бог один в скандинавской мифологии бог чего
Бог один в скандинавской мифологии бог чего
Один – верховный бог в германо-скандинавской мифологии, ведун и провидец, воин и мудрец, отец богов и людей, создатели сущего. Бог Один (в германской традиции – Вотан) также выполнял функции бога войны и (частично, наряду с Тюром) бога победы. Современные исследователи полагают, что Один – бог военной аристократии в раннесредневековой Скандинавии (тогда как, например, Тор является богом воинов из более низких сословий).
В многочисленных скальдических сагах Одина часто называют Отец богов, конунг Асгарда, волхв Асгарда, Отец дружин, Всеотец, Всевеличайший, Высокий. Кеннинги и хейти (художественные метафорические приемы, широко применяемые в скандинавской поэзии) Одина разнообразны и зачастую их этимология не совсем ясна. Тем не менее, очевидно, что Один был одним из наиболее значимых и, безусловно, самым почитаемым богом древнескандинавского и раннегерманского пантеона. При этом согласно «Старшей Эдде» Один часто принимал облик странника в широкополой шляпе и темно-синем плаще, и странствовал по разным мирам (в том числе – по Мидгарду, миру смертных).
Бог Один – сын Бёра (первого аса, который в свою очередь был сыном первочеловека по имени Бури) и Бёстлы (женщины из рода инеистых великанов, которую называют матерью асов). У Бёра и Бёстлы были и другие сыновья – Вили и Вё. Вместе с Одином они убили Имира, древнего инеистого великана, который был первым живым существом во Вселенной. Из тела Имира Один, Вили и Вё сотворили обозримый мир.
Скандинавский бог Один имел немало легендарных потомков, самым знаменитым из которых является Тор, защитник Мидгарда, бог грома и бури. Тор был рожден от Одина и Йорд (женщина-ётун, священный образ земли у древних скандинавов). От восточной принцессы (которая также была ётуном) по имени Ринд у Одина родился сын Вали (покровитель мира растений), а от великанши Грид – сын Видар (безмолвный бог мщения). Легендарный страж Асгарда, Хеймдаль (другое его имя – Риг) также является сыном бога Одина «и девяти матерей». Другой знаменитый потомок Одина – Тюр (однорукий бог храбрости и воинской доблести), рожденный от великанши (имя ее неизвестно), которая приходилась сестрой Гюмиру, великану из Нифльхейма, который часто путешествует вместе с асами в различных эддических сагах. При этом «официально» супругой Одина является Фригг (богиня домашнего очага). У этой пары было три сына – Бальдр Прекрасный (любимый сын Одина), Хёд (слепой бог судьбы) и Хермод («посланец богов»).
Имена Одина, их толкование и происхождение
Согласно песням «Старшей Эдды» у бога Одина было множество имен, которые он неоднократно называет при самых разных обстоятельствах. Важно отметить, что это отголосок древнескандинавской традиции, которая заключалась в следующим. Первое имя давалось человеку при рождении, но впоследствии он мог неоднократно менять его. В частности, некоторые имена давались за воинские подвиги, другие – за достижения в ремеслах. Также в разных регионах человек мог называться разными именами, и в таком случае он использовал «не оригинальное» имя, как оберег. Скандинавы верили, что, зная имя человека, можно навести на него ворожбу или недуг. Поэтому если человек, впервые прибыв на новое место, назывался новым именем, он, таким образом, защищал себя.
Кроме того многочисленные имена Одина являются следствием уже упомянутых поэтических приемов, хейти и кеннингов, при которых объект называется не собственным именем, а иносказательно, косвенно, образно. Наиболее известны следующие имена Одина: Гримнир, Хрофт, Ганглери, Харбард, Трор и Од. Од занимает здесь особое место, потому что фактически это не имя Одина, так именовалось его смертное воплощение, которое полюбила Фрейя (см. соответствующий эддический миф). Также в «Старшей Эдде» Один говорит о том, что в разных местах его знают как Эгира, Херьяна, Хьяльмбери, Текки, Триди, Туда, Хара, Уда, Хельблинди, Свидрира, Ялька, Фьёльнира и так далее. Всего в «Старшей Эдде» насчитывается 54 имени Одина. Каждое из этих имен имеет свою собственную этимологию, иногда – достаточно запутанную, но зачастую – вполне очевидную. Большинство имен Одина указывают на его характерные особенности и выдающиеся черты, многие имеют дословный перевод вроде «воинственность», «мудрость», «коварство», «один глаз», «надвинутая шляпа», «седая борода» (более подробно – см. «Старшую Эдду» в переводе А.И.Корсуна с комментариями М.И.Стеблин-Каменского). К примеру, имя Гримнир дословно означает «скрывающийся под маской», Альфрёдр значит «Всеотец», Игг можно перевести как «пугающий», а Фьёльнир означает «меняющий облик».
Что касается происхождения исходного имени Одина (Вотана), то данный вопрос до сих пор сохраняет свой дискуссионный статус. Впервые форма Водан (Wodan) появляется в Нордендорфской фибуле (VI-VII века). Вероятно, слово Wodan может быть соотнесено с верхненемецким Wuotan, старо-шведским Othin и старо-исландским Odhin. Наиболее популярная версия гласит, что все эти формы произошли от прагерманских слов Wodanaz и Wodinaz, что дословно можно перевести как оборот «в ярости». При этом существуют две версии толкования оборота, либо «ярость» в данном случае подразумевает «гнев», либо указывает на сексуальное возбуждение, необузданное желание (см. работы Рено-Кранца). Что же касается переводов «провидец» или «пророк» (которые, в частности, можно встретить на Википедии), то в действительности это ложное утверждение, которое не соответствует истине.
Атрибуты и символы Одина
Строго говоря, у Одина нет каких-то особых символов, которые могли бы однозначно идентифицировать его. Разве что Валькнут (дословный перевод со старо-норвежского «узел павших»), он же – Сердце Хрунгнира, символ воинов, павших в битве и отправившихся в Асгард, чтобы встать плечом к плечу со Всеотцом. Также зачастую в Сети встречается информация о том, что символом Одина является Трискеле. Это ложное утверждение (см. статью о Трискеле). Тем не менее, у Всеотца есть немало характерных атрибутов, в частности, это особые магические вещи, артефакты, которыми владел только сам Один.
Первый подобный артефакт – Гунгнир, копье, не знающее промаха, которое для Гримнира выковали темные альвы. Другой знаменитый атрибут Одина – семиногий конь Слейпнир, что движется быстрее ветра, сын Локи и жеребца Свадильфари. Также Одину принадлежит магическое кольцо Драупнир (некоторое время было у его сына Бальдра). Зачастую богу Одину приписывают обладание легендарным кораблем Скидбладниром (что вмещает все воинство Асгарда, а сам может складываться до размеров ладони), но согласно «Младшей Эдде» этим кораблем обладает Фрейр.
Одину служат два чудовищных волка – Гери («жадный») и Фреки («прожорливый»), и два бессмертных ворона – Мунин («память») и Хугин («мысль»). Один Всеотец – владыка Асгарда, высшего мира асов, его личные палаты – Вальхалла, в них пируют доблестно павшие войны. Его личная дружина – лучшие небесные витязи, которым нет равных в битве, зовутся эйнхериями. Они выступят с Одином в день Рагнарёк, чтобы сразиться с Хель и ее армиями мертвецов. В Рагнарёк Один падет в битве с Фенриром, но его сын Видар отомстит за отца, сразив адского волка.
Мифологемы Одина: источник мудрости, бог повешенных, владыка рун
Широко известен миф («Старшая Эдда», песнь «Речи Высокого») о том, как бог Один пронзил себя собственным копьем (Гунгниром) и провисел так вниз головой 9 ночей (именно ночей, а не суток, как утверждает Википедия и многие другие сетевые ресурсы!) на Мировом Древе Иггдрасиль. Этот великий акт самопожертвования позволил Одину открыть мудрость рун. Но важно отметить, что в этой части «Речей Высокого» Один говорит о восемнадцати «песнях силы» («заклинаниях»), которые совсем не обязательно ассоциируются с открытыми им рунами. Поэтому речь здесь может идти как о традиционном 24-рунном футхарке общегерманских рун (так называемые Старшие Руны), так и о 18-рунном футхарке датских рун (о которых писал, в частности, Гвидо фон Лист).
К. Медоуз упоминает интересный (несомненно – более поздний) миф о том, как именно бог Один обрел знание о рунах. Согласно этому мифу с Иггдрасиля упали девять веток, образовав замысловатый рубленый узор (см. рисунок ниже). Всмотревшись в этот узор, Один увидел в нем скрытые закономерности и вычленил 24 символа, которые дали начало всей группе рунических алфавитов европейского севера. Один подарил руны людям, чтобы они могли узнавать волю богов, суть происходящего вокруг и грядущее.
Другой знаменитый миф из «Младшей Эдды» Снорри Стурлусона рассказывает о том, как Один отдал свой правый глаз великану Мимиру, хранителю источника мудрости у корней Мирового Древа, чтобы получить дар провидца. Именно поэтому очень часто в эддических песнях Одина называют одноглазым. Также в «Саге об Олафе Святом» упоминается уникальная особенность Одина – он никогда не ест, лишь вкушает «мед поэзии» в Вальхалле.
Кстати, «мед поэзии», источник творческой силы людей и асов, также добыл бог Один. Согласно эддической легенде, когда асы и ваны заключили мир после «первой войны», они смешали свою слюну и так появился карлик Квасир. Но вскоре Квасир был убит другими карликами, которые перемешали его кровь с медом и тем самым получили знаменитый «мед поэзии», каковой позже достался великанам в качестве выкупа (так карлики защитили свой народ от турсов). Один проник в дом великана Суттунга, который хранил мед в своем доме в скале, просверлив отверстие в стене и пробравшись через него в обличье змеи. Затем Гримнир соблазнил великаншу (дочь Суттунга), охранявшую мед и в облике орла понес его в Асгард. Но в пути он расплескал часть «меда поэзии» (он нес его в клюве), и те из людей, которым удалось отведать меда, стали скальдами. Также Один и сам проглотил немного напитка и то, чем он впоследствии опорожнился, по легенде досталось в дар бесталанным поэтам.
Известны позднегерманские предания о том, как бог Вотан (Один) на Слейпнире в окружении эйнхериев проносится над полем битвы, даруя победу наиболее достойным. В Средние Века этот поэтический образ преобразился в знаменитую «Дикую Охоту», воинственную армаду мертвецов, что появляется над землей (чаще – в бурю или метель), как предзнаменование великой войны.
Многие позднескандинавские саги (в частности, работа Тордасона «Третий грамматический трактат») упоминают о том, что Одина почитали богом повешенных. Вероятно, это связано с тем, что Одину служили вороны, которые являются падальщиками. Также здесь очевидно влияние христианских миссионеров, которые пытались всеми силами изжить из народной памяти образ Всеотца, приписывая ему мрачность и всевозможные негативные черты.
«Земные» потомки Одина и «мистер Среда»
Согласно работам Снорри Стурлусона Один был вполне реальным историческим персонажем, который правил обширными территориями к востоку от Танаиса (Дон), имел владения «в стране турок» и к югу от Уральских гор. Затем Один переселился в Данию, оставив править Асгардом братьев Вили и Вё. «Страну саксов» он разделил между своими сыновьями: Вегдег получил восточные земли, Бальдр стал править Вестфалией, а Сиги стал конунгом в землях франков. Потом Один дошел до Ютландии (которую Снорри называет Рейдготланд), оставив там править своего сына Скьёльда. Затем он достиг Швеции, где основал легендарный город Сигтун.
Также Один правил Норвегией, а затем оставил там править своего сына Сэминга. Конунгом Швеции он назначил другого своего сына – Ингви (родоначальника знаменитого рода Инглингов). При этом полумифический образ Ингви тесно связан с богом Фрейром (см. статью о Фрейре). Позже Данией стал править внук Одина – Фроди.
Любопытно упомянуть теорию Тура Хейердала, который полагал будто Асгард Одина – это античный город Танаис в Приазовье. По мнению Хейердала Один был вынужден увести свой народ на север из-за давления римлян в начале нашей эры. В контексте этой теории также стоит вспомнить утверждение Г.В. Вернадского о том, что слово «асы», по всей вероятности, происходит от названия славянских племен асов-аланов.
Лотте Хедеагер полагает, что исторически Одина не существовало, но его эддический образ навеян скандинавским скальдам великим завоевателем гуннов Атиллой. По мнению Хедеагера у реального Атиллы и мифологического Одина много общего, хотя большинство исследователей не согласны с этой версией, видя образ Атиллы в другом персонаже древнескандинавского эпоса (Атли из легенды о Сигурде и Брюнхильде). Также существует теория о том, что после христианизации Скандинавского полуострова в попытке сохранить образ Одина местное население воплотило своего древнего бога в образе Санта-Клауса. Разумеется, это лишь гипотеза.
В заключении стоит упомянуть о том, что древние германцы называли среду «днем Одина». Согласно М. Элиаде они переняли у римлян семидневную неделю и стали называть дни недели именами богов. Одину досталась среда: Wuotanestac на древневерхненемецком, Woensdag на нидерландском, Wednesday на староанглийском и Odinnsdagr на древнескандинавском. Сегодня широко известен оригинальный образ Одина, нарисованный художественным гением Н.Геймана, который в своей книге «Американские боги» называет Одина «мистер Среда».
Бог Один
Бог Один в скандинавской мифологии и его сверхспособности
Когда родился бог Один?
Доподлинно неизвестно, когда был рожден древний бог Один. Родителями Вотана считаются ас Бёр (сын первочеловека Бури) и инеистой великанши Бестлы матери всех асов. У Одина есть два брата Вили и Ве. Норвежский исследователь и путешественник Тур Хейердал полагал, что бог Один был человеком и жил 2000 лет назад на территории Азова (в России). За основу исследований была взята исландская сага XIII в., но вещественные доказательства так и не были найдены.
Как бог Один потерял глаз
На изображениях верховный владыка предстает с зияющим пустотой правым оком, или с повязкой закрывающей глаз. Почему бог Один одноглазый? Всеотец всегда стремился познать законы мироздания и Вселенной, ради обретения священных знаний совершил сделку с великаном Мимиром, охранявшим колодец мудрости. Один отдал свой правый глаз, чтобы испить из источника. Прошлое, настоящее, будущее судьбы богов, людей, миров все стало подвластно внутреннему видению Великого. Левое око Одина стало олицетворять Солнце, правое опущенное на дно колодца Мимира Луну.
Бог Один и его семья
Правитель Вселенной Бог Один и его жена Фригг обитают в верховном мире Асгарде в чертоге с серебряной крышей Валяскьяльве. Всеотец очень любит мудрую Фригг, но это не мешает ему вступать в отношения с другими женскими сущностями, будь то богини, великанши или просто земные женщины. У Одина много прославленных потомков. Самые известные отпрыски Всеотца:
Кто такой бог Один в скандинавской мифологии, чем он знаменит
Значение Одина, как божества в скандинавской мифологии
Легенды о скандинавских богах дошли до наших дней с большими пробелами, поскольку во времена средневековья церковники причисляли любые труды, связанные с историей и поклонением не Христу, а к дьявольщине и соответственно предавали их огню.
С превеликим трудом писателям современности удалось собрать информацию об иерархии и устройстве миров в мифологии северных народов. В этих древних эпосах Один занимает главенствующее значение, ибо он величайший и самый древний из богов.
Происхождение богов. Начало
Один имеет много имен: Мудрец, Все отец, Третий, Гримнир. В одних преданиях его называют повелителем павших и богом виселиц, в других громовержцем, в иных — богом войны.
В начале времен была пустота и темнота, скрытая в бесконечном тумане. Не было ни небесного свода, ни звезд, существовал только мир пустоты Нифльхейм и мир бесконечного огня Муспелльхейм.
Нифльхейм окутывала вечная мгла и 11 рек текли в ней, соединяясь в едином водовороте источника Хвергельмир. На стыке двух миров лед столкнулся с пламенем и в этих теплых водах зародилась жизнь, некое подобие человека, но в тысячи раз больше его, не и имело это существо пола и от него произошли все великаны имя его было Имир.
Один вместе с братьями сделали почву из тела Имира, из костей горы, кровь великана стала морями и реками, мозг его стал облаками.
Устройство мира
В скандинавской мифологии одно понятие о том, как устроен мир, противоречит другому. В одних сказаниях он представлен как плоский диск, окруженный морем со всех сторон окруженный океанами. В других как Великое девятиуровневое дерево, где у корней находится мир мёртвых (чертог Вальхалла) а на верхних кронах Астгард, где на троне восседает великий воин.
Между ними находится Альвхейм, там живут светлые Альвы, Нидавеллир, населенный карликами, Мидгарт человеческий мир, Йотунхейм где обитают великаны, Ваннахейм обитель богов Ваннов, Нифхельм – пустая и туманная область, Муспелльхейм огненный мир, там живет Сурт, который проснётся только в день Рагнарек.
Сотворение человека
Мидгард это Земля, то есть мир, населенный людьми. В начале времен он стоял пустой. Один из двух бревен от ясеня и вяза сотворил первых мужчину и женщину и вдохнул в них жизнь, после чего его стали называть Всеотцом. Вилли и Ве пошили людям одежду, чтоб те могли прикрыться и согреться и назвали их Аск и Эмбла.
Как герой получил свои способности
В стране гигантов находится великий источник Мимира, его также называют источником мудрости. Ещё в начале времен Один переодевшись в простого смертного решил добраться к этим водам, чтобы познать тайны Вселенной. Когда Всеотец пришел к источнику он попросил испить из него, чтобы набраться мудрости, но Мимир был непреклонен.
В момент войны между Ваннами и Асами, Ванны отрубили голову Мимира и отослали Одину. Тот не расстроился, взял череп и натер его специальным зельем. После этого голова мудреца ожила и заговорила с Одином, дав ему еще больше мудрости и хороших советов.
Есть у воителя волшебное копьё под броским названием « Гунгнир «. Бьёт оно с такой силой, что может разрушить на своем пути любую преграду. Куда бы ни кинул бог свое копьё оно непременно попадет в цель.
Также, имеется у Одноглазого волшебное обручье, (браслет) из чистого золота, каждые девять ночей из него капают, словно роса, восемь таких же украшений. Из них сделана кольчуга, предохраняющая хозяина от любых ударов.
Дары людям
По окончанию войны между ваннами и асами, боги устроили великий пир. В конце они плюнули в огромный котел, чтобы скрепить мир. Из слюны этой был сотворён Квасир мудрейший и добрейший из богов. Он решил дарить свои знания людям и отправился в долгий путь, где был убит темными «альвами».
Альвы наварили меда из крови и тела Квасира и имел он чудные свойства, придавая каждому умение красиво излагать свои мысли. Назван он был «мёдом поэзии». Альвы провинились перед великанами и те отобрали волшебный напиток. Когда Один узнал об этом, он выкрал чаны с мёдом у гигантов, рискуя собственной жизнью.
С тех пор, в народе существует поверье, что каждый кто может писать стихи и песни испил мёда поэзии.
Один – почему главный бог скандинавов потерял свой глаз?
Один является одним из самых сложных и интересных персонажей мифов Скандинавии. У многих народов прошлого были верховные божества, что являлись правителями и возглавляли языческий пантеон. Не были исключением и скандинавы, которые верили, что судьбы богов и людей вершит великий Один.
Кроме того, Одина не стоит сравнивать с верховными богами других стран, например, с греческим Зевсом или египетским Ра. Один – абсолютно неповторимый и загадочный бог. Кем же был этот правитель мифического мира северных народов Европы?
Один – кто он?
Один – главный среди богов скандинавской мифологии. Именно он является предводителем всех божеств, именно ему выпадает честь постоянно посещать погибших воинов и приветствовать их. Он может свободно путешествовать через все девять миров.
Его древнее имя, что нередко встречается в источниках, – Вотан (или Водан). Этот бог является властителем древа жизни, могучего Иггдрассиль. Один стоит во главе божественного войска, состоящего из асов, бойцов света и валькирий, дев, что уносят души падших героев в царство умиротворения и красоты Вальхаллу.
Один – великий мудрец среди богов Скандинавии
© Talita Babireski / talitababireski.artstation.com
О времени рождения Одина в мифах не говорится, поскольку относится оно к древнейшим временам. Это и неудивительно, ведь культ Одина принадлежит к самым первым почитаниям богов, что зародились в Скандинавии.
Его родителями называют аса Бёра (он был рождён первочеловеком Бури) и великаншу Бестлу. Сам Один воплощает силу войны, грозы, могучую энергию, которая живёт в нём и в каждом воине.
Один – бог воинов / © MIhail Spil-Haufter / spilhaufter.artstation.com
Как выглядит бог Один?
Определённого внешнего облика этот бог не имеет. Он может появиться перед человеком и в образе старца, согнувшегося под тяжестью прожитых лет, и как юный герой, прошедший несколько битв и знающий вкус сражений.
Если вы посмотрите на изображения Одина, то наверняка заметите одну внешнюю особенность. На месте одного из глаз бога либо зияет пустота, либо находится повязка. Но где столь великое божество могло лишиться своего ока? На этот вопрос ответ даёт скандинавская легенда.
Бог Один и великан Мимир / © Igor Rozovny / rozovny94.artstation.com
Как рассказывает предание, Один всегда стремился познать истину Вселенной, изучить в деталях законы её существования и действия, вникнуть в суть мироздания. Ради того, чтобы расширить свои знания, бог заключил сделку с великаном Мимиром. Тот охранял глубочайший колодец мудрости.
Конечно, за привилегию заглянуть в это место пришлось заплатить дорогую цену. Один отдал свой правый глаз. С тех пор считается, что левое око бога символизирует Солнце, что сияет в высоте небосвода, а правое – Луну, ведь именно оно находится на дне колодца мудрости, что смог узреть Один.
Способности Одина
Легенда о потере глаза Одина может удивить нас, ведь в ней есть бескрайнее самопожертвование – ради знаний и мира. Но это – лишь мелочь в сравнении с другими делами бога. Он нередко жертвовал собой для достижения благих целей. Не щадя себя, Один совершал опасные ритуалы. Поразительно, но главной его жертвой стали мучения, которые он испытал во имя просветления себя же.
Девять дней и ночей без пищи и воды, пригвождённый собственным копьём, провёл бог в страданиях. Сделано это было неспроста. Во время перехода от жизни к смерти Одину открылись истинные законы мироздания. Помимо них, бог заметил 24 священных руны, после чего превратился в Одина-шамана, своё новое воплощение.
Один-всеотец на троне / © Adam Wesierski / umtart.artstation.com
Символы бога
Конечно, у любого верховного бога, “царя” пантеона, должны быть свои помощники. У Одина они также являются его символами. Например, к ним стоит отнести воронов. Их зовут Хугин и Мунин, что переводится как “мысль” и “память”.
Каждый день эти священные птицы отправляются в путешествие, облетая весь мир. Они – словно дополнительные глаза Одина. К вечеру вороны возвращаются к своему хозяину, садятся на его плечи и рассказывают о том, что им довелось увидеть.
Один с воронами Хугином и Мунином / © Loïc CANAVAGGIA / canavaggia.artstation.com
Другие помощники, волки Гери и Фреки, больше отождествляются не с мифологией, а историей скандинавских народов. Не исключено, что они символизируют древнейший культ почитания волков, что был распространён в Северной Европе.
Имена хищников переводятся как “жадный” и “прожорливый”. Поскольку Один связан со стихией войны, не исключено, что эти животные является воплощением воинской силы и храбрости.
Бог Один и его волки Гери и Фреки / © Johnson Ting / johnsonting.art
Также у Одина есть священное копьё, что никогда не пролетает мимо цели. Оно приносит победы богу и становится главным страхом его врагов. Копьё Гунгнир было сделано Одином из ветвей жизненной оси, дерева Иггдрассиль.
Кроме того, периодически богу доводится путешествовать по морю, и в этот момент ему необходим корабль Скидбладнир. Это поистине волшебное судно. Он может уместиться на ладони Одина или в его кармане. Но при необходимости корабль разрастается” до небывалых размеров. Он способен вместить любое число воинов.
Петер Николай Арбо «Дикая Охота Одина» 1872 год
Местонахождение: Национальная галерея Норвегии, Осло
В самом же Одине сочетаются три личности бога: воин, шаман и странник. Все они являются покровителями людей разных профессий:
Один – главный бог скандинавских мифов. Он – верховный правитель нескольких миров. И боги, и люди живут по его законам. Однако легенды открывают нам, что на пути ко всезнанию Одину пришлось многим пожертвовать, многое изучить. Считается, что Один вместе со своими воинами проносится над землёй в облике зимних бурь, которым лучше не встречаться на пути, ведь против силы бога никто не сможет устоять.