бойцовский клуб что это такое
«Бойцовский клуб»: 15 фактов и историй, о которых вы не знали
09.07.2019
Поделиться
Даг Уинтемьют для ScreenRant; 4 марта 2018 года
С 1999 года «Бойцовский клуб» потрясает и шокирует зрителей всего мира. Хотя изначально коммерческий успех книги и кассовые сборы фильма не были столь впечатляющими, «Бойцовский клуб» стал одним из самых любимых и противоречивых проектов последних 20 лет, а также одним из самых непонятых.
Во многом потому, что, несмотря на популярность и бесконечную пересматриваемость фильма, до сих ведутся споры о его посыле. И это еще не все. «Бойцовский клуб» — фильм, выстроенный довольно хитро, и многочисленные сюжетные твисты запутывают зрителя, который может упустить довольно очевидные ходы и намеки.
Помимо фирменного визуального стиля, Финчер известен также замысловатыми нарративами. Чтобы усложнить все еще больше, режиссер любит использовать ненадежного рассказчика — прием, который, возможно, никогда не был столь эффективным, как в «Бойцовском клубе». А когда режиссерская манера Финчера наложилась на постмодернистский роман Чака Паланика, результат поставил многих в тупик.
По мере приближения 20-летнего юбилея этого ставшего классическим фильма интерес к нему закономерно возобновился. Возможно ли, что после стольких лет есть еще хоть что-то новое, что можно узнать о «Бойцовском клубе»? Да! Итак, давайте заполним некоторые пробелы.
Ниже 15 невероятных фактов и историй о «Бойцовском клубе».
15. Вдохновение
Работы Чака Паланика часто жестоки и гротескны, но, когда он впервые написал «Бойцовский клуб», о писателе мало что было известно. По словам Паланика, вдохновением для истории послужил его собственный опыт кемпинга. Когда Паланик попытался заставить «заткнуться» располагавшуюся неподалеку компанию, которая слишком громко веселилась, его жестоко избили.
Но настоящим вдохновением для «Бойцовского клуба» стало возвращение писателя на работу. Несмотря на следы побоев, коллеги Паланика даже не поинтересовались, что случилось: «Я думаю, они побоялись услышать ответ. Я понял, что, если вы паршиво выглядите, людям не хочется знать, чем вы занимаетесь в свободное время. Им не хочется слышать о вас плохое. И суть была в том, чтобы выглядеть настолько плохо, чтобы никто никогда не спросил о причине. В этом заключалась основная идея “Бойцовского клуба”».
14. Визуальный сдвиг в расстановке сил
На протяжении всего фильма персонаж Эдварда Нортона, Рассказчик, сражается с Тайлером Дерденом (Брэд Питт) за контроль над своим телом, даже не осознавая этого до конца. Чтобы визуализировать эту борьбу для зрителей, Нортон и Питт придерживались разных режимов питания и тренировок.
В интервью Yale Herald Нортон признался, что целью было, чтобы его герой выглядел все более слабым, а герой Питта — сильным. Как объяснил Нортон, «Брэд принял решение пойти противоположным путем, потому что Тайлер — это идеальное воплощение моего персонажа. Брэд становился все больше и сильнее на протяжении фильма, более накаченным, загорелым и красивым, пока я превращался в Голлума». К сожалению, эта тонкая визуальная метафора часто упускается зрителями из виду, потому что Питт привлекателен настолько, что большинство актеров в принципе на фоне него будут выглядеть как Смеагол.
13. Сколько прошло времени
Когда Рассказчик засыпает, он становится Тайлером Дерденом. Это точка перехода между двумя персонажами. По мере того как Тайлер становится, так сказать, более могущественным, он контролирует тело все дольше, судя по масштабам совершенного за эти временные отрезки. Но мы никак не можем оценить, насколько именно они продолжительные.
Ровно до момента автомобильной аварии. Когда Рассказчика вытаскивают из обломков, мы видим кровавую рану на его голове. В следующем кадре он уже лежит в постели, рана заживает, но все еще заметна. Фильм создает иллюзию, что прошла всего одна ночь. Наступает утро, Рассказчик просыпается и обнаруживает шквал активности в доме.
Неужели все произошло так быстро? Ну, не так чтобы. Посмотрите внимательно на голову Рассказчика. Рана почти зажила. Значит, прошло 2 недели как минимум.
12. Вступительные титры
Почему это было так важно?
Однажды в фильме Рассказчик говорит: «Преодолеть страх. Отсечь лишнее. Отвергнуть всё, что не имеет подлинной ценности. И скользить». Это одна из самых важных концепций «Бойцовского клуба». Ни Паланик, ни Финчер не призывают игнорировать страх. В конце концов, страх — это биологическая реакция. Смысл в том, чтобы признать страх, использовать и преодолеть его. Все в «Бойцовском Клубе» начинается с и является результатом страха.
11. Повторяющиеся персонажи
То, с какой эффективностью набираются новые участники Бойцовского клуба, является одним из наиболее туманных его аспектов. Так как вербовка, в основном, происходит, когда Тайлер контролирует тело, мы редко можем наблюдать за процессом. Тем не менее, число новобранцев и обезьян-космонавтов все время растет.
Фильм тонко намекает, как это происходит. Хотя вы, возможно, этого и не заметили, несколько человек, которых Рассказчик и Тайлер встречают на улицах, позже появляются в Бойцовском клубе. Длинноволосый мужчина из автобуса? В следующей сцене он уже дерется в Бойцовском клубе. Священник, которого облили водой? Он тоже в деле — его можно вычислить по кресту на шее.
10. Меняясь местами
Прежде чем Рассказчик знакомится с Дерденом, мы видим его в самолете: он сидит рядом с женщиной средних лет и рассказывает ей о своей работе. Затем он воображает авиакатастрофу. Очнувшись от своего видения, Рассказчик обнаруживает рядом с собой Тайлера. Эта перемена важна по нескольким причинам, которые в подробностях описаны на сайте jackdurden.com.
Суть в том, что переход от женщины к мужчине символизирует и запускает один из основных концептов фильма — кризис маскулинности. Кроме того, до встречи с гипермужественным Тайлером на Рассказчика оказало влияние знакомство с женственной Марлой Сингер.
Когда Тайлер занимает место той женщины в самолете, Рассказчик смотрит на знак аварийного выхода. Интересно, что на первых двух картинках на табличке изображена длинноволосая женщина в рубашке с длинными рукавами, открывающая запасной выход. Но на третьей картинке мы видим изменения: это уже, скорее, мужчина с короткими волосами и в футболке.
9. Замена багажа
Продолжая тему изменений. Похожий переход от женского к мужскому — а точнее, от Марлы к Тайлеру — происходит после сцены в самолете. Когда Рассказчик хочет забрать свой багаж, он узнает, что чемодан был конфискован из-за вибрации. Охранник объясняет, в чем проблема, — вы тоже можете вспомнить или догадаться.
Несмотря на настойчивость Рассказчика, что такого быть не может, в этом есть доля правды. На протяжении всего фильма мы видим одну и ту же «игрушку» дважды. Оба раза она принадлежит Марле. Итак, почему это важно? Потому что это нить, соединяющая багаж Рассказчика с Марлой. Но после встречи с Тайлером этот «женский» багаж исчезает. О, и посмотрите-ка, что появляется вместо него. На багажной ленте мы видим единственный предмет — грубо упакованную картонную коробку, почти наверняка принадлежащую Тайлеру Дердену.
8. Продавая джинсы
Чтобы добавить еще одну деталь в загадочное дело Марлы Сингер, вспомните сцену в прачечной. Если что, она происходит прямо перед тем, как Рассказчик знакомится с Тайлером в самолете. Рассказчик идет с Марлой в прачечную, чтобы распределить группы поддержки. Обратите внимание на то, что происходит дальше.
Марла открывает сушилки, которые называются — намек — «Speed Queen» («Королева скорости»). Из них она достает несколько пар джинсов, знаковый символ маскулинности. И что же она делает с этими джинсами? Продает их в комиссионном магазине. Не имеет значения, что это не джинсы Рассказчика или Марлы. Суть в том, что это мужские джинсы, а Марла присвоила их себе. Когда Рассказчик пытается пристыдить ее за это, она хватает его за промежность. У этой женщины точно все под контролем.
7. Лечение бессонницы
Во многих отношениях бессонница — отдельный герой «Бойцовского клуба». Тайлер Дерден «оживает» из-за бессонных ночей Рассказчика. Чак Паланик тоже страдает расстройством сна, поэтому бессонница стала частью его романа. Он даже описал множество методов борьбы с ней.
По словам Паланика, драка и проигрыш — стимуляторы сна: «Исследования показывают, что, когда боксер или рестлер проигрывает бой, уровень тестостерона в его организме резко падает. Метаболизм замедляется. Есть предположение, что таким образом организм препятствует вступлению в новую схватку до полного физического восстановления бойца».
Ледяная пещера, в которой Рассказчик находит свое животное-покровителя, — одна из ментальных тактик, призванных создать сонное состояние. Наконец, знаменитые очки Тайлера, блокирующие синий свет, обычно носят страдающие бессонницей люди, чтобы защитить процесс выработки мелатонина, помогающего контролировать циклы сна.
6. Тонкие намеки на воображаемых друзей
Процесс пересмотра «Бойцовского клуба» в поисках знаков, указывающих на связь между Рассказчиком и Тайлером, — самый потрясающий опыт, который только можно получить от просмотра фильма. Конечно, далеко не каждая сцена посвящена этому, но по всему фильму разбросано немало подсказок. Почти все намеки уже были вдоль и поперек изучены, но мы нашли несколько, которые вы могли пропустить.
5. Почему Тайлер выглядит так знакомо
Об этом писали уже столько раз, но почему бы снова не обозначить все те моменты, когда Рассказчик видит Тайлера Дердена до их непосредственного знакомства. Образ Тайлера мелькает несколько раз на протяжении фильма — всего 6 коротких появлений, 4 из которых Финчер называет «подсознательными Брэдами».
Первый раз мы замечаем Тайлера, когда Рассказчик изо всех сил пытается остаться в сознании на работе и стоит у копировального аппарата. Затем — когда Рассказчик посещает врача. Следующее появление — в первой группе поддержки. Последняя «вспышка» — когда Рассказчик наблюдает за Марлой в переулке. Еще раз мы видим Тайлера в приветственном видео одного из отелей — в правом углу экрана. Наконец, Дерден едет по встречному эскалатору в одном из аэропортов.
4. Ошибки, связанные с Митом Лоафом
Героя Роберта Полсона (Боба) играет легендарный рокер Мит Лоаф. Для этой роли он носил имитирующий полноту костюм, наполненный птичьим кормом для пущей реалистичности. Хотя он и был правдоподобным, костюм, весивший почти 40 кг, доставлял актеру немало проблем во время съемок, о чем подробно рассказывается в дополнительных материалах к фильму.
Например, во время съемок драк Лоафу был необходим кислородный баллон для восстановления. На самом деле, этот баллон можно заметить в одном из кадров, но неясно, оставлен он там намеренно или по ошибке. Но один момент точно получился случайно: с актера сползли штаны в сцене, когда участники «Проекта разгром» убегают из туалета ресторана, в котором угрожали политику.
3. Бумажная улица
Впервые мы видим слова «Бумажная улица», когда Тайлер вручает Рассказчику свою визитку, на которой написано «Paper Street Soap Co». Именно в этот момент Рассказчик узнает номер Дердена, чтобы потом позвонить ему и, следовательно, запустить основные события фильма. Позже мы видим и саму улицу, а также табличку с ее названием. Будь мы картографами, в миг бы разгадали эту загадку. Будь мы знакомы с терминологией составителей карт, возможно, нас было бы не так легко ввести в заблуждение.
Видите ли, бумажные улицы — это улицы, которые существуют на картах, но не в реальном мире. Издатели карт часто используют их как ловушки для нарушителей авторских прав. Если в другой карте тоже есть такая бумажная улица — улица-ловушка — издатель сразу понимает, что карта была украдена. Вот такой жирный намек прямо у нас под носом.
2. Бронхит Бонэм Картер
В анти-потребительском по посылу «Бойцовском клубе» есть множество символов общества потребления. Например, знаменитые «стаканчики Starbucks в каждом кадре». Это Финчер так развлекается. Курение — сюда же. В «Бойцовском клубе» оно повсюду. И не только сами сигареты, но также таблички «Не курить» и пепельницы. Все это тоже символы.
Но для Хелены Бонэм Картер это даром не прошло. «В конце съемок я показала Финчу свой снимок легких», — сказала она в одном интервью. — «Мне нужно было пройти обследование, потому что после 6 месяцев съемок — сюрприз-сюрприз! — я заработала бронхит. А Финчер снимает так много дублей — и все с курением. Он стал одержим этим. Дым должен был выглядеть строго определенным образом. Так что я просто всегда сидела там, на кладбище окурков».
1. Почему группы поддержки?
В начале фильма Рассказчик объясняет Марле, почему посещает группы поддержки. Он говорит: «Когда думают, что ты умираешь, тебя действительно слушают, а не просто…» А Марла заканчивает фразу: «…ждут своей очереди заговорить?». Помимо раскрытия мотивов персонажа, эта фраза сама по себе очень сильная — по нескольким причинам. А самое главное, она вновь обретает смысл в конце фильма.
В последние несколько минут фильма Рассказчик с пистолетом, приставленным к подбородку, говорит: «Тайлер, я хочу, чтобы ты действительно выслушал меня». И тот слушает, внимательно и спокойно. Такая внезапная перемена в Тайлере происходит, вероятно, потому что Рассказчик собирается покончить с собой. Другими словами, Дерден слушает, поскольку считает, что Рассказчик умирает.
Перевод Александры Веселовой специально для ИНОЕКИНО
Бойцовский клуб / Fight Club
США, Германия. 1999
Режиссер: Дэвид Финчер
В главных ролях: Эдвард Нортон, Брэд Питт, Хелена Бонэм Картер, Мит Лоаф, Джаред Лето
Сценарий: Джим Улс по одноименному роману Чака Паланика
Хронометраж: 139 минута
Бойцовский клуб
Бойцовский клуб (англ. Fight Club ):
Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи. Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью. |
Полезное
Смотреть что такое «Бойцовский клуб» в других словарях:
БОЙЦОВСКИЙ КЛУБ — «БОЙЦОВСКИЙ КЛУБ» (Fight Club), США, 20th Century Fox, 1999, 138 мин. Драма. Джек (Эдвард Нортон) терзаем бессонницей и отчаянно пытается вырваться из мучительно скучной жизни. Случайная встреча с Тайлером Дерденом (Брэд Питт), торговцем мылом с… … Энциклопедия кино
Бойцовский клуб (фильм) — Бойцовский клуб Fight Club Жанр … Википедия
Бойцовский клуб (значения) — Бойцовский клуб: «Бойцовский клуб» роман Чака Паланика; «Бойцовский клуб» художественный фильм по одноимённому роману; «Бойцовский клуб» компьютерная игра в жанре BBMMORPG. «Бойцовский клуб» программа, выходившая по средам в 23:15 на телеканале… … Википедия
Бойцовский клуб (роман) — Эта статья о книге. О фильме, основанном на сюжете книги, см. Бойцовский клуб (фильм). У этого термина существуют и другие значения, см. Бойцовский клуб. Бойцовский клуб Fight Club … Википедия
Бойцовский клуб (телепрограмма) — У этого термина существуют и другие значения, см. Бойцовский клуб. Бойцовский клуб Жанр ток шоу Ведущий(е) Станислав Кучер и Павел Святенков Страна производства … Википедия
Бойцовский клуб (игра) — У этого термина существуют и другие значения, см. Бойцовский клуб. Бойцовский клуб Разработчик Lucius Group Ltd Дата выпуска 17 марта 2002 Версия Релиз … Википедия
Клуб — У этого термина существуют и другие значения, см. Клуб (значения). Эта статья о сообществах людей, объединенных общими интересами; о развлекательном общественном заведении см.: ночной клуб. Клуб (от англ. clob или club через… … Википедия
Паланик, Чак — Чак Паланик Chuck Palahniuk … Википедия
Clockwork Times — [[Файл:|220px|фото]] Основная информация Жанры панк рок Годы 2002 2007 … Википедия
Дэвид Финчер — David Fincher Имя при рождении: Дэвид Лео Финчер Дата рождения: 28 августа 1962 Место рождения … Википедия
Бойцовский клуб что это такое
Сегодня создано новое общественное молодежное движение, позволяющее молодым людям подраться, не причиняя вреда ни себе, ни окружающим. Это возможность просто выплеснуть все свои негативные эмоции, точно так же как в обычной уличной драке. Но в бк для драки есть свои правила. Это просто эмоциональная разрядка, во время которой запрещается использование каких-либо предметов, кроме бинтов и капы. Начиная драку в бойцовском клубе, вы не ненавидите своего соперника и можете в любое время остановить бой, не боясь, что вас посчитают слабаком и станут за это презирать.
Ведь здесь бои проводятся не для того, чтобы получить победу и доказать всем окружающим свое превосходство. Во время драк в бойцовских клубах вы ведете борьбу не с явным своим соперником, он не главный ваш враг, а со своими предубеждениями и самыми большими страхами. У каждого человека есть определенные страхи, конечно, у каждого они свои, но когда-то же нужно выбрать момент и восстать против них.
В таких заведениях кто-то борется именно со страхами, кто-то просто заводит новые знакомства, а кому-то это необходимо просто для познания самого себя, своих скрытых возможностей. Но не зависимо от того с какой целью в бойцовский клуб приходите именно вы его атмосфера определенно влияет на каждого своего участника. В таких клубах человек меняется буквально на глазах, и уже через пару занятий привычного тихоню, неуверенного в себе настолько, что он боялся завести разговор с незнакомым человеком, невозможно будет узнать.
Происходит это благодаря тому, что страх угасает очень быстро, раскрепощая человека и раскрывая его способности и скрытые возможности. У вас появляются силы и такая уверенность в себе, что раньше вы просто не могли себе такого представить. Избавившись от мучавших вас раньше страхов боли, неизбежности конфликтов, вы получаете большую свободу действий и в результате становитесь намного спокойнее, не так сильно боитесь грядущих перемен и обретаете гармонию с окружающим миром.
Для того чтобы получить такие ошеломляющие результаты и навсегда изменить свою жизнь только в лучшую сторону, вам придется побороть свой первый страх и все-таки обратиться в подобный клуб, где вам помогут стать лучше. Можно, конечно, сказать, что в этом нет ничего страшного. Но не нужно убеждать самого себя в том, что это легко – это самый первый страх, с которым вам придется столкнуться и побороть его. А уже потом все окажется намного легче.
|
Учредители Т.С. Черных, Д.В. Лалетин Гл. редактор А.Г. Болтачев Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кировской области св-во ПИ № ТУ43-00447 от 25 декабря 2012 г. Редакция «СКАТ-ИНФО ПЛЮС» тел. в Слободском: 8-909-134-0-134 613150, Кировская обл., г. Слободской, ул. Володарского, 52 Последний фильм века, первый фильм века. Почему «Бойцовский клуб» остается зеркалом эпохиВ сентябре «Бойцовскому клубу» стукнет 20 лет. В честь юбилея «Иноекино» выпустило фильм в повторный прокат по всей России, и за первые же сутки он занял пятое место в таблице по сборам и первое — по заполняемости залов. В прессе тоже случился ажиотаж: прокатчики устроили паблик-ток, критики массово вспомнили основные темы фильма, режиссеры поделились воспоминаниями о Тайлере на «вэхаэсках». Нам показалось, что всего этого недостаточно, и специально для сайта «Искусства кино» Ольга Касьянова написала тотальный лонгрид о главном фильме Дэвида Финчера, границах иронии, флуктуациях восприятия и причинах новой волны популярности. Сам по себе вопрос о том, почему люди идут в кино на «Бойцовский клуб», в чем секрет его успеха, долголетия и так далее — совершенно журналистский, его проблемность — мнимая. Любой, кто смотрел фильм, знает, что ответ прост: это очень хорошее зрительское кино. «Бойцовский клуб» визуально насыщен и динамичен, он приемлемо необычен, цепляет любого на уровне физиологии, ему идет большой экран (а в России мало кто смог в свое время на него сходить), он идеологемный Идеологема — часть идеологии, некое эмоциональное выражение, которое кажется устойчивым, но на самом деле может менять значение или оценку — прим. ред., многослойный и многоразовый, то есть его интересно пересматривать, чтобы выудить новые детали, поспорить с соседом или просто пережить в новом возрасте. В нем классная музыка и актеры. Ну и главное — им можно болеть. Есть такие художественные сущности, которыми хорошо болеть — как ветрянкой или первой влюбленностью. Достоевский, например. Или Набоков для тех, кому не Достоевский. Pink Floyd. Nirvana. Radiohead. «Таксист». «Крестный отец». «Бойцовский клуб». Не будем вдаваться здесь в подробности этого странного явления — культовости, и чем cult classics отличается от просто classics, почему это и возвышает, и отчасти обкрадывает произведение, вытаптывая к нему слишком широкую, проторенную и часто ложную тропу. Последнее, как мне кажется, — общее побочное явление власти над массами или, продолжая эпидемиологическую метафору, заразности материала. Кажется, он подгружен в какое-то облако коллективного сознания, и когда кто-то к нему подключается, чувствуя в том новую потребность, — другие получают оповещение напрямую в мозг, и начинается волна. В итоге прокатывается новая листомания, прежние и новые адепты входят в храм. Художественная сущность, как в романе «Американские боги», получает новые жизненные силы. Ну и в конце концов, сегодня, когда кинотеатр стал каким-то механическим раздражителем, как массажное кресло или комната страха в детском парке, неудивительно, что люди рудиментарно срываются, когда им обещают показать на экране гарантированно неплохое кино в его прежнем, полузабытом смысле (это не значит, что в кино не показывают хорошее новое, просто мы теперь слишком нуждаемся в гарантиях, которые новизна дать не в силах). О буме повторного проката нужно говорить отдельно, и, скорее всего, в ближайшее время мы пересмотрим весь сектор cult classics. Но «Бойцовский клуб» — это действительно отдельная история. Он — как узелок, образовавшийся на пересечении многих линий. В нем есть сила последнего рывка контркультуры доинтернетной эпохи: читатель постарше помнит оранжевую серию «Альтернатива» издательства АСТ, познакомившую нас задним числом со всем гневом андеграунда от Берроуза до Уэлша и сделавшую Паланика главным зарубежным писателем начала нулевых. Также он ознаменовал профессиональный прорыв и без того сильного режиссера, который занял в индустрии уникальную позицию «против всех» (тоже, по сути, контркультурную) и сел на пол между стульев «оскаровского» и «каннского», массового и авторского, где и сидит до сих пор, немножко злой на всех, зато великий и недооцененный (что история обязательно исправит). Но больше всего этой сказке про воображаемого друга повезло с моментом. Она идеально расположена во времени — как верстовой столб, на одной стороне которого написано «Прощайте!», а на другой — «Добро пожаловать!». «Бойцовский клуб» — это подытоживающий фильм XX века, анализирующий «наследство отцов» (цитата Финчера) и всю сложившуюся социокультурную повестку Западного мира в традиции «большого кино», которое подойдет каждому, как одежда из отдела «one size fits all » «Один размер подходит всем» — выражение, обозначающее, что продукт подходит на все случаи жизни, также обозначает безразмерную одежду — прим. ред.. Одновременно это и первый фильм XXI века, который закладывает бомбы пророчеств, формирует нового героя и с точки зрения стилистики предпочитает массовую культуру высокой — как нулевой пациент клипового сознания. Удивительно, но он умеет говорить и серьезно, без скидок, и максимально универсально, но при этом отлично работает релятивистски Релятивизм — философское учение, отрицающее возможность абсолютного познания — прим. ред., иронично и с современным дроблением на категории населения: можно пересобрать его и как правый, и как левый, и как феминистский, и как реваншистский, и как какой угодно другой конструкт, you name it С английского — «сам назови» — прим. ред.. Подвал «Бойцовского клуба» — это чистилище, перевалочный пункт, карантинная зона. В нем еще есть плюшки страшного века: единение; общий опыт; что-то, что можно ценить, не запираясь в частных особенностях, с сердцем, понятным Другому, и гневом, поднимающим города. В нем, безусловно, есть новое, островное, частное, где ничего не серьезно, все относительно, где закончены поиски счастья, где начаты поиски своего единственного племени, которому плевать на весь другой мир и на которое весь другой мир тоже плюет. Это сочетание стратегий-антиподов «для всех» и «для каждого» сделало фильм Финчера невероятно изменчивым и мерцающим, поэтому каждое время и каждая доминирующая группа в этом времени найдут свое единственно верное прочтение. А Тайлеру все это — с гуся вода. Ведь, как известно, его не существует. Часть первая. Прошлое, непошлое У «Бойцовского клуба» по этому ведомству сошлись все звезды: он пережил период цензурных схваток с продюсерами (наиболее известна история шило-на-мыльной замены фразы Марлы «Я хочу от тебя аборт» на «Меня так не пялили с начальной школы»), он получил щелбана на Венецианском фестивале, где серьезные люди XX века не поняли ни мнимого хаоса повествования, ни идеологической борзости. Потом, в страхе перед аудиторией, фильм стали ужасно таргетировать: рекламу пускали перед боями рестлеров. И вишенка на торте — ведущая Рози О’Доннелл, в своем шоу не только призвавшая бойкотировать жестокую и безнравственную картину, но и — чтоб уж наверняка — заспойлерившая главный твист. Надо ли говорить, что фильм при этом был и вполовину не такой радикальный, как его литературный первоисточник. Тогда кино было форвардом массовой культуры, а литература — его мрачным оппозиционером из грязных подворотен (но все еще кому-то нужным). Настоящая желчь по поводу застегнутой в пластиковые чехлы современности выливалась на страницах книг в мягкой обложке. Кино же было слабым подпевалой, но и единственным мостиком к широкому читателю. В книге Паланика, полтиража которой до успеха фильма пылилось у него на заднем дворе, ярость била через край, а сюжетная арка была значительно жестче. Тайлер из активиста быстро превращался в убийцу, а Рассказчик — из наблюдателя в соучастника. Людям действительно отрезали гениталии, а финальной целью проекта «Разгром» был не безболезненный возврат к первобытно-общинному строю, а большевистская аннигиляция культуры (небоскреб должен был упасть на музей). Тайлер не хотел стать просто сюзереном одичалых шаек, он планировал создать новую эру через самовозведение на крест — как христологическая фигура, он должен был погибнуть при крушении, подарив Рассказчику то, чего тот хотел с самого начала, — самоубийство. А себе, соответственно, — бессмертие. Паланик — очень мрачный автоагрессивный автор, идеальный для эпохи гранжа и постмодернизма, — подарил своим книгам («Бойцовский клуб» из них далеко не самая сильная) еще и особенную структуру, явно вдохновленную поэтикой кино, видеоклипов и рекламы. Рубленый язык ванлайнера От английского one-liner. Чаще всего, так обозначается шутка или афоризм в одну строчку — прим. ред., а то и слогана, повествование, поданное в ирреальном настоящем, прыгающее вперед и назад через сверхбыстрые «склейки», отмеченные абзацем. Поэзия имен собственных, неймдроппинг брендов, депрессивная красота медицинской номенклатуры. Финчер вместе со сценаристами поступил с книгой Паланика так же, как Мэри Хэррон и Гвиневер Тёрнер тогда же обошлись с другим контркультурным опусом в похожем стиле — «Американским психопатом» (2000) Брета Истона Эллиса. (Бесполезный факт: в обоих фильмах протагониста, которому завидует главный герой, играет Джаред Лето). Они хирургически вычленили все элементы новой киногении, при этом причесав на аккуратный пробор идеологическое безумие: Рассказчик становился невинным депрессиком, а Тайлер — противоречивым харизматиком, который правда хотел всего хорошего и никого не обижать, но потом, как это часто бывает, запутался. Никакой примитивной жажды крови, никакого снаффа Поджанр хоррора, видео, стилизованные под реальные убийства и сцены насилия — прим. ред., ничего, что в целлулоидной форме могло бы перейти черту. Многое все же осталось намеками — например, после того, как хозяин ресторана Луи избивает Тайлера, того поднимают, как Иисуса с креста, а момент их первой встречи с Джеком совпадает с окончательным оформлением суицидального желания последнего. Однако все это — буфет смыслов, к которому можно подойти, а можно пройти мимо. В итоге экранизация «Бойцовского клуба» стала редким случаем, когда писатель не просто оказался довольным работой адаптаторов, но и признал, что изменения улучшили первоисточник (а Хэррон не повезло: Эллис так и не поблагодарил ее за довоплощение и культовый статус). Финчер сумел совместить вынужденные изменения с художественной доработкой «черного мяса» контркультурной прозы. Его противоречивый характер «страстного перфекциониста» словно поубавил излишней свободы, которой грешил писательский стол Паланика, понимая, насколько полезны ограничения для структурирования истории. Особенно это заметно в монтажных решениях, вдохновленных Палаником, но работающих значительно продуктивнее. Тогда их называли хаотичными, дергаными и издевательскими, сейчас это классика «плотной» клиповой режиссуры. Если фильм «Семь» (1997) стал началом Финчера как мастера внутрикадрового монтажа, то «Бойцовский клуб» навсегда научил его, что для каждой склейки, смены ракурса и куска пространства нужна четкая причина, а для каждой сцены — единственно верное решение. Так родился художник, который полностью лишил себя свободы, снимая кино о людях, которые ее жадно ищут. Однако ни сглаженные углы, ни рациональная форма не помогли: фильм записали в гимны насилию. Тогда мало кто считал холодную иронию, которую добавил режиссер более сентиментальному стилю романа. Финчер вроде как хохотал всю ночь, когда его читал — и гомоэротический дуэт Джека и Тайлера посчитал уморительной основой для юношеского жанра coming of age (о том, как мы убиваем в себе субкультурного подростка, который носит стремные шмотки, бухтит на мамку-папку и все лучше всех знает, даже как мыло варить). Однако накануне миллениума было не до шуток: прокат фильма пришлось перенести на полгода из-за стрельбы в школе Колумбайн (разумеется, помимо прочего, в фильме затесался и пассаж о стрелке), а с приходом нового века все ждали катастрофических перемен, связывая их, в первую очередь, с новым витком интереса к насилию. Отражает ли его «Бойцовский клуб», восхваляет или пародирует — тогда было совершенно не очевидно, тем более что студенческое сообщество в любом случае не сильно разбиралось в оборотных смыслах и с удовольствием подхватило идею подпольных клубов (волны подражания повторялись еще не единожды: последний «кровавый след» полиция Калифорнии нашла в 2010 году). Ирония как таковая еще не была универсальным художественным средством, понятным большинству. Людей еще можно было удивить и пошатнуть. До тех пор, пока пророчество Финчера не сбылось, башни не рухнули, а за ними — еще, и еще, и еще, раз в несколько месяцев, год за годом. Мы стали обществом травмы, о котором недавно сняли другой гимн — «Вокс люкс» (2018). Вопросы остались нерешенными, но это уже неважно. «Бойцовский клуб» стал постироничным. Часть вторая. Смотри настоящее Критика консюмеризма Тайлера теперь выглядит по-детски. Сопоставление фашизма и «функционального» общества — трюизм. Реваншизм «белых мужчин» материализовался в правых движениях, Канье Уэст надел красную шапочку, критики шутят, что и Дёрден обязательно бы ее примерил. Эти параллели в глазах смотрящего напоминают мне урок в советской школе, где детям говорили, что Евгений Онегин, асоциальный нарцисс, зачем-то поперся бы на Сенатскую площадь. На самом деле Тайлер Дёрден, конечно, не надел бы никакую шапочку, кроме той, что придумал сам. Его бунт, нелепо упакованный в протест то белых мужчин, то корпоративных шопоголиков, то тех, «кто вам готовит и убирает», — на самом деле был импульсивным желанием выйти из коллективности как таковой. Тем, что позже назвали борьбой за аутентичность. Разумеется, такая борьба не узурпирована ни пролетариатом, ни прекариатом Социально неустроенный класс без гарантированной занятости — прим. ред., ни жертвами корпоративной безликости, ни тем более пресловутой категорией «рассерженных белых мужчин». Простите, тут будет личный пример: когда в середине нулевых, еще до всех хэштегов, мы с подружками по ЖЖ сделали «швединг » Модный тогда вид развлечения, придуманный Мишелем Гондри и представляющий собой нарочито любительскую пересъемку популярных фильмов — прим. автора «Бойцовского клуба», разыграв все роли и пролив тонны кетчупа, нам и в голову не пришло, что мы влезаем на мужскую территорию и делаем то, что позже стали называть ladies reboot Речь о ремейках популярных фильмов с актрисами в главных ролях, вроде «8 подруг Оушена» — прим. ред.. Как ни странно, категория гендера в фильме Финчера тогда вообще не просвечивала: это было кино об усталости, о жажде воссоединения с собой и мазохизме, который дает освобождение и возвращает контроль (об этом можно почитать у Льва Толстого, а можно — в интервью Саши Грей; результат приблизительно одинаковый). Я, разумеется, не говорю, что мужская тема в «Бойцовском клубе» мнима, просто сегодня она так же передавлена, как раньше был передавлен топик консюмеризма, теперь более никому особо не интересный. Зато за 20 лет скопилось достаточно сбывшихся пророчеств и поводов для ревизионизма «текучей идеологии» фильма. Борьба за аутентичность, которая у Тайлера превратилась в культ личности, у его реальных ровесников и их младших родственников стала новым запросом, который система благополучно удовлетворила, превратив, как извращенный джинн, в очередную кучку фекалий. Появились мнимые отщепенцы: в лучшем случае — дауншифтеры, в худшем — хипстеры. Желание Тайлера быть компетентным и рукастым превратилось в тренд на рустикальность Рустикальный — деревенский, простой, народный — прим. ред., хэндмейд и таргетированный маркетинг (самодельное мыло, Карл! Спасибо, что не слаймы). Его красный пиджачок — в стрит-стайл и инстаграм-лозунг becoming your own brand Стань собственным брендом — прим. ред.. Его заводные shit-философские афоризмы — в коучинг. Его политическая безграмотность «от сохи» — в бесконечные активистские движения, постправду и поляризацию общества. Его желание доминировать — в интернет-троллинг. По сути, мир фальшивых различий, который критиковал «Бойцовский клуб», вследствие самой этой критики расщепился, явив еще больший мир еще более фальшивых различий. Так оплодотворенная клетка, поделившаяся несколько миллионов раз, размножается, но не теряет жесткой структуры. Проблема разовой покупки идентичности «под ключ» вместо ее самостоятельного построения с нуля стала только острее. Обострился и диктат «канона». Легко стать гиком, фриком, сурвивалистом Люди, которые готовятся выживать в случае стихийных бедствий или иных катастроф — прим. ред., фундаменталистом, зожником, хьюман-дизайнером или адептом телесной терапии, только заучи шесть правил и действуй. Значительно труднее, напротив, не стать ничем из в этого развернутого списка, бесконечного, как листалка YouTube или Netflix. Список все больше, лакун между его пунктами — все меньше. Проблема дома Джека, где есть специи, но нет еды — то есть аранжировка без музыки, орнамент без рисунка, дизайн без содержания, в общем, словами Бориса Гройса, аура без объекта — разрослась как атомный гриб. Интернет позволил нам всем открыть маленькие бойцовские клубы, помог каждому создать Тайлера Дёрдена, нацепив удачный юзерпик и создавая бесконечные коммьюнити, которые «меняют мир». Собирать петиции, обсуждать, не врет ли людям NASA насчет геометрической формы Земли, или избивать геев по углам — тут уж кому что. Парадоксально, что все это сделало нас еще менее свободными. Коллективность, сколь бы дробной она ни была, все так же отбирает право на естественное развитие самости. К сожалению, побег — это всегда побег. В том числе и доктрина оборотного движения в первобытный строй, которую с Тайлером разделяют сегодня многие люди, — это не новое экзистенциальное решение, а желание оттянуть его поиск, ничего не решать какое-то время, вернувшись в давнишнюю точку охоты и собирательства, где хлопотное выживание освобождало бы от выбора, где война и голод были бы идеальными мужскими заглушками для внутреннего диалога и рефлексии. (Первые два правила Клуба с выделением слов DO NOT TALK для меня всегда были не конспирологическим призывом, а просьбой поменьше пи**еть.) Феноменологически такой эскапизм мало отличается от прозябания с чипсами и ноутбуком: значит, общество его упакует и выплюнет. Пока мы бежим, а не придумываем что-то умнее коллективизма и капитализма, они будут изворачиваться, эволюционировать и править дальше — по простому праву самого умного, а не потому, что злые и страшные. Этот жупел капитализма как абстрактного зла — единственное, что по-настоящему сардонически высмеивается в «Бойцовском клубе». Старая басня о дьяволе, которого приходится снова придумывать, чтобы кого-то обвинить в своем несчастье, в невозможности разрешить экзистенциальную дилемму. Как же приятно спихнуть все беды на стаканчик Starbucks, который режиссер запихнул почти в каждую сцену, словно насмешливого чертика, — за 20 лет до того, как сериальные шоураннеры сделали из этого проходной мем В четвертой серии восьмого сезона «Игры престолов» маркетологи якобы случайно забыли фирменный стаканчик Stаrbucks в кадре — прим. автора. Часть третья. Будущего нет, есть последствия Если вы все же сомневаетесь, что при всей ироничности Финчер серьезно относится к своим героям (как, например, Эдвард Нортон, без конца споривший с ним об этом на съемках), давайте вернемся к аргументу, с которого начали, но уже в свете всего сказанного. Само творческое кредо Дэвида Финчера основано на порядке и жесточайшем функционализме каждой детали творческого мира. Это одновременно и фетиш участников Бойцовского клуба, помешанных на компетентности и пользе, и экономический принцип их идеологического врага — развитого капитализма, который тоже, как с тем стаканчиком, пускает в дело каждый сантиметр отведенного ему информационного пространства. Родство характеров всех трех сторон — бунтарей, власти и режиссера, который это все переплавляет в искусство, — настраивает не на высмеивание кого-либо, а на взрослую амбивалентность. То, чего зрителям фильмов из раздела cult classics не хватало ни в 90-х, ни сегодня. Но и это не все. Мне кажется, что именно фирменная равноудаленная ироничность и позволила фильму Финчера стать идеальным зеркалом. Оно отражает всегда то, что хочет увидеть смотрящий, и актуализируется в любой группе и любой последующей эпохе. Сегодня Тайлер кажется удачно смехотворным, а Марла — неприятно функциональной; завтра все может поменяться, и Марла станет комедийной балаболкой с хвостиком на башке, символом нелепой феминной экспансии, а Тайлер снова обретет вес, заявляя о том, что наша война — война духовная (в России, где на «Кинотавре» ключевые призы получает уморительный фильм «Большая поэзия», это, впрочем, и сейчас так). Финчер в равной степени иронизирует над всем на свете, включая себя, что дает ему необходимую дистанцию от любых предметов и позволяет при всей рок-энергии оставаться объективным. Так зеркала и работают: в них есть все — бери что нравится. Широкая тематическая подборка — как семь нот, которые могут сложиться в любую мелодию. Следующий этапный фильм Финчера о пророчествах и современных язвах, «Исчезнувшая», вообще можно советовать кому угодно и не удивляться диаметральным реакциям с одинаковой интонацией: кто-то героиню увидит монстром, кто-то героя назовет недочеловеком, но обоим фильм покажется одинаково правдивым, как будто автор именно на их стороне. Этот принцип равноудаленности бракоразводного судьи мы уже упоминали — когда говорили о том, как Финчер, что колобок, никому не дался (а потому и не сдался). Ни компромиссной иерархии Голливуда, ни затхлому миру умного фестивального кино. Выбрав не классическую культуру прошлого, а масскульт, за которым будущее, он вовсе не заигрывает с ним (как нынче делает каждый второй режиссер-автор), а дотягивает его до собственного уровня. Стилистику коммерческой рекламки докручивает до продуманности Бетховена. Paper- back Книжка в мягкой бумажной обложке — прим. ред. — до поколенческого высказывания. Музыку в стиле «пятизвездочное спа» преподносит как новый крадущийся ужас. Никому в индустрии это, разумеется, не сдалось. Кроме зрителя, которого потихоньку, часто с возрастом, увеличивающимся опытом сбывшихся пророчеств, вся эта финчеровская космогония постепенно покоряет. Единственная мелодия, которая кажется мне непреходящей, играющей в «Бойцовском клубе» forte, покорившая меня сразу, в ранней юности, без всякого понятия о том, что такое ирония, политика и ревизионизм (и восхищающая меня до сих пор) — это тема экзистенциальной беспомощности. Когда все никак не можешь придумать свою жизнь, однако все равно, болезный, не сдаешься, копошишься в своей болотной цветовой гамме «Бойцовский клуб» известен необычной болотной окраской — прим. автора. Меня поразило, что за всей мишурой зияет старый, как Сартр, экзистенциальный ультиматум, который консюмеризм раз за разом пытается приучить, да не выходит: мы сами решаем, кто мы. Не наша работа, не наша машина, не наши шмотки. Но и не all-singing all-dancing crap of the world «Все время поющие и все время танцующие испражнения мира»; один из наиболее известных афоризмов Тайлера Дёрдена — прим. ред.. Ничего, что нам скажут со стороны. Зажми уши и отказывайся. Даже в нашей не избалованной консюмеризмом стороне, где каждый день приходилось биться за красоту, за угол почище и солнца побольше, но тоже нужно пестовать извращенно-окситоциновый инстинкт гнездования или извращенно-тестостероновый инстинкт «нагнуть и вы**ать» любого, кто помельче. Даже у нас тот киношный автоагрессивный отказ (от щедрот, которые добрались сюда лет через 15) и его пьянящее освобождение — заставляли мурашки бежать по коже. And still do. Да, все вышло из-под контроля, да, легко не справиться с экзистенциальным кризисом и для облегчения обозвать его социально-политическим. И сам отказ всех героев, включая Марлу, по образу и подобию которой и был соткан Тайлер в его драной шубке, совершенно не важен и, может, даже смешон по содержанию. Но так пронзителен по форме. Как игла, проникающая в глубокую мозговую ткань, чтобы взять опасную пробу нашей несводимости ни к какой функции, нашей удивительной внутренней независимости, выносливости и безвозмездности, о которой мы даже не подозревали. Опасно, путано, безнадежно — но какое же оно живое. И помимо всего этого — экзистенциальной беспомощности, животной детерминированности и бесконечного, бесконечного нытья по поводу злых корпораций, шефов, отцов и полиционеров, — это еще и последняя великая история любви XX века, она же первая великая история века XXI. История, в которой не было волшебной искры, объективации и прочей классической лабуды, а было, как ни смешно, взаимопонимание (травматиков), общие интересы (смерть) и мучительный зуд (ранка на десне, ощущение опухоли) оттого, что другой человек поселился у тебя в голове, а не только в гениталиях.
|