божье присутствие что это

Присутствие Божие

Прису́тствие Бо́жие – 1) реаль­ное при­сут­ствие Бога в мире как бес­пре­дель­ного вез­де­су­щего Духа; 2) живое ощу­ще­ние бытия Божьего, пред­сто­я­ния Богу лицом к лицу, сооб­ща­е­мое чело­веку дей­ствием Боже­ствен­ной бла­го­дати.

Сотво­рив мир, Бог сопри­сут­ствует Своему тво­ре­нию, объ­емля его Своими дей­стви­ями. Венцу тво­ре­ния, чело­веку дана воз­мож­ность ощу­тить Боже­ствен­ное при­сут­ствие, испы­тать пред­сто­я­ние Богу лицом к лицу. Ощу­ще­ние Боже­ствен­ного при­сут­ствия – неотъ­ем­ле­мая часть духов­ного опыта Бого­по­зна­ния, осно­ва­ние обще­ния чело­века с Богом. Ощу­ще­ние Боже­ствен­ного при­сут­ствия есть Божий дар. Этот дар таин­ственно рас­кры­ва­ется в духов­ном опыте, будучи плодом дей­ствия бла­го­дати Свя­того Духа. Усло­вие полу­че­ния этого дара – иска­ние Бога.

Вели­чай­шая раз­ница быть в при­сут­ствии Гос­пода и пред­сто­ять Гос­поду или вооб­ра­жать Гос­пода.

Ощу­ще­ние при­сут­ствия Божия, страх Божий, — суть дары Божии, дары вели­кой цены, дары пер­во­на­чаль­ные и основ­ные, залоги даров высших и вечных. Без пред­ва­ри­тель­ного полу­че­ния их пода­я­ние после­ду­ю­щих даров невоз­можно.

Высо­кое состо­я­ние — ощу­ще­ние при­сут­ствия Божия! Им удер­жи­ва­ется ум от беседы с чуж­дыми помыс­лами, наве­ту­ю­щими молитву; по при­чине его обильно ощу­ща­ется ничто­же­ство чело­века; по при­чине его явля­ется осо­бен­ная бди­тель­ность над собой, хра­ня­щая чело­века от согре­ше­ний, даже само­ма­лей­ших.
свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов

Источник

Присутствие Бога

Присутствие Бога

(Presence of god) Проявление духовной сущности Бога. Так как Бог есть Дух, верующие могут чувствовать Его незримое присутствие. Бог также являет Себя другими способами. Он являет Себя через природу — в особенности, ее стихийные силы: молнию, огонь и землетрясение ( 3Цар 19:11-13 ).

Он может также являть Себя в человеческом облике ( Быт 18 ; Быт 32:22-32 ).

У незримого Бога существуют определенные способы явить Себя. В Ветхом Завете. Ангел Господень. Ангел Господень был Божьим посланником и специальным помощником Израиля, хотя нигде не сказано, что всегда являлся один и тот же ангел ( Исх 14:19 ; Исх 23:20 ; Исх 33:2 ).

После явления ангела Агарь утверждала, что видела Самого Бога ( Быт 16:13 ).

Так Бог освятил скинию как место Своего присутствия. В Ис. 6 слава предстает естественным проявлением Божьего присутствия. У Иезекииля слава отождествляется с Богом ( Иез 9:3-4 ).

В ВЗ слава Божья — это трансцендентный Бог, Который делает Свое присутствие и близость видимыми для Своего народа. Лицо Божье. В ВЗ словом «присутствие» переводится еврейское слово «лицо»; «перед лицом» значит «в присутствии». В Быт 32:30 Иаков видит Бога «лицом к лицу». Характер человека и его личность видны по лицу. Некоторым образом, лицо человека — это сам человек. Так, «Ангел лица Его» ( Ис 63:9 ) может означать «ангел, который есть Его лицо», то есть пророк мог иметь в виду отождествление. Лицо Бога — это откровение Божьей благодати. Когда Он скрывает Свое лицо, Он лишает людей благодати. Когда же лицо Его сияет ( Пс 30:17 ), люди получают благословение ( Пс 43:4 ).

Таким образом, лицо Бога — это присутствие Бога ( Исх 33:14 ).

Молиться Богу в святом месте значит «искать лица Его» ( Пс 23:6 ), Его личного присутствия. Это относится как к поклонению в храме, так и к частному поклонению в Израиле ( Пс 62:2-4 ; Пс 99:2 ).

Благословение Божье — это сияние Его лица ( Чис 6:25 ; Пс 79:4,8,20 ).

Имя Божье. Для семитов характерно было отождествлять имя человека с самим человеком. Поэтому имя Божье — это термин, обозначающий Самого Бога, Его деятельность откровения. Связь поклонения человека Богу с Божьим именем — промежуточная стадия Его действия ( Пс 43:6 ; Пс 88:25 ; Ис 30:17 ), обозначение Божьей силы, которая излучает повсеместно помощь и энергию. Бог может действовать Своим именем. Ангел Господней власти и силы действует, потому что в нем заключено Божье имя ( Исх 23:20-21 ).

Носитель божественного имени, он делает явным тайное присутствие Бога. Храм был местом пребывания Его имени ( 3Цар 11:36 ), не только потому, что Божье имя призывали там, но потому что там было присутствие Бога — находился Сам Бог. Дух Божий. В Святом Духе трансцендентный Бог приближается к Своему народу. Дух — посредник, через Которого Божье присутствие становится реальным для людей ( Ис 63:11-14 ; Зах 7:12 ) и им передаются Божьи дары и силы ( 2Пар 15:1 ; 2Пар 20:14 ; 2Пар 24:20 ; Зах 4:6 ; Зах 6:1-8 ).

Дух был присутствием и силой Бога, пребывающими с Его народом, — Сам Бог действовал в соответствии со Своей природой. Грешник не может попасть в присутствие Бога без помощи Святого Духа; быть лишенным Святого Духа значит быть лишенным Божьего присутствия ( Пс 50:13 ).

Без Духа общение между Богом и людьми невозможно. В Новом Завете. В НЗ явлен новый способ Божьего присутствия. В воплощенном Иисусе Христе Слово Божье присутствует среди Его народа ( Ин 1:14-18 ; Ин 17:6,26 ).

Миссия Иисуса — явить Бога человечеству. Он выполнял эту миссию посредством всех деяний Своей жизни и словесно. Его откровение Божьего имени выразилось в самом Его имени — Иисус («Господь есть спасение»).

В личности Иисуса функция Божьего имени нашла исполнение. Христос был новым храмом ( Ин 1:14 ; Ин 2:21 ; Кол 2:9 ).

Он был самим присутствием Бога. Но это было только начало постоянного Божьего присутствия. Сейчас церковь представляет собой новозаветный Божий храм. Христианство по сути своей — религия присутствия Бога и общения с Ним. Тело Христово, «святой храм в Господе» ( Еф 2:21 ), построено из «живых камней» ( 1Пет 2:5 ), и там пребывает присутствие славного Бога. Теперь отдельный христианин — тоже Божий храм ( 1Кор 3:16-17 ; 1Кор 6:19 ; 2Кор 6:16 ).

Бог в частности присутствует в духе христианина; там правит Бог, ибо там — Его Царство; там Ему поклоняются, потому что Его слава и присутствие превратили дух верующего в храм (см. Ин 14:23 ).

Источник

Как ходить в Божьем присутствии — проповедь 12.01.2020

Старший пастор церкви «Новая жизнь» Вячеслав Гончаренко.

божье присутствие что это. Смотреть фото божье присутствие что это. Смотреть картинку божье присутствие что это. Картинка про божье присутствие что это. Фото божье присутствие что это

Хочу сегодня поделиться с вами о Божьем присутствии и поклонении Господу. Давайте прочтем некоторые места из Библии в начале нашего рассуждения.

«Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоанна 4:23-24).

Поклонение — это очень глубокая тема. Я так рад, что могу заложить её сегодня, в начале 2020 года. Большинство людей в зале считают себя верующими людьми. Может быть, кто-то пришел в первый раз и ищет Бога. Но большинство здесь не ищет Бога — мы уже нашли Его. Как мы это знаем? Мы Его пережили. Как Бог нашел Александра, который говорил сегодня слово о пожертвовании. Он поднял рюмку, хотел выпить с друзьями, но Бог прикоснулся к нему. Бог его нашел. Бывает так, что мы ищем Бога и находим Его. А бывает так, что мы не ищем Бога, а Бог находит нас. Это так удивительно!

Мы здесь не пытаемся быть верующими — у нас была реальная встреча с Иисусом Христом. Верующие понимают, о чем я говорю. Иисус Христос для не только умерший, но и воскресший. Он Царь, Который сегодня сидит на троне одесную Отца Небесного на Небесах. И под ноги Его будут покорены все враги. Знаете, что произойдет однажды? Все царства мира рухнут.

Даниил увидел пророческий сон, как камень стал горой. Камень ударил истукана по ногам — истукан развалился вдребезги. Золотой истукан, построенный царем Навуходоносором, был символом множества царств, которые соединялись в истукане. И камень ударил в этот истукан. Истукан развалился, а камень стал горой и наполнил всю землю. Поэтому Иисус, который сидит сегодня одесную Отца Небесного, — это Царь, который своим Царством заполнил всю эту землю.

Бог изменит всю землю, человечество. Его Царство близко, оно пришло в День рождения Иисуса Христа. Это Царство будет набирать силу, умножаться и заполнил всю землю. Вот как мы видим наше будущее во Христе. Поэтому когда мы говорим, что мы верующие люди, у нас была встреча с реальным Христом, который сегодня правит, который является воскресшим, в силе и славе, это только одна часть истины. Поэтому что ты можешь встретить прекрасного человека, но не подружиться с ним — разве не так? Можешь встретить прекрасного человека, но пойти своим путем и никогда не идти с этим человеком рядом. Поэтому полная истина состоит в том, чтобы нам продолжать путь со Христом.

Только поклонник останется со Христом. Поклонение (о котором мы читали «в духе и истине») не имеет отношения к обрядам, ритуалам, о которых люди думаю. Поклонение имеет отношение к сердцу человека. Поклонение — состояние человеческого сердца, где объект поклонения является твоим сокровищем настолько, что твое сердце принадлежит этому сокровище. Подобно как Иисус сказал: «Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет».

Такая глубокая связь между сердцем и сокровищем. И между поклонением Богу и Его присутствием в нашей жизни очень мощная связь. Каждый человек на этой земле был так сотворен, что в его сердце есть непреодолимая тоска по Божьему присутствию. Если человек говорит, что ему чего-то не хватает в жизни, он может даже не понимать, но именно Божье присутствие — это то, о чем скучает его дух и душа. Только тогда, когда он познает Божье присутствие, он поймет, что искал его всю свою жизнь.

Неверующий человек может испытать Божье присутствие: «Что это было? Я никогда раньше такого не испытывал!» Ты можешь пойти на концерт, где звезды шоу-бизнеса поют очень красиво. Возможно, ты даже будешь плакать, но это не Божье присутствие. Очень легко затронуть эмоциональную часть человеческой личности душещипательными историями, песней минорной, атмосферой. Но Божье присутствие — это нечто другое. Божье присутствие изменяет тебя настолько сильно, что ты идешь совершенно другой дорогой. Ты никогда не вернешься на прежние дороги, потому что вкусив Божье присутствие, ты постоянно будешь скучать по присутствию.

Вот почему мир нас не понимает. Ты будешь жаждать только того, что удовлетворило твою душу. Если ты верующий человек и не получаешь удовлетворения, знай, что только Божье присутствие удовлетворит тебя. Если Божье присутствие удовлетворило тебя однажды, тебе нужно жить Божьим присутствием. И есть только один ключ к Божьему присутствию — поклонение, сердце поклонника.

Часто мы живем религиозно. Что это значит? Мы пришли в церковь — счастливые люди, а потом мы уходим — у нас другие ощущения, потом снова возвращаемся. Наша жизнь превращается в правила, обряды, которые (мы думаем) угождают Богу. На самом деле мы не получаем внутреннего удовлетворения.

Религия нам не поможет. Формальность нам не поможет. Фарисейство нам не поможет. Нам поможет Божье присутствие, которое приходит в нашу жизнь, когда мы поклонники. Вот это угождает Богу и удовлетворяет нас сполна.

Бог сотворил человека таким образом, что сердце всегда находится в поиске. Если человек не встретится с Богом и не переживет Божье присутствие, до самой смерти человек будет находиться в поиске, будет выбирать себе объект для поклонения.

Люди поклоняются сегодня чему угодно: звездам, твари (вместо Творца), кумирам, богатству, идолам. Почему люди это делают? Через поклонение они хотят привлечь внимание объекта, которому они поклоняются.

Вы видели когда-нибудь, как девочка плачет, слушая песню на концерте у любимого певца? И если он ей подмигнул, она счастлива. Если фанат получил автограф любимого футболиста, для него это целое сокровище. Когда ты поклоняешься, ты привлечешь внимание объекта, но этого недостаточно для души человека. Если люди поклоняются бездушным вещам, они вообще лишены внимания. Единственное, что по-настоящему удовлетворяет дух человека, — это Божье внимание. Как мы понимаем, что внимание Бога привлечено, мы переживаем Его присутствие. Оно показывает, что ты просто исповедуешь и веришь, что Бог с тобой, но ты чувствуешь Его присутствие. Бывают моменты в твоей жизни, когда ты приходишь после собрания/молитвы, тебе не хочется ни с кем разговаривать. Тебе хочется максимально сохранить то, что ты переживаешь прямо сейчас. Сердце твое становится другим. Именно в этом состоянии ты находишь мир в своей душе, ты чувствуешь себя самым наилучшим образом.

У многих проблема: нет внимания отца или матери, друзей, коллег по работе. Может, ты и обделен вниманием человеческим. Если речь о звездах, то никто из них не обращает на тебя внимание. Может, ты из этих людей сегодня. Бог хочет дать тебе Свое внимание, свое присутствие. Стань поклонником, человеком, который видит абсолютное сокровище в Боге. И тогда ваша жизнь обретет новые краски.

В Евангелиях (Матфея, 4 и Марка, 4) описано, как сатана искушал Иисуса. Сатана до сих пор искушает человечество, чтобы люди поклонялись ему. Если бы человечество увидело его истинное лицо, большинство людей не захотело бы поклоняться ему, поэтому он принимает поклонение через идолов, то есть в других формах. Но Иисус дал ему потрясающий ответ.

«Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Матфея 4:10).

Если ты потерялся и думаешь, как прожить этот год, я дам тебе потрясающий совет: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи! Когда Бог знает и ты знаешь, что принадлежишь Ему, ты поклонник. И для поклонника у Бога будет всё внимание там, где мы жаждем Бога и собираемся ради Его присутствия.

«Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матфея 18:20).

Наша жизнь, наши встречи, наши собрания, наши домашние группы, наши служения мы должны делать во имя Иисуса Христа. Если мы хотим пережить Божье присутствие, мы должны делать нашу жизнь поклонением Господу. И тогда Божье присутствие будет наполнять нашу жизнь. Божье присутствие — ключ ко всякому благословению в нашей жизни.

Многие могут сказать: «Бог не отвечает на мои молитвы». Запомните: в Его присутствии Он всегда отвечает. Есть большая беда, что люди забыли Божье присутствие. И не знают, как войти в него. Поэтому они могут молиться формально, но не будет коннекта. Божье присутствие будет проявлено там, где люди поклонники.

«Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоанна 4:23-24).

О чем идет речь? Мы должны быть поглощены Богом. В нашем сердце мы должны развивать бесконечный интерес к Нему. Наше сердце должно стать сердцем, в котором живет непрекращающийся интерес к Нему.

Можно испытать себя, являешься ли ты поклонником? Когда вы приходите друг ко другу в гости, о чем вы говорите? Являешься ли ты поклонником? Говоришь ли ты: «Вау, какой Господь чудесный!» — или как всегда обо всем? Мы не запрещаем о погоде говорить, но если ты хочешь переживать Божье присутвие, развивать сердце поклонника, кому ты поклоняешься? Если ты поклоняешься Господу Богу, Он будет в твоих мыслях, в твоих мечтах. Он будет в твоих словах, в твоем поведении. Иисус всегда будет объектом твоей жизни.

Вы видели, как ведут себя влюбленные люди? Люди, в чьих сердцах есть любовь? Довелось ли в своей жизни вам когда-нибудь любить? Есть ли сегодня среди нас те, кто любят кого-то? Любят отчаянной любовью, не формальной? Женатые люди, сохранили ли вы тот огонь, который вы имели, когда любовь пришла в вашу жизнь? Написано: «По причине умножения беззакония во многих охладеет любовь». У многих любовь охладела.

Ты можешь требовать от своей жены / своего мужа чего-то, но только любовь всегда права. С человека, который чувствует любовь, не надо требовать, он открыт для тебя, он говорит: «Всё мое твое» (как сказал отец блудному сыну).

Любовь к Богу должны быть похожа, но на порядок выше. Если ты любишь, ты появляешь любовь, эта любовь движет тобой. Если есть любовь в твоем сердце, всё — ты счастливый человек. Если ты её потерял, борись за любовь, потому что в этом мире нет ничего другого, что делает людей счастливыми.

Что насчет твоей любви к Богу? Начинается этот год, какой будет твоя жизнь? Я предлагаю тебе самый лучший вариант — проживи этот год с Богом, начни познавать Его, возгрей свою любовь. Начни изучать, что Иисус сделал для тебя. Начти познавать Его любовь по отношению к тебе. Начни жить этой любовью, начни думать, начни поклоняться Господу, жаждать этого Божьего присутствия для своей жизни. Делай это от всего сердца.

Измени свои молитвы. Измени свой подход к Богу. Знай, Бог не хочет тебя делить ни с одним из идолов, которые есть на этой земле. Нет. Он борется за твое сердце.

Сатана борется за твое сердце также. Сатана желает увлечь тебя в поклонение идолу. Но идолы опустошат твою жизнь, сделают тебя несчастным. Идолы не дадут тебе ничего.

Бог живой, которому мы поклоняемся, Он есть наполняющий тебя. Он даст тебе силу, Он наполнит тебя. Он может переполнить тебя, что не только ты будешь счастлив, но и всё твое окружение будет счастливо. Из-за твоих взаимоотношений с Господом, поклонения и присутствия Божьего, которое Господь даст тебе переживать. Это благословит всё твое окружение.

Поэтому поклонение и Божье присутствие — это очень близкие вещи. На самом деле мы здесь сегодня даже не из-за того, что нужно слушать слово пастора. А я здесь не из-за того, что мне нужно проповедовать. Я здесь из-за того, что люблю Того, Кто возлюбил меня. Я здесь, потому что в моем сердце есть любовь, которая движет мной. Я здесь, чтобы точно так, как и вы, пережить Божье присутствие. Я здесь, чтобы учиться, как мы можем любить Господа всем сердцем. Я здесь, чтобы учиться поклоняться Ему всем существом. Я здесь, чтобы объединить нашу веру в молитве, чтобы переживать Его силу, Его красоту. Я здесь, чтбоы восхищаться наших Господом.

Есть только один ответ на вопросы этого мира, который полон нужд, в котором статистика зла зашкаливает. Им нужна встреча с живым воскресшим Иисусом Христом. Эта встреча у нас произошла, но нам нужно продолжать жить в Божьем присутствии. Господь дал нам эту благодать.

Бог говорит: «Не просто хочу встречи с тобой по воскресеньям. Я хочу жить с тобой в понедельник, вторник и среду, в чертверг, пятницу и субботу, воскресенье. Я хочу благословить тебя. Мое присутствие благословит тебя. Мое присутствие разрулит тупики в твоей жизни. Развяжет тугие углы, невозможное станет возможным. Мое присутствие».

Одно Божье прикосновение — и весь твой хлам, который мешает тебе, исчезнет. Божье присутствие освобождает нас, делает нас настоящими. Оно делает нас подлобными Христу. Давайте облекаться в Божье присутствие, давайте ходить в нем, как в мантии. Давай излучать Божье присутствие.

Помните, сатана будет вас всегда искушать на поклонение ему. Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Пусть стучит эта мысль. Бог таких ищет себе поклонников, в духе и истине. Дух — это сердце человека, в духе — это когда сердце принадлежит. В истине — это когда твоя жизнь без облачка, когда твоя жизнь не приемлет лжи. Бог хочет дать каждому из вас кристальную чистоту сердца. Бог хочет изменить всё, Он богатый. И Он это делает прямо сейчас для многих из вас.

Когда Бог желает что-то дать, твоя реакция: «Господь, я принимаю это,» — или ты отказываешь. Я хочу взять всё то, что Бог хочет нам дать. Я хочу принять всё то, что Бог хочет мне дать. И я приму это. Примешь ли ты?

Срочная новость! 17.02 состоялось принудительное выселение церкви «Новая Жизнь» из здания.

Причина и история развития конфликта:

Источник

Грани отчаяния и Божие присутствие

Как же потрясла меня история одного датского отрока. Она заставила о многом задуматься, многое понять, а на что-то взглянуть заново.

Ему было 11 лет, и он стоял на холме, с отчаянием и злобой всматриваясь в небо. Рядом паслось стадо овец, которое он вывел на пастбище ни свет ни заря. Вокруг – ни души, лишь суровый ландшафт, и так изо дня в день. Голод, одиночество, холод, а летом палящее солнце, и самое страшное – какая-то безнадежная тоска, беспросветность пронизывали душу насквозь. Сквозь его детское лицо, обветренное и изможденное, проходили черты тоски. Так он стоял на этом злосчастном холме, вглядывался в небо, и наконец произнес несколько злых слов, фактически проклятья, обращенные к Богу. Ему казалось, что не по годам тяжкие испытания Бог ниспослал ему совершенно бессмысленно. И тогда зачем Он, такой Бог, вообще нужен?

Небо не разразилось ни громом, ни молнией. Казалось, ответа и нет. Лишь тихое дыхание ветра… Но как удивительно – жизнь отрока чуть ли не в одночасье изменилась в лучшую сторону. Мальчик быстро получил то, о чем так мечтал.

Его имя несколько непривычно для нас – Михаэль Кьеркегор. Жил он в Дании на рубеже XVIII–XIX вв. Известен он больше тем, что впоследствии его собственный сын, Сёрен Кьеркегор, стал знаменитым философом, писавшим прекрасные сочинения на темы христианской нравственности. Но что же сам Михаэль после своего неординарного поступка?

Нежданно-негаданно объявился родной дядя, который взял мальчика-пастуха к себе в Копенгаген и дал прекрасное образование. Дядя успешно вел бизнес, а Михаэль оказался отличным торговцем. Быстро юноша сколотил себе состояние, обзавелся домом, а затем унаследовал весь бизнес почившего дяди. И вот он – богатейший предприниматель Копенгагена. У других дела валились и рушились, словно карточные домики, а у него – ничего, всё оставалось незыблемым и еще возрастало. Когда британский флот подверг город артиллерийскому обстрелу, его дома не пострадали. А когда Данию постиг жестокий экономический кризис, Кьеркегор опять-таки пережил беду без потерь.

Ему завидовали так же, как сейчас завидуют тем, кому удача каждый день улыбается, кого беды боязливо обходят стороной (так по крайней мере завистникам кажется, будто кто-то живет припеваючи). Ему почтительно кланялись на улицах. К нему на обед заезжали даже представители королевской фамилии. Только вот сердце почему-то щемило. При видимом изобилии сердце испытывало тесноту.

Без Тебя, Боже, каждый из нас – сирота

Так тоскует душа, потеряв любимого – и в дорогих хоромах она чувствует свою пустоту, словно и жизни нет. Так дерево, лишенное источников вод, увядает. Так ребенок, потерявший родителя, носит в своих глазах одиночество. Без Тебя, Боже, каждый из нас – сирота.

Переживание счастья или несчастья имеет одну значимую черту. Мы счастливы не тогда, когда имеем вовне, а когда имеем внутри. Невозможно быть счастливым сердцу немирному, беспокойному и тревожному. Переживание счастья – достояние сердца, когда оно чисто, свободно и мирно.

Даже получая чаемые сокровища, но в обход Бога, душа не станет счастливой. Она подобна блуждающему по волнам морским кораблю, трюмы которого наполнены всевозможными запасами и провиантом, но сам корабль не имеет родного причала. Судно ветшает, накопления лежат мертвым грузом, а родной пристани нет. Так и душа, плавая по морю жизни с земным накоплением, тоскует без родного Отечества, без той подлинной Пристани, которой все мы должны достичь.

Отроческий поступок Михаэля – в каком-то смысле выражение ропота, даже бунта, крамолы, которые случаются с каждым из нас: «Я мучаюсь, тружусь на износ, ничего не имею, где же Ты, Боже? Почему Ты не спасаешь меня?» Но если разобраться в глубинах поступка, то внешнее бунтарство часто выражает отчаяние.

Да, да, злые слова зачастую – голос отчаяния. Само отчаяние – крик души, потерявшей опору. Отчаяние – внутренний обвал, крушение наивных надежд на счастье земное. Это своего рода тупик, в котором многие как раз обратились к Богу, ибо лабиринт земных расчетов ведет в никуда. Но есть в этом тупике и свое искушение. Отчаявшийся не ощущает Божия присутствия и потому считает, что Бог оставил его, не помогает, а может, Бога и вовсе нет.

Отчаяние всегда неразумно и потому влечет за собой неразумные действия. Люди злословят порой самых близких, и только лишь потому, что отчаялись в своих надеждах: не знают, как вернуть супруга, как вразумить ребенка, как остановить пьющего родственника, и неожиданно вместо жертвенного добра вдруг обращают к ним свои проклятия. Отчаяние срывает запоры с наболевших чувств, которые выплескиваются наружу в виде неразумных фраз и проклятий. Самое же страшное – когда человек, отчаявшись, проклинает данную ему свыше жизнь, злобно отвергает Бога и думает, что никакого смысла в страданиях нет.

Если ты думаешь лишь о себе, то и пятнышко на твоей одежде может вызвать отчаяние

Секрет отчаяния – в самозамкнутости. Закрывшись внутри себя, мы и не видим иных опор, кроме себя. Еще один секрет отчаяния – в преувеличении личных бед и отсутствии надежды на Бога. Если ты думаешь лишь о себе, то и малое пятнышко на твоей одежде может вызвать отчаяние. Когда же замечаешь, сквозь какие беды Бог ведет ко спасению других людей, то собственные беды блекнут, теряют вес, становятся незначительными.

Секрет отчаяния в том, что отчаявшийся видит только свою беду, но не видит Христа, на кресте за нас распятого. Даже видя Распятого, мы по-прежнему клянчим: «Подай нам то и то, сними нас с наших крестов, мы не хотим быть с Тобой сораспятыми». Человек испытывает отчаяние не потому, что Бог отвернулся, а потому что сам закрылся от Бога, замкнулся на временной неудаче и свел к ней весь смысл жизни, а точнее, утрату смысла.

О чем же говорит нам пример Михаэля? Бог обустроил его жизненный путь, даже когда тот бросался злыми словами. Господь показал ему на самом опыте жизни, что Он всегда находится рядом, слышит и видит, что исполняет сердечные чаяния, и что наши неразумные поступки и такие же неразумные слова не могут затмить Его любви к нам.

Что же мы можем извлечь из этого? Если Господь и при ропоте и негодовании позволяет исполниться нашим мечтам, то не тем ли более Он исполнит просьбы молитвенные? Если при озлоблении нашем Он исполняет наши тайные чаяния, то не тем ли более исполнит чаяния доброй души?

Жизнь человека так устрояется Божиим Промыслом, что выход есть всегда и везде, даже там, где написано: «Выхода нет». Помощь приходит, откуда не ждешь. Господь действует так, как ты и не можешь себе представить. И, значит, доверься Господу, оставь Ему всё управить, предай ситуацию в руки Божии. Он и так, если надо, из голодного, невыспавшегося пастушка сделает всеми уважаемого богатого человека. Но великое счастье – спокойная совесть, когда душа осталась верной Господу своему.

Всегда и везде мы окружены Божией любовью, но воспринимаем ее далеко не всегда

И вот какая удивительная грань, объяснение внутренних страданий Михаэля, да и многих, многих из нас. В нашей жизни внутренние муки – зачастую от нашей неверности. Так, изменивший своей семье человек внутренне страдает, даже если окружен любовью семьи. Он сам закрылся от этой любви, чувствует себя чужим в присутствии самых близких – обманутой второй половинки и преданных детей, испытывает внутреннее раздвоение, совесть жжет его, и он мучается. Закрывшись от света, ты погружаешься в тьму. Спрятавшись от тепла, испытываешь холод. Отвернувшись от Бога, несешь в себе мучение. А значит это только одно – всегда и везде мы окружены Божией любовью, но воспринимаем ее далеко не всегда.

Но почему же в ответ на крик сердца – тишина?

Да потому, что не может услышать тот, кто не слышит. Способный слышать и в тихом веянии ветра распознает Божий знак, призывающий нас к безмолвию от страстей и покою сердца в Боге. Способный видеть и слышать поймет, что Божье благословение – не в обилии земных благ, а в данной нам возможности идти по пути Христа.

Разве наш Бог есть Бог земного комфорта?

Быть со Христом возможно, только следуя за Ним. Какая очевидная истина! Но что она значит? Христос не был повелителем, гордо вознесшим главу, не собирал для Себя сокровищ, не жил во дворцах, не ездил на дорогих колесницах. Христос не пользовался всеобщей популярностью, ибо не заботился об имидже, и знатные люди боялись общаться с Ним, чтобы не испортить себе репутацию. На земле Христос ходил сквозь колючие заросли злых наветов, Его уязвляли злобой и клеветой, Он умер в страшных страданиях, оставленный учениками. Но любит Христос всех бескорыстно. И вот она, тысячи раз повторяемая истина: путь к свету Воскресения пролегает через скорби Голгофы.

Что принесем мы Христу, потратив жизнь на гордость, обогащение, комфорт? Как будем мы со Христом, если никогда не были с Ним, поступая прямо противоположно Ему? Как будешь ты с Тем, Кому никогда ты не был единомыслен и единодушен?

Но сам Михаэль давно уже и горячо молился Богу, учил детей религиозности, однако сквозь всю свою жизнь пронес горькую мысль о своем давнем поступке. И через 70 лет (. ) после события на холме, будучи весьма почтенным 82-летним старцем, он всё еще сокрушался и никак не мог позабыть. Всю жизнь его мучила и терзала мысль, что он возроптал, впал в страшный грех злословия и богохульства, тогда как Господь его вовсе не оставлял, напротив, проявлял заботу о нем и подал ему всё, чего тот хотел. Вот такие удивительные переживания.

Он раскаялся, но, видимо, в его покаянии проскальзывал фатализм. Он полагал, что за его грехи на его род лег тяжкий рок, что он сам и его дети лишены благословения. Так и мы зачастую думаем, что жизнь наша пошла наперекосяк по причине какой-то ошибки, как будто мы способны жить без грехов, а покаяние бесплодно, как будто нет силы преображения, действующей благодатью Духа Святого, как будто Бог напрасно попустил нам пройти через эту ошибку.

У каждого из нас в жизни бывают поступки, о которых мы очень жалеем, которые словно лежат несмываемым пятном, и даже после глубокого раскаяния остается темное воспоминание. Нам всё же хочется, что лучше бы этих грехов и ошибок у нас не было вообще.

Но разве Бог мстителен? Разве отношение к нам Небесного Отца выражается в том, чтобы подмечать очередную нашу оплошность и наказывать за нее? Нет, Бог не мстителен. Он остается верен, когда люди неверны. Он не предаст, когда человек предаст. Он преисполнен благословений, когда наши грешные души наполняют проклятия.

Ты, Боже, благословляющих Тебя благословляешь, но проклинающих не проклинаешь никогда. Люди клянут всех и вся по немощи своей души, по неразумию, а еще, как мы поняли, от отчаяния – надрыв души влечет ломку сознания, и тогда из глубин надорванного сердца исходит неразумный крик. Злословящий неразумен. Злословящий слеп. Злословящий не слышит ничего, кроме своих собственных злословий. Любовь не клянет никого. Любовь исключает отчаяние. Любовь исцеляет душу. А еще Любовь прощает клянущего и продолжает его любить.

Даже мы, будучи злы, не обижаемся на своих малых деток, когда они по неразумию говорят нам что-либо с раздражением. Люди – Твои чада, Боже. Ты, – воплотившаяся Любовь и воплотившаяся Кротость, – заповедал нам: «Благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5, 44–45).

Бездна человеческих падений – ничто пред необъятной бездной Божией любви. Бог и на злословия отвечает земным благотворением. Значит, и мы призваны благословлять проклинающих, благотворить, помогать в надежде, что их совесть пробудится – так же, как пробудилась у мятежного Михаэля.

Но вот еще удивительная грань.

Проклиная или злословя кого-либо, мы вредим только себе. Ибо родившееся в сердце проклятие отравляет, прежде всего, нас самих.

Камни, бросаемые в небо, возвращаются на головы тех, кто их бросал. Таков закон – всемирного тяготения. Ветвь, отсеченная от дерева, медленно засыхает. Это тоже закон – жизни как целостности, и эту целостность необходимо хранить: ветвям – с деревом, детям – с родителями, людям – с Небесным Отцом. Созданный Богом мир призван к единству: всех друг с другом, но, прежде всего, всех с Небесным Отцом. Разрушение единства выражается во вражде. А враждующий утратил любовь и потому губит холодом ненависти собственную душу.

Но отсеченную ветвь можно привить, и она возродится. А камни просто не стоит бросать.

Но на пике отчаяния мы ждем от Тебя, Боже, ответа. И Ты всегда отвечаешь, но не всегда так, как этого хочется нам. Мы клянчим у Тебя, Боже, благ земных. Мы впадаем в отчаяние и готовы проклинать всех и вся, когда не получаем просимого. Но Ты вразумляешь нас, открывая нам новые пути, а иногда и исполняя наши неразумные просьбы. Тогда мы на личном опыте убеждаемся в пустоте и наивности своих многих просьб.

Михаэль тосковал и, кажется, не заметил, как Господь по жизни наделил его огромным счастьем – иметь одаренного, талантливого сына, с которым он часами увлеченно беседовал. Его сын Сёрен – один из немногих философов нового времени, которые воспевали духовную жизнь, верность Евангелию, призывали следовать за Христом. Собственно, накопления Михаэля тратились на воспитание и творчество сына – тот мог спокойно работать над книгами, не отвлекаясь на изнуряющий силы заработок. Разве в этом не было Божия Промысла?

Жизнь, в которой Богом попущено пройти через тяжкий грех, тоже учитель, лишь бы мы готовы были принять урок

И каждого из нас Господь по жизни промыслительно ведет, невзирая на наши грехи и наши ошибки.

Жизнь человека, в которой осуществляется Промысл Божий, а сам человек исполняет Божии заповеди, есть наш лучший учитель. Но и жизнь, в которой Богом попущено пройти через тяжкий грех, тоже учитель, лишь бы мы готовы были принять урок. И если, по слову пророка, «извлечь драгоценное из ничтожного» (Иер. 15, 19), то и в каждом внешне недостойном событии можно обнаружить удивительный смысл.

Наш Бог – не Бог карающий, а Бог исцеляющий и врачующий. Нет человека, которого покинула бы Божия любовь. Надо лишь смиренно принять то, что ниспосылается Господом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *