божественная литургия лития что это

Заупокойные службы: панихида, лития, отпевание — в чем разница?

Заупокойное богослужение — любое, посвященное умершим. Церковь постоянно молится о своих умерших чадах, и для этого у нее есть несколько отдельных богослужений. Подробнее — в Слайдах Фомы.

Панихида

Панихида — заупокойное богослужение с поминовением умерших, которая совершается как до, так и после погребения. Служится на кладбище и в храме. В молитвах панихиды люди просят у Бога лучшей загробной участи для близких и прощения грехов, совершенных ими при жизни. Гражданская панихида — светское прощание с покойником, которое не имеет никакого отношения к Церкви. В советскую эпоху она воспринималась как альтернатива церковному поминовению, хотя могла и не быть ей. Например, похороны Н. А. Некрасова сопровождались гражданской панихидой с речами в его память, но было и церковное отпевание.

Парастас

Парастас — особая (великая) панихида, которая совершается накануне родительских суббот в пятницу на вечернем богослужении.

Лития

Лития — самая короткая заупокойная служба, которая состоит всего из нескольких молитв и песнопений, входящих в чин полной панихиды, фактически это ее завершающая часть. Ее служат как в храме, так и на кладбище и дома. Ее могут совершать как священнослужители, так и миряне.

Чин погребения (отпевание)

Чин погребения (отпевание) — особое богослужение, которое обычно совершается на третий день после смерти христианина, то есть в день похорон. Таким образом Церковь с близкими провожают умершего в иной мир, просят у Бога милости о нем и утешения в скорби для себя. Отпевание совершается в храме над покойником в гробу и только как исключение — дома или на кладбище. Отпевать людей вне храма стали в советское время, чтобы не привлекать к себе внимания безбожной власти. Сейчас эта практика прижилась в виде отпеваний в моргах и крематориях, но это противоречит смыслу богослужения. Есть четыре вида погребений (различаются текстом молитв) — для мирян, монахов, священников и младенцев.

Заочное отпевание

Отпевание умершего после похорон, которое совершается в исключительных случаях по благословению священника. Например, во время войны или при чрезвычайных ситуациях. Часто такую «услугу» без повода предлагают ритуальные агентства. В этом случае отпевание становится вдвойне заочным: на нем нет ни гроба с телом, ни молящихся за усопшего. В такой ситуации нельзя быть уверенным, что отпевание действительно состоялось. Важно личное участие близких и их молитва за умершего человека.

Источник

Лития́

Лития́ (от греч. λιτή, усерд­ное моле­ние) – в пра­во­слав­ном бого­слу­же­нии в совре­мен­ной прак­тике:

«Нынеш­ний устав знает четыре вида литии, кото­рые по сте­пени тор­же­ствен­но­сти можно рас­по­ло­жить в таком порядке:

а) «лития вне мона­стыря», поло­жен­ная на неко­то­рые дву­на­де­ся­тые празд­ники и в Свет­лую сед­мицу пред литур­гией;
б) лития на вели­кой вечерне, соеди­ня­е­мой с бде­нием;
в) лития по окон­ча­нии празд­нич­ной и вос­крес­ной утрени;
г) лития за упокой после буд­нич­ной вечерни и утрени.

По содер­жа­нию молит­во­сло­вий и чину эти виды литии очень раз­личны между собою, но общее у них именно исхож­де­ние из храма. Исхож­де­ние это в первом виде (из пере­чис­лен­ных) литии бывает полное, а в осталь­ных непол­ное. Но там и здесь совер­ша­ется оно бли­жай­шим обра­зом с целью выра­зить молитву не только сло­вами, но и дви­же­нием, пере­ме­нить ее место для ожив­ле­ния молит­вен­ного вни­ма­ния; даль­ней­шею целью литии явля­ется выра­же­ние – уда­ле­нием из храма – нашего недо­сто­ин­ства молиться в нем: «мы молимся, стоя пред вра­тами св. храма, как бы пред вра­тами небес­ными… подобно Адаму, мытарю, блуд­ному сыну». Отсюда несколько пока­ян­ный и скорб­ный харак­тер литий­ных молитв.

Нако­нец, в литии Цер­ковь исхо­дит из своей обла­го­дат­ство­ван­ной среды во внеш­ний мир – в соб­ствен­ном смысле – или же в при­твор, как часть храма, сопри­ка­са­ю­щу­юся с этим миром, откры­тую для всех, не при­ня­тых в Цер­ковь или исклю­чен­ных из нее, с целью молит­вен­ной миссии в этом мире. Отсюда все­на­род­ный и все­лен­ский харак­тер (о всем мире) литий­ных молитв».

Сущ­ность и зна­че­ние Литии

Важной частью пра­во­слав­ной службы явля­ется лития. Лития от греч. литэ, усерд­ное моле­ние, по цер­ков­ному сло­во­упо­треб­ле­нию озна­чает моле­ние вне храма. По содер­жа­нию молит­во­сло­вий и чину виды литии очень раз­личны между собою, но общее у них именно исхож­де­ние из храма.

Свя­ти­тель Симеон Солун­ский гово­рит:
«Лития совер­ша­ется в при­творе в празд­нич­ные дни и суб­боты, а во время какой-нибудь нашед­шей язвы или несча­стия поется при сте­че­нии народа или среди города, или вне его, около стен»

Исхож­де­ние литии бывает полное (это в первом виде), а в осталь­ных непол­ное. Но там и здесь совер­ша­ется оно глав­ным обра­зом с целью выра­зить молитву не только сло­вами, но и дви­же­нием, пере­ме­нить ее место для ожив­ле­ния молит­вен­ного вни­ма­ния; даль­ней­шею целью литии явля­ется выра­же­ние — уда­ле­нием из храма — нашего недо­сто­ин­ства молиться в нем: «мы молимся, стоя пред вра­тами св. храма, как бы пред вра­тами небес­ными… подобно Адаму, мытарю, блуд­ному сыну». Отсюда несколько пока­ян­ный и скорб­ный харак­тер литий­ных молитв.

Нако­нец, в литии Цер­ковь исхо­дит из своей обла­да­ю­щей бла­го­да­тью среды во внеш­ний мир — в соб­ствен­ном смысле — или же в при­твор, как часть храма, сопри­ка­са­ю­щу­юся с этим миром, откры­тую для всех, не при­ня­тых в Цер­ковь или исклю­чен­ных из нее, с целью молит­вен­ной миссии в этом мире. Отсюда все­на­род­ный и все­лен­ский харак­тер (о всем мире) литий­ных молитв.

По пер­во­на­чаль­ному назна­че­нию лития была молит­вою во время обще­ствен­ных бед­ствий в местах, пора­жа­е­мых или угро­жа­е­мых ими; такою была лития и в уставе Вели­кой Кон­стан­ти­но­поль­ской церкви, и в Запад­ной Церкви только таким моле­ниям усво­я­ется имя литии. Но рядом с этими лити­ями суще­ство­вали уже в III в. очень близ­кие к ним моле­ния радостно-тор­же­ствен­ного харак­тера, состо­я­щие, как и те, в заго­род­ных про­цес­сиях, кото­рым впро­чем не усво­я­лось имя литий и лита­ний.

Особое раз­ви­тие эти про­цес­сии полу­чили в Иеру­са­лим­ской Церкви, где они совер­ша­лись, должно быть, сна­чала празд­ни­ками в озна­ме­но­ван­ные празд­ну­е­мыми собы­ти­ями, а затем, уже в IV в., стали при­над­леж­но­стью каждой вос­крес­ной вечерни; эта лития (тоже не назы­вав­ша­яся так) состо­яла в про­стом повто­ре­нии второй, молит­вен­ной, части вечерни, в разных св. местах.

Нынеш­ние литии перед литур­гией — оста­ток празд­нич­ных иеру­са­лим­ских литий, а на вечерне и утрени — прямое насле­дие вос­кресно-вечер­ней литии, при­няв­шей, под вли­я­нием Вели­кой церкви и древ­ней повсе­мест­ной прак­тики, эле­менты из пока­янно-молит­вен­ной литии.

Лития на вели­кой вечерне сла­га­ется из трех эле­мен­тов: обря­дов, песней и молитв.

Обряд литии состоит в тор­же­ствен­ном выходе свя­щен­но­слу­жи­те­лей и народа в при­твор.
Так как «при­твор назна­ча­ется для каю­щихся и огла­шен­ных», то «Цер­ковь, как бы нося образ каю­щихся и огла­шен­ных, сми­ря­ясь пред Богом и испра­ши­вая Его поми­ло­ва­ния, совер­шает в при­творе неко­то­рую часть службы». «Стоя пред свя­щен­ным храмом, как бы пред небес­ными вра­тами, умо­ляем Его».

Выход этот — настолько суще­ствен­ная при­над­леж­ность литии, что в сла­вян­ских руко­пи­сях Иеру­са­лим­ского Типи­кона вместо тер­мина лития посто­янно упо­треб­ля­ется «исхо­же­ние». Этот выход совер­ша­ется по чину, близ­кому к вечер­нему входу. Свя­щен­ник с диа­ко­ном, как и там, выхо­дят север­ными дверьми, при закры­тых (по Слу­жеб­нику) св. дверях.

Диакон идет рядом со свя­щен­ни­ком, держа кадило. Пред ними несут два све­тиль­ника. Певчие сле­дуют за свя­щен­но­слу­жи­те­лями. Все это совер­ша­ется при пении поло­жен­ных на литии стихир. По при­ходе в при­твор диакон «кадит св. иконы, насто­я­теля и лики и ста­но­вится на своем месте», т. е. впе­реди свя­щен­ника немного направо.

Источник

Что такое лития в православии и когда ее заказывают

Лития в богослужении — служба, совершаемая усиленной молитвой вне храма по случаю бедствий или по усопшему. Греческое слово «лития» в православии означает усердная молитва, совершаемая вне стен храма.

Первоначально назначением литии была общая молитва людей в районах стихийных бедствий, военных и террористических угроз.

История появления общих молитв

Великая Константинопольская церковь проводила общие молитвы, которые были утверждены Уставом, при возникновении бедствий или их угроз для всего общества. Затем и Западная Церковь вводит понятия общих молитв при бедствиях, которое существовало на практике с третьего столетия.

Отличием общих молений того времени от современных богослужений является их характер. В прошлом моления носили радостно — торжественную форму. Иерусалимская Церковь четвертого века практиковала общенародные процессии, в которых молитвенная служба вечерни совершалась по всем святым местам города. Церковь Иерусалимская все вечерни в воскресенье заканчивала общей усердной молитвой.

Ныне с первоначальных прошений остался небольшой остаток, состоящий из молитвы, нескольких песен. При этом священники выходят не во двор, а только в притвор. При литии обязательным является движение, полный или неполный выход из церкви.

Понятие литии часто заменяют словом «исхождение», во время которого священники и дьякона выходят через северные ворота, обязательно при этом закрыв Святые двери центрального входа.

Дьякон находится около священника, он держит кадило. Впереди процессии служки несут светильники. Хор певчих сопровождает священнослужителей.

При выходе из храма дьяконом производится каждение икон и ликов святых. Выходя из святого места, храма, миряне смиренно показывают, что они признают себя блудными детьми, стоящими перед порогом дома, перед престолом Бога.

Этому действию свойственно покаяние и скорбь. Выход священства из храма в притвор символизирует Благодать, дарованную Богом — сошествие Иисуса Христа на грешную землю.

Вторым немаловажным смыслом выхода священства за пределы храма является явление среды, наполненной благодатью, внешнему миру.

Читайте о покаянии:

Всеобщая молитва может носить как всенародный, так и вселенский характер.

Два вида литии

Церковные служения разделены на несколько частей. Каждому христианину необходимо знать, что такое лития в богослужении, чтобы подготовиться к ней соответствующим образом.

Читайте о других богослужениях в храме:

Общая молитва для мирян служится в двух разных чинах:

Каждый чин имеет свое назначение, объединяет их символический выход священников из церкви в притвор, специальную пристройку, где молятся оглашенные или некрещеные.

Заупокойная лития для мирян чаще читается на кладбище около могилы почившего человека. Усердные молитвы об умершем отличаются от панихиды временем их проведения, но имеют ту же миссию.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Tрижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи, помилуй. (12 раз)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)

Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.

В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Ты еси Бог, сошедый во ад, и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Едина Чистая и непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его.

Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего, и сего всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая, яко Благ, прегрешения его вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче.

Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя и рекий ми: яко земля еси, и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй (Трижды), благослови.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему (имя), и сотвори ему вечную память.

Вечная память. (Трижды)

Душа его во благих водворится, и память его в род и род.

Вечерняя лития

Вечерняя лития совершается в субботу или по праздникам во время всенощного служения.

После ектеньи звучит вечерняя молитва Господу.

Во время вечерней службы по древнему христианскому обычаю, чтобы уберечь свой край от бедствий, люди выходили с молитвами перед Богом, неся впереди процессии хоругви и образа.

Торжественное молитвенное шествие проходило через площади, улицы города, порой совершая ночные обхождения населенных пунктов по всему периметру.

Усиленными прошениями народ со смирением взывает к Господу, моля Его о прощении, милости и покрова перед надвигающимися бедствиями.

Христиане должны иметь крепкую веру в то, что во время таких общих взываний Господь дарует своему возлюбленному народу просимые благословения:

Христиане признают себя грешниками, поэтому в молитвах просят заступничества и помощи у Пречистой Богородицы, всех святых, начиная с Иоанна Предтечи и оканчивая покровителем храма, хранителем его. Люди провозглашают свою веру в Честный Крест, признавая Его Животворящую силу.

Все православные, принимающие участие в общей молитве, мысленно сливаются духом в единстве Церкви:

Во время торжественной литии несутся в небеса благодарения за Творца, духовных отцов, свой храм, населенный пункт.

Многие христиане во время торжественного общего моления просят Всевышнего о путешествующих в других странах, об исцелении от неизлечимых человеческими силами болезней, об освобождении плененных дьяволом всякими зависимостями и находящихся в явном плену.

Когда читается заупокойная лития

После приготовления усопшего человека к похоронам, усердные молитвы совершаются несколько раз:

Во дворе дома, где собираются люди, желающие проводить покойника в последний путь, исполняют песни «Премудрость» и «Чистейшая». При отсутствии, по каким либо причинам, священника на похоронах, чин литии может быть прочитан мирянином как около дома, так и на кладбище.

Порядок проведения последнего служения усопшему прост.

Трисвятое, по Отче наш.

Со духи праведных скончавшихся души раб Твоих, Спасе, упокой, сохраняя их во блаженней жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.

В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и души раб Твоих, яко Един еси Человеколюбец.

Слава: Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый, Сам и души раб Твоих упокой.

И ныне: Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душам их.

Ектения: Помилуй нас Боже…

Хор: Господи помилуй. (Трижды)

Иерей: Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих (имярек), и о еже проститися им всякому прегрешению, вольному же и невольному.

Хор: Господи помилуй. (Трижды)

Иерей: Яко да Господь Бог учинит души их, идеже праведнии упокояются.

Хор: Господи помилуй. (Трижды)

Иерей: Милости Божия, Царства Небеснаго, и оставления грехов их, у Безсмертного Царя и Бога нашего просим.

Иерей: Господу помолимся,

Хор: Господи помилуй.

Возглас: Яко Ты еси Воскресение, и живот, и покой усопших рабов Твоих…

Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная.

Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека: земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, создавый мя и рекий ми: яко земля еси и в землю отыдеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Иерей: Покой, Господи, души усопших раб Твоих.

Хор: Покой, Господи, души усопших раб Твоих.

Иерей: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Хор: И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Иерей: Премудрость. Пресвятая Богородице, спаси нас.

Хор: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Иерей: Слава Тебе Христе Боже, упование наше, Слава Тебе.

Хор: Слава и Ныне. Господи помилуй (трижды), благослови.

Живыми и мертвыми обладаяй, Воскресый из мертвых, Христос истинный Бог наш…

Иерей: Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим (имярек) и сотвори им вечную память.

Хор: Вечная память (Трижды). Души их во благих водворятся, и память их в род и род.

Отличие литии от панихиды

Заупокойная лития служится только в день похорон усопшего.

Панихида совершается в храме, как правило, после Литургии, время ее проведения уточняется у священнослужителей.

Как на панихиду, так и проскомидию, записки об умерших людях можно подавать регулярно в течение всего времени.

Источник

Божественная литургия

божественная литургия лития что это. Смотреть фото божественная литургия лития что это. Смотреть картинку божественная литургия лития что это. Картинка про божественная литургия лития что это. Фото божественная литургия лития что это

Мы уже говорили, что литургия — главное, самое важное богослужение, во время него совершается Таинство Евхаристии, или Таинство причащения. Это Таинство впервые совершил Сам Господь наш Иисус Христос накануне Своих страданий, в Великий Четверг. Спаситель, собрав всех апостолов вместе, воздал хвалу Богу Отцу, взял хлеб, благословил его и преломил. Он дал его святым апостолам со словами: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. Потом Он взял чашу с вином, благословил ее и дал апостолам, сказав: Пейте от нее все: ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф 26, 28). Господь также заповедовал апостолам: Сие творите в Мое воспоминание (Лк 22, 19). Апостолы и после воскресения Христа и вознесения Его на Небо совершали Таинство причащения. Во время Евхаристии (греч. благодарение) каждый раз реально совершается то, что Господь совершил на Тайной Вечери. Мы таинственно, под видом хлеба и вина, причащаемся Самого Божества — Тела и Крови Спасителя. Он в нас пребывает, и мы пребываем в Нем, как сказал Господь (см.: Ин 15, 5).

божественная литургия лития что это. Смотреть фото божественная литургия лития что это. Смотреть картинку божественная литургия лития что это. Картинка про божественная литургия лития что это. Фото божественная литургия лития что это

Евхаристия называется еще Бескровной жертвой, потому что она есть образ той жертвы, которую Господь Иисус Христос принес за нас на Голгофе. Он совершил ее единожды, пострадав за грехи мира, воскрес и вознесся на Небо, где воссел одесную Бога Отца. Жертва Христова была принесена один раз и повторяться не будет. С установлением Нового Завета ветхозаветные жертвоприношения прекратились, и теперь христиане совершают Бескровную жертву в воспоминание жертвы Христовой и для приобщения Его Тела и Крови.

Ветхозаветные жертвоприношения были лишь тенью, прообразом Божественной жертвы. Ожидание Искупителя, Освободителя от власти диавола и греха — главная тема всего Ветхого Завета, и для нас, людей Нового Завета, жертва Христа, искупление Спасителем грехов мира — основа нашей веры.

Святые Дары — это огонь, пожигающий всякий грех и всякую скверну, если человек стремится причащаться достойно. Мы причащаемся во исцеление души и тела. Приступая к причащению, нужно делать это с благоговением и трепетом, осознавая свою немощь и недостоинство. «Хотя ясти (вкушать), человече, Тело Владычне, страхом приступи, да не опалишися: огнь бо есть», — говорится в молитвах ко Святому причащению.

божественная литургия лития что это. Смотреть фото божественная литургия лития что это. Смотреть картинку божественная литургия лития что это. Картинка про божественная литургия лития что это. Фото божественная литургия лития что это

Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет о том, как Господь вразумил одного юношу, Дмитрия Шепелева, и показал, что в святом причастии подается подлинное Тело Спасителя: «Он воспитывался в Пажеском корпусе. Однажды в Великий пост, когда пажи говели и уже приступали к Святым Тайнам, юноша Шепелев выразил шедшему возле него товарищу свое решительное неверие, чтоб в чаше были Тело и Кровь Христовы. Когда ему преподаны были тайны, он ощутил, что во рту у него мясо. Ужас объял молодого человека: он стоял вне себя, не чувствуя сил проглотить частицу. Священник заметил происшедшее в нем изменение и приказал ему войти в алтарь. Там, держа во рту частицу и исповедуя свое согрешение, Шепелев пришел в себя и употребил преподанные ему Святые Тайны» («Отечник»).

Происхождение литургии

божественная литургия лития что это. Смотреть фото божественная литургия лития что это. Смотреть картинку божественная литургия лития что это. Картинка про божественная литургия лития что это. Фото божественная литургия лития что это

Таинство причащения, Евхаристия, с древности получило также именование литургия, что с греческого переводится как общее дело, общее служение.

Святые апостолы, ученики Христовы, приняв от своего Божественного Учителя заповедь совершать Таинство причащения в воспоминание о Нем, после Его вознесения стали совершать преломление хлеба — Евхаристию. Христиане постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах (Деян 2, 42).

Чин литургии формировался постепенно. Вначале апостолы совершали Евхаристию по тому самому порядку, которому научил их Учитель. В апостольские времена Евхаристия была соединена с так называемыми агапами, или трапезами любви. Христиане вкушали пищу и пребывали в молитвах и братском общении. После вечери совершалось преломление хлеба и причащение верующих. Но потом литургия была отделена от трапезы и стала совершаться как самостоятельное священнодействие. Евхаристию стали совершать внутри священных храмов. В I–II веках порядок литургии, видимо, не был записан и передавался изустно.

Какие бывают литургии

Постепенно в разных местностях стали складываться свои литургические чины. В иерусалимской общине служилась литургия апостола Иакова. В Александрии и Египте совершалась литургия апостола Марка. В Антиохии — литургии святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. Все эти литургии едины по своему смыслу и значению, но отличаются текстами молитв, которые возносит священник при освящении Святых Даров.

Сейчас в практике Русской Православной Церкви обычно совершаются три чина литургии. Это литургия святителя Иоанна Златоуста, литургия святителя Василия Великого и литургия святителя Григория Двоеслова.

Литургия святителя Иоанна Златоуста

Эта литургия совершается во все дни года, кроме первых пяти воскресений Великого поста и будничных великопостных дней. Святой Иоанн Златоуст составил чин своей литургии на основании прежде составленной литургии святителя Василия Великого, но сократил некоторые молитвы.

Литургия святителя Василия Великого

По сказанию святого Амфилохия, епископа Иконийского, святитель Василий Великий просил у Бога «дать ему силу духа и разума совершать литургию своими словами. По шестидневной пламенной его молитве Спаситель явился ему чудесным образом и исполнил его прошение. Вскоре Василий, проникшись восторгом и божественным трепетом, начал возглашать: “Да исполнятся уста моя хваления”, “Вонми, Господи Иисусе Христе Боже наш, от Святаго жилища Твоего” и прочие молитвы литургии».

Литургия святителя Василия совершается десять раз в году:

накануне Рождества Христова и Крещения (в так называемый Рождественский и Крещенский Сочельники), в день памяти святителя Василия Великого 1 января (14 января по новому стилю), в первые пять воскресений Великого поста, в Великий Четверток и в Великую Субботу.

Литургия святителя Григория Двоеслова, или литургия Преждеосвященных Даров

Во время святой Четыредесятницы Великого поста в будние дни прекращается служение полной литургии. Пост — время покаяния, плача о грехах, когда из богослужения исключаются всякая праздничность и торжественность. И поэтому по правилам церковным в среду и пятницу Великого поста совершается литургия Преждеосвященных Даров. Святые Дары, которыми причащаются верующие, освящаются на литургии в воскресенье.

В некоторых Поместных Православных Церквах в день памяти святого апостола Иакова (23 октября по старому стилю) служится литургия по его чину.

Последовательность и символическое значение литургии

Порядок совершения полной литургии (то есть не литургии Преждеосвященных Даров) таков. Вначале приготовляется вещество для совершения Евхаристии. Затем верующие готовятся к Таинству. И, наконец, совершается само Таинство — освящение Святых Даров и причащение верующих. Божественная литургия, таким образом, имеет три части: проскомидия; литургия оглашенных; литургия верных.

Проскомидия

божественная литургия лития что это. Смотреть фото божественная литургия лития что это. Смотреть картинку божественная литургия лития что это. Картинка про божественная литургия лития что это. Фото божественная литургия лития что это

Слово это греческое и в переводе означает принесение. В древности члены первохристианской общины сами приносили перед литургией все нужное для Таинства: хлеб и вино. Хлеб, употребляемый при совершении литургии, имеет название просфоры, что значит приношение (в древности сами христиане приносили хлебы на литургию). В Православной Церкви Евхаристия совершается на просфорах, приготовленных из квасного (дрожжевого) теста.

Для проскомидии употребляется пять просфор в память о чудесном насыщении Христом пяти тысяч человек.

Для причащения употребляется одна просфора (агничная). Ибо и Господь причастил апостолов, преломив и раздав один хлеб. Святой апостол Павел пишет: один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба (1 Кор 10, 17). Агнец раздробляется после преложения Святых Даров, и им причащаются священнослужители и все готовившиеся к причастию. Вино при совершении литургии употребляется красное, виноградное, так как оно напоминает цвет крови. Вино смешивается с небольшим количеством воды в знак того, что из прободенного ребра Спасителя истекли кровь и вода.

Проскомидия совершается в самом начале литургии в алтаре во время чтения чтецом часов. Возглас «Благословен Бог наш», предваряющий чтение третьего часа, является также начальным возгласом проскомидии. Перед литургией совершается последование третьего и шестого часов.

Проскомидия — очень важная часть Божественной литургии, и приготовление Даров для освящения имеет глубокое символическое значение.

Напомним: проскомидия совершается на жертвеннике.

божественная литургия лития что это. Смотреть фото божественная литургия лития что это. Смотреть картинку божественная литургия лития что это. Картинка про божественная литургия лития что это. Фото божественная литургия лития что это

Из Агничной просфоры священник специальным ножом, который называется копием, вырезает середину в форме куба. Эта часть просфоры имеет название Агнец в знак того, что Господь, как Непорочный Агнец, был заклан за наши грехи. С нижней части Агнец надрезается крестообразно со словами: «Жрется (то есть приносится в жертву) Агнец Божий вземляй грехи мира, за мирской живот (жизнь) и спасение». Священник копием прободает правую сторону Агнца, произнося слова: один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его (Ин 19, 34-35).

С этими словами вливается в потир вино, смешанное с водой. Приготовление Даров на проскомидии имеет несколько значений. Тут вспоминается рождение Спасителя, пришествие Его в мир и, конечно же, Голгофская жертва на Кресте, а также погребение.

Приготовленный Агнец и частицы, вынутые из четырех других просфор, символизируют всю полноту Церкви небесной и земной. После приготовления Агнца он полагается на дискосе.

Священник из второй просфоры вынимает треугольную частицу в честь Пресвятой Богородицы и полагает ее по правую сторону от Агнца. Из третьей просфоры вынимаются частицы в честь святого Иоанна Предтечи, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, святых, чья память совершается Церковью в этот день, родителей Богородицы, святых праведных Иоакима и Анны, и того святителя, чья литургия совершается.

Из двух следующих просфор вынимаются частицы за живых и усопших православных христиан.

В алтарь на проскомидию верующие подают записки о здравии и о упокоении. За людей, чьи имена содержатся в записках, также вынимают частицы.

Все частицы полагают в определенном порядке на дискосе.

Священник, покадив, ставит на дискосе над Агнцем и частицами звездицу. Дискос знаменует и вифлеемскую пещеру, и Голгофу, звездица — звезду над пещерой и крест. Священник кадит специальные покровцы и полагает их поверх дискоса и потира в знак того, что Христа положили во гробе и повили Его тело пеленами. Эти пелены также символизируют пелены рождественские.

Значение поминовения на проскомидии

божественная литургия лития что это. Смотреть фото божественная литургия лития что это. Смотреть картинку божественная литургия лития что это. Картинка про божественная литургия лития что это. Фото божественная литургия лития что это

В конце Божественной литургии, после причащения верующих, священник всыпает частицы, вынутые из просфор на проскомидии, в святую Чашу со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».

Молитва на проскомидии о здравии и упокоении с изъятием за них частиц, а потом погружение их в потир — высшее поминовение в Церкви. За них приносится Бескровная жертва. Они тоже участвуют в литургии.

У мощей святителя Феодосия Черниговского нес послушание иеромонах Алексий (1840–1917), будущий старец Голосеевского скита Киево-Печерской лавры (ныне прославлен как местночтимый святой). Он утомился и задремал у раки. Во сне ему явился святитель Феодосий и поблагодарил за труды. Он попросил помянуть на литургии его родителей, иерея Никиту и матушку Марию. Когда иеромонах Алексий спросил святого, как он может просить молитв священника, когда сам стоит перед Престолом Божиим, святитель Феодосий сказал: «Приношение на литургии сильнее моих молитв».

Святитель Григорий Двоеслов рассказывает о том, что после смерти нерадивого монаха, страдавшего сребролюбием, он повелел отслужить по усопшему тридцать заупокойных литургий, а братии — творить общую молитву о нем. И вот после совершения последней литургии этот монах явился своему родному брату и сказал: «Доселе, брат, я жестоко и страшно страдал, теперь же мне хорошо и я нахожусь во свете».

Литургия оглашенных

Вторая часть литургии имеет название литургии оглашенных. В древности люди, чтобы принять святое крещение, проходили весьма длительную подготовку. Они изучали основы веры, ходили в церковь, но молиться на литургии они могли только до перенесения Даров с жертвенника на престол. Оглашенные, а также кающиеся, отлученные за тяжелые грехи от причастия, должны были выйти в притвор храма.

После возгласа священника: «Благословено Царство Отца, и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков» — хор поет: «Аминь». Произносится мирная, или великая, ектения. Начинается она словами: «Миром Господу помолимся». Слово «миром» говорит нам о том, что мы должны совершать моление в мире, примирившись с ближними, только тогда Господь примет наши молитвы.

Мирная ектения охватывает все стороны нашего бытия. Мы молимся: о мире всего мира, о святых церквях, о храме, где совершается служба, о епископах, пресвитерах, диаконах, о стране нашей, властях и воинах ее, о благорастворении воздухов и изобилии земных плодов, необходимых для пропитания. Здесь мы также просим у Бога помощи всем путешествующим, больным и находящимся в пленении.

Литургия — это общее дело, и молитва на ней совершается соборно, то есть всем верующим народом, «едиными устами и единым сердцем». Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф 18, 20), — говорит нам Господь. И по уставу священник не может совершать литургию один, с ним должен молиться хотя бы один человек.

После великой ектении поются псалмы, называемые антифонами, так как их положено петь на двух клиросах попеременно. Псалмы пророка Давида входили в состав ветхозаветного богослужения и составляли значительную часть песнопений в службе первохристианской. После второго антифона всегда поется песнопение: «Единородный Сыне. » — о пришествии в мир Христа Спасителя, Его вочеловечении и искупительной жертве. Во время пения евангельских заповедей блаженства из Нагорной проповеди Христа открываются царские врата и совершается малый вход, или вход с Евангелием. Священник или диакон, возвышая Евангелие, знаменуя им в царских вратах крест, возглашает: «Премудрость, прости!» В переводе с греческого прости значит прямо. Это сказано как напоминание нам о том, что нужно быть внимательными в молитве, стоять прямо.

Также здесь говорится о той премудрости, которую несет нам Божественное Евангелие и проповедь Господа, ибо Евангелие выносится из алтаря в знамение того, что Христос вышел на проповедь и несет Благую весть миру.

После пения тропарей, посвященных празднику, данному дню, святым дня и храма, поется Трисвятое: «Святый Боже. » В Рождество Христово, Крещение Господне, Пасху и пасхальную седмицу, в день Святой Троицы, а также в субботу Лазареву и Великую вместо Трисвятого поется: «Елицы (которые) во Христа крестистеся (крестились), во Христа облекостеся (облеклись). Аллилуиа». В древности оглашенные принимали крещение традиционно в эти праздники. В праздник Воздвижения Креста Господня и неделю Крестопоклонную Великого поста вместо Трисвятого поется: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

Далее следуют положенные в этот день чтения из книг Посланий святых апостолов или Деяний апостольских и Евангелия.

божественная литургия лития что это. Смотреть фото божественная литургия лития что это. Смотреть картинку божественная литургия лития что это. Картинка про божественная литургия лития что это. Фото божественная литургия лития что это

К внимательному чтению Апостола и Евангелия нас готовят возгласы «Вонмем» и «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия». После евангельского чтения следует сугубая (усиленная) ектения, на которой кроме различных молений о священноначалии, властях, воинстве и всех верующих происходит поименное поминовение тех, кто подал свои записки на литургию: их имена возглашают священнослужители, и весь народ вместе с ними молится о здравии и спасении рабов Божиих, «всех зде ныне поминаемых».

Во время сугубой ектении священник раскрывает на престоле святой антиминс.

После произнесенной сугубой ектении часто добавляется ектения об умерших. Во время нее мы молимся о всех прежде почивших отцах, братиях и сестрах наших, просим у Бога прощения их вольных и невольных грехов и водворения их в небесных обителях, где упокояются все праведные.

Далее следует ектения об оглашенных. У некоторых эта часть службы вызывает недоумение. Действительно, той практики оглашения, подготовки к крещению, которая была в древней Церкви, сейчас нет. Сегодня мы, как правило, крестим людей после одной-двух бесед. Но все-таки оглашенные, готовящиеся принять православную веру, есть и сейчас. Немало людей, которые еще не приняли крещение, но тянутся, идут к Церкви. О них мы и молимся, чтобы Господь укрепил их благое намерение, открыл им Свое «Евангелие правды» и присоединил к Святой Соборной и Апостольской Церкви.

В наше время много людей, крещенных когда-то, в детстве, родителями или бабушками, но совершенно не просвещенных. И о том, чтобы Господь «огласил их словом истины» и привел в ограду церковную, и нужно молиться на этой ектении.

После слов «Оглашенные, изыдите» готовящиеся к крещению и кающиеся выходили из храма, ибо начиналась главная часть Божественной литургии. При этих словах мы должны особенно внимательно заглянуть в свою душу, изгнать из нее все обиды и вражду на ближних, а также все житейские суетные помышления, чтобы с полным вниманием и благоговением молиться за литургией верных.

Литургия верных

божественная литургия лития что это. Смотреть фото божественная литургия лития что это. Смотреть картинку божественная литургия лития что это. Картинка про божественная литургия лития что это. Фото божественная литургия лития что это

Эта часть службы начинается после призыва оглашенным удалиться из храма. Далее следуют две краткие ектении. Хор начинает петь Херувимскую песнь. Если переложить ее на русский язык, она будет читаться так: «Мы, таинственно изображая Херувимов и воспевая Животворящей Троице Трисвятую песнь, отложим теперь попечение о всем житейском, чтобы воспринять Царя всех, Которого окружают ангельские Силы. Хвалите Бога!»

В этой песни упоминается, что Господь окружен ангельскими воинствами, непрестанно прославляющими Его. И на Божественной литургии молятся не только священнослужители и прихожане. Вместе с Церковью земной литургию совершает Церковь небесная.

Однажды преподобный Серафим Саровский, будучи иеродиаконом, служил Божественную литургию. После малого входа Серафим возгласил в царских вратах: «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны!» Но едва, обратясь к народу, навел на предстоящих орарем и сказал: «И во веки веков!» — как озарил его луч ярче солнечного света. Взглянув на это сияние, он увидел Господа Иисуса Христа в образе Сына Человеческого во славе, неизреченным светом сияющего, окруженного Небесными Силами — Ангелами, Архангелами, Херувимами и Серафимами.

Во время Херувимской песни совершается перенесение приготовленных для освящения Даров с жертвенника на престол.

Перенесение это называется великим входом. Священник с диаконом переносят Дары, выйдя из алтаря северными (левыми) дверьми. Остановившись на амвоне, перед царскими вратами, обратившись лицом к верующим, они поминают Святейшего Патриарха, митрополитов, архиепископов, епископов, священство, всех труждающихся и молящихся в храме сем.

божественная литургия лития что это. Смотреть фото божественная литургия лития что это. Смотреть картинку божественная литургия лития что это. Картинка про божественная литургия лития что это. Фото божественная литургия лития что это

Ектения, следующая после перенесения Даров, называется просительной и готовит верующих к самой важной части литургии — освящению Святых Даров.

Как правило, все молящиеся поют Символ веры, исповедуя свою веру в важнейшие догматы Православной Церкви.

Часто приходится сталкиваться с тем, что крестные, восприемники при Таинстве крещения, не могут прочесть Символ веры. Это происходит оттого, что люди не читают утренних молитв (в их состав входит Символ веры) и редко ходят к литургии. Ведь в храме каждую Божественную литургию весь народ едиными устами исповедует свою веру и, конечно, знает это песнопение наизусть.

Таинство Евхаристии, святое возношение нужно приносить со страхом Божиим, с благоговением и особой внимательностью. Поэтому диакон возглашает: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити». Начинается евхаристический канон. Песнопение «Милость мира, жертву хваления» является ответом на этот призыв.

Возгласы священника чередуются с пением хора. Священник читает во время пения так называемые тайные (то есть тайносовершительные, читаемые не вслух) евхаристические молитвы.

Остановимся на основных, главных молитвах евхаристического канона. Со слов священника «Благодарим Господа!» начинается подготовка к освящению, претворению честных Даров. Иерей читает благодарственную евхаристическую молитву. В ней прославляются благодеяния Божии, наипаче искупление человеческого рода. Мы благодарим Господа за то, что Он принимает от нас Бескровную жертву в Таинстве Евхаристии, хотя Ему предстоят и служат чины ангельские, прославляющие Его: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще». Эти слова молитвы священник произносит в полный голос.

Продолжая евхаристические молитвы, священник вспоминает, как Господь Иисус Христос накануне Своих добровольных страданий установил Таинство причащения Его животворящих Тела и Крови. Слова Спасителя, звучавшие на Тайной Вечери, священник возглашает громко: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». При этом он указывает на дискос с Агнцем. И далее: «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов», — указуя на святую Чашу.

Далее, вспоминая все благодеяния, данные Богом людям, — само Таинство причащения, Его крестную жертву и обещанное нам Его Второе славное Пришествие, — священник произносит возглас, исполненный глубокого богословского смысла: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». Мы дерзаем приносить Богу сии дары от Его творений (хлеба и вина), принося бескровную жертву о всех чадах Церкви и за все благодеяния, от Него нам оказанные. Хор заканчивает эту фразу словами: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, молим Ти ся (Тебя), Боже наш».

Во время пения этих слов происходит освящение, претворение приготовленных хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Священник молится, готовится к этому великому моменту, трижды читая вслух тропарь третьего часа. Он просит, чтобы Бог ниспослал Своего Пресвятого Духа на всех молящихся и на Святые Дары. Затем знаменует святой Агнец со словами: «И сотвори убо хлеб сей — честное Тело Христа Твоего». Диакон отвечает: «Аминь». Потом благословляет вино, произнося: «А еже в Чаши сей — честную Кровь Христа Твоего». Диакон вновь отвечает: «Аминь». Затем знаменует дискос с Агнцем и святую Чашу со словами: «Преложив Духом Твоим Святым». Освящение Святых Даров завершается трехкратным: «Аминь, аминь, аминь». Священнослужители делают земной поклон перед Телом и Кровью Христовыми. Святые Дары приносятся как бескровная жертва за всех и за вся без исключения: за всех святых и за Матерь Божию, о чем говорится в возгласе священника, который является окончанием священнической молитвы: «Изрядно (в особенности) о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии». В ответ на этот возглас поется песнопение, посвященное Матери Божией: «Достойно есть». (На Пасху и в двунадесятые праздники до отдания поется другое Богородичное песнопение — задостойник.)

Когда апостолы попросили Христа научить их молиться, Он дал им эту молитву. В ней мы просим обо всем необходимом для жизни: о том, чтобы на все была воля Божия, о хлебе насущном (и, конечно же, о том, чтобы Господь сподобил нас принять хлеб небесный, Тело Его), о прощении наших грехов и о том, чтобы Господь помог нам преодолеть все искушения и избавил нас от козней диавола.

Возглас священника: «Святая святым!» говорит нам о том, что к Святым Тайнам нужно приступать благоговейно, освятив себя молитвой, постом и очистившись в Таинстве покаяния.

божественная литургия лития что это. Смотреть фото божественная литургия лития что это. Смотреть картинку божественная литургия лития что это. Картинка про божественная литургия лития что это. Фото божественная литургия лития что это

В алтаре в это время священнослужители раздробляют святой Агнец, причащаются сами и готовят Дары для причастия верующих. После этого царские врата открываются, и диакон выносит святую Чашу со словами: «Со страхом Божиим и верою приступите». Отворение царских врат знаменует собой открытие гроба Господня, а вынос Святых Даров — явление Господа по Его воскресении.

Священник читает молитву святителя Иоанна Златоуста перед святым причащением: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз. » И люди молятся, внимая смиренной молитве, осознавая свое недостоинство и преклоняясь перед величием преподаваемой святыни. Молитва перед причащением Телом и Кровью Христовыми заканчивается словами: «Ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. Да не в суд и осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь».

Причащающийся недостойно, без веры, без сокрушения сердечного, имея в сердце злобу и обиду на ближнего, уподобляется Иуде-предателю, который был одним из двенадцати учеников, присутствовал на Тайной Вечери, а потом пошел и предал Учителя.

божественная литургия лития что это. Смотреть фото божественная литургия лития что это. Смотреть картинку божественная литургия лития что это. Картинка про божественная литургия лития что это. Фото божественная литургия лития что это

Все, кто готовились к причастию и получили разрешение от священника, причащаются Святых Христовых Таин. После этого священник заносит в алтарь святую Чашу.

Иерей осеняет молящихся святой Чашей со словами: «Всегда, ныне и присно и во веки веков» и переносит ее на жертвенник. Это знаменует собой последнее явление Спасителя ученикам и вознесение Его на небо.

Диакон произносит краткую благодарственную ектению, заканчивающуюся заамвонной (то есть читаемой перед амвоном) молитвой священника.

В конце литургии священник говорит отпуст. В отпусте обычно вспоминаются Божия Матерь, святитель, чья литургия совершалась, святые храма и дня.

Все молящиеся целуют святой крест, который держит священник.

После литургии обычно читаются благодарственные молитвы по Святом Причащении. Если они не читаются в храме, все причастившиеся читают их придя домой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *