бог пожалел что создал человека

Почему Бог раскаялся, что создал людей.

Развращение людей и Божий суд.

«Истреблю с лица земли людей, которых Я сотворил, …ибо Я раскаялся, что создал их»». (Бытие, 6:7)

«И увидел Господь, что велико развращение людей на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время. И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своём. И сказал Господь: «Истреблю с лица земли людей, которых Я сотворил, от человека до скотов и гадов, и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их»».

Этот раздел важен с теологической точки зрения. Он даёт возможность понять, (1) что происходило в сердцах людей до потопа, (2) Божью позицию в ответ на развращение людей и (3) причину Божьего решения истребить созданное.

Стих 5. Такие выражения, как увидел Господь, употребляются в разных местах и показывают Божий интерес и Его вмешательство в дела людей (см. 29:31; Исх. 2:25; 3:4; 4:31). Эти слова вызывают в памяти высказывание Господа в 1:31: «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма». Однако какой огромный контраст! Вместо того чтобы смотреть с одобрением, теперь Он увидел, что велико развращение людей на земле.

Такое поведение не было неожиданным отклонением со стороны человека; эта практика существовала издавна, о чём свидетельствует следующее далее высказывание автора: все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время. Этот грех человека был не случайным и не кратковременным, а спланированным, умышленным и привычным. Всякий час бодрствования человек замышлял в своём сердце зло вплоть до того, что оно поглощало его самого и всех вокруг него.

Автор связывает причину потопа с описанием падения человека в Быт. 3. В Эдемском саду Адам и Ева захотели знать «добро и зло» (3:5, 22). Их новое знание оказалось не благословением, а трагедией как для них, так и для их потомков. Стремление человека изобретать новые способы творить зло почти подавило его желание делать добро.

Стих 6. Далее следует Божья реакция на безудержное развращение людей: «И раскаялся Господь, что создал человека на земле». Этот стих смущает некоторых вследствие его перевода в Синодальной Библии, что Господь «раскаялся». В других местах Библия говорит, что невозможно Богу согрешить или солгать; поэтому Ему не нужно раскаиваться. Так же и в Чис. 23:19 мы читаем: «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться [передумывать; Международное Библейское Общество]» (см. 1 Цар. 15:29). Еврейский глагол, употреблённый в 6:6, происходит от накхам. Обычно, когда он употребляется по отношению к Богу, смысл другой, нежели «раскаиваться», так как Бог никогда не бывает виновным в грехе. И всё же правда, что Бог «пожалел» (Международное Библейское Общество), «стало у Него на сердце грустно» (Современный Перевод) от того, что произошло.

Бог всё же меняет Свою позицию и планы по отношению к человеку в зависимости от реакции человека на Его волю. Это не означает, что Бог своенравен; это показывает, что Его воля соотносится с ответственностью людей (см. Исх. 32:12–14; 1 Цар. 15:11, 22–29; Иер. 18:6–10; Иона. 3:4–10). Изначально Божьим желанием было благословить человечество, что Он и сделал (1:27, 28). Всё, что Он создал, было «хорошо» (1:4, 12, 18, 21, 25), более того — «хорошо весьма» (1:31). Когда Адам и Ева послушались змея и согрешили, этим был дан ход проклятиям и наказаниям (2:17; 3:14–19, 22–24), но и Божьи благословения продолжались.

Божья реакция на людей — сожаление — была вызвана не тем, что сотворение было ошибкой. Источником её были развращённость и греховность человека, искажавшие образ Бога в нём. Создание человека не было ошибкой; ошибкой былло злоупотребление человеком своей свободной волей, превратившее его в буйного дикаря. Бог, будучи личностью, чувствует боль, когда те, кого Он любит, предают Его, бесчестят себя и оскорбляют таких же людей, как они сами (см. Ос. 11:1–8). Вот что вызвало невыразимую боль и скорбь в сердце Бога.

Стих 7. В этот момент Господь объявляет Своё решение: «Истреблю с лица земли людей, которых Я сотворил… ибо Я раскаялся, что создал их». Термин макхах, переведённый как «истреблю», фактически означает «вытирать, стирать, изглаживать», как вытирали или соскабливали с древнего свитка написанные чернилами буквы. Это же слово употребил Моисей, когда ходатайствовал за израильтян после их поклонения золотому тельцу. Он умолял Бога простить их грех и затем добавил: «Прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исх. 32:32). Когда Бог придёт судить Иудею и город Иерусалим за развращение людей, Он вытрет город «так, как вытирают чашу, — вытрут и опрокинут её» (4 Цар. 21:13).

После обескураживающего описания в 6:5–7 человечества текст озаряется лучом надежды. Та оценка, что «помышления сердца их были зло во всякое время» (6:5), не относились ко всем людям на земле; исключение составил Ной.

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Быт. 6:6

Свт. Иоанн Златоуст

и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем

«И помысли, – говорит Писание, – Господь Бог, яко сотвори человека на земли». Заметь и здесь грубость и приспособительность выражения. «Помысли», сказано, вместо: раскаялся, не потому, что Бог раскаивается, – да не будет, – но божественное Писание говорит с нами по-человечески, чтобы научить нас, что чрезмерное множество грехов человеческих привело человеколюбивого Бога в столь великий гнев. «И помысли Господь Бог, яко сотвори человека на земли». Для того ли, говорит Бог, Я создал его, чтобы он, вдавшись в столь великое нечестие, сделался виновником своей погибели? Для того Я с самого начала удостоил его такой чести и явил столько попечения о нем, чтобы он, избрав добродетель, был безопасен от погибели. Но так как он злоупотребил Моим человеколюбием, то лучше уже прервать его злые предначинания.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 22.

Свт. Кирилл Александрийский

и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем

Свт. Амвросий Медиоланский

Ст. 6-7 И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их

О Ное.

Свт. Филарет (Дроздов)

и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем

Понятие о свойстве приписываемого Богу раскаяния можно заимствовать из повествования о Сауле, где двукратно приписывается Богу раскаяние (1 Цар. 15:35) и где между тем Самуил говорит о Нем, что Он не человек, чтобы Ему раскаяться (1 Цар. 15:29). Из сего видно, что когда говорится о Его раскаянии, тогда говорится о Нем яко о человеке, и сие потому, что, как говорит Абен–Езра, закон говорит языком сынов человеческих, то есть языком простого народного смысла. Итак, мысль, заключающуюся в словах Моисея, иначе раскрыть можно так: Бог видел человека в таком состоянии, в котором сей совсем не соответствовал предначертанию Премудрости, явленному в его сотворении, и более уже не мог быть причастным любви и благости Творческой.

Толкование на Книгу Бытия.

Блаж. Августин

Ст. 6-7 И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их

Гнев Божий не есть волнение Духа Божиего, но суд, которым налагается наказание за грех. Помышление же и размышление Божие есть неизменная причина вещей, подверженных изменению. Бог не раскаивается в каком- либо поступке, как человек: Его суждение обо всех вещах вообще так же твердо, как верно Его предвидение. Но если бы Писание не употребляло таких выражений, оно не говорило бы так близко сердцу всякого рода людей, для которых оно предназначено быть советом, чтобы устрашать гордых, побуждать нерадивых, упражнять исследующих и давать пищу понимающим. Этого оно не смогло бы сделать, если бы предварительно само не склонилось и некоторым образом не снизошло к немощным.

А что возвещается гибель также всем земным животным и птицам, то этим указывается на величину предстоящего бедствия, а не выражается угроза гибели лишенным разума животным, как если бы и они согрешили.

О граде Божием.

Прп. Максим Исповедник

и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем

Как, согласно благочестию, следует понимать раскаяние Бога, о котором говорится в Писании?

Постигшие, как благочестиво мыслить о Божественном, говорят, что это невозможно, чтобы Бог, по природе Творец, не был бы по природе также и промыслителем о сотворенном. Если же это так, то, поскольку Бог по природе промышляет о человечестве, совершенно необходимо, чтобы для природы, о которой Он имеет промысл, у Него было много способов спасения. Ведь поскольку человек — существо изменчивое, легко приспосабливается ко времени и обстоятельствам, то совершенно необходимо, чтобы и Божий Промысл, оставаясь Самим Собой, приспосабливался к нашим состояниям, находя способы спасения [в зависимости] от произрастающих вприроде пороков, [подбирая то, что] легко усваивается. И подобно тому как во врачебном искусстве [лечению] подлежит множество болезней и необходимо, чтобы сведущий врач, поскольку тело, подлежащее [лечению], впадает во множество разнообразных недугов, и сам переходил от более слабых средств к более сильным — так [происходит] и у Бога: переход от одного способа промышления к другому обыкновенно именуется в Писании «раскаянием» Бога.

Вопросы и затруднения.

Еп. Виссарион (Нечаев)

и помысли Бог, яко сотвори человека на земли, и размысли

Источник

Новое в блогах

«Раскаялся Господь, что создал человека»

Сначала мы рассмотрим слова, которые Бог говорит перед Потопом.
Это глава 6, стихи с 5 по 8.
Ниже я приведу обычный русский перевод этих стихов, в дальнейшем укажу, где здесь неточности и как нужно перевести эти стихи правильно.
«И увидел Господь, что велико зло человека на земле и что вся склонность мыслей сердца его только зло во всякое время. И раскаялся (пожалел) Господь, что создал человека на земле и восскорбел в сердце Своем.
И сказал Господь: истреблю человека, которого Я сотворил, с лица земли, от человека до скота, до гадов и до птиц небесных, ибо Я раскаялся, что создал их.
Ной же нашел милость в очах Господа
«.

Этот отрывок является как бы предисловием к Потопу.

В представленном выше стихе (6:6) есть одно, крайне непонятное выражение.

Это слова «И раскаялся Господь, что создал человека на земле«.
Что означают эти слова?

Означают ли они, что Бог разочаровался в людях и потому решил их уничтожить?

Вообще, употребление слова «пожалел» (в смысле «раскаялся», как здесь) по отношению к Богу чрезвычайно проблематично.
Но эта фраза является ключевой в понимании причин Потопа, и не поняв ее, мы не сможем понять всю историю.

В стихах 28-29 главы 5 мы читаем, как Ноах был рожден:
«И жил Лемех 182 года и родил сына, и нарек ему имя Ноах, сказав: этот утешит («йинахамену») нас в работе нашей и в труде рук наших на земле, которую проклял Господь«.

Т.е. Лемех произвел имя «Ноах» от корня «нахем», которое здесь переведено как «утешение».
И суть Ноаха в том, чтобы «утешить нас от работы нашей на земле, которую проклял Господь».

Что это означает?
Почему Господь ранее проклял землю?
И нет ли здесь связи с дальнейшим (уже цитированным выше) стихом Торы, в котором сказано «не буду больше проклинать землю за человека».

Это свойство которое было у земли наказывать человека за его плохие поступки, не давать ему урожая за его преступления, выращивать злодею колючки после посадки зерна.
Т.е. земля была морально чувствительна, она воспринимала нравственный уровень человека, который на ней живет, и реагировала на него; и за те преступления, которые человек совершал, земля не давала ему своих сил.

И поэтому в то время, например, для того, чтобы быть хорошим агрономом, нужно было не только изучить агрономию, но также и быть порядочным человеком.
Т.е. земля чувствовала; и это свойство земли не было само по себе «проклятием», это была «острая реакция земли» на уровень праведности поступков человека.

А так как уровень нравственности человека спустился в эту эпоху до наинизшего уровня, то эта возможность проявлялась в виде категории «проклята земля для тебя».

Итак, в период от Изгнания из Сада до Потопа человек имел очень сильное влияние на землю.

В Саду он имел еще большее влияние, он находился на таком уровне, что своим познанием и волей он напрямую управлял миром.

Будучи изгнан, человек потерял свой уровень, но нe полностью.

У него остался уровень прямой связи духовных параметров с окружающим миром.

Он не мог теперь духовно управлять напрямую окружающим миром, но влияние осталось.

И, поскольку человек не вел себя достойно, это влияние выражалось в проклятии, а не в благословении.

Теперь мы можем лучше понять, что говорил Лемех, когда у него родился сын Ноах.

Вернемся вновь к стиху 5:29.
Какого утешения хотел Лемех?
На иврите мы читаем «зе йинхамену», т.е. здесь употреблено понятие «нехама».
Какого его точное значение?

Оно употребляется, например, в выражении «нехум авелим» = «утешение скорбящих».

Когда у человек умер кто-то из прямых родственников, друзья и близкие приходят утешать его.
Что такое утешение скорбящих, в чем оно выражается?
Оно не в том, чтобы скорбящий не признавал реальности смерти, или не в том, чтобы он отвлекался от скорби или забывал об умершем, или развлекался.
Совершенно не так. Напротив.

Он говорит: «Этот даст нам утешение», т.е. Ноах принесет нам примирение Бога с не слишком высоким моральным уровнем человека, сделает для нас более легкой жизнь на земле, которую проклял Господь», облегчит наш труд и сделает не таким сложным наше существование.

Поэтому действие Потопа явилось на самом деле не просто актом наказания, но также и милосердия.
С целью сохранения хотя бы частично мироздания, чтобы не дать человеку уничтожить весь мир полностью.

Всевышний ограничил человека.

Мир стал более сокрыт, и вот на это сокрытие Богу было решиться нелегко.
Бог скорбит от того, что Он должен лишить человека части его духовных сил.

Рассмотрим же картину, представленную нам после Потопа.

Что происходит с Ноахом, когда он выходит из Ковчега?

Прежде всего Ноах приносит жертву.
Стих 8:20: «И устроил Ноах жертвенник Господу, и взял он из всякого скота чистого и принес жертву всесожжения на жертвеннике«.

Далее читаем: «И обонял Господь благоухание жертв«.
По-русски эта фраза вообще непонятна, представляется вопиющей антропоморфностью Божественного.
На иврите (в оригинале) выражение «рэах нихоах» (буквально «обонять благоухание») означает, что «жертва принята», действия человека признаны Богом достойными.

И далее Бог говорит:
«Не буду больше проклинать землю и не буду больше уничтожать человека«.

Но после Потопа на земле произведен новый род человечества, и теперь уже Потоп не нужен, теперь ход мира, сеяние и жатва, день и ночь не прекратятся.

И в этом смысл неясного для нас стиха (8:21):

«Не буду Я более проклинать землю за человека, ибо помысел сердца человека зол от юности его»
— хотя человек зачастую склонен ко злу, но он уже не имеет столь сильной возможности влияния на мир, «тонкая структура» взаимодействия земли и человека уничтожена и, тем самым, отпадает необходимость в столь сильном уничтожении человечества.

Однако, для нас есть предупреждение.

Источник

Бог раскаялся, что создал человека — Бог согрешил и ошибся?

бог пожалел что создал человека. Смотреть фото бог пожалел что создал человека. Смотреть картинку бог пожалел что создал человека. Картинка про бог пожалел что создал человека. Фото бог пожалел что создал человека

В Библии сказано, что Бог раскаялся, что создал человека (книга Бытие). Можем ли мы сделать вывод, что Он сделал ошибку, сотворив людей? Получается, что Бог тоже может ошибаться?

В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди. И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. (Бытие 6:4-6)

Почему Бог раскаялся, что создал человека — Он ошибся?

Справедливый вопрос. В отличие от других религий, где Бог представлен абсолютно бесстрастным, в Библии у Бога есть сильнейшие чувства и эмоции. Вы можете самостоятельно поизучать эту тему (я сейчас в Лондоне, в аэропорту, поэтому передаю изучение Писания в ваши руки). Библия показывает такие чувства Бога, как любовь, гнев, ревность, сострадание, милость и сожаление. Бывают ситуации, когда можно испытывать сожаление о содеянном, не считая это ошибкой.

Я думаю, в книге Бытия Бог показан в той же ситуации. Бог создал нас, потому что хотел поделиться с нами Своей любовью, хотел, чтобы мы любили Его и любили друг друга. Ещё одна причина — чтобы мы Его славили. В результате всё это получилось, но продлилось недолго и в итоге принесло Богу неизмеримую боль, потому что многие воспротивились Его воле. И да, это принесло Богу разочарование и сожаление. Поэтому сказано, что Бог раскаялся, что сотворил человека…

Я не знаю, есть ли у вас дети, но могу с уверенностью сказать, что в жизни каждого родителя наступает момент сожаления, у кого-то больше, у кого-то меньше. Особенно, когда совсем маленький ребёнок умирает от болезни или рождается с серьёзными проблемами со здоровьем. Тем не менее родители таких детей, каким сильным бы ни было сожаление, не считают ошибкой появление их ребёнка на свет. Как и у Бога, наши чувства неоднозначны.

Итак, мой ответ: нет! Бог не сделал ошибку, когда нас создал, когда дал свободу воли и выбор идти против Него или же жить в любви с Ним.

Джон Окс
Перевод: Дарья Тутынина

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».

Источник

Может ли Бог раскаяться?

Андрей Десницкий о том, можно ли создать «схему Бога»

Приблизительное время чтения: 4 мин.

«…и раскаялся Господь, что создал человека на земле» ­— читаем мы в начале истории о всемирном потопе (Бытие 6:6). Неужели Бог может раскаяться? Передумать? Да и завершается история о потопе чем-то подобным: «и сказал Господь Бог в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал» (Бытие 8:21). Эти слова тоже выглядят как сожаление о сделанном…

бог пожалел что создал человека. Смотреть фото бог пожалел что создал человека. Смотреть картинку бог пожалел что создал человека. Картинка про бог пожалел что создал человека. Фото бог пожалел что создал человекаЯзык книги Бытия, да и других библейских книг мало похож на язык современных богословских трактатов. Трансцендентность или триипостасность — таких слов просто нет в простом и конкретном языке книги Бытия. Бог там ходит в прохладе дня, то есть под вечер, по Эдемскому саду, спускается к вавилонской башне… Да в том же самом стихе 8:21 сначала сказано: «обонял Господь приятное благоухание» — разве не вызывает это вопросов? Бог что, принюхивается к жертвоприношениям? А если аромат Ему не понравится — не примет?

Да ведь и мы сегодня говорим о «руке Божьей» или «очах Божьих», и нет ничего удивительного, что когда-то говорили, например, о «Его ноздрях». Мы прекрасно понимаем, что это антропоморфизмы, описания Божества через уподобление Его человеку. Не Он таков, а нам так понятнее и проще о Нем говорить.

И чувства и мысли, которые приписываются Богу — в конечном счете, такие же антропоморфизмы. Если сказано, к примеру, что Он прогневался, мы же не представляем себе Бога в виде разъяренного дядьки, который потрясает кулаками. Хотя, впрочем, иногда таким Его себе и представляют… что ж, Библия может быть прочитана очень разными способами, в том числе и таким примитивным.

Так что там с раскаянием? Может ли Бог изменить принятое решение? Может, причем едва ли не вся Библия — о том, что такие перемены нередко зависят от образа действия людей. Так было и в истории с потопом.

Вот, казалось бы, и весь ответ. Но самое интересное тут только начинается. В Пятикнижии и, в частности, Бытии исследователи выделяют несколько гипотетических источников, а точнее говоря, преданий, из которых и возник некогда этот текст. Для кого-то такая гипотеза звучит кощунством: как, разве не всё Пятикнижие записал Моисей? Мог ли он его целиком записать — отдельный вопрос, но нет никаких сомнений, что некоторые представления о Боге и мире были у израильтян задолго до Моисея и что они не исчерпывались письменным текстом Пятикнижия и после его смерти. Собственно, примерно это мы и называем Преданием.

Нет ничего удивительного или скандального в том, чтобы увидеть некоторые следы такого сложно устроенного Предания — или даже нескольких разных преданий — в письменном тексте Бытия. Кстати, на русском языке об этом можно почитать в книге Р. Фридмана «Как создавалась Библия», хотя, конечно, Фридман, как и любой автор, излагает свою теорию, а не истину в чистом виде.

Так вот, в истории о потопе, согласно этой теории, переплетены два источника, которые принято называет «Яхвистским» и «Священническим» или «Жреческим». Различить их довольно просто: первый говорит о Господе, а второй называет Его просто Богом. Так вот, именно первый источник говорит о том, как Господь раскаялся в сотворении человека после того, как человечество оказалось таким порочным, и о том, как Он решил в дальнейшем не губить людей, несмотря на всю их греховность. И точно так же именно этот источник описывал Господа ходящим по саду в прохладе дня и беседующим с Адамом…

А вот второе предание (явно вышедшее из священнической среды) таких вольностей не допускает. Те части истории о потопе, где слово «Бог» используется без добавления слова «Господь» (еще точнее — без того четырехбуквенного имени Божьего, которое сегодня почти всегда переводится как «Господь»), изображают Бога отстраненным и не меняющим своих решений. Он дает указания Ною, и точное их исполнение приводит Ноя и его семью ко спасению. Ну чем не священнический подход?

Что же сказать об этом? Одна из традиций более примитивна, антропоморфна, изображает Господа почти как человека? Можно, конечно, сказать и так. Но зачем тогда ее включили в окончательный текст Бытия, разве нельзя было обойтись более «возвышенной» версией второй традиции? А с другой стороны, эта вторая версия — не слишком ли она механистична, если остаться только с ней, в Библии станет намного меньше поэзии!

Видимо, нельзя обойтись без той и другой. Смотрите: одно предание, священническое, говорит о Боге вне этого мира (трансцендентном, скажет современный богослов), вечном, не меняющем Своих решений. Второе изображает Его активное вмешательство в жизнь этого мира, Его взаимодействие с людьми. Кто прав? Оба. Каждый описывает Господа с одной, своей стороны, и каждое описание неизбежно неполно. Одно говорит, что Бог справедлив, второе — что Господь милостив; одно — что Творец превыше нашего мира, второе — что творение продолжается и сегодня, и человек приглашен соучаствовать в нем.

Разве можно нарисовать единую и непротиворечивую «схему Бога» или написать инструкцию по пользованию Им? Человек лишь приближается к этой высшей реальности, не в силах полностью ее познать или описать, и любые наши слова о Боге — лишь слабая попытка выразить невыразимое. Делать это можно с разных сторон, и правда одного опыта не отрицает заведомо другой правды и иного опыта. По крайней мере, так это выглядит в Библии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *