блаженны кроткие ибо они наследуют землю что значит

Что означает заповедь «кроткие наследуют землю»?

«…ибо они наследуют землю»

Бог Есть‎ для С Богом по жизни

Вы нетерпеливы, властны, вспыльчивы? Тогда послушайте Иисуса: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5:5).

Мир мало ценит мягкость и кротость. Мирские заповеди блаженства ближе к таким формулировкам: «Блаженны самоутверждающиеся, ибо они добьются своего»; «Блаженны рекламирующие себя, ибо они будут замечены»; «Блаженны напористые, ибо они преуспеют». И всё же Иисус сказал: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».

Последняя часть этого обещания — «они наследуют землю» — разжигает воображение и производит немалые споры. Что имел в виду Иисус, сказав, что кроткие наследуют землю? И как кротость и счастье связаны между собой?

Иисус сказал, что имеющие это качество «блаженны». Как кротость связана со счастьем? Как и в случае с предыдущими блаженствами, кротость уже сама по себе способствует истинному счастью — потому что мягкий, кроткий человек больше думает о нуждах других людей, чем о своих собственных. Поэтому, в отличие от большинства людей в мире, он не исполнен досады по поводу того, что другие не удовлетворяют его нужды. Однако главный акцент в нашем тексте опять делается на том, что счастье это — в обещании.

Обещание в Мф. 5:5 поразительно: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Что это значит? В каком смысле кроткие «наследуют землю»?

Что это обещание не означает

Это обетование не означает, что кроткие наследуют землю в юридическом смысле. Вспомните два примера кротости, которые мы обсудили: Моисея и Иисуса. Маккорд пишет: «Если кто-то думает, что Иисус имел в виду эту землю в буквальном смысле, тогда самый кроткий человек из всех не получил обещанного. Моисей не имел дома и сорок лет скитался в надежде наследовать землю обетованную, но только взглянул на неё издали (Втор. 34:1–5). Библия также говорит нам о кротости Иисуса, но Он был далёк от того, чтобы буквальным образом наследовать землю. Иисус сказал: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнёзда, а Сын Человеческий не имеет где приклонить голову» (см. Лк. 9:58).

Тем не менее, в моих папках есть письма и статьи, в которых люди утверждают, что в одно прекрасное время христиане будут иметь юридические права на физическую землю. Их любимый текст — Мф. 5:5: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Например, есть премилленарии, которые вписывают это обещание в свой сценарий конца света. Они говорят, что Иисус вернётся на землю и будет в буквальном физическом смысле царствовать тысячу лет. И в течение этого времени, утверждают они, дети Божьи получат в наследство землю.

Библия не учит, что кроткие наследуют землю, получив её в законную собственность сейчас, как и тому, что они получат её в этом смысле позже. Пётр писал: «Придёт же день Господень, как вор ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет. 3:10).

Что это обещание означает

Что же тогда это обещание означает? В каком смысле кроткие наследуют землю? Как и в случае с уже рассмотренными обещаниями, это обещание по своей природе не физическое, а духовное. Ученики Иисуса надеялись, что Мессия будет военачальником, который завоюет землю и затем передаст её им, чтобы они правили на ней. Иисус развеял эти надежды, сказав: «Царство Моё не от мира сего» (Ин. 18:36).

Однако даже если мы согласимся, что данное обещание духовное, это всё равно не проясняет вопрос, имеет «земля» в нашем тексте отношение к этой жизни или к грядущей. Некоторые настаивают, что обещание относится только к этой жизни. Другие так же упрямо утверждают, что оно не может относиться к этой жизни, а значит, должно говорить о жизни грядущей. Позвольте мне ещё раз высказать ту мысль, что это обещание имеет двоякое исполнение: частичное в этой жизни и полное в грядущей.

В этой жизни. В Ветхом Завете Давид говорит практически теми же словами, что и Иисус в Мф. 5:5: «А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира» (Пс. 36:11). В Пс. 36 кроткие — это те, кто уповает на Господа (ст. 3) и кто терпеливо ждёт, что Он накажет делающих зло (ст. 7–9). Однако для нас самый большой интерес представляет слово «земля». «Земля» в псалме — это географическая местность, известная как земля Ханаанская. Только смиренные и кроткие, утверждал Давид, насладятся благословениями в этой земле. Я считаю, что точно так же только кроткие могут в полной мере наслаждаться благословениями этой земли, на которой они живут сейчас.

Незадолго до моей первой проповеди по заповедям блаженства я присутствовал на похоронах члена церкви в Команчи, штат Оклахома, Джуела Томаса. Он был скромным человеком, фермером. Прощание с ним проходило в большом актовом зале средней школы. Все стулья были заняты, и люди стояли вдоль стен. Одним из текстов, прочитанных во время службы, был Мф. 5:5: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Тогда впервые этот текст приобрёл для меня особый смысл. Брат Томас не был богатым, но он унаследовал истинные благословения этой жизни, включая уважение всей округи. Джордж Макдональд писал: «Кто больший собственник в мире — тот, у кого тысяча домов, или у кого нет ни одного дома в собственном владении, но есть десять домов, постучавшись в двери которых, он будет встречен бурной радостью? Кто богаче — тот, кто, исчезни его огромные деньги, не найдёт себе пристанища, или тот, ради удовлетворения нужд которого сотни пожертвуют своим комфортом?»

Многие из нас, наверное, знают очень богатых, но несчастных людей, а также людей небогатых, но счастливых. Не большое состояние делает нас счастливыми, а отношение к жизни. Дон Хамфри отмечает, что «по-настоящему наслаждаться благословениями могут лишь те, кто не держится за земные вещи, кто считает их ниже духовных благословений». И что кроткий человек не обременён собственностью и не боится утратить её.

В жизни грядущей. Многое ещё можно сказать о кротких, наследующих самое лучшее, что есть в этой жизни, но давайте обратимся к жизни грядущей. Как и в случае со всеми заповедями блаженства, полное исполнение этого обещания будет на небесах. В Евр. 11 мы читаем о героях веры: «Все они умерли в вере, не получив исполнения обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному. Поэтому и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город» (ст. 13–16).

Через две главы автор скажет: «Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего [то есть на небесах]» (13:14; см. Отк. 21:2, 10).

В Рим. 8 Павел писал о нашем духовном наследии. Он сказал, что мы «наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (ст. 17). Он понимал, что наши благословения в этой жизни всегда будут смешаны со страданием, и потому с надеждой ожидал жизни грядущей. Он продолжил: «Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с той славой, которая откроется в нас» (ст. 18). В конце своей жизни он написал: «И избавит меня Господь от всякого злого дела, и сохранит для Своего Небесного Царства. Ему слава во веки веков. Аминь» (2 Тим. 4:18).

Полное и окончательное исполнение обещания «они наследуют землю» произойдёт, когда мы увидим «новое небо и новую землю» (Отк. 21:1; см. 2 Пет. 3:13), — жилище Самого Бога на небесах. Нет большего стимула стремиться быть такими, какими мы должны быть.

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5:5). Вы хотите «наследовать» землю — наслаждаться самым лучшим, что может дать эта земля, и предвкушать «новую землю»? Тогда вы должны быть кроткими.

Помните, что кротость — это больше, чем просто мягкий голос и любезное отношение к другим. Некоторые эту заповедь блаженства считают самой трудной, потому что она предполагает полное подчинение Божьей воле. Гордый человек говорит Богу: «Я не нуждаюсь ни в Тебе, ни в Твоём пути». А кроткий говорит так: «Боже, я осознаю свою слабость и понимаю, что у меня нет ничего ценного, что бы я мог предложить Тебе, но я благодарен, что Ты любишь меня и сделал ясным путь к спасению. И я смиренно покоряюсь Твоей воле». Если вы не чадо Божье или неверное чадо, продемонстрируйте смирение и придите к Господу сегодня же.

Источник

Третья заповедь блаженства «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю»

Поучение 1-e. Объяснение третьей заповеди блаженства

2. Христианская кротость не есть какая-либо естественная тихость нрава, невозму­тимое состояние духа, не есть также и сла­бость характера, или хитрая сдержанность, кротость наружная, лицемерная. Все такие качества бывают и у людей, чуждых Христа и эти качества не составляют христианской доб­родетели, не суть подвиг для души спаситель­ный.

а) Но что же есть кротость, в чем она со­стоит и какие свойства ее? «Чтобы нам точ­нее изобразить ее, обратимся, – говорит один известный проповедник, – к евангелию: там мы увидим сияющий, прекрасный и величе­ственный образ ее. Вот как Господь поучает кротости и живописует ее: «Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в пра­вую щеку твою, обрати к нему и другую: и кто захочет судиться с тобою, и взять у тебя ру­башку, отдай ему и верхнюю одежду. Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас; да будете сынами Отца вашего небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на пра­ведных и неправедных» ( Мф. 5, 39–45 ) «Научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем» ( Мф. 11, 29 ). Из этих слов Божественного Настав­ника нашего вы видите, братия, что кротость есть тихое настроение души, утвердившейся во Иисусе Христе верой и любовью, спокойно пре­терпевающий всякое зло, причиняемое нам людьми или коварством бесов, не возмущаю­щейся и не приходящей в раздражение от раз­личных противностей и препятствий нашим намерениям, охотно прощающей обиды людс­кие и всячески доброжелательствующей врагам своим, из уважения к их человеческому и хрис­тианскому достоинству. Кроткий человек ни­когда не платит злом за зло, обидой за обиду, не возвышает во гневе голоса на согрешающих и обижающих; «не воспрекословит, ни возопиет, и никто не услышит голоса его» ( Мф. 12, 19 ); крот­кий, «будучи укоряем, не укоряет, терпя злострадания и напасти от других, не грозит мщением, но предоставляете мстить за себя Судящему праведно» ( 1Петр. 2, 23 ). Вот величе­ственный образ кротости! Вот ее существо!»

Кротость в отношении к Богу состоит в безусловной Ему преданности, по которой кроткие души верят Его слову, покоряются Его воле, с благоговением исполняют Его заповеди, и остерегаются, как бы не оскорбить Его право­судие; во всех событиях жизни, даже при вели­чайших несчастьях, они не ропщут на Промысл Божий, но благословляют Бога, говоря с Иовом: «Яко Господеви изволися, тако бысть: буди имя Господне благословенно во веки» ( Иов 1,21 ).

Истинно кроткий христианин бывает кроток и с ближними. Он не превозносится перед другими, не гневается, никому не возда­ет злом на зло, никого не обижает, и сам ни на кого не обижается. Побеждая злобу врага, он готов ударившему в одну щеку обратить к нему и другую; желающему взять верхнюю одежду готов отдать и рубашку, лишь бы толь­ко его уступчивость принесла пользу обидчи­ку. Да и можно ли обидеть того, кто ничем не обижается, ни на кого не раздражается, кто благословляет клянущих, молится за гоня­щих? У него даже не может быть и врагов, так как он обитающей в нем любовью побеждает врагов, которые делаются его друзьями

б) Иисус Христос обещает кротким, что они наследуют землю. Слова эти сказаны были применительно к тогдашним понятиям иудеев, слушателей Иисуса Христа. Иудеи зна­ли, что Бог обещал кротким патриархам дать в наследие землю ханаанскую; знали также, что за ропот, непокорность и неверие они из­гонялись из этой земли, терпели рабский плен и испытывали другие несчастья. Когда же они со смиренной кротостью обращались к Богу и просили Его милости и прощения, Он возвра­щал их на родину. Поэтому слова Господа, что кроткие «наследуют землю» могут означать и наследие земли с ее богатствами и обилием плодов, и – небо с его духовным блаженством.

в) Как же теперь исполнились эти сло­ва над христианами? Прежде всего испол­нились буквально. Когда Господь давал эту заповедь, вселенной владели язычники, а цер­ковь составляло несколько последователей Христовых. Можно ли было думать тогда, что малое стадо кротких людей победит свирепых язычников и отнимет у них обладание землей? И, однако же, это сбылось. Постоянно кроткие христиане, несмотря на безчисленное множе­ство и всю ярость язычников, терпя позор и мучения, уступая силе, благословляя гонящих, восторжествовали над врагами и овладели все­ленной. Так Господь всегда в силах исполнить Свое обещание, потому что вся земля – Господ­ня, и Господь, особенно любя кротких, ущедряет их благами, как Сам Он изрек: «На кого воз­зрю? Токмо на кроткого и молчаливого и на трепещущаго словес Моих» ( Ис. 66, 2 ).

г) Но, давая обещание «наследовать зем­лю», Господь разумеет здесь и будущие веч­ные блага. О какой земле говорится здесь? Это не наша теперешняя земля, которая сгорит не­когда со всеми на ней делами ( 2Пет. 3,10 ); но зем­ля живых, где живут и не умирают, это – та зем­ля, о которой пишет святой апостол Петр: «Нова небесе и новы земли по обетованию Божию чаем» ( 2Пет. 3, 13 ), – это та земля, которую видел в откровении святой Иоанн Богослов: «Видех небо ново и землю нову; первое бо небо и первая земля преидоша» ( Апок. 21, 1 ). Эта земля явится по раз­рушении тленного мира и на этой-то новой зем­ле, земле живых, в вечном царстве Отца небес­ного, находится наследие, обещанное кротким. Как отцы земные обыкновенно с радостью вво­дят в наследство своего имения детей кротких и покорных, так и Отец небесный уготовал веч­ное наследие кротким и послушным чадам Своим. И они достойны этой награды: они подра­жают Единородному Сыну Божию, Который на земле был кроток и смирен сердцем, был по­слушлив воле Отца.

3. Таковы, братие – христиане, пленительные черты христианской кротости, такова и высо­кая награда тем, которые кротки и смиренны сердцем. Да поможет нам Бог Своей всесильной благодатью усвоить дух христианской кротос­ти и руководиться им в своих мыслях, чувствах, словах, в делах и во всей жизни. Аминь.

Поучение 2. О средствах к тому, чтобы побеждать благим злое

Какие же средства к тому, чтобы по­беждать благим злое?

а) Первое средство это – сделать какое-нибудь добро своему врагу. Жил один старец, который, когда пришли к нему разбойники и сказали, что они решили взять все, что есть в кельи его, спокойно от­ветил им: «Возьмите, дети, все, что вам понра­вится». И тогда они все забрали и ушли, оставив одну сумку. Он, взяв ее, погнался за ними, кри­ча: «Дети, возьмите от меня, что забыли вы в келье». Они же, пораженные незлобием старца, возвратили все в келью его, в раская­нии говоря друг другу: «Истинно это человек Божий!»

б) Второе средство – смириться перед вра­гом. Два епископа поссорились между собой. Один из них был богат, а другой беден. Богатый искал случая сделать зло бедному. Бедный, уз­нав об этом, сказал своему клиру: «Мы победим его». Клир отвечал: «Кто может, владыко, усто­ять против него?» «Подождите и увидите», – сказал им бедный епископ. И вот, когда богатый епископ шел в сопровождении множества наро­да, бедный епископ пал ему в ноги со всем кли­ром и воскликнул: «Прости нас, владыко, мы рабы твои!» Тот, пораженный этим, сам пал к ногам бедного епископа и говорит: «Ты мой вла­дыка и отец!» И с того времени была между ними великая любовь.

в) Третье средство – мысленное самооб­винение перед врагом. Один инок, оскорблен­ный братом, пришел к нему, чтобы помирить­ся с ним, но тот не принял его и дверей ему не отворил. Отвергнутый инок пошел после этого к одному опытному старцу и сказал ему об этом.»Знаешь ли, – сказал ему старец, – отчего обидевший тебя брат не захотел с тобой примирить­ся? Ты, идя к нему мириться, себя самого в душе оправдывал, а его мысленно обвинял. Советую тебе так поступить: хотя и брат твой согрешил против тебя, но ты утверди в душе твоей ту мысль, что ты согрешил против него, а не он против тебя; себя обвини, а его оправдай». Инок поступил по совету старца, пошел к своему бра­ту, и что же? Не успел толкнуть в двери, как тот отворил их тотчас и встретил его с распростер­тыми объятиями.

г) Четвертое средство – кроткое вразум­ление врага. Был в Александрии вельможа, который, несмотря на все увещания святителя Иоанна Милостивого, не хотел и слышать о при­мирении со своим врагом. Раз святитель пригла­сил его в свою домовую церковь на Божествен­ную литургию. Вельможа пришел. В церкви никого не было из богомольцев; сам патриарх служил, а на клиросе был только один певец, которому вельможа и стал помогать в пении. Когда они начали петь молитву Господню «Отче наш», запел ее и святитель; но на словах: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь», святой Иоанн вдруг замолчал сам и остановил певца; так что вельможа один пропел слова молитвы: «И ос­тавь нам долги наша, якоже и мы оставляем дол­жником нашим». Тут святитель сказал ему: «Смотри, сын мой, в какой страшный час и что говоришь ты Богу: оставь мне, как и я оставляю! Правду ли ты говоришь? Оставляешь ли?» Эти слова так поразили вельможу, что он весь в сле­зах, бросился к ногам архипастыря и восклик­нул: «Все, что ни повелишь, владыко, все испол­нит раб твой»: он в тот же день помирился со своим врагом и от всего сердца простил ему все обиды.

д) Пятое, наконец, средство – терпение. Некоторый инок имел пребывание в общежи­тельном монастыре, и здесь пять братии люби­ли его, а один оскорблял. Инок не стерпел оскор­бления и ушел в другую обитель, думая найти спокойствие, Тут восемь братии стали лю­бить его, а двое ненавидеть. Он удалился в тре­тью. Здесь семь возлюбили его, а пять вознена­видели. Что делать? «Пойду, – сказал монах, – еще куда-нибудь, там мне лучше будет». И от­правился в монастырь четвертый. На пути, сев однажды отдохнуть, инок задумался. «Что же выйдет,– сказал он самому себе, – если я буду бегать с места на место? Ведь тогда я и в целом мире не найду себе спокойствия. Стану лучше терпеть». И с этими словами взял хартию и написал: «Буду все терпеть ради Иисуса Христа Сына Божия!» Привязав это написание к по­ясу, он пришел в новый монастырь и остался жить. Как в прежних было, так случилось и здесь. Спустя самое малое время опять начали обижать его. Но он уже не унывал. Как только получал от кого оскорбление, он тут же прочи­тывал свое написание и тотчас успокаивался. Напоследок терпение его совершенно востор­жествовало. Оскорблявшие испросили у него прощение и перестали обижать его.

3. Довольно теперь средств указа­ли мы вам, братие, для победы над врагами, если только таковые у вас есть. Что показыва­ют эти средства? Чему научают? Показывают и научают, что зло, как мы сказали в начале слова, побеждается не злом, а добром, не нена­вистью, а любовью. Прибавлять к этому нече­го, ибо вы сами знаете, что и слово Божие учит так же. Остается только просить Господа, что­бы Он Сам Своей вседействующей благодатью удалил из сердец наших гнев и злобу и настро­ил сердца наши так, чтобы мы со всеми навсег­да жили в мире и никогда не имели нужды мириться. Аминь.

Приложение к катехизическому поучению

Церковно-исторические примеры, показывающие силу христианской кротости

2. В обители преподобного Кирилла один из братии, по имени Феодот, так возненавидел сво­его настоятеля, что не мог равнодушно слышать голоса его. Враждебное расположение не могло скрыться от братии, которые, зная справедли­вость, чистоту жизни и смиренномудрие препо­добного Кирилла, удивлялись беспричинной и упорной злобе Феодота. Сколько ни уговарива­ли его успокоиться и возлюбить настоятеля, нич­то не могло подействовать к усмирению ожес­точенного сердца. Мучимый постоянным враждебным настроением и смущением мыс­лей, Феодот не находил никакого другого сред­ства погасить вражду в душе своей, как выйти из монастыря, но, по совету одного старца, ре­шился наперед открыть преподобному Кирил­лу смущение своих мыслей. Одно резкое слово, один малейший упрек со стороны настоятеля мог бы гибельно подействовать на ожесточен­ное сердце, преисполненное злобы, и дело при­мирения окончательно рушилось бы. Но препо­добный Кирилл, подвижнической жизнью воспитавший к себе дух глубокого смирения и кротости, совершенно пристыдил своего врага отечески – любовным и кротким обращением. Желая совершенно уврачевать душевный недуг инока, прозорливый Кирилл сказал Феодоту: «Возлюбленный брат! Все обманулись – почи­тая меня добрым человеком, ты один истинно судил, считая меня злым и грешным, – поис­тине я грешный и непотребный». Это проявле­ние глубокого смирения и самоуничижения на­стоятеля окончательно подействовало к умиротворению враждовавшего инока: он упал к ногам преподобного Кирилла и со слезами ка­ялся в том, что напрасно питал к нему вражду. Примиренный инок нашел по­кой сердцу своему и с тех пор особенно возлю­бил преподобного, до конца жизни оставаясь в его обители в совершенном иноческом послуша­нии и незлобии. («Чет.– Мин.»)

Источник: Из кн. „Уроки и прим. христ. надежды“. Свящ. Гр. Деяченко изд. 3-ее, 1894 г., стр. 603-604.

Источник

Православная Жизнь

Что такое кротость? Равна ли она слабости, нерешительности, застенчивости? Почему кроткими называли совсем не кротких пророков? Как обрести эту добродетель?

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю»

Кто такой кроткий человек?

Говорить о кротости так же сложно, как рассказывать о стране, в которой никогда не был: можно поделиться только теоретическими знаниями. Однако мы попытаемся разобраться в том, что она такое. Заповеди блаженства, которые нам дал Спаситель в Нагорной проповеди, выстроены как духовная лествица: невозможно перейти на следующую ступень, пока не стал на предыдущую. Господь предлагает нам постепенное восхождение по пути духовного совершенствования: сначала нужно достичь нищеты духовной, после — плача о грехах, и только потом человек может пытаться стяжать кротость.

Кто такой кроткий человек? В Ветхом Завете кротким назван Моисей: «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле» (Чис. 12:3). Толкуя эти строки, Иоанн Златоуст писал: «Чтобы ты знал, насколько велика сила кротости и смиренномудрия и как одна эта добродетель может удостоить неизреченных похвал преуспевшего в ней совершенно, послушай о прославлении блаженного Моисея и о венце, который сплетен ему за эту добродетель». С другой стороны — был ли этот пророк кротким?

Точно так обстоят дела и с царём Давидом. Священное Писание подчёркивает его кротость: «Помяни, Господи, Давида и всю кротость его» (Пс. 131:1), — но мы помним такие события его жизни, как поединок с Голиафом, участие в войнах, завоевание Иерусалима, желание построить там Храм. Тоже не очень кротко.

Кротость — это не слабость

Анализируя эти и многие другие примеры, можно сделать вывод, что кротость проявляется не в застенчивости, неуверенности, закомплексованности. Богословы говорят, что кротость — это незлобие, то есть неспособность ко злу. Это христианская добродетель, выражающаяся в добре, стремлении к единению с Богом, поиске Его. Кротость — проявление мира душевного, а он есть только у человека целомудренного — такого, у которого ум, воля и чувства собраны воедино и составляют целостную личность. Можно из всего сказанного выстроить такую формулу: кротость = незлобие = целомудрие. Все наши чаяния, всё усердие должны быть направлены к тому, чтобы приобрести чувствования, какие есть в Иисусе Христе, Господе нашем. Он говорил: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29). Апостол Павел тоже пишет об этом: «Умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4:6).

О каком наследстве речь?

Нужно обратить внимание на обетование, которое обещано кротким: сказано, что они «наследуют землю». О каком наследстве идёт речь? Разумеется, сказанное Спасителем не значит, что некий кроткий получит больший надел земли или что кому-то за проявление этой добродетели будет положена какая-то льгота — это, конечно, смешно. Здесь нужно вспомнить слова апостола Павла: «Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13:14). Мы как люди, живущие духовной жизнью, должны понимать, что речь идёт о чём-то большем — о событиях, связанных с Апокалипсисом, Вторым пришествием Христа, Страшным судом.

Наш праотец Адам до грехопадения обладал раем и должен был всю землю превратить в один райский сад, то есть замысел о человеке у Творца был грандиозным, величественным, достойным Его. После грехопадения наши прародители были изгнаны из рая, но через Христа как Второго Адама мы можем вернуться в потерянный рай. Человек, живущий благочестиво, кающийся грешник, ищущий Бога и стремящийся ко спасению бессмертной души, будет наследником грядущего Царства Славы, Небесного Иерусалима — нового неба и новой земли, о которых пророчествует нам Откровение. Это будет обновлённый мир, в котором человек услышит призыв: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34). Вот такую высокую планку надо иметь в виду, когда мы говорим о земле, которую наследуют кроткие.

С другой стороны, можно предположить, что буквальный смысл в этих словах тоже имеет место. Люди духовные, одарённые, богобоязненные редко когда нуждаются — вспомним, как об этом сказано в Псалтыри: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» (Пс. 36:25). Мы верим, что Господь Своих не оставляет и праведники у Него под присмотром — примеров тому множество и в Ветхом, и в Новом Завете, и в книгах святых отцов, и в трудах исторических. Если человек пребывает в молитве, покаянии, смирении, Господь его хранит. Люди праведной жизни нередко получают не только небесные дары, но и земные блага — и в том есть частичное воплощение третьей заповеди блаженства.

Как достичь кротости?

Кротость — добродетель очень высокая. Обрести её сложно, к ней нужно восходить. Она невозможна без нищеты духа, к которой всё сводится. Если человек не чувствует своей слабости и немощи перед лицом греха, то он не станет просить Бога о помощи. Он будет пребывать в блаженном неведении, в самоуверенности и прелести. У него появится убеждённость в том, что он, конечно, не фунт изюма, но в целом у него всё нормально.

Это глубочайшее духовное заблуждение. Оно сродни тому, как если у человека бессимптомная четвёртая стадия рака, а он говорит: «У меня всё хорошо, ничего не беспокоит, не трогайте меня! Мне не нужны ни лечение, ни операции». Мы все находимся в таком состоянии повреждённости, и если человек заметил, что он неправ, признал, что у него есть проблемы — это колоссальный прорыв в его духовной жизни. Не надо маскироваться перед самим собой. Надо научиться говорить себе правду, признаваться в своём несовершенстве — это уже начало пути. Да, мы ещё на берегу, но это уже мужество души и хороший прогностический признак, как говорят врачи, — и значит, уже можно начинать лечение.

Чтобы пройти большой путь, надо начинать с маленьких шагов. Пусть вы ещё очень далеки от кротости, но если сможете промолчать, когда в душе кипит буря эмоций, это уже хорошо и значимо. Да, мы порой, как лётчики в тумане, идём по приборам — действуем интуитивно, по наитию. Но мы идём вперёд, и это важно. Если говорить о вещах практических, то совершенствование себя сводится к исповеди и причастию, чтению Евангелия и делам милосердия по отношению к ближним. Да, это банальные вещи, но зачем изобретать велосипед, если он уже нам дан? Потенциал, который даёт соединение со Христом через Таинство Евхаристии, ни с чем не сравним, потому что так Господь входит в человека, преображает его изнутри и даёт силы. Может ли что-то быть больше?

Протоиерей Константин Лисняк

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *