бог благ что это значит
Что такое благость Божья
Мы знаем, что Бог всемогущий, то есть что Он обладает полнотой могущества. Это означает, что нет большей силы, чем Его сила, и что Он может делать все, что Его воле угодно. Его власть не ограничена.
Однако иногда и диктатор или гангстер может обладать неограниченной властью и тогда он становится тираном. Но является ли Бог тираном? Он мог бы им быть, если бы всемогущество было единственным свойством Бога. Однако Библия, которая является подлинным откровением Бога людям, говорит, что Бог благ. Что это значит?
Определение благости
Сократ утверждал, что благом можно считать все, что служит определенной цели. Греки говорили, что доброй можно считать такую вещь, которой все желают обладать. Ницше считал, что все хорошее должно быть важным, сильным, здоровым и красивым. Мы говорим о хорошем доме или о хорошем друге, потому что дом надежный и добротный, а друг — верный. Доброта или благость означает то, что само по себе имеет моральную ценность, независимо от того, выгодно нам это или невыгодно. Бог в этом смысле обладает полнотой совершенства.
Поэтому для того, чтобы определить и описать благость Божью, нам следует рассмотреть различные свойства Бога. В книге Псалмов говорится: «Как благ Бог» /Пс.72:1/. «Ибо Ты Господи благ» /Пс.85:5/. «Благ Господь ко всем» /Пс.144:9/. А в книге Исход сказано, что Бог изобилует благостью /Исх.34:6/.
Бог совершенен
Когда Христос в Мф.5:48 говорит, что Бог совершенен, Он говорит о благости Божьей и призывает нас быть совершенными, как совершенен Отец наш небесный. Христос имел в виду, что Богу нет нужды чего-то достигать. В Нем обитает полнота могущества, мудрости, справедливости, праведности, любви, благости и других совершенных свойств. Он абсолютный во всем, полнота совершенства и благости.
Бог благой, потому что Он святой
Благость Божья вытекает из Его святости. Ангелы на небе склоняются пред Богом и взывают: «…свят, свят, свят Господь Саваоф» /Ис.6:3/. В Исх.15:11 сказано, что Бог величественен святостью. В Пс.46:9 говорится, что «Бог воссел на святом престоле Своем», а в Пс.144:17 сказано, что Бог свят во всех делах Своих. Слово «святость» происходит от древнееврсйского слова «qdsh». Корень этого слов» «qd» означает «отсекать» или «отделять», следовательно, слово «святость» означаст обособленность, уединенность. Таким образом, Бог святой, потому что Он отделен и удален от греха и от грешных людей. Святость Божья превозносит Его над всеми людьми. Поэтому мы говорим о Божьем славном величестве. В Ос.11:9 Бог говорит: «..Я — Бог, а не человек, среди тебя Святый». Божья святость равнозначна Его божественности. Божья святость ставит Его превыше людей, потому что Он превосходит людей, Он свят, Он-наш идеал. Он хочет, чтобы мы были подобны Ему. Поэтому в Писании сказано: «Будьте святы, ибо Я свят» /Лев.11:44/. А в Евр.12:14 сказано, что без святости никто не увидит Господа.
Бог есть благой, потому что Он праведный и справедливый
Святость и благость Божья могут быть объяснены также Его праведностью и справедливостью. Во Вт132:4 сказано, что «Бог верен и нет неправды в Нем, Он праведен и истинен». А в Пс.35:7 говорится: «Правда Твоя, как горы Божии».
Когда говорится, что Бог праведный, то это значит, что все Его действия правильны, что в Нем обитает совершенная справедливость, что Он верен закону. Он не колеблется и не отклоняется, но действует в соответствии с истиной. Он всегда делает только то, что правильно.
Невозможно говорить о Божьей справедливости, не говоря о Его праведности. — Это два нераздельные качества Божьи. Вот почему во Вт.32:4 сказано, что «Он праведен и истинен». Когда говорится, что Бог справедливый, то это означает, что Он посылает всем — и добрым, и злым — все то, в чем они имеют нужду. Он подкрепляет /Пс.7:10/, отвечает/Ис.65:24/, слышит /Пс.142:1/, избавляет /Пс.142:9/, животворит /Пс.118:40/ и дарует праведным обилие благословений. Он является прибежищем угнетенному /Пс.9:10/, избавляет нищего /Пс.71:12/, слышит стенание угнетенных /Иов.34:28/, вступается за вдову /Ис.1:17/, защищает сироту /Пс.81:3/, успокаивает обремененных /Мф.11:28/, снимает вину греха с кающегося /Пс.31:5/, оправдывает правого /Вт.25:1/.
Праведность и справедливость требуют наказания
Однако праведность и справедливость Божьи требуют от Него, чтобы зло было наказано. В Рим.2:8,9 сказано, что всякий, кто делает зло, вызывает гнев Божий и навлекает на себя скорбь и страдание. Бог не был бы справедливым, если бы Он не воздал дьяволу по делам его. В Писании Божьем наказание описывается как страшное /Пс. 75:8/, яростное /Иер.42:18/ и печальное /Евр.12:11/. Таким образом, Божья праведность и наказание злых выступают как две стороны Его справедливости. В Пс.95:13 говорится, что «Он будет судить вселенную по правде и народы — по истине Своей». А в Неем.9:33 сказано: «Во всем, постигшем нас, Ты праведен, потому что Ты делал по правде, а мы виновны».
Цель наказания — исправление
Божий суд над злыми людьми и их наказание совершаются не для их гибели, а для их исправления, чтобы они обратились от злых дел своих к истине и были спасены. В Евр.12:11 говорится: «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью, но после наученным через него доставляет мирный плод праведности». В 1Кор.5:5 говорится об измождении плоти, чтобы дух был спасен.
Полная справедливость требует воздаяния
Если люди, делающие зло, не останавливаются на своих путях, то их ожидает ярость Божьего гнева в конце времени. В 2Фес,1:б — 9 говорится:
«Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явлении Господа Иисуса с неба, с ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение непознавшим Бога и непокоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа».
Для того чтобы Бог был справедливым и праведным, Он должен сделать это, потому что зло и грех не могут быть не наказанными. Библия говорит: «Что человек посеет, то и пожнет» /Гал.б:7/. Часто может казаться, что люди злые и виновные могут оставаться без наказания в этом мире, но Бог воздаст им справедливое воздаяние в день суда. В Рим.2:5 говорится о праведном суде Божьем, Который воздаст каждому по делам его.
Божья благость многоразличима
Благость Божья видоизменяется в зависимости от того, к кому она относится. Иногда эта благость проявляется в виде терпения по отношению к тем, кто достоин наказания, и тогда она определяется как долготерпение. В Чис.14:18 сказано, что «Господь долготерпелив и многомилостив, прощающий беззакония и преступления…» А в 1Пар.16:34 говорится: «Славьте Господа, ибо вовек милость Его». В других случаях благость Божья по отношению к тем, кто переносит страдания и притеснения, определяется как сострадание и сожаление. В Иак.5:11 сказано, что «Господь весьма милосерд и сострадателен». А в Пс.102:8-14 говорится:
«Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Не до конца гневается и не вовек негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам. Ибо как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его. Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши. Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его. Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть».
Божья благость выражается в благодати
Наиболее ярко благость Божья проявляется тогда, когда она относится к тем, кто не заслужил ничего, кроме наказания и смерти. В этом случае она называется благодатью. Божья благодать — это добровольная, безграничная и незаслуженная милость к виновным, дарующая им жизнь, оправдание и спасение вместо наказания и смерти, которые они заслужили. Об этой благодати Божьей говорится в Тит.3:5-7 в следующих замечательных словах:
«Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни».
О как велика, прекрасна и удивительна благость Божья!
Отис Гейтвуд, Есть Бог на небесах
А если Бог наш благ, то почему вокруг такой бардак?
Вопрос этот звучит в моей голове громче других, когда я остаюсь одна наедине с моими мыслями и страхами.
Это странно. Для такого беспокойного человека, как я, у меня нет страха смерти, но я паникую при одной только мысли о боли: и физической, и эмоциональной. Наверное, все из-за того, что я знаю, что такое боль – в детстве у меня было очень болезненное заболевание. А еще у меня, видимо, очень обостренные чувства: когда мне грустно, мое сердце не просто щемит, оно разрывается. А когда я плачу, создается впечатление, что слезы даже из моих пяток каким-то образом выдавливаются наружу
Но даже больше, чем собственную боль, я не выношу видеть чужие страдания. Может быть, я боюсь боли, потому что я просто женщина. Но какой бы ни была причина, я боюсь боли, как черт – ладана.
На разных этапах моей жизни у меня было три мысли, проверку временем выдержала лишь одна. Думаю, что и вас эти мысли тоже посещали.
Заблуждение: если Бог благ, а в твоей жизни есть боль, то это все из-за того, что твоя вера слишком слаба.
Данная идеология увлекает многих уже не одну тысячу лет. Даже в древней книге Иова жена и друзья убеждают героя, что у того есть нераскаянный грех.
Когда я была маленькой, мне иногда казалось, что если только помолиться и по-настоящему поверить в Бога, мое тело тут же исцелится, а жизнь моя станет такой же, как у других детей. Или, если какой-нибудь правильный человек помолится обо мне должным образом и достаточное количество времени, я тут же выздоровею. Но я не выздоровела.
Я болела и жила с постоянной болью долгие 14 лет. Если бы мои слова были правдой, моя вера должна была быть просто мизерной.
Но разве Сам Иисус не страдал? И друг Его Лазарь? Давид? Моисей? Илия? Павел? Исайя? Осия? Жизнь Иисуса, Павла и Иакова, как и многих других людей в Библии, показывает нам, что жить – это страдать. А разве есть сомнения в величине их веры?
Даже наши более современные братья и сестры, чья вера вдохновляет многих, много страдали: кто-то переживал депрессию, кто-то терял своих близких, а кого-то и вовсе убили.
Так что эта идеология «недостатка веры» не выдерживает критики.
Заблуждение: Бог не благ, у нашего существования и страданий нет никакого смысла.
Эта мысль пугает меня обычно, когда я просыпаюсь от кошмарного сна в четыре утра: «Бог, Ты существуешь? Ты обо мне заботишься? Ты добр?»
Эти вопросы привели многих к агностицизму и атеизму. Мир, построенный на таких убеждениях стал причиной роста геноцида, создания атомной бомбы и политической лжи, принимаемой с распростертыми объятьями. Если мы живем в покинутом Богом мире, сформулированном Ницше и Сэмюэлем Бекеттом, то мы – все, что у нас есть. Другой жизни не будет. Мы – безнадежный бардак на умирающей планете. Но я не могла принять такой ответ. В мире существует красота, и каждый раз в ней я вижу отголосок рая – в смехе ребенка, в восходе солнца. И в этих отголосках для меня сокрыта невозможность поверить, что наши души ограничены лишь этим сломанным миром. Все, что есть внутри нас, заставляет искать жизнь за пределами видимого.
Истина: Бог благ, а мир – нет.
А что, если Бог плачет вместе с нами и ненавидит боль и зло даже больше, чем мы? Что, если Он может прекратить всю боль одним только словом, произнесенным шепотом, но Он этого не делает именно потому, что Он – благ? Помните историю Ноя, который должен был построить корабль и спасти свою семью и каждой твари по паре? Мир погряз во зле и нуждался в перезагрузке. И Бог пообещал:
Я обещаю, что всякое живое существо на земле и сама земля больше никогда не будет уничтожена потопом. Радуга, которую я помещаю на небе, будет напоминанием моего обещания всякому живущему на земле. Напоминанием, что мое обещание не имеет срока годности.
Проблема зла, однако, после потопа не исчезла.
Мы по-прежнему жертвы грехопадения, проклятые за грехи наших отцов и за свои собственные. Мы все умеем лгать, красть и любить себя, а не других. Мы умеем ненавидеть и подвержены эгоизму. А грех не только влияет на грешника, но и на состояние всей нашей земли.
Но Бог пообещал нам наступление нового дня. Мы представляем для Него ценность. Продолжая плакать вместе с нами и ненавидеть наши страдания и страдания, которые мы причиняем другим, Он все же граздо больше любит нас и ищет с нами общения.
Иногда мне трудно вместить эту идею в себя, а иногда именно она становится причиной, по которой я продолжаю двигаться вперед. Это надежда. Это благодать. Это милость.
Наши страдания и грех не пропадут впустую, если мы позволим Богу сделать их «кирпичиками» нашего перерождения.
Мы показали, что Бог совершенен; из этого можно вывести заключение, что Бог благ.
То, в силу чего что-либо называется благим, есть свойственная ему добродетель; ибо «добродетель делает благой всякую вещь, обладающую добродетелью, и всякое дело этой вещи». 167 А в Физике сказано: «Добродетель есть некое совершенство: ибо мы называем всякую вещь совершенной тогда, когда она достигает свойственной ей добродетели». 168 Значит всякая вещь блага постольку, поскольку она совершенна. Следовательно, всякая вещь стремится к своему совершенству как к собственному благу. Но Бог совершенен. Следовательно, он благ.
И еще. Выше мы показали, что существует некий первый неподвижный двигатель, и что он есть Бог. Он движет как абсолютно неподвижный двигатель. Но такой двигатель движет как предмет желания. 169 Значит Бог, будучи первым неподвижным двигателем, есть первое желанное. Но желать чего-то можно двояко: либо потому, что желанное благо, либо потому, что оно кажется благим. Из них первично благое: ибо то, что кажется благим, движет не само по себе, а за счет некоторого сходства с благом. Благое же движет само по себе. Значит, первый предмет желания, т.е. Бог, подлинно благ.
К тому же. «Благо есть то, к чему всё стремится, по удачному определению», – этими словами Философ начинает Этику. 170 Но всё стремится актуально быть, на свой лад; это видно из того, что всё по своей природе сопротивляется уничтожению. Значит, суть блага составляет актуальное бытие. Следовательно, зло происходит тогда, когда потенция лишается акта, поскольку зло противоположность благу, о чем говорит и Философ в IX книге Метафизики. 171 Но Бог есть сущее актуальное, а не потенциальное, как было доказано. Следовательно, он поистине благ.
Вот почему в Псалме говорится: «Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!» (72:1). И в Плане Иеремии: «Благ господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его!» (3:25).
Аристотель. Никомахова этика, II 5; 1106 а 15: «Всякая добродетель и доводит до совершенства то, добродетелью чего она является, и придает совершенство выполняемому им делу. Скажем, добродетель глаза делает доброкачественным и глаз, и его дело, ибо благодаря добродетели глаза мы хорошо видим. Точно так и добродетель коня делает доброго коня, хорошего для бега, для верховой езды и для противостояния врагам на войне». – Пер. Н.В. Брагинской. Аристотель. Соч. в 4-х томах, т.4, М., 1984, с.85.
Ср. Аристотель, Метафизика, XII 7; 1072 а 34 – b 4: «. Прекрасное и желанное само по себе. то, ради чего (целевая причина, Т.Б.), принадлежит к [вещам] неподвижным. Оно движет как предмет любви и стремления, а то, что приведено в движение им, в свою очередь, приводит в движение всё остальное (путем механической передачи движения, Т.Б.).»
Аристотель, Никомахова этика, I 1; 1094 а 2.
Аристотель. Метафизика, IX 9; 1051 а 3 – а 33: «Акт ( ἐ νέργεια – действительность, энергия, Т.Б.) лучше и достойнее благой потенции ( δύναμις – способность, возможность, Т.Б.). Всё, что мы называем потенциальным, одинаково способно [актуализоваться] в обеих противоположностях; например, то, что мы называем потенциально здоровым, является одновременно и потенциально больным. Ибо способность быть здоровым или болеть – это одна и та же потенция, и точно так же способность покоиться или двигаться, строить или ломать, быть построенным или обрушиться. Таким образом, в потенции противоположности существуют вместе, но актуально они не могут сосуществовать [одновременно в одной вещи], например [один человек не может одновременно в одном и том же отношении] быть и здоровым и больным. Значит, одна из противоположностей необходимо должна быть благом; а потенция – либо и благом и злом вместе, либо ни тем, ни другим. Значит, акт (действительность) лучше. Но применительно к плохому цель (завершение) и акт (действительность) необходимо должны быть хуже потенции, ибо потенция [заключает в себе] оба [т.е. добро и зло вместе]. Из этого с очевидность следует, что зла не может быть помимо вещей, ибо зло по природе вторично по отношению к потенции. Значит, в изначальном и вечном нет никакого зла, ничего дурного, неправильного или тленного (способного к разрушению), поскольку разрушение – из числа дурных вещей.»
Аристотель. Метеорологика IV 3; 380 а 12: «Созревание завершено, когда семена под оболочкой [плода] становятся способны создать другой плод, такой же, как первый. Так мы определяем завершенное и в других [случаях].» Пер. Н.В.Брагинской. Соч. в 4-х томах, т.3, М., 1981, с. 532.
См. Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 4, 20: «Зло, будучи злом, никакой сущности и рождения не производит, и только по мере сил причиняет зло и порчу лику сущего. Если же кто-то скажет, что оно способно порождать бытие и что, разрушая одно, оно дает бытие другому, следует истинно ответить, что не оно в той мере, в какой разрушает одно, дает бытие другому, но что в той мере, в какой оно разрушение и зло, оно только разрушает и причиняет зло, бытие же и сущность появляются благодаря Добру. Зло-в-собственном-смысле-слова не является ни сущим, ни Добром, неспособно порождать бытие и творить существа и блага. Добро же, где оно достигает совершенства, творит совершенные и беспримесные всецелые блага. Более или менее к добру приближающееся оказывается в соответствующей мере благим, поскольку сквозь все проходящая всесовершенная Благость распространяется не только на окружающие ее всеблагие существа, но достигает и предельно от нее удаленных, у одних пребывая целиком, у других в меньшей степени, у третьих предельно мало, – в соответствии со способностью каждого из сущих быть к Ней причастным» (там же, стр. 145–147).
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
БЛАГОСТЬ (GOODNESS)
Благость – таинственное понятие, в котором подразумеваются чувство восхищения в сочетании с неизмеримой глубиной тайны. Обзор употребления слов благость и благой в Библии быстро раскрывает причину такого понимания: благость в Библии связывается с Самим Богом. Отец, Сын и Святой Дух сами по себе благие и творят благо. Божьи люди по сути своей не благие, но способны совершать благие поступки благодаря наделению силой Божьего Духа и присутствию в своей жизни Бога через Иисуса Христа. Что же такое благость? Как в красоте библейских образов раскрывается богатство определений благой и благость, встречающихся в Библии более шестисот раз?
Благость Бога. Благость присуща самой природе Бога. Как природа воды выражается в ее влажности, а природа огня в горении, так и природа Бога выражается в благости. Это качество неизменно, оно не может ослабнуть, и у него нет ни начала, ни конца. Когда Моисей попросил показать ему славу Божью, Бог ответил: «Я проведу пред тобою всю благость Мою» <«славу»>, но «лица Моего не можно тебе увидеть; потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» ( Исх. 33:19–20 ). Здесь Божья благость представлена тайной, выходящей за рамки человеческого понимания. Во время той же встречи Бог прошел перед Моисеем и возгласил: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания» ( Исх. 34:6–7 ). Благость Бога выражается в названных здесь качествах – милости, благодати, любви, верности, готовности прощать и праведности.
Благое творение. Нет, пожалуй, более известного библейского отрывка на тему о благих делах, чем шесть заявлений в рассказе о творении ( Быт. 1 ) «и увидел Бог, что это хорошо», за которыми следует кульминационное заявление: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» ( Быт. 1:31 ). Здесь мы видим еще одну группу библейских образов добра – творение, вызванное к жизни Богом и продолжающее приносить благословение роду человеческому. В Божьем творении, в том числе в людях, созданных по образу Его, отражается Его собственная благость; не удивительно поэтому, что в принципе оно хорошее. Павел заявил, что «всякое творение Божие хорошо» ( 1Тим. 4:4 ).
Учитывая связь между Богом и Его творением, человеческая жизнь в этом мире рассматривается в Библии как по сути хорошая. В качестве примеров краткого выражения этой мысли можно привести два отрывка из Книги Иеремии. Искупленные «придут. и будут торжествовать на высотах Сиона; и стекутся к благостыне Господа» ( Иер. 31:12 ), а следующая за этим утверждением картина благости Бога включает в себя образы пшеницы, вина, елея, агнцев и волов, и жизни настолько полной, что она выглядит как «напоенный водою сад» с людьми, веселящимися в хороводе ( Иер. 31:12–13 ). Получивший такое благословение народ «насытится благами Моими, говорит Господь» ( Иер. 31:14 ). Здесь благость Бога распространяется на благие вещи в этой жизни и находят выражение образы человеческой удовлетворенности наряду с внутренне присущей Богу благостью.
Аналогичная группа образов добра, исходящего из Божьих благословений Своих созданий встречается через главу: «Опять будет слышен голос радости и голос веселья, голос жениха и голос невесты, голос говорящих: «славьте Господа Саваофа, ибо благ Господь, ибо вовек милость Его», и голос приносящих жертву благодарения в доме Господнем» ( Иер. 33:11 ). Это воистину образ легендарной благой жизни с гармоничными отношениями между Богом и людьми, восхваляющими Бога и радующимися благословениям, которые Он дает. Благость Бога не отделена от жизни, а, напротив, служит основанием всех ее благ.
Плод Духа. Люди, созданные по образу Божьему и восстановленные в этом образе через искупление, тоже способны действовать на благо. Их дела, как и Божьи, объявляются «хорошими». «Деяния и добродетели» Езекии были настолько известными, что удостоились письменного упоминания ( 2Пар. 32:32 ). Автор Притчей заявил, что «добрый приобретает благоволение от Господа» ( Притч. 12:2 ) и насыщается от путей своих ( Притч. 14:14 ). Иосиф из Аримафеи был «человек добрый и правдивый» ( Лк. 23:50 ), а Варнава «был муж добрый и исполненный Духа Святого» ( Деян. 11:24 ). Здесь мы видим в Библии иную категорию благости – относящуюся к персонажам, демонстрирующим богоподобные качества, которые в Библии изображаются выразителями наивысшего добра.
Благость прославляется как один из плодов Духа, характеризующих тех, кто принадлежит Христу ( Гал. 5:22–24 ). Выше мы отметили, что источник всей благости есть Бог; следовательно, «кто делает добро, тот от Бога» ( 3Ин. 1:11 ). Благость человека не исходит от него самого: «Нет делающего добро, нет ни одного» ( Рим. 3:12 ), – пишет Павел. Или еще: «Не живет во мне. доброе» ( Рим. 7:18 ). Вместе с тем, Павел призывает имеющих Духа «делать добро всем» ( Гал. 6:10 ), как и Иисус, заповедовавший Своим последователям «любить врагов ваших, и благотворить» ( Лк. 6:35 ). Иисус учил также, что «дерево доброе приносит и плоды добрые» ( Мф. 7:17 ).
Вселенский конфликт. Важным аспектом библейского образа благости является то обстоятельство, что он изображается на фоне своей противоположности. Задним планом служит предпосылка о великом духовном конфликте между добром и злом. Вариация на эту тему содержится практически в каждом библейском рассказе. Конфликт начался в раю, где было дерево познания добра и зла ( Быт. 2:9, 17 ). Вкусив плодов запретного дерева, Адам и Ева познали добро и зло ( Быт. 3:22 ). С того времени добро и зло переплелись, и такое положение стало уделом живущих в падшем мире.
Первейшая обязанность живущих в таком мире заключается в различении добра и зла ( 2Цар. 14:17 ; 3Цар. 3:9 ; Евр. 5:14 ). Другая – в том, чтобы делать добро, а не зло, решительно отвергать зло и избирать добро ( Пс. 33:15, 36:27 ; Притч. 14:22 ; Ис. 7:15–16 ; Ам. 5:14–15 ; 1Пет. 3:11 ; Рим. 12:9 ). К добру надо всеми силами стремиться ( Притч. 11:27 ).
Еще одна вариация на тему – разделение рода человеческого на две категории: добрых и злых ( Притч. 15:3 ; Еккл. 9:2 ; Мф. 5:45, 12:35 ; Ин. 5:29 ), как и дела человеческие считаются либо добрыми, либо злыми ( Еккл. 12:14 ; 2Кор. 5:10 ). Разрешение вселенский конфликт получит в эсхатоне, и хотя в современных переводах Книги Откровение слова добро и благость не встречаются, основной смысл книги сводится к неизбежности конечной и решающей победы добра над злом.
Образы благости. Благость наряду с обыденным прилагательным хороший – самый распространенный библейский образ, используемый для выражения положительных сторон человеческой жизни. Содержательность этого образа станет в какой-то мере ясной, если мы просто обратим внимание на широкую гамму понятий, которые разные библейские авторы называют хорошими. Под одну из таких категорий, естественно, подпадают нравственные и духовные ценности. Нас призывают: «Вкусите, и увидите, как благ Господь» ( Пс. 33:9 ). Прославление Бога есть благо ( Пс. 53:8, 91:2 ), также как и приближение к Богу ( Пс. 72:28 ). То же самое относится к «благодеявшей руке Бога» ( Неем. 2:18 ), к «уставам и заповедям добрым» ( Неем. 9:13 ), к благим словам Бога ( 3Цар. 8:56 ), к «доброму пути» ( 2Пар. 6:27 ), к справедливости, любви к делам милосердия и к смиренномудренному хождению пред Богом ( Мих. 6:8 ).
Но благость может относиться и к менее «духовным» сферам жизни. Например, хорошими могут выглядеть пастбища ( 1Пар. 4:40 ; Иез. 34:14 ), или работы по возведению стены ( Неем. 2:18 ), или поиски доброй жены ( Притч. 18:22 ). Совместная жизнь верующих – благо ( Пс. 132:1 ). То же самое относится к «слову во время» ( Притч. 15:23 ); к еде, питью и радости от работы ( Еккл. 5:17 ); к мудрости ( Еккл. 7:11 ) и к совести, свободной от чувства вины ( Деян. 23:1 ; 1Тим. 1:5 ). Добрыми могут быть плоды дерева ( Мф. 7:17 ), даяния родителей детям ( Мф. 7:11 ) и учение мудреца ( Притч. 4:2 ). Благими могут быть даже страдания ( Пс. 118:71 ).
Заключение. Образы благости в Библии показывают, что Бог благ и что через Его присутствие в нашей жизни мы возрастаем в благости и подобии Ему. Размышления о благости Господа порождают ощущение подлинной добродетели, обращающейся к самому лучшему, что есть в каждом верующем. Будучи созданиями, сотворенными по образу Божьему, мы можем стремиться к благости в окружении мира и общества, в которых есть много хорошего.
См. также: БЛАГАЯ ЖИЗНЬ, БОГ, ЗЛО, KPACOТА, МИР, МУДРОСТЬ, ТВОРЕНИЕ.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»