болезнь за болезнью что делать
Кто такой ипохондрик?
Забота о состоянии своего организма – норма для любого человека. И вполне объяснимо, что каждый из нас, заметив симптомы недомогания, обращается за медицинской помощью. Почему же тогда еще во времена Гиппократа медики выделяли из рядов пациентов тех, кто чрезмерно беспокоился о своем здоровье? Желание обследоваться вновь и вновь они описывали как отдельное заболевание и дали ему название – ипохондрия.
Современная медицина в соответствии с Международной классификацией болезней (МКБ-10), разработанной ВОЗ, относит ипохондрию к разряду психогенных психических расстройств соматоформного типа. В этом определении уже кроется часть ответа на вопрос, кто такой ипохондрик. Соматоформное расстройство психики характеризуются умением скрывать симптоматику психогенных заболеваний за отдельными симптомами различных соматических болезней, которые по органическим проявлениям не складываются в клиническую картину ни одной известной медицине патологии. Некоторая тревожность относительно своего здоровья присуща большинству людей, если они ответственно относятся к себе и близким. Но для этого большинства достаточно пройти обследование, чтобы откинуть мнимый самодиагноз и с облегчением окунуться в привычную жизнь.
Ипохондрик постоянно находится под прессом навязчивой идеи о наличии у него неизлечимой тяжкой болезни, которую якобы не могут выявить врачи. Если результаты проведенного осмотра и обследования отклоняют его подозрения, ипохондрик либо обвиняет медиков в некомпетентности и обращается к другим специалистам, либо находит у себя симптомы другого смертельного заболевания.
Когда человеку кажется, что он болен всеми болезнями, постоянное стрессовое состояние действительно вызывает сбои в работе сердца, сосудов, половых органов, желудочно-кишечного тракта, мозгового кровообращения, которые убеждают ипохондрика в наличии у него тяжелого недуга. Круг замыкается, а поскольку такой больной убежден, что его заболевание носит соматический характер, он упорно продолжает посещать любых специалистов, кроме тех, кто способен установить правильный диагноз и назначить эффективное лечение – психотерапевта или психиатра.
Почему люди болеют ипохондрией
Окончательная причина возникновения ипохондрии не выяснена, но определены эндогенные и экзогенные факторы, провоцирующие заболевание, основные из которых: психический склад личности – повышенная мнительность, чувствительность, эмоциональность, внушаемость, нестабильность психики в подростковом и пожилом возрасте;
Стремление привлечь внимание окружающих через имитацию болезни присуще даже самым маленьким. Если потакать малышу в желании заболевать, когда ему необходимо внимание, не видеть реальную причину таких манипуляций окружающими, уловка перерастет в привычку. Но если в детском возрасте она срабатывает, поскольку вокруг – любящие родители, бабушки и дедушки, то в процессе взросления ребенок столкнется с непониманием сверстников, учителей, коллег по работе, руководителей. Стрессовые ситуации будут учащаться и утяжеляться, депрессия расти, ипохондрический синдром – укореняться.
При любой этиологии психика больного неправильно интерпретирует ощущения, которые поступают от внутренних органов, в результате чего человеку начинает казаться, что он сражен страшным недугом.
Необычайно легкий доступ к информации на медицинскую тему в сети интернет, печатных и электронных СМИ если и не увеличивает количество ипохондриков, то предоставляет им неограниченные возможности расширять свои «знания» о различных заболеваниях.
Старательный поиск и внимательное изучение информации о болезнях – тоже симптом ипохондрии.
Симптоматика
Большинство ипохондриков знают этиологию и патогенез «своего» заболевания не хуже профильного врача. Именно поэтому специалисту по общим заболеваниям так сложно переубедить пациента, страдающего ипохондрией. Имея поверхностную информацию о принципах постановки диагноза, требующих цельной клинической картины, в том числе – и органических проявлений, больной считает, что для диагностики достаточно нескольких явных симптомов.
Даже когда врач с помощью результатов анализов и аппаратного обследования сможет на время переубедить ипохондрика, он вернется вновь, поскольку на этот раз ему кажется, что болен неизвестной болезнью.
При этом человек испытывает реальные мучительные страдания психического и физического плана, которые в совокупности и представляют ипохондрический синдром:
Это симптомы навязчивой (невротической) формы ипохондрии, по наличию которых опытный психотерапевт или психиатр уже сможет диагностировать заболевание.
Более тяжёлая ипохондрическая симптоматика встречается в рамках сверхценной и бредовой ипохондрии на фоне малопрогредиентной и манифестных форм шизофрении, а также в рамках патохарактерологического развития расстройства личности (психопатии).
Ипохондрия – это не капризы, не эксцентричность и не слабохарактерность, а серьезная болезнь, которую не преодолеть волевым усилием.
Налогоплательщики Европы и Америки уже давно это поняли: по данным ВОЗ, 4-6% людей, регулярно вызывающих «скорую помощь», – ипохондрики. Желая уменьшить расходы здравоохранения, в развитых странах создают добровольные команды по уходу за этими больными, а волонтеров учат, как успокоить ипохондрика. Как помочь ипохондрику справиться со своим недугом Самый верный ответ на вопрос, как помочь человеку с ипохондрией – уговорить страдающего этим заболеванием посетить психотерапевта. Это сложно, но тем, кому больно видеть страдания близкого человека, способны справиться с этим заданием. Участие друзей и родственников облегчает и процесс лечения у специалиста, который может их привлечь к семейной или групповой психотерапии. Постоянное общение с близкими людьми отвлекает больного от зацикленности на мнимой болезни. Приветствуется также наблюдение медиков, представителей социальных служб, которые вовремя заметят рецидив и сообщат лечащему психотерапевту. Лечение ипохондрии в «Неопси»
В Центре здоровья психики «Неопси» знают, как помочь человеку с ипохондрическим синдромом. Врачи-психиатры Центра с успехом учат пациентов с этим диагнозом, правильно управлять своей жизнью. Только специалист сможет в правильной форме открыть пациенту глаза на реально существующие, а не выдуманные проблемы, сохранить его здоровье (в том числе – оградив от приема огромного количества ненужных медикаментов), а часто – и жизнь. На первой стадии лечения психотерапевт стремится, чтобы пациент признал: «Я по любому симптому считаю, что неизлечимо болен, именно в этом мое заболевание, мне необходима помощь».
Психиатры Центра умеют строить с пациентом особые отношения, основанные на откровенности и честности. Это оправдывается взаимным доверием, что помогает в процессе лечения справляться с очередным приступом, а в результате – окончательно избавляться от ипохондрического синдрома. В Центре применяют различные методы психофармакотерапии ипохондрических состояний в комплексе с психотерапевтической работой.
В зависимости от индивидуальности симптоматики и предпочтений самого больного используется: индивидуальная, групповая или семейная терапия. Техника, которая применяется в работе сводится к нескольким направлениям, которые на наш взгляд являются наиболее эффективными. Это
Методика психотерапевтического воздействия всегда выбирается индивидуально, в зависимости от тяжести заболевания и особенностей пациента. При более тяжелых формах ипохондрии могут назначаться медикаментозные средства: антидепрессанты, антипсихотические препараты, транквилизаторы и др.Обращайтесь за помощью к специалистам Центра здоровья психики «Неопси» вовремя – и ваше здоровье и качество жизни будут восстановлены.
Записывайтесь на консультацию по указанному телефонному номеру или воспользуйтесь сервисами обратной связи и записи на прием.
Как справиться с тревогой при канцерофобии? Рассказывают врачи
Клинические психологи Вера Красноперова и Ольга Шмонина в лектории Фонда профилактики рака рассказали о том, как справиться со страхом болезней с точки зрения когнитивно-поведенческой терапии.
Я знаю о существовании когнитивно-бихевиоральной терапии. Что это такое?
Когнитивно-поведенческая терапия (когнитивно-бихевиоральная терапия, или КБТ) используется для лечения различных тревожных расстройств, в том числе и канцерофобии с ипохондрией. Изначально тревога — это эволюционный механизм, так называемая реакция «бей или беги». Она помогала нашим предкам выживать, но теперь иногда мешает.
Одна из основных идей КБТ — это то, что не вещи мучают нас, а наше представление о них. Если человек не тревожен, то он склонен думать позитивно, даже если найдет у себя какой-то симптом. Человек, склонный к тревожности, интерпретирует это как серьезную проблему.
Как на канцерофобию и ипохондрию влияет наше детство, предыдущий опыт?
В формировании ипохондрии и канцерофобии большое значение имеет воспитание и прошлый опыт. Например, ребенка постоянно оберегали родственники, а мама чрезмерно обращала внимание на болезни. В этом случае может возникнуть убеждение в своей уязвимости: у меня точно слабый иммунитет, мне нужно постоянно быть настороже. Причиной страха может стать опыт с тяжелыми диагнозами у друзей и близких.
Если вы сталкивались с халатностью врачей и ошибочными диагнозами, такие проблемы могут вызвать желание постоянно мониторить свое здоровье самостоятельно. А если врач говорит, что все хорошо, не доверять ему.
Все это подкрепляется боязнью неопределенности, которая свойственна многим людям. Для ипохондриков это заключается в желании быть 100% здоровым. Только в этом случае они могут расслабиться и не думать о болезнях.
Автор: Артем Бондаренко
Я хочу справиться со своими страхами с помощью КБТ. С чего мне начать?
Главные задачи психотерапии — понять механизмы тревоги и научить поведению, которое снижает ее.
С первыми проявлениями страха задавайте себе правильные вопросы:
Могу ли я переоценивать риск?
Могут ли быть мои симптомы не связаны с болезнью?
Смогу ли я справиться с болезнью?
Что бы я сказал себе, если бы у меня не было тревоги о здоровье?
Что я сказал бы другу, если бы он обратился ко мне с таким вопросом\ситуацией?
Вы можете вести дневник. Записывайте в него объективную ситуацию, которая произошла с вами, тревожную мысль и уровень тревоги.
Я слышал, в КБТ используют поведенческие эксперименты и тренировки внимания. Что это такое?
Поведенческие эксперименты заключаются в попытке пережить волнительную ситуацию. Например, вы испытываете иногда ощущение нехватки воздуха. Вам кажется, что это связано с сердцем, поэтому вы боитесь таких случаев. Психолог может предложить вам проделать эксперимент с гипервентиляцией. Частое и глубокое дыхание вызывает похожие ощущения. В пугающих ситуациях вы начинаете просто чаще дышать, что приводит к головокружению, но не сердечному приступу. Чтобы человек понял взаимосвязь, нужны поведенческие эксперименты.
Человек, склонный беспокоиться о проблемах со здоровьем часто фокусирует внимание на симптомах. Если это становится отвлекающим фактором и занимает много времени, можно попробовать техники тренировки внимания. Например, ежедневные автоматические действия сопровождаются какими-то посторонними мыслями. Внимание блуждает, и это отличная возможность его потренировать. Для этого постарайтесь переключить его на настоящий момент. Ощутите на кухне теплую воду, шум посуды, запах моющего средства. При прогулке послушайте пение птиц, почувствуйте свежесть ветра или новые запахи.
Еще можно концентрироваться на дыхании. Это почти как медитация. Но надо понимать, что это именно психотерапевтическая техника без религиозного контекста.
Займите комфортную позу, выпрямите спину.
Закройте глаза или выберите точку на стене.
Переключите внимание на свое дыхание и на ощущения подъема живота.
Эти техники улучшают внимание и память, помогают осознавать свои мысли, снизить стресс и беспокойство. Помогают сделать реакцию на какое-либо событие более осознанной и научиться переключать внимание.
Автор фото: Артем Бондаренко
Мне кажется, я болею, а меня называют ипохондриком. Почему так происходит?
Ипохондрики часто перепроверяют и пытаются подтвердить свои симптомы. Умеренное количество проверок — это норма, если это не выходит на чрезмерный уровень. В краткосрочной перспективе такое поведение дает чувство контроля и снижает тревогу. Но в долгосрочной перспективе оно снижает толерантность к неопределенности. Человек будет всегда думать, что эту проблему нужно проверить еще раз, и еще раз и так до бесконечности. Сюда может относиться рассматривание и прощупывание тела, изучения его жидкостей, вопросы друзьям и медицинским работникам, поиск информации в интернете.
Мне все говорят, что я болен, а я здоров как бык. И вообще к врачам не хожу. На что мне надо обратить внимание?
Обратной стороной ипохондрии является избегание. Это поведение, при котором мы не попадаем в ситуацию, которая пугает. К сожалению, это ограничивает жизнь людей. Они не ходят к врачам и не читают медицинские статьи, избегают медицинских учреждений, мыслей о смерти, физических нагрузок, общественных туалетов. Такие люди не выходят из дома без лекарств или влажных салфеток. Это может соседствовать с охранительным поведением, при котором люди пойдут к заболевшему другу, но в маске. Или пойдут в общественный туалет, но будут использовать антисептик после этого.
Если мы понимаем, что наше поведение чрезмерно, то нужно попытаться от него отказаться. Этот процесс не может быть быстрым. Важно осознать, с какой именно проблемой вы хотите справиться и для чего. Нужно оценить полезность и недостатки поведения. В случае с ипохондрией и канцерофобией важно понимать, что нужно сохранить золотую середину. Нельзя полностью отказываться от заботы о своем здоровье. Но нужно сделать это поведение менее тревожным. Бывает, что перейти к конечной цели не сложно, но чаще это вызывает трудности. Для этого нужно отбросить что-то очень важное для нас, встретиться с пугающими ситуациями. Поэтому лучше разбить этот процесс на шаги.
Пример: человек не хочет идти к врачу, потому что боиться заразиться в клинике. Постепенно он может отбросить эту тревогу. Сначала он зайдет в аптеку, а не в клинику. Прогуляется рядом с больницей. Побудет там только 5 минут, а потом придет в маске.
Не забывайте проводить анализ своих ощущений. Записывайте свои мысли, шаги, результаты и конкретизируйте план. Без этого есть риск, что вы его не выполните. Будьте готовыми к тревоге и уходите, когда она снизится, а не на ее пике. Не стремитесь сразу достигнуть конечной цели. Признавайте свои успехи. Это важно для подкрепления нужного поведения.
Автор фото: Артем Бондаренко
С чем еще надо работать в рамках КБТ?
В самом конце терапии можно работать с установками и убеждениями. Это тот ранний опыт, который запускает тревогу — самая стойкая вещь. Формирование этих правил произошло очень давно, их много и некоторые даже могут быть полезны. Например, есть здоровую пищу полезно для здоровья. Но если случился праздник или рядом нет полезной еды, то можно поесть другой.
Вредные установки звучат с фразы «я должен» или «если. то». Пример вредной установки: если врач не может сказать, в чем проблема, то он точно плохой. На такое правило можно придумать более гибкое альтернативное, которое обычно длиннее первого.
Для профилактики тревоги нужно подмечать, когда вы опять начинаете тревожиться, с чем это связано, какие могут быть еще проблемные ситуации. Можно заранее подумать о стратегиях и техниках, которые помогут в случае ухудшения.
Нужно понимать, что наше здоровье и хорошее самоощущение — это и другие области жизни. Подумайте как можно снизить тревогу в сферах работы, социальных взаимодействий и отдыха. Занимайтесь спортом, хорошо спите и питайтесь. Это банальные, но важные советы для сохранения психического комфорта.
БОЛЕЗНИ: что это такое и почему они с нами случаются
Комментарии 1
Мне нравится 2
БОЛЕЗНИ: что это такое и почему они с нами случаются.
Надо прежде всего и преимущественно лечить Душу,
если хочешь, чтобы и голова, и все остальное тело
хорошо себя чувствовали.
У индейцев тукано (бассейн Амазонки) болезнь называют doreri. Это слово имеет два значения: « то, что послано свыше» и « превращение».
В древности считалось, что болезнь посылается человеку как наказание за нарушение каких-либо норм племени. Вместе с тем, второе значение подразумевает, что болезнь всегда приводит человека к некоторому новому состоянию, помогает внутреннему превращению.
Денис Рамос (доктор клинической психологии, юнгианский аналитик) выделяет несколько моделей и концепций болезни и исцеления, которые известны человечеству с древнейших времен.
Примитивная модель. Лечение болезней в древности осуществлялось через взаимодействие с ними на символическом уровне. Болезнь представлялась в виде животного, символа, духа, с которым шаман племени мог взаимодействовать: договариваться, сражаться, приносить жертвы. Для шамана это было частью реальности. Сегодня мы скорее склонны назвать это работой воображения. В этой модели все связано со всем, сознание пронизывает весь мир, и человек является целостной системой. Граница между сном и реальностью, между миром воображаемым и миром материальным очень тонка. То, что происходит в воображении, становится частью материальной реальности и наоборот. Сновидения – это мост между реальностями. В сновидениях происходят все важные события, которые управляют реальным миром.
Современные исследования показывают, что для мозга и сознания нет разницы между теми событиями, которые произошли в реальности и теми, которые произошли в воображении. И это позволяет нам переводить древнюю мудрость на совершенной иной уровень и исцелять те болезни, которые долгое время считались неизлечимыми классической медициной.
Греческая модель. В античности для исцеления часто использовали музыку, слова, камни, части тел животных и растений. Сновидения, как и в древности, считаются вратами для исцеления.
Здесь все еще много «магии». Но эта магия – лишь отголосок представления о том, что все вокруг является живым, целостным и человек – часть этой живой взаимосвязанной системы. «… как не следует пытаться лечить глаза отдельно от головы и голову – отдельно от тела, так не следует и лечить тело, не леча душу… Представление об организме как целостном единстве дает возможность лечить не симптомы,…. а саму болезнь…» (Платон, Теэтет).
Картезианская модель. В эпоху средневековья считалось, что разум отделен от материи, а тело представляет собой машину, функционирующую самостоятельно. Такой механистический подход надолго пришел в западную науку, противопоставив духовное – материальному. Принято считать, что именно Декарт привнес противопоставление «душа-тело». «Я рассматриваю тело как не что иное, чем статую или машину, сделанную из глины, которую создал Бог..» (Декарт)
Хотя более глубокие исследования его работ, напротив, показывают, что он писал о тесной связи души и тела, о том, что состояния сознания сменяют друг друга в зависимости от изменений в теле. Таким образом, мысль о взаимовлиянии сознания и тела сохраняется и в этот период, но информационные искажения делают ее бесполезной для медицины.
Психосоматическая модель. Изначально этот термин использовали для заболеваний, по которым органический диагноз не мог быть поставлен. Но дальнейшее развитие медицины и новые исследования существенно расширили это понимание. Долгое время считалось, что телесные реакции и болезни слабо связаны с психическими процессами – с нашими мыслями, чувствами и переживаниями.
Сейчас передовая медицина считает все болезни психосоматическими, т.к. заболевание проявляет себя одновременно на всех уровнях целостного человеческого существа: Душа – тело – мысли – эмоции.
«… мы должны рассматривать все заболевания как психосоматические постольку, поскольку они подразумевают постоянные связи между телом и разумом в их происхождении, развитии и лечении» (Д. Рамос. «Душа и тело»).
Болезнь – это отражение нашей внутренней жизни (мыслей, чувств, переживаний), в которой произошло нечто такое, что требует внимания и не может быть выражено словами или осознано.
«Органическое заболевание может иметь цель и смысл. Иногда значение заболевания следует понимать символически. Понимание и интеграция этого символа в сознание приведет к улучшению общего состояния здоровья пациента» (Д. Рамос. «Душа и тело»)
Можно говорить о том, что каждая болезнь представляет собой некоторое послание из внутреннего мира, которое мы не осознаем. Ребенок соматически, через телесные проявления, реагирует на эмоциональную боль. Но и взрослые ничем в этом отношении не отличаются от младенцев. Если взрослый человек что-то не может выразить через образы и речь, тогда это находит прямое выражение в теле.
Немецкий психиатр, доктор Г.В. Гроддек, которого называют отцом современной психосоматической медицины, считал, что любое лечение должно заключаться в том, чтобы правильно интерпретировать, что пытается выразить через симптомы заболевания человеческая целостность. И – научить ее выражать это менее болезненным способом.
Практикующие психотерапевты могут привести множество примеров, как внутренние переживания и травмы выражают себя через симптомы заболеваний. В каждой ситуации есть как общие закономерности процесса, так и индивидуальные особенности, характерные для конкретного пациента. Приведу несколько примеров клинических случаев, которые описывает Д. Рамос в своей работе «Душа и тело».
Синдром Рейно («ледяные пальцы») – отказ от ощущений, депрессивность, подавленные эмоции и переживание внутреннего одиночества. Образ болезни, который возникал у пациентки – она под коркой льда тонет в ледяном озере. Она сама не может выбраться на поверхность, и никто не может разрубить лед. Однако в этом образе оказалось, что лед можно растопить, а не только разбить. На символическом уровне лед эмоций можно растопить теплом любви. Так была осознана потребность в любви и принятии. Процесс осознания завершил болезненные проявления в теле.
В отношении болезней часто работают несколько распространенных стереотипов. Как в любом убеждении в них есть своя правда. Однако важно разделять те убеждения, которые помогают исцелению и те, которые препятствуют ему.
Болезнь – это наказание. Она «случается» как результат проступка. Этот стереотип пришел к нам из древности, когда в архаических культурах болезнь рассматривалась как следствие нарушений тех или иных племенных запретов и норм. При этом такие запреты и нормы были направлены на выживание всего племени и отдельных людей. И представление о болезни как о наказании выполняло защитную функцию.
В современном мире это представление может приводить к тому, что человек сам себя внутренне может наказать за поступки или мысли, которые противоречат его внутренним установкам или требованиям окружения. Тогда боль и страдание выступают защитным фактором – я уже наказал себя через тело, поэтому ничего более страшного со мной произойти не может.
Но вот вопрос: что на самом деле представляется настолько страшным, что человек бессознательно приносит в жертву свое тело, чтобы откупиться от угрозы?
«Бегство в болезнь». Иногда мы говорим о том, что болезнь избавляет от нежелательных поступков, действий и становится своеобразным «средством спасения». В этом также есть доля истины. Целостная система «человек» послушно выполняет все наши пожелания. Предположим, что человеку критично важно не пойти на работу в конкретный день – например, он испытывает панический страх перед предстоящим публичным выступлением. Вполне возможной реакцией может стать внезапная болезнь именно в этот день. Можно ли говорить о том, что человек «создал» себе болезнь? Строго говоря, нет. Это – бессознательная реакция на не выраженную потребность. Если со страхом публичного выступления работать осознанно, то можно найти менее болезненные способы справляться с ним.
Каждая болезнь несет в себе важную информацию. Если уметь разговаривать с телом на понятном ему «языке», то можно понять как причину болезни, так и существенным образом повлиять на ее развитие. Что же это за язык, который помогает нам разговаривать с телом и понимать, что такое конкретная болезнь, почему она пришла к нам и как с нею проститься?
К. Г. Юнг считал, что универсальным «языком», который связывает наши сознательные области с бессознательными, является язык символов и образов.
Е. Rossi обосновал теорию, в которой показывает, что каждая система организма представляет собой информационную структуру. Гормональная система, иммунная система и т.д. обмениваются друг с другом информацией на разных уровнях.
Символы являются универсальными информационными кодами, которые понимают все системы. Благодаря работе на символическом уровне, разные системы организма могут «договориться» между собой» и устранить те искажения информации, которые приводят к болезни.
Важно понимать, что причина любой болезни или телесного проявления одновременно находится на четырех уровнях: Душа – мысли – чувства – тело. Все уровни тесно взаимосвязаны и постоянно взаимодействуют собой. Именно поэтому, работая с одним уровнем, мы можем оказать влияние на всю систему в целом.
Специальные техники и методики могут включать бессознательные ресурсы организма. А это как раз работа с символами – анализ сновидений по Юнгу, дримтендинг, техники направленного воображения, имагинативные техники, эриксоновский гипноз, транстерапия и другие.
При помощи этих техник все наши четыре уровня могут «договариваться» друг с другом на понятном языке, а человек может осознать и понять послания тела. Всегда важно осознавать те внутренние причины и переживания, которые привели именно к этому заболеванию.
Что именно хочет сказать человеческая целостность через тело? Какой символ, образ внутренней жизни выражает сейчас эта болезнь?
Именно такой целостный подход к исцелению позволяет не просто сиюминутно избавляться от симптомов, но учит нас быть внимательными к себе, слышать и понимать голос тела и голос Души.
Любую болезнь можно выразить через символы и образы. И с их помощью понять, какую важную информацию несет конкретная болезнь. Как только мы переводим это послание на сознательный уровень, для болезни не остается причин.
Эмоциональная боль, которой человек не может дать выхода, проявляется через тело. Оно становится каналом для невыносимых переживаний, которым нет места в сознании. Телесные проявления ослабляют психологические страдания. С этой точки зрения, можно говорить о том, что тело защищает от того, с чем мы не способны в данный момент справляться.
«Тело не лжет. Через дыхание и мышцы тело рассказывает правду о наших чувствах»
(М. Розен «Работа с телом»)
Болезни проявляют себя в разных формах и бывают разной степени тяжести. Многие болезни до сих пор считаются неизлечимыми официальной медициной. Однако даже в таких случаях есть как минимум 3 предпосылки для того, чтобы не опускать руки.
Наше тело состоит из миллиардов клеток. За год практически 98% клеток тела самообновляются. Это говорит о том, что в нас биологически встроен механизм восстановления повреждений во всех системах организма. Способность к самоисцелению заложена в нашем теле изначально.
Любая болезнь – это процесс, который разворачивается во времени и в пространстве – пространстве нашего тела и одновременно в психическом пространстве. Любой процесс может как начинаться и разворачиваться, так и сворачиваться. Это означает, что болезнь, однажды начавшись, может быть приостановлена или ее проявления могут быть прекращены.
То, как внутреннее наше содержание отражается в теле, и определяет наше здоровье.
Альберто Виллолдо, доктор философии, медицинский антрополог, утверждает, что «… если сознание способно вызывать психосоматические заболевания, то оно может вызывать и психосоматическое здоровье…»
Научившись разговаривать с телом (и с болезнями) на понятном для него языке, мы получаем ключ к собственному исцелению. Прислушиваясь к посланиям тела и к голосу Души, мы можем предотвратить многие заболевания, а необходимые жизненные уроки пройти менее болезненным способом. Все что для этого нужно – уже есть внутри нас.