем случае благодарность — это что-то из области этикета, вежливости, приятная, но не обязательная часть жизни. «Спасибо в карман не положишь».
Но в действительности благодарение — это сущность жизни; благодарение вводит нас в правильные отношения с реальностью, реальностью Бога и реальностью других людей.
Творец и Владыка мироздания не ищет превознестись над нами — это было бы крайне смешно и помыслить. Он хочет, наоборот, поднять нас к Себе. И благодарение открывает наши глаза на реальность Его любви и заботы.
Как-то давно я смотрел фильм, названия которого уже не припомню. Там был пожилой композитор, который получил признание и известность, он жил в прекрасном доме, за ним самоотверженно ухаживала его дочь, которая окружала его невероятной заботой и любовью — но он был все время уныл, гневен и недоволен. Кофе было то слишком горячим, то слишком холодным, плед на кресле все время положен не так, омлет приготовлен недостаточно тщательно… Он был окружен самой теплой и трогательной любовью, но был при этом глубоко несчастен, потому что не видел эту любовь в упор — ни любовь человеческую, ни любовь Божию.
Бог хочет сделать нас счастливыми — а в вечности безмерно счастливыми. Но нельзя сделать счастливым человека, неспособного к благодарности; это не только несправедливо, это просто невозможно.- Чтобы возрадоваться раю, мы должны обрести открытое, смиренное и благодарное сердце; способность видеть любовь Бога и людей, и признавать эту любовь — «спасибо, я благодарен».
И мы должны научиться видеть эту любовь здесь и сейчас. Мы, христиане, верим в промысел — в то, что Бог правит своим творением, и направляет его к предназначенным им целям. Вся это невероятно сложная система, включающая в себя галактики и туманности, снег и туман, гравитацию и магнетизм, солнце и дождь, людей и животных, управляется Богом — причем управляется в деталях. Как говорит Господь Иисус, «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без [воли] Отца вашего» (Матф.10:29) Действительно, ни одна снежинка не падает на землю без промысла Божия. Этот же промысел простирается на все события нашей жизни — малые и большие.
Есть известная фраза «хлеб, который ты ел сегодня утром, Бог готовил всю ночь». На самом деле, гораздо дольше, и этот хлеб прошел через многие руки, и попал на стол трудами многих людей — Бог устроил все это, чтобы ты мог позавтракать. Это не просто кусок хлеба с маслом — это послание Его любви и заботы. На этом ноздреватом прямоугольнике написано: «Я люблю тебя и забочусь о тебе».
Благодарение все принимает как дар; все, что мы имеем, все, чем мы пользуемся, все, чему мы радуемся, есть дар, проявление любви. Вкус пищи, свет дня, запах цветка, звуки музыки — все говорит о Его любви, заботе, и той великой и невыразимой радости, которую Он нам готовит.
В молитве мы обращаемся к Богу и говорим — да, мы верим, мы благодарны.
Все, что у нас есть, получено от Бога. Он наделяет нас способностями к труду, чтобы бы соучаствовали в Его заботе о творении; посылает нам воздух, воду и пищу; само наше существование — дар Его любви. Благодарение признает это — да, мы окружены любовью и заботой, и мы благодарим за это.
Однако это сознание — у меня нет ничего своего, все есть только дар Божий — обнажает наше недоверие Богу; мы чувствуем себя уязвимыми. Среди людей ужасно оказаться полностью зависящим от чьей-то милости; люди часто отказывают в ней друг другу. Но на Бога мы можем положиться; да, у нас нет ничего, кроме Его любви и милости; но это самая прочная, надежная и несомненная вещь во всем мироздании. Мы благодарим Его за радость в благополучии и за утешение в скорби; но более всего мы благодарим за дар вечной жизни, который Бог уготовал нам в Иисусе Христе. Как говорится в Анафоре (литургической молитве) Святого Иоанна Златоуста, «Ты от небытия в бытие нас привел еси и отпадшыя возставил еси паки, и не отступил еси, вся творя, дондеже нас на небо возвел еси и Царство Твое даровал еси будущее. О сих всех благодарим Тя, и Единородного Твоего Сына, и Духа Твоего Святаго, о всех, их же вемы и их же не вемы, явленных и неявленных благодеяниих, бывших на нас»
Мы видим, как далеко простерлась любовь Бога к каждому из нас — Он облекся в плоть, была распят и погребен за нас, неблагодарных и злонравных. Он даровал нам Царство. Мы признаем это и возносим благодарность — «Благодарение Богу за неизреченный дар Его!» (2Кор.9:15)
LiveInternetLiveInternet
—Приложения
—Метки
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Что означают в христианстве слова «спасибо» и «благодарю». Чем они отличаются и как надо отвечать в ответ
Каждый из нас ежедневно слышит или произносит эти слова, которые выражают признательность за добрые дела.
Считается, что эти слова должны быть в арсенале каждого вежливого человека.
Но так ли это?
Действительно ли их произносят из вежливости?
Произнося имя Бога напрасно, люди обесценивают само пожелание и мольбу «Спаси тебя Бог», с которой они обращаются к ближнему.
Ибо сказано: «Возлюби ближнего как самого себя».
А что может быть проявлением большей любви к ближнему, чем пожелания ему спасения и сохранения, обретение бессмертия и грядущего воскресения вместе с другими Праведниками?
Это то, что люди желают своим ближним, за то, что те делают добрые дела, поступают праведно, богоугодно.
Это то же, что и «Спаси тебя Бог», но есть и различия.
Кто же твой ближний?
Любой человек, который в данный момент к тебе ближе, с кем ты встречаешься, общаешься, сотрудничаешь.
Как надо отвечать
Теперь понятно, что, отвечая: «не за что», отмахиваясь: «да ладно, пустяки», люди, сами не понимая, неосознанно, отказываются от спасения и сохранения в раю, показывая тем самым неуважение к Богу.
Так поступать нельзя.
Правильные ответы:
«И Вам того же» или «И тебя спаси Бог», «И тебе благо».
Главное, понимать смысл этих слов и произносить их с любовью, как к самому себе.
А как нужно любить самого себя?
Желать, стремиться достичь и идти к жизни вечной, к спасению и сохранению в раю.
Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям
Благодарность – плод живой веры в Бога
Слово в Неделю 30-ю по Пятидесятнице
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность Размер )
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня в Евангелии мы слышали о десяти прокаженных, которых исцелил Христос, и только один из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Господь сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя (Лк. 17: 15–19).
Так сегодняшнее Евангелие говорит нам о милости Божией к человеку, о Божием промышлении о человеке и о том, как человек отзывается на явленные ему Богом милости.
Являемые нам многие милости Божии наполняют сердце человека чувством благодарности, или же сердце человека может перестать замечать их, будет оставаться равнодушным, черствым по отношению к ним.
Чувство благодарности связано с живой верой Богу, с преданностью святой воле Его и является ее плодом (потому и сказал Господь исцеленному: вера твоя спасла тебя). Поскольку только утверждающееся в сердце доверие Промыслу Божию способно увидеть окружающие человека Божии милости.
Способность видеть промыслительные действия во всем касающемся нас – от малого до великого, от важных событий в жизни до незначительных встреч, – основывается на несомненно истинной уверенности, что всё с нами происходит по Божиему произволению. Он, Господь, везде есть, следовательно, и с нами. «Вообще всё, что только есть в нас и касается нас, есть от Бога и касается нас по Его воле… и ничто не может втесниться в Божии планы против Его воли».
Каждый человек со всех сторон окружен милостями Божиими – всегда и везде
Святые постоянно напоминают нам о том, что каждый человек со всех сторон окружен милостями Божиими, что меньше дышишь, чем получаешь милостей, и что самый миг больше, чем само расстояние от милости к милости.
Способность видеть Божии милости меняет, преображает, смягчает человеческое сердце: «Если душа размыслит об одних лишь благодеяниях Божиих, то они могут стремительно поднимать ее ввысь, а если она размыслит о множестве своих грехов и о многом [милосердии] Божием… то, видя Божию заботу [о себе и других], она чувствует и переживает Божественный Промысл… вся проникается благодарностью».
«Человек ощущает себя перед Богом неоплатным должником… а Бог ему посылает благословения, одно больше другого». «Чем больше человек узнает себя, тем… лучше видит свою великую немощь. Познает свое недостоинство и свою неблагодарность, а вместе с тем великое милосердие Божие».
Видение своей нищеты рождает в человеке видение множества милостей Божиих и чувство благодарности. Такой человек всему рад, подобно бедному, который принимает всё и всяким подаянием оказывается доволен, радуется «даже самому малому благодеянию Божию». Ведь «благодарение есть чувство милости Божией незаслуженной».
И тогда в душе рождается мысль: «Даже если бы мы жили тысячу лет и имели бы тысячу сердец, то и этого бы нам не хватило, чтобы воздать Христу за Его великую к нам любовь (милость), которую Он нам явил и продолжает являть, прощая нас, терпя и очищая наши души Своей Божественной Кровью».
«И сколько сейчас людей, уже, казалось бы, погрязших в пучине греха, получают спасительный толчок от Господа к возрождению души… Толчок получили, а дальше должно быть осознание чуда Божией любви (милости), преобразующей жизнь… и вместе с тем бесконечной благодарности Богу и упование на Его силу и милость на будущее».
«После исповеди покаявшемуся необходимо осознание того, что Бог оказал ему милость. Нужно чувствовать себя так, как человек, которому простили его долг, и он чувствует себя благодарным и обязанным своему благодетелю. Благодари Бога… для того чтобы не дать себе воли и не впасть снова в те же самые грехи».
Многих бед мы и не замечаем, потому что они незаметно проходят для нас. Но, обернувшись назад, мы не можем не увидеть, что там и там была беда и прошла нас, а как миновала, сказать не можем. Таких сокровенных к нам – к каждому из нас – милостей Божиих несчетное множество.
За всё благодарите, – учит апостол, – ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе (1 Сол. 5: 18).
В Церкви есть много молитв, в которых изливается благодарность души человеческой Богу за все те милости, которыми Он ее окружает. Какие же это милости?
Так, святой пророк и псалмопевец Давид, видя помощь Господа, не оставляющего его среди многих трудностей, благодарит Бога за то, что Он:
услышал [молитвы его] и от всех скорбей (опасностей) избавил (см.: Пс. 33: 5); сохранил душе нашей жизнь (см.: Пс. 65: 9); вспомнил нас в унижении нашем и избавил нас от врагов наших (см.: Пс. 135: 23–24); прощает все беззакония [наши], исцеляет все недуги [наши]; избавляет от истления (смерти) жизнь [нашу], венчает [нас] милостью и щедротами (см.: Пс. 102: 3–4); дает пищу всякой плоти (см.: Пс. 135: 25); подает хлеб алчущим (см.: Пс. 145: 7); освобождает узников (см.: Пс. 145: 7); хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову (см.: Пс. 145: 9); отверзает очи слепым, возводит (поднимает) низверженных (см.: Пс. 145: 8).
Святитель Тихон Задонский благодарит в своих молитвах Бога за то, что Он:
«меня создал по образу Своему и по подобию; меня падшаго искупил; обо мне недостойном промышлял; меня согрешившаго на покаяние призвал; согрешающего меня не погубил, но по Своей благости потерпел согрешения мои; помогал мне в многоразличных искушениях, бедах и напастях; при бедственных и смертных случаях меня сохранял, меня предающегося печали, скорбящего утешал; мне недостойному подавал пищу, которою мое немощное тело укреплялось; подавал одежду и кров, в чем я находил упокоение».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский в им составленных молитвах также обращается к Богу с благодарностью:
за дарование бытия, за рождение в христианской вере; за Пречистую Деву Марию, Ходатаицу о спасении рода нашего, за святых Угодников Твоих, молящихся за нас, за Ангела Хранителя; за общественное богослужение, поддерживающее в нас веру и добродетель, за Священное Писание, за Святые Таинства, а в особенности Тело и Кровь Твою; за таинственные благодатные утешения, за надежду получить Царствие Небесное и за все блага, Тобою дарованные; за то, что без числа спасал от лютости страстей.
В акафисте «Слава Богу за всё» благодарность Богу приносится:
за щедрые дары Твоего Промысла, явленные мне с первого дня и доныне (икос 1); за то, что Ты призвал меня к жизни (икос 1); за то, что Ты явил мне красоту вселенной (икос 1); за то, что возлюбил нас любовию глубокою, неизмеримою, Божественною (икос 12); за тайные и явные милости Твои (икос 1); за непрестанные заботы обо мне (икос 5); за промыслительное стечение обстоятельств (икос 10); за каждый шаг жизни, за каждое мгновение радости (икос 1); за то, что посылаешь нам неудачи и скорби, дабы мы были чутки к страданиям других (икос 9); за промыслительные встречи с людьми (икос 5); за любовь родных, за преданность друзей (икос 5); за отдых благодатного сна (икос 4); за земную жизнь, предвестницу небесной (икос 2); за нашу неутолимую жажду Богообщения (икос 6); за всё открытое нам по благости Твоей; за то, что Ты сокрыл по мудрости Твоей (икос 7).
И преподобный Паисий обращается к Богу: «Благодарю Тебя, Боже мой, всем сердцем моим за все Твои дары. Благодарю Тебя за то, что Ты прощаешь многие мои грехи, и всего мира неблагодарность, и собственную мою неблагодарность многую».
Так святые призывают нас «учиться за всё благодарить Господа и не быть черствыми (равнодушными) сердцем».
Там же, «где или не знают благ, или считают себя их достойными, выставляют свои права на них», там сердце человека наполняет неблагодарность. «Неблагодарный Богу способен любить только себя, и вместе с тем он в этом чувстве ограничен и слеп».
Переживая те или иные тяжелые обстоятельства, мы иногда перестаем видеть пути Божии и видим только нестройность нашей жизни, однако люди святые, подвижники и в этих обстоятельствах видят Промысл Божий, а значит, и основание для благодарности.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) писал одному своему духовному чаду: «Что же ты всё смущаешься неустройством своим? Мне вот кажется, что вся жизнь твоя идет вполне логично и не спеша, одно вытекает из другого, последовательно и промыслительно. Надо благодарить Господа, что [Он] дает время и силы, чтобы всё вокруг (то есть и то, что кажется неустройством), и в тебе, и в близких, созрело. Ведь и плод будет в свое время зрелый».
И в другом письме: «Недуг в тебе действительно есть, и именно он создает такое паническое отношение к жизни. И недуг этот – отсутствие истинной веры в Промысл Божий и соответственно предание себя и всего и всех в руки Божии… И еще всё это (паническое отношение к жизни) за то происходит, что забываешь Божии благодеяния и не благодаришь за всё… Нам всё мало, нам хочется, чтобы никакая пылинка не омрачала око, никакие, не говорю: страдания, а просто невзгоды и мелкие неприятности не раздражали нас».
И к другому человеку он обращается: «Вы не стали хуже, чем были раньше. Просто обстоятельства жизни постепенно открывают нас даже и для самих себя, стирая налет обольщения на свой счет. И слава Богу за это! Увидеть себя таким, какой я есть на самом деле, трудно, но крайне необходимо для спасения души. Рождается из этого видения самоукорение и появляется не смиренничание и смиренноглаголание, но благодатное смирение. Благодарите Господа за дарованную вам школу». «Человек, пока не коснулось его искушение, кажется и кротким, и смиренным, и добрым, и простым, и целомудренным, и верующим; а испытание показывает нередко, что они и злы, и горды, и жестокосерды, и коварны, и сластолюбивы».
Один из святых писал: «И с одра болезни приносите благодарение Богу… Благодарением притупляется лютость болезни. Благодарением приносится болящему [и] духовное утешение! Наставленное и услажденное благодарением сердце обновляется силою живой веры… [Потому-то] одр болезни бывает часто местом Богопознания и самопознания… Когда душа вкусит сладость и покой, доставляемые благодарением, – сама спешит в него, как бы в пристанище. Спешит она туда от тяжких волн ропота, малодушия, печали».
Человек, благодарный Богу, благодарен и другим людям – даже за их самое маленькое добро, сделанное ему
Человек, благодарный Богу, является благодарным и по отношению к другим людям, «даже за самое маленькое добро, которое они ему делают».
При этом, «делая какое-то добро, он никогда его не запоминает, но никогда не забывает даже самое малое добро, сделанное ему. Он не может закрыть глаза даже на самое ничтожное благодеяние других по отношению к нему». Как писал старец Паисий, такой человек «может быть, подарил кому-то целый виноградник и забыл об этом. Но одну виноградную гроздь, данную ему из подаренного им же самим виноградника, он не может забыть никогда. Или, может быть, он дал кому-то много резных деревянных икон и этого не помнит. Если, однако, этот “кто-то” подарит ему одну иконочку, запаянную в пластик, то он придет в умиление от этой иконочки, несмотря на ее малую цену, и с благодарностью будет потом думать, как за это отплатить. Он может построить целую церковь, пожертвовать землю под строительство и забыть об этом. То есть правильный духовный путь таков: помнить добро (даже самое малое), сделанное тебе другими».
«Если же кто-то все время забывает добрые дела, сделанные ему другими, и помнит добрые дела, сделанные им самим, то это делание противоположно тому, которого хочет Христос».
Так, «мы должны быть благодарными ближним, а кто к людям благодарен, тот благодарит и Бога. Благодарность – знак духа смиренного и Богу преданного».
Бог любит благодарных, и если человек умеет видеть и ценить милости Божии, то получает их постоянно и неизменно.