бог существует потому что
16 доказательств бытия Бога
Публикуя этот материал, мы во многом рискуем. Рискуем потому, что сегодня как многие верующие, так и неверующие, согласны с тем, что рационально доказать существование Бога нельзя. Правда, по разным причинам. Если первые считают, что это невозможно, так как Бог открывается сердечной чистоте, а не хитросплетениям разума, то вторые убеждены, что раз научно засвидетельствовать факт существования Бога нельзя, то и Бога нет, т.к. лишь наука объективна. Однако не все знают, что в христианской культуре существует многовековая традиция доказательств бытия Бога. В эпоху Средневековья такие доказательства стали популярны благодаря католическим богословам-схоластам, прежде всего Ансельму Кентерберийскому и Фоме Аквинскому. Правда, свои аргументы схоласты, как правило, обращали не к атеистам — какие атеисты в средние века! — а к верующим, для того, чтобы рациональным способом подтвердить веру. Поскольку существование Бога представлялось очевидным, «разумным», то и в мире, в жизни философы стремились отыскать очевидные, разумные тому подтверждения. Да и современному человеку как «Фоме неверующему» иногда хочется вложить перста в язвы, чтобы убедиться в подлинности христианства.
Редакция
Интересно отметить, что в православной традиции не возникло подобной школы «доказательств бытия Бога». Православие исходило и исходит из иного понимания соотношения веры и разума (хотя ни православные, ни католики, как правило, не противопоставляют разум и веру). Главным доказательством в православии был и остается сам человек, в сердце своем встретившийся с Богом. И если этой встречи не произошло, как можно уверовать! А если она случилась, то любящему сердцу уже не нужны еще какие-то аргументы!
Но ведь многие из нас обучались именно западной философии. И само мышление наше приобрело такой западный «привкус». Сколько раз нам приходилось слышать: а вы докажите, рационально обоснуйте, что Бог есть! И если по большому счету подобные доказательства вряд ли способны привести человека к Богу (такова позиция редакции), то это не значит, что они абсолютно бесполезны. Ведь для кого-то они могут стать первым шагом на пути к вере…
Мы сегодня живем не в средневековой Византии или Руси, но и не в средневековой западной Европе. Много воды утекло с тех пор, но верующий разум не переставал пытливо искать рациональные основания своей веры, находя новые и новые доказательства присутствия в мире Творца.
Нижеследующая статья — попытка перечисления и (для начала) краткого описания поисков в этой области. Конечно, не со всеми аргументами можно согласиться, и если кого-то заинтересует то или иное доказательство, редакция готова предоставить как автору, так и его оппонентам возможность для дискуссии.
1. Первое доказательство, которое можно назвать «экзистенциальным» (то есть «доказательством от существования»), формулируется так: Почему все, что есть, скорее есть, чем нет?
Ведь как создавать что-либо, так и поддерживать существование чего бы то ни было куда сложнее, чем вообще ничего не иметь. Попробуйте, например, самостоятельно спроектировать коттедж, выбрать для него подходящее место, построить и постоянно поддерживать в нем порядок… Или, к примеру, чтобы Ваш огород был действительно огородом, его нужно регулярно вскапывать, засаживать, пропалывать, поливать и т.д. Если этого не делать, огород тут же зарастет сорняками, одичает и превратится в обыкновенное поле без какого-либо следа разумного попечения.
Другими словами, существование любой вещи или структуры требует непрерывных затрат энергии; когда ее внутренний запас истощается или прекращается ее приток извне, структура разрушается. Поэтому вечное бытие Вселенной противоречит, например, второму началу термодинамики, согласно которому все звезды во Вселенной должны были бы давно погаснуть и даже атомы — распасться, если бы, как утверждают материалисты-атеисты, природа существовала вечно.
Так почему же она все-таки существует как БЫТИЕ, как прекрасный и чудесный Космос? Несомненно, только потому, что была Кем-то сотворена и с тех пор поддерживается Им.
Этот Творец — Бог, о котором сэр Исаак Ньютон (1642-1727), сформулировавший законы всемирного тяготения и движения, открывший дифференциальное исчисление, сказал: «Он пребывает вовеки; присутствует везде; Он конституирует длительность времени и пространство».
2. Второе доказательство звучит следующим образом:
Почему все, что есть, закономерно и поразительно упорядочено, несет на себе несомненный отпечаток разумного плана устройства целого? Ведь такой план не может не предполагать существования сверхчеловеческого по своим возможностям Ума, подлинно божественного Планировщика (так как закономерность — свойство разума)?
Так, Николай Коперник (1473-1543), создавший теорию о том, что в центре универсума находится Солнце, а Земля только вращается вокруг него, полагал, что эта модель демонстрирует мудрость Божию в мироздании, ибо «кто еще мог бы поместить эту лампу (Солнце) в иную или лучшую позицию?»
Когда часовщик собирает механизм часов, он скрупулезно прилаживает одну деталь к другой, берет пружину точно рассчитанной длины, определенных размеров стрелки, циферблат и т.д. В результате получается прекрасный механизм, который уже самим фактом целесообразности и рассчитанности своего устройства указывает на создавший его ум.
Но насколько же сложнее, гармоничнее и разумнее устройство всей окружающей нас Вселенной, этого прекрасного Космоса!
Альберт Эйнштейн (1879-1955), сформулировавший теорию относительности, так выразил эту мысль: «Гармония естественного закона открывает столь превосходящий нас Разум, что по сравнению с ним любое систематическое мышление и действие человеческих существ оказывается в высшей мере незначительным подражанием».
Вселенная, как говорили еще древние греки, является «Космосом», то есть прекрасно упорядоченной и гармоничной комплексной системой, состоящей из взаимосвязанных частей, каждая из которых подчинена особым законам, а все в целом управляются комбинацией общих законов, так что преследование какой-либо частной цели удивительным образом способствует достижению общей цели целого.
Поэтому невозможно допустить, чтобы все это было делом случая, а не разумного Провидения, то есть Промысла Божия.
3. «Космологическое доказательство» бытия Бога было разработано еще древними (в частности, Аристотелем) и чаще всего встречается в следующем виде: каждая вещь в мире и все, вся Вселенная в целом имеет причину своего существования, но продолжать эту последовательность, цепочку причин до бесконечности нельзя — где-то должна быть Первопричина, которая уже не обусловливается никакой иной, иначе все оказывается безосновательным, «повисает в воздухе».
О такой Причине говорят не только философы, но и многие естествоиспытатели и ученые. Так, знаменитый Луи Пастер (1822-1895), разработавший, между прочим, всемирно известный процесс очищения молока, который с тех пор носит его имя, часто упоминал «космическую асимметричную Силу», которая создала жизнь. Он полагал, что понятие ПРИЧИНА «следовало бы резервировать для единственного Божественного импульса, который сформировал эту Вселенную».
Понятно, что такой беспричинной причиной является Бог: «Бог не человек» — Он духовен («идеален», как мысль), то есть находится вне времени и пространства, поэтому не возникает, а существует вечно, являясь не причиной в физическом значении этого слова, но Создателем видимой Вселенной и ее законов.
4. «Антропный принцип Вселенной» как доказательство существования разумного плана устройства Вселенной и Бога был — наверное, невольно — выдвинут современной наукой, которая внезапно выяснила, что жизнь на Земле, появление человека и развитие цивилизации возможны только при наличии и сочетании чрезвычайно жестких и парадоксально маловероятных условий, которые как бы изначально заложены в самой природе: фиксированного расстояния от Солнца (немного ближе к нему — и живые организмы сгорели бы, немного дальше — замерзли, превратившись в бесчувственные глыбы льда); наличие вращения Земли, без которого на одной половине планеты царила бы невыносимая жара, в то время как другая была бы скована вечным льдом; существование у нее определенных размеров спутника, обеспечивающего сложную систему циркуляции водных потоков; полезные ископаемые и ресурсы: уголь, металлы, нефть, воды и т.п., без которых не могла бы возникнуть и развиваться техногенная цивилизация, и т.д.
Более того, у современных ученых складывается впечатление, что вся Вселенная расположена и ориентирована таким образом, чтобы на нее можно было смотреть человеческими глазами! Существующая координация, взаимосвязанность и взаимозависимость этих факторов такова, что возможность ее «случайного» появления полностью исключается.
5. Следующее доказательство созданности Космоса разумной волей также сформулировано на переднем крае современной космологии и физики, которые обратили внимание на парадоксальность существования Вселенной в том виде, в каком она существует: выяснилось, что только по четырем основным базовым физическим константам, без которых она не могла бы длительно существовать в качестве структурно организованного целого, вероятность их «случайного» возникновения и координации между собой равна примерно 10 в минус 100-й степени. А ведь базовых констант не четыре, а еще больше…
6. Следующее «телеологическое» (от греч. «телос» — исполнение, результат) доказательство бытия Бога в общем виде известно со времен античности, когда Аристотель впервые заметил наличие в организме некоторых животных и в природе явно выраженных целесообразностей. Однако только современные открытия в биологии бесспорно доказали системный характер этих телеологических механизмов и их необходимость для существования и выживания практически всех видов живых существ.
Разновидностью деятельности этих механизмов является, например, «предустановленная гармония» развития различных живых организмов, которым еще в эмбриональном состоянии как бы заранее известно, с чем им придется столкнуться после рождения.
И, — чего уже совершенно не в состоянии объяснить дарвиновская эволюционная теория, — исследования ископаемых организмов показали, что многие из них обладают органами, на тысячелетия предвосхищающими внешние условия среды, органами, которые в актуальных условиях существования этих животных абсолютно бесполезны, но действительно понадобятся данному виду через сотни поколений, когда условия существования радикально переменятся!
Возникает правомерный вопрос, на который у современной эволюционной теории нет ответа: откуда у лишенного разума тела может быть такое удивительное предзнание грядущих перемен и как оно может само вызывать в себе требуемые благоприятные мутации?!
Этот поразительный факт однозначно указывает на наличие в мире определенной и разумной программы развития, то есть Провидения, которое и называется Промыслом Божьим.
7. «Трансцендентальное» доказательство существования идеального мира и Бога отчасти было открыто Кантом и может быть представлено следующим образом: существует мир вне пространства и времени — духовный мир, мир интеллекта, мысли и свободы воли, — что доказывается наличием в каждом человеке мыслей, которые могут относиться к прошлому и будущему, то есть «путешествовать» в прошлое и будущее, а также мгновенно переноситься в любую точку пространства.
Каждый из нас, обратив сознание к источнику возникновения своих мыслей, может без труда заметить, что они появляются как бы откуда-то извне, мысль оказывается как бы проецируемым откуда-то духовным лучом, который освещает материальное бытие как солнечный зайчик — его никак, никому и никогда не удается накрыть рукой, он всегда оказывается сверху…
Таким образом человеческая мысль, якобы рождающаяся в мозгу, оказывается одновременно внутри и вне материи — она будто бы возникает благодаря нейрофизиологическим процессам в тканях мозга, окружена костями черепа, но, одновременно, принципиально существует вне любой материи, вне пространства и времени.
Благодаря этому человек ясно сознает, что обладает духовной природой, которая принципиально иная, чем физический мир, который его окружает. Но из этого следует, что эта иная природа, этот Дух, проявлением которой является человек, так же обладает и разумом, и свободой воли, как сам человек.
8. Следующее доказательство можно было бы, наверное, назвать «креационистским» — оно основывается на факте существования в природе организмов и живых систем, которые принципиально не могут развиться в подобное целое из частей эволюционным путем так, как считает дарвинизм, а могут быть только созданы вместе, как именно такое органическое целое.
К ним, например, может быть отнесена взаимосвязанная система сердца, легких и кровообращения у живых существ: невозможно представить, чтобы сначала, предположим, появилось одно только кровообращение без сердца, затем к нему постепенно «приставилось» сердце и начало перекачивать кровь и только после этого начали развиваться легкие.
9. Доказательство существования Бога и духовного мира из личного опыта — большинство людей встречалось в своей жизни со «странными» проявлениями божественного и сверхчеловеческого: как благотворного, Божественного, так и зловредного, демонического, или, наверное, чаще всего, того и другого вместе.
Чтобы не касаться для многих сомнительных «преданий старины глубокой», расскажу о случае, который произошел с моим коллегой. Он происходил из верующей семьи, но в свое время много лет преподавал «научный атеизм» в ВУЗе и, как большинство советских интеллигентов, вел отнюдь не благочестивый образ жизни. Пережив несколько личных трагедий, он осознал порочность своей жизни и решил пойти в храм.
— Когда батюшка, — рассказывал он мне, — прочитал над моей головой молитву, отпускающую грехи, и я стал вставать на ноги, какая-то неведомая сила внезапно стала бросать меня из сторону в сторону так, что я не мог стоять на ногах: прихожане поддерживали меня с обеих сторон, у меня тряслись колени и, в довершение всего, меня неожиданно охватила странная слабость. Так я впервые на самом себе ощутил демонов, находящихся в грешнике, — заключил он.
Подобных примеров можно было бы привести довольно много.
10. Доказательство от существования у ВСЕХ наций и народов представлений о Боге и сверхчеловеческих силах в той или иной форме; если индивидуумы-атеисты и встречаются у многих народов, то «атеистических» наций на Земле не бывает.
11. Доказательство от веры в Бога большинства выдающихся гениев человечества. Например, абсолютного большинства Нобелевских лауреатов.
Следует также помнить, что все ученые, способствовавшие своими открытиями появлению и развитию современной науки (Коперник, Кеплер, Ньютон, Бойль, Бэкон, Пастер, Эйнштейн) верили в Бога.
Так, родоначальник современной химии Роберт Бойль (1627-1691) начинал каждый день с молитвы; более того, 2/3 доходов его имения в Ирландии шли на помощь бедным и поддержку Церкви, а 1/3 — на распространение христианства и миссионерскую деятельность среди индейцев.
Френсис Коллинз, один из основателей генетики, говорил: «Когда мы узнаем о человеческом геноме что-то новое, я каждый раз испытываю чувство благоговения от того, что человечество теперь знает нечто такое, что до сих пор знал только лишь Бог. Я не верю в то, что научные исследования могут как-то угрожать Богу. Напротив, я думаю, что Бог только выигрывает от нашего любопытства».
12. Несомненным доказательством бытия Бога является также регулярное появление в истории человечества великих святых и религиозных деятелей, которые непосредственно имеют духовные откровения свыше и свидетельствуют тем самым о Его бытии.
Это не только такие пророки, как, например, Моисей, Исайя, Иезекииль, постоянно общавшиеся с Богом, но и праведники, озарявшие и направлявшие своим светом жизнь людей во все времена.
Возможно, достаточно будет просто напомнить читателю о таких великих русских святых, как Серафим Саровский или Иоанн Кронштадский, чтобы понять, что Бог и сейчас так же часто обращается к нам, как и в далекие библейские времена, — были бы глаза, чтобы видеть и уши, чтобы слышать.
Бог всегда с нами, это мы, по своей немощи, то удаляемся, то вновь пытаемся возвратиться к Нему.
13. Доказательство от противного: трагическая судьба проектов (и, часто, собственной жизни и судьбы) выдающихся атеистов. Самым ярким примером здесь может быть пример «дела Ленина-Сталина» и их последователей, впервые в истории попытавшихся построить атеистическое государство на «научной основе» как на территории России, так и других стран Европы и Азии.
14. Широко известно и «этическое доказательство» бытия сверхчувственного мира, которое исходит из объективного существования морали и этических законов, регулирующих поведение человеческих существ.
Исследования многих философов указывают на то, что события и воздействия окружающей среды только до определенной степени могут предопределять поведение людей и принуждать их к тем или иным поступкам: как бы ни было сильно давление извне, у человека всегда есть возможность разорвать причинно-следственную связь, которой подчиняется неразумная природа и поступить как свободное существо, то есть как существо иного, нездешнего мира!
Для иллюстрации этого можно привести простой пример: почему одни люди подают милостыню, а другие нет? Казалось бы, последние поступают вполне логично и разумно — зачем же расставаться со своими средствами, деньгами, заведомо зная, что вы не получите никакой компенсации?!
Так что же принуждает первых все-таки подавать милостыню, иногда даже в значительных размерах? В физическом мире, в природе нет ничего, что могло бы объяснить подобное «нелогичное» поведение — это объяснение лежит вне этого, в сверхчувственном мире, где находятся великие нравственные идеи любви, добра и милосердия.
К этому же типу доказательств бытия Бога относится и знаменитое рассуждение Иммануила Канта, ясно показавшего, что человек в своих поступках и действиях руководствуется ценностями, которые не принадлежат материальному миру.
15. Большое распространение получило также доказательство бытия Бога под названием «эстетический аргумент», которое гласит: в природе существует удивительная сверхъестественная красота звездного неба, закатов и рассветов, Северного сияния, гармоничных картин природы, совершенного устройства прекрасных тел живых существ и т.д., которая будто специально предназначена для эстетического наслаждения разумного существа — человека — потому что помимо него в самой природе созерцать ее просто некому.
Уже упоминавшийся Роберт Бойль испытывал такое благоговение перед красотой природы, что часто говорил: «Когда я изучаю книгу природы… то часто принужден воскликнуть вместе с псалмопевцем: О, сколь многообразны Твои творения, Господи, в мудрости Твоей Ты создал их всех!»
16. Доказательство бытия Бога «от реального к абсолютному совершенству», его выдвинул Фома Аквинский: в природе существует ясно наблюдаемая градация совершенства внутри различных видов бытия, которая может быть понята только при наличии абсолютно совершенного Существа, то есть Бога.
Это доказательство сначала может показаться довольно сложным, но простой пример поможет понять его суть: если у вас есть линейка, предположим, длиной в 30 сантиметров, а у вашего коллеги — в 50 см, если существуют свернутые в рулончики метры и другие средства измерения, то все это есть только потому, что реально существуют размерность пространства (его протяженность в разных направлениях) и идея длины.
Точно так же можно было бы привести аналогичные примеры с мерами веса, времени и т.п. Но в природе наблюдаются и более сложные виды градаций, среди которых уникальное место принадлежит «восходящей лестнице» совершенства как в неживой и живой природе, так и в человеческом обществе, а также среди самих людей: есть, к примеру говоря, кривые и уродливые деревца, есть обычные, ничем не примечательные, есть «просто» красивые, но встречаются и необычно прекрасные, совершенные экземпляры. И так не только среди различных видов деревьев, но и среди различных пород рыб, зверей, внутри человеческих рас и т.д. — повсюду можно найти более и менее совершенные особи. Но эти разные степени совершенства в неживой природе (например, среди камней!), между отдельными видами предметов, живых существ и т.п., не могли бы существовать, если бы для них не было реально существующей меры абсолютного совершенства, которую, правда, мы не находим в материальном мире, но которая не может не существовать, и это совершенство — Бог!
В этом и заключается суть данного доказательства.
Таким образом, мы видим, что откуда бы и как бы мы ни начали рассматривать окружающий человека мир, все дороги неизбежно ведут к Тому, Кто его создал и украсил, Кто его постоянно поддерживает и направляет, и без Кого он бы не мог просуществовать и мгновения — к Богу.
Логические доказательства бытия Бога — 12 примеров
В этой статье мы разберем некоторые логические доказательства бытия Бога. Многим людям не нужны никакие доказательства существования Бога для их веры, но есть те, для кого они играют ключевую роль.
В нашей статье мы будем использовать силлогические доказательства. Для начала хочется привести цитату из википедии об этом способе доказательств:
«Силлогистика (др.-греч. συλλογιστικός умозаключающий) — теория логического вывода, исследующая умозаключения, состоящие из т. н. категорических высказываний (суждений). В силлогистике рассматриваются, например, выводы заключения из одной посылки (т. н. непосредственные умозаключения), «сложные силлогизмы», или полисиллогизмы, имеющие не менее трёх посылок. Однако основное внимание силлогистика уделяет теории категорического силлогизма, имеющего ровно две посылки и одно заключение указанного вида. Классификацию различных форм (модусов) силлогизмов и их обоснование дал основатель логики как науки Аристотель.»
Логические доказательства Бытия Бога
Причинно-следственная связь бытия Бога
Таким образом, Вселенная имеет основание.
Предположение 1 верно по трем причинам:
Предположение 2 верно по трем причинам:
Причина возникновения Вселенной должна была быть логической.
* Вселенная — это цельный и естественный мир, состоящий из времени, пространства, материи и энергии.
Логические доказательства, исходящие из наличия сложности
Таким образом, все биологические процессы – это результат чьего-то замысла.
Предположение 1 верно потому, что отрицать это было бы равносильно тому, что сказать: чем сложнее вещь, тем меньше ума требуется на её создание (а это бы противоречило нашим собственным наблюдениям).
Предположение 2 верно, так как даже самые простейшие клетки по составу намного сложнее целого современного города.
В этом аргументе нет некорректных аналогий, потому что:
Жизнь сама себя поддерживает, восстанавливает и воспроизводит.
Беспорядочное расположение множества составляющих в сравнении с упорядоченным.
Сваленные в кучу бревна будут примером беспорядочного расположения множества составляющих, а ДНК — пример упорядоченного расположения.
Порядок БЕЗ определенной сложности в сравнении с порядком С определенной сложностью:
Доказательство, исходящее из наличия сложности, не может быть использовано против Бога, потому что:
Логическое доказательство, исходящее из организованного порядка существования готового продукта
Таким образом, точная настройка производится специально.
Предположение 1 лежит вне логики трех версий происхождения точной настройки.
Предположение 2 верно, потому что:
Закон вероятности демонстрирует невозможность случайного происхождения живого мира.
Является ли мультивселенная причиной возникновения случайностей для появления жизни?
За исключением того факта, что гипотетическая мультивселенная сама требует начала согласно теореме Борда, Гута и Виленкина,
Что если точная настройка просто является необходимостью?
Доказательства бытия Бога, исходящие из законов природы
Таким образом, наличие закона предполагает наличие законодателя.
Предположение 1 верно, потому что «законы» предполагают телеологию. Мы, люди, можем подстраиваться под законы и соблюдать их, но как неживые физические объекты могут обладать определенной манерой поведения, если она не была создана целенаправленно? Нет причин создавать законы природы, проще было бы оставить Вселенную существовать в хаотическом беспорядке.
Предположение 2 является результатом наблюдения за природными объектами.
Логическое доказательство существования Бога из способностей познавать
Таким образом, наши познавательные способности были спроектированы.
Предположение 1 верно, потому что если бы наши познавательные способности не были спроектированы, у нас не было бы причин верить, что они реальны изначально. Сядете ли вы в самолет, который не был правильно спроектирован?
Можем ли мы проверить реальность наших познавательных способностей путем перекрестной проверки с умственными способностями другого человека?
Нет. Мы уверены в реальности наших познавательных способностей до проведения какого-либо сравнения (получается замкнутый круг). Если мы начнем с предположения, что наши познавательные способности были на самом деле такими задуманы, у нас будет веская причина признать их реальность.
Виноваты ли теисты в нелогичных рассуждениях?
ВСЕМ нам нужно признать, что наличие у нас познавательных способностей – это подтвержденный факт, еще до попытки показать, что это так. Однако теист имеет основание заранее предполагать, что его познавательные способности реальны (если они кем-то задуманы), тогда как атеист — нет. В конце концов, как мы можем предполагать, что наши когнитивные способности реальны, если они появились случайно?
Мог ли процесс развития наших познавательных способностей стать неслучайным процессом благодаря естественному отбору? Нет.
Предположение 2 необходимо для любой разумной дискуссии. Если наши познавательные способности – это подтвержденный факт, тогда нет причин утверждать иное. Атеисты обречены на провал в споре на эту тему.
Доказательство существования Бога из существования логики
Таким образом, субъективная точка зрения, нестатическая Вселенная и бесплотная абстракция вне человеческого разума не являются основанием для объективной логики.
Предположение 1 верно, потому что:
Основанием для объективной логики не может являться нестатическая Вселенная (например, наша), потому что:
Вы не можете отделить объективные факты от нестатической реальности. У атеистов нет оснований утверждать, что универсальные законы логики статичны, при условии, что вся остальная реальность в итоге – не статична.
Законы логики не могут основываться на бесплотных абстракциях вне человеческого разума (все бесплотные абстракции находятся в пределах человеческого мозга).
Предположение 2 необходимо для любого логического обсуждения. Если законы логики не объективны, мы не можем использовать их для того, чтобы что-либо доказать или опровергнуть.
Логические доказательства бытия Бога на основании «Свободы воли»
Таким образом, существует самосущая волевая сущность, отвечающая за выражение нами свободной воли.
Предположение 1 верно, потому что в чисто физическом мире ВСЕ наши мысли и действия были бы результатом химических реакций, происходящих из необходимости.
Предположение 2 и так очевидно. Если мы отрицаем, что у нас есть свободная воля, тогда:
Предположение 3 верно, так как мы начали свое существование (насколько нам известно) при рождении.
Таким образом, у нас нет причины сомневаться в нашей способности делать выбор.
Предположение 4 верно просто из-за ошибочности самой идеи бесконечной регрессии.
Математическое доказательство бытия Бога
Таким образом, существует теологический источник происхождения математики.
Предположение 1 довольно очевидно в связи с тем, что для реальных проектов всегда необходим теологический первоисточник.
Предположение 2 верно, потому что существует много примеров доказательств в пользу рассмотрения строения с математической точки зрения
Доказательство бытия Бога с точки зрения морали
Таким образом, Бог существует.
Предположение 1 верно потому, что не может быть объективного стандарта морали, если нет того, кто установит объективно моральные принципы. Если бы атеисту нужно было обратиться к какой-то желаемой «цели», он бы саму эту целью оценил субъективно. Атеист не может судить ни о какой форме объективной морали, не задавая вопросов.
Предположение 2 верно, потому что:
Если мораль происходит от бога, не означает ли это, что у нас есть право убивать людей, если бог сам наказывает смертью того, кого выбирает?
Нет, потому что объективная мораль бога включает в себя то, что при принятии решения о том, что является моральным в данной ситуации, важную роль играют обстоятельства. Например, судья несет моральную ответственность за обвинительный приговор, но это не дает права обычным гражданам наказывать людей против их воли.
Если объективная мораль является бесспорной, тогда почему нам нужно выйти за пределы внутреннего мира человека, чтобы принять её во внимание?
Сказать, что объективная мораль бесспорна, не то же самое, что сказать, что она присуща человеку. Это просто означает, что мы признаем, что имеется область объективных моральных ценностей. Объективная мораль может основываться только на том, что присуще морали по природе.
Логические доказательства существования Бога, основанные на теории вероятности
Таким образом, существование Вселенной можно объяснить причиной извне.
Предположение 1 лежит за пределами абсолютной дихотомии.
Предположение 2 верно, потому что:
*Если бы мир когда-нибудь был независящим от определенных условий, тогда он и сейчас бы был таким, а это не так.
Доказательства бытия Бога из исторического подтверждения воскресения Иисуса Христа
Таким образом, воскресение является доказательством в пользу Бога.
Предположение 1 верно, потому что Иисус из Назарета сказал, что послан Богом.
Предположение 2 может быть обоснованно продемонстрировано результатами исторических исследований воскресения.
Есть три факта из истории, относящихся к историческим доказательствам воскресения, с которыми согласны даже либеральные ученые умы:
Известно, что люди умирали за веру. Но нет ни единого факта в истории, ни одного момента, когда люди был бы готовы умереть за то, что было ложью (если они об этом знали).
Доказательство бытия Бога на основании библейских пророчеств
Таким образом, библейские предсказания являются доказательством существования Бога.
Предположение 1 верно, потому что Библия считается словом Бога.
Предположение 2 может быть обоснованно продемонстрировано результатами исследования Библии.
Примеры предсказаний из Библии:
Многие из так называемых кодов, популяризированных Михаилом Дросниным, представляют собой полную ерунду. Но существуют настоящие коды в скрытом тексте Библии (о чем постоянно упоминали древние учителя). Например, в Библии есть зашифрованное предложение, состоящее из 300 букв (покажите мне предложение из 300 букв в «Войне и мире»)! В 53 главе книги Исаии зашифровано ОДНА ТЫСЯЧА ШЕСТЬСОТ СЛОВ, и все они связаны с поверхностным значением данной главы (пророчество о Христе). Для сравнения – лучшее, что скептик МакКей смог предъявить взамен – это зашифровка праздника Ханука в «Войне и Мире». Однако тема Ханука ОДНОЗНАЧНО появляется лишь один раз! Она содержит 7 слов, и самое длинное из них состоит из 7 букв. Покажите мне предложение из 300 букв в «Войне и мире». Покажите мне 1,600 слов в одной главе «Войны и мира», где все они были бы связаны с поверхностным смыслом текста.
Известный математик Эд Шерман (с опытом работы более 30 лет) подсчитал, что «вероятность» группировки этой части Исайи в случайном порядке равна 1/10 в 195 степени (195 нулей перед единицей)!
Перевод: Анастасия Соколова
Автор сайта: Джон Окс (Примечание редактора: я получил эти логические доказательства бытия Бога от моего друга Ли Тавареса. Часть из них я уже использовал на сайте в своих презентациях о существовании бога, но вся статья настолько хорошо написана, что я решил опубликовать её как есть. Надеюсь, она кому-то поможет. Джон Окс.)
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».