богом чего был дионис
Значение Диониса для греческой культуры и религии нельзя переоценить. Его почитали во всех греческих полисах и за их пределами. Что привлекало людей в этой божественной ипостаси, и почему диоинсийскими торжествами нельзя было пренебрегать никому из достойных эллинов?
Он освобождал человека от тоски и повседневных забот, являлся знаком того, что должно существовать время безграничной радости, веселья, праздника, который связан с услаждением плоти: питие, чревоугодие, сладострастие, танцы и песни.
Мудрые греки с их культом «ничего сверх меры» знали, что изредка необходимо высвобождать подавляемую цивилизацией и социальными правилами природную энергию и делали это во время дионисийских праздников.
Дионис из самого младшего поколения богов. Зевс, отец Диониса, нередко изменял своей божественной супруге Гере, она же сходила с ума от ревности и ненависти к соперницам и бастардам.
Весь груз этой ярости познала на себе мать Диониса, смертная женщина Семела.
Связь длилась не один месяц прежде чем Гера отомстила беременной любовнице мужа. По легенде она явилась к ней в образе кормилицы и посеяла в ее душе сомнение: вкрадчивыми речами она убедила Семелу попросить ее возлюбленного доказать, что он бог-громовержец.
Пусть, дескать, явится во всем своем сверкающем великолепии и докажет свой статус-кво.
Глупышка Семела пошла на поводу у хитрой богини, которая подучила ее, как сделать так, чтобы Зевс не смог отказаться. На любовном ложе она сначала уговорила поклясться водами реки Стикс (клятвой, которую даже боги не смели преступать), что он сделает все, что она попросит.
Получив согласие, она потребовала тех объятий, в которые он заключает свою божественную жену. Зевс, как ни уговаривал ее, все же должен был сдержать обещание. Игрушка в руках богов, смертная Семела сгорела заживо от божественного вида своего визави.
Пребывающий в отчаянии Зевс только и успел, что извлечь из бездыханного тела матери недоношенного младенца.
Чтобы он не погиб, отец сам решает его доносить: зашивает плод себе в бедро и таким образом спасает ребенка. Получалось, Дионис дважды рожденный: сначала Семелой, потом Зевсом.
Мстительная Гера не оставляет мальчика, Зевс, опасаясь за жизнь сына, отдает его на воспитание Ино, сестре погибшей Семелы, а для того, чтобы коварная супруга не опознала ребенка, убедил тетку его растить и одевать как девочку.
Но Геру так просто не проведешь, конечно, она все поняла и отплатила пасынку: как известно, когда боги хотят нас наказать, они лишают нас разума.
Дионис прежде всего бог виноделия, в своих странствиях он символизировал распространение виноградной лозы в Европе, Азии, северной Африке.
Одна из теорий, объясняющих значение и происхождение мифологии, говорит о том, что это своеобразная предыстория человечества, рассказ о том, как был устроен мир тогда, когда письменности и науки не существовало.
В связи с этой концепцией каждый поворот мифологического повествования – это символический рассказ об историческом событии или социальном устройстве.
Но вино — это еще иногда неумеренное пьянство, отсюда все буйства, сумасшедшие поступки Диониса и его свиты. Например, месть фригийскому царю Ликургу, который не признал в Дионисе отпрыска Зевса, и с позором прогнал его из Фригии. Наказанием стало безумие.
Таков был итог и фиванского правителя Пенфея, не пожелавшего склонит свою голову перед сыном Зевса.
Влияние Диониса сделало всех женщин Фив безумными, и они растерзали Пенфея, причем его мать собственноручно отрубила голову сыну.
Родной город Семелы наконец подчинился могуществу Диониса. Итог противоречивых земных странствий Диониса – это установление его культа на всех познанных древними греками территориях. Вино стало главным напитком.
Итак, Дионис – это страсть, буйство, опьянение, производительные силы природы, плотская любовь.
Нередко приводится противопоставление так называемого аполлонистического и дионисийского начал в культуре, искусстве или природе человека.
Если Аполлон – это отображение гармонии, порядка, закона и меры, то Дионис – это азарт, неуемность, физическое влечение.
Первый – это чистый свет и прозрачность разума, второй – тьма, скрывающаяся в каждом из людей, человеческие глубины подсознания с темными, животными страстями.
Но не все так однозначно. Как и в жизни, в мифологии нет чистых цветов белого или черного, хватает полутонов и оборотных сторон медали.
Герой беспринципно бросил девушку на одном из островов в Эгейском море, не желая законных отношений с ней.
Дионис, влюбившись, не только женился, но еще и привел молодую супругу из смертных на Олимп – из ряда вон выходящий случай. Они жили долго и счастливо, и было у них много детей.
Когда с земными храмами и жертвами в его честь все установилось, Дионис позаботился и о своей горемычной матери. Он спустился в Аид и, повлияв на Персефону, жену царя подземного мира, вызволил Семелу из обители мертвых, привел ее на божественную вершину. Вся семья наконец оказалась в сборе.
Праздники Диониса
Образ Диониса был бы неполным без упоминания праздников в его честь, которых было в году четыре, все они были связаны с периодами созревания и сбора винограда.
Празднования – это процессии, мистерии, жертвоприношения. Дионисии для эллинов – возможность собраться всем вместе, выпить вина, поесть мяса (в жертву приносились кости, внутренности, жир, остальное съедали сами жертвователи), совершить необходимые обряды.
Главным символом Диониса во время этих мистерий было изображение фаллоса.
Не обходились греки и без скабрезных шуток и песен, иногда оргий. Считалось, что Дионису это очень по сердцу.
Центральное место занимали в ритуалах песни-дифирамбы – восхваления Диониса, под аккомпанемент флейты или кифары.
Частью праздников были и разыгрываемые сценки из жизни богов. Из этого наследия возник впоследствии древнегреческий театр, и все европейское лицедейное искусство.
Дионисийские праздники – это данность, к которой в античности относились с глубоким почтением. Бытовало предание о дочерях царя Миния, которые слишком ревностно относились к работе и не желали отвлекаться от хозяйства и детей на разгул и утехи.
Дионис, рассерженный этими приоритетами, покарал их безумием, в приступе которого Миниады разорвали собственных малюток как дикие звери.
Культ бога виноделия прошел долгий тернистый путь, учреждался он с трудом, это можно проследить по мифологии, но, в конце концов, Дионис занял почетное место в сонме богов.
Он символ природы, естественных сил, а, следовательно, и человеческого естества, это роднит его с людьми, культ его давал возможность человеку почувствовать себя свободным от любых общественных ограничений и ощутить собственные преимущества.
Дионис
Приветствуем вас дорогие читатели, поклонники и поклонницы сказаний, мифов и легенд. Рассказывая вам о различных богах, персонажах и героях древности, мы очень часто упоминали одного бога, который играл действительно важную роль в мифологии, который часто встречался во многих легендах и которого мы несколько раз упоминали в легендах. И сегодня мы хотим осветить и данную часть греческой мифологии и рассказать вам о Дионисе, боге-виноделия, сил природы, виноградарства, вдохновения и религиозного экстаза, ибо он действительно был интересным персонажем.
Рождение Диониса
Если вы читали нашу статью о Зевсе, то наверняка знаете, сколь неудержимым был громовержец в любовном плане. Пожалуй, в греческой мифологии нет ни одного бога, который мог бы похвастаться таким количеством побед над женщинами. Список его побед регулярно пополнялся, причем ни одна из 3 жен Зевса так и не смогла удовлетворить его похоть. И даже ревнивица Гера, знавшая об изменах мужа, не всегда могла удержать его в супружеском ложе.
На тот момент Зевс уже был женат на Гере. И, несмотря на всю ее ревность, ему все же удавалось обвести ревнивую супругу вокруг пальца. Гера уже подозревала мужа в измене, но на «горячем» его так и не поймала, а значит и руки у нее были связаны. Тем не менее она продолжала следить и за Зевсом, и за Семелой, ибо имя любовницы громовержца также не могло укрыться от нее.
Долгое время навещал Зевс свою Семелу, долго утешались они за спиной у Геры. Но так продолжалось до тех пор, пока девушка не забеременела. И вот тут настал «звездный час» богини. Гневу Геры не было предела, и она решила отомстить сопернице, а точнее попросту ее погубить. Легенда гласит, что Гера преобразилась кормилицей Семелы – Беройей (по другим источникам – обычной странницей). Богиня сумела выбить аудиенцию принцессы и убедила ее взять с Зевса клятву, чтобы он предстал перед девушкой в своем истинном облике, чтобы он обнял ее в том облике, в котором обычно обнимает Геру.
И вот, когда Зевс в очередной раз явился к любовнице, она где слезами, где мольбами, а где плотскими утехами взяла с Зевса страшную клятву, что тот выполнит любую ее просьбу, какой бы она не была. Громовержец, недолго думая, поклялся водами Стикс, и эта клятва была нерушимой. Но когда он услышал, что Семела жаждет увидеть его в истинном обличии – он понял свою ошибку. Зевс знал, что ни один смертный не в силах вынести его истинный облик, но поделать ничего не мог. Он предстал перед ней в своем истинном обличии, объятый пламенем молний.
В этом месте легенды немного расходятся. Одни говорят, что от внешнего вида Зевса загорелись покои, другие – что огненные молнии Зевса сожгли и саму Семелу. Как бы там не было, все истории сводятся к тому, что Семела погибла в этот день, а новорожденного младенца Зевс забрал себе. Учитывая то, что он был недоношенным, Зевс зашил его к себе в бедро, откуда потом он и родился. Впоследствии этого малыша назовут Дионисом, и он сыграет значительную роль в греческой мифологии.
Однако долго выносить младенца Зевс не смог. Как бы не помогал ему Посейдон, угостивший его тунцом, Дионис все равно родился 6-месячным. Таким образом, он единственное существу, за всю ощутимую историю и мифологию, который появился на свет дважды, что и отразилось на его имени – Дигон (рожденный дважды).
Альтернативные версии происхождения Диониса
Есть еще одна легенда, менее распространенная, но которая тоже имеет право на жизнь. Она гласит, что не было истории с клятвой и Семела все же родила младенца. Но и эта легенда не заканчивается хорошо. Она гласит, что Кадм (отец Семелы) был взбешен тем, что она родила не будучи замужем, а потому решил наказать ее. Кадм посадил Семелу в бочку вместе с Дионисом и выбросил на землю Брасий. Семела умерла, но Дионис не только выжил, но и получил воспитание от Ино. Правда жить им пришлось в пещере, дабы ревнивая Гера не смогла отомстить сыну своей соперницы.
Еще одна легенда гласит о том, что Дионис вообще родился не в Элладе, а где-то восточнее, в Персии или Индии, а уже потом, во время своих странствий, пришел в Грецию и обосновался там. О правдивости этой версии говорит и тот факт, что в стан олимпийцев он был принят очень поздно. Будучи сыном Зевса, он действительно попал бы туда раньше. К сожалению, как дело было на самом деле – мы уже никогда не узнаем.
Детство и юность Диониса
С самого рождения этого ребенка Зевс знал, что ревнивая Гера не даст ему покоя, и даже он не в силах будет защищать его постоянно. Учитывая все это, растить малыша Диониса на Олимпе было невозможно, а мать его – погибла. Тогда мудрый Зевс решил отдать Диониса на воспитание тетке – сестре Семелы, Ино и Афаманту, ее супругу – царю Орхомента. Но у Геры были «длинные руки», а потому, для пущей надежности, Зевс наказал Ино воспитывать Диониса как девочку, наряжать в женские платья и вести себя подобающе девушке.
Дионис
История персонажа
Бог плодородия, виноделия и растительности Дионис — один из самых неоднозначных жителей Олимпа. Обаятельный юноша много шутит и веселит окружающих. Смех и радость сопровождают младшего сына Зевса. Но стоит ослушаться или обидеть беспечного молодого человека, и на землю прольются реки крови. Дионис не прощает проступков и не прислушивается к доводам разума. Дикие танцы и кровавые зрелища так не к лицу красивому божеству!
История создания
Греческий бог виноградарства занял собственное место в пантеоне богов довольно поздно по сравнению с остальными прославленными персонажами. Культ Диониса пришел в Грецию с фракийской или малоазийской территории. Первые упоминания о необычном боге датируются 14 веком до нашей эры — имя Диониса запечатлено на табличках критского письма.
Дионис
Долгое время греческая мифология принижала статус покровителя виноделов и фруктовых деревьев. Развитие культ получил только в 7 веке нашей эры. Изначально расслабленное и раскованное поклонение Дионису превратилось в безумство. Плутарх писал:
«Вначале был простым, но веселым, однако позже его празднества становились все более шумными и необузданными».
Ночные праздники, которые жители Греции посвящали обаятельному богу, превращались в устрашающие зрелища. В маленьких городах жрицы культа облачались в шкуры животных и поедали сырое мясо, прославляя имя Диониса.
Праздники в честь Диониса
Культурные центры Греции сохранили первоначальный посыл празднеств. Праздники Великие Дионисии проходили в конце марта. Выбранные народом певцы и актеры облачались в козлиные шкуры и разыгрывали драматические и комедийные сценки. Для подобных событий строили специальные театры Дионис. Одно из таких архитектурных чудес до сих пор расположено на юго-восточном склоне Акрополя.
Греки считали, что подарок Диониса, прозванный вином, дарует творческим людям вдохновение. Поэтому художники часто писали портреты и жанровые сценки, в которых участвовал бог. Покровитель растительности изображался как молодой и привлекательный юноша, окруженный сатирами и жрицами культа. Не реже Диониса рисовали уже взрослым мужчиной с густой бородой и роскошными локонами. Но в любом случае бога виноделия сопровождает веселая толпа.
Дионис в мифологии
Рождение Диониса окутано тайнами и домыслами. Родители красивого юноши — Зевс и дочь царя Фив Семела. Владыка Олимпа, в очередной раз плененный красотой юной девушки, часто посещал царевну. Новое увлечение не укрылось от жены Громовержца.
Коварная Гера предстала перед любовницей и предложила Семеле узнать, как на самом деле выглядит Зевс. Заинтересованная девушка уговорила любимого предстать перед ней в истинном обличье. Величественный бог не отказал. В результате загорелись покои Семелы, а у принцессы начались преждевременные роды. Чтобы спасти слабого новорожденного, Зевс зашил сына в собственное бедро. Через пару месяцев Дионис окреп и появился на свет во второй раз.
Гера
Подобный исход не устроил Геру. Ревнивая женщина преследовала мальчика, желая избавиться от младенца. Но, зная характер жены, Зевс приставил к Дионису Гермеса, который всегда успевал спасти ребенка. В конечном итоге сына Громовержца отдали на воспитание богине Кибеле, не уступающей в могуществе Гере (по иным источникам бог отдал ребенка нимфам).
Чуть повзрослевший мальчик неожиданно для родных подружился с сатиром по имени Ампелий. Старый забияка часто беседовал с маленьким богом и много времени играл со скучающим Дионисом. Столь необычная дружба закончилась печально — Ампелий умер от рогов быка. Юный Дионис попытался воскресить приятеля, но все принимаемые меры не помогли. Тело сатира превратилось в виноградную лозу, расстроенный юноша выжал сок из плодов, а полученную жидкость назвал вином.
Гермес
Молодой и беззаботный бог отправился в путешествие по всему миру. Куда бы не приходил Дионис — вокруг созревал виноград. Три года продлилось путешествие младшего сына Зевса. Бог побывал даже в Индии и спустился в Царство Мертвых, откуда забрал родную мать.
Правда, подобное шествие доставило массу хлопот для жителей Греции. Вместе с вином Дионис подарил людям безумие. Находясь в хмельном бреду, жители городов совершали массовые убийства. Тех, кто не признавал в юноше бога, Дионис убивал собственными руками. Многих женщин растерзали поклонники и подчиненные божества.
Юноша часто гулял по Земле в сопровождении друзей, его свита многочисленна. Диониса окружают сатиры (козлоногие демоны плодородия) и менады (жрицы и почитательницы бога). С большим удовольствием своего подопечного сопровождает Силен — учитель Диониса.
Дионис
Во время одной из таких прогулок привлекательного юношу заметили морские разбойники. Пока свита юного бога отдыхала, злодеи выкрали Диониса и доставили юношу на корабль. Один из членов экипажа, увидев, что цепи, которыми разбойники сковали добычу, не держатся на руках молодого человека, испугался. Мужчина попросил отпустить незнакомца, утверждая, что перед ними бог.
Разбойники не поверили брату по оружию. А Дионис, превратившись во льва, растерзал капитана корабля. Оставшихся членов команды юноша превратил в дельфинов. Единственный, кто не пострадал — проницательный бандит, заступившийся на юного бога.
Афродита
Перед обаянием покровителя виноделов не устояла красавица Афродита. Женщина некоторое время состояла в тайной любовной связи с веселым божеством. Плодом любви стал бог полей и садов Приап.
До женитьбы Дионис часто вступал в отношения со специфическими женщинами. В любовных победах бога числится Авра. Дочь титана родила от мужчины близнецов, одного из которых съела. Второго, к счастью, удалось спасти.
Несмотря на ветреность и любовь к веселью, Дионис оказался хорошим мужем. Супругой бога виноделия стала Ариадна, прославившаяся благодаря мотку ниток. Расставшись с возлюбленным Тесеем, девушка страдала от горя. Проходивший мимо Дионис потерял голову от красоты царевны Крита. Юный бог тут же овладел новой знакомой, а чуть позже женился на девушке.
Дионис и Ариадна
Поговаривают, что Тесей не планировал бросать возлюбленную. Но ночью смелому герою приснился Дионис, который приказал юноше оставить девушку, так как Ариадна должна достаться богу. В браке с Дионисом девушка родила сына Фоанта. После дочь царя Крита стала бессмертной — такой подарок сделал Зевс любимому сыну.
Дионис
Дио́ни́с (др.-греч. Διόνυσος, Διώνυσος, Δυονισος), Ва́кх, Ба́хус (др.-греч. Βάκχος, лат. Bacchus) — персонаж древнегреческой мифологии, младший из богов-олимпийцев, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Также Дионис считается покровителем театра.
В римской мифологии ему соответствует Либер. Либер имел и свою женскую ипостась по имени Либера, что прекрасно отражает двойственный муже-женский характер этого божества.
Он «темный», «игривый», «танцор и экстатический любовник», «воплощение щедрости», «наслаждение смертных» и «освободитель». Он известен как «сумасшедший», «яростный», «бешеный», «ночной гость», «пришелец из потустороннего мира» и «ночной бродяга». Он «сексуально возбужденный», «кастрированный», «существо, лишенное настоящей энергии», «женственный» и «женский угодник». Царство Диониса — это царство парадокса; он является «гибридом», «двуликим богом», «многоликим богом» и, наконец, «хозяином человеческих душ». Целью культа Диониса был экстаз, который «мог означать все, что угодно, начиная с поисков своего „истинного Я“ и кончая глубинным изменением личности»[1].
В Пилосе один из месяцев назывался di-wo-nu-so-jo me-no (месяц Диониса).
Поскольку древние составители мифов и поэты, писавшие о Дионисе, не согласны друг с другом и записали многие совершенно нелепые сказки, представляется трудной задачей дать ясный отчёт о рождении и делах этого бога. Ибо некоторые передали истории, в которых есть только один Дионис, другие — что существуют три [Цицерон (О природе богов, 3.58) говорит, что было пять], и есть такие, кто утверждает, что вообще никогда не было его рождения в человеческом виде и думают, что слово Дионис означает только οἴνου δόσις, «дар вина»[2].
Содержание
Имя Диониса
Само имя Дионис не греческого происхождения, оно уходит своими корнями в более древнюю крито-микенскую культуру автохтонных народов моря. Имя Дио́ни́с (др.-греч. Διόνυσος, Διώνυσος) восходит к микенскому di-wo-nu-so-jo. Достоверно значение имени неизвестно.
Диодор Сицилийский упоминает об этимологии имени Диониса, возводимому к οἰνοδότης (οἰνο-δότης), дор. οἰνοδότᾱς ὁ податель вина, дарящий вино (Βάκχος Eur.)
Мифы о Дионисе и его ипостаси
Мифы о Дионисе ярко отражали переход эллинского общества от скотоводства к земледелию, важнейшей отраслью которого было виноградарство. На смену богам-животным приходили очеловеченные божества, и менялись формы их почитания. В период родового строя существовал культ животных в его наиболее распространённой форме. В числе животноподобных божеств был и бог Дионис, чтимый в облике быка и козла. Почитатели Диониса уподоблялись ему, надевая шкуры и маски. Впоследствии, когда бог-козёл Дионис стал антропоморфным божеством, его почитатели стали осмысляться как изображающие спутников Диониса – козлоногих Сатиров.
До открытия Микенской культуры исследователи полагали, что Дионис пришёл в Грецию из варварских земель, поскольку его экстатический культ с неистовыми танцами, захватывающей музыкой и неумеренным пьянством казался чуждым ясному уму и трезвому темпераменту античных греков. Однако ахейские надписи свидетельствуют, что греки знали Диониса ещё до Троянской войны.
Согласно речи Котты, приводимой у Цицерона, Дионисов было пять:
Исследователь античности А. Ф. Лосев в своей работе «Мифология греков и римлян» выделяет трех Дионисов, но уже не столько ориентируясь на их родословную, или же биографию, сколько исходя из этапов развития человеческого сознания и социума.
Таким образом, Дионис-Загрей-Иакх (Вакх) по сути, превращается в свою противоположность, проходя путь от борьбы со стихийными силами природы, до их воплощения в себе. Однако в наше время образы эти во многом слились воедино. Здесь Дионис предстает перед нами, как целостность, история развития всего сознания, собранная в единую точку.
Нонн Александрийский в поэме «Деяния Диониса» описывает зачатие Диониса Зевсом, в котором заранее отражается многоликость будущего младшего бога:
Традиционно считается, что Дионис был сыном Зевса и Семелы, дочери Кадма и Гармонии. Узнав, что Семела ждёт ребёнка от Зевса, его супруга Гера решила погубить Семелу и, приняв вид странницы, внушила ей мысль уговорить возлюбленного явиться ей во всем божественном великолепии. Когда Зевс снова появился у Семелы, та спросила, готов ли он выполнить любое её желание. Зевс поклялся водами Стикса, что выполнит его, а такую клятву нарушить не могут даже боги. Семела попросила его обнять её в том виде, в котором он обнимает Геру. Зевс был вынужден вырвать у неё из чрева недоношенный плод, который он зашил у себя в бедре и успешно выносил. Таким образом, Дионис был рождён Зевсом из бедра.
Диодор Сицилийский, однако, трактует эту версию в более реалистическом ключе, поясняя, что речь может идти о созвучии слова бедро названию города Мероэ. Μερόη — Мероэ, город на территории современного Судана, ставший столицей государства Куш после разорения Напаты (Гебель-Баркал) Псамметихом II.
Удивительная история с рождением Диониса из Зевсова бедра, вероятно, происходит от созвучия слова «бедро» с названием города Мероэ: По Геродоту (II, 146), Зевс, тотчас же после рождения, зашил Диониса в бедро и отнес в Эфиопию, т.е. в царство Куш, располагающееся к югу от Египта, в верховьях Нила. В том же источнике (II, 29) сказано, что жители Мероэ признают только двух богов — Зевса (Амона) и Диониса (Осириса). По Гелиодору, в пантеоне мероитян главное место занимала триада, которую он отождествляет с Гелиосом, Селеной и Дионисом. Поскольку в Мероэ верховным божеством почитали Зевса (Амона), то, скорее всего, изначально имелось в виду происхождение Диониса из Зевсова города Мероэ (Μερόη), а не из бедра (μηρού) Зевса. Можно также вспомнить похожую иудейскую формулу: «от колена Давидова». По-моему, заимствование очевидное. В этой связи не кажется удивительным созвучие греческих слов γόνυ («колено») и γονή («потомство»)[4].
Дионис спускался в Аид через болото Алкионию, а спуск ему показал Полимн. Из Аида он вывел свою мать Семелу, ставшую богиней Фионой.
С этим божеством традиционно связывают виноград и вино, деревья, хлеб. Но, по всей видимости, эти более поздние атрибуты вторичны. Главным же символом Диониса, как, прежде всего, бога производящей силы, был бык. Вакханки пели:
О, гряди, Дионис благой, В храм Элеи, В храм святой, О, гряди в кругу хариты, Бешено ярый, С бычьей ногой, Добрый бык, Добрый бык!
Имеются античные изображения Диониса в ипостаси быка, так, на одной из дошедших до нас статуэток он представлен одетым в бычью шкуру, голова, рога и копыта которой закинуты назад. На другой он изображён ребёнком с бычьей головой и венком из виноградных гроздьев вокруг тела. К богу применялись такие эпитеты, как «рождённый коровой», «бык», «быковидный», «быколикий», «быколобый», «быкорогий», «рогоносящий», «двурогий».
Плод прижал, а после зашил в бедро, и явился Юноша вместо грозди, быку рогами подобный, Он из бедра Зевеса в полной силе родился! Деяния Диониса VII:150 Нонн Панополитанский
Дионис Загрей
Согласно мифу едва успев появиться на свет, новорождённый Загрей воссел на трон своего отца Зевса. По сути, Загрей наделяется здесь всей полнотой власти Зевса. Прямое отождествление Загрея с Зевсом неоднократно встречается в источниках, даже в очень поздних, например, у Аристида. Однако титаны-заговорщики напали на божественного ребёнка, когда тот смотрелся в зеркало. В этом им помогла Гера, которая устранила стражей подарками и с помощью погремушек и зеркала выманила младенца с трона. Какое-то время Дионису удавалось спасаться от преследователей, по очереди превращаясь то в Зевса, то в Крона, то в юношу, то во льва, то в лошадь, то в змею. Когда же божественный ребенок принял образ быка, титаны настигли его и растерзали. Семь кусков тела они поместили в треножный сосуд, сварили, поджарили и съели, таким образом причастившись божественности. Осталось нетронутым лишь сердце Диониса, то есть сама сущность бога. Титаны, вкусившие его плоть, были испепелены молниями Зевса, и из этого пепла, смешавшегося с кровью бога, произошел человеческий род, который и отличается дерзновенностью титанов и страдальчеством Диониса.
Мы видим здесь миф о дуальной природе человека – животной (титаны) и божественной (божественное дитя), которая неотделима одна от другой, как не мог Зевс отделить пепел титанов от пепла съеденного ими Диониса. Этот миф разворачивает перед нами каббалистическую мифологему падения божественной искры – семени Зевса, воплотившегося в его сыне Загрее.
Судьба сердца Диониса в разных мифах описана по-разному. Афина спасла его сердце, а Аполлон похоронил его в Дельфах, собрав куски тела в сосуд, согласно Каллимаху и Евфориону у Цеца. В некоторых мифах говорится, что сердце это проглотил Зевс и дал второе рождение сыну через Семелу. В другом предании сердце было измельчено в порошок, из которого была сделана настойка для Семелы. Где-то Дионис вообще считается внебрачным сыном Зевса и Деметры. В этой версии, мать собрала части ребёнка и возродила их. Где-то полагали, что Дионис возродился сам. Существовало и предание, что Загрей призрачно существовал в Аиде до тех пор, пока Дионис не воссоединился с ним, во время своего сошествия в Аид. Лосев А.Ф. пишет, что весьма возможно, что Загрей был исторической личностью, и Крит давным-давно знал дикого охотника Загрея, хтонического демона или демона охоты (т. е. ловца душ, отсюда имя «Ловец, Охотник») на манер известного Актеона. Только впоследствии, может быть, этот Загрей был отождествлен с Дионисом, тоже охотником и богом душ, и поставлен в сыновние отношения к Зевсу, богу жизни, или к Аиду, богу душ умерших.
При этом интересно, что по сути именно здесь Дионис-Загрей обретает столь ярко выраженную андрогинную природу. Сам Дионис намного ближе к женскому началу, он часто теряется там, где необходимо проявить мужские черты, и входит из положения, являя вовсе не героизм, но животные инстинкты (эпизод с пиратами). «Такой Дионис едва ли мог быть особенно враждебным для Титанов, так как и Титаны… тоже весьма мало отличались от универсального женского божества матриархата и во всяком случае были его второстепенными представителями… Титаномахия, гигантомахия, тифония, бесконечные поединки богов и героев с разного рода чудищами и страшилищами — это все одно из наиболее характерных отличий мифологии металлического и развитого земледельческого и скотоводческого века. Борьба Загрея и Титанов, насколько можно судить, является примером такой борьбы мощной человеческой индивидуальности со стихией», пишет А. Ф. Лосев. То есть в синкретическом образе Диониса-Загрея мы видим одновременно и архетип сына Великой матери, и архетип героя, точнее борца, растерзанного слугами Великой матери природы – титанами.
Дионис и Осирис
Видимо, из-за символической связи Диониса и быка, которая появилась в результате соединения его образа с образом Загрея, и появилось убеждение, что именно Дионис первым запряг быков в плуг. До этого же времени, согласно преданию, люди тащили плуг вручную. Таким образом, Дионис изображается так же, как и Минотавр с головой быка, что по большинству трактовок означает победу звериных инстинктов над человеческим началом, но в то же время он подчиняет животное начало и запрягает его в плуг – заставляет обрабатывать землю и приносить пользу. Здесь миф о Дионисе неожиданно коррелирует с мифом об Осирисе. Осирис был также и богом плодородия, именно он по преданиям научил людей земледелию, в том числе выращивать виноградную лозу. Осирис неоднократно упоминался античными авторами. Согласно Геродоту, это бог, которого египтяне отождествляли с греческим Дионисом. Согласно Тибуллу, Осирис первым сделал плуг и научил людей земледелию. Любопытно, что как Осирис, так и Дионис запрягают быков в плуг, то есть заставляют их повиноваться и работать. Отмечу, что звериная (бычья) голова Диониса также отсылает нас именно к Древнему Египту, где многие боги выглядели именно так. Да и в мифе о растерзании Диониса-Загрея мы видим много параллелей с мифом об Осирисе.
Диодор Сицилийский в «Книге о Египте» пишет:
И некоторые древние греческие мифологические писатели называли Осириса именем Дионис или, с небольшим изменением в форме, Сириус. Один из них, Евмолп, в своем вакхическом гимне говорит: Наш Дионис, сияющий, как звезда, С огненным глазом вездесущих лучей; в то время как Орфей говорит: Вот почему люди называют его Сияющим И Дионисом[5].
В «Исторической библиотеке» он пишет:
Так, египтяне говорят, что под именем Диониса у эллинов известен бог, именуемый у них Осирисом. Они рассказывают, что этот бог обошел всю обитаемую землю, изобрел вино и научил людей выращивать виноград: за это благодеяние он и был, по общему мнению, удостоен бессмертия[6].
Другие животные Диониса
Помимо быка как основного животного, символически связанного с Дионисом, и козла, в мифах в связи с этим богом фигурируют хищные кошки вроде гепардов и львов, медведи, а также змеи.
Когда же приспел ему срок, Рогоносного бога родил он [Зевс], Из змей венок ему сделал, И с той поры этой дикой добычей Обвивает менада чело. — Еврипид, «Вакханки»
Дионис Древесный
Кроме того, почти все греки приносили жертвы Дионису Древесному. Одним из его прозвищ было Дионис-в-Дереве. Этот бог часто изображался в виде столба в плаще, лицом которому служила бородатая маска с лиственными побегами. Он бог был покровителем деревьев, особенно культурных. Его называли Изобильным, Раскрывающимся и Цветущим. Из всех деревьев богу особо посвящались сосна и фиговое дерево, а из растений, кроме виноградной лозы, — плющ.
Связь Диониса с водной стихией
Двойственная, андрогинная муже-женская природа Диониса нашла свое отражение и в его тесной связи с водной женской стихией. В «Илиаде» говорится о море как о месте обитания Диониса, где он находится под опекой Фетиды. В лаконийском варианте мифологемы говорится, что малыш Дионис пристал к берегу в сундуке вместе со своей мёртвой матерью, опекунша Диониса, Ино, стала морским божеством, после того как, гонимая обезумевшим мужем, прыгнула в морскую пучину. Из воды же призывают восстать Диониса на Лерне, называя его Πελάγιος («он из моря»), Λιμναΐος («он из озера») и Λιμναγένης («рождённый озером»). И образ ребёнка, в котором часто изображали бога, и связь с водой указывают на состояние «ещё неотделённости» Диониса от небытия. В мифе о его воспитании Дионис был переодет в девочку; он всё время окружён женщинами, начиная от воспитательниц нимф (ещё одна связь с водой), и заканчивая его постоянными спутницами, поклоняющимися ему менадами и вакханками, названными так в соответствии с его вторым именем.
Вообще, многих своих побед он достигает совсем не «мужскими» способами. «Женственный бог» соблазняет, совращает, загадочно улыбается своим приверженцам, заманивая их и увлекая в лукавый, артистичный танец, позволяющий достичь глубочайших потайных уголков души, которая по своей природе является фемининной. Героическое сознание воспринимает силу и власть Диониса как слабость, подчиненность и пассивность. Дионис часто оказывается жертвой. Он позволяет своему кузину смертному Пентею, надеть на себя наручники и унижать себя; он обещает полное подчинение в качестве цены за возвращение его матери Семелы из Потустороннего мира; сталкиваясь с грубой маскулинностью, как например, с взявшими его в плен пиратами, он часто пугается и терпит поражение, однако же поражение это временное.
Дионис и Иисус
Культ Диониса
Судя по всему, культ Диониса уходит своими корнями в самые древние пласты эллинской культуры.
Заповеди любимейшего из богов греков Аполлона гласили: «Знай меру», «Соблюдай границы» и «Укрощай свой дух». Если мы обратимся к юнгианской аналитической психологии, то станет понятно, что столь яростное подчеркивание аполлонического начала и отрицание стихийного, являлось признаком скрываемого страха перед самими собой, перед неким демоническим началом человеческой природы, которую вскрыл безумный экстатический культ Диониса – отголоски намного более древнего культа, чем ясная, солнечная и понятная вера в Аполлона.
Культ Диониса предполагал слияние с природой, в котором человек всецело ей отдается, растворяется в лоне Великой матери, теряет себя, свою человеческую индивидуальность.
Когда пляска среди лесов и долин под звуки музыки приводила вакханта в состояние исступления, он купался в волнах космического восторга, его сердце билось в лад с целым миром. Тогда упоительным казался весь мир с его добром и злом, красотой и уродством. Все, что видит, слышит, осязает и обоняет человек,— проявления Диониса. Он разлит повсюду. Запах бойни и сонного пруда, ледяные ветры и обессиливающий зной, нежные цветы и отвратительный паук — во всем заключено божественное. Разум не может смириться с этим, он осуждает и одобряет, сортирует и выбирает. Но чего стоят его суждения, когда «священное безумие Вакха», вызванное опьяняющим танцем под голубым небом или ночью при свете звезд и огней, примиряет со всем! Исчезает различие между жизнью и смертью. Человек уже не чувствует себя оторванным от Вселенной, он отождествился с ней и значит — с Дионисом». (Александр Мень. «История религии».)
Однако, Дионис вовсе не столь однобок, о нем было сложено множество сказаний – мифов, широко распространённых в Древней Греции. Рассказывалось, как однажды бешеный бык забодал насмерть насмешливого сатира, большого друга Диониса. Горько плача, мальчик полил его раны душистым цветочным нектаром, и тогда сатир превратился в виноградную лозу, а сок плодов этой лозы стал пьянящим. Возмужавший Дионис побывал потом во многих странах и научил народы возделывать виноград, изготовлять из него вино и наслаждаться этим благородным напитком под сенью плющевых венков, предохраняющих от чрезмерного опьянения. Здесь мы вновь видим отголоски того, что Дионис не только выпускает животное начало на волю, но и сам же усмиряет его, запрягает в плуг, то есть заставляет, учит его помогать людям, а не только лишь сеять разрушения. Гомер называл Диониса «радостью людей». А согласно мифу постоянными спутницами Диониса были богини Харита и Эйрена – Обаяние и Мир.
Вместе с тем Дионис оказывается и жертвой. В данном случае оказаться «жертвой» — значит быть бессильным и/или быть в невыгодном положении перед угнетателем. Дионис освобождает своих приверженцев от притеснения и ощущения себя жертвами, призывая их к совершению жертвоприношения. Тем самым он благословляет добровольную жертвенность. Те, кто его отвергает и презирает, не признают скрытую божественность этой жертвы.
В конце концов, дионисизм завоевал всю Грецию к VIII—VII вв. до н. э. Но культ, ставивший целью облегчить душу от всего бренного, слить её в экстазе со вселенной и тем самым доказать бессмертие души, всё больше сползал в безумствующие оргии (оттого это слово обрело теперь негативный оттенок), а также разудалый разгул страстей с разжиганием инстинктов. Животное все больше превалировалао над божественном, титаны вновь съедали младенца Загрея.
Чтобы приостановить эту волну, празднества Диониса было разрешено проводить только на Парнасе и притом лишь раз в два года (в так называемых «триетеридах»). В остальной же Греции празднества Вакха были приурочены к праздникам земледельцев и садоводов, от безумного исступления остались лишь игры ряженых, а кровавые жертвы были заменены подношением богу плодов. По-видимому, это укрощение первобытного дионисизма вызвало новую его волну, перешедшую из той же Фракии, но на этот раз дионисизм был укрощён рациональным, упорядочивающим аполлоническим началом.
Всё это вылилось в т. н. орфический культ или орфизм, названного в честь легендарного пророка Диониса – Орфея.
Тирс – это деревянный жезл, увитый плющом и виноградными листьями, он был сделан из стебля ферулы, увенчанного шишкой итальянской сосны пинии. Тирс был атрибутом Диониса, а также его свиты — сатиров и менад. Это был непременный атрибут дионисийских мистерий, символ человеческого созидающего начала.
Алиэн Данилу в работе «Шива и Дионис» сравнивает фаллические культы этих двух божеств, а также уже упоминавшегося здесь Осириса: «Где бы ни распространялся культ Шивы, играет существенную роль фаллический образ и культ фаллоса. Поклонение фаллосу можно обнаружить в Средиземноморье и на севере Западного мира еще с доисторических времен и в культе Диониса до 6 столетия нашей эры. В Греции он играл важную роль в церемониях в честь Диониса. В Египте специальные почести воздавались сексуальному органу расчлененного Осириса».
Как сообщает Геродон:
. египтяне справляют праздник в честь Диониса почти совершенно так же, как и в Элладе (за исключением хоров). Только вместо фаллосов они придумали носить другой символ — куклы-статуэтки в локоть величиной, приводимые в движение с помощью шнурков. Эти куклы с опускающимся и поднимающимся членом женщины носят по селениям, причем этот член почти такой же величины, как и все тело куклы. Впереди шествует флейтист, а за ним следуют женщины, воспевая Диониса. А почему член куклы так велик и отчего это единственно подвижная часть тела куклы, об этом существует священное сказание[7].
Мистерии Диониса
Древнегреческие мистерии были посвящены божествам и к участию в них допускались лишь посвящённые. Зачастую Мистерии представляли собой театрализованные представления, а Дионис стоял у истоков театральной трагедии.
Епископ Гностической Католической церкви Тау Апирион в работе Введение в Гностическую Мессу так описывает суть диониссийских мистерий и их происхождение:
Фрески Виллы Мистерий
В Помпеях, на стенах Виллы Мистерий, хранится серия древних фресок, и существует мнение, что на них изображена женская инициация в дионисийской мистерии. Символично, что вдоль дороги, ведущей к Вилле, находились сельскохозяйственные помещения, в том числе комната с прессом для винограда.
Хотя фрески на стенах имеют множество толкований, поскольку письменных источников, на основе которых их можно было бы толковать, не сохранилось, очевидно, что изображение тесно связано с Дионисийскими мистериями, поскольку одна из фресок явно изображает самого Диониса. Они изображают посвящение женщины в тайны некого культа, возможно, это предшествовало её вступлению в законный брак. Возможно, комната использовалась для проведения аналогичных обрядов.
На фресках видно, что посвященная Жрица в процессе ритуала заглядывает в некую скрытую под покрывалом корзину, это пугает инициируемую и она отшатывается в ужасе. Но через какое-то время мы видим, как посвященная стоит на коленях (справа от трона на иллюстрации). У нее посох путешественника и головная повязка. Посох связан с тирсом, то есть ритуальным фаллосом – побывав в глубинах, обрела с одной стороны внутренний стержень и опору (посох), а с другой стороны – способность творить (фаллос). Она вернулась из ночного путешествия-инициации, и то, что там происходило — нам не показывается, но очевидно она столкнулась там с самим Дионисом, чью фигуру мы и видим у нее за спиной. Она теперь сама тянется к некому священному предмету, покрытому тканью, если вначале она отшатывается от запретного, то пройдя свое странствие, она готова прикоснуться к нему.
Что в этой корзине? Это определенно что-то сокрытое и запретное. Есть разные версии, в основном они сводятся к тому, что в корзине должен быть фаллический символ (а саму мистерию часто рассматривают как предбрачную подготовку юной девушки).
Именно присутствие Айдос делает мистерию сакральной, по сути заставляет инициируемую совершать трансгрессию, то есть перешагивать через запрет, охраняемый стыдом и приносить себя в жертву под жалящими ударами Айдос. Само собой, не следует воспринимать здесь стыд, как категорию этическую, скорее, это напротив неосознанное, титаническое.
По сути посвящаемая здесь проходит тот же путь, что и Дионис, который лег в основу классической греческой трагедии. «Гильберт Мюррей (1866-1957), видный специалист по классической филологии, оставил нам ценное описание циклической религиозной драмы, лежащей в основе классической греческой трагедии. Он видел основной цикл, происхождение трагической драмы, как ритуальную реконструкцию смерти и возрождения Духа Года. Данная ритуальная реконструкция отличалась четырьмя основными особенностями или фазами:
Орфические Мистерии
Наиболее известными, дошедшими до нас мистериями, являются мистерии Орфиков, связанные с культом Диониса через личность Орфея – пророка Диониса. Глубокое осмысление образа Диониса мы находим у последователей легендарного Орфея.
Орфики насчитывали шесть основных космических эпох: Фанет, Ночь, Уран, Кронос, Зевс, Дионис. Дионис — это бог последней космической эпохи, царствующий над миром, или, как говорит один источник, «наш владыка». Дионис трактовался как наиболее совершенное и наиболее конкретное явление божества в мире.
Орфические мистерии являлись собраниями замкнутого общества последователей учения. На посвящённых налагались различные аскетические обязанности. Учение орфизма носило подчёркнуто эзотерический характер, что сближает его с пифагорейством и элевсинскими мистериями. Первоначально орфизм воспринимался как сугубо низовой народный культ и осмеивался различными философскими школами, впоследствии его элементы использовались неоплатонизмом для создания собственной систематизированной космологии.
Согласно Псевдодиодору, Орфей странствовал по Египту, как и сам Дионис, и там значительно усовершенствовал свои знания, став первым из эллинов в теологии, обрядах, поэзии и музыке. Как и сам Дионис, Орфей спускался в подземный мир, чтобы вывести оттуда свою возлюбленную Эвридику, однако в отличие от юного бога потерпел поражение. Псевдо-Эротосфен утверждает, что Орфей поклонялся не Дионису, а Аполлону-Солнце. Домагет же и Лактанций утверждают, что именно Орфей открыл тайные обряды Диониса, установил их на горе, названной от его кифары Кифероном.
Как и в основе мифа о Дионисе-Загрее лежит его растерзание титанами, так же и в основу орфизма лег миф о смерти Орфея, пророка Диониса, которая созвучна гибели его Бога. По Овидию, Орфей был растерзан фракийскими менадами за то, что презрел их любовные притязания (после окончательной потери Эвридики он обратился к любви юношей). По Конону, фракийские и македонские женщины убили Орфея за то, что он (будучи жрецом местного храма Диониса) не допустил их к мистериям. Либо он был убит за то, что стал свидетелем мистерий Диониса, и превращён за это в созвездие Коленопреклоненного. Мифы о растерзании Орфея менадами легли в основу орфических культов.
Орфики учили, что нравственный долг каждого человека состоит в том, чтобы содействовать освобождению дионисийского начала, очиститься от унаследованной от титанов скверны. Своеобразным сводом их молитв-заклинаний является сборник философско-ритуального характера, авторство которых приписывается Орфею, известный под названием «Орфические гимны».
Вакханалии и Дионисии
Празднества Диониса-Вакха были в почете как в Древней Греции, так и в Риме. В Греции это были Дионисии, в Риме – Вакханалии или Врумалии. Проводились они как правило весной и символизировали пробуждение природы и возвращение бога производительных сил на землю (поэтому Врумалии проводились также и в честь Деметры – богини земли и плодородия). Большие Дионисии — городской праздник, проводившийся с 25 марта по 1 апреля с трагедиями, комедиями, сатирой; фаллическим шествием, ряжением, маскарадом, дифирамбами, состязанием поэтов и наградами победившим актёрам и поэтам. Завершалось богатым пиршеством за счёт государства. Были и Малые Дионисии, которые проводились осенью в честь сбора урожая винограда и разлива молодого вина. Вакханалии первоначально проводились 16-го и 17-го марта.
Греческий праздник был, пожалуй, даже более разгульным и в полном соответствии с фигурой самого Диониса не делал никаких различий между участниками. Дни дионисий были нерабочими. В празднестве участвовало всё городское население. В то время как вакханалии изначально были только женским праздником, причем, проводившимся тайно, под покровом ночи.
Празднества в честь Диониса — врумалии или вакханалии, т. н. оргии, чем-то схожи по описанию с шабашем ведьм: во время празднеств рекой текло вино, возбуждающее все чувства человека, бодрящее, раскрепощающее, звучала ритмичная музыка, танцовщики исполняли танцы, которые вкупе с экзальтацией всех чувств и удивительной музыкой доводили участников до состояния эйфории и экстаза, граничащего с безумием. Особенно в этом смысле выделялись женщины, т. н. менады (от слова «мания» — безумие) или вакханки, получившие своё прозвище от второго имени бога (отсюда же возникло понятие «вакханалия»), которые по некоторым свидетельствам в порыве священного безумия могли голыми руками растерзать стадо быков. «Демонические силы, таящиеся в человеке, легко овладевают им, когда он бросается в водоворот экзальтации. Упоение бытием у поклонников Диониса нередко выливалось в упоение кровью и разрушением. Бывали случаи, когда женщины тащили в лес младенцев и там, носясь по горам, рвали их на куски или швыряли о камни. В их руках появлялась тогда сверхъестественная сила», — говорит Мень. Действительно, вырываясь на волю наша божественная искра несет в первую очередь разрушения, ведь она чужда человеческих законов, она стремится к первозданности.
От обычая переодеваться козлами во время празднования Дионисий производится и само слово «трагедия» (от tragos козёл и ode песнь) обрядовая песнь в честь бога Диониса. Подобно трагедии название «комедия» производится от слов «комос», что значит «шествие бражников» и ode песнь.
Римские вакханалии первоначально проводилась тайно, под покровом ночи, её посещали только женщины, которые собирались в роще Симилии возле Авентинского холма 16-го и 17-го марта. Позже на церемонию стали приходить и мужчины, а торжества начали проводиться пять раз в месяц. Празднества эти соединялись с диким разгулом и нередко сопровождались элементами насилия. Римский Сенат выступал против вакханалий. Консулы производили розыски по всей Италии, последствием чего было множество казней, ссылок и заточений. Несмотря на тяжёлое наказание, налагаемое на нарушителей данного постановления, Вакханалии не были искоренены, во всяком случае, на юге Италии, очень долгое время, а имя их надолго осталось для обозначения шумных торжеств, и в этом смысле употребляется и по сей день.
Культ Доиниса взывал к глубинной фиминной природе женщин – стихийной, не подвластной правилам, установленным римским Сенатом. Этот мир находится в полном согласии с природой. Дионис пробуждал в женщинах именно эту цель: разорвать связи супружеских обязанностей с привычным семейным укладом ради того, чтобы следовать за факелом бога, покоряя горные вершины и наполняя леса дикими воплями экзальтации.
Образ Диониса в работах Алистера Кроули
Заметного места в творчестве Кроули образ Диониса не занимает. В Книге Лжей Кроули говорит о нем, как об экстатическом мистике, пришедшем с Востока. В работе «Таро и Зодиак» Алистер Кроули указывает на тесную связь Диониса с Гермесом. Описывая аркан Влюбленные он пишет:
Над головами трёх присутствующих парит крылатое божество в облике ребёнка, держащего лук и колчан полный стрел, одну из которых он нацелил в голову юноши. Это символ вдохновения, ментального роста юноши. Современные художники совершили ошибку, перепутав этого крылатого Бога с купидоном, но на самом деле он является той ипостасью Солнца, которая представляет светило в качестве проводника высшей божественной силы, силы Творца всего. Это отождествление Меркурия с Солнцем. (Мало известен тот факт, что мифы о Гермесе и Дионисе тесно связаны и, несомненно, их можно отождествить).
Точно так же как и Гермес – бог границ – помогает преодолеть границы разума и сознания, так и Дионис выводит нас за любые рамки и ограничения в забытьи своего священного экстаза.
Образ Диониса также близок к образу Пана, описываемому Кроули. Алистер Кроули пишет в Книге Тота относительно аркана Дьявол:
Это Древо Жизни, видимое на фоне исключительно тонких, сложных и фантастических форм безумия, божественного весеннего безумия, уже различимого в созерцательном безумии зимы… Знак Козерога груб, резок, темен, даже слеп; творческий импульс не принимает в расчет резонов, обычаев или предвидений. Он божественно беспринципен и возвышенно беззаботен по поводу результата. «У тебя нет иного права, кроме как творить свою волю. Делай так, и никто другой не скажет «нет». Ибо чистая воля, не смягченная умыслом, свободная от вожделения результата, совершенна во всех отношениях» (АЬ, I. 42 – 44)… Итак, формула этой карты – совершенное уважение ко всему живому. Ее персонаж радуется неровному и бесплодному не меньше, чем гладкому и плодородному. Все вещи в равной степени восхищают его. Он находит экстаз в каждом явлении, каким бы по природе отвратительным оно ни было. Он превосходит все ограничения; он – Пан; он – Всё…
Сравните это с описанием культа Диониса у Вальтер Отто в работе «Дионис: Миф и культ»:
Дионис как посвященный О.Т.О. и A.’.A.’.
В Liber LII. Манифест О.Т.О. Кроули возводит «родословную» Ордена к полумифическим богам-героям-мудрецам, среди которых мы находим и Диониса:
Орден сей воплощает все тайное знание всех восточных орденов; и вожди его — посвященные высочайшего ранга. Таковыми их признают во всех странах мира все, кто способен распознать знаки. Во времена более отдаленные в первые правомочные ассамблеи О.Т.О. входили такие лица, как: Фу-Си, Ипполит, Лао-цзы, Мерлин, Сиддхартха, Артур, Кришна, Титурель, Тахути, Амфортас, Анх-эф-на-Хонсу, Персиваль, Геракл, Моисей, Орфей, Одиссей, Вергилий, Мухаммед, Катулл, Гермес, Марциал, Пан, Аполлоний Тианский, Данте, Симон Маг, Карл Великий, Мани, Вильгельм Шейрен, Василид, Фредерик Гогенштауфен, Валентин, Роджер Бэкон, Бар-Дайшан, Иаков Бургундский де Моле, Государь У, Гэ Хун, Христиан Розенкрейц, Осирис, Ульрих фон Гуттен, Мельхиседек, Парацельс, Хем, Михаэль Майер, Монту, Якоб Бёме, Джон Ди, Фрэнсис Бэкон, сэр Эдвард Келли, Андреэ, Томас Воган, Роберт Фладд, Элиас Эшмол, Чжао, граф де Шазаль, Сатурн, Сигизмунд Бекстрём, Дионис, Молинос.
В «Liber Aleph» (главы 68 —75) Кроули говорит о тех, кто призван принести в мир новое Слово и положить тем самым начало новой эпохе в истории человечества. Он называет их посвященными A.’.A.’. степени 9°=2°, Магами, в которых Слово стало Плотью», и перечисляет всех семерых: Лао-цзы, Будда Гаутама, Кришна, Дионис, Тахути (Тот), Моисей, Мухаммед и сам Зверь 666.