богинями чего были майры
МОЙРЫ: ВЕЧНЫЕ ПРЯДИЛЬЩИЦЫ СУДЕБ.
Вопросами о судьбе люди задавались задолго до наступления нашей эры. И одним из способов «перевесить» ответственность за собственную участь стала передача обязанности контроля над жизненным процессом мойрам. Что они собой представляют? Кто такие мойры?
Мойры – это и есть те самые древнегреческие богини, которые контролируют воплощение рока. Согласно разным легендам, их было от одной до четырех, но наиболее распространенный миф гласит о трех сестрах, прядущих нити судьбы. В случае с Мелеагром, чтобы оставить героя в живых, достаточно было хранить полено в целостности. Но когда мойры заняли постоянное место в божественном пантеоне, ситуация преобразилась. Отныне никакие действия людей не могли изменить ход предопределенных событий и воспрепятствовать осуществлению судьбы.
Мойры: имена сестер.
Каждая из трех богинь была ответственна за собственный участок работы:
«Распределение труда» у мойр очень четкое. Лахесис отмеряет длину нити и наматывает ее на веретено, Клото прядет, Атропос перерезает. Три мойры никогда не оспаривают друг у друга прав и всегда точно выполняют свои обязанности. Они неумолимы и неподкупны. Чаще всего сестер считали старухами, реже – молодыми девушками. Иногда их описывали как женщин разного возраста, где Лахесис – самая юная, а Атропос – пожилая.
Мойры: атрибуты богинь судьбы.
Предметы, которыми владели три сестры, непосредственно связаны с родом их занятий. Мойры в древнегреческой мифологии традиционно наделялись следующим имуществом:
Иногда среди атрибутов мойр упоминают весы. Но они больше подходят Немезиде – дочери Нюкты и богине возмездия, карающей за нарушение моральных норм. Именно с помощью весов она определяет, виноват ли человек. Мойрам подобная вещица ни к чему: они и так знают правду о любом событии, а их равнодушное отношение к окружающим не оставляет места для колебания чаш весов.
Где жили мойры:
Существует множество версий касательно места постоянного обитания богинь судьбы. Но преимущественно мойр селили:
По легенде, мойры иногда покидают свое жилище. Например, Лахеса присутствовала рядом с Лето при появлении на свет Артемиды и Аполлона. Сестры обязательно приходят к колыбели новорожденного, чтобы определить судьбу ребенка. Подслушивать слова богинь и подглядывать за ними нельзя: они предпочитают пребывать в тайне. Некоторые пытались задобрить мойр. Для этого вечером оставляли у постельки малыша деньги, вино и три куска хлеба. Подношение, исчезнувшее к утру, – знак долгой и счастливой жизни младенца.
Мойры и парки – есть ли разница?
Культура Древней Греции стала питательным источником для развития традиций и верований древних римлян. По сути, «одолжено» было практически все, но под новыми именами и иногда в чуть видоизмененной форме. Древнегреческие мойры тоже нашли себе пристанище среди древнеримских богов. Изменились ли их функции? Нет. Римские мойры просто стали называться парками. Они также считались богинями судьбы, контролирующими все происходящее в мире.
Имена парки получили следующие:
Выглядят мойры и парки одинаково. Их описывают либо юными девами, либо уродливыми старухами. Иногда каждая парка находится в собственном возрасте: Децима – младшая, Нона – средняя, Морта – старшая сестра.
Мойры и грайи: разные грани представлений о жизни и смерти.
В древнегреческой мифологии присутствует еще одна троица сестер – грайи. Иногда их ошибочно называют мойрами; подобное заблуждение объясняется следующими факторами:
Но если прядильщицы непосредственно заняты «производством», то вторая троица вещих сестер никак не контролирует судьбу. Мойры своим могуществом охватывают три основных промежутка – прошлое, настоящее и будущее, тогда как грайи «застряли» в последнем этапе цикла земного существования. Они есть олицетворение старости и увядания.
Грайи имеют собственные имена, чаще всего в литературе приводятся:
Грайи были рождены в союзе Форкия (бога чудес и бурного моря) и Кето (богини морских пучин и обитающих там чудовищ). Среди родственниц сестер – горгоны.
Грайи легко узнаваемы по таким признакам:
Мойры – богини, вселявшие трепет в сердца людей. Поклониться сестрам приходили в Коринф, где в их честь был сооружен храм. Несмотря на принадлежность троицы к древнегреческой мифологии, их образ до сих пор используют в искусстве: архетип вечных прядильщиц остается востребованным и в современном мире.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Богини чего Мойры
Мойры, общие сведения
Младшая сестра
Средняя сестра
(смерть)
Советники и помощницы высших богов
Богини судьбы оставались в тени, когда боги сражались за свои интересы. Но в решающие моменты оказывали неоценимую помощь, восстанавливая мировое равновесие.
Благодаря этому предупреждению, владыка Олимпа избежал опасности. Когда гекантохейр Бриарей попытался украсть жертвенные внутренности, Зевс послал коршуна, чтобы помешать ему. Затем он поместил птицу-спасителя на небо в виде созвездия. Сам Офиотавр, предположительно, символизирует зодиакального Тельца.
Пророчество о сыне Фетиды. Морская нимфа, дочь бога-старца Нерея очень нравилась Зевсу. Однако Мойры предупредили, что от связи с небожителем у Фетиды родится сын, превосходящий могуществом отца. Опасаясь за трон и жизнь, Зевс отвернулся от нимфы, после чего её выдали замуж за смертного Пелея. Фетида произвела на свет героя Ахиллеса, который действительно превзошёл силой Зевса, однако, не обладая даром бессмертия, пал от руки Париса в Троянской войне.
Покровительницы времён года и смены сезонов
В сферу влияния сестёр входили и явления природы, а также божества их олицетворяющие:
I. Мойры скрепили брачный союз Зевса и Фемиды. От него родились богини времён года – Оры.
II. Также сёстры наблюдали за своевременным возвращением на землю Персефоны в начале весны, а затем её спуском в царство теней осенью. Они же уговорили Деметру не гневаться на похищение дочери Аидом, тем самым вернув земле плодородие.
Богини рождения
Триада сестёр нечасто встречается в греческой мифологии. Однако они всегда присутствовали при рождении олимпийцев, чтобы огласить их функции и привилегии. В некоторых случаях сёстры одаривали божественных младенцев землями для строительства святилищ и дальнейшего покровительства.
I. Рождение Аполлона
Мойры видели появление на свет Аполлона и подтвердили его божественное происхождение. Мать олимпийца – титанида Лето, промучилась девять дней и ночей, поскольку рядом с ней не было богини лёгких родов Илифии. Событие происходило на плавучем острове Делос, неподалёку от Миконоса.
II. Рождение Артемиды
Сестра-близнец Аполлона родилась первой, не заставляя мать томиться схватками. Более того, она помогала Лето разрешиться от беремени во второй раз, заменив Илифию. В гимне поэта Каллимаха говорится, что участвовать в родах Артемиде велела Лахесис. После этого акушерство стало одной из главных функций богини-охотницы, наряду с покровительством браку и защитой невинности.
III. Рождение Афины
IV. Рождение Эриний
Не знающие жалости богини мести появились на свет вместе с первым преступлением – оскоплением Урана его сыном Кроносом. Упавшие на землю капли крови превратились в трёх ужасных сестёр Эриний. У Эсхила в трагедии «Эвмениды», посвящённой матереубийству, богини мести так комментируют своё предназначение: «На эту службу обрекла нас безжалостная Мойра-судьба. Тех, кто решился на безрассудное убийство, мы преследуем, пока они сами не отправятся в подземное царство. Но и там не будет им покоя. Таково наше предназначение, однако, бессмертные боги могут удержать нас».
V. Зарождение Олимпийских игр
Согласно древнегреческой мифологии, первые спортивные состязания в Олимпии учредил Геракл – то ли легендарный герой, то ли его архаический тёзка-дактиль. Посвящались Игры Зевсу и были частью религиозных праздников. На открытии присутствовали Мойры и Хронос – единственные судьи, чей приговор считался истинным и неизменным.
VI. Передача Гелиосу острова Родос
Солнечный бог Гелиос был покровителем Родоса. Вход в местную гавань украшала гигантская статуя-маяк в его честь. По одной из версий, остров подарили Гелиосу Зевс и Мойры, поскольку ему негде было построить святилище. В другом варианте говорится, что солярный бог собственноручно вынес Родос из пучины моря.
VII. Посейдон и остров Кос
Владыка морей – Посейдон безуспешно пытался отнять у Гелиоса Родос. Тогда Мойры подарили ему остров Кос в Эгейском море.
VIII. Святилище Эвменид в Афинах
Мудрая Афина-Паллада, желая умилостивить грозных Эриний, основала для них святилище в родном городе, рядом с Акрополем. Она призвала жителей Аттики почитать богинь справедливого возмездия и жить с ними в мире. На открытии святилища присутствовали сёстры-Мойры и Зевс.
Наделяющие судьбой в момент рождения
Через три ночи после рождения ребёнка, призывались Мойры, чтобы определить его жизненный путь. В более поздних трудах Гесихия Александрийского указывается седьмой день, когда семья решала, принять ли младенца в род и давала ему имя. Поскольку речь шла о новорожденных, сестёр сопровождала богиня Илифия – покровительница молодых матерей.
Рождение Мелеагра
Матери этолийского героя Мелеагра – Алфее было предсказано, что сын умрёт, как только догорит в очаге головня. Она тут же погасила огонь, а роковое полено убрала в сундук. Однако Мелеагр погиб именно так, как обещали Мойры – мать, разгневавшись на него из-за убийства родных, достала головню и сожгла.
Рождение Геракла
Ревнивая Гера послала Мойр и богиню Илифию задержать роды у персеиды Алкмены. Царевна должна была произвести на свет великого богатыря – Геракла, зачатого Зевсом. Пока Алкмена мучилась, не в силах разрешиться от бремени, её служанка Галиантида обманула божественных стражей, сообщив, что роды уже состоялись. Как только посланницы Геры скрылись, Геракл вышел из лона матери.
«Прядильщицы» судеб
Гомер в «Илиаде» впервые упомянул о Мойрах, прядущих нити человеческих жизней. Но описал лишь одну, неумолимую силу-судьбу – Айсу. Атрибутом этой хтонической богини служило веретено, которое она запускала вместе с рождением и вращала до момента смерти. В «Одиссее» Гомер уже говорил о Клото, которая сопровождала Айсу или о нескольких безымянных «пряхах». Классическую триаду можно найти у Гесиода и более поздних авторов.
Богини, распределяющие удачу
Сёстры-Мойры, в широком смысле, символизировали человеческую жизнь с её радостными и горестными моментами. Каждому отмерялись удачи, взлёты и падения в пропорции, установленной ещё до рождения. И никто не мог получить больше, чем ему предназначено судьбой (долей). Этот закон, согласно древним авторам, распространялся преимущественно на смертных, хотя иногда ему подчинялись и боги.
Оракулы
Три сестры в некоторых случаях занимались пророчествами, хотя обычно эта роль отводилась Аполлону. Присутствуя при рождении смертных и богов и, читая книгу их судьбы, Мойры крайне редко вмешивались в ход событий. И даже если они делали это, как в случае с Мелеагром, предписание высших сил всё равно исполнялось, пусть и с отсрочкой.
Богини смерти
Атропос (или Айса) ревностно следила, чтобы человек не прожил дольше положенного срока. Старшая из сестёр, известная также как Μοϊραι κραταιαί, разрезала нить судьбы, вместе с порождениями Никты – Танатосом и Керами. Первый считался богом мирной смерти, вторые – насильственной, например, на поле боя.
Богини подземного мира
Неразрывно связанные не только с жизнью, но и со смертью, три сестры часто упоминались в связи с подземным царством. В «Республике» Платона они описываются как «сидящие вокруг престола Аида каждая на своём троне, в белых одеждах и с кипарисовыми венками на голове».
Судьбоносным сёстрам приносили в жертву чёрных животных, что характерно только для богов подземного мира и океанских глубин. В то время как для олимпийских небожителей выбирали коров, овец или птицу белого цвета. Античные авторы писали, что Мойры принадлежат к подземному миру, но тайно управляют жизнями тех, кто находится наверху. У Платона души умерших, чтобы вернуться на землю в новом перерождении, должны были сначала выбрать себе судьбу.
Карающие за убийства и самоубийства
Убийство расценивалось древними греками как нарушение воли судьбы, насильственное прерывание нити жизни. От имени Мойр преступника наказывали Эринии, постоянно преследуя его и напоминая о тяжёлой вине.
Изменяющие судьбу
Даже неумолимые сёстры-Мойры иногда могли пойти на уступки, изменив течение человеческой жизни.
I. Воскрешение Пелопа
Фригийский царь Тантал, желая испытать богов, подал им на пиру мясо собственного сына – Пелопа. Однако олимпийцы разгадали обман, после чего Клото воскресила мальчика. Его имя теперь носит остров Пелопоннес.
II. Освобождение от смерти Адмета
III. Возвращение Эвридики
Жена великого певца Орфея – Эвридика, погибла сразу после свадьбы от уксуса змеи. Молодой вдовец своим пением смог разжалобить самого Аида, после чего тот согласился воскресить умершую. Сёстры-Мойры провожали Эвридику в мир живых, однако Орфей, обернувшись, нарушил договор с правителем преисподней и вновь потерял возлюбленную.
IV. Посещение живыми мира мёртвых
Только в исключительных случаях разрешалось проникать в тёмное царство Аида до того, как Атропос перережет нить жизни. Это удалось:
V. Освобождение Хирона от бессмертия
Мудрый кентавр Хирон был ранен ядовитой стрелой, случайно выпущенной Гераклом. Страдая от невыносимой боли, он передал дар бессмертия Прометею, чтобы прекратить свои мучения. После этого Хирона превратили в созвездие Стрельца и поместили на небо. Обмен происходил при участии богинь судьбы.
Божества посмертного апофеоза или метаморфоз
В античности верили, что смерти можно избежать путём обожествления погибшего человека, а также его превращения в животное или растение. Есть несколько примеров, когда богини судьбы принимали непосредственное участие в процессе:
I. Апофеоз Гиацинта
II. Метаморфоза Ампелоса
Юный Ампелос – сын сатира и нимфы, полюбился богу виноделия Дионису. Однако вскоре погиб от рогов свирепого быка (по другой версии, сорвался с дерева). Видя горе Диониса, другие боги превратили Ампелоса в виноградную лозу.
Богини-изобретательницы алфавита
Считается, что богини судьбы изобрели первые семь букв греческого алфавита – ABHTI U. Эти знаки носили ритуальный характер и использовались в священных мистериях.
Мойры и Зевс
Воплощая неумолимые силы судьбы, Мойры властвовали над смертными людьми, но их взаимоотношения с представителями олимпийского пантеона не были так однозначны. Часть древнегреческих авторов указывает, что Зевс, как воплощение мирового порядка, мог управлять действиями сестёр, внося в них коррективы. Другие считали громовержца лишь проводником судьбы, не способным противостоять ей, чтобы не нарушить равновесие сил во вселенной.
I. Зевс управляющий (Мойрагет)
В «Теогонии» Гесиода – подробной родословной греческих богов, Зевс выступает в роли отца Мойр, рождённых от него Фемидой (правосудием). Это даёт громовержцу власть над тремя сёстрами и, как следствие, оставляет за ним последнее, решающее слово. Зевс Мойрагет (Μοιραγέτης), которому поклонялись в период Классической Греции, переводится как «тот, кто определяет судьбы». Иногда подобного титула удостаивался и Аполлон, о чём свидетельствует надпись на его статуе в Дельфах.
Зевс на особых золотых весах взвешивает деяния людей, чтобы определить, насколько справедливо обходится с ними судьба. И, выявив несоответствие, может в последний момент отвести смертоносную руку Атропос. Так, в «Илиаде» Гомера, громовержец взвесил жребии героев Ахилла и Гектора, чтобы решить, кто из них должен погибнуть в бою.
В храме Зевса в Мегаре, согласно описанию Павсания, над головой громовержца изображены Оры (богини порядка) и Мойры. Такое взаимное расположение свидетельствовало о бесспорном главенстве царя Олимпа. На рельефах храма Аполлона в Дельфах, Зевс составляет триаду с Клото и Атропос, заменив собой среднюю сестру – Лахесис.
По мере развития греческой цивилизации, Мойры утрачивали своё могущество. Молодые боги смеялись над ними, а солнечный Аполлон даже напоил, чтобы спасти от смерти своего друга – царя Адмета. Считалось, что и люди могут изменить судьбу, избежав опасности, если заранее узнают о ней.
II. Зевс подчиняющийся
Часть древнегреческих авторов считает, что Мойры – порождения хтонической Никты (ночи) или богини необходимости Ананки. В этом случае, влияние Зевса на них минимально и олимпиец играет, скорее, подчинённую роль. Об этом заявляла в своих пророчествах дельфийская пифия. Она указывала, что никто, в том числе и верховные боги, не в силах повлиять на неотвратимый ход судьбы.
Примером служит сын Зевса от финикийской царевны Европы – Сарпедон. Несмотря на усилия божественного отца, он погиб в Троянской войне от руки героя Патрокла. Громовержец знал о трагедии заранее, но не мог противиться неизбежному. В орфических гимнах сёстры-Мойры именуются «суровыми и непоколебимыми богинями судьбы», более могущественными, чем Зевс и остальные олимпийцы.
III. Брачные союзы Зевса
Мойры не только пряли нити судьбы, но и сплетали их между собой. Имена этих могущественных сестёр обязательно упоминались в свадебных обрядах. Ведь от того, насколько прочно сплетены нити двух жизней, зависела продолжительность брака. Также Мойры имели отношение к деторождению, наделяя младенца тем, что в индийской религии принято называть дхармой. Божественная триада устроила два свадебных союза Зевса: со второй супругой – Фемидой, а затем с Герой.
IV. Законы небесного Олимпа
Мойры, как исполнители высших и незыблемых законов природы, а также дочери Фемиды, поддерживали божественный правопорядок. Вместе с океанидой Стикс, они следили за соблюдением священных клятв олимпийцев. Помогали богиням мести Эриниям или заменяли их, преследуя убийц или тех, кто оскорбляет родителей.
V. Защита власти Зевса
Богини судьбы стояли на страже интересов царя Олимпа, своевременно предупреждая его об опасностях и участвуя в сражениях за «интересы трона». Они оказали решающее влияние на исход битвы с чудовищем Тифоном, когда увидели, что Зевс своими силами не может одолеть его.
Другие богини, управлявшие судьбой
В разные времена управление человеческими судьбами брали на себя и другие олимпийцы:
Атрибуты
Образы богинь в греческой мифологии
Символизируя тайные силы мироздания, Мойры редко изображались античными художниками. Нет единого мнения, как выглядели эти богини. Чаще всего их представляли молодыми девушками, закутанными в длинные одежды. В вазописи все богини-сёстры: Мойры, Оры, Хариты и Музы выглядели примерно одинаково. Однако древнегреческие поэты характеризовали богинь судьбы, как «строгих, суровых и непреклонных», что выражалось в чертах лица.
Платон в поэме «Государство» писал, что сёстры облачены в белые, сияющие одежды, а на голове у них венки. Сидя на высоких тронах, они поют в унисон с божественными сиренами под музыку небесных сфер. У некоторых авторов, например, у Овидия в «Метаморфозах», упоминались три старухи отталкивающего вида. Иногда сёстрам приписывали хромоту, которая мешает жизни двигаться слишком быстро. В эпоху Возрождения и позднее, в виде пожилой женщины изображали только Атропос.
Когда возобладали анимистические представления (вера в одушевленность природы), магическая сила, которая была заключена в фетише, стала представляться самостоятельным божеством, наделяющим той или иной участью человека. Это божество изрекало ему свою волю, а также определяло его дальнейшую жизнь. Мойры понимались теперь уже как рок («то, что изречено») и судьба («то, что суждено»). Они представляли собой тёмную невидимую силу, которая не имела отчётливого антропоморфного облика: именно поэтому изображение мойр в античном искусстве встречается довольно редко.
По Платону, мойры владели силами высшего небесного правопорядка и изображались им женщинами в белых одеяниях, головы которых венчали венки. Они вершили под музыку небесных сфер настоящее, прошлое и будущее. Платон называет их дочерями богини Ананке («необходимости»), которая вращала мировое веретено.
Лучшие отели Греции Посмотреть все
Stella Island Luxury Resort & Spa
Этот отель призван стать идеальным направлением для влюбленных пар и тех, кто проводит свой медовый месяц
Богинями чего были майры
Василиса Премудрая запись закреплена
Греческие мифы и легенды ясно показывают, что наши попытки переманить неизбежную судьбу совершенно бессмысленны. Для греков судьба и ее влияние на человеческую жизнь имели большое значение.
Им поклонялись как богиням, и говорят, что невесты в Афинах предлагали им прядь волос, а женщины клялись ими. Мойры были независимы, и Зевс и другие боги, а также человек, должны были подчиниться им.
Представления о мойрах
Раннее религиозное мировоззрение обозначало этим именем верховный закон природы, указывая на богов как на его исполнителей; наряду с древнегреческим выражением Διός αἶσα, «божественное предопределение», часто встречается выражение μοῖρα θέων. Из этого представления возникла вера в богинь-мойр, стоящих особо от других божеств.
Показать полностью.
Когда возобладали анимистические представления (вера в одушевленность природы), магическая сила, которая была заключена в фетише, стала представляться самостоятельным божеством, наделяющим той или иной участью человека. Это божество изрекало ему свою волю, а также определяло его дальнейшую жизнь. Мойры понимались теперь уже как рок («то, что изречено») и судьба («то, что суждено»). Они представляли собой тёмную невидимую силу, которая не имела отчётливого антропоморфного облика: именно поэтому изображение мойр в античном искусстве встречается довольно редко.
Однако, родословная их довольно-таки запутана.
Кое-кто приписывает мойрам в качестве отца самого Кроноса. Но наиболее распространена версия, что родителями мойр были Зевс и Фемида. Мойры — богини закономерности и порядка в мире внешних и душевных явлений. В силу такого символического значения они считаются уже дочерями не Ночи, а Фемиды, сёстрами Гор. Зевс, отец их, верховный устроитель порядка, покоящегося на его законах (греч. θέμιστες), называется поэтому Мойрагетом (греч. Μοιραγέτης) — эпитет, который носил и Аполлон, как провозвестник распоряжений Зевса.
Айса — одна из мойр, дочь Ночи, согласно «Гимну Мойрам» Софокла. Согласно варианту чтения, её упоминает Алкман. Упоминается в оракулах Сивиллы.
По Гесиоду, их было три — Клото, Лахесис и Атропос; все они — дочери Ночи. Первая, в образе прядущей женщины, олицетворяет собой неуклонное и спокойное действие судьбы, вторая — её случайности, третья — неотвратимость её решений.
По Платону, мойры владели силами высшего небесного правопорядка и изображались им женщинами в белых одеяниях, головы которых венчали венки. Они вершили под музыку небесных сфер настоящее, прошлое и будущее. Платон называет их дочерями богини Ананке («необходимости»), которая вращала мировое веретено.
Богиня Лахесис отвечала за прошлое. Она назначала жребий ещё до рождения человека, а затем следила за его исполнением. Лахесис как бы разматывала и пропускала сквозь жизненные невзгоды, превратности судьбы и всю жизнь смертного человека ту нить, которую для каждой судьбы пряла, в свою очередь, Клото.
При этом невозможно было нарушить жребий, поскольку его исполнению помогали все боги Олимпа. Клото была мойрой настоящего. Она пряла нить судьбы, на которую нанизывались события настоящего времени в жизни человека.
Мойры неподвластны даже богам
Платон в своих диалогах «Государство», изобразил мойр сидящими на высоких стульях, в белых одеждах, с венками на головах, все они прядут пряжу, сопровождая небесную музыку сфер своим пением: Клото поёт о настоящем, Лахесис — о прошедшем, Атропос — о будущем.
Главным атрибутом мойр является нить. Именно её длина определяет продолжительность жизни человека.
Показать полностью.
«Распределение труда» у мойр очень четкое. Каждая из трех богинь ответственна за собственный участок работы.
Лахесис – сама Судьба, которая дает жребий и следит за его исполнением; отвечает за прошлое.
Клото – Пряха, непосредственно работающая над прядением нити судьбы; считается богиней настоящего.
Атропос – Неотвратимая, перерезает нить, в должный срок обрывая жизнь смертного; соотносится с будущим.
Три сестры мойры сопричастны с Зевсом, который именуется Морием. Согласно надписи на жертвеннике в Олимпии, Зевс именуется «вершителем судеб». По словам Павсания, это означает, что верховный бог «знает человеческие дела и всё то, что предопределяли мойры, и всё, в чём они отказали».
Отношения между мойрами и олимпийскими богами были сложными. Так, Зевс, желая узнать веление судьбы, самолично взвешивал жребии человеческих жизней на золотых весах.
Не случайно в храме Зевса Олимпийского в Афинах над головой статуи Отца богов и людей находилось изображение мойр, что являло перед всеми тот факт, что «предопределение и судьба повинуются одному только Зевсу».
Храм Мойр был в Коринфе. У римлян Мойрам соответствовали Парки.
Лукиан в одном из своих сочинений устами одного философа задает Юпитеру следующий вопрос: «Надо ли верить Гомеру и Гесиоду, которые говорят в своих поэмах, что никому нельзя избежать той судьбы, которую соткали мойры в момент рождения каждого?». И Юпитер ответил: «Да, это совершенная правда. Мойры предвидят все, и ничто не может произойти, чего бы они не предвидели. Все, что происходит, дело их веретена, и все события проистекают именно так, как они с самого начала выткали».
В эллинистическую эпоху с мойрами конкурирует богиня случая и удачи Тихе, которой было характерно неустойчивость и изменчивость жизни.
Три богини или одна: судьба всё равно непредсказуема
Греческие богини судьбы задали тот культурный стандарт, который впоследствии неоднократно повторялся в религиозных системах других народов и дошёл до наших дней. Мойры, богини судьбы, были едва ли не самыми неоднозначными персонажами в древнегреческой системе олимпийских божеств.
Показать полностью. Различные античные авторы (а представления о древнегреческом язычестве и религиозной картине мира до нас дошли в основном через художественные и философские тексты) так и не смогли прийти к единому мнению относительно характера мойр. Согласно одним трактовкам, эти богини были самостоятельным воплощением божественного предопределения и в таком качестве не подчинялись другим божествам. Более того, боги также были послушны судьбе и даже сам верховный бог-громовержец Зевс не мог ничего приказывать мойрам.
Мойры особенно почитались повседневным религиозным сознанием древних греков именно потому, что эллины верили, что эти богини ткут нить судьбы каждого отдельного человека. Клото пряла нить, то есть отвечала за рождение человека; Лахесис отмеряла эту нить, обеспечивая течение жизни; Атропос острыми ножницами обрезала нить, прекращая человеческую жизнь.
Римляне, захватив Элладу и переняв более развитую и утончённую древнегреческую культуру, перенесли на свою цивилизационную почву и религиозный контент. Как известно, олимпийская языческая религиозная система была воспринята в Древнем Риме фактически без изменений. Была осуществлена лишь формальная замена имён божеств и некоторые декоративные внешние преобразования. Переехали из Греции в Рим и богини-мойры, лишь поменяв на новом месте жительства свои имена, превратившись из мойр в парки. Богини-парки стали именовать Нона (богиня, прядущая нить человеческой жизни), Децима (богиня, наматывающая нить) и Морта (перерезающая нить и определяющая момент смерти человека богиня).
Более того, три богини судьбы пережили античную цивилизацию, закат Эллады и падение Римской империи. Можно их встретить и в Средние века, в религиозной мифологии скандинавских и германских этнических групп. Согласно скандинавским эпосам, у корней мирового древа Иггдрасиль, являющегося стержнем мироздания, живут три женщины-норны, олицетворяющие собой три фазы времени и способные определять судьбу не только отдельных людей или богов, но и всего мира.
Божественное воплощение судьбы может быть не только в троичном, но и в единичном виде. Так, помимо перенятых у греков трёх парк в Древнем Риме почиталась ещё одна богиня, на которой лежала функция определения будущего. Фортуна, богиня судьбы у римлян, была настолько популярна у писателей и философов, что её имя стало нарицательным и сохранило своё значение на протяжении более двух тысяч лет. Правда, в отличие от парк, которые более или менее сохранили свой беспристрастный характер, Фортуна воспринималась в первую очередь как богиня удачи. Это означало, что эту богиня можно было задобрить обильными жертвоприношениями и восхвалениями, чтобы привлечь удачу на свою сторону. Правда, Фортуна считалась очень капризной и ветреной богиней, быстро и по необъяснимым причинам сменяющей гнев на милость – потому и так недолговечна была житейская удача.
Учёные спорят, какого происхождения был культ Фортуны. По мнению одних специалистов, он имеет древнее индоевропейское происхождение и существовал на территории Италии ещё до возникновения Рима как сельскохозяйственный религиозный праздник. Другие историки указывают, что в Древней Греции также была богиня удачи Тюхе со схожими функциями и характером. Тюхе появилась в греческой мифологии очень поздно, только в III веке, и с самого начала была не столько самостоятельной богиней, сколько божественным олицетворением счастливой случайности, не поддающейся никакой, в том числе и религиозной, логике. Существует вероятность того, что культ Тюхе был с остальными культурными элементами заимствован римлянами и оформился в виде поклонения Фортуне.
Существовали женские божества судьбы и в других, как более ранних, так и более поздних по сравнению с античностью цивилизационных эпохах. Например, в древнеегипетском пантеоне присутствовала богиня Хемсут, которая покровительствовала каждому человеку и вела его по жизни в соответствии с той судьбой, которая была ему уготована.
Богиня судьбы была и у семитских народов, в том числе и у арабов до возникновения у них ислама – её имя Манат и она считалась дочерью верховного бога.