бог гордым противится что значит

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Иак. 4:6

Свт. Григорий Богослов

Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать

За гордостью следует низложение, а за низложением – прославление. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать и, все соразмеряя праведно, воздает за противное – противным.

Против императора Юлиана (Слово 4).

Свт. Василий Великий

Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать

Как узнается гордый и чем врачуется? Узнается по тому, что домогается предпочтения. А врачуется, если будет верить суду сказавшего: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Правила кратко изложенные.

Свт. Кесарий Арелатский

Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать

Будь смиренен, чтобы в тебе успокоился Бог, Бог в тебе хочет обитать.

Проповеди.

Прп. Исидор Пелусиот

Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать

Гордым противится Бог, потому что и в начале воспротивился их началовождю. Посему, прими во внимание, каково это – иметь Бога противоборцем, а соучастником – исконного мятежника.

Письма. Книга I.

Прп. Исихий Иерусалимский

Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать

Преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского, к Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве.

Прп. Макарий Великий

Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать

И после этого Он даровал [христианину] по милосердию Своему [дар] покаяния, [проявляющийся] через пост, бдение, обильные молитвы и воздержание от мира, дабы он смог претерпевать унижения, возненавидеть все телесные наслаждения и возлюбить плач более смеха.

Послания.

Прп. Никодим Святогорец

Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать

Блаж. Феофилакт Болгарский

Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать

Блаж. Августин

Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать

Дай мне открыто проявляющую себя постоянную воздержность – свободную от этих и любых других такого рода пороков и нравственных изъянов. За нее я боюсь, опасаясь гордыни, за это столь великое благо испытываю страх перед возрастанием самонадеянности. Чем больше ей присуще то, что ей в себе может понравиться, тем больше я боюсь, как бы, угождая себе самой, она не стала неугодной Тому, Кто гордым противится, а смиренным дает благодать.

О святом девстве.

Блаж. Иероним Стридонский

Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать

Задирающий голову ненавидит Бога.

Трактат на Псалмы.

Климент Александрийский

Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать

Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак, присоединимся к тем, которым дана от Бога благодать.

1-е послание к Коринфянам.

Некоторые из них учат, что брак – это разврат, происходящий от дьявола, и что им самим следует подражать Господу, Который не женился и не имел никакого имущества. Они гордятся тем, что якобы постигли более глубокий смысл Евангелия, недоступный остальным. Говорит же им Писание: Бог гордым противится, a смиренным дает благодать.

Строматы.

Валериан

Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать

Гомилии.

Беда Достопочтенный

Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать

Бог наказывает клятвопреступников, ненасытных любителей наслаждений и прочих грешников, пренебрегающих Его заповедями, но написано, что особым образом Он противится гордым, потому что достойны самого тяжелого наказания те, кто не сомневается в собственной добродетельности, кто, будучи уверен в своей самодостаточности для спасения, отвергает помощь божественной благодати. Напротив, смиренным Он дает благодать, ведь те, кто осознает себя больными грехом и умоляет уврачевать их, по мере желания их получают исцеляющие дары. Следует заметить, что это высказывание о гордых и смиренных блаженный Иаков цитирует по древнему переводу притч Соломоновых, ту же цитату приводит и Петр в своем послании, латинский же перевод восходит к еврейскому тексту и звучит так: Если над кощунниками Он посмеивается, то смиренным дает благодать (Притч 3:34).

О семи Кафолических посланиях.

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.

Экумений

Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать

Так что он не без цели сказал, что горделивое презрение Господних догматов и стремление к мирскому творит вражду против Бога. Если же Он гордым противится – а мы имеем обыкновение сопротивляться врагам, – то ясно, что гордые почитаются в числе врагов.

Комментарий на Кафолическое Послание Иакова.

Лопухин А.П.

Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать

Источник

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать»(Иак. 4,6) Почему? объясните, пожалуйста.

Гордым противится потому, что предмет гордости Он гордому дал. А тот приписывает этот предмет своим заслугам.

бог гордым противится что значит. Смотреть фото бог гордым противится что значит. Смотреть картинку бог гордым противится что значит. Картинка про бог гордым противится что значит. Фото бог гордым противится что значит

«.. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время.
ВСЕ заботы ваши ВОЗЛОЖИТЕ НА НЕГО, ибо Он печется о вас.
.
БОГ же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, САМ, по кратковременном страдании вашем, да СОВЕРШИТ ВАС, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. «

Смириться перед Господом значит признать свою слабость и просить у Бога помощи для борьбы со страстями (без Божьей помощи никто с этой задачей не справится). Но вовсе не означает что личных усилий прилагать не придётся и сказав Верую, войти в Царстивие Божие. «Бог спасает нас не без нас»

«Вера без дел мертва.» (Иак.2:20)

«Но, как Его соработники, мы и призываем вас не тщетно принять благодать Божию» (2Кор.6:1)

Смирение по отношению к Богу – это видение своих грехов, надежда только на Божие милосердие, но не на собственные заслуги, любовь к нему, соединенная с безропотным перенесением жизненных невзгод и трудностей.

По отношению к другим людям – отсутствие гнева и раздражения даже на тех, кто, казалось бы, вполне заслуживает этого. Эта искренняя незлобивость основана на том, что Господь любит человека, с которым произошло разногласие, так же, как и тебя.

Источник

Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Человек ослеплен и оглушен собою, своими мнимыми талантами, достижениями, заслугами, и он не в состоянии увидеть и услышать человека, который рядом. И поэтому гордый человек всегда в одиночестве, поэтому он вечно чем-то недоволен и всех осуждает. И тогда, когда у него что-то не получается, он впадает в уныние, в отчаяние, потому что не может смириться, не может потерпеть, не может признать свой грех, свою ошибку. Г

Легко рядом с человеком, который смиренный, потому что он не требует к себе внимания, потому что он не настаивает на своих желаниях. Он внимателен к тем, кто рядом и его терпения хватает на то, чтобы не обидеть, не нарушить мир людей вокруг себя.

Как не осудить человека, который рядом?! Ведь в каждом есть грех, в каждом есть неправда. Нужно не противостоять друг другу, а принять другого человека и найти в нем настоящую красоту, принять человека и послужить ему, помочь ему. Для этого нужно смирение. Не отстаивать свои права, не спорить, не пытаться доказать, что есть только моя правда и больше ничего нет вокруг. Смиренный человек не спорит, не кричит, но внутри у него живет Бог, потому что душа его мирна. И Господь вокруг смиренного созидает мир в сердцах других людей, помогает людям, дает людям силы бороться с грехом.

Мир приносит Господь своим ученикам, с миром мы выходим из храма. И этот мир внутри человека, Божий мир, побеждает мир греха, построенный на гордыни и на самовозношении. Господь победил этот мир, зараженный грехом, и принес человеку мир Божий в его сердце.

Чтобы смириться, нужно поверить Богу больше, чем себе. Чтобы смириться, нужно услышать больше того, кто рядом, увидеть его, понять его, принять его. Нужно мнение другого человека не только услышать, но и уважать и ценить. Нужно не навязывать себя, свое я тем, кто рядом. Нужно хранить мир в своем сердце и тогда люди будут меняться, тогда люди будут чувствовать, что рядом Бог, потому что там, где мир, там, где смирение, там благодать Святого Духа. Господь обещает смиренным благодать, Господь учит нас смирению, потому что Он смиряется и прощает, и любит нас, не смотря на наши неблагодарность и непостоянство.

Смиренный человек не воюет со своим ближним, он видит свой грех, он кается в своем грехе. И Бог может действовать через такого человека и дает большие дары, и силы появляются Божии, и человек не гордится, не присваивает это себе. И чем больше Господь дает сил и даров благодати, тем смиреннее становится человек, который видит свое недостоинство и страдает от греха, живущего внутри его.

Поэтому, если мы не смиримся, мы не войдем в Царство Небесное, мы не воскреснем, потому что гордому и в раю будет плохо, и он будет искать, кто первый, кто второй. Гордыня разрушает единство, гордыня разделяет людей друг с другом, и Господь в храме зовет всех к источнику смирения, к источнику любви. И все получают бесценную Любовь Божию, которая укрепляет нас в борьбе с гордыней за Жизнь Вечную, за то, чтобы принять ближнего своего, и любить его, и служить ему, как сонаследнику Жизни Вечной.

Свято-Елизаветинский монастырь г. Минск

Источник

Бог гордым противится, а смиренным дает благодать

Гордыня – это самый страшный грех, наиболее опасное духовное состояние, которое только существует во всей Вселенной. Когда-то Люцифер, осеняющий херувим, возгордился, захотел стать равным Богу, за что был низвергнут на землю и стал сатаной. За ним сначала последовала треть ангелов, которые превратились в бесов, а потом и первые люди поддались тому же искушению гордыней и потеряли свой рай, были изгнаны из Эдемского сада. Так творение сбилось с орбиты своей жизни. В центре оказался не Бог, а собственное эго.

«Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе» (Прит.18:13).

Опасная независимость

Проявлением гордости, особенно по отношению к Богу, является независимость. Гордость выводит творение из правильной зависимости от Творца. Но, что бы мы о себе ни думали, мы все равно не боги. Ты можешь себя обманывать и лелеять всякие грезы, но ты не Творец, а творение. Человек не может жить автономно от Бога.

Кроме того, гордыня разрушает связи с людьми, возводит стены в отношениях.Конечно, мы не должны быть человекоугодниками. Но апостол Павел написал такие слова: «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести» (1Кор.9:19). Будучи внутри свободными, живя в социуме, мы не свободны от людей. Мы призваны научиться жить с людьми и в смирении служить друг другу.

Быть лучше всех?

Гордыня всегда связана с превозношением и соперничеством. Чем только человек не способен превозноситься и гордиться! Порой это хвастовство просто абсурдно. Например: «Разве у тебя болезнь? Вот у меня болезнь так болезнь!» «У тебя зуб всю ночь болел, а у меня 4 зуба болели целую неделю!» Каждый хоть в чем-то хочет превосходить других. Однако «на цыпочках» долго не проходишь, устанешь. Можно даже высоко подпрыгнуть и хоть на мгновение оказаться выше остальных. Но закон тяготения никто не отменял: упадешь и ударишься. Так что лучше все-таки быть самим собой.

Гордость может возникнуть и на религиозной почве. Можно гордиться своими богословскими знаниями, успехом в церкви или служении, положением, умением молиться, своими пожертвованиями. Можно даже гордиться собственным смирением: «Я такой смиренный… и горжусь этим».

Но мудрый Соломон написал в Притчах: «Гордость предшествует гибели. А надменность предшествует падению» (Прит. 16:18).

Смирение
как стиль жизни

Противоположностью гордости является смирение. Смирение – это полная зависимость от Бога, выраженная в доверчивом и постоянном послушании.

Смирение – это не просто смиренное выражение лица. И не отдельные слова или поступки. Смирение должно стать стилем жизни.

Самый яркий образец смирения показал нам Сам Христос. Он смирил Себя, быв послушным Отцу до смерти: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2:6).

Смирение угодно Богу

В чем же ценность и красота смирения? Смирение угодно Богу, и Он чтит смиренных так же, как почтил Своего Сына: «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил.2:6-11). Иисус Христос сошел с престола Вселенной, принял образ раба и умер позорной смертью на виду у людей. Он Себя смирил больше всех и потому больше всех превознесен.

Божья забота о нас

«Бог гордым противится, смиренным дает благодать», – пишет апостол Петр (1Пет. 5:5). А вот слова Самого Иисуса Христа, которые записал апостол Матфей: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Матф.11:28-30).

Когда вы доверите себя, свое настоящее и будущее, все обстоятельства и судьбу Господу, вы расслабитесь и успокоитесь, как сказано в известном Псалме 90: «Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится». Если мы признаем господство Бога над собою, если входим в зависимость от Творца всей Вселенной, то Бог принимает ответственность за нашу жизнь, за наши обстоятельства. «Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит, и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень» (Пс.36:6). Он возьмет на Себя то, что мы Ему отдали.

Важный принцип

Еще одним примером смиренного человека может служить Иоанн Креститель. О нем Господь сказал следующее: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Матф.11:11). Почему Христос так высоко оценил его? Потому что тот понял свою миссию, не стал превозноситься, а смирился и превознес Иисуса. Таков Божий принцип: человек смиряет себя – Бог его превозносит; человек превозносит себя – Бог его смиряет. Это очень важно понимать.

Блаженны кроткие

Библия говорит: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Матф.5:5).

Чем кротость отличается от смирения? Смирение проявляется по отношению к Богу, кротость – по отношению к людям. Кроткие – это люди тихие, незлобные, некрикливые, нераздраженные. «Так ведь это же слабые люди, – подумаете вы. – Над ними все посмеются. Они перестали себя защищать». Вот они-то и будут наследовать землю, как сказал Иисус Христос. Именно кроткие и получат благословения.

Иерархия смирения

Смириться пред Богом значит поставить себя в зависимость не только от Него лично, но и от тех людей, которым мы должны повиноваться по Его воле. Бог распределил Свою власть на земле. В семье глава – муж. В церкви – младшие повинуются пасторам.В государстве – всякая душа да будет покорна властям. И Иисус Христос оставил нам пример смирения, чтобы мы шли по Его следам.

Он в детстве был послушен родителям, несмотря на то, что знал, Кто Он и какова Его миссия.

Вспомните историю о том, как Он, двенадцатилетний мальчик, задержался в храме и беседовал с учителями Закона. Все были поражены Его знаниями. Однако, как только родители пришли за Ним, Он кротко последовал домой и оставался дальше в послушании у родителей до времени Его выхода на публичное служение, в 30 лет.

Что делать?

Как же достичь такого смиренного состояния? Прежде всего необходимо принять решение – встать в зависимость от Бога, повиноваться ему как Господу. Это та часть, которую должен исполнить человек. А далее Бог совершит Свою часть, как сказал апостол Петр: «Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1Пет.5:6).

Обратите внимание на слова: в свое время. Только Бог знает это время. И если человек начнет самостоятельно возносить себя, то перехватит дело Божье в собственные руки. И тогда Бог начнет его смирять, посылая различные уроки и испытания, чтоб человек понял что он – не Бог, что для него благословение – быть послушным. Мы должны повиноваться Тому, Кто сказал: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис.55:8-9). «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иер.29:11).

Бог наделил нас свободой выбора, потому что каждый из нас – не бесчувственная глина, а личность, из которой Он формирует для Себя дочерей и сыновей. К тому же нам дан Иисус Христос, Который хочет учить нас и помогать нам во всем.

Поэтому для того, чтобы нам знать, как правильно поступить в том или ином случае, надо остановиться, поднять глаза к небу и подумать: «А как бы Иисус поступил на моем месте?» А для того чтобы знать, как бы поступил Иисус, необходимо пребывать в учении Господнем, читая и исследуя Библию. И все встанет на свои места.

Источник

Смирение – дар с неба

бог гордым противится что значит. Смотреть фото бог гордым противится что значит. Смотреть картинку бог гордым противится что значит. Картинка про бог гордым противится что значит. Фото бог гордым противится что значит

Старец Паисий Святогорец пишет о смирении: «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать. Поэтому «смиренный» означает «имеющий благодать».

Смирение – от слова «мир». Это приобретение мира в душе. Это дар, который дается с неба. Смирение – это не душевная добродетель, не телесная, а духовная. Она даже не присуща человеку – по естеству, по плоти, по душе – по естественной природе. Смирение – это сверхъестественная природа, то, чего Адаму не хватало. Основатель противоположной страсти – гордости – дьявол.

Старец Паисий Святогорец пишет о смирении очень просто: «Разве в Евангелии не говорится: «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать» (Иак. 4:6)? Так уж Бог определил. «Смиренный» означает «имеющий благодать»!» Если есть благодать на человеке, значит, он смиренный. А нет благодати, причем у него может быть множество других достоинств, – и он уже не может быть смиренным.

бог гордым противится что значит. Смотреть фото бог гордым противится что значит. Смотреть картинку бог гордым противится что значит. Картинка про бог гордым противится что значит. Фото бог гордым противится что значит Архимандрит Кирилл (Павлов)

Святитель Иаков Низибийский в «Слове о смирении» пишет: «Смиренный любезен во всем; слова его сладки, на лице написана веселость. Во всем находит он радость. Смиренных украшает любовь; ибо они умеют ходить во свете ее. Кроткие и смиренные сохраняют себя от всякого зла, и благость сердца отражается на светлом лице их. Говорят ли они? все слова их пристойны. Смеются ли? смех их не слышен. Смиренный боится презирать других, ибо презрение есть порождение ненависти. Ежели он слышит злословие, то затыкает слух свой, дабы такие слова не вошли в его сердце. Смиренный поставляет себя ниже других, но сердце его обитает в вышних, и мысли носятся там, где хранятся его сокровища. Он смотрит в землю, но взор ума его устремлен выспрь, на красоту неба».

Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Смиренный неспособен иметь злобы и ненависти: он не имеет врагов. Если кто из человеков причиняет ему обиды – он видит в этом человеке орудие правосудия, или Промысла Божия. Смиренный предает себя всецело воле Божией. Смиренный живет не своею собственною жизнью, но Богом. Смиренный чужд самонадеянности, и потому он непрестанно ищет помощи Божией, непрестанно пребывает в молитве».

бог гордым противится что значит. Смотреть фото бог гордым противится что значит. Смотреть картинку бог гордым противится что значит. Картинка про бог гордым противится что значит. Фото бог гордым противится что значит

Смиренный человек не оправдывается, если на него возводят клевету. Древний Патерик повествует о преподобном Макарии Великом, что он как-то раз был оклеветан в том, что от него должна была родить некая девица. Преподобный Макарий Великий не стал оправдываться, но сказал себе: «Макарий! вот ты нашел себе жену: нужно побольше работать, чтобы кормить ее. И я работал ночь и день – и посылал ей. Когда же наступило время родить, она оставалась много дней в муках и не рожала. Говорят ей: что это значит? Она отвечала: знаю, я оклеветала отшельника и ложно обвинила его. Прислужник, пришедши ко мне, радовался и говорил: девица не могла родить, пока не призналась, говоря: не монах имел дело, но солгала на него. И вот все селение хочет идти сюда и раскаяться пред тобою. Я, услышав о сем, чтобы не беспокоили меня люди, встал и убежал в Скит».

О том, как думает смиренный человек, можно прочесть в дневнике убиенного иеромонаха Василия (Рослякова; 1960–1993) из Оптиной пустыни: «Ты видишь, что все вокруг достойнее тебя, честнее, праведнее, смиреннее, чище. И радостно от того, что они не презирают тебя, последнего, убогого, не гнушаются общением с тобою, но разговаривают с тобою, как с равным, рядом с тобою сидят за столом, вместе с тобою ходят в храм и никогда ни делом, ни словом, ни взглядом не позволяют себе указать на твое недостоинство и нечистоту. Но терпят тебя рядом с собою, покрывают недостатки, ошибки, грехи, милосердствуют и даже иногда просят исполнить какое-либо послушание, тем самым оказывая особую честь, оказывая внимание и возводя в достоинство слуги и иногда даже друга.

Господи, они прощают мне скотство мое и обращаются ко мне с просьбой! Это ли не радость, это ли не рай. Но все это только помыслы смиренномудрия, а само смирение не живет в окаянном сердце моем».

бог гордым противится что значит. Смотреть фото бог гордым противится что значит. Смотреть картинку бог гордым противится что значит. Картинка про бог гордым противится что значит. Фото бог гордым противится что значит Преподобный Амвросий Оптинский

А вот как определил смирение старец архимандрит Кирилл (Павлов): «Смиренномудрие есть такое состояние души, в котором она, познав всю слабость и нечистоту свою, бывает далеко от всякого высокого мнения о себе, постоянно старается раскрыть в себе доброе, искоренить все злое, но никогда не почитает себя достигшею совершенства и ожидает его от Благодати Божией, а не от собственных усилий». Отец Кирилл, конечно, – живое смирение. Никто не видел, чтобы он на кого-то гневался или раздражался. Старец явил живое исполнение Евангелия. Достаточно было видеть отца Кирилла, чтобы прийти в духовную норму.

Я несколько раз наблюдал, как только начиналось осуждение кого-либо из священников или обсуждение недостатков, которые случаются в Церкви, отец Кирилл сразу же уходил. Вот стоят кружком, разговаривают, но как только касались этой темы, отец Кирилл начинал куда-то спешить, молча удалялся, никому никаких замечаний не делал, никого не обличал, никогда не участвовал в этих обсуждениях.

бог гордым противится что значит. Смотреть фото бог гордым противится что значит. Смотреть картинку бог гордым противится что значит. Картинка про бог гордым противится что значит. Фото бог гордым противится что значит Преподобный Сергий возделывает огород

Библейский словарь архимандрита Никифора толкует его так: «Смирение – состояние духа человека, при котором он не высоко думает о себе и целиком полагается на милость Божию». Толковый словарь Ушакова: «Сознание своих недостатков, слабостей, сочетающееся с отсутствием гордости, высокомерия». Толковый словарь Ожегова: «Отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле». Библейская энциклопедия в новой редакции: «Смирение – добродетель, противоположная гордости, и одна из самых главных добродетелей в христианской жизни. Оно состоит в том, что человек не высоко думает о себе, питает в своем сердце духовное убеждение, что ничего своего не имеет, а имеет только то, что дарует Бог, и что он ничего доброго не может сделать без Божией помощи и благодати; таким образом вменяет себя за ничто и во всем прибегает к милосердию Божию». Во всех определениях можно найти общее: покорность, подчинение, невысокое о себе мнение.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) критикует смиреннословие, выставление смирения напоказ ради одобрения людей. Ложное смирение, по его словам, проистекает от тщеславия.

Старец Паисий Святогорец так пишет о смиреннословии и плодах его: «Самому себя человеку легко укорять, но он с трудом принимает упреки от других. Когда я жил на Синае, там был мирянин по имени Стратис. Если ты ему кричал: «Господин Стратис!» – он отвечал: «Какой господин? Грешный, грешный Стратис зови». Все говорили: «Какой смиренный человек!» Однажды он проспал утром и не встал вовремя на службу. Кто-то пошел его будить. «Стратис, ты все спишь? Уже Шестопсалмие прочитали. Ты, что, не пойдешь на службу?» Он как стал кричать: «Да у меня благочестия больше, чем у тебя! И ты будешь мне говорить, чтобы я шел в церковь?» Кричал, как сумасшедший… Даже схватил ключ от двери – такой большой, как от амбарного замка, – и замахнулся на человека, потому что задели его самолюбие. Люди, которые слышали, как он кричал, потеряли дар речи, ведь все считали его смиренным и брали с него пример. Опозорился Стратис. Видишь, что делается? Сам себя называл грешным, но едва задели его самолюбие, просто озверел!»

Для того чтобы смирение не было ложным, нужно избегать смиреннословия и стараться не выделяться среди окружающих, скрывать праведные поступки. Не должно также самому вызываться на исполнение низких дел, но когда повелят что, не противоречить, а исполнить с послушанием.

В психологии есть некий аналог того, что в духовной литературе называется ложным смирением. Это закомплексованность. Альфред Адлер, основатель учения о комплексе неполноценности, писал, что человек закомплексованный стремится к господству над другими или замыкается в себе, бегая от жизненных трудностей. Такой человек склонен подавлять, пытается уровнять окружающих людей под шаблон собственного «я», боится естественности и простоты.

Какие средства к приобретению смирения? Преподобный Антоний Великий пишет: чтобы достичь смирения, нужно обращать внимание как на внутреннее, так и на внешнее. «Будь во всем смирен: в осанке, в одежде, в сидении, в стоянии, в походке, в келье и во всех принадлежностях ее».

бог гордым противится что значит. Смотреть фото бог гордым противится что значит. Смотреть картинку бог гордым противится что значит. Картинка про бог гордым противится что значит. Фото бог гордым противится что значит Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Первое средство к достижению смирения – это отсечение своей воли. Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «От послушания рождается смирение, от смирения же бесстрастие». В монашестве послушание – это один из обетов, который приводит человека к духовному жительству.

Необходимо просить прощения и обвинять себя. Преподобный Антоний Великий: «Навыкни, чтоб язык твой во всех случаях, во всякое время и всякому брату говорил: «Прости мне». Точно так же и авва Дорофей пишет: «Прежде всего нужно смиренномудрие, чтобы на каждое слово быть готовым сказать «прости».

Кто просит прощения – тот опаляет бесов и делает их безсильными. Телесные труды в подчинении и самоукорении взращивают смирение. Преподобный Антоний Великий: «Люби труды, всем себя подчиняй, уста свои держи заключенными и достигнешь смирения. Смирение же привлечет отпущение всех грехов твоих».

бог гордым противится что значит. Смотреть фото бог гордым противится что значит. Смотреть картинку бог гордым противится что значит. Картинка про бог гордым противится что значит. Фото бог гордым противится что значит Старец Паисий Святогорец

Известен пример из жития Преподобного Сергия Радонежского, который, будучи игуменом, трудился с братией в скудости и бедности: «Один человек – христианин, земледелец, крестьянин-пахарь, живший в деревне, которая находилась далеко от монастыря, пахавший плугом землю и этим трудом добывавший себе пропитание, – наслышавшись о Преподобном Сергии, возгорелся желанием его увидеть. Управившись с работой, этот крестьянин пришел в монастырь. В то время Преподобный Сергий копал лопатой землю в огороде для посадки овощей. Поскольку крестьянин никогда не видел Сергия, то, придя в обитель, начал расспрашивая братию: «Кто из вас Сергий? Где мне найти этого чудного и славного мужа, о котором столько рассказывают? Как мне его увидеть?» Ему отвечали: «Старец, уединившись, копает огород. Подожди немного, пока он не выйдет». Нетерпеливый посетитель не мог дождаться появления старца и, заглянув в щель забора, увидел блаженного в разодранной, ушитой заплатами бедной одежде, трудившегося в поте лица. Крестьянин не мог и подумать, что это был тот, кого он так сильно желал увидеть, и не верил, что это был тот, о котором он столько слышал».

Во многих монастырях Афона укоренилась такая традиция: игумен обители трудится вместе с братией монастыря, а иногда и даже больше остальной братии.
Тем, кто желает стяжать добродетель смирения, необходимо избегать учительства. О преподобном Арсении Великом говорили, что «он никогда не хотел говорить о каком-либо вопросе из Священного Писания, хотя бы и мог, если бы захотел. Даже не скоро писал письмо».

Смирение – это терпение оскорблений и неправд. Каждый молящийся Богу: «Господи, дай мне смирение», – должен знать, что просит Бога, дабы Он послал человеку оскорбителя.

бог гордым противится что значит. Смотреть фото бог гордым противится что значит. Смотреть картинку бог гордым противится что значит. Картинка про бог гордым противится что значит. Фото бог гордым противится что значит Труды Преподобного Сергия

В Петербурге мне приходилось несколько раз встречаться с одним протоиереем, очень благочестивой жизни. И он рассказывал, что в академии учился вместе с будущим Святейшим Патриархом Алексием. Они жили в одной комнате. И он каждый день смирял будущего Патриарха. Он был на несколько месяцев старше будущего Патриарха и, пользуясь этим, говорил: ты меня должен слушаться. А Алексий такое поношение сносил со смирением, никак ему не отвечал. Но когда стал Патриархом, много раз вспоминал своего соседа с благодарностью: дескать, был человек, который действительно его научил смирению. И вот этот батюшка мне показывал несколько папок: на каждый праздник Патриарх Алексий лично, своей рукой подписывал ему открытку. По пять–шесть раз в год – на Пасху, на Рождество, на Троицу – он его все время благодарил за воспитание смирения.

Святой старец Паисий Святогорец писал, что печаль неугодна Богу, а смирение состоит в радости и благодарности Богу: «Вместо того чтобы омывать свое лицо слезами радости и благодарности к Богу, ты орошаешь его слезами скорби и печали. Отсюда следует такой вывод: если мы не смиримся добровольно, то нас смирят принудительно, поскольку Благой Бог нас любит».

бог гордым противится что значит. Смотреть фото бог гордым противится что значит. Смотреть картинку бог гордым противится что значит. Картинка про бог гордым противится что значит. Фото бог гордым противится что значит Игумен Киприан (Ященко)

Без Бога невозможно сотворить ни одной добродетели, поэтому молитва рождает смирение, а смирение – молитву. Авва Дорофей пишет: «Очевидно: смиренный и благоговейный, зная, что невозможно совершить никакой добродетели без помощи и покрова Божиих, не престает неотступно молиться Богу, чтоб сотворил с ним милость. Постоянно молящийся Богу, если сподобится сделать что-либо должное, знает, при посредстве Кого это сделано им, и не может превознестись или приписать своей силе, но приписывает Богу все свои исправления, Его благодарит непрестанно и Ему молится непрестанно, трепеща, чтоб не лишиться помощи свыше, чтоб не обнаружилась таким образом его собственная немощь. Он молится от смирения».

Святой Антоний во время молитвы услышал глас: «Антоний, ты еще не пришел в меру башмачника в Александрии». Антоний нашел башмачника и убедил его открыть, что есть особенного в его жизни. Тот сказал: «Я не знаю, чтобы когда-нибудь делал какое-либо добро. Почему, вставши утром с постели, прежде чем сяду за работу, говорю: «Все в этом городе от мала до велика войдут в Царство Божие за свои добрые дела, один я за грехи мои осужден буду на вечные муки». Это же самое со всею искренностью сердечно повторяю я и вечером, прежде чем лягу спать». Услышав это, святой Антоний сознал, что точно не дошел еще в такую меру.

О старце Иосифе Исихасте рассказывают, что он в детстве настолько послушно принимал наказания, что у отца пропадало всякое желание его наказывать: «Маленький Франциск был послушным и разумным, но при этом и очень живым ребенком. Отец, бывало, гневался на него из-за шалостей и, бывало, хотел хорошенько выдрать сына. «Дам-ка я нагоняй Франциску за то, что он сделал!» – говорил Георгий. Когда Франциск слышал это, он тихо и спокойно подходил к сидящему в кресле отцу, чтобы тот наказал его, и склонял голову, показывая полное послушание. Он не убегал, не гневался, не кричал – он проявлял послушание: «Раз уж ты хочешь меня выпороть, то пори». И отец, верующий и добросердечный человек, бывал пленен этим жестом своего маленького сына и говорил: «Ладно, беги отсюда! Даже выпороть тебя не могу из-за твоего смирения».

Об уровнях смирения говорил преподобный Амвросий Оптинский: «Ведати подобает, яко три суть совершенного смирения степени. Первая степень – покоряться старейшине, не превозноситься же над равными. Вторая степень – покоряться равным, не превозноситься над меньшими. Третья степень – покоряться и меньшим, и вменять себе ничтоже бытии».

Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет о том, как проявляется смирение в человеке по мере укоренения в этой добродетели: «Начало смирения – нищета духа; середина преуспеяния в нем – превысший всякого ума и постижения мир Христов; конец и совершенство – любовь Христова».

Преподобный Паисий Святогорец рассуждает: «Меня часто спрашивают: «Сколько нужно времени, чтобы стяжать Божественную Благодать?» Некоторые могут всю жизнь якобы жить духовно, подвизаться и т.д., но при этом думать, что что-то собой представляют, – такие не приобретают Благодати Божией. А другие за короткое время приобретают благодать, потому что смиряются. Если человек смирится, то благодать может в минуту его осиять, сделать Ангелом, и он попадет в рай. А если возгордится, в минуту сделается тангалашкой и окажется в аду. Смирение отверзает двери Небесные, и приходит на человека Благодать Божия, а гордость их затворяет. Старец Тихон говорил: «Один смиренный человек имеет больше благодати, чем много человек вместе. Каждое утро Бог одной рукой благословляет мир, но если увидит смиренного человека – благословляет его двумя руками. У кого больше смирения, тот больше всех!» Все зависит от смиренного расположения. Когда в человеке есть смиренное расположение, тогда для него естественным образом земля соединяется с Небом. Меня удивляет, как один смиренный помысл мгновенно приводит в действие Благодать Божию. Как-то ко мне в келью приблудился котенок. Бедняга, видно, что-то съел не то, отравился и теперь просил помощи, извиваясь от боли, подпрыгивая, как осьминог, когда его бьют о камни… Жалко было на него смотреть, а что сделаешь? Перекрестил его раз, другой, никак! «Посмотри на себя, – сказал я тогда сам себе, – уже сколько лет ты монах, а даже несчастному котенку помочь не можешь!» Только я себя обвинил, котенок, который был уже на последнем издыхании, вдруг пришел в себя. Подбежал, стал тереться о ноги и радостно подпрыгивать… Вот какая сила у смирения!»

Святитель Иаков Низибийский заключает в «Слове о смирении»: «Плоды его вожделенны; ибо он производит спокойствие и скромность, образует характер любезный и безмятежный. Смиренные бывают простодушны, терпеливы, любезны, невинны, искренни, учены, мудры, предусмотрительны, благоразумны, миролюбивы, милосерды, любообщительны, снисходительны; их ум проникает в глубины мудрости, их сердце наслаждается спокойствием, их душа сияет красотою. Блаженна та душа, которая прививается к сему столь плодотворному древу; ибо в ней царствует мир, в ней живет Тот, кто любит жить в кротких и смиренных».

Поскольку смирение есть свойство Христа, то вместе со смирением Он Сам вселяется в душу христианина, или смирение лишь тогда воцарится, когда в ней изобразится Христос. Именно поэтому смирение невозможно без Причащения – соединения со Христом. Вот внутренняя сторона этой духовной добродетели.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *