бмрт капитан болсуновский что случилось
Капитан ушел на дно
Interfax-Russia.ru – Российский траулер «Капитан Болсуновкий» затонул в Беринговом море.
Большой морозильный рыболовецкий траулер (БМРТ) «Капитан Болсуновский» утром 26 мая, находясь в 570 км юго-западнее мыса Дежнева в нейтральных водах Берингова моря, получил пробоину и затонул, сообщили «Интерфаксу» в МЧС РФ. Судно принадлежало ЗАО «Сахалин лизинг флот» и было приписано к порту Холмск (Сахалинская область).
Он уточнил, что «Капитан Болсуновский» затонул из-за пробоины в районе трюма N 2 после столкновения с льдиной. В настоящее время все члены экипажа траулера здоровы, и 1-2 июня моряков доставят в сахалинский порт Корсаков.
По факту крушения траулера следственные органы Дальневосточного следственного управления на транспорте СК РФ начали проверку. Следователям предстоит выяснить все обстоятельства произошедшего, а также точные причины крушения судна.
В свою очередь Дальневосточная транспортная прокуратура также приступила к проверке по факту крушения.
Большой морозильный рыболовный траулер (БМРТ) «Капитан Болсуновский» был построен в 1992 году. Его водоизмещение составляло 4 тыс. 815 тонн.
Берингово море находится на севере Тихого океана. Ежегодно на нем с конца сентября образуется лед, который тает только в июле. В западной части Берингова пролива приносимые течением льды встречаются даже в августе. А в некоторые годы залив Лаврентия в Беринговом море совсем не очищается ото льда.
Oriental Angel загорелся в Беринговом море у берегов Чукотки в районе мыса Наварин в ночь на 17 ноября. На его борту находилось 90 членов экипажа. 89 из них успели покинуть сухогруз, высадившись на спасательные плоты. Эти плоты позже подняли на борт суда, проходившие в районе происшествия. В результате пожара погиб помощник капитана Oriental Angel, который пытался потушить огонь.
Планируется, что специалисты снимут южнокорейское судно с мели и отбуксируют его в южнокорейский Пусан с 20 июля по 20 августа 2012 года.
Как сообщил заместитель начальника департамента промышленной политики, строительства и ЖКХ Чукотского автономного округа Валерий Васильев, работы по снятию судна с мели пройдут в несколько этапов. До 10 июня после составления необходимых расчетов для снятия аварийного судна с мели к мысу Военных топографов доставят необходимую технику и специалистов. До 25 июня специалисты заделают пробоины в обшивке судна и осушат отсеки Oriental Angel. Затем в срок до 15 июля танкеры выкачают находящееся на борту судна дизельное топливо, после чего сухогруз начнут снимать с мели.
Тем временем, спустя несколько месяцев после ЧП с Oriental Angel, российский рефрижератор «Ирина» получил пробоину возле Курил. Когда спасатели получили сигнал бедствия от капитана «Ирины» (4 января), судно находилось примерно в 13 милях от Курильского острова Кунашир. На помощь рефрижератору направились три судна: «Илья Коновалов», «Татарстан» и «Атлас».
Первые спасательные суда подошли к терпящей бедствие «Ирине» спустя несколько часов после получения сигнала SOS, но приблизиться к судну сразу не смогли. Им помешал сильнейший шторм, который принес к берегам Южных Курил пришедший из Японии циклон. Высота волн в районе спасательной операции превышала 6 метров, а скорость ветра была около 30 метров в секунду. В таких условиях взять судно на буксир было практически невозможно, поэтому спасатели решили эвакуировать экипаж рефрижератора. 19 моряков с «Ирины» взял к себе на борт транспортный рефрижератор «Татарстан», он же потом и доставил их в Южно-Курильск.
После того как экипаж покинул корабль, «Ирина» стала абсолютно неуправляемой и взять ее на буксир не было никакой возможности. Шторм сорвал рефрижератор с якоря и понес в открытый океан.
Погода наладилась только спустя несколько дней. За это время судно успело унести течением в Тихий океан почти на 60 миль. 8 января пришедшие на помощь суда «Суворовец» и «Атлас» смогли наконец поймать якорную цепь аварийного рефрижератора и повели его на рейд Южно-Курильска. Пришли суда в порт только 10 января.
Гибель Трауллера Капитан Болсуновский в Беринговом море
Видео 13 года а само затопление было 26 мая 2012 года в Беринговом море в 35 километрах от мыса Наварин (юг Чукотки).
Из пояснений моряков следует, что непосредственной причиной затопления судна стало поступление воды в трюмы №2 и 3. Траулер затонул на глубине около 202 метров.
В распоряжении следователей имеются сведения, что при последнем освидетельствовании траулера Российским морским регистром судоходства в декабре 2011 года в порту Пусан (Южная Корея) ледовый класс судна не был подтвержден в связи со старением металла.
Органами следствия в качестве основных версий произошедшего рассматриваются следующие: неудовлетворительное техническое состояние траулера, приведшее к расхождению швов в корпусе судна, а также получение повреждения в виду сложной ледовой обстановки в районе промысла.
А почему тег «смерть»? Там же все живы остались.
В первый отсек отдана команда «1, 2, 3, 4-й торпедные аппараты приготовить к выстрелу». Получен доклад об их готовности. Командир ПЛ дает команду: «Торпедные аппараты «Товсь!» Минер и старшина команды торпедистов в первом отсеке взялись в четыре руки за рукоятки стрельбовых баллонов, чтобы по команде «Пли» поочередно рвануть за них.
Русский север и ледоколы
Всех приветствую! Представляю вашему вниманию фотографии русских ледоколов в антураже северной природы, приятного просмотра!
1. Первый караван. Ледокол «Сибирь»
2. Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана Бориса Вилькицкого. Водолазные работы на судне «Вайгач»
Дата съемки: 1913 год
3. Аврал на ледоколе «Красин» в Восточно-Сибирском море
Дата съемки: 23 октября 1936
4. Ледокол «Садко» в Архангельском порту. Ездовые собаки на борту «Садко»
Дата съемки: 31 июля 1935
6. Линейный ледокол «Иосиф Сталин» и лежбища тюленей. Съемка с самолета
7. Рейс атомного ледокола «Ленин». Встреча с летчиками на льдине
Дата съемки: 1959 год
8. Атомный теплоход «Ленин». Дозиметристы
Дата съемки: 1963 год
9. Ледокол «Ленинград»
Дата съемки: май 1966
10-11. Ледокол «Ленинград» выводит дизель-электроход «Пенжина»
Дата съемки: май 1966
12. Атомный ледокол «Сибирь» на Северном полюсе
Дата съемки: 1978 год
14. Ледокол «Красин» в порту Колсбей
Дата съемки: 1975 год
15. Совещание группы спасения научно-исследовательского судна «Михаил Сомов» на борту ледокола «Владивосток» перед вылетом на проводку «Михаила Сомова» во льдах
Дата съемки: 15 октября 1985
16. Руководитель экспедиции на Северный полюс на атомном ледоколе «Сибирь» Артур Чилингаров принимает рапорт
Дата съемки: 1987 год
17. Атомоход «Россия» во льдах Карского моря
Дата съемки: январь 1986
В 1963 году затонула американская АПЛ «Трешер». Истинные причины катастрофы неизвестны до сих пор.
Море – суровая стихия. Человечество познало это на своём опыте, как только впервые вышло в океан на скромных плотах и лодках. Штормы и бури не щадят никого. Не раз случалось, что стихия оказывалась куда сильнее, чем самые прочные суда. Когда же пришла пора попытаться покорить океанские глубины, море показало свою истинную сущность. С погружением вниз давление воды нарастает прямо пропорционально глубине. Если опуститься слишком глубоко, то это невероятное давление могут выдержать только особым образом сконструированные подводные аппараты. Военные подлодки делать такими нецелесообразно. Их приоритеты — это скрытность и скорость. Но желание спрятаться от врага в глубине никогда не покидало бравых подводников. Во время войн это регулярно спасало жизнь субмарине и её экипажу.
После Второй Мировой и начала холодной войны попытки погрузиться на боевых подводных лодках ещё глубже не переставали предприниматься. Ранее имевшиеся наработки, разработка новых сплавов и, наконец, установка атомных реакторов на подлодки сделали недостижимые ранее глубины более доступными. Однако малейшая ошибка или поломка при таких экстремальных погружениях могла стоить жизни всему экипажу вместе с кораблём. Атомная подводная лодка США «Трешер» испытала это на себе.
Атомная подводная лодка USS Thresher в открытом море, 24 июля 1961 года
АПЛ «Трешер» (USS Thresher (SSN-593)) была спущена на воду 9 июля 1960 года. На момент ввода в строй она являлась одной из самых совершенных и малошумных подводных лодок в мире. Удачное сочетание множества новых технологий и хорошие показатели при испытаниях привели к тому, что ВМС США заказали сразу серию этих подлодок. В общей сложности было построено 14 лодок этой серии и ещё 11 по несколько изменённым проектам. Стоит отметить, что это была первая серия АПЛ такого объема, заказанная к постройке в США после окончания Второй Мировой войны.
Спуск на воду USS Thresher, 9 июля 1960 года
Лодки этого типа были предназначены для охоты на советские ПЛ и на момент ввода в строй превосходили большинство из них по своим характеристикам. Естественно, СССР не мог на это не ответить, что привело к обострению гонки вооружений, а также к погоне за скоростью и бесшумностью подводных лодок на всё время холодной войны.
За время своей службы АПЛ «Трешер» провела испытания системы ракет с подводным стартом SUBROC, поучаствовала во множестве походов и учений. В своё последние плавание она вышла 9 апреля 1963 года.
USS Thresher, 30 апреля 1961 года
Этот поход был испытательным. Его целью являлась проверка прочности корпуса на предельных глубинах, которые составляли около 360 метров. Испытания проходили в 350 километрах к востоку от мыса Кейп-Код штата Массачусетс. В первый же день похода в 11.00 «Трешер» начала погружение сначала на четверть, а затем на половину предельной глубины. На поверхности процессом проведения испытаний и поддержкой связи с лодкой занимался спасательный корабль «Скайларк» (USS Skylark (ASR-20)). В первый день испытаний проблем не возникло, и «Трешер» осталась на ночь под водой. На следующий день она всплыла, восстановила связь со «Скайларком», после чего начала погружаться на околопредельную глубину.
Всё время погружения «Трешер» периодически связывалась с кораблём поддержки. В 07.47 лодка начала своё погружение. В 07.54 с неё было получено сообщение о полном порядке на борту, исправности всех систем и продолжении погружения. В 08.02 «Трешер» вышла на связь с глубины 120 метров, в 08.09 доложила, что достигла половины предельной глубины — 180 метров. В 08.35 поступило сообщение о достижении глубины 270 метров, а в 08.53 — о приближении к предельной глубине.
Однако на этом привычные сообщения о полном порядке закончились.
В 09.02 «Трешер» запросила курс «Скайларка», чтобы оставаться в пределах радиуса связи. В 09.10 лодка не ответила на вызов со «Скайларка», через минуту не ответила и на повторный. Затем, с интервалом в минуту, в 09.12 и 09.13 «Скайларк» получил обрывочные сообщения, которые впоследствии интерпретировались разными членами экипажа судна по-разному.
«Испытываю незначительные трудности… имею дифферент на корму… пытаюсь продуть цистерны…» (англ. … minor difficulties, have positive up-angle, attempting to blow…).
После получения этих сообщений акустики «Скайларка» зафиксировали шум, который идентифицировали, как поступающий в балластные цистерны сжатый воздух. В 09.14 лодка вновь не ответила на запросы со «Скайларка», хотя впоследствии высказывались предположения, что из-за постоянных вызовов связисты попросту могли не услышать сообщения с «Трешера».
В 09.16 было принято последние связное сообщение с подлодки — «900 N». По классификации кодов во флоте США это можно расшифровать как «почти полная потеря судна». Код события «1000» классифицируется, как полная потеря корабля. Скайларк в ответ отправил сообщение «Are you in control?» (Лодка управляется?), на что получил ответ «N» (N — negative, отрицательный ответ).
В 09.17 «Скайларк» принял последнее, сильно искаженное сообщение с «Трешера». Удалось разобрать только два слова «…предельная глубина…». После этого акустики «Скайларка» услышали шум, позже идентифицированный экспертами, как шум разрушающегося корпуса подводной лодки. Как впоследствии высказался один из экспертов, участвовавший в расследовании причин катастрофы, окончательное разрушение корпуса лодки произошло в 09.18.24 на глубине 732 метра и заняло не более десятой доли секунды.
После получения последнего сообщения «Скайларк» в течении полутора часов курсировал над местом погружения подлодки, пытаясь выйти с ней на связь, и только в 11.04 передал сообщение о предполагаемой аварии.
Корабли ВМФ США ведут поиски АПЛ «Трешер», 15 апреля 1963 года
ВМФ США развернул обширные поиски на месте предполагаемой гибели подлодки. Для этого было привлечено множество кораблей, а также получена поддержка от Военно-морской исследовательской лаборатории (United States Naval Research Laboratory (NRL)), предоставившей свои средства глубинного поиска. Утром 11 апреля приказ присоединиться к поискам пропавшего «Трешера» получили и две подводные лодки — USS Seawolf (SSN-575) и USS Sea Owl (SS-405). 12 апреля 1963 года судно-лаборатория Rockville выдвинулось в район поисков, за ним последовали USS Allegheny (ATA-179), SS Mission Capistrano и USS Prevail (AM-107). Вместе они начали тщательное обследование области в 10 квадратных миль при помощи сонаров. Прибывшие впоследствии суда RV Atlantis II, Robert D. Conrad (T-AGOR-3) и USNS James M. Gilliss (T-AGOR-4) исследовали указанные ими места на наличие обломков. Батискаф, имевшийся на судне USNS James M. Gilliss, обнаружил обломки, позднее идентифицированные как части корпуса «Трешера». Однако неполадки с техникой на борту батискафа привели к проблемам во время его погружения, и во избежание аварии он был выведен из поисков.
Точно определить место гибели пропавшей подлодки и исследовать обломки удалось лишь на следующий год. В 1964 году купленное и переоборудованное специально под поиски «Трешера» судно USNS Mizar (MA-48/T-AGOR-11/T-AK-272) за два дня работы сумело точно установить место гибели. Останки «Трешера» обнаружились на глубине примерно 2600 метров. Их рассеяло на площади почти в 134000 квадратных метров. Спускаемый батискаф сделал множество фотографий, а судно Recovery ASR 43 подняло на поверхность большое количество обломков.
Фотография обломков, сделанная на месте гибели «Трешера»
Проведенное на основании полученных данных расследование пришло к выводу, что причиной катастрофы стала трещина в сварном шве трубопровода для забортной воды, используемой для охлаждения реактора. Машинный отсек начал заполняться водой, что вызвало цепь коротких замыканий и аварийную остановку реактора. В пользу этой версии говорит и то, что после оглашения результатов расследования ВМФ США провёл массовую проверку качества сварки на подводных лодках: почти 14% из них были признаны негодными к эксплуатации. Был задержан ввод в строй 31 строящейся подводной лодки, а также началось внедрение строгой системы анализа и инспекции по безопасности – SUBSAFE. Эта программа, запущенная в 1963 году, привела к тому, что после её ввода в эксплуатацию ВМФ США потерял только одну лодку, USS Scorpion (SSN-589), причина гибели которой остается на текущий момент неизвестной.
Остатки гидролокатора АПЛ «Трешер», 24 августа 1963 года
Вместе с тем большая часть данных о поиске, расследовании и результатах анализа обломков всё ещё остается засекреченной, что приводит к спекуляциям на тему «истинной» причины гибели АПЛ «Трешер» различных экспертов и конспирологов.
Так, к примеру, аналитик управления военно-морской разведки США Брюс Рул, специализирующийся на акустике, опубликовал свою версию произошедшего. Основываясь на данных со «Скайларка», а также системы Atlantic SOSUS, чьи данные были строго засекреченными на момент расследования гибели подлодки, он пришёл к выводу, что причиной катастрофы была не некачественная сварка, а неисправность электрооборудования, питающего насосы охладительной жидкости реактора. Из-за этого сработало аварийное отключение реактора, что привело к потере электропитания на всей подводной лодке. Продувка балластных цистерн не удалась, так как в трубопроводах из-за нарушения согласованности систем лодки начали образовываться ледяные пробки. Что и привело к погружению ниже предельной глубины.
В пользу этой гипотезы говорит то, что если бы, как говорится в официальной версии гибели АПЛ, произошли разгерметизация и затопление отсека, то этот шум, особенно на такой глубине, был бы зафиксирован «Скайларком». Кроме того, в сообщении с «Трешера» о затоплении отсека никогда не сообщили бы, как о «незначительных проблемах».
В 2020 году ВМФ США заявил, что в связи с пандемией коронавируса он приостанавливает публикацию документов, касающихся инцидента с АПЛ «Трешер», из-за ограниченности ресурсов и низкой приоритетности. Даже на сегодняшний день, спустя более чем полвека, большая часть этих документов всё так же остаётся засекреченной.
9 июля 2021 года ВМС США всё же рассекретили часть данных, полученных с USS Seawolf, принимавшей участие в поисках. Согласно документам, акустики USS Seawolf фиксировали шумы 23,5 кГц и 3,5 кГц, а также металлические удары в предполагаемом месте гибели «Трешера». В тот момент их интерпретировали, как исходящие от возможно выживших членов экипажа затонувшей подводной лодки. Однако капитан USS Seawolf запретил приближаться к источнику шумов и приказал прекратить активное использование сонара, чтобы не мешать другим участниками поисков. Впоследствии на закрытом заседании было постановлено, что зафиксированные звуки «… не соответствовали тому, что могло исходить от людей…».
USS Seawolf, Сан-Франциско, август 1977 года
Авария на АПЛ «Трешер» стала вторым в мире по числу жертв инцидентом с подводными лодками, повлёкшим за собой гибель экипажа. Все находившиеся на борту 129 подводников и членов исследовательского персонала погибли. «Трешер» также стала первой АПЛ, потерянной в море.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS
А тем временем Ледокол «50 лет Победы» за работой
Самые старые корабли ВМФ РФ
Всех приветствую! Прошлый мой пост про Спасательное судно Коммуна (Волховъ) было хорошо принято публикой, поэтому продолжаю данную тематику подборкой других старых судов, входящих в состав Военно-морского флота Российской Федерации.
Входит в состав Балтийского флота. Точных данных о судне нет. На приколе в Кронштадте (данные зимы 2018 г.).
Патрульное судно предназначено для проведения контроля экологического состояния водной среды, донных отложений и приводного слоя атмосферы.
2. Большой гидрографический катер «БГК-22»
Катер предназначен для работы на рейдах, в гаванях и в устьях рек.
В настоящее время базируется на Южную бухту Севастополя, активно используется по прямому назначению.
Для проведения подводных работ небольшой сложности и в районах морей с небольшими глубинами в ВМФ СССР использовались водолазные боты различного водоизмещения. Это были или суда специальной постройки или различные катера приспособленные для этого.
Водолазный морской бот «ВМ-86» был построен в 1955 году на Ярославском судостроительном заводе. Вошел в состав Черноморского флота.
В настоящее время входит в состав Новороссийского 314-го отряда аварийно-спасательных судов, активно используется в деятельности Черноморского флота.
Плавучий кран — плавучее сооружение, кран стрелового типа на самоходном или несамоходном понтоне, предназначенном для его установки и передвижения.
Кроме того, наличие мощных насосов, способных откачивать воду из отсеков затопленного судна, а также нагнетать воздух в понтоны, позволяет противопожарным катерам успешно решать задачи судоподъема.
Противопожарный дезактивационный катер «ПДК-37» был построен на ССЗ №341 в Рыбинске (заводской №365), вступил в строй 01.05.1955 г.
За 65 лет своей службы на Черноморском флоте противопожарный катер прошел более 35000 миль.
С 01.2012 г. входит в состав 2-й группы 145-го отряда спасательных судов с базированием на б.Южная, Севастополь.
Плавкран ПК-79050 был заложен 05.04.1952 г. в Севастополе на Севастопольском морском заводе им.С Орджоникидзе (заводской №2). Спущен на воду 02.06.1953 г., вступил в строй 30.11.1954 г. Вошел в состав Черноморского флота.
В настоящее время плавкран ПК-79050 входит в состав управления вспомогательного флота, с базированием на Феодосию.
Договор на поставку этого судна был заключен между немецкими ВМФ и судоверфью 14.06.1938 года. Танкер под первоначальным названием «Else» был заложен на судостроительной верфи «D.W. Kremer Sohn.» (заводской №854) в Эльмсхорне (Германия).
Судно было передано немецкому флоту в августе 1941 г. под названием «Else Т13», и было предназначено для перевозки топлива и заправки военных судов.
В феврале 1943 г. судно было передано 5-му немецкому воздушному флоту для обеспечения поставок авиатоплива.
В мае 1945 года танкер «Else» было захвачено британскими войсками в Тронхейме, Норвегия. Танкер под названием «Empire Tigina» включили в состав ВМС Британии. После победы над гитлеровцами 20.06.1946 г. танкер по репарации был передан (в качестве трофея) СССР.
За время службы танкер неоднократно совершал походы по Азовскому, Черному и Средиземному морям с заходами в порты Александрия (АРЕ), Сплит (Югославия), Варна (НРБ), Дуррес (НРА) и другие.
Большую ценность представляет то, что танки судна эмалированы и совсем не ржавеют.
На настоящий момент это единственное оставшееся в строю российского ВМФ судно, полученное по репарациям Второй мировой войны.
Морское вспомогательное судно ВМФ России, спасатель подводных лодок, по конструкции — катамаран. Старейшее судно ВМФ России, и старейшее в мире судно, фактически находящееся на вооружении и выполняющее боевые задачи.
По состоянию на 2021 год находится в составе Черноморского флота. Прошло модернизацию, оборудовано подводным роботом Seaeye Panther Plus.
Маленький секрет
Субмарины типа Оясио – серия многоцелевых неатомных подводных лодок (НАПЛ) Морских сил самообороны Японии. Спроектированы в начале 1990-х годов, постройка первой лодки начата в 1994 году. Всего в этой серии построено 11 субмарин, последняя из которых вступила в строй в 2008 году. Имеет 6 носовых торпедных аппаратов 533 мм, может нести 20 торпед или крылатых ракет типа Гарпун. Водоизмещение 2750/3000 т, длина 81.7 м, ширина 8.9 м. Корпус выполнен с применением резиновых шумопоглощающих элементов.
Разгулялась сегодня стихия.
Оператора чуть не сдуло, а вы говорите попсовая Териберка.
Патрульный корабль проекта 22460 «Аметист», на выходе из Севастополя
Мир не без добрых людей
Дайверы спасли дельфиненка
В память отца
» Жизнь под мостом »
Эй, моряк, ты слишком долго не плавал
Австралийский флот против кригсмарине
Автор: Борис Плавник.
Как всем известно, во Второй мировой войне ставка Германии на море лежала в плоскости рейдерских операций. Посему с самого начала войны в море вышли целые пачки рейдеров всех цветов и размеров. И если про действия подводных лодок и линкоров известно достаточно широко, то корабли поменьше часто обходят вниманием.
Также довольно очевидно, что основной интерес для Рейха представляла северная Атлантика по причине нахождения там США и британской метрополии. Впрочем, Германия уделяла внимание и остальному мировому океану. Сегодня речь пойдёт про два случая встречи немецких судов с кораблями Королевского австралийского военно-морского флота на просторах Индийского океана.
Для начала чуть-чуть про то, что такое «вспомогательный крейсер». Это корабль, внешне неотличимый от гражданского, «волк в овечьей шкуре». Обычно это переделанный быстроходный крейсер или лайнер, который оснастили несколькими орудиями (обычно 127/152 мм), парой торпедных аппаратов и простенькой системой управления огнём. Опционально – гидросамолёт и специальный катер. Но, опять же, – всё в максимально незаметном исполнении. При встрече с одиночным транспортом или танкером вспомогательный крейсер обнажал зубы и под германским флагом предъявлял претензии в соответствии с призовым правом. При встрече с боевым кораблём союзников, даже самым лёгким, стоило надеть шкуру и под флагом нейтрального государства прикинуться шлангом. В южных морях немцы особенно любили наряжаться голландцами – в Океании много голландских колоний, да и язык похож.
На этом начнём первую историю. 4 мая 1941 года в 16:28 по местному времени тяжёлый крейсер HMAS «Canberra» после длительного безрезультативного патрулирования получает донесения со своего поплавкового самолёта. «Seagull» опознал цели как «рейдер и танкер», которые находились примерно в 200 км к юго-востоку от Сейшельских островов, что в западной части Индийского океана. «Canberra» представляла из себя тяжёлый крейсер типа «County» подкласса «Kent». 10000 тонн водоизмещения, 8х203 главного калибра, но бронирования откровенно не завезли – 110 мм, но только в центре бронепояса. Всё остальное – сильно меньше. Можно возразить, что многие «вашингтонские» крейсера страдали таким недостатком, но тут всё было совсем плохо. При этом «Canberra» действовала не одна – в соединении состоял ещё лёгкий крейсер «Leander» (почти тоже самое, только чуть меньше и с артиллерией в 152 мм) под новозеландским флагом, но он действовал на некотором удалении.
Нашли они немецкий транспорт «Кобург» и захваченный норвежский танкер «Ketty Brovig». Один из этих кораблей снабжал другой (кто кого – показания путаются, но это не особо важно) и, заметив «Канберру», они начали уходить в разные стороны. Крейсер погнался за «Кобургом», но действовал крайне осторожно. Огонь «Канберра» открыла в 17:06 примерно с 19 км. Было выпущено 215 снарядов, но попали буквально пару штук. Капитан корабля, Чарльз Фарнкомб, заявлял следующее:
«На той стадии боя я всё ещё полагал, что противник — вооружённый рейдер, как сообщил самолёт, и думал, что он ждёт открытия ответного огня. Я считал, что нахожусь за пределами его максимальной дистанции стрельбы. Также я не исключал возможности того, что он воздерживается от стрельбы в надежде, что «Канберра» приблизится и станет лёгкой целью для торпеды. Поэтому «Канберра» маневрировала, сохраняя дистанцию около 17 км»
Более того, Фарнкомб не спешил приближаться даже к казалось бы тонущему судну и ждал поддержки «Leander», который подоспел в 18:38. При этом «Coburg» затонул почти сразу после, так что австралийцам осталось только подобрать немецкий экипаж из шлюпок. После другой офицер «Канберры» заметил, что будь на месте грузовика «Scheer», который как раз рейдил где-то неподалёку, встреча могла бы пойти по совсем другому сценарию…
Пока крейсера гонялись за одним кораблём, гидросамолёт примерно в 17:10 сбросил четыре 45-кг бомбы во второе вражеское судно, «Ketty Brovig». Двумя бомбами он даже попал, и немцы начали затопление. К тому времени, как к нему приблизились австралийские корабли, затопление было уже не остановить. Впрочем, танкер всё ещё был порядочно над водой, и вот что пишет офицер абордажной партии:
«Мы приблизились к танкеру, и вот перед нами оказались 20 футов стального корабельного борта, мерно качавшегося на волнах Индийского океана. Помню, я тогда подумал: “Похоже, мы не очень-то хорошо подготовлены, и что нам теперь делать?” К счастью, немцы были достаточно любезны, чтобы сбросить нам канатную лестницу, позволив нам подняться на борт и пленить их».
Кроме немцев, на «Ketty Brovig» находились пленные норвежские и китайские моряки, которые были очень рады такому повороту событий.
По итогу Фарнкомб сильно критиковался за свои осторожные и якобы нерешительные действия. Мало того, что он допустил чудовищный перерасход боеприпасов, так ещё и дал немцам достаточно времени, чтобы утопить полные груза корабли и уничтожить всё, что они хотели. Особенно в критике отметился заместитель начальника штаба ВМФ Джозеф Бернетт, герой следующей части сего рассказа.
Примерно во время описываемых событий Бернетт поднял свой флаг на лёгком крейсере «Sydney» типа «улучшенный Leander». 7200 тонн водоизмещения, главный калибр – 8х152 мм, бронирование до 76 мм, что тоже не бог весть что, но на лёгком крейсере сойдёт.
Через полгода после встречи «Канберры» и «Кобурга», 19 ноября 1941 года, примерно в 150 км от западного берега Австралии, «Сидней» случайно встретился с сухогрузом, который шёл под голландским флагом и назывался «Straat Malakka». Они заметили друг друга примерно на расстоянии 12 миль, около 16:00 по местному времени. Сухогруз сразу развернулся от крейсера и развил максимальную для себя скорость в 18 узлов, что как-то многовато для такого корабля. «Сидней», понятное дело, мог идти быстрее, но на сокращение дистанции потребовалось некоторое время. Через час корабли поравнялись, и идя на расстоянии чуть менее полутора километров, австралиец начал общение с помощью флажных и прожекторных сигналов:
— Обозначьте себя по нормам британского адмиралтейства.
— PKQI (позывной «Straat Malakka»). После этого радист передал сигнал QQQ (британский сигнал тревоги «ко мне приближается подозрительный корабль). Почему сам «Sydney» не воспользовался радио – никому не известно.
— Сообщите свой секретный позывной.
На часах было 17:25. Через 5 минут над сухогрузом внезапно взлетел немецкий флаг – рейдер «Корморан» показал лицо и сразу же открыл огонь. Пожалуй, стоит его наконец представить. Бывшее торговое судно «Steiermark», почти 20 000 тонн водоизмещения, вооружение – 6х150 мм образца 1906 года в одиночных установках (соответственно, без возможности задействовать сразу все в бортовом залпе), семь зенитных автоматов 37 мм, четыре торпедных аппарата, два гидросамолёта, мины. Бронирования нет вообще. Командир – корветтенкапитан Теодор Детмерс. При столкновении с крейсером он вёл себя довольно хладнокровно, но когда у него запросили секретный (и неизвестный ему) позывной, понял, что косплей закончился. Детмерс решает принять бой, пусть «по статам» шансов у него было очень немного. При этом не совсем понятно, почему на австралийском крейсере не только не воспользовались радио, но и не объявили боевую тревогу, не запустили самолёт, не запросили сводку судоходства… В общем, вели себя крайне беспечно.
В полшестого экипаж «Корморана» меньше чем за 10 секунд сбросил маскировку и открыл огонь. Очень быстро пристрелявшись, немцы накрыли мостик и приборы управления огнём. Джозеф Бернетт, как и остальные старшие офицеры «Сиднея», скорее всего погибли в этот момент. Крейсер среагировал не самым быстром образом, да и первый залп лёг перелётом. Сразу же после мостика «Корморан» вывел из строя передние башни ГК «Сиднея», при этом ведя огонь из зенитных автоматов и пуская торпеды (одной они даже попали). За 55 минут боя «Корморан» выпустил около 450 снарядов, добившись примерно 50 попаданий. Но уже через 10 минут австралийский крейсер то ли пошёл на таран, то ли потерял управление и выкатился в сторону, но немцы ещё долго видели горящий и дымящийся корабль. При этом «Сидней» успел добиться четырёх попаданий главным калибром из кормовых башен, которые перешли на независимое управление вскоре после уничтожения мостика. Из этих четырёх снарядов один не взорвался, но остальных трёх хватило, чтобы фатально повредить небронированный рейдер (это к вопросу о теоретическом «равенстве» драки вспомогательного крейсера с боевым кораблём). Поняв, что проигрывает борьбу за живучесть, Детмерс в 21:00 приказывает покинуть корабль. «Корморан» потерял 80 человек из четырёхсот, остальных в течении нескольких дней выловили и доставили в Австралию. В тюрьмах которой экипаж немецкого рейдера задержался до начала 47 года.
А вот с «Сиднея» из 645 человек экипажа не выжил никто.
Это крупнейшие единовременные потери за всю историю австралийского флота и по сей день.
Примерная схема последнего боя «Сиднея» и «Корморана»
Два капитана, две похожих ситуации, но такой разный итог. Чарльз Фарнкомб, проявивший «избыточную» осторожность, но не допустивший потерь и умерший в своей постели в почтенном возрасте и звании контр-адмирала. И Джозеф Бернетт, в первых рядах критиковавший своего коллегу, но допустивший потерю корабля, его экипажа и своей жизни.
«Кто не рискует, тот не пьёт шампанское?»
Автор: Борис Плавник.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!
Спасение «Рядового сивуча»
Выполнивший программу 14х8000, инвалид погиб на спуске со своей последней вершины
Трагедией закончилось желание корейского альпиниста ХонгБин Кима (HongBin Kim) завершить программу 14х8000, став первым инвалидом поднявшимся на все восьмитысячники мира.
Во время спуска с Броуд Пика (8051 м.), ставшего 14-й вершиной проекта, он провалился в трещину, куда до этого так же упала россиянка Анастасия Рунова.
Насте удалось самостоятельно выбраться и продолжить спуск, тем более ей на встречу вышли участники проекта «Фрирайд в зоне смерти» Виталий Лазо и Антон Пуговкин. После небольшого отдыха в третьем высотном лагере альпинистке удалось продолжить самостоятельный спуск.
«Как в воду глядел, про ночные гуляния в предыдущем посте. Собственно, только наши тела принял горизонт в 22, то автомат головного мозга выключил все системы после суточной работы на высоте выше 7000.
Но ровно в 24 слышу суету возле нашей палатки, мы кстати привыкли, все чуть что начинают митинги возле нас.
Включаем рацию, нихрена непонятно, минут 40 пытаемся консолидировать инфу… бестолку. Понимаем что Анастасия Рунова упала на перилах в районе перемычки (7900), какое состояние неизвестно где, когда и с кем тоже непонятно. Мозг по-прежнему предлагает вариант бреда, но капающий конденсат на лицо говорит о реальности происходящего.
Сборы занимают почти час, отдельная тема комплектация аптечки, у меня за этот выход уже шприцы кончились. Бил так вообще красавчик, свой неиспользованный баллон кислорода отдал. А поскольку мы не знали ни характер травмы, ни местонахождение, грузились по полной, даже каремат взяли.
Ну и пошли… сказать какие эпитеты подкидывал головной мозг тому «который в твоем черепке», пусть сами разбираются, моё дело идти и побыстрее. Груз поделили: баллон Виталию Лазо, остальное мне. Часа в 3 начинает приходить информация о критической ситуации в группе мистера Кима, мол он куда-то упал и до него даже добраться нельзя… мы то тут причём.
В 4 встречаю Настю, как говорится идти может, но требуется эвакуация вертолетом. При этом очевидно, что кислород ей не нужен, мы на 7400, сюда пришла и ниже уйдёт, Виталя принимает решение надеть маску и пойти на 7900, помогать корейцам.
В общем Настя в третьем, отдохнула, попила и с группой товарищей сейчас уходят во второй, погода не сильно лётная.
Мой друг нашёл корейца, тот, пролетев 15 м. целый, сейчас начнут его вдвоём с портером тащить на перемычку. Дай им Бог сил. А мне остаётся его ждать в третьем да сидеть в Фейсбуке, а ведь возьми я баллон…
Кстати, я видел как он с баллоном ускорился, сейчас привыкнет, как отучать?»
Ситуация с Кимом оказалась сложнее. Сопровождавший его портер ничем не смог помочь застрявшему на 15-метровой глубине корейцу.
Виталий Лазо поняв, что Насте его помощь уже не нужна, отправился на подмогу.
Команда «Фрирайд в зоне смерти». Слева направо: Антон, Виталий, Томас Лон, подстраховывавший команду в третьем лагере:
ХонгБин был ещё жив, когда Виталий поднялся на 7800 к месту разворачивающейся трагедии.
Вместе с портером они несколько часов пытались извлечь застрявшего альпиниста из смертельной ловушки. Увы, но практически сразу после того, как его удалось вытащить из трещины, Ким сорвался со склона и разбился.
На спуске уже сам Виталий, вместе со встретившим его Антоном, попал в неприятности из-за ухудшившейся погоды и наступающей темноты.
«Сняли лыжи, идут пешком, сильно метет, видимости нет. Высота пока не понятна, трекера нет. Связь плохая»
Буквально несколько минут назад ему и Антону всё же удалось спуститься в базовый лагерь. Настя так же добралась до базы.
Больше подробностей пока нет.
Несмотря на то, что многие негативно восприму сам факт существования проекта Кима, стоит отметить, что делал он это не из корыстных побуждений и не для того, чтобы потешить самолюбие, а чтобы вдохновить других инвалидов на полноценную жизнь.