богобоязненный человек что значит
БОГОБОЯЗНЕННЫЙ
Смотреть что такое «БОГОБОЯЗНЕННЫЙ» в других словарях:
богобоязненный — богобоязненный … Орфографический словарь-справочник
богобоязненный — См … Словарь синонимов
БОГОБОЯЗНЕННЫЙ — БОГОБОЯЗНЕННЫЙ, богобоязненная, богобоязненное; богобоязнен, богобоязненна, богобоязненно (церк.). Верующий в бога и поступающий согласно с правилами религии. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Богобоязненный — прил. Верующий в Бога [Бог I] и строго следующий нормам религиозной морали. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
богобоязненный — богобоязненный, богобоязненная, богобоязненное, богобоязненные, богобоязненного, богобоязненной, богобоязненного, богобоязненных, богобоязненному, богобоязненной, богобоязненному, богобоязненным, богобоязненный, богобоязненную, богобоязненное,… … Формы слов
богобоязненный — богобо язненный; кратк. форма ен, енна … Русский орфографический словарь
богобоязненный — кр.ф. богобоя/знен, богобоя/зненна, ненно, ненны; богобоя/зненнее … Орфографический словарь русского языка
богобоязненный — Syn: см. религиозный … Тезаурус русской деловой лексики
богобоязненный — ая, ое; нен, нна, нно. Боящийся Бога, строго соблюдающий религиозные предписания и обряды. ◁ Богобоязненно, нареч. Богобоязненность, и; ж … Энциклопедический словарь
богобоязненный — ая, ое; нен, нна, нно. см. тж. богобоязненно, богобоязненность Боящийся Бога, строго соблюдающий религиозные предписания и обряды … Словарь многих выражений
Значение слова «богобоязненный»
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
богобоя́зненный
1. верующий в бога и строго соблюдающий правила какой-либо религии ◆ …В низших людях тогда было много самых скверных пороков, про которые и говорить стыдно, а в высших лицах царило всеобщее страшное лицемерие. Все притворялись богобоязненными, а сами жили совсем не по-христиански: все злопамятствовали, друг друга ненавидели, а к низшим, бедным людям не имели сострадания; сами утопали в роскоши и нимало не стыдились того, что простой народ в это самое время терзался в мучительных нуждах. Лесков, «Скоморох Памфалон», 1887 г. (цитата из Библиотеки Максима Мошкова)
2. свойственный такому человеку ◆ В течение первого года после поселенья своего на большой дороге Аким так был занят постройкой двора, обзаведением хозяйства и всеми хлопотами, которые неразлучны с каждым новосельем, что ему решительно некогда было думать о женщинах, а если и приходили ему на ум какие-нибудь грешные мысли, так он их тотчас прогонял чтением разных священных книг, к которым питал великое уважение (грамоте он выучился еще с первой своей поездки), пением вполголоса псалмов или другим каким богобоязненным занятием. Тургенев, «Постоялый двор», 1855 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: искусность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
7 признаков богобоязненности
Среди качеств правоверного мусульманина ярче всего выделяется одно качество, которое является стержнем для всех остальных качеств и формирует образ человека, душой и телом преданного Всевышнему Аллаху. Это богобоязненность. В своих многочисленных изречениях Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) особо подчеркивал важность богобоязненности, называя её собирателем всего благого. На просьбу дать им наставление такие сподвижники, как Абу Са’ид аль-Худри и Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) услышали в ответ от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) «Я завещаю вам быть богобоязненными».
Богобоязненность имела краеугольное значение и в прощальной проповеди Пророка (мир ему и благословение Аллаха), произнесённой им в долине Арафа за несколько месяцев до своей кончины. С призыва быть богобоязненными началось первое обращение Абу БакраАс-Сиддика (да будет доволен им Аллах) в качестве халифа мусульман, на богобоязненность он указывал, даже находясь на смертном одре.
Фактор богобоязненности во все времена был направлен на реализацию двух функциональных задач – с одной стороны выступая защитной оболочкой от попадания в греховное, а с другой ведя человека по пути духовного совершенства. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Ислам уделяет этому качеству особое внимание. В Коране слово «богобоязненность» в его различных словарных значениях упоминается свыше 300 раз.
Однако какие критерии отличают человека богобоязненного от небогобоязненного и по каким отличительным признакам его можно распознать? Выдающийся богослов того времени Хасан аль-Басри выделял семь признаков, по которым можно определить степень богобоязненности человека. Раскроем каждый признак по отдельности.
Правдивость
Правдивость, несомненно, заполняет одну из важнейших ниш в Исламе, являясь одним из ярких показателей веры и моральных устоев мусульманина. Более того, не будет преувеличением сказать, что Ислам как религиозная система крепла и выстояла благодаря в том числе и этому качеству. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) ещё до получения откровения слыл человеком правдивым и верным, мекканцы его так и называли – Ас-Саддик Аль-Амин.
После получения Откровения язычники хотя и пытались всеми силами дискредитировать его как посланца Божьего, навешивая на него всевозможные ярлыки, но уличить его во лжи ни разу не смогли. Бескомпромиссную приверженность Пророка (мир ему и благословение Аллаха) этому качеству был вынужден признать и один из ярых противников Ислама в те годы Абу Суфьян ибн Харб, которому император Византии Ираклий в личной встрече задал ряд вопросов о Пророке (мир ему и благословение Аллаха). Один из вопросов императора звучал так: «До начала пророческой миссии вы подозревали ли его (Пророка) во лжи?» Абу Суфьян ответил, что нет. На что Ираклий отреагировал: «Оставаясь искренним человеком перед людьми, он не стал бы возводить ложь на Всевышнего».
Фундаментальное значение правдивости в Исламе прослеживается и в обращении сподвижника Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Джа’фара к королю Эфиопии Наджаши: «…Он (Пророк) повелел нам говорить правду, исполнять взятые на себя обязательства (аманат), поддерживать родственные узы, сохранять добрососедские отношения, воздерживаться от запретного и от кровопролития…».
Более того, правдивость не только выступает показателем степени искренности веры мусульманина, но и имеет судьбоносное влияние на его жизненный исход. В хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха) сообщается:
إِنَّ الصَّدْقَ يَهْدِي إِلَى الْبِرِّ وَإِنَّ الْبِرَّ يَهْدِي إِلَى الجَنَّةِ، وَإِنَّ الرَّجُلَ ليصْدُقُ حَتَّى يُكتَبَ عِنْدَ اللَّهِ صِدِّيقاً، وإِنَّ الْكَذِبَ يَهْدِي إِلَى الفجُورِ وَإِنَّ الفجُورَ يَهْدِي إِلَى النَّارِ، وَإِنَّ الرَّجُلَ لَيَكْذِبُ حَتَّى يُكتَبَ عِنْدَ اللَّهِ كَذَّاباً» متفقٌ عَلَيهِ
«Будьте правдивыми, ведь правдивость ведет к благочестию, а благочестие – к Раю. Если человек неотступно придерживается правдивости, то пред Всевышним его записывают как говорящего правду. Остерегайтесь лжи, ведь она приводит к распутству, а распутство приводит в Ад. Если человек неотступно придерживается лжи, то пред Всевышним его записывают как лжеца» (Бухари, Муслим).
Когда первый муэдзин Ислама и сподвижник Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Билял (да будет доволен им Аллах) пришел сватать женщину благородного происхождения за своего брата, он не стал скрывать, что в прошлом его семья жила в неволе. И это несмотря на то, что арабская нация относила себя к классовому обществу. Билял сказал: «Вам известно, кто мы. В прошлом мы были рабами, но Всевышний даровал нам свободу. Мы находились на пути заблуждения, но Всевышний наставил нас на путь истинный. Мы жили в бедности, но Всевышний обогатил нас». Искренность Биляла не была напрасной, его брат успешно женился на указанной женщине.
И в заключение – второй праведный халиф Умара ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил: «Принизиться правдивостью – и такое встретишь редко – предпочтительнее для меня, чем возвыситься ложью – и такое тоже встречается редко».
Богобоязненность Богобоязненный
Когда на вершинах духовного опыта человека переполняет благодать,
страх божий отступает на задний план.
Преобладающим настроением большинства религий во взаимоотношениях
между человеком и Богом является то, что называют «страх Божий» –
то есть трепет и благоговение перед Божественным Началом.
Богобоязненность как качество личности – склонность из страха строго следовать Божьим заповедям и отстраняться от того, что Он запретил; следовать религиозным принципам для того, чтобы прослыть в обществе добродетельным и богоугодным.
Жил-был человек, который всего боялся. Он боялся темноты, пауков, злых людей. И вскоре из страха вообще перестал входить из дома. Шел мимо странник. Человек впустил его на ночлег и рассказал о своей беде. Странник ему и говорит: «Есть страх, которого бояться не нужно, и если ты его познаешь, то никакой другой страх тебя уже не испугает. Иди, ищи его. А как страшно тебе станет, так ты сразу молиться начинай. И да хранит тебя Бог». И пошел человек искать страх, которого не нужно бояться, хотя и было ему очень страшно. Он шел через холодные горы, темные леса. Шел вдоль глубоких рек, по берегам соленых морей. Когда ему становилось страшно до жути, он начинал Богу молиться, и страхи отступали. Так обошел он всю землю и понял, что бояться по-настоящему нужно только одного: остаться без Бога. Недаром говорят: познавший страх Божий ничего не боится.
Бога не нужно бояться, Бога нужно любить. Конечно, ограниченное живое существо может испытывать в присутствии Абсолютной Истины, Всемогущего, Безграничного разные чувства: благоговение, трепет и страх. Когда перед тобой Личность, являющаяся источником всего сущего, причиной всех причин, обладающая качествами всезнания в абсолютной степени, великолепия и совершенства, невольное волнение охватит самую спокойную, хладнокровную и безмятежную личность.
В Бхагавад-гите описывается: когда Кришна явил Арджуне свою Вселенскую форму со множеством проявлений и форм, которая была источником бесчисленных вселенных, которая поражала своей грандиозностью и величием, то Арджуна испытывал страх, и он, ошеломленный зрелищем, которое ему открылось, стал просить у Кришны прощения, говоря: «Прости меня, Кришна, за то, что я вел себя с Тобой фамильярно, что я называл Тебя просто Кришной и другом».
Богобоязненность – сестра невежества, из страха удерживающая человека от порочности и погружения в пучину грехов. Существует, в целом, четыре мотива, по которым человек может поклоняться и служить Богу. Когда человек находится под влиянием энергии невежества, он считает Богом себя, но если и признает существование Бога, то служит Ему из страха. В этом случае говорят: «Побойтесь Бога», и богобоязненный, невежественный человек страшится Божьей кары. Бога бояться нен никаких оснований, Он не страшный. Но когда человек является приверженцем невежества, он следует каким-то правилам или поклоняется Богу из страха, потому что думает: — Бог накажет меня за мои преступления, грехи и зло, сделанное людям. Иными словами, богобоязненность проявляет низшую форму мотивации служения Богу – страх.
Когда человек находится под влиянием энергии страсти, то он будет поклоняться Богу из корысти. Т.е принцип такой – ты мне, я тебе. Я ставлю тебе свечку, произношу тебе молитву, или я что-то там жертвую в такой-то храм, или такую-то церковь, то теперь мне полагаются какие-то блага. Т.е. это в гунне Страсти, из корысти. Василий Тушкин пишет: «Бог в данном случае существует для исполнения желаний человека. Т.е. в умах таких людей это некая дойная корова, к которой нужно приходить со списком и говорить: «Дай мне то, дай мне это, мне столько всего нужно». Т.е. идеи служения Богу не существует. Т.е. Бог просто должен помогать мне в материальной жизни. Такой уровень…
Когда человек находится под воздействием энергии Благости, он служит Богу из чувства долга и ради собственного очищения. Он понимает, что все, что я имею это все дано мне Богом. Он прекрасно понимает, что даже элементарные условия выживания: тот же самый воздух, та же самая вода, та же самая пища – это вещи нечеловеческого происхождения. И то, что это у нас есть, и у нас есть удивительный разум, при помощи которого мы можем познать что-то более высокое – это все не человеком создано. Как говорил Альберт Эйнштейн: «Бог – это реально для разумных». Если человек не понимает элементарного, если он не понимает, что мир – это четко созданная система, очень продуманная система, очень разумная система, если он не понимает такого базисного элементарного, то дальше говорить не о чем. Т.е. очень четкая установка – Бог – это реально для разумного».
Богобоязненность – слепая вера легковеров, основанная на страхе перед Богом. Философ Александр Хакимов пишет: «Общество людей, которое еще не готово к духовной науке, нуждается в религиозности, неважно какой. Вера. Она их объединяет и они боятся нарушить какие-то заповеди Бога – богобоязненность, слепая вера, так скажем. Потому что, уж кого бояться не нужно, так это Бога. Нужно бояться собственных грехов. Полиции бояться не нужно, если вы ничего не сделали, правда же? Зачем вы боитесь полиции, если вы не совершали преступления? Она охраняет порядок, это как раз хорошо. Но греховные люди боятся полиции, но не боятся своих грехов. Вот это их проблема, поэтому также люди, которые еще от греха не могут отойти, религия их держит в страхе некотором, религиозном страхе: «в ад пойдешь»… Страшно. Знаний нет, но есть вера! И уже кое-что управляемо может быть, не на высоком уровне, но уже есть какое-то управление сознанием. “А вот что с вами будет, — он говорит – когда вы умрете, и вы будете находиться в этом мертвом теле: наказание, вы не уйдете оттуда и просто на себе прочувствуете, как первый червь пролезает из горла в нос у вас – вот так у вас будет!” И люди “Аааа, все-все-все, какой кошмар!”
Вот один из примеров богобоязненности Абу Бакра, рассказанный Мухаммадом Закария Кандехлеви: «Все мы знаем, что Абу Бакр – самый великий человек после пророков… Посланник Аллаха лично поведал ему радостную весть о том, что он станет во главе группы людей, которые войдут в рай. Однажды Посланник, Аллаха сказал: «Имя Абу Бакра будет возглашено из всех ворот рая, и он будет первым, кто войдет в него после меня». Обладая всеми этими достоинствами, Абу Бакр говорил: «Как бы я хотел оказаться, деревом, которое срубят». Иногда он говорил: «Как бы я хотел быть травинкой, чтобы меня съело какое-нибудь животное». Он также говорил: «Я бы хотел оказаться волосом на теле верующего». Однажды он зашел в сад и увидел щебечущую птичку. Он глубоко вздохнул и сказал: «Как тебе хорошо, птица! Ты ешь, пьешь, летаешь под тенью деревьев и не боишься никакого расчета в следующей жизни. Как бы я хотел оказаться на твоем месте!» Рабиа аль-Аслями рассказывает: «Однажды мы спорили с Абу Бакром и он проронил резкое слово, которое мне не понравилось. Он тут же понял это и сказал: «Брат, прошу тебя, ответь мне тем же словом, чтобы оно стало искуплением для меня». Я отказался сделать это. Он настаивал и даже грозился рассказать обо всем Посланнику Аллаха. Но я не соглашался сказать ему это слово в ответ. Он встал и ушел. Некоторые из моих соплеменников сказали: «Посмотрите! Как это странно! Человек поступает с тобой дурно и к тому же грозится пожаловаться Посланнику Аллаха». Я сказал: «А знаете ли вы кто он? Это Абу Бакр. Рассердить его – значит рассердить Посланника Аллаха, а рассердить Посланника Аллаха – значит разгневать Аллаха! А если Аллах разгневается на меня, тогда кто спасет Рабиу от гибели?». Я пошел к Посланнику Аллаха и рассказал ему все, что произошло. Он сказал: «Ты правильно сделал, что отказался произнести ему это слово в ответ. Но тебе следует сказать ему: «Пусть простит тебя Аллах, о Абу Бакр!» Посмотрите, как сильно Абу Бакр боялся Всевышнего Аллаха! Он так желал искупить свои грехи в этом мире, что, не успел он сказать другому человеку лишь одно неприятное слово, как тут же пожалел об этом и попросил его ответить ему тем же. Он даже грозился добиться своего, рассказав о случившемся Посланнику Аллаха. Для нас же сегодня оскорбить кого-нибудь стало привычным делом, но при этом мы не боимся ни расплаты, ни расчета в День Суда».
7 признаков богобоязненности
Аллах Всевышний сказал в Коране: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и пусть душа посмотрит, что она приготовила на завтрашний день. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете» (аль-Хашр 59/18).
Так как в Судный день ангелы, небеса, земля, ночь и день, будут свидетельствовать о том, что совершил человек, будь то добро или зло.
Земля, свидетельствуя в пользу верующих рабов, совершавших благодеяния и избегавших грехов, скажет: «Этот человек совершал на мне намаз, держал пост и усердствовал на пути Всевышнего». И тогда верующий человек обрадуется этому свидетельству. А затем земля станет свидетельствовать против неверующих и грешников, сказав: «Этот человек, живя на мне, совершал многобожие, прелюбодеяние, пил спиртное и ел запретное».
Верующий человек, страшится Аллаха Всевышнего, всеми частями своего тела. В связи с этим великий факих Абу Лейс ас-Самарканди, сказал:
Существует семь признаков богобоязненности:
1) Первый признак, выражается языком. Человек, боящийся Аллаха, будет оберегать свой язык ото лжи, клеветы, злословия и праздных разговоров. А вместо этого занять его зикром, чтением Корана и обсуждением вопросов знания.
2) Второй признак выражается сердцем. Богобоязненный человек не станет испытывать в сердце злобу, ненависть и зависть.
3) Третий признак выражается глазами. Богобоязненный человек никогда не станет смотреть на запретное. И будет смотреть на мир не голодными глазами, а взглядом мудрости.
4) Четвертый признак выражается животом. Человек, страшащийся Аллаха, никогда не проглотит запретного. Так как поедание харама, является большим грехом.
5) Четвертый признак выражается руками. Богобоязненный человек не станет протягивать руки к хараму, а станет протягивать руки к тому, что вызывает довольство Аллаха.
6) Шестой признак выражается в том, что богобоязненный человек никогда не пойдет в сторону греха, а всегда будет направляться в сторону совершения благочестия и совершения благодеяний.
7) Седьмой признак выражается в поступках. Богобоязненный человек будет всегда совершать свое поклонение и благодеяния только ради довольства Аллаха, избегая лицемерия и показухи.