блок телематики что это

Как телематика изменила автомобильную отрасль

блок телематики что это. Смотреть фото блок телематики что это. Смотреть картинку блок телематики что это. Картинка про блок телематики что это. Фото блок телематики что это

Система «умный дом» сегодня — норма в строительстве, а смартфон — центр управления предприятием. Все это — благодаря интернету вещей и телематике. Расскажем, как эта технология изменила и транспортную отрасль.

блок телематики что это. Смотреть фото блок телематики что это. Смотреть картинку блок телематики что это. Картинка про блок телематики что это. Фото блок телематики что это

Что такое телематика

Если коротко, телематика — это обмен данными между разными устройствами и сервером на расстоянии, возможность собирать эти данные и управлять этими самыми устройствами. Сложно? Давайте попробуем проще. Представьте, вы энергетическая компания, которая поставляет электричество жителям города. На каждом электросчетчике установлено телематическое устройство. Оно передает вам информацию о потребленной энергии, и благодаря этому вы можете распределять мощности потребителям, а еще — дистанционно отключать неплательщиков.

блок телематики что это. Смотреть фото блок телематики что это. Смотреть картинку блок телематики что это. Картинка про блок телематики что это. Фото блок телематики что это

Здесь мы, конечно же, будем говорить о транспортной телематике. Через интернет бортовые устройства автомобилей связываются с транспортной компанией. В итоге, та может планировать маршруты, отслеживать местоположение и определять скорость движения машин. Собирая все эти параметры несколько раз в минуту, автопарки и страховщики получают большой объем данных, который используют потом, чтобы контролировать аккуратность вождения, техническое состояние узлов машин, производительность сотрудников. Эти инструменты базируются на технологиях интернета вещей — объединяют информацию по отдельным автомобилям и структурируют ее для последующего анализа.

Сегодня телематика — это большой рынок. Ключевыми игроками в отрасли являются крупные мировый концерны: Verizon Communications, AT&T, Ford Motor Company, BMW, Robert Bosch, Valeo, Harman International Industries, Vodafone Group, Telefonica и Continental.

По данным консалтинговых компаний, использование телематики на транспорте растет экспоненциально. Вместе с этим растет сегмент систем управления автопарком. Аналитики оценивают объем мирового рынка таких технологий в 85,4 млрд долларов к 2024 году. В среднем он растет примерно на 20% в год. Ожидается, что в Европе к 2022 году установят 15,6 млн систем мониторинга коммерческого транспорта.

В этой статье мы расскажем, с чего начиналась телематика на транспорте и как работает в России.

Шестидесятые. Первые шаги

Разработка телематических устройств началась не вчера. Еще в шестидесятые годы быстрорастущие экономики США, Японии и стран Европы начали создавать системы повышающие эффективность и безопасность транспортной логистики. В первую очередь так решали вопрос об уменьшении автомобильных выхлопов в крупных индустриальных городах.

Например, в США появилась «Интеллектуальная транспортная система» (Intelligent Transportation Systems — ITS). Но это была не транспортная телематика в привычном нам понимании — сбор информации происходил не с автомобилей, а с объектов дорожной инфраструктуры: камер, светофоров, различных датчиков и детекторов, установленных вдоль автотрасс. Система собирала информацию о ситуации на дорогах, оценивала ее и управляла потоками машин — в первую очередь, через светофоры, информационные табло, шлагбаумы и т.п.

блок телематики что это. Смотреть фото блок телематики что это. Смотреть картинку блок телематики что это. Картинка про блок телематики что это. Фото блок телематики что это

В Европе использовались похожие технологии. Здесь же появился термин «Системы транспортной телематики». «Телематика» — производное от слов «телекоммуникации» и «информатика». Соответственно, «транспортная телематика» — использование возможностей телекоммуникационных технологий и информатики в сфере логистики.

И в Европе, и в США, и в Японии все эти проекты реализовывали под патронажем властей. Внедрение и развитие телематики — было стратегической государственной задачей.

Восьмидесятые. От смс до онлайна

Второй этап развития данных систем наступил в восьмидесятых и был связан с бурным развитием связи и навигации. Судите сами — с конца семидесятых в Европе и Северной Америке начали массово запускать системы сотовой связи, а в 1983 году началось создание спутниковой группировки для системы GPS. Технологическая база для установки датчиков на сами автомобили была готова. Естественно, не воспользоваться этим было нельзя.

Самые первые системы транспортной телематики были оффлайновыми: GPS-трекер записывал информацию о маршруте автомобиля в память. Сгружали их на сервер только после прибытия на базу. Так можно было контролировать работу транспорта, но это не помогало, например, при угоне машины.

С развитием сотовой связи появились системы второго поколения — данные на сервер поступали по смс. Операторы могли уже контролировать автопарк в реальном времени. Правда, с задержками по времени. Прорывом стало повсеместное внедрение мобильного интернета — стало возможным снимать информацию в онлайн-режиме.

К середине девяностых годов стала очевидна высокая эффективность такой телематики. В 1997 году на Европейской конференции министров транспорта было принято решение о создании информационной транспортной системы в масштабе Европы. Она должна была решить сразу целый ряд задач: повысить безопасность движения, оптимизировать работу дорожных служб, автоматизировать транспортные перевозки и, конечно же, улучшить пропускную способность дорог.

Сегодня, скажем, в Италии система телематического мониторинга охватывает около 6 тысяч километров платных дорог и крупные национальные магистрали. Во Франции телематика работает на трассах между Парижем, Руанном, Лиллем и Ренном. В Германии — контролирует 3,2 тысячи км автобанов. Естественно, АСУД — автоматические системы управления движением, работают и во всех крупных городах мира. В России в том числе.

блок телематики что это. Смотреть фото блок телематики что это. Смотреть картинку блок телематики что это. Картинка про блок телематики что это. Фото блок телематики что это

Телематика на коммерческом транспорте

Вернемся немного назад — к концу девяностых. Как только телематические системы стали объединять в сети автомобили, этим заинтересовались крупные компании. Прежде всего, грузоперевозчики. Снимая данные с машин, можно было не только контролировать водителей и экспедиторов, но и планировать загруженность автопарка, расход топлива и т.п.

Сейчас системами мониторинга коммерческий транспорт оснащают уже на заводе. К примеру, на Dynafleet от Volvo, FleetBoard от Daimler и Scania Fleet Management приходится 117 тысяч, 108 тысяч и 219 тысяч установок соответственно.

В России более 25 тысяч единиц грузовиков, оснащенных телематическими OEM-терминалами. На отечественном рынке лидируют Volvo Truck (Dynafleet) и Scania (Fleet Management System). Но и крупнейшие российские игроки автомобильной отрасли не отстают, а где-то и опережают западных игроков рынка. Например, ГАЗ разработал и внедрил телематическую систему GAZ Connect. Ее устанавливают почти на весь модельный ряд автомобилей нижегородского производителя.

блок телематики что это. Смотреть фото блок телематики что это. Смотреть картинку блок телематики что это. Картинка про блок телематики что это. Фото блок телематики что это

Зачем нужен GAZ Connect

GAZ — первый российский автопроизводитель, который стал устанавливать штатно телематику в авто сразу на конвейере. Это касается всех автомобилей семейства Next — «Газонов» и «Газелей», выпускаемых с 15 ноября 2018 года. Кроме этого, в зависимости от модификаций приборной панели GAZ Connect также устанавливают и на автомобили семейства «Бизнес».

«Каждый автомобиль проходит все необходимые тесты по качеству подключения», — рассказывает директор Департамента цифровых технологий ГК «Современные транспортные технологии» Сергей Александров. — «Гарантия на оборудование и систему такая же как на машину — три года. Устройство сертифицировано в НАМИ, а также проверено на собственном полигоне автозавода».

Систему от ГАЗ устанавливают в салоне под торпедо — ни внешних антенн, ни проводов не видно. Хотя физически к ней подключены две антенны. Устройство передает по GSM все данные с датчиков машины. Вторая антенна предназначена для приема сигнала со спутника. Блок управления недоступен для водителя: если вы владелец транспортной компании — недобросовестный сотрудник, к блоку не доберется.

блок телематики что это. Смотреть фото блок телематики что это. Смотреть картинку блок телематики что это. Картинка про блок телематики что это. Фото блок телематики что это

Часть параметров система получает с CAN-шины автомобиля. Если появится сигнал об ошибке, автомобиль покажет эти данные на приборной панели водителю, а телематика передаст их на сервер. Устройство способно отслеживать порядка 38 параметров. По данным со спутника — скорость автомобиля, положение над уровнем моря и координаты. С CAN-шины— информацию о состоянии узлов автомобиля. А еще здесь встроен акселерометр, который передает параметры для построения 3D модели ускорения для контроля манеры вождения водителя.

По словам Сергея Александрова, на основании таких данных есть возможность строить скоринговые модели для каждого водителя — это позволит отслеживать его текущую производительность труда и строить прогнозы. Программа помогает на основе накопленных данных отследить манеру вождения — не только по акселерометру, но и по оборотам двигателя. К примеру, владелец компании видит, когда водитель едет с горы на неверной передаче — а это приводит к повышенному износу агрегатов и к раннему ремонту.

Как работает телематика от ГАЗ

«GAZ Connect является экосистемой цифровых сервисов, — рассказывает Сергей Александров. — с автомобилей, на которых штатно установлено телематическое оборудование, информация передается на собственные серверы, которые установлены в Группе ГАЗ. Помимо технологического оборудования в систему входит специально разработанное программное обеспечение, которое обрабатывает, накапливает и агрегирует весь массив данных поступающих с подключенных машин. Также в систему входит несколько интерфейсов, с помощью которых клиенты получают доступ к функциям системы, выгружают отчеты и аналитику. Помимо веб-версии, это можно делать и через мобильное приложение, доступное для всех моделей устройств».

Концепция проекта предусматривает постоянное обновление и расширение функционала, увеличение числа анализируемых параметров и глубины анализа, подключение новых цифровых сервисов и партнерских программ.

блок телематики что это. Смотреть фото блок телематики что это. Смотреть картинку блок телематики что это. Картинка про блок телематики что это. Фото блок телематики что это

Но у компании есть и своя система мониторинга транспорта GAZ Fleet. Диспетчер может строить маршруты, выстраивать логистику, отслеживать эксплуатационные характеристики автомобилей. Также реализован сервис по созданию заданий для водителей и формирование геозон для каждого автомобиля. Таким образом система позволяет экономить и максимально корректно оптимизировать работу машин.

блок телематики что это. Смотреть фото блок телематики что это. Смотреть картинку блок телематики что это. Картинка про блок телематики что это. Фото блок телематики что это

Как установить GAZ Connect

Дилер предлагает подключить систему GAZ Connect при покупке автомобиля на гарантийный период в три года. Важно отметить, что подключение для владельцев автомобилей производится бесплатно и не требует абонентской платы. Для начала работы с системой пользователю достаточно пройти регистрацию у любого дилера и скачать мобильное приложение. После клиент сам по своему желанию — тоже бесплатно — может подключить систему мониторинга GAZ Fleet.

Для каждого клиента автоматически создается личный кабинет, а логин и пароль отправят на почту.

блок телематики что это. Смотреть фото блок телематики что это. Смотреть картинку блок телематики что это. Картинка про блок телематики что это. Фото блок телематики что это

Вся система позволяет владельцам контролировать состояние и повышать эффективность бизнеса за счет снижения расходов на эксплуатацию транспорта. А единая платформа доступа объединяет цифровые сервисы для профессионального управления автопарком, которые учитывают особенности эксплуатации коммерческих автомобилей ГАЗ.

А еще GAZ Connect — это средство против угона. Если машину украли, можно позвонить в службу поддержки. Специалисты дистанционно запустят блок телематики, который имеет независимое питание, и определят координаты машины.

Разработка цифровых сервисов в компании не стоит на месте. В данный момент команда проекта работает над внедрением чат-бота GAZ Connect, который будет на связи с клиентом 24/7 и оперативно сможет ответить на вопросы пользователей.

Источник

Что такое телематика? Подробный гид для IoT, GPS и бизнеса

Что означает телематика? Чтобы понять инструмент или технологию, найти определение в словаре недостаточно. Как телематика помогает автопаркам? В каких сферах ее используют? Сколько стоит телематика и какие ограничения имеет? Сегодня дадим определение через возможности, инструменты и области применения.

Телематика — это.

Термин телематика — результат сложения слов телекоммуникации + информатика. “Телекоммуникации” означают, что можно получать, отправлять и собирать большой объем данных с GPS трекеров и датчиков. “Информационные” — что контролировать результаты можно на экране компьютера или смартфона. Под телематикой мы понимаем межмашинное взаимодействие (M2M), удаленное управление, отслеживание и мониторинг следующих объектов:

Телематика и телеметрия — в чем разница?

Телеметрия переводится дословно как “удаленные измерения”. Это часть телематики, ответственная за получение данных с датчиков и их обработку.

Что такое система телематики

Телематическая система/ платформа — это программное обеспечение, которое получает данные с автомобильных трекеров и мобильных устройств и отображает их на экране ПК или смартфона. Система телематики позволяет собирать и хранить данные, отправлять команды автомобилю, генерировать оповещения и создавать отчеты.

Телематика и навигация: как работает GPS трекинг

GPS трекер — основной элемент для управления автопарками и мониторинга объектов. Он передает местоположение людей, транспорта, грузов и оборудования на телематическую платформу.

Что такое GPS?

GPS расшифровывается как Глобальная система позиционирования. Это 24 спутника, которые определяют координаты объектов, помогают создавать точные карты и т.д. Американская GPS не единственная Глобальная Навигационная Спутниковая Система (GNSS) в мире. После нее на орбите появились ГЛОНАСС (Россия, 24 спутника), BeiDou (Китай, 35) и Galileo (Европейский Союз, 22). Современные автомобильные трекеры могут получать данные с разных доступных спутников, однако за технологией закрепилось название “GPS трекинг”.

GPS трекер определяет координаты объектов через сигнал со спутников. Это самый точный метод (погрешность 5-25 метров), но не единственный. Автомобильные и персональные трекеры также используют данные сотовых вышек, а мобильные приложения могут получать локацию от точек Wi-Fi и Bluetooth. Обычно эти опции используются, когда GPS недоступен: внутри торговых центров, на подземных парковках или в метро. Часто под “GPS трекингом” имеют в виду не только спутниковый мониторинг, но и контроль геолокации в самом широком смысле. Перечисленные технологии применяются для персонального мониторинга, автомобильного трекинга, мониторинга объектов, грузов и контейнеров.

блок телематики что это. Смотреть фото блок телематики что это. Смотреть картинку блок телематики что это. Картинка про блок телематики что это. Фото блок телематики что это

При подключении к телематической платформе, GPS-координаты преобразуются в богатый функционал:

GPS-трекер является связующим звеном между телематической платформой и автомобильными датчиками. Чтобы подключить и начать работу с устройством в системе телематики, посмотрите видео Как активировать GPS трекер на платформе за 60 секунд. Чтобы узнать больше о трекерах и выбрать подходящие, проходите в раздел Устройства.

Что такое транспортная телематика

Телематическая платформа дает полный обзор автопарка. Получая геолокацию и показания счетчиков, она предоставляет следующие уведомления и функции:

Безопасность ТС

Эффективность и расходы

Безопасность за рулем

Соответствие требованиям

Телематическая система может отображать данные через виджеты, оповещения и автоматические отчеты. Менеджер проверяет их онлайн в веб версии или мобильном приложении для супервайзеров. У сотрудников есть отдельное приложение, которое выполняет функции GPS трекера и предоставляет дополнительные возможности для выездных работ. Это называется мобильная телематика: когда для транспортной телематики вместо IoT-оборудования и трекеров используются мобильные устройства.

Мобильная телематика: как работают приложения для телеметрии

В отличии от GPS трекеров, смартфоны и планшеты не могут подключаться к автомобильным датчиками напрямую. Однако у современных мобильных устройств есть встроенные сенсоры:

Благодаря техническим возможностям и экономии на дополнительном оборудовании, мобильные телематические приложения набирают обороты. Отслеживая геолокацию по GPS и LBS, решения для смартфонов обеспечивают точный трекинг и перечисленный выше GPS-функционал.

блок телематики что это. Смотреть фото блок телематики что это. Смотреть картинку блок телематики что это. Картинка про блок телематики что это. Фото блок телематики что это

Используя данные с гироскопа, магнитного датчика и акселерометра, телематическое программное обеспечение определяет превышение скорости для контроля вождения. На их основе платформа Navixy вычисляет любителей полихачить, генерирует уведомления и отчеты.

Что же лучше — мобильное приложение или автомобильный трекер? Ответ будет зависеть от потребностей заказчика. Мобильные решения от Navixy предоставляют специализированные инструменты для управления выездными сотрудниками и будут незаменимым ассистентом для торговых представителей, сервисных инженеров и других мобильных специалистов. GPS трекеры ориентированы на автомобили. Они обеспечивают непрерывную связь транспорта с платформой, даже когда в нем нет водителя. Такие решения для удаленного контроля транспорта разработаны для автопарков, логистических компаний, оборудования и пассажирских перевозок.

Что такое удаленный мониторинг объектов

В чем разница между GPS трекингом и мониторингом? GPS трекинг сообщает, где находятся объекты; мониторинг — в каком они состоянии. Это удаленный контроль любых мобильных объектов: оборудования, контейнеров, грузов, прицепов, а также стационарных объектов.

блок телематики что это. Смотреть фото блок телематики что это. Смотреть картинку блок телематики что это. Картинка про блок телематики что это. Фото блок телематики что это

Мониторинг объектов позволяет детально увидеть и изучить каждую операцию, где и как долго использовался механизм, защитить объекты с помощью Геозон/ Мест и удаленно управлять некоторыми механизмами.

Для безопасных грузоперевозок

Что такое страховая телематика

Телематика дала толчок новому типу автомобильного страхования под названием «плати, как ездишь». Это взаимовыгодное решение на основе IoT: телематические устройства снижают риски для страховых компаний, а те в свою очередь предоставляют более низкие цены.

Как телематика снижает стоимость страхования

Страховые компании предлагают специальные тарифы для автопарков, оборудованных IoT-оборудованием. Решение ADAS и алкозамок повышают безопасность на дорогах. Идентификация водителя и детектор буксировки увеличивают сохранность транспортных средств, а блокировка двигателя помогает быстрее обнаружить и вернуть авто в случае угона.

Страховые компании берут в расчет и поведение за рулем: аккуратно ли ездит водитель, куда и как часто. Платформа Navixy поможет создать отчеты по поездкам за несколько секунд, используя данные с автомобильных трекеров или мобильного приложения.

Польза телематики для автопарков и компаний

Хотя телематические провайдеры могут подстроиться под любой транспорт и бюджеты, почти 40% автопарков не используют даже базовый GPS функционал. Почему компании никак не решатся на телематический мониторинг? Разберем популярные вопросы и возражения.

В чем польза телематики?

Вот как телематические решения работают на практике

Телематика и защита персональных данных

Некоторых новых пользователей такие преимущества как операционная прозрачность и автоматический учет поездок могут смутить: “Не хочу быть под постоянным наблюдением”, “вдруг данные попадут не в те руки”. Navixy уделяет особое внимание безопасности. Каждый партнер сам выбирает, как разместить платформу — SaaS, облако или собственный сервер для полного контроля. Клиенты партнеров смогут установить внутренние права доступа для разных сотрудников и отделов.

Телематика это дорого?

В Navixy мы открыто рассказываем, что входит в стоимость, рассчитываем цены на основании данных и совместно с потенциальным партнером выбираем лучшее решение. Для компаний, ищущих телематическое решение для себя, мы подберем партнера Navixy, соответствующего требованиям и локации.

Источник

Телематика для автомобиля – что это? 16:41, 20 января 2021 Версия для печати

В самом широком смысле телематика — это соединение телекоммуникаций (включающее телефонную и другие виды связи) и информатики (различных компьютерных систем). Сегодня этот термин обычно используется в отношении решений, используемых в коммерческом транспорте.

Беспроводные телематические устройства собирают и передают данные о транспортных средствах. Современные компании используют телематическое программное обеспечение для управления автопарком – чтобы координировать работу транспорта и получать комплексное представление о состоянии, прибыльности и производительности машин.

Как работает телематика?

Телематическая система включает в себя устройства слежения за транспортными средствами. Обычно они устанавливаются прямо в машины и позволяют отправлять, получать и сохранять данные телеметрии. Они подключаются через систему бортовой диагностики автомобиля (ODBII) или порт CAN-BUS с SIM-картой, а встроенный модем обеспечивает связь через беспроводную сеть.

Устройства собирают данные GPS, а также массив других данных, связанных с автомобилем, и передает их через GPRS (General Packet Radio Service), 4G и сотовую сеть или спутниковую связь на централизованный сервер. Сервер интерпретирует данные и позволяет отображать их для конечных пользователей (логистов или управляющих) через защищенные веб-сайты и приложения, оптимизированные для смартфонов и планшетов.

Телематические данные могут отображать местоположение, скорость, время холостого хода, резкое ускорение или торможение, расход топлива, неисправности автомобиля и многое другое.

При анализе конкретных событий и закономерностей эта информация может дать подробные сведения обо всем парке.

Как устанавливаются телематические устройства?

Многие современные производители коммерческих автомобилей устанавливают телематические устройства в свои автомобили на конвейере. Если автомобиль не поставляется со встроенной телематикой, для установки доступны неоригинальные устройства. Они могут работать от аккумулятора или от собственной внутренней электрической системы автомобиля.

Некоторые OEM-производители, в том числе Volvo, Mack, Hino, Ford и GM, также сотрудничают с поставщиками телематических услуг, чтобы обеспечить удобство работы конечных пользователей. В ближайшие годы автомобильная промышленность, вероятно, продолжит разрабатывать “умные автомобили”, использующие телематику, чтобы обеспечивать лучшие результаты для своих клиентов. Эти системы также будут извлекать выгоду из развивающегося Интернета вещей (IoT), который сможет подключать автомобили к умной системе городов и интеллектуальным транспортным технологиям.

Как мой автопарк может использовать телематические системы?

Телематику можно интегрировать в существующие приложения и системы, чтобы обеспечить множество вариантов использования для автопарков любого размера, включая:

Каковы преимущества телематики в управлении автопарком?

Телематические технологии могут помочь автопаркам добиться операционных улучшений в ключевых областях.

Снижение затрат на топливо: телематика поможет выявить области потерь – такие, как холостой ход автомобиля или растрата топлива, и позволить менеджерам автопарка оперативно их решать, что положительно влияет на топливную эффективность и чистую прибыль. Это также может помочь руководству спланировать наиболее эффективный маршрут для каждого водителя, чтобы сократить ненужный пробег.

Повышенная безопасность: постоянный мониторинг стиля вождения позволяет менеджерам автопарка тренировать водителей и сокращать нежелательные привычки, такие как превышение скорости или резкое торможение.

Повышенная производительность: данные системы GPS позволяют водителям избежать задержек на дорогах и спланировать работу в ненастную погоду. Менеджеры могут быстро и легко связать любые новые или дополнительные посещения объекта с ближайшим автомобилем и проинструктировать водителей о наиболее эффективном маршруте, чтобы добраться туда.

Лучшее управление заработной платой: отслеживая точное время запуска транспортного средства с начала дня до момента его остановки, менеджеры автопарка получают точный автоматизированный учет продолжительности работы сотрудника. Это помогает владельцам бизнеса удостовериться, что сотрудники получают точную оплату за часы, которые они отработали, экономя время, которое тратится на составление расписаний с рабочими талонами.

Насколько дорого телематическое оборудование?

Это зависит от решения по управлению автопарком. Простое GPS-отслеживание по карте — относительно дешевый вариант, который дает очень мало практических сведений. Сочетание полностью интегрированного телематического решения с другими устройствами, такими как тахографы, видеорегистраторы, навигаторы и отслеживание действий водителей за рулем, стоит дороже, но обеспечивает гораздо большую окупаемость инвестиций.

Это дает более глубокий анализ работы автопарка и помогает оценить, как используются все ресурсы. Настраиваемые информационные панели позволяют легко отслеживать прогресс в достижении ключевых показателей эффективности или бюджетов. В долгосрочной перспективе GPS-слежение за автопарком поможет выявить скрытые расходы и потенциал повышения производительности и эффективности всей организации, так что система стоит вложенных средств.

Будущее телематики

Телематика готова к экспоненциальному росту, поскольку разрабатываются новые приложения, позволяющие использовать преимущества современных устройств GPS и повсеместного использования мобильных устройств. Все больше владельцев автопарков осознают необходимость мониторинга деятельности для контроля затрат, повышения производительности, улучшения отчетности и обеспечения полного соответствия государственным постановлениям.

По мере того, как владельцы все больше автоматизируют разные “участки” работы автопарка, включая управление персоналом и программное обеспечение для управления бизнесом, телематика становится неотъемлемым компонентом всех этих операций, позволяющим получить максимально высокий результат.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *