болонская система образования что это кратко и понятно

Зачем России болонская система образования?

болонская система образования что это кратко и понятно. Смотреть фото болонская система образования что это кратко и понятно. Смотреть картинку болонская система образования что это кратко и понятно. Картинка про болонская система образования что это кратко и понятно. Фото болонская система образования что это кратко и понятно

— Сергей Владимирович, на фоне напряжённых событий на Украине, как-то забылись проблемы внутренние. А ведь сейчас выпускники школ будут поступать в Вузы и с сентября начнут получать высшее образование. Удалось ли нам стать ближе по качеству образования к Европе или нет?

Теперь к вопросу интеграции. Да, изначально доводы в пользу Болонской системы образования были следующие: поступая в Вуз, который работает по болонской системе, студент при желании может перейти в другой, который так же осуществляет работу по болонской системе. То есть в теории студент из российского вуза мог перейти в любой европейский вуз. Но это только в теории. На практике все не так просто. А зачастую просто невыполнимо. Для справки: в ЕС юридически признаются дипломы о высшем образовании только в рамках Европейского Союза. То есть если ваш российский вуз является участником Болонского процесса, то ваш диплом не будет признан на территории ЕС. И наоборот. Получая образование в ЕС, ваш диплом не будет признан в России. Это в прямом смысле можно назвать юридической и образовательной дискриминацией.

— Выходит, Болонская система не подходит для России?

— Важно понимать, что эта система создавалась для Европы, и её целью было создание единого европейского пространства высшего образования. То есть Болонская система – это инструмент усиления евроинтеграции. Для России, если она не собирается вступать в ЕС, эта система не имеет смысла.

— Для России в ней плюсов нет?

— Плюсы есть, но они рассчитаны именно на европейские страны. Самый большой плюс этой системы – попытка унификации и стандартизации системы образования. Однако это необходимо странам-участницам Евросоюза, но не России. Во-вторых, можно отметить, что с точки зрения глобализации болонская система позволяет проводить политику интернационализации, упрочнение культурных, политических и экономических связей.
В-третьих, увеличивается возможность по смене места учёбы для студентов, и работы для преподавателей. Это то, о чем я говорил, отвечая на первый вопрос. Поступил в один вуз в одной стране, перешёл в другой в другой стране. Вот три явных плюса, к другим относится такие как: Создаётся конкурентноспособный рынок специалистов с высшим образованием. Гибкая система смена профиля подготовки. Двухуровневая система образования даёт возможность повышать профессиональный уровень. Сначала бакалавриат, а затем магистратура. Также есть возможность получить степень бакалавра по одной специальности, а магистра уже по другой.

— Эти плюсы не совсем подходят для Российской реальности. Минусы являются такими же «европейскими» или уже нет?

— Минусы конечно уже не европейские. Во-первых, болонское соглашение подразумевает под собой разделение образования на элитарное и неэлитарное. В России, к примеру, Московский и Санкт-петербургский государственные университеты получили особый статус и не участвуют в Болонском процессе. Также сокращается время обучения с пяти до четырех лет. Это не может не сказаться на качестве подготовки студентов. Не учитывается того, что в Европе среднее образование получают в течение 12 лет, а в РФ 11 лет. Получается, в любом случае мы теряем год образовательного процесса, по сравнению с ЕС. А в рамках образования это огромная потеря, которую трудно восполнить.

В-пятых, цели болонского процесса ориентированы на экономически развитые страны и не учитывают экономические различия. Преподаватели и студенты становятся мобильнее, перед ними открываются все просторы Европы. Вместе с этим лучшие отечественные умы совершенно спокойно будут уезжать в Европейские страны, где уровень зарплаты существенно выше. То есть утечка мозгов пойдёт в пользу богатых стран, делая экономически бедные страны ещё беднее.

— Не самая лучшая перспектива для России…

Как мы видим, нынешняя система образования в России вызывает много вопросов. Вместо единого европейского пространства высшего образования мы получили не совсем ясные перспективы. Копирование Западных моделей и структур в целом приводит не к модернизации, а очередным потерям и попаданию в тупиковые ситуации.

Источник

Пора хлопнуть дверью. Почему Болонский процесс работает против России

Вопрос стоит ребром: нужно ли России оставаться в Болонском образовательном процессе? Именно он обсуждался на круглом столе, прошедшем 15 марта 2020 года в Общественной палате РФ. Помимо Общественной палаты организаторами мероприятия выступили Союз православных женщин, Общество «Царьград» и Всемирный Русский Народный Собор.

Те, кто по долгу службы сталкивается с нынешними выпускниками вузов, констатируют очевидный факт: некоторая их часть – это очень умные и эрудированные ребята, стремящиеся к самосовершенствованию. Однако образовательный уровень большинства таков, что даже советские троечники на их фоне выглядят чуть ли не научными светилами.

Наверное, бухгалтер, айтишник или специалист гостиничного бизнеса может выполнять свои функции и без фундаментальных знаний, обладая лишь достаточным набором профессиональных умений. Однако в профессиях, где достойный уровень базового образования – это «наше всё», где требуется аналитическое и ассоциативное мышление, где необходимо видеть ситуацию в объёме, дела обстоят поистине ужасающе. Журналист, который не в состоянии описать событие в исторической ретроспективе, педагог, делающий пять ошибок в слове из трёх букв, социолог, не улавливающий взаимосвязи между общественными тенденциями – это, увы, реалии нашего времени.

Нужно ли объяснять, куда в итоге придёт страна, имея таких специалистов?

Сами напросились

История вопроса такова: 29 июня 1999 года министры образования 29 государств собрались в итальянском городе Болонья, где подписали декларацию «Зона европейского высшего образования». По мнению кандидата исторических наук, сопредседателя правления Союза православных женщин Нины Жуковой, у европейских стран были на то свои причины: им нужно было подтягивать до приемлемого уровня образование детей прибывших в ЕС мигрантов из государств третьего мира. Отучившись четыре года и став бакалаврами, они получали необходимые профессиональные компетенции и навыки жизни в Европе – то есть становились полезными членами общества. За 10 лет после введения Болонской системы число людей с высшим образованием в Европе увеличилось с 15 до 65 процентов.

Принципиально иная ситуация была в СССР, где, по словам Нины Жуковой, около 60 процентов граждан имело высшее образование. То есть у нас не стояло задачи массового ликбеза и социализации миллионов людей – она была выполнена ещё в первой половине XX века.

К сожалению, Россию в Болонскую систему никто не тащил силком: инициатива исходила именно от нас. Одной из главных мотиваций для её введения была возможность интеграции в мировую систему образования: унифицированные стандарты учебного процесса позволяли получить степень бакалавра в родном Отечестве, а магистратуру закончить, например, в Европе. Однако по факту многие ожидания не оправдались: на фоне возможности учиться в «лучших европейских вузах» (доступной, к слову, ничтожной доле студентов) качество образования упало до критических отметок.

Без фундамента

Болонскую систему последовательно критикуют уже давно. Ректор МГУ Виктор Садовничий ещё в 2016 году высказал мнение, что российским высшим учебным заведениям стоит от неё отказаться, а её введение назвал ошибкой. По его словам, необходимо вернуться к пяти-шестилетнему обучению – как это, кстати, сделали ведущие западные университеты.

Падение общего уровня современных специалистов, по мнению Нины Жуковой, вызвано тем, что образование перестало быть фундаментальным:

Раньше специалисту, тому же инженеру, преподавали в достаточной степени и гуманитарные науки. Он не был ограничен только своей специальностью. А сейчас фундаментальное образование заменили «компетенциями». У тебя есть место работы, где инструкция определяет, что ты должен знать. В рамках этой инструкции ты получил эти навыки. А если чуть-чуть приподняться – уже не знаешь, не умеешь, этому ни в каком колледже и вузе не обучали. Клиповое сознание: ответы на вопросы тестов вместо школьных сочинений, отсутствие анализа происходящего на уроках истории. Вместо фундаментальных знаний – поставить крестик в нужном месте, заполнить табличку.

Публицист Анатолий Вассерман считает, что у Болонской системы есть ещё один серьёзный недостаток: она, говоря языком афоризмов, ставит телегу впереди лошади. То есть три-четыре года (бакалавриат) будущему специалисту преподают некие практические компетенции без серьёзной теоретической основы, и только в магистратуре углублённо изучают теорию. Должно же быть, по логике, наоборот.

Вперёд в прошлое

Выступающие на круглом столе в Общественной палате подметили интересный факт: европейская система образования в Болонском процессе многое взяла из России, тем самым значительно улучшив своё качество. Россия же, кроме унификации и призрачной возможности для студентов продолжать обучение за рубежом, не получила практически ничего.

Самое радикальное предложение – выйти из Болонского процесса. Но нет ли здесь опасности снова всё разрушить «до основания» – как это уже было, когда упоённо крушили советскую систему?

Доктор юридических наук, профессор Сергей Бабурин предлагает «не бить посуду», отметив при этом, что Болонская система – не что иное, как адаптация Европы к опыту лучшего в тот момент советского образования. По его мнению, необходимо устранить «технологический сбой» – проблему соотношения бакалавриата и магистратуры.

Давайте называть пяти- или шестилетний цикл сквозной магистратурой. А бакалавриат нужно сделать либо средним профессиональным, либо незаконченным высшим образованием, ограничив его тремя годами. Те, кто захочет идти сразу на работу, в практику, кто посчитает ненужным получать фундаментальные знания по специальности, может после трёх лет обучения получить диплом бакалавра и идти работать. Это обеспечит нам и взаимопонимание с традиционными европейскими подходами, и возвращение здравого смысла в нашу образовательную систему,

Источник

Болонская система образования

Общество Образование

Что такое Болонская система образования? И где в Европе она действует?

Высокое качество образования — одна из приоритетных целей государственной политики во всех развитых странах. От уровня образованности граждан напрямую зависит благополучие и процветание всего государства, поэтому переоценить важность этого аспекта невозможно.

Что такое Болонская система образования?

болонская система образования что это кратко и понятно. Смотреть фото болонская система образования что это кратко и понятно. Смотреть картинку болонская система образования что это кратко и понятно. Картинка про болонская система образования что это кратко и понятно. Фото болонская система образования что это кратко и понятно

К основным целям Болонского процесса относятся:

Суть Болонской системы образования представляет собой открытие для студентов широких возможностей в получении знаний и практических умений. Это приводит к созданию квалифицированных специалистов, а также формированию положительных личностных качеств.

Особое место занимает обмен опытом между странами, поскольку студент имеет возможность уезжать в другую страну и учиться в разных вузах без ущерба для процесса получения образования. Заработанные за предыдущие годы оценки засчитываются и в других вузах.

Возможно, вам будет интересно почитать, как появились первые университеты в мире. Вот ссылка на статью.

Сущность Болонского процесса

болонская система образования что это кратко и понятно. Смотреть фото болонская система образования что это кратко и понятно. Смотреть картинку болонская система образования что это кратко и понятно. Картинка про болонская система образования что это кратко и понятно. Фото болонская система образования что это кратко и понятно

Основные принципы Болонской системы базируются на развитии компетенций, которые помогают студентам овладеть практическими умениями и навыками. Это необходимо, чтобы выпускники могли успешно применять свои знания в трудовой деятельности.

Также система учитывает быстрый темп изменения рынка труда и предполагает, что выпускник вуза всегда может улучшить свои компетенции, доучившись новому. Это позволит ему всегда оставаться востребованным специалистом.

Все необходимые знания и умения можно получить из модулей, которые студент выбирает самостоятельно. По каждому предмету он должен получить определенное количество кредитов, или, другими словами, баллов. Для этого нужно сдавать экзамены, зачеты, писать доклады и выполнять практические задания.

Болонская система образования в Европе имеет свои особенности в оценивании знаний студентов. Оценки выставляются по единой европейской шкале: в отличии от привычных нам 5 баллов, в Европе используют 7.

Какие страны входят в Болонскую систему образования?

болонская система образования что это кратко и понятно. Смотреть фото болонская система образования что это кратко и понятно. Смотреть картинку болонская система образования что это кратко и понятно. Картинка про болонская система образования что это кратко и понятно. Фото болонская система образования что это кратко и понятно

В настоящий момент в список стран, присоединившихся к Болонской системе образования, входит 48 стран.

Первопроходцами были Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия и другие. Именно они стали ее основателями.

Высшее образование в Европе

болонская система образования что это кратко и понятно. Смотреть фото болонская система образования что это кратко и понятно. Смотреть картинку болонская система образования что это кратко и понятно. Картинка про болонская система образования что это кратко и понятно. Фото болонская система образования что это кратко и понятно

Выпускников европейских вузов с удовольствием берут на работу во всем мире. Все из-за уровня и глубины знаний, которые позволяют успешно работать по специальности. Плюс в европейских вузах создают хорошую базу для личностного развития, а это значит, что выпускник испытывает необходимость учиться всю жизнь. Это делает его востребованным на постоянно меняющемся рынке труда.

Во многих европейских вузах даже иностранцы могут получить высшее образование бесплатно. Это открывает безграничные возможности для построения карьеры за границей. Во всем мире ценятся дипломы вузов Великобритании, Германии, Финляндии и Чехии. Особое внимание стоит уделить обучению в чешских образовательных учреждениях.

Особенности получения образования в Чехии

болонская система образования что это кратко и понятно. Смотреть фото болонская система образования что это кратко и понятно. Смотреть картинку болонская система образования что это кратко и понятно. Картинка про болонская система образования что это кратко и понятно. Фото болонская система образования что это кратко и понятно

Чехия принимала участие в Болонском процессе с самого начала и входит в зону Единого Высшего образования в Европе. Здесь действует закон, согласно которому получить высшее образование бесплатно может любой человек, независимо от гражданства. Но при условии, что он будет учиться на чешском языке.

В Чехии можно получить образование также на английском и русском языках, но тогда за обучение придется платить.

Диплом, который получают выпускники чешских учебных заведений, признается во всем мире. И не только из-за участия в Болонском процессе, но и благодаря тому уровню знаний, который получают студенты. Именно поэтому в вузы этой страны съезжаются абитуриенты со всего мира: из США, Великобритании, Германии и других государств.

Продолжительность обучения на степень бакалавра обычно составляет 3 года, на некоторых специальностях — 4. После получения диплома на этом уровне образования можно остановиться и пойти работать по специальности. А можно продолжить обучение в магистратуре, которое продлится еще 2 года.

Такая система деления высшего образования распространяется практически на все специальности, кроме тех, которые относятся к медицине, праву и педагогике начальных школ. Здесь возможно только непрерывное 5-6-летнее обучение с присвоением степени магистра.

Продолжить научную работу по своей специальности можно на следующем этапе: обучении в докторантуре, которое длится 3-4 года. После его окончания, сдачи всех экзаменов и защиты диссертации выпускник получает степень доктора науки.

МВА — это уже послевузовское образование. Оно позволяет повысить свой уровень до квалифицированного и эффективного управленца. Стать студентом МВА возможно только при наличии как минимум степени бакалавра и опыта работы на управленческой должности от 2 лет.

Лучшие государственные вузы Чехии

болонская система образования что это кратко и понятно. Смотреть фото болонская система образования что это кратко и понятно. Смотреть картинку болонская система образования что это кратко и понятно. Картинка про болонская система образования что это кратко и понятно. Фото болонская система образования что это кратко и понятно

Карлов УниверситетЭто вуз с богатыми традициями, которые позволяют дать классическое высшее образование. Здесь ведется серьезная научная деятельность, работают лучшие педагоги со всего мира. Карлов Университет входит в рейтинг лучших мировых вузов. Именно здесь преподавали Ян Гус, Альберт Эйнштейн и Никола Тесла. В Университете можно получить образование по 642 профессиям.
Высшая школа экономикиГотовит экономистов и управленцев. Качество образования в этом вузе было признано одним из лучших в Европе. Можно учиться на чешском, английском и русском языках.
Чешский технический университетВыпускники этого вуза высоко ценятся во всем мире, что решает проблему дальнейшего трудоустройства. К тому же студенты имеют возможность пройти стажировку на ведущих предприятиях мира. В том числе на таких автоконцернах, как Тойота, Крайслер, Шкода. Как правило, уже на этом этапе можно проявить себя с лучшей стороны, чтобы руководители захотели взять способного студента к себе на работу.
Высшая школа химической технологииСамый большой в Европе вуз, готовящий выпускников для работы в сфере химической промышленности. Среди преподавателей были лауреаты Нобелевской премии, а оборудование вуза соответствует всем современным требованиям.
Чешский агротехнический университетТретий по величине вуз Чехии. Готовит специалистов, желающих работать в аграрном секторе. Здесь ведется большая исследовательская работа по решению экологических проблем и восстановлению экосистем.

Лучшие негосударственные вузы Чехии

болонская система образования что это кратко и понятно. Смотреть фото болонская система образования что это кратко и понятно. Смотреть картинку болонская система образования что это кратко и понятно. Картинка про болонская система образования что это кратко и понятно. Фото болонская система образования что это кратко и понятно

Помимо обучения, финансируемого государством, в Чехии хорошо развито и частное образование.

Метропольный университетЯвляется одним из самых популярных в Чехии. Здесь готовят специалистов по международным отношениям, в том числе и экономическим, а также юристов. Это крупный и авторитетный центр, в котором проводятся значимые для всего мира исследования. Учиться можно на чешском и английском языках.
Институт финансов и управленияОдин из самых крупных частных вузов в Чехии. Дает престижное образование по различным направлениям.
Институт архитектуры ARCHIPЗдесь учатся 3 года на степень бакалавра по направлению “Архитектура” и 2 года на магистра по программе “Архитектура и урбанизм”. Каждый год на курс принимают только 30 студентов. А 5 счастливчиков, из которых 2 — иностранцы, получают скидку 90% на оплату обучения.
Высшая специальная школа визуальной коммуникации ScholastikaЗдесь можно получить степень дипломированного специалиста за 3 года обучения по направлениям “Продуктовый дизайн”, “Графический дизайн” и “Motion Design”. Выпускники обладают большими практическими навыками, которые открывают им двери в ведущие дизайн-агентства по всему миру. В качестве педагогов выступают лучшие представители сферы дизайна.
Высшая школа предпринимательства и праваВыпускники этого вуза часто к завершению обучения уже открывают свой бизнес. Одна из причин — наличие собственного предпринимательского инкубатора. Другие успешно трудоустраиваются, поскольку стажировка проходит на лучших производственных и государственных площадках.

Как поступить в чешский вуз на бюджет?

болонская система образования что это кратко и понятно. Смотреть фото болонская система образования что это кратко и понятно. Смотреть картинку болонская система образования что это кратко и понятно. Картинка про болонская система образования что это кратко и понятно. Фото болонская система образования что это кратко и понятно

Первое, что нужно сделать — выучить чешский язык, поскольку это обязательное условие приема на бюджет. Понадобится уровень не ниже В2. В некоторых вузах потребуется сертификат о прохождении языковых курсов. Иногда учебные заведения проводят свои экзамены на знание чешского языка.

Для поступления также понадобится диплом об окончании полной средней школы. При этом неважно, какие оценки ребенок получил на ЕГЭ. Успеваемость в дипломе также не учитывается. Но есть один нюанс: аттестат должны признать действительным, то есть необходимо пройти процедуру его нострификации.

Некоторые вузы Чехии при приеме на определенные факультеты с недавних пор получили право не проводить экзамены по школьной программе. Но в большинстве случаев свои знания, полученные в школе, придется подтвердить дополнительными испытаниями.

Еще одно основание для приема в вуз на бюджет — успешная сдача вступительных экзаменов. Чтобы принять участие в конкурсе, нужно подать заявление.

Каждый факультет устанавливает свои сроки приема документов. Происходит это зимой или весной. Экзамены проходят летом. Результаты обычно можно узнать в тот же день или через пару суток. При успешной сдаче вступительных испытаний вам останется только принести документы.

После 9 класса можно приехать в Чехию и отучиться еще 4 года для получения аттестата о полном среднем образовании (в чешской школе дети учатся 13 лет, а не 11, как у нас). В государственные образовательные учреждения поступить не получится, потому что прием там ведется в апреле, а наши школьники в это время еще не закончили учебный год. Альтернатива одна — частные школы.

Чешский язык на хорошем уровне тут тоже понадобится, потому что иначе возникнут проблемы с обучением. Нострификация российского аттестата проходит без экзаменов, а для приема обычно достаточно собеседования с директором школы.

Источник

Как появилась Болонская система образования

Декларация о высшем образовании в Европе была подписана 19 июня 1999 года, но история Болонского процесса началась немного раньше. В 1970-х совет ЕС принял решение о сотрудничестве в образовательной сфере, однако этого было недостаточно.

В 1998 году 4 министра — французский, итальянский, немецкий и английский сошлись во мнении, что европейское образование нужно унифицировать. Так получится не только расширить академическую мобильность, но и подготавливать выпускников в соответствии с рынком труда. И они подписали Соброннскую декларацию — предшественницу Болонской.

болонская система образования что это кратко и понятно. Смотреть фото болонская система образования что это кратко и понятно. Смотреть картинку болонская система образования что это кратко и понятно. Картинка про болонская система образования что это кратко и понятно. Фото болонская система образования что это кратко и понятно

В июне 1999 года цели соглашения, подписанного в Париже, использовали для создания новой Болонской системы образования. Декларацию сразу подписали 29 стран ЕС. Но позже вошло еще 20 стран, включая Россию и ряд бывших республик и СССР.

Год подписания декларацииСтраны-участницы Болонской системы
1999Страны ЕС и ЕАСТ
2001Хорватия, Кипр, Лихтенштейн и Турция
2003Албания, Андорра, Босния и Герцеговина, Северная Македония, Россия, Сербия и Ватикан
2005Армения, Азербайджан, Грузия, Молдова и Украина
2007Черногория
2010Казахстан
2015Беларусь

Основной целью Болонского процесса стала стандартизация высшего образования между европейскими странами и установление доверительных отношений между университетами.

Главные положения декларации

Болонский процесс основан на 6 главных принципах, которым должны соответствовать университеты.

Болонская система подразумевает самостоятельность студентов в вопросах обучения. Нужно самим выбирать дисциплины для учебы, расписание занятий и экзаменов, научного руководителя для диплома.

болонская система образования что это кратко и понятно. Смотреть фото болонская система образования что это кратко и понятно. Смотреть картинку болонская система образования что это кратко и понятно. Картинка про болонская система образования что это кратко и понятно. Фото болонская система образования что это кратко и понятно

Несмотря на то, что для бакалавриата и магистратуры отведены четкие сроки, их необязательно соблюдать. Кредитная система позволяет приостановить на время учебу, а потом продолжить ее без потери оценок за уже сданные предметы даже в другом университете.

Болонская система в Чехии

Чехия приняла Болонскую систему в 1999 году вместе с остальными европейскими странами. ВУЗы стали формировать новые программы бакалавриата (bakalář), магистратуры(magistr) и докторантуры(doktor), которые соответствуют принятым правилам.

Несмотря на расположение в центре Европы, до подписания декларации в Чехии почти не было студентов-иностранцев. Но после установления новой системы образования и организации обучения на английском число приезжих стало расти.

В 2001 году в стране училось всего 9000 иностранцев, а в 2016 — уже больше 43 000. Именно благодаря Болонской системе чешские университеты стали интересны студентам из-за рубежа: теперь образование не просто недорогое, но и признается во всей Европе.

Чехам Болонская система дала возможность учиться по обмену в других университетах Европы. За последние 20 лет более 100 000 чешских студентов провели 1 семестр в зарубежном ВУЗе.

Внедрение Болонской системы в России

Россия подписала Болонскую декларацию в 2003 году и начался переход на новую систему образования. На тот момент в российских университетах обучение было уже разделено на несколько ступеней, оставалось убрать специалитет и оставить только бакалавриат и магистратуру.

болонская система образования что это кратко и понятно. Смотреть фото болонская система образования что это кратко и понятно. Смотреть картинку болонская система образования что это кратко и понятно. Картинка про болонская система образования что это кратко и понятно. Фото болонская система образования что это кратко и понятно

Один из главных недостатков Болонской системы в России — разница в среднем образовании. Учебу на бакалавриате сократили до 4 лет, как и в Европе. Но школьное образование не меняли: российские школьники учатся 11 лет, а не 12, как европейские. Получается, что в России теряют целый год образовательного процесса.

Несмотря на переход на Болонскую систему образования, в российских ВУЗах не используют кредитную систему ECTS. Трудоемкость программы рассчитывают по академическим часам, проведенным в аудитории. Это создает трудности при переходе из одного университета в другой: нужно запрашивать учебную программу в деканате и искать ВУЗ, который засчитает оценку по предмету.

В отличие от европейских стран, в России студенты не так часто едут за рубеж по обмену или для продолжения учебы на магистратуре, хотя такая возможность благодаря Болонской системе у них есть. Это объяснено языковым барьером: большинство не достаточно хорошо знает английский, а тем более европейские языки. Также, влияет нехватка денег и боязнь жить одному в чужой стране.

Стоит обратить внимание на то, что Болонская система касается только образования. Для работы в большинстве стран ЕС все равно нужно подтверждать российский диплом или получать лицензию.

Преимущества учебы по-болонски

Подписание Болонской декларации дало высшему образованию ряд преимуществ. Системе удалось достигнуть поставленных целей, а количество студентов в университетах возросло.

Возможность выбирать предметы для сдачи

В Болонской системе образования нет места ненужным предметам, а только тем, которые соответствуют учебной программе. В университетах нет физкультуры, а физики и математики никогда не будут учить историю и музыку. Более того, студенты сами выбирают часть дисциплин, которые им интересны и подходят для будущей специальности.

болонская система образования что это кратко и понятно. Смотреть фото болонская система образования что это кратко и понятно. Смотреть картинку болонская система образования что это кратко и понятно. Картинка про болонская система образования что это кратко и понятно. Фото болонская система образования что это кратко и понятно

Но для некоторых свобода выбора Болонской системы стала большим недостатком. Не все первокурсники точно знают, кем хотят стать после университета, и им трудно выбрать нужные предметы. С другой стороны, можно переоценить свои силы, записаться на очень сложные курсы, а в конце семестра круглыми сутками готовиться к экзаменам. А кто-то, наоборот, выбирает самые легкие предметы только для того, чтобы набрать нужное количество кредитов.

Кредитная система

Одна из главных особенностей Болонской системы образования — учебные кредиты, с помощью которых оценивают трудоемкость каждого предмета. Кредитные баллы копятся и никуда не исчезают после прерывания учебы: их можно использовать для перехода в другой ВУЗ.

Кредитная система оценок в Болонской системе также дала возможность студентам уезжать на учебу заграницу, без боязни потерять полученные оценки. Сданные экзамены в зарубежных университетах засчитывают в домашнем ВУЗе благодаря кредитам.

Академическая мобильность

Болонскому процессу удалось выполнить одну из своих главных целей: расширить академическую мобильность студентов и преподавателей. Европейское пространство образования стало открытым для всех, а кредитная система помогла избежать путаницы в оценках. Теоретически, студенты могут менять университет хоть каждый семестр.

Влияет ли болонская система на качество образования

Не все профессора и исследователи считают, что Болонский процесс положительно сказывается на образовании. Систему часто критикуют за упрощение условий для поступления и окончания университета и сокращение времени учебы.

Для некоторых направлений двухступенчатая система не подходит. Например, стать врачом за 3 года бакалавриата нереально, поэтому на большинстве медицинских факультетов оставили «долгие» магистерские программы на 5-6 лет.

болонская система образования что это кратко и понятно. Смотреть фото болонская система образования что это кратко и понятно. Смотреть картинку болонская система образования что это кратко и понятно. Картинка про болонская система образования что это кратко и понятно. Фото болонская система образования что это кратко и понятно

Педагогические факультеты тоже столкнулись с этой проблемой. За 3 года студенты не получают достаточно знаний и навыков, чтобы быть преподавателем, только воспитателем в детском саду или социальным педагогом. Чтобы работать учителем, нужно заканчивать магистратуру. Раньше такой проблемы не было — в педагогических ВУЗах все учились 5 лет и могли сразу работать в школе.

Конечно, объем материала, который сейчас изучают на бакалавриате не сравнить со старой формой образования. Но с другой стороны, студентам дают нужные знания и для начала работы, и для продолжения учебы на магистратуре. И если человек не стремится к науке, он может сразу начать работать.

Лучшей альтернативы Болонскому процессу пока нет и мнений «за» гораздо больше чем «против». Это единственная система, которой удалось упорядочить высшее образование, при этом не навязывать много правил. Положения в декларации написаны в свободной форме и как их реализовывать каждый ВУЗ решает сам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *