блюдо ляган что это

Автор: Герасимова Нина

блюдо ляган что это. Смотреть фото блюдо ляган что это. Смотреть картинку блюдо ляган что это. Картинка про блюдо ляган что это. Фото блюдо ляган что это

1. Эмоциональное впечатление

«Почему-то появилось ощущение глотка чистой свежей воды в жаркий день».

Видно, что вещь рукотворная, и поэтому в ней присутствует некоторый элемент случайности. «Немашинность» исполнения очень радует, особенно сейчас, когда все стараются механизировать.

По краю тарелки нанесен орнамент, состоящий из повторяющихся ритмов. Напоминает закрученный шнур, поэтому увлекает взгляд по кругу. В сочетании с изображением в центре, в целом впечатление завораживающее. Взгляд с орнамента переходит на изображение, потом опять на орнамент. Ощущение движения по кругу, в некоторой степени вращения.

Блеск. Ляган глазурованный, а следовательно блестит. Блеск сразу наводит мысль о гладкости. Хочется взять тарелку и ощутить ее. Провести по поверхности рукой. Глядя на нее, возникают почти реальные тактильные ощущения гладкости и небольшого, невыраженного рельефа на поверхности.

Форма. Круглая форма блюда также наводит мысль о вращении, бесконечности движения. На мой взгляд, здесь удачное сочетание изображения и формы, на которую оно нанесено.

2. Смысловая структура вещи

1. Бытийный смысл

Рассматриваемый предмет имеет форму круга. Это архетипическая форма, легко считываемая и воспринимаемая человеком. Она не усложнена никакими другими элементами, что делает ее наиболее доступной для восприятия.

Таким образом, ляган в образном плане являет собой достаточно четкий и ясный символ. Выполнен он в синей цветовой гамме. И поскольку именно цвет первым обратил на себя мое внимание, хотелось бы немного поподробнее рассмотреть его символику.

Таким образом можно сказать, что в целом предмет является гармоничным, не вызывает чувства дискомфорта ни от какого несоответствия. Символические свойства формы как самого предмета, так и изображения на нем находятся в тесной связи между собой. Их дополняет цветовое решение тарелки, усиливая впечатление, уже созданное формой. Таким образом, выяснилось, что притягательность блюда заключается, прежде всего, в исключительной гармоничности всех его компонентов, в их перекликании и взаимосвязи между собой.

2. Функциональный смысл

Сам по себе ляган является предметом быта, то есть должен использоваться по назначению. Функционально он удобен в использовании. Форма достаточно простая, нет элементов, препятствующих ее эксплуатации. Поверхность блюда глазурованная, что в значительной мере облегчает ее чистку.

Поверхность лягана покрыта росписью, это значит, что он становится не просто обыденным домашним предметом, а источником эстетического удовольствия. Кроме того, роспись выполнена вручную, следовательно, тарелка уникальна.

Я думаю, что можно также говорить о символической (знаковой) функции вещи. Она несет информацию о принадлежности ее владельца к искусству, некотором его художественном вкусе (или желание казаться таковым).

Ляган выполнен согласно традициям риштанской школы керамики, следовательно, она несет в себе также просветительскую функцию. Позволяет изучить традиции конкретного народа в изобразительном искусстве.

3. Знаковый смысл

Обычным, «праздным» туристам, я думаю, тарелка была бы не слишком интересна, так как скорее всего существуют более доступные аналоги фабричного или может быть хотя бы частично механизированного производства. Так что, мне кажется, речь о блюде, как о простом, случайном сувенире, идти не может. Авторскую вещь мог бы так же приобрести человек для придания себе статусности. Знающий, что авторская работа ценится, и это престижно, но не слишком интересующийся художественной стороной предмета.

4. Культурно-символический смысл

В лягане наиболее четко считывается символ круга. Это непосредственно форма самой вещи, а также и все ее элементы подчинены этому символу. Круг, как уже говорилось ранее, символ целостности, непрерывности, цикличности. Именно это считывается на подсознательном уровне в первую очередь, и именно это является основным мотивом всего данного художественного произведения.

5. Культурно-исторический смысл

Блюдо сделано современным автором и само по себе исторической ценностью не является. Однако автор, являясь представителем узбекского народа, интересуется и воспроизводит традиции старых мастеров, и делает произведения, не отступая от них. Блюдо является представителем риштанской керамики.

6. Духовно-ценностный смысл

Рассматриваемый ляган выполнен в соответствии с древними традициями. Он несет в себе информацию о миропонимании и мироощущении людей, живших несколько столетий назад, устанавливая, таким образом, незримую связь между ними и современными людьми. Не дает забыть свою историю, свои корни, духовно обогащая, таким образом, своего обладателя.

Кроме того, традиции сложенные веками, и выдержавшие испытание временем, можно смело называть классикой в своем виде искусства. Все моменты продуманны, нет ничего лишнего, что доставляет дополнительное эстетическое удовольствие. В данном случае можно говорить о владельце, как о человеке с устоявшимся не только художественным вкусом, но и основными моральными принципами.

7. Ассоциативный смысл

Смысл возникает у каждого свой. Он появляется на основе личного жизненного опыта каждого. Думаю, что изначально мотив выбирался на основании окружающего мира художника, он не абстрагируется им, и этот образ легко считывается. На основании этого может прийти мысль о саде, цветнике. Одновременно возникает ассоциация с сумерками и листвой на фоне темнеющего неба. Вещь, на мой взгляд, довольно интересная в образном плане, и может вызывать у обладателя массу разных ассоциаций, еще более увлекая собой его.

8. Художественно-образный смысл

Вещь сама по себе довольно простая по формообразованию. Использование росписи усложняет и обогащает ее. В качестве изображения выбран мотив цветка. Техника исполнения наиболее оптимально подобранна. Она подчеркивает природность и живость изображения, не имея четко выверенной ритмической структуры, но и не совсем отвергая ее. Размытость и нечеткость кое-где по краю росписи также играют на образ изображения.

9. Актуальный смысл

Любой интерьер всегда будет выгодно дополнять авторская вещь. Она будет выделять его среди остальных и запоминаться. Особенно сейчас, когда очень развито массовое производство, каких бы то ни было вещей.

Я думаю, что ручная работа теперь будет актуальна всегда (ну или по крайней мере еще очень долго) в связи с тем, что люди узнали и почувствовали массовость машинного производства и получили возможность сравнить его с ручным изготовлением. И если возможности (в основном финансовые) человека позволяют выбирать, то, по-моему, результат очевиден.

3. Вывод

Итак, проведя анализ смысловых уровней вещи, я пришла к выводу, что, во-первых, первое впечатление во многом совпало с действительным, непосредственно заложенным в вещь смыслом. Совпало и цветовое ощущение, и чувства, возникающие при взаимодействии с формой. Данный момент обусловлен архетипичностью блюда. Он возникает на уровне подсознания независимо от каких бы то ни было мыслей человека об этом предмете. Что касается цвета, то согласно Люшеру, все люди реагируют примерно одинаково на те или иные цвета, и поэтому что сам художник чувствовал при создании лягана, то чувствует и зритель, оценивающий произведение. В процессе исследования первоначальное впечатление также дополнилось дополнительными смысловыми уровнями, что позволит в дальнейшем точнее определить возможного обладателя, или скорее потребителя такого рода вещей.

Источник

Узбекская посуда: виды и особенности выбора

Красивая сервировка – это завершающий аккорд в создании ароматной и вкусной еды. Правильно подобранная и расставленная посуда создает неповторимый антураж и дарит особое эстетическое наслаждение. Сегодня модно украшать застолье, используя национальную стилизованную посуду. Стиль, связанный с прошлым, не проходит никогда, такие предметы ассоциируются с давно прошедшими временами, они подчеркивают важность воспоминаний, которые обогащают и насыщают личность каждого человека. Узбекская посуда ручной работы в этом смысле заслуживает должного внимания. Она хранит в себе национальный традиционный колорит и многовековой опыт ремесленников; отличается приятным внешним видом, может применяться не только по прямому назначению, но и для украшения интерьера.

История возникновения узбекской посуды

блюдо ляган что это. Смотреть фото блюдо ляган что это. Смотреть картинку блюдо ляган что это. Картинка про блюдо ляган что это. Фото блюдо ляган что этоКерамические и фарфоровые изделия изготавливают в стране издавна, со времен основания Великого шелкового пути. На протяжении долгих лет узбекские ремесленники выполняли кухонную утварь из обожженной глины и керамики. Древние люди стремились к уюту, поэтому полученная посуда получалась «теплой», «солнечной», изысканной, с элементами восточной стилистики. Классическим узором тогда был рисунок хлопковых цветов.

В кустарных мастерских вся продукция изготавливалась и расписывалась вручную и только в двадцатом веке – во времена индустриализации и промышленного переворота на смену мастерским пришли фабрики. Постепенно кустарное производство исчезало, а гончары, трудившиеся в мастерских, оставляли свое дело или переходили работать на крупные предприятия.

Высоко ценилась во всем мире продукция из фарфора Самаркандского завода, который был открыт в 1973 году. Узбекское предприятие производило из местного сырья более пятидесяти видов посуды, которая не уступала по качеству импортируемым зарубежным аналогам. Сегодня на территории страны действуют два крупных завода по производству посуды: «Simax F+Z», «Asia Paints Keramik».

Узбекский орнамент на посуде

блюдо ляган что это. Смотреть фото блюдо ляган что это. Смотреть картинку блюдо ляган что это. Картинка про блюдо ляган что это. Фото блюдо ляган что этоУзбекская посуда довольно разнообразна: коренные жители изготавливают из глины чаши для чая, кувшины, миски, амфоры, тарелки, пиалы. Глиняную посуду после обжига в печи украшают при помощи традиционных узоров, орнаментов в виде растительных или животных элементов. На поверхность наносят изображения птиц, рыб, ножей, фигуры людей. Легендарная посуда, изготавливаемая в историческом центре керамического промысла – Риштане, популярна во всем мире и представляет особую художественную ценность, ведь расписывается она вручную. Декор этих изделий яркий, выполняется в коричнево-зеленых оттенках. Поверх узора наносится голубая глазурь или эмаль – покрытия, которые защищают посуду от загрязнений и придают ей особую прочность.

Каждый элемент рисунка: завиток, цветок, геометрическая фигура или листик имеют свое значение. Орнамент узбекской посуды выполняется с использованием синих, голубых, желтых, красных, коричневых оттенков. Белые и голубые оттенки символизируют хлопок – это достояние узбекского народа. Стилизованные изображения семян хлопчатника – излюбленный узор жителей солнечного Узбекистана, так как в советские времена страна прославлялась выращиванием хлопка – сырья для производства хлопчатобумажных тканей. «Пахта» в переводе с узбекского означает «хлопок», так же называется керамическая серия, которую с удовольствием используют современные хозяйки для украшения праздничного стола. Она заслуживает достойного внимания.

Присутствие кинжала на рисунках кухонной утвари не случайно. Мотив уходит корнями в глубокую древность, так как встречается он на керамике, изготовленной более 2000 лет назад. Считается, что это настоящий оберег хозяев от злых людей и всевозможных бед.

Узнаваема и необычна хорезмская керамика, которая отличается витиеватыми узорами и горизонтальными кромками, окаймляющими кухонную утварь. Глазурь наносится густым слоем, благодаря этому орнамент кажется объемным, рельефным.

Современные мастера не изобретают новые виды украшений, сохраняя древнее искусство и красочный колорит изделий в первоначальном виде. Для декорирования предметов быта они используют особые краски из природных компонентов, которые даже сегодня приготавливают вручную. В состав многих красок входит измельченная масса сухой верблюжьей колючки.

Особенности выбора посуды для плова, чая и др.

блюдо ляган что это. Смотреть фото блюдо ляган что это. Смотреть картинку блюдо ляган что это. Картинка про блюдо ляган что это. Фото блюдо ляган что этоПодавая традиционное узбекское блюдо – плов, хозяюшки используют кухонные наборы, состоящие из 4, 5 или 6 тарелок. Такие комплекты дополняются большим блюдом, диаметр которого около 50 сантиметров. Ставят его посредине стола.

Чай узбеки пьют медленно, наслаждаясь общением и приятным вкусом ароматного напитка. Для сервировки используют наборы посуды, состоящие из заварочного чайника и чашек. Невозможно себе представить узбекский быт без пиал: глубокие полусферические емкости без ручек присутствуют на любом столе. Крупные пиалы, называемые «коса», «каса» или «косушка» используют для соуса, супов, других полужидких блюд. В миниатюрные экземпляры наливают спиртные напитки, например, коньяк или водку.

Однако наиболее употребляемы «ляганы», в них кладут твердую пищу. Они схожи с традиционными тарелками, но называть посуду таким образом не нужно, так как неграмотное название может стать оскорблением для ценителя узбекской кухни.

Существует множество блюд, напоминающих «ляган» — плоское широкое блюдо овальной, круглой и даже квадратной формы, но имеющих другое название. Так, «порум-товок» — это посуда для мучных или кондитерских изделий, «палов-товок» — это, как следует из названия, блюдо для плова, а «дам-товок» — это керамическая перевернутая крышка, которую используют узбекские повара для подготовки ингредиентов или для выкладки набора продуктов на стол.

Виды и разновидности узбекской посуды

Для подачи разнообразных национальных блюд гостеприимные узбекские хозяйки используют красивую, изготовленную искусными мастерами посуду. Для сервировки праздничного стола или повседневной трапезы, состоящей из первых, вторых блюд подойдут следующие виды керамической и чугунной посуды.

Ляган

блюдо ляган что это. Смотреть фото блюдо ляган что это. Смотреть картинку блюдо ляган что это. Картинка про блюдо ляган что это. Фото блюдо ляган что этоЭто большая круглая или овальная тарелка для главного блюда, которое затем перекладывается в небольшие тарелочки. Если в лягане подается плов, тогда его едят прямо из блюда при помощи столовых приборов или руками. Раньше керамическое изделие присутствовало исключительно на праздничных застольях, узбекских свадьбах, теперь это незаменимый атрибут для повседневной сервировки столов, за которыми встречаются большие семьи. Посуда подходит для подачи лепешек, которые не нарезают, а разламывают. В зависимости от размеров используют ее для сухофруктов, кондитерских изделий, традиционных восточных сладостей.

Ляганы бывают плоскими, а также с небольшими бортиками, расположенными под различными углами. Изготовленные вручную, они ценятся выше, чем те, которые произведены промышленным способом.

Чайник с пиалами

блюдо ляган что это. Смотреть фото блюдо ляган что это. Смотреть картинку блюдо ляган что это. Картинка про блюдо ляган что это. Фото блюдо ляган что этоЧайные сервизы – это украшение любого стола. Декорированные тонкими изящными линиями и восточными узорами, выглядят они бесподобно, а пить из них – одно удовольствие. Высокородная посуда подходит для любого вида чая: набор, выполненный в национальном узбекском стиле «Пахта» и бело-синей цветовой палитре, станет визитной карточкой гостеприимных хозяев. В ассортименте представлена посуда для чаепития с национальной росписью различных форм, но наиболее популярен сервиз с круглым чайником и небольшими пиалами. В состав набора входит также ляган, блюдце, коса. Это прекрасное дополнение к коллекции кухонных аксессуаров.

Пахта

Серия узбекской посуды «Пахта» – это не только чайный сервиз с пиалами, но и другие разновидности посуды, такие как:

Серия включает более 80 наименований, она смотрится стильно и современно. Отличительная особенность аксессуаров – изысканный дизайн.

Большая узбекская тарелка

блюдо ляган что это. Смотреть фото блюдо ляган что это. Смотреть картинку блюдо ляган что это. Картинка про блюдо ляган что это. Фото блюдо ляган что этоДругое название блюда, стоящего на середине стола и являющегося признаком узбекского гостеприимства – ляган. На него выкладывают горкой плов или порционно наломанные лепешки. Не очень большие аксессуары заполняют сладостями, конфетами или сухофруктами. Тарелка не имеет углубления, так как не предназначена для первых блюд с большим количеством жидкости.

К лягану у восточных людей особое отношение: чем дороже гость, тем богаче и ярче посуда. Конечно же, сделанная вручную, тарелка ценится больше, чем та, которая изготовленная на фабрике. Умелые мастера научились зашифровывать на поверхности посуды при помощи специальных символов послания или жизнь человека. Такие экземпляры передаются из поколения в поколение, их сохраняют в доме как семейную реликвию. Ляган используется не только по прямому назначению, а может стать украшением комнаты. Его подвешивают на стену, ставят в шкаф, кухонный сервант или на самое видное место. Процесс хранения декоративной посуды облегчают специальные подставки, на которые укладываются красочные изделия.

Хорезмская керамика

блюдо ляган что это. Смотреть фото блюдо ляган что это. Смотреть картинку блюдо ляган что это. Картинка про блюдо ляган что это. Фото блюдо ляган что этоХорезмский керамический стиль дошел до нашего времени практически в первозданном виде, без изменений. Основные используемые цвета: белый, бирюзовый, синий. Они символизируют чистоту, простоту, счастье, мечту. Узоры на посуде сдержанны, благородны. Тонкие контуры сочетаются с бирюзово-синим фоном, на котором впоследствии белыми штрихами выкладывается выпуклый рельеф. Края очерчены широкими линиями в виде каймы. Густая глазурь придает композиции голубоватый цвет, еще более подчеркивая эффект «выпуклости». Формулы красящих составов держатся в секрете. Нужно отметить, что изготовлены они по древней технологии исключительно из природных компонентов без современных красителей и лаков. Глину для создания посуды подбирают плотную и сухую (или звенящую).

Чугунная посуда

блюдо ляган что это. Смотреть фото блюдо ляган что это. Смотреть картинку блюдо ляган что это. Картинка про блюдо ляган что это. Фото блюдо ляган что это

Кухонные предметы, отлитые из чугуна, ценятся за способность надолго сохранять тепло. Узбекские казаны предназначены для готовки на открытом огне, в них неспешно томятся такие национальные блюда как плов или густой суп. Такая посуда прослужит очень долго, она имеет толстые полукруглые стенки и плоское дно. Пища, приготовленная в чугунном котелке, вкусная, наваристая, имеет приятный аромат. Все ингредиенты равномерно прогреваются, не пригорают благодаря особенному температурному режиму приготовления. Емкость на 7-8 литров вполне подойдет для того, чтобы накормить большую семью вкусным обедом или ужином.

Производство узбекской посуды

Узбекская керамика довольно востребована у местных жителей, а путешественников она поражает своей неповторимостью и даже на фото выглядит великолепно. Туристы со всего мира с удовольствием посещают гончарные мастерские и покупают ценную посуду. Производство керамики развито в нескольких районах Узбекистана, но древним центром керамического ремесла считается Ферганская долина, на южной части которой располагается город Риштан. Алайские предгорья возвышаются на 482 метра над уровнем моря, эта область, граничащая с Киргизией, именно здесь на протяжении веков развивалось народное гончарное искусство. Этому во многом способствовало то, что на этой территории добывался высококачественный первичный материал. Местная глина имеет красноватый оттенок, она прочна и податлива в обработке.

блюдо ляган что это. Смотреть фото блюдо ляган что это. Смотреть картинку блюдо ляган что это. Картинка про блюдо ляган что это. Фото блюдо ляган что этоКаждый мастер имеет собственный секрет приготовления сырья, но технология производства схожа. В глину кладут птичье перо или камышовый пух – компоненты, которые при обжиге сгорают и образуют полости. Эти пустоты облегчают готовые изделия и обеспечивают эффект «термоса» при дальнейшем использовании предметов быта.

Ишкоровую глазурь готовят из редкого растения – ишкор, произрастающего в Узбекистане. Его собирают, обжигают, а затем полученную золу нагревают до 1200 градусов до появления кристаллов. Полученные соли материала перемалывают, добавляют кварцевый песок, муку и измельченную белую гальку. Для придания стекловидному покрытию зеленого окраса красящий порошок обогащают медью, для получения синего оттенка используют кобальт, а для фиолетового – марганец. Глазурь содержит и окиси олова в небольших количествах, этот компонент придает изделиям свойственную им прочность.

Отличить оригинальную посуду от фальшивки очень легко: на изделиях, изготовленных вручную, просматриваются мелкие трещинки и следы от гончарного круга. На подделках они отсутствуют.

Узбекистан – это рай для ценителей красивой посуды. Производится она по старинным технологиям, которые держатся в секрете и передаются от старшего поколения младшему. В частных мастерских работают преимущественно члены одной семьи. Они искусно владеют ремеслом, знают все тонкости процесса и бережно хранят тайну изготовления сервизов. Производство керамики – это настоящее мистическое действо: в процессе лепки мастер поет определенные песни и читает молитвы, поэтому узбекская посуда поистине считается культурным элементом и предметом художественного промысла с долгой историей.

Источник

Подаем плов в традиционной тарелке

В Узбекистане насчитывается больше шестидесяти рецептов приготовления плова. Подача на стол этой вкусной и восстанавливающей силы пищи, разная, от праздничного блюда для плова, до походного варианта – казана.

Как называется большая тарелка для плова

Национальный колорит среднеазиатской страны, невозможно ощутить без лягана – такое название носит огромная плоская посудина для сервировки торжеств, ежедневных посиделок большой, дружной семьи. Это символ гостеприимства и дружбы, для восточного человека общение с дорогим гостем за принятием пищи, особый ритуал.

Ляган

Изготовление этой керамической посуды, очень трудоемкое. Вначале следует сформировать глину, ее выкладывают на основу из гипса, которая имитирует форму лягана. Сушится конструкция только в естественных условиях в тени, а не под раскаленным солнцем. Затем его грунтуют белой, жидкой глиной, на которую после сушки наносят узоры.

Поверх росписи накладывают глазурь из оксида свинца и отправляют в печь для обжига на 8-10 часов. Температура должна быть не меньше 1000 градусов. Даже самый маститый мастер не может заранее знать, на сколько качественным и красивым получится блюдо для плова.

блюдо ляган что это. Смотреть фото блюдо ляган что это. Смотреть картинку блюдо ляган что это. Картинка про блюдо ляган что это. Фото блюдо ляган что это

блюдо ляган что это. Смотреть фото блюдо ляган что это. Смотреть картинку блюдо ляган что это. Картинка про блюдо ляган что это. Фото блюдо ляган что это

блюдо ляган что это. Смотреть фото блюдо ляган что это. Смотреть картинку блюдо ляган что это. Картинка про блюдо ляган что это. Фото блюдо ляган что это

блюдо ляган что это. Смотреть фото блюдо ляган что это. Смотреть картинку блюдо ляган что это. Картинка про блюдо ляган что это. Фото блюдо ляган что это

Чем больше размеры тарелки и богаче ее роспись, тем желаннее визитер и вкуснее еда. Совсем миниатюрные ставили для каждого человека индивидуально или использовали для выкладки сухофруктов, сладостей. Огромные, более 45 см в диаметре, украшали свадебные столы, применялись как крышки для казанов. Расписывают их традиционным орнаментом – пахтой, что в переводе обозначает хлопок, но встречаются и другие растительные орнаменты.

ПРАКТИЧНО: Блюда с двумя сообщающимися отверстиями часто используют в качестве декоративных украшений квартиры, их вешают на стены кухни, особо красивыми декорируют комнаты. В случае необходимости снимают и применяют по назначению.

Казан

Это название национальной посуды всех среднеазиатских народов, взявшая начало со времен древних монголов. Кочевники нуждались в горячем питании, а эта чугунная, толстостенная с полукруглым дном кастрюля, отлично сохраняла тепло и подходила для долгого тушения мяса. Он легко чистился и пища в нем никогда не пригорала. В полевых условиях, на ветру, не составляло трудности вырыть яму и развести в ней костер на который опускался казан. Еще в нем готовили еду на треноге, очаге в виде сложенных камней.

Изготавливали казанки методом отлива, в единой земляной форме, температура составляет 1400 градусов. Готовое изделие зачищают от шероховатостей, удаляют мелкие дефекты. Затем обе стороны покрывают 2-3 слоями эмали, и полчаса обжигают при 800 градусах. Это специальное покрытие позволяет при готовке жиру проникать в его поры, что и делает поверхность антипригарной.

блюдо ляган что это. Смотреть фото блюдо ляган что это. Смотреть картинку блюдо ляган что это. Картинка про блюдо ляган что это. Фото блюдо ляган что это

блюдо ляган что это. Смотреть фото блюдо ляган что это. Смотреть картинку блюдо ляган что это. Картинка про блюдо ляган что это. Фото блюдо ляган что это

блюдо ляган что это. Смотреть фото блюдо ляган что это. Смотреть картинку блюдо ляган что это. Картинка про блюдо ляган что это. Фото блюдо ляган что это

блюдо ляган что это. Смотреть фото блюдо ляган что это. Смотреть картинку блюдо ляган что это. Картинка про блюдо ляган что это. Фото блюдо ляган что это

блюдо ляган что это. Смотреть фото блюдо ляган что это. Смотреть картинку блюдо ляган что это. Картинка про блюдо ляган что это. Фото блюдо ляган что это

блюдо ляган что это. Смотреть фото блюдо ляган что это. Смотреть картинку блюдо ляган что это. Картинка про блюдо ляган что это. Фото блюдо ляган что это

блюдо ляган что это. Смотреть фото блюдо ляган что это. Смотреть картинку блюдо ляган что это. Картинка про блюдо ляган что это. Фото блюдо ляган что это

блюдо ляган что это. Смотреть фото блюдо ляган что это. Смотреть картинку блюдо ляган что это. Картинка про блюдо ляган что это. Фото блюдо ляган что это

ИНТЕРЕСНО: Самый огромный, сделанный из бронзы «тай-казан» находится в мавзолее Ахмеда Ясави в Казахстане. Его вес составляет 2 тонны, диаметр 2,2 метра. Его стены покрыты расписаны растительным орнаментом с арабской вязью, а ручки повторяют очертания лепестков лотоса.

Разновидности

Только из лягана можно почувствовать настоящий вкус восточных угощений. Для каждого гостя или празднества подают определенные тарелки. Они разнообразны и различаются по:

Форме – традиционно плоская, совсем без бортика, допускается маленький до 1,5 см. Очертание круглое с ровными или волнистыми краями, редко бывает овальным.

Узору – от традиционной пахты, до изображения птиц и рыб. Каждый рисунок несет в себе определенный смысл. На изделиях сделанных вручную, мастера шифровали с помощью рисунка послания, рассказывали о подвигах и жизни человека.

Изображение цветов, восточных фруктов, солнца и других предметов, часто не несут никакой информации, они просто прекрасно смотрятся, радуют глаз.

Размерам: 30-сантиметровые тарелки – популярные, для каждодневного использования; диаметр 42 см – для восточного обеденного ритуала, принятия гостей; от 50, 60 см – производят под заказ, для торжеств с большим количеством приглашенных.

ФАКТ: По росписи блюда легко определить, где изготовлена посуда.

Основные производители

В прошлом столетии насчитывалось 6 школ в разных областях Узбекистана, все они придерживались традиций присущих их территориям и назывались в их честь. В данный момент осталось только три основных производителя:

Риштан, Гурумсарай (Ферганская школа) – запасы красной глины, травы из которых делают натуральные красители в этой местности. Бело-синяя палитра с добавлением солнечных красок, это основная отличительная черта риштанских мастеров.
Самарканд, Ургут, Гиждуван (Бухаро-Самаркандская) – толстостенная посуда для плова имеет оптический эффект объемной росписи.
Хорезм (Хорезмская) – тонкие блюда расписанные в традиционном стиле с присутствием только белого и синего, хоть и консервативны, но от этого стали более самобытными.
Сейчас Кувасайский завод известный на территории страны и за рубежом возрождает фарфоровые традиции узбекского народа.

На территории Узбекистана, особенно в городе Риштан до сих пор можно встретить специалистов, которые вручную производят эту сказочную посуду, расписать ее специальными сакральными знаками или пожеланиями. Такие ляганы веками хранят, как реликвию, передавая от старшего поколения младшему.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *