болит душа что это значит
Душевная боль
Почему возникает душевная боль? Как избавиться от душевной боли? Что делать если болит душа? Душевная болезнь, что это? Помочь человеку в такой ситуации справиться и не навредить при этом, смогут наши специалисты. Эта глубокая боль связана с расстройством высшей нервной деятельности и она не лечится обычными способами, которые могут лишь притупить её или временно замаскировать. Тут потребуется как большой врачебный опыт, так и не малый свой, жизненный. Далеко не все врачи могут понять истинные переживания человека если сам не побывал в таких ситуациях. Душевную боль испытывает каждый человек, но в разное время и, к сожалению, не каждый может самостоятельно с этим справиться.
Мы знаем что такое душевная боль и сможем помочь Вам справиться с ней, продолжить жить в новом, более гармоничном мире своих внутренних переживаний.
Если человек ощущает душевную боль более 15-20 дней или эти ощущения повторяются с какой-либо периодичностью, то это говорит о формировании или наличие заболевания нервной системы и для избавления от душевной боли необходимо очно обратиться к грамотному и добросовестному врачу-психотерапевту.
Специалисты Брейн Клиник всегда смогут оказать Вам или Вашим близким необходимую и достаточную медицинскую помощь чтобы избавить от душевной боли и восстановить нервную систему, восстановить качество жизни.
Звоните +7495 1354402
Мы помогаем в самых тяжелых случаях, даже когда предыдущее лечение не помогло!
Первичная консультация и обследование 2 500 | Лечебно-восстановительная терапия от 5000 |
Душевная боль
Душевная боль — термин, который часто используют обычные люди, но им относительно редко пользуются специалисты, врачи психотерапевты и психиатры.
Боль в душе – пожалуй, наиболее частая жалоба, с которой приходят на прием к врачу и может рассматриваться как частый симптом многих пограничных психических состояний психиатрических заболеваний.
Боль в душе или душевная боль – каждый человек определяет и описывает врачу это состояние по-своему. Мы постараемся в этом коротком тексте собрать наиболее распространенные жалобы со стороны как пациентов, так и их родственников.
Ощущения душевной боли
Душевная боль – как люди определяют это состояние?
Тем, кому довелось пережить душевную боль, описывают её как мучительное трудно описываемое обычными словами страдание, с которым человек, чаще всего, остаётся один на один. Обезболивающие средства не спасают, успокоительные и алкоголь, могут лишь усилить эти мучения. В некоторых случаях лишь сон способен на какое-то время отодвинуть, отдалить это страдание.
Употребление алкоголя или успокоительных препаратов в качестве избавления от душевной боли опасно развитием зависимости и, в дальнейшем, усилением боли в душе.
Окружающим, обычно, не видно «со стороны» внутренних переживаний человека, так как это усиленно скрывается от посторонних глаз. Мы же должны выглядеть достойно и наши проблемы не должны видеть другие!
Часто наши пациенты признаются в том, что даже самые близкие люди не понимают (или не могут понять), не видят (или не могут увидеть) и даже не верят в то, что душевные переживания могут носить характер невыносимой, иногда даже физически ощущаемой, боли.
Душевная боль при депрессиях
При депрессиях боль в душе (или душевная боль) может достигать такой степени выраженности, что становится не выносимой, ни физически, ни психологически.
Человек начинает «метаться», стонать и «кричать» от переживаемых им страданий. Нарушается сон, который часто сопровождается тревожными сновидениями, которые могут восприниматься как предзнаменование или «вещий сон», не редко происходит обильное потоотделение во сне. Порой, люди перестают даже ощущать физическую боль, к примеру, от ударов, ожогов или других ранений. Люди, перенесшие подобные состояния, отмечают, что никакая знакомая им физическая боль (от травм, инфарктов, сильных ранений) несравнима по силе с мучениями при наличии душевной боли.
Трудно описать словами боль в душе, так как каждый человек это ощущает по своему, чаще всего пациенты затрудняются конкретизировать или сформулировать эти тягостные ощущения. В некоторых случаях, душевная боль может проявляться отчетливыми физическими ощущениями, такими как:
И практически всегда боль в душе сопровождается неприятными переживаниями, такими как:
Определение душевной боли
Что такое боль в душе? Это болезнь или защитная реакция организма?
С точки зрения врача, это и то, и другое.
Головной мозг, таким способом, старается донести до нас, сигнализировать, что он болен и ему требуется помощь, чтобы справится с сегодняшней проблемой. Если ему сегодня не помочь, то завтра это состояние может спровоцировать формирование более сложной психической патологии.
Душевная боль как защитная реакция
Душевную боль может испытывать любой человек, в том числе и психически здоровый, к примеру, испытавший значимую потерю кого-либо или чего-либо.
Многие конфликты, кажущиеся неразрешимыми, у людей с определённым типом личности (мнительные, тревожные, с повышенной ответственностью, вечно во всем сомневающиеся) могут вызывать ощущение боли в душе. В этих случаях душевная боль расценивается как защитная реакция психики на чрезмерный стресс.
Душевная боль как симптом заболевания
Однако не редко душевная боль может быть проявлением (симптомом) душевного заболевания (психического расстройства). Следует обратить особое внимание, что само выражение — «душевные болезни», имеет прямое происхождение от слов душевная боль. Ощущение душевной боли является наиболее частым симптомом самого распространенного психического расстройства последних лет – депрессии.
Причины
Все причины переживаний боли в душе, как уже говорилось выше, можно разделить на две группы:
Помощь при душевной боли
Помочь человеку, испытывающему душевную боль можно и нужно.
В одних случаях помощь — это беседа и поддержка или, наоборот, изоляция и временное одиночество.
В других – нейрометаболическая терапия с применением особых методов психотерапии и медикаментов, постоянный строгий присмотр со стороны лечащего врача.
Универсального средства помощи от душевной боли, к сожалению, не существует. Каждый случай требует индивидуального решения.
Лечение
Можно ли снять или облегчить душевную боль самостоятельно? Если можно, то как?
Если боль в душе не является симптомом психического расстройства, то самостоятельно лечить душевную боль можно попробовать некоторыми мероприятиями, такими как: принять контрастный душ, попробовать дать физическую нагрузку (приседания, бег, плавание), попробовать уснуть.
Если душевная боль – это проявление какой-либо болезни, то нужна помощь специалиста врача-психотерапевта или психиатра. Проблема заключается в том, что, как правило, при психических расстройствах может снижаться критическое отношение к своему состоянию, и заболевший не ищет помощи, не обращается к специалисту. А здоровый человек, который после стресса страдает от боли в душе, наоборот, склонен искать поддержку, помощь у близких людей, пытается найти способ лечения душевной боли, обращается к врачу за советом.
Что делать если Вас или Вашего близкого охватила и не отпускает боль в душе? Если она, кроме того, еще и усиливается день ото дня?
Ответ один. Нужно идти к врачу-психотерапевту или психиатру.
Во-первых, он знает, как быстро помочь и снять это мучительное чувство.
Во-вторых, если душевная боль является проявлением какого – либо психического расстройства и потребуется лечение, то врач психотерапевт сможет подобрать терапию (медикаментозную и психотерапевтическую).
В клинике Брейн Клиник осуществляется адекватная помощь всем обратившимся с разными видами и разной степенью выраженности болью в душе.
Мы поможем Вам или Вашим близким избавиться от душевной боли!
Мы помогаем в самых тяжелых случаях, даже если предыдущее лечение не помогло.
Почему болит душа
Люди — сложные создания. Внутри каждого из нас скрыта таинственная область бессознательного. Пренебрежение внутренним миром чревато последствиями: оно может напоминать о себе тревогами и душевной болью. Психиатр Григорий Горшунин рассказывает, почему важно наладить связь между сознательным и бессознательным.
Есть люди, которых поражает наличие коленного рефлекса. Доктор бьет молоточком чуть ниже коленки, нога подпрыгивает сама по себе, и ее не удержать. Как это?! Ничего не поделаешь, безусловный рефлекс. Так же многие искренне верят, что наша внутренняя цензура может и обязана контролировать мысли. Большинство живет так, словно текущее сознание и память представляют собой единственные реальности нашего «Я». Но это не так. Неожиданная забывчивость, путаница в важных вещах, опоздания, странные совпадения, травмы «на ровном месте» — напоминания о той могучей силе, которая действует внутри нас и определяет течение жизни не меньше, чем сознательные усилия.
Наличие бессознательного — плохая и хорошая новость одновременно. Плохая, потому что из него, подобно чертику из табакерки, выскакивают неуверенность, страх, печаль, эйфория и гнев, иногда настолько мощные, что они затапливают сознание и подчиняют его себе. «Не мог совладать с собой», «Не пойму, что на меня нашло» — как раз об этом, как и безумная влюбленность или неконтролируемая паника.
Хорошая новость в том, что бессознательное — не только склад вытесненных и отторгнутых переживаний, но и хранилище того неведомого «Я», которое питает наше настоящее. Интуиция, озарение, творческая игра — вряд ли кто-то возьмется утверждать, будто вызывает эти силы посредством концентрации воли.
Трудно оказаться лицом к лицу со своей болью, кажется, легче делать вид, что ее нет
Не в наших силах напрямую воздействовать на область бессознательного: трудно управлять тем, что для нашего сознания невидимо. Но психотерапия — тот инструмент, который может показать нам те части личности, что остались неузнанными, а значит, отторгнутыми.
Мы говорим: «душа болит», и это не метафора. Душа обладает знанием о своей целостности, и если она нарушена, мы испытываем боль и тревогу, которые вынуждают нас обратиться к своему внутреннему миру. Собственно, в этом и состоит смысл боли — она указывает на конфликт, причины которого скрываются в бессознательном.
К сожалению, вместо того чтобы восстанавливать целостность души, некоторые прибегают к распространенным «обезболивающим»: это алкоголь и хронические телесные заболевания, которые подменяют смыслы и уводят нас от ситуации, которая требует внимания. Это объяснимо: трудно оказаться лицом к лицу со своей болью, кажется, легче делать вид, что ее нет. Но если мы хотим чувствовать себя живыми и наслаждаться жизнью, нет иного пути, кроме как признать, что психическое «Я» существует, что душа болит сильнее тела и что нам предстоит заняться наведением внутренних мостов между сознанием и бессознательным.
Наверняка хоть раз в своей жизни вы слышали о том, что у кого-то болит душа. Более того, быть может, она болит у вас самих? В том, что же это за ощущение, где болит душа, с чем оно связано, а также имеет ли душевная боль хоть какое-нибудь отношение к боли реальной, мы и поговорим в данной статье.
И первое, на чём имеет смысл остановиться, это сам факт существования души. Мы не станем приводить множественные примеры, доказывающие её существования, но просто отметим для всех малообразованных скептиков тот факт, что душа уже как два десятилетия является научно признанным феноменом, и спорить о том, реальность это или миф, нет никакого смысла. Отталкиваясь от этого, мы и поведём речь дальше.
Итак, что же означает душевная боль? Чаще всего её испытывают люди в связи с привязанностью к другим людям, либо к предметам. Также к болезненным переживаниям можно было бы отнести горечь утраты, унижения, разочарования и другие подобные эмоции, которые хоть раз в жизни, да испытывал каждый человек на земле. Эти эмоции очень часто сопровождаются вполне реальной болью в сердце, области груди или горле, когда боль сковывает дыхание и не даёт мыслить спокойно и объективно.
Тем, кто считает, что душевная боль не имеет ничего общего с проявлениями физических страданий, будет интересно узнать, что это утверждение в корне неверно и на самом деле, от тяжёлых переживаний можно не только испытывать вполне реальную боль, но и можно даже умереть. Это связанно с тем, что всё в человеческом организме взаимосвязано: не зря же имеют место быть такие понятия, как душевное, физическое и психическое здоровье.
«Болит душа» с точки зрения эзотерики и науки
Но мы пойдём дальше и обратимся к маги и эзотерики, в которых утверждается, что не эмоциональное здоровье зависит от физического и психического, а как раз наоборот. Дело в том, что каждого человека окружает его собственное биоэнергетическое поле. Оно формируется именно из чувств и эмоций данного человека, которые обретают форму энергетических, вполне материальных субстанций и в магии именуются аурой человека. Эта самая аура долгое время считалась ни чем иным, как электромагнитным полем человека, по которому можно было определить, насколько человек здоров и стабилен психически.
Всё это можно свести к тому, что это самое биоэнергетическое поле представляет собой неосязаемую, но реально существующую субстанцию, которая является как бы продолжением физического тела и работающую с ним в тесном контакте. Таким образом, когда наша душа болит по тем или иным обстоятельствам, это вызывает изменения в ауре человека, что, в свою очередь, нарушает нормальную деятельность и физического тела и психики данного человека.
Скажем даже больше, у здорового человека аура имеет чёткую сферическую форму, со структурированными энергетическими полям, которые при фотосъёмке в разных диапазонах можно различить по цветам. У больного же человека это поле изорвано и может циркулировать в хаотичном порядке, что является не столько следствием, сколько причиной физических болезней.
В подтверждение этих теорий можно привести пример эффекта плацебо, когда смертельно больному пациенту выдают пилюли обычной аскорбиновой кислоты, говоря, что это лекарство, которое обязательно его излечит, и пациент в самые короткие сроки и впрямь избавляется от болезни. Всё дело в том, что когда человек болен, он склонен огорчаться и накручивать себя, и чем тяжелее болезнь, тем хуже его эмоциональное состояние. Но если человек начинает мыслить позитивно и радоваться жизни, испытывая положительные эмоции, его биополе восстанавливается, запуская процессы исцеления болезни.
Иными словами, мы можем с уверенностью заявить, что обычному человеку невозможно точно определить, где болит душа, но это не значит, что это невозможно в принципе. Душевная боль это очень тонкий механизм взаимосвязи очень многих факторов, которые отрицательно влияют на человека целиком, но, если научиться управлять своими чувствами и понять, как бороться с душевной болью, это поможет не только избежать негативных последствий связанных с ней, но и укрепит здоровье человека в целом.
Как связь между людьми вызывает душевную боль
Отвечая на вопрос о том, где болит душа, многие указывают на сердце, так как именно укол в сердце принято считать своеобразным сигналом о том, что случилось нечто плохое. Это не совсем корректное, но, в принципе, верное определение, так как в области сердца и впрямь расположен наиболее активный энергетический узел нашего биополя. Таким образом, любое несчастье, которое происходит с вашими близкими, а также ваши переживания связанные с этим, вызывают резкий резонанс в биополе, что сказывается на сердце или, немного реже, сковывающей болью в груди. Причём следует отличать реальные сигналы, от мнимых.
Многие люди сознательно накручивают себя, переживая попусту, и испытывают от этого боль, но это отнюдь не является сигналом о том, что случилось нечто плохое. Как правило, эти сигналы приходят неожиданно, так как связанны с разрывом или повреждением вашей духовной связи с близкими. Если вы хотите прожить долгую и счастливую жизнь, то вам следует научиться контролировать свои эмоции и не переживать попусту, так как это очень сильно подкашивает и без того хрупкое человеческое здоровье.
Что делать если болит душа
Ну и напоследок хочется добавить, что душа может болеть по разному, и крайне важно научиться различать те сигналы, которые посылает вам ваш организм. Ведь не умея их распознавать, вы словно слепой котёнок будете искать свет в кромешной тьме, переживая ещё больше чем нужно, и рубя тем самым своё здоровье под самый корень.
Никогда не забывайте, что душевное спокойствие и здоровье – это залог здоровья физического, а не наоборот, и прежде чем расстраиваться по пустякам, десять раз подумайте о том, стоят ли месяцы вашей жизни минутной слабости к саморазрушению? Научитесь жить в гармони с самим собой, изучите восточную философию и другие техники, основная цель которой научить вас сопротивляться тем проявлениям нашей жизни, о которых принято не говорить и вовсе не обращать на них внимания.
Почему болит душа?
Скажите-ка – доводилось ли вам в последнее время слышать, чтобы кто-то беспокоился: а все ли у него в порядке с душой? Зато, наверное, вам не придется напрягать память, чтобы вспомнить, как вы выслушивали жалобы друга на трудности психологического или эмоционального плана.
Священник Стивен Фриман
Разница есть, согласитесь. Мы стали «обездушенным», зацикленным на своих психологических проблемах обществом. Обычная раньше, традиционная забота о «душевном здоровье» у нас сейчас подменена всепоглощающим интересом к своему психологическому и эмоциональному благополучию.
Мы превратились в «хорошо отлаженное» – как некий механизм – общество.
А душа… она всегда была чем-то таинственным, не поддающимся анализу. По-гречески слово «душа» (psyche – от psykhein – «дуть, дышать») означало самую жизнь человека. Значение этого слова близко к значению слова «pneuma» («дух», spirit), означающее «дыхание», «дуновение».
Тело, которое больше не дышит, – мертво. В Книге Бытия Господь именно вдунул жизнь в Адама:
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие, 2:7).
Психологический термин «self», «самость» или, для простоты, «Я» — очень модный нынче концепт. Классические труды Фрейда были написаны в конце 19 – начале 20 веков. Его идеи были моментально подхвачены поп-культурой, «популярной психологией» после Первой мировой войны. В «ревущие двадцатые», в эпоху возвращения к мирной жизни после ужасов войны, люди повально увлекались учением Фрейда. Его рассуждения о том, что нравственные и сексуальные запреты «опасны и вредны», стали особенно популярны. Это было десятилетие, ставшее свидетелем первых всполохов приближающейся сексуальной революции.
Современные, с головы до ног исследованные психологами, зацикленные на своих психологических проблемах люди просто зачарованы собой. Мы анализируем, квалифицируем, классифицируем, со всех сторон рассматриваем мельчайшие составляющие нашего «Я».
«Работа над своим «Я», «психологическая самопомощь», «стань психологом самому себе» – такие типичные выражения из арсенала «кухонной психологии». Однако цель этого насквозь «психологизированного» подхода к человеку имеет мало отношения к тому, что называется «душевным здоровьем».
Современное христианство подхватило это мировосприятие и приспособило Писание к современным требованиям. Всевозможные варианты «Евангелия благосостояния» (идеология, главный посыл которой – Бог заинтересован в том, чтобы люди были финансово обеспечены, имели крепкое здоровье, счастливые браки и в целом жили хорошо.
Сторонники этой идеологии утверждают, что люди, по Библии, должны быть богатыми и обеспеченными. Согласно этому учению, к материальному процветанию ведет подлинная вера, и оно является признаком Божьего благословения – прим. ред.) – все они основаны на «психологизированной» картине мира. Даже в популярных евангелических церквях считается, что «рожденная свыше» жизнь, жизнь воцерковленного человека должна быть счастливее прежней. Христос стал средством для достижения более успешного в социуме, более довольного собой, более благополучного психологически «Я».
«Психологизированное Я» включает в себя и то, как мы зациклены на «успешности». Но говорить о том, что, вот, мол, дела у меня стали получше – совершенно некстати на исповеди. «Все ли хорошо у меня с душой?» — вот гораздо более уместный вопрос. И душа должна быть очень сильна, чтобы мы могли справиться с гневом, разочарованиями, соблазнами, неудачами.
«Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор 16:18)
Святые вовсе не были «хорошо сбалансированными», «уравновешенными» людьми.
«Психологизированное Я» отлично сочетается с нашей потребительской культурой – уместнее было бы назвать его «потребительское Я». Когда мы покупаем что-то ради удовольствия, ради комфорта – мы покупаем это для нашего «Я», для того чтобы оно стало, как сейчас считается, «более здоровым». Никто не спорит, душевные страдания должны быть облегчены, но не ценой же наших душ. Современное понятие «Я» — это блеклое подмена понятия «душа».
А что же такое «душа»?
Душа – это то, чем мы живы. Она нематериальна, она как бы растворена в нас.
Святой Григорий Нисский предложил такое определение: «Душа есть сущность рожденная, сущность живая, умственная, сама собою сообщающая органическому и чувственному телу силу жизненную и способность воспринимать чувственное, доколе соприсутствует природа, способная к принятию того».
Многое из того, что мы описываем как «личность», «индивидуальность», чем мы так страстно интересуемся и о чем так усиленно заботимся – по большей части всего лишь работа тела. Тело можно лечить, изменять, оно может даже исчезнуть при определенных обстоятельствах. Наша память, желания, страсти, наш «стиль общения» — это не наша личность, не то, что нас определяет.
Скажем, мой мозг может быть подвержен синдрому дефицита внимания с гиперактивностью, но к моей душе это никакого отношения не имеет. Мозг – это инструмент, с помощью которого душа выражает себя (говоря словами современного афонского старца), но мозг и его деятельность – это не душа.
Фото Джаспера Джеймса
Мне представляется интересным поразмышлять над опытом тех, кто претерпел великие мучения за веру – и над их наблюдениями над природой души. Один их таких достойных внимания примеров – воспоминания отца Романа Брага, румынского монаха, 10 лет проведшего в заключении в тюрьмах при коммунистическом режиме. Он подвергался там пыткам, сильнейшему психологическому давлению.
Он писал: «Никуда нельзя пойти, нельзя даже выглянуть в окно – в камере-одиночке окон нет. Но все равно нужно куда-то двигаться. И ты идешь вглубь себя, вглубь своего сердца и разума. Спрашиваешь себя – кто я? зачем Господь привел тебя в этот мир? Даже сомневаешься – есть ли Господь и какие у меня с Ним отношения?
Когда мы свободны, у нас нет времени задаваться такими вопросами, и вера наша поверхностна. Можно ведь очень много знать, и ум твой может быть подобен энциклопедии, но если ты самого себя не знаешь, в себе самом не разберешься – даже если ты все на свете знаешь – ты скользишь по поверхности, если не спрашиваешь себя: «Зачем я живу?», «В чем смысл моей жизни?», «Зачем Господь создал меня?», «Если я верю в Бога, чего Он хочет от меня?».
Такие вопросы, особенно задаваемые человеком самому себе в ситуации, которая кажется безвыходной, в окружении врагов, могут свести с ума. Или, как в случае с отцом Романом, дать истинное знание о душе и пролить свет подлинного знания о чуде дарованной нам жизни.
На вопрос «Зачем я живу?» нельзя ответить, используя ресурсы только лишь своей личности. Велики ли возможности личности в камере-одиночке?
Эти вопросы направляют наше внимание напрямую к душе. Когда св. Григорий писал о душе, он начал с апофатического подхода, признавая с самого начала, что душа принадлежит, как и сам Господь, к области непознаваемого с помощью одного только разума. Вопрос «Зачем я живу?» требует тишины и молчания.
И эта тишина – лучший звук для души. Шум же разума – болтовня, пустая болтовня.
Когда Святые Отцы говорили о разуме по отношению к душе, они называли его «nous» (термин, введенный Платоном для обозначения Высшего Разума. «Nous» — это проявление божественного сознания в человеке – прим. ред.). То, что это слово считается синонимом к слову «интеллект» — часть печальной истории утраты понимания нами значения этого понятия. Nous, конечно, тоже разумеет и воспринимает, но совсем не так, как интеллект.
И это разочаровывает современный ум, — ведь нам надо все увидеть, взвесить, измерить и сравнить. Мы даже сомневаемся, что душа на самом деле есть, — мол, может, так просто принято называть что-то другое, например, некую функцию мозга? И все, чего мы хотим от души – это чувство самоощущения, самосознания. Нам подавай некое селфи души – неоспоримое и самое убедительное подтверждение существования чего-либо в современном мире.
Наша жизнь – это нечто большее, чем просто описание метаболических процессов в клетках наших тел. Душа, в которой заключается наша жизнь, воплощает, несет в себе смысл, цель нашего бытия. Душа была создана, чтобы познать Бога, и все ее внимание направлено именно на Него. Нам становится яснее, что такое nous, божественное сознание, когда мы искренне молимся, когда мы ощущаем присутствие Господа. Самосознание в nous – оно в раскаянии, покаянии, когда мы «возвращаемся к себе».
Искреннее раскаяние – это не когда ты чувствуешь себя плохо из-за того, что сделал что-то не так, некая грусть, которая может быть просто нашими эмоциями. На самом деле это осознание, глубокое осознание того, что без Бога, отдаленные от Него – мы ничто. В монашеской традиции это называется «память смертная». Это знание души о ее истинном состоянии. И именно в этом состоянии душа жаждет вернуться к Господу.
Вспомните слова из Великого покаянного канона Андрея Критского, которые поют в самом начале Великого Поста, обращающие наше внимание на это: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися: воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй».
Душа – это наша жизнь, это в буквальном смысле якорь нашего бытия.
«Потребительское Я» плохо приспособлено для истинного бытия. Стоит такому «Я» столкнуться с невозможностью выбора, как присущий ему нарциссизм повергает «потребительское Я» в отчаяние. Люди в современном мире часто делают покупки, чтобы хоть немного «приглушить» депрессию.
Но наше истинное бытие – это душа. Только в душе неизбежные в нашем мире боль, страдания, недуги обретают смысл. «Потребительское Я» не выносит страданий и цепляется за всякую ложную надежду, обещающую избавление от страданий.
Но вот послушайте снова отца Романа: «Страдания полезны не только для христианина, но и вообще для всякого человека. Если ты не знаешь страданий – ты ничего не знаешь». Это говорит человек, который был заключен в тюрьму режимом, который Солженицын описывал как «страшнейшее варварство современного мира».
Господь Сам прямо говорил, что спасение души подразумевает страдания. Он говорил – те, кто последуют за Ним, должны будут «принять свой крест». И говорил Он не о широкой дороге, по которой нужно идти к самореализации, но об узенькой тропинке, где уничижается собственная воля, это пресловутое «Я» и достигается всецелое послушание совершенной воле Господа.
Современный мир душу свою потерял. К счастью, мир в любой момент готов предоставить нам сколько угодно боли и страданий и тем самым дать нам шанс вновь обрести ее.