бобат терапия у детей что это такое
Бобат терапия у детей что это такое
Хотите чтобы наши специалисты приехали в ваш город и провели курс реабилитации? В этой новости мы расскажем, как это организовать.
Как меняется процесс лечения в центрах «Первый шаг», и как это отражается на пациентах. Расскажем в нашей новости!
Реабилитационный центр «Первый шаг» применяет Бобат-терапию для моторного обучения пациентов с целью более эффективного управления движением в различных средах и, тем самым, улучшения качества жизни больного. Этот подход к неврологической реабилитации является многопрофильным. В первую очередь в нем участвуют физиотерапевты, неврологи, врачи-терапевты и педиатры, а также логопеды.
История возникновения Бобат-терапии
Берта Бобат предложила новый подход к реабилитации, выработанный на основе собственного опыта и наблюдений. Проводя сеансы гимнастики, она обнаружила, что в определенных физиологических позах тела у больных со спастическими поражениями тормозятся патологические двигательные рефлексы. Нахождение пациента в такой позиции способствовало снижению мышечного напряжения и формированию управляемых движений. Эмпирический опыт Берты был научно обоснован Карелом Бобатом и получил название Бобат-терапии, а затем в США, по предложению его основательницы, был обозначен термином «нейро-развивающее лечение» (NDT). Супруги Бобат одними из первых сделали предположение и написали о пластичности нервной системы, о значимости сенсорных нарушений, сенсомоторного обучения, индивидуализированной постановки целей, показателей результата, ограничения активности, функционального участия, домашних программ и родительского образования.
Согласно концепции Бобат развитие нервной системы генетически детерминировано (определено). Оно обусловливается генетической программой, которая формируется еще в утробе матери при развитии плода. Вместе с этим мозг обладает огромными компенсаторными возможностями и способен к восстановлению генетически заданных стереотипов движения. Это означает что даже врожденные дефекты развития могут быть компенсированы за счет принятых во время мер.
Одна из основных идей, лежащих в основе концепции Бобата, состоит в том, что каждый человек с неврологическим поражением имеет потенциал для улучшения функциональных характеристик его организма.
У новорожденного есть заложенные природой врожденные формы поведения: плач с целью привлечь внимание, поисковый, хватательный, сосательный рефлексы, спонтанные и рефлекторные движения туловища и конечностей. Они позволяют младенцу контактировать с внешней средой и получать информацию об окружающем мире. Врожденное поведение с третьего месяца жизни заменяется системой получения опыта с помощью сенсорной информации.
В норме непрерывно поступающие слуховые, тактильные, проприоцептивные, зрительные, вестибулярные раздражения обрабатываются соответствующими зонами головного мозга и способствуют формированию моторных реакций.
У ребенка с ДЦП из-за повреждений в нервной ткани в раннем детском возрасте формируются аномальные нейронные связи, формируется функциональная система, отличная от той, что заданна природой. В результате появляются спастический, гиперкинетический, атонический синдромы, нарушаются двигательные стереотипы и речь, ухудшается способность концентpации сознания на выполнении определённой pаботы. Аномалии закрепляются, нарушения двигательной активности по мере развития увеличивают степень формирования неправильных функциональных связей, недостаток двигательной активности приводит к атрофии мышечной ткани, ухудшению кровообращения и тока лимфы, нарушению чувствительности проприоцепторов, затруднению передачи нервных импульсов с периферии нервной системы в головной мозг
Индивидуальная программа реабилитации по методике Бобат-терапии у каждого больного всегда особенная, подходящая именно ему.
Бобат-терапия основывается на индивидуальном подходе к каждому пациенту. Уникальность каждого человека и каждого клинического случая диктует поиск уникального пути реабилитации. В некотором смысле Бобат-терапия – не лечение, а образ жизни. Роль терапевта заключается в том, чтобы помочь человеку действовать наилучшим образом, помогая противодействовать любому нежелательному увеличению тонуса и стимулируя даже самые незначительные движения пораженных атоничных областей.
Задача терапевта направлена на максимально возможное восстановление потенциала пациента в рамках ограничений поврежденной ЦНС, способной компенсировать работу пораженной части за счет активации здоровых зон.
Все сеансы Бобат-терапии проводятся в форме игры, с использованием гимнастических мячей, валиков, качелей, специальных приспособлений, предметов быта. Некоторым детям мы рекомендуем брать два занятия подряд, такая нагрузка им вполне по силам. К тому же, игровая форма занятий помогает легко заинтересовать ребенка. Вскоре они сами с нетерпением ожидают новой встречи со своим любимым инструктором.
Комплексный план лечения, может включать следующие процедуры:
Бобат-терапия
Понятие о Бобат-терапии
Бобат-терапия – это нейро-развивающее лечение, которое восстанавливает мышечный тонус и стимулирует развитие правильной моторики. Конечной целью Бобат-терапии является формирование правильной схемы движения и применение полученных навыков в повседневной жизни. Сначала оно было применено только для детей, но сейчас активно применяется и у взрослых физиотерапевтами и врачами лечебной физкультуры в стадии реабилитации после инфаркта.
История появления Бобат-терапии
Суть методики Бобат-терапии
Основа метода заключается в том, что люди, потерявшие свои двигательные функции в результате болезни или травмы, могут их восстановить благодаря правильному лечению. Врачи стимулируют определенные движения разными упражнениями, растягивая короткие мышцы и укрепляя слабые, расширяя амплитуду движения суставов, то есть Бобат-терапия- это серия приемов, которая помогает бороться с мышечной спастичностью и постепенно заменить патологические рефлексы и движения на естественные, чтобы в дальнейшем их закрепить.
В больницах и центрах по реабилитации спациентом работает команда специалистов – невролог, психолог, методист, ортопед, врач ЛФК, эрготерапевт и специалист по Бобат-терапии. Врачи пытаются вовлечь в движениекак можно больше частей тела, чтобы расширить диапазон их функций.В качестве стимула к движениям у детей применяется игра. Если у пациента будет сильная мотивация, заинтересованность, то эффект от лечения будет сильнее и быстрее. Поэтому в детской практике широко применяются валики, качели, игрушечные машинки, гимнастические большие мячи, маты и другие разные приспособления с подручным материалом.
Показания к применению Бобат-терапии
Противопоказания к применению Бобат-терапии.
Положения Бобат-терапии
Положения Бобат–терапии совпадают с принципами Войта-терапии. Важно понять, что мешает ребенку выполнять определенные действия и оценить его физическое состояние перед лечением.
Лечение должно быть адаптированным к повседневной жизни (это скорее не лечение, а образ жизни).
Все движения при Бобат-терапии не должны быть болезненными.
Упражнения должны выполняться медленно под присмотром инструктора или родителей, обученных технике Бобат-терапии, в доброжелательной и спокойной атмосфере.
Упражнения назначаются врачом после тщательного обследования пациента и точного выявления его способностей выдерживать динамические и статические нагрузки.
Каждое упражнение во время сеанса выполняется 4-5 раз, сеансы проходят не менее 3 –х раз в неделю, идеально – 3 раза в день (причем, круглогодично).
По мере отработки навыков упражнения постепенно усложняются, но это должно происходить после консультации с врачом и повторной оценки функциональных возможностей больного.
Чем раньше начато лечение, тем эффект будет лучше.
Лечение уменьшает неравномерность мышечного напряжения, ребенок выводится из состояния пассивности и учится владеть своим телом в произвольных движениях. Бобат-терапия также является отличной профилактикой контрактур и других деформаций суставов. Эта техника сейчас применяется не только у детей всех возрастных периодов с нарушениями двигательного аппарата, но и у взрослых после инсультов.
Фотогалерея
Вопросы и ответы
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ИГРЕ
Часто дети с ограниченными возможностями не умеют играть. У них не возникает замысла игровой деятельности, в лучшем случае они переставляют игрушки с места на место, бессмысленно манипулируя ими. Проявить живой интерес к чему-либо, воссоздать несложную жизненную ситуацию они не могут. Ваша задача – научить ребенка играть. Игра важна не только потому, что ребенок интересно проводит свободное время. В процессе игровой деятельности происходит коррекция психических функций ребенка (внимания, памяти, мышления и т.д.), развивается его эмоционально-волевая сфера.
Какими бы ни были размеры вашей квартиры, обязательно отведите ребенку специальный уголок, где на коврике расставьте игрушечные мебель, разложите посуду, предметы быта, одежду и т. д. Чтобы привлечь внимание малыша, подберите яркие, красочные предметы. Играя вместе с ним, вы заметите, что у него возникает желание высказаться, проявить чувства. Поддержите его желания и инициативу. Например, медвежонок вывалился из машины – его надо пожалеть, приласкать; лошадка долго скакала – ее необходимо напоить водой, накормить. В течение дня как можно больше времени играйте с ребенком, периодически меняйте игрушки, чтобы поддерживать к ним интерес.
Приучайте ребенка бережно относиться к игрушкам, содержать их в порядке, убирать на место. Когда он еще слишком мал, убирайте игрушки сами, а малыш пусть их подает. Со временем ребенок все будет делать сам, но под вашим контролем и руководством. И наконец, когда вы научите его всему необходимому, он справится с заданием самостоятельно. Если ребенок знаком с хозяйственно-бытовым трудом членов семьи, его заинтересует игра «Кому что нужно?». Предложите подобрать картинки с изображением тех предметов, которые потребуются матери для приготовления обеда (продукты, кухонная посуда, мясорубка), отцу в работе по дому (молоток, пила, гвозди), бабушке при вязании (спицы, моток шерсти) и т.д. В игровой форме вам будет проще познакомить ребенка с цветом, формой, величиной предметов, привить навыки пространственной ориентировки. Если вы знакомите малыша с цветом предметов, то попросите его сначала разложить предметы на две группы и объясните значения слов «цвет», «такой же», «разные». Материалом послужат цветные палочки или карандаши: красный – синий, желтый – зеленый, синий – белый и т.д.
У ребенка может вызвать интерес раскладывание палочек двух цветов в разные стороны. Сначала покажите малышу, как это делается, не забывая
одновременно спрашивать, куда положить предмет того или иного цвета. Например, вы показываете ребенку желтую палочку и спрашиваете его: «Где лежит палочка такого же цвета? Куда ее положить?» Ребенок отвечает или чаще всего указывает жестом. Вы кладете желтую палочку рядом с желтыми и поясняете, что они одинаковые. Так раскладываются несколько пар палочек. Далее ребенок, по возможности самостоятельно, показывает, куда надо положить палочки. Помните, что занятия по ознакомлению с цветом следует проводить при естественном освещении. Пособия размещайте на белом фоне. Если вы используете карандаши, то лучше, чтобы они были незаточенными. Желательно, чтобы ребенок научился группировать карандаши (палочки) двух цветов. Если малыш не может выполнить задание, то вместе с ним раскладывайте карандаши и палочки. Как правило, дети с недостатками развития неуклюжи, поэтому в режиме дня отведите определенное время подвижным играм. Приучайте ребенка лазать, бегать, ходить по выложенным на полу из веревок квадрату, кругу, различным линиям. Такие занятия помогут координации движений, восстановят нормальную походку. Научите малыша бросать мяч, доставать различные вещи, находящиеся в труднодоступных местах (встать на стул и достать со шкафа куклу). Постепенно, по мере развития ребенка, игры усложняйте, увеличивая расстояния пробега, число играющих.
Ребенок с ограниченными возможностями, как и любой другой, нуждается в контактах со сверстниками. Если в семье есть еще дети, это, как правило, благоприятно отражается на малыше, он легче общается с окружающими. Если у него братьев и сестер нет, то он нередко лишается детского общества. В этом случае познакомьте сына или дочь со здоровым ребенком младшего возраста и постарайтесь организовать их совместную игру. Старайтесь вовлечь его в игру с другими детьми.
Родительские ожидания и личность ребёнка
Существует несколько факторов, которые влияют на формирование психоэмоциональной структуры личности ребенка:
Большинство детей таковы, что безоговорочно доверяют своим родителям и действуют согласно их ожиданиям, во всяком случае, стремятся к этому от всего сердца. Но приходит пора, когда они начинают понимать, что родители не замечают их за своими требования и ожиданиями, что их как личностей уже и не видят, тогда они начинают выходить из-под контроля, проявляя качества своей личности, что повергает в негодование или непонимание взрослых («мы для тебя столько сделали, а ты?»). Другими возможными сценариями развития личности могут стать формирование тревожности и неуверенного поведения детей, позднее взросление, нежелание проявлять самостоятельность, иногда возникают проблемы лишнего веса. Дети и подростки, также как и взрослые, склонны «заедать» такие психологические проблемы, как стресс, неприятности или сильные эмоции, а порой едят просто так, от скуки. Иногда причиной переедания оказывается недостаток или отсутствие родительского внимания, и лишние калории, полученные с пищей, приводят к избыточному весу.
Очень важно каждому родителю найти такую деятельность для ребёнка, в которой он способен самоутвердиться. Ощущение успеха – лучшее лекарство от повышенной тревожности и чувства ненужности. Кроме того, ребёнок должен чувствовать себя защищенным, знать, что при необходимости взрослые обязательно придут на помощь. Повысить самооценку за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно обращаться к ребёнку по имени, хвалить его за незначительные успехи, отмечать их в присутствии других детей. Похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем, ребёнок обязательно должен знать, за что его похвалили.
Спокойные, уверенные в себе родители, способные принять ребёнка таким, какой он есть, не ждущие от него моментальных сверхдостижений, с пониманием относящиеся к его успехам и неудачам, — вот залог уверенности и адекватной самооценки ребенка, залог его успешности в будущем.
Бобат терапия у детей что это такое
Тема сегодняшней статьи – Бобат-терапия и её возможности в реабилитации пациентов с ДЦП.
Нужны занятия с логопедом?
Бобат-терапия. Церебральный паралич (ДЦП) – это группа расстройств, которые влияют на способность человека двигаться и поддерживать равновесие и осанку.
В предыдущих статьях мы выяснили, что подобное расстройство возникает вследствие повреждения головного мозга, которое может произойти как до, так во время и после рождения. Полностью излечиться от ДЦП невозможно, однако в современном мире существует множество методов терапии, которые помогают людям с данным заболеваниям справиться с тяжёлыми симптомами, болью и максимально адаптироваться в окружающем мире.
Раннее лечение детей с церебральным параличом важно, поскольку развивающийся мозг и тело более устойчивы. Это означает, что в это время появляется больше возможностей исправить или улучшить некоторые ограничения подвижности ребёнка.
Люди с церебральным параличом могут улучшить свои двигательные навыки с помощью традиционной и альтернативной терапии, лекарств, хирургии и многого другого. Тема сегодняшней статьи – Бобат-терапия и её возможности в реабилитации пациентов с ДЦП.
Что такое Бобат-терапия?
Бобат-терапия – эффективный целостный подход к восстановительному лечению пациентов с поражениями центральной нервной системы.
Нейродинамическая реабилитация по Бобату эффективна вне зависимости от тяжести, возраста и наличия сопутствующих заболеваний. Она практикуется реабилитологами по всему миру.
Кому подходит
Бобат-терапия подходит пациентам с ДЦП всех возрастов.
Краткая история
Авторами данной методики стали Карл и Берта Бобат – супружеская пара из Лондона. Карл был нейрофизиологом, а Берта занималась физиотерапией. В 1940-х годах супруги разработали систему специальных занятий, которая в дальнейшем была названа в их честь. В наши дни концепция Бобат является нейродинамической реабилитацией.
На чём основан метод
Бобат-концепция основывается на способности мозга к нейропластичности в изменчивой окружающей среде, которая побуждает к совершенствованию двигательного поведения. За время существования концепции фокус её применения сместился с попыток повлиять на восстановление повреждённой ЦНС на нормализацию движений пациента. Значимым открытием стал тот факт, что за контроль движения или нахождения в статической позе отвечают не мышцы, а наш мозг. Следовательно, задача терапевта – скорректировать движения пациента, сделать их более правильными при помощи методов сенсорного воздействия.
Цель
Основной целью лечения методом Бобат является поощрение и повышение эффективности собственных движений и функциональных способностей человека, насколько это возможно. Как итог – помочь пациенту успешно интегрироваться в социум и адаптироваться к окружающей среде.
Задачи и функции
Бобат-терапия призвана стимулировать нормальное двигательное развитие пациентов и предупреждать возникновение осложнений, таких как контрактуры, деформации и другие последствия болезни. В задачи терапии входит работа с мышечным тонусом в целях повышения качества движения и функциональной активности пациента.
В чём суть метода?
Терапевт пытается дать пациенту нормальное ощущение активного движения, которое переводится в сферу целенаправленного действия. Для этого он использует технологии управления и направляет движения пациента с тщательно ранжированным стимулированием. Бобат-терапия не включает в себя канонические упражнения или комплексы. Она каждый раз практикуется индивидуально. По словам Берты Бобат, задача терапевта – делать то, что работает максимально эффективно. Терапевт как скульптор «вылепляет» правильные движения у своего подопечного и стремится к правильному и нормальному движению, а также максимальной независимости пациента.
Что в него входит
В процессе своей работы терапевт применяет следующие методы:
В процессе у пациента начинают меняться привычные ощущения от движения и статических положений тела, что даёт возможность их дальнейшей коррекции.
Принципы
Бобат-терапия основывается на способности мозга приспосабливаться к изменениям, реорганизации и восстановлению после неврологического повреждения.
Подход Бобат опирается на ряд принципов, которые включают в себя:
Методика Б и К Бобат – средства двигательной реабилитации, принципы и положения
Бобат терапия (методика Берты и Карла Бобат) – это современная реабилитационная методика, позволяющая восстановить тонус мышц, возобновить моторную функцию двигательного аппарата и развить мелкую моторику рук. Методика Бобат направлена на восстановление нервных клеток путем как физических, так и мыслительных упражнений. В наше время данная методика широко применятся в целях реабилитации после инфаркта и инсульта у пациентов разных возрастов, а также для лечения детей с церебральным параличом.
Команда врачей центра реабилитации Юсуповской больницы, основываясь на последних достижениях медицины, разрабатывает план лечения по индивидуальным показаниям каждого пациента. Благодаря современному техническому оснащению нашей больницы, любая применяемая методика дает наилучший результат.
Принципы
Система Бобат терапии заключается в восстановлении двигательных функций человека путем стимуляции мышц, расширения амплитуды суставов, замещая патологические рефлекторные движения естественными для моторики человека. Регулярные занятия Бобат терапией с профессиональным инструктором помогают достичь следующих результатов:
В центре реабилитации Юсуповской больницы работают профессиональные врачи, главной задачей которых является помочь пациенту с любым диагнозом эффективно пройти курс реабилитации. Команда специалистов, основываясь на многолетнем опыте работы, мотивируют наших пациентов к выздоровлению, обеспечивая надлежащие условия для их скорейшего восстановления.
Показания и противопоказания к применению терапии
Данная методика разработана для лечения большого количества врожденных или приобретенных заболеваний, в число которых входят:
Несмотря на широкий спектр действий Бобат терапии, существует ряд противопоказаний к ее применению. Использование данной методики при условии наличия следующих патологий должно быть предварительно оговорено с лечащим врачом. Противопоказаниями к проведению Bobath терапии являются:
Основные положения системы
Лечение посредством Бобат терапии предполагает постепенную адаптацию пациента к нормальному образу жизни без физического дискомфорта. Основными принципами методики Бобат как для взрослых, так и для детей, являются:
Комплексная реабилитация и ее концепция
Наряду с Бобат терапией, врачи также часто рекомендуют совмещать данную практику с методом Войта. Концепцией данной методики является попеременная стимуляция определённых зон на теле человека, отвечающих за естественные рефлекторные моторные реакции организма. Существует 10 таких зон, каждая из которых отвечает за определённое рефлекторное движение. Метод выполняется очень медленно, что помогает достигнуть большего эффекта. В комплексе с Бобат терапией реабилитация проходит успешнее и быстрее, однако прежде чем начать выполнение любой из методик необходимо проконсультироваться с врачом.
Где пройти реабилитацию в Москве
Своевременно начатая реабилитация является ключом к скорейшему восстановлению, поскольку, упустив момент, возобновить двигательные функции организма в будущем будет гораздо сложнее. Команда специалистов-реабилитологов Юсуповской больницы работают с пациентами с разными диагнозами, что гарантирует грамотный индивидуальный подход к каждому человеку. Записаться на предварительную консультацию к специалисту можно по телефону Юсуповской больницы, либо обратившись к врачу-координатору на нашем сайте.
Бобат терапия — метод реабилитации заболеваний ЦНС
Бобат терапия — эффективная методика реабилитации пациентов с органическими поражениями головного мозга, в том числе детского церебрального паралича (ДЦП), и последствий ишемического инсульта. Применение концепции позволяет достигать результатов в виде полного восстановления двигательной активности пациентов разного возраста.
Методика разработана британскими специалистами: физиотерапевтом Бертой Бобат и нейрофизиологом Карлом Бобат в 1943 году. Путем длительных наблюдений за пациентами со спастическими нарушениями мускулатуры Берта выявила закономерность в эффективном взаимодействии психики и тела в лечении и укреплении всего организма, а не отдельных его частей. А Карл как профессор психотерапии и нейрофизиологии научно обосновал концепцию нейродинамической реабилитации и создал практический алгоритм ее применения в работе с пациентами.
Концепция помогает тысячам пациентов с нарушениями ЦНС по всему миру повысить качество жизни и двигаться самостоятельно. Студенты МАМР, обучаясь у европейских специалистов-практиков Бобат, становятся востребованными реабилитологами и могут работать с самыми сложными случаями спастических нарушений как со взрослыми, так и с детьми.
Показания к Бобат терапии
Применение Бобат терапии рекомендовано при следующих патологиях:
Задержка психомоторного развития.
Нарушения движения и равновесия.
Опухоли и воспаления головного мозга.
При всех этих заболеваниях применение техник Бобат терапии дает результаты в виде повышения качества двигательной активности.
Принцип действия Бобат терапии
Концепция основана на выработке у пациента управляемых, рациональных и осознанных движений, которые позволяют снижать мышечные спазмы.
Так как мозг человека пластичен, он способен к реорганизации, то есть здоровый участок мозга может обучаться и выполнять задачи, которые ранее выполнялись поврежденным участком мозга. С помощью комплекса физических упражнений и мануальных техник тело больного обучается заново выполнять необходимые движения самостоятельно.
Лечение по методике Бобат предполагает постепенную адаптацию пациента к нормальному образу жизни без физического дискомфорта.
Основные принципы Бобат терапии для взрослых и детей:
Безболезненность — упражнения не должны доставлять пациенту никакой боли или дискомфорта.
Регулярность — для получения результатов терапия должна выполняться ежедневно.
План лечения — реабилитационные мероприятия выполняют исходя из динамических возможностей пациента.
Разнообразие упражнений — Бобат терапию проводят с постепенным усложнением упражнений.
Непрерывный контроль со стороны лечащего врача и инструктора ЛФК, в ряде случаев к лечению подключают неврологов, ортопедов и нейрохирургов.
Реабилитация пациентов с помощью Бобат терапии предполагает работу терапевта с использованием специального стола, матов, мануальные техники и обучение движениям.
Во время упражнений задействованы ослабленные и парализованные части тела. Происходит обучение пациента восприятию своего положения в пространстве и контролю движений всей мускулатуры.
Для достижения результатов пациентам нужно научиться самостоятельно контролировать мышечный тонус, правильно применяя навыки напряжения и расслабления, выполнять движения по психомоторному стереотипу, что позволяет вернуть координацию.
Особенности Бобат терапии для детей
Методику можно применять для реабилитации детей в первый год жизни. В это время мозг наиболее быстро адаптируется к изменениям, и тело активно учится правильным самостоятельным движениям. Занятия предусматривают игровую форму, чтобы ребенок мог пробовать, щупать и играть с разными предметами, развивая мелкую моторику. С ростом числа взаимодействий с элементами внешнего мира, тем больше участков головного мозга активизируется в комплексе со всем организмом. Если ребенок развивается медленно и к 9 месяцам не сидит самостоятельно, следует обратиться к неврологу и начать курс Бобат терапии для развития моторики и сенсорики.
Бобат терапия в лечении ДЦП
Лечебная физкультура по Бобат способствует развитию у детей с церебральным параличом навыков игры и движений, обучает уходу за собой, развивает привычки, соблюдение которых обязательно в быту. Упражнения позволяют снять мышечное напряжение и способствуют восстановлению нормальной двигательной активности.
Рассмотрим пример комплекса упражнений из Бобат концепции для детей с ДЦП.
В начале упражнений ребенок лежит на спине в состоянии напряжения в теле и конечностях:
Расслабляем кисть руки. Берем большой палец парализованной кисти и перемещаем в направлении наружной части кисти. Удерживаем большой палец в новой для него позиции до 3 минут, чтобы расслабить мышцы кисти.
После снятия спазмов и расслабления мышц берем кончики пальцев кисти, и разгибаем их, не прикасаясь к ладони.
После распрямления пальцев спастической кисти сгибаем и разгибаем запястье, отводим его без перемены положения большого пальца.
Далее сгибаем плечо, удерживая большой палец в отведенном состоянии. Руку выводим вперед, сгибая плечо. После сгибания плеча под максимальным углом, удерживаем руку в полученном положении до наступления мышечной релаксации.
Сгибаем и разгибаем ноги. Для этого отгибаем большой палец парализованной ноги ребенка вверх, фиксируем в этом положении, пока спазмированная нога ребенка не расслабится. Одной рукой давим над коленом, а другой рукой тянем стопу вверх, а потом вниз. Отводим ногу. Максимально выпрямляем ноги при согнутой стопе. Давим на внутреннюю сторону колена, одновременно вытягиваем ногу.
Нога должна быть в согнутом состоянии. Одной рукой удерживаем палец стопы с отведением вверх, другой рукой давим на колено в направлении нужного движения. Медленно, без изменений темпа, отклоняем колено на максимальный угол.
Голеностоп сгибаем, затем разгибаем. Одной рукой удерживаем большой палец ноги в отведении вверх, другой рукой помогаем ребенку сгибать и разгибать стопу.
Упражнения выполняют медленно, с перерывами. Результат достигается за счет регулярности и непрерывности процедур. Для удержания нужного положения тела могут применяться ортотики — специальные ортопедические приспособления в виде стульчиков, вертикализаторов, ортезов, которые помогают быстрее восстановить двигательную активность ребенка.
В МАМР большое внимание уделено обучению специалистов Бобат терапии для детей с рождения. Европейские специалисты-практики Анна Гогола и Гнат Рафал на своих курсах и семинарах кроме диагностики и упражнений по этой концепции обучают мануальным практикам при тесном взаимодействии с неврологами, ортопедами, нейрохирургами. Обучают терапии с помощью специального ортопедического оборудования
Бобат терапия в реабилитации инсульта
Восстановление пациента после инсульта строится на постоянном взаимодействии с реабилитологом. Доктор дает пациенту возможность восстановить двигательную активность через «новый путь», пользуясь пластичностью нервной системы. В этой концепции организм человека рассматривают как единую систему, где все мышцы и ткани взаимосвязаны. И, воздействуя на здоровую часть тела, можно постепенно вернуть подвижность пораженной.
Упражнения направлены на снижение чрезмерного напряжения мышц. В основе метода лежит растяжение мышц-разгибателей. В курсе лечебной гимнастики предусмотрен большой спектр упражнений на растяжение и укрепление мышц с целью возвращения чувствительности и самостоятельного управления телом.
Результаты лечения у взрослых
Каждое действие методики направлено на достижение пациентом одной из следующих целей:
Ингибиция — пациент может самостоятельно удерживать непроизвольные движения тела.
Фасилитация — с использованием направляющих движений по растяжке и расслаблению мышц тело пациента запоминает, как именно нужно двигаться.
Достижение самостоятельности. В занятия включаются разные элементы обслуживания себя, которые пациент должен освоить, чтобы обходиться без помощи родственников.
Обучение Бобат терапии в МАМР
В Международной академии медицинской реабилитации вы можете пройти обучение Бобат терапии для взрослых с возможностью реабилитации пациентов после инсульта и других неврологических патологий.