бобат терапия у детей с дцп что это
Бобат терапия — метод реабилитации заболеваний ЦНС
Бобат терапия — эффективная методика реабилитации пациентов с органическими поражениями головного мозга, в том числе детского церебрального паралича (ДЦП), и последствий ишемического инсульта. Применение концепции позволяет достигать результатов в виде полного восстановления двигательной активности пациентов разного возраста.
Методика разработана британскими специалистами: физиотерапевтом Бертой Бобат и нейрофизиологом Карлом Бобат в 1943 году. Путем длительных наблюдений за пациентами со спастическими нарушениями мускулатуры Берта выявила закономерность в эффективном взаимодействии психики и тела в лечении и укреплении всего организма, а не отдельных его частей. А Карл как профессор психотерапии и нейрофизиологии научно обосновал концепцию нейродинамической реабилитации и создал практический алгоритм ее применения в работе с пациентами.
Концепция помогает тысячам пациентов с нарушениями ЦНС по всему миру повысить качество жизни и двигаться самостоятельно. Студенты МАМР, обучаясь у европейских специалистов-практиков Бобат, становятся востребованными реабилитологами и могут работать с самыми сложными случаями спастических нарушений как со взрослыми, так и с детьми.
Показания к Бобат терапии
Применение Бобат терапии рекомендовано при следующих патологиях:
Задержка психомоторного развития.
Нарушения движения и равновесия.
Опухоли и воспаления головного мозга.
При всех этих заболеваниях применение техник Бобат терапии дает результаты в виде повышения качества двигательной активности.
Принцип действия Бобат терапии
Концепция основана на выработке у пациента управляемых, рациональных и осознанных движений, которые позволяют снижать мышечные спазмы.
Так как мозг человека пластичен, он способен к реорганизации, то есть здоровый участок мозга может обучаться и выполнять задачи, которые ранее выполнялись поврежденным участком мозга. С помощью комплекса физических упражнений и мануальных техник тело больного обучается заново выполнять необходимые движения самостоятельно.
Лечение по методике Бобат предполагает постепенную адаптацию пациента к нормальному образу жизни без физического дискомфорта.
Основные принципы Бобат терапии для взрослых и детей:
Безболезненность — упражнения не должны доставлять пациенту никакой боли или дискомфорта.
Регулярность — для получения результатов терапия должна выполняться ежедневно.
План лечения — реабилитационные мероприятия выполняют исходя из динамических возможностей пациента.
Разнообразие упражнений — Бобат терапию проводят с постепенным усложнением упражнений.
Непрерывный контроль со стороны лечащего врача и инструктора ЛФК, в ряде случаев к лечению подключают неврологов, ортопедов и нейрохирургов.
Реабилитация пациентов с помощью Бобат терапии предполагает работу терапевта с использованием специального стола, матов, мануальные техники и обучение движениям.
Во время упражнений задействованы ослабленные и парализованные части тела. Происходит обучение пациента восприятию своего положения в пространстве и контролю движений всей мускулатуры.
Для достижения результатов пациентам нужно научиться самостоятельно контролировать мышечный тонус, правильно применяя навыки напряжения и расслабления, выполнять движения по психомоторному стереотипу, что позволяет вернуть координацию.
Особенности Бобат терапии для детей
Методику можно применять для реабилитации детей в первый год жизни. В это время мозг наиболее быстро адаптируется к изменениям, и тело активно учится правильным самостоятельным движениям. Занятия предусматривают игровую форму, чтобы ребенок мог пробовать, щупать и играть с разными предметами, развивая мелкую моторику. С ростом числа взаимодействий с элементами внешнего мира, тем больше участков головного мозга активизируется в комплексе со всем организмом. Если ребенок развивается медленно и к 9 месяцам не сидит самостоятельно, следует обратиться к неврологу и начать курс Бобат терапии для развития моторики и сенсорики.
Бобат терапия в лечении ДЦП
Лечебная физкультура по Бобат способствует развитию у детей с церебральным параличом навыков игры и движений, обучает уходу за собой, развивает привычки, соблюдение которых обязательно в быту. Упражнения позволяют снять мышечное напряжение и способствуют восстановлению нормальной двигательной активности.
Рассмотрим пример комплекса упражнений из Бобат концепции для детей с ДЦП.
В начале упражнений ребенок лежит на спине в состоянии напряжения в теле и конечностях:
Расслабляем кисть руки. Берем большой палец парализованной кисти и перемещаем в направлении наружной части кисти. Удерживаем большой палец в новой для него позиции до 3 минут, чтобы расслабить мышцы кисти.
После снятия спазмов и расслабления мышц берем кончики пальцев кисти, и разгибаем их, не прикасаясь к ладони.
После распрямления пальцев спастической кисти сгибаем и разгибаем запястье, отводим его без перемены положения большого пальца.
Далее сгибаем плечо, удерживая большой палец в отведенном состоянии. Руку выводим вперед, сгибая плечо. После сгибания плеча под максимальным углом, удерживаем руку в полученном положении до наступления мышечной релаксации.
Сгибаем и разгибаем ноги. Для этого отгибаем большой палец парализованной ноги ребенка вверх, фиксируем в этом положении, пока спазмированная нога ребенка не расслабится. Одной рукой давим над коленом, а другой рукой тянем стопу вверх, а потом вниз. Отводим ногу. Максимально выпрямляем ноги при согнутой стопе. Давим на внутреннюю сторону колена, одновременно вытягиваем ногу.
Нога должна быть в согнутом состоянии. Одной рукой удерживаем палец стопы с отведением вверх, другой рукой давим на колено в направлении нужного движения. Медленно, без изменений темпа, отклоняем колено на максимальный угол.
Голеностоп сгибаем, затем разгибаем. Одной рукой удерживаем большой палец ноги в отведении вверх, другой рукой помогаем ребенку сгибать и разгибать стопу.
Упражнения выполняют медленно, с перерывами. Результат достигается за счет регулярности и непрерывности процедур. Для удержания нужного положения тела могут применяться ортотики — специальные ортопедические приспособления в виде стульчиков, вертикализаторов, ортезов, которые помогают быстрее восстановить двигательную активность ребенка.
В МАМР большое внимание уделено обучению специалистов Бобат терапии для детей с рождения. Европейские специалисты-практики Анна Гогола и Гнат Рафал на своих курсах и семинарах кроме диагностики и упражнений по этой концепции обучают мануальным практикам при тесном взаимодействии с неврологами, ортопедами, нейрохирургами. Обучают терапии с помощью специального ортопедического оборудования
Бобат терапия в реабилитации инсульта
Восстановление пациента после инсульта строится на постоянном взаимодействии с реабилитологом. Доктор дает пациенту возможность восстановить двигательную активность через «новый путь», пользуясь пластичностью нервной системы. В этой концепции организм человека рассматривают как единую систему, где все мышцы и ткани взаимосвязаны. И, воздействуя на здоровую часть тела, можно постепенно вернуть подвижность пораженной.
Упражнения направлены на снижение чрезмерного напряжения мышц. В основе метода лежит растяжение мышц-разгибателей. В курсе лечебной гимнастики предусмотрен большой спектр упражнений на растяжение и укрепление мышц с целью возвращения чувствительности и самостоятельного управления телом.
Результаты лечения у взрослых
Каждое действие методики направлено на достижение пациентом одной из следующих целей:
Ингибиция — пациент может самостоятельно удерживать непроизвольные движения тела.
Фасилитация — с использованием направляющих движений по растяжке и расслаблению мышц тело пациента запоминает, как именно нужно двигаться.
Достижение самостоятельности. В занятия включаются разные элементы обслуживания себя, которые пациент должен освоить, чтобы обходиться без помощи родственников.
Обучение Бобат терапии в МАМР
В Международной академии медицинской реабилитации вы можете пройти обучение Бобат терапии для взрослых с возможностью реабилитации пациентов после инсульта и других неврологических патологий.
Бобат терапия у детей с дцп что это
Хотите чтобы наши специалисты приехали в ваш город и провели курс реабилитации? В этой новости мы расскажем, как это организовать.
Как меняется процесс лечения в центрах «Первый шаг», и как это отражается на пациентах. Расскажем в нашей новости!
Реабилитационный центр «Первый шаг» применяет Бобат-терапию для моторного обучения пациентов с целью более эффективного управления движением в различных средах и, тем самым, улучшения качества жизни больного. Этот подход к неврологической реабилитации является многопрофильным. В первую очередь в нем участвуют физиотерапевты, неврологи, врачи-терапевты и педиатры, а также логопеды.
История возникновения Бобат-терапии
Берта Бобат предложила новый подход к реабилитации, выработанный на основе собственного опыта и наблюдений. Проводя сеансы гимнастики, она обнаружила, что в определенных физиологических позах тела у больных со спастическими поражениями тормозятся патологические двигательные рефлексы. Нахождение пациента в такой позиции способствовало снижению мышечного напряжения и формированию управляемых движений. Эмпирический опыт Берты был научно обоснован Карелом Бобатом и получил название Бобат-терапии, а затем в США, по предложению его основательницы, был обозначен термином «нейро-развивающее лечение» (NDT). Супруги Бобат одними из первых сделали предположение и написали о пластичности нервной системы, о значимости сенсорных нарушений, сенсомоторного обучения, индивидуализированной постановки целей, показателей результата, ограничения активности, функционального участия, домашних программ и родительского образования.
Согласно концепции Бобат развитие нервной системы генетически детерминировано (определено). Оно обусловливается генетической программой, которая формируется еще в утробе матери при развитии плода. Вместе с этим мозг обладает огромными компенсаторными возможностями и способен к восстановлению генетически заданных стереотипов движения. Это означает что даже врожденные дефекты развития могут быть компенсированы за счет принятых во время мер.
Одна из основных идей, лежащих в основе концепции Бобата, состоит в том, что каждый человек с неврологическим поражением имеет потенциал для улучшения функциональных характеристик его организма.
У новорожденного есть заложенные природой врожденные формы поведения: плач с целью привлечь внимание, поисковый, хватательный, сосательный рефлексы, спонтанные и рефлекторные движения туловища и конечностей. Они позволяют младенцу контактировать с внешней средой и получать информацию об окружающем мире. Врожденное поведение с третьего месяца жизни заменяется системой получения опыта с помощью сенсорной информации.
В норме непрерывно поступающие слуховые, тактильные, проприоцептивные, зрительные, вестибулярные раздражения обрабатываются соответствующими зонами головного мозга и способствуют формированию моторных реакций.
У ребенка с ДЦП из-за повреждений в нервной ткани в раннем детском возрасте формируются аномальные нейронные связи, формируется функциональная система, отличная от той, что заданна природой. В результате появляются спастический, гиперкинетический, атонический синдромы, нарушаются двигательные стереотипы и речь, ухудшается способность концентpации сознания на выполнении определённой pаботы. Аномалии закрепляются, нарушения двигательной активности по мере развития увеличивают степень формирования неправильных функциональных связей, недостаток двигательной активности приводит к атрофии мышечной ткани, ухудшению кровообращения и тока лимфы, нарушению чувствительности проприоцепторов, затруднению передачи нервных импульсов с периферии нервной системы в головной мозг
Индивидуальная программа реабилитации по методике Бобат-терапии у каждого больного всегда особенная, подходящая именно ему.
Бобат-терапия основывается на индивидуальном подходе к каждому пациенту. Уникальность каждого человека и каждого клинического случая диктует поиск уникального пути реабилитации. В некотором смысле Бобат-терапия – не лечение, а образ жизни. Роль терапевта заключается в том, чтобы помочь человеку действовать наилучшим образом, помогая противодействовать любому нежелательному увеличению тонуса и стимулируя даже самые незначительные движения пораженных атоничных областей.
Задача терапевта направлена на максимально возможное восстановление потенциала пациента в рамках ограничений поврежденной ЦНС, способной компенсировать работу пораженной части за счет активации здоровых зон.
Все сеансы Бобат-терапии проводятся в форме игры, с использованием гимнастических мячей, валиков, качелей, специальных приспособлений, предметов быта. Некоторым детям мы рекомендуем брать два занятия подряд, такая нагрузка им вполне по силам. К тому же, игровая форма занятий помогает легко заинтересовать ребенка. Вскоре они сами с нетерпением ожидают новой встречи со своим любимым инструктором.
Комплексный план лечения, может включать следующие процедуры:
Методика Б и К Бобат – средства двигательной реабилитации, принципы и положения
Бобат терапия (методика Берты и Карла Бобат) – это современная реабилитационная методика, позволяющая восстановить тонус мышц, возобновить моторную функцию двигательного аппарата и развить мелкую моторику рук. Методика Бобат направлена на восстановление нервных клеток путем как физических, так и мыслительных упражнений. В наше время данная методика широко применятся в целях реабилитации после инфаркта и инсульта у пациентов разных возрастов, а также для лечения детей с церебральным параличом.
Команда врачей центра реабилитации Юсуповской больницы, основываясь на последних достижениях медицины, разрабатывает план лечения по индивидуальным показаниям каждого пациента. Благодаря современному техническому оснащению нашей больницы, любая применяемая методика дает наилучший результат.
Принципы
Система Бобат терапии заключается в восстановлении двигательных функций человека путем стимуляции мышц, расширения амплитуды суставов, замещая патологические рефлекторные движения естественными для моторики человека. Регулярные занятия Бобат терапией с профессиональным инструктором помогают достичь следующих результатов:
В центре реабилитации Юсуповской больницы работают профессиональные врачи, главной задачей которых является помочь пациенту с любым диагнозом эффективно пройти курс реабилитации. Команда специалистов, основываясь на многолетнем опыте работы, мотивируют наших пациентов к выздоровлению, обеспечивая надлежащие условия для их скорейшего восстановления.
Показания и противопоказания к применению терапии
Данная методика разработана для лечения большого количества врожденных или приобретенных заболеваний, в число которых входят:
Несмотря на широкий спектр действий Бобат терапии, существует ряд противопоказаний к ее применению. Использование данной методики при условии наличия следующих патологий должно быть предварительно оговорено с лечащим врачом. Противопоказаниями к проведению Bobath терапии являются:
Основные положения системы
Лечение посредством Бобат терапии предполагает постепенную адаптацию пациента к нормальному образу жизни без физического дискомфорта. Основными принципами методики Бобат как для взрослых, так и для детей, являются:
Комплексная реабилитация и ее концепция
Наряду с Бобат терапией, врачи также часто рекомендуют совмещать данную практику с методом Войта. Концепцией данной методики является попеременная стимуляция определённых зон на теле человека, отвечающих за естественные рефлекторные моторные реакции организма. Существует 10 таких зон, каждая из которых отвечает за определённое рефлекторное движение. Метод выполняется очень медленно, что помогает достигнуть большего эффекта. В комплексе с Бобат терапией реабилитация проходит успешнее и быстрее, однако прежде чем начать выполнение любой из методик необходимо проконсультироваться с врачом.
Где пройти реабилитацию в Москве
Своевременно начатая реабилитация является ключом к скорейшему восстановлению, поскольку, упустив момент, возобновить двигательные функции организма в будущем будет гораздо сложнее. Команда специалистов-реабилитологов Юсуповской больницы работают с пациентами с разными диагнозами, что гарантирует грамотный индивидуальный подход к каждому человеку. Записаться на предварительную консультацию к специалисту можно по телефону Юсуповской больницы, либо обратившись к врачу-координатору на нашем сайте.
ДЦП: обзор методик реабилитации. Часть 1
Дети с ДЦП постоянно проходят курсы реабилитаций, в разных центрах – разные методы. Чем они отличаются друг от друга? Разбираясь с методиками реабилитаций церебрального паралича, корреспондент «Милосердие.ru» Софья Бакалеева собрала столько материала, что он не уместился в одну статью.
Приведенные здесь методики — лишь инструменты реабилитации и адаптации ребенка с ДЦП. Важно, чтобы они попали в руки грамотного специалиста. В руках профессионального реабилитолога, понимающего свою компетенцию, учитывающего и уважающего интересы своего пациента, все эти методики становятся способом подарить пациенту с ДЦП иногда — независимость, иногда — свободу передвижения, но всегда — уверенность в себе.
Главное: у каждого вмешательства, у каждого нового витка реабилитации должна быть цель. Не далекая и не абстрактная — «быть здоровым» или «быть как все».
Посмотрим на правый столбик и увидим аббревиатуру — SMART («умный»). Концепцию SMART-целей давно используют в бизнесе, в частной жизни для решения конкретных проблем и в том числе в реабилитации. Она доказала свою эффективность.
1) Физическая терапия (англ. physical therapy) (не путать с физиотерапией)
Возраст: любой
Автор: первым упоминанием об эффективном использовании массажа, манипулятивных техник и гимнастики считают 1813 год, когда отец шведской гимнастики Пер Хенрик Линг (Per Henrik Ling) основал Королевский центральный институт гимнастики (RCIG). Однако официальным днем рождения специальности «физический терапевт» считается 1894 год, когда четыре британские медсестры объединились в общество, чтобы использовать лечебный массаж и гимнастику в своей клинической практике. Всемирная конфедерация физической терапии (WCPT) была создана в 1951 году, и сегодня насчитывает 106 стран-членов.
На чем основан: метод основан на научном подходе и принципах доказательной медицины (evidence-based medicine).
Кому подходит: пациентам, имеющим самые разные заболевания и состояния в области неврологии, травматологии, ортопедии, кардиологии, паллиативной медицины, с самым разным течением и прогнозом.
Цель: в максимально возможной степени восстановить и поддержать способность человека к движению и независимости, развивать функциональные движения, не допустить либо ограничить развитие осложнений, например, контрактур, деформаций, пролежней, помочь клиенту контролировать боль и поддерживать функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
Задачи: в фокусе физической терапии находится движение, причем максимально активное, которое инициирует сам пациент. Физические терапевты считают его восстановление и поддержание — главной целью своей деятельности. С ним связана любая наша активность, оно помогает общаться с людьми, устанавливать социальные контакты, проявлять чувства. В любом нашем движении неразрывно переплетены физические, социальные и психологические факторы.
Суть метода: физические терапевты применяют физические (естественные) методы воздействия на клиента, основанные на движении, мануальном воздействии, массаже, рефлексотерапии и действии тепла, света, высоких частот, ультразвука и воды. Но основным считает механическую силу и движение. Результатом работы физического терапевта являются максимально активные и правильные движения, которые планирует, инициирует и выполняет уже сам клиент (пациент) в рамках своего двигательного потенциала.
Способ: вмешательство физического терапевта — это:
— специально подобранные физические упражнения: тренировка силы, равновесия, компонентов движений и т.д. с учетом нарушений клиента и ряда других факторов;
— приемы, помогающие клиенту выполнить то или иное движение;
— выбор и формирование правильных поз (положений тела), облегчающих состояние человека и/или препятствующих возникновению осложнений;
— техники и приемы правильного перемещения пациентов;
— подбор и адаптация технических вспомогательных средств реабилитации;
— обучение клиентов и тех, кто им помогает (если им приходится перемещать пациента), правильному двигательному поведению.
Принципы: В настоящее время физические терапевты, эрготерапевты, как и многие другие профессионалы, используют так называемый проблемно-ориентированный подход. Процесс состоит из следующих шагов: оценки, планирования вмешательства, собственно вмешательства и оценки эффективности вмешательства.
Работа физического терапевта начинается с оценки состояния всех структур и функций клиента, которые могут влиять на его движения, мобильность и иные функциональные возможности. Затем специалист, совместно с клиентом и/или его близкими, ставит четкие и понятные для клиента и членов его семьи цели вмешательства.
Формы работы: физический терапевт участвует в работе междисциплинарной команды, то есть, группы специалистов, в которую входят врачи, медицинские сестры, логопеды, психологи, педагоги и другие специалисты. В каждом конкретном случае команда формируется только из тех специалистов, помощь которых действительно нужна конкретному человеку и/или его семье. Работа в команде строится на партнерских взаимоотношениях между специалистами, все решения принимаются ими совместно после обсуждений, но при этом каждый член команды несет профессиональную ответственность за свою работу. Кроме профессионалов, в команду входят сам клиент и, достаточно часто, его родственники или другие близкие ему люди. Кооперация с клиентом, членами его семьи или людьми из его ближайшего окружения — неотъемлемое условие успешной помощи.
Противопоказания: нет
Продолжительность курса: идея курсовой терапии отсутствует, вмешательство осуществляется для достижения конкретной цели
2) Эрготерапия
Возраст: любой
На чем основан: на научном подходе и принципах доказательной медицины (evidence-based medicine). Термин «эрготерапия» был принят как русский эквивалент общепринятого термина «Occupation Therapy». Как специальность эрготерапия сформировалась после Второй мировой войны, когда общество столкнулось с проблемой массовой инвалидизации людей работоспособного возраста и необходимостью их реабилитировать.
Кому подходит: всем, перенесшим заболевание/травму или имеющим нарушения развития от рождения, оказавшимся по этой причине зависимыми от посторонней помощи.
Цель: помочь в максимально возможной степени восстановить способность человека к независимой жизни.
Задачи: помочь людям с различными физическими и психическими нарушениями активно выполнять повседневные дела, например, обслуживать себя (одеваться, раздеваться, мыться, принимать пищу и т.д.), участвовать в продуктивной деятельности — играть, работать, а также проводить досуг, например, осваивать хобби, и, таким образом, достичь максимальной независимости во всех аспектах повседневной жизни. Также эрготерапия препятствует снижению активности клиента, усугублению нарушений и ухудшению его состояния.
Суть метода: Эрготерапевты работают с клиентами, которые из-за своих нарушений ограничены в таких областях, как самообслуживание, продуктивная деятельность и досуг. Они не только анализируют влияние нарушений на разные виды деятельности, но и учитывают при этом действие личностных факторов и факторов окружающей среды (социальных, физических, экономических) на функционирование каждого клиента в конкретных ситуациях. В целом эрготерапевт использует те виды активности, которые важны для клиента и направлены на достижение максимально возможного уровня его функционирования, независимости в повседневной жизни и, следовательно, на улучшение качества жизни. Например, для ребенка это могут быть навыки одевания, самостоятельного приема пищи, игры, планирования свободного времени.
Способ: вмешательство эрготерапевта — это:
— специально подобранные методы обучения клиента и/или его родственников и ухаживающих за ним людей;
— приемы, помогающие клиенту выполнить тот или иной компонент выбранной активности;
— приемы модификации и адаптации задачи, стоящей перед клиентом, облегчающие ее выполнение;
— разнообразные приемы развития и тренировки функции руки и кисти;
— техники и приемы правильного перемещения пациентов, ухода и помощи в выполнении всех необходимых видов деятельности;
— использование разнообразных методов адаптации окружающей среды;
— подбор и адаптация технических вспомогательных средств реабилитации.
Принципы: проблемно-ориентированный подход: оценка, планирование вмешательства, собственно вмешательство и оценка эффективности вмешательства.
Работа эрготерапевта начинается с оценки важных и необходимых для клиента видов деятельности, качества их выполнения, актуальных возможностей клиента и анализа факторов, которые мешают либо помогают эффективно что-то делать, включая особенности окружающей среды и состояние всех структур и функций клиента. Затем специалист, совместно с клиентом и/или с его близкими намечают конкретные цели вмешательства.
Формы работы: эрготерапевты работают непосредственно с отдельными людьми, группами людей или сообществами, помогая им выполнять то, что они хотят, вынуждены или обязаны делать, и адаптируют сам вид деятельности и/или окружающую среду (обстановку) так, чтобы люди могли эффективнее выполнить стоящую перед ними задачу.
Противопоказания: нет
Продолжительность курса: идея курсовой терапии отсутствует, вмешательство осуществляется для достижения конкретной цели
3) Бобат-терапия
Возраст: любой
Авторы: супружеская пара из Лондона — нейрофизиолог Карл Бобат и физиотерапевт Берта Бобат — разработала в 40-х годах ХХ века систему специальных занятий, которая получила название Бобат-терапия. В наше время концепция Бобат реализована как нейродинамическая реабилитация.
На чем основан: способность мозга к нейропластичности в меняющихся условиях внешней среды, которые побуждают к совершенствованию двигательного поведения. За время существования методики фокус ее применения сместился от попытки влиять на восстановление поврежденной нервной системы к нормализации движений пациента. Важным открытием стало то, что не мышцы, а именно мозг контролирует то, как пациент выполняет движение или находится в статической позе. Значит терапевт может изменить движения пациента на более правильные, используя некоторые специфические приемы сенсорной стимуляции.
Кому подходит: людям с двигательными нарушениями, возникшими вследствие поражения центральной нервной системы
Цели: повышение функциональной активности пациента, максимальное повышение эффективности движения в рамках возможностей пациента (а не восстановление движения до уровня нормального), расширение его участия в социальной жизни.
Задачи терапии: стимуляция нормального двигательного развития и профилактика возникновения контрактур и деформаций, работа с мышечным тонусом — для улучшения качества движения.
Суть метода: С помощью технологий управления и направления движений пациента с тщательно ранжированным стимулированием терапевт стремится дать нормальное ощущение активного движения, которое переводится в сферу целенаправленного действия. Бобат-терапия – это нейроразвивающая терапия, не имеющая канонических упражнений или комплексов. Каждый раз она осуществляется индивидуально. Берта Бобат утверждала, что терапевт в этом методе обязан «делать то, что работает наилучшим образом». Терапевт словно «вылепляет» правильное движение у своего пациента и стремится к наиболее нормальному движению (позе) и максимальной самостоятельности пациента.
Способ: терапевт комбинирует приемы, которые называются сенсорной стимуляцией, ингибицией и фасилитацией:
— ингибиция — это торможение патологических движений, положений тела и рефлексов, которые препятствуют развитию нормальных движений;
— фасилитация — это облегчение правильных (нормальных) движений и положений тела;
— стимуляция – это тактильные и кинестетические стимулы, необходимые для того, чтобы ребенок лучше ощущал правильные движения и положение собственного тела в пространстве.
В результате у человека меняются привычные ощущения от движений и статического удержания позы. А это дает возможность коррекции поз и движений.
Принципы двигательного обучения: активное участие пациента, тренировка навыка, постановка значимых для пациента целей. При Бобат-терапии физический терапевт должен включить своего пациента в совместную деятельность, ребенок должен осознанно выполнять то или иное действие, что исключает с его стороны негативную реакцию. Если же она есть, действия терапевта изначально неверны и не могут привести ни к каким улучшениям.
Противопоказания:
Эпилепсия в период активных приступов
Выраженные психические расстройства
Острые воспаления и лихорадочные состояния
4) Войта-терапия
Возраст: любой
Автор: чешский профессор медицины Вацлав Войта (1917-2000). С 1948 по 1956 год он работал в неврологической клинике Карлова университета в Праге. С 1956 года – заведующий отделением детской неврологии в клинике медицинского факультета Пражского университета. В 1961 году ему поручили управление клиникой факультета детской неврологии в Праге. После ввода войск в Чехословакию в августе 1968 года нашел убежище в ФРГ, в Ортопедической университетской клинике в Кёльне. В 1975 году стал заведующим реабилитационного отделения Мюнхенского детского центра.
На чем основан: по теории Войта, если закрепить движения на рефлекторном уровне, центральная нервная система будет их использовать, будет появляться спонтанная двигательная активность в виде выработанного движения, улучшение эргономичности в целом. Профессор Войта предполагал, что благодаря многократному вызыванию у пациента этих «рефлексообразных» движений происходит «разблокирование» или «повторная прокладка» функционально блокированных нервных сетей между мозгом и костным мозгом.
Кому подходит: метод используется для исправлений нарушений в опорно-двигательном аппарате, как у младенцев, так и у детей постарше. Войта-терапия особенно эффективна у младенцев, так как у них еще не развиты замещающие модели движений. У детей в возрасте 5-6 лет и старше уже выработаны такие модели, поэтому специалисты делают акцент на активации и поддержании физиологических двигательных форм.
Цели: за счёт использования рефлекторной локомоции должны стать снова доступными и применимыми элементарные составляющие выпрямления и передвижения человека, то есть:
— равновесие тела при движениях («постуральное управление»),
— выпрямление тела против силы тяжести,
— целенаправленные хватательные и шаговые движения конечностей («фазная подвижность»).
Задачи: формирование двигательных навыков, соответствующих возрасту ребенка.
Суть метода: вызывание рефлекторных двигательных актов (рефлексолокомоций) путем стимуляции определенных кожных зон с одновременным приложением строго ориентированного вектора давления. Процедура не относится к методике лечебной физкультуры. Это не физическая тренировка движений, а опосредованное воздействие на центральную нервную систему. В мозге сохраняется программа «нормальных», физиологичных движений, а не заучивание замещающих направлений.
Способ: терапевт оказывает давление на определенные зоны тела человека, который находится в исходном положении лежа на животе, спине или на боку. Раздражения рефлекторно вызывают один из двух комплексов: рефлекторное ползание на животе или рефлекторное переворачивание из положения лежа на спине или на боку через положение на животе в положение стоя на четвереньках.
Принципы: сама процедура ни в коем случае не должна вызывать боль и страх. Активированное состояние, на достижение которого направлена терапия, у грудных детей во время процедуры часто выражается в виде крика. Крик является средством реагирования на непривычную активацию у пациентов в этом возрасте. В старшем возрасте, когда дети могут выразиться с помощью языка, они уже не кричат.
Противопоказания:
Острая инфекционная патология
10 дней после прививки
Проблемы с сердечно-сосудистой системой
Несовершенный остеогенез, болезнь стеклянных костей, фосфат-диабет
Обострение других хронических болезней
Судороги различного происхождения
При подготовке обзора были использованы материалы:
Е.В.Семенова, Е.В.Клочкова, А.Е. Коршикова-Морозова, А.В. Трухачева, Е.Ю. Заблоцкис. Реабилитация детей с ДЦП. Обзор современных подходов в помощь реабилитационным центрам М., 2018
К. А. Семенова
Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и с детским церебральным параличом М., 2007