божественное откровение это что
Божественное Откровение
Мы знаем о Боге, в Которого веруем, прежде всего по тому, что Он Сам открывает Себя людям. Это знание называется Откровением, и записано оно в Библии. Воспринято Откровение может быть только умом, согретым живой верой.
Необходимость Откровения возникла после грехопадения прародителей. Человек отпал от Бога, лишился того непосредственного общения «лицом к лицу» со своим Творцом, которое было в раю. Отдаленный от Источника жизни, имея поврежденную грехом природу, человек не может правильно оценивать прошлое, не может собственными силами постичь настоящее, не ведает будущего. Человек знает только то, что открывает ему Господь: Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, а открытое — нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего (Втор 29, 29).
Бог пребывает в неприступной Своей славе. Он — всемогущий Дух, а человек — существо земное, конечное. Однажды блаженный Августин, пытаясь постигнуть тайну Пресвятой Троицы, утомился и вышел на берег Средиземного моря. Он увидел мальчика, который выкопал лунку и ладонями носил воду в нее. Блаженный Августин спросил, что он делает. «Хочу перелить море в эту ямку», — ответил мальчик. Святой удивился и сказал, что это невозможно. Пройдя немного, он оглянулся. На берегу никого не было. Тогда блаженный Августин понял, что Бог послал Ангела, чтобы показать тщетность его усилий.
Для чего Бог дал людям Откровение? Главная причина библейских откровений — любовь Бога к Своему творению. Господь хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим 2, 4).
Чтобы дать человечеству Откровение, Господь избрал из всех народов один — еврейский: именно евреи в лице Авраама сохранили истинное почитание, когда по всей земле распространились языческие заблуждения. Этому народу спустя века и было, как писал апостол Павел, вверено слово Божие (Рим 3, 2). С приходом на землю Спасителя мира Иисуса Христа Откровение Библии проповедуется всему человечеству.
Другим источником нашего познания Бога является совершенство, красота и целесообразность созданного Творцом мира. Это — естественное откровение. Оно доступно всем, но особенно восприимчивы к нему люди, посвятившие жизнь изучению окружающего мира, — ученые, философы, художники.
Видимая природа как открытая книга свидетельствует о премудрости и всемогуществе Бога. Весь окружающий человека мир показывает чудные дела Божии: всюду упорядоченность, мера, закономерная повторяемость и целесообразность. Язычник, не просвещенный богооткровенной истиной, скорее это чувствовал, чем понимал. Ветхозаветный человек и чувствовал, и понимал, что весь природный мир, в котором он живет, является безмолвным гимном Творцу: По слову Господа явились дела Его: сияющее солнце смотрит на все, и все дело его полно славы Господней (Сир 42, 16).
Христианское учение об откровении
Слово «откровение» означает сверхъестественное открытие Богом непознаваемых истин людям. Человек есть часть мира. Мир создан без участия человека. Человек ограничен временем своего рождения и смерти и пространством своего пребывания. Как часть не может познать целого, так и человек не может познать всего. Он не может сам, собственными силами ума постичь ни первопричины всего существующего, ни смысла своей и мировой жизни, ни цели вселенной. Эти вопросы, которые встают и требуют разрешения в сознании каждого человека, неразрешимы человеческим умом. Единственный возможный способ разрешения этих и многих других насущнейших духовных запросов заключается в откровении. Если Бог захочет открыть людям эти непознаваемые истины, тогда и только тогда человек сможет познать их.
Бог захотел этого и открыл людям истину. Он послал на землю своего Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа, Который принес людям истину, способ ее познания (метод или путь познания истины) и подлинную жизнь (ибо без помощи Божией не может быть вечной жизни). «Я есмь путь и истина и жизнь», – сказал Христос (Ин. 14, 6).
В другом месте Он сказал: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5).
Никто никогда не говорил так, как имеющий власть открывать истину.
Христос есть полнота богооткровенной истины. Его устами говорил Сам Бог, каждое слово Его было абсолютная чистая истина. Ибо Сам Он, Спаситель мира, был Сын Божий, был истинный Бог.
Откровение совершалось постепенно. Господь открыл Себя и Свою волю не сразу. Сначала Он дал, через чудесные и дивные явления природы и ее законов, так называемое естественное откровение. Затем дал сверхъестественные откровения через духоносных пророков и через чудесные явления в человеческой истории. И наконец, дал полное благовестное откровение в Сыне, Богочеловеке Христе.
В состав всякого сверхъестественного откровения непременно входит: предсказание будущего, раскрытие тайн Божиих и разъяснение таких религиозно-нравственных истин, которые превышают все возможности и способности человеческого познания.
Откровение природы (как окружающей человека, так и самого человека, главным образом его сознания) говорит о том, что вне человека, над ним, т. е. выше его, есть причина, сила и мудрость творческого начала, свидетельствующая о наличии Высшего Существа, имеющего характер личности, т. е. что существует Бог. Все так называемые доказательства бытия Божия есть результат этого естественного откровения.
Честный и нормальный человеческий ум через рассмотрение природы мира и природы собственного сознания приходит к убеждению в существовании Бога. И только лукавый или ненормальный ум может Его отрицать.
«Сказал безумец в сердце своем: нет Бога» (Пс. 13, 2; 52, 2)…
Но кроме убеждения в существовании Бога, человек желает и личного с Ним общения.
Религия начинается не с признания Бога (это, собственно говоря, задача философии), а с общения с Ним. Это общение человека с Богом невозможно без помощи Божией. Вот эту помощь-то и дает так называемое сверхъестественное откровение.
Кроме подразделения откровения на естественное и сверхъестественное, различаются еще и другие виды откровения: непосредственное и посредственное, внешнее и внутреннее.
Непосредственное откровение есть сообщение Самим Богом тех или других религиозных истин избранникам-людям (например, пророку-боговидцу Моисею).
Посредственное откровение бывает тогда, когда оно сообщается людям через боговдохновенных лиц (например, пророков) или высших разумных существ – Ангелов (например, благовестие Деве Марии).
Внешним откровением называется самый факт сообщения истины, а внутренним – факт усвоения сообщенного. Для последнего необходимо сверхъестественное вдохновение, которое обычно определяется словом «боговдохновение».
Обычно «боговдохновенностью» обозначается сверхъестественное воздействие Духа Божиего на пророков и апостолов, под наитием Которого они правильно изъясняли сообщенные им откровения и верно излагали их в священных книгах. Такие священные книги получали наименование «боговдохновенных».
О природе откровения часто высказывались и высказываются ложные воззрения. Их необходимо разоблачить. Знаменитый философ еврей Филон Александрийский и некоторые христианские сектанты древности (например, так называемые монтанисты) высказывали взгляд, что для восприятия откровения необходимым условием следует признать особое состояние бессознательного экстаза. В новое время подобный взгляд был высказан в протестантском богословии XVII–XVIII веков. По этому учению, лица, сподобившиеся быть провозвестниками Божественных откровений, сами не сознавали этих откровений, а воспринимали их пассивно и были только техническими передатчиками Божественной благодати. Это учение глубоко ложно. Самое понятие откровения предполагает принимающий его разум. Отнимать свет разума у человека в момент откровения нет никакого основания, ибо сам разум дан человеку Богом именно для познания истины!
Крайне рационалистические взгляды на природу откровения сводятся к отрицанию возможности сверхъестественного откровения и попыткам свести его к откровению только естественному. Все эти попытки оказываются бесплодными, ибо приводят к неразрешимым противоречиям. Анализ понятия абсолютной истины приводит к дилемме: либо такая истина непостижима, либо может быть только богооткровенной и сверхъестественной.
Пантеистическое понятие об откровении фактически сводится к отрицанию откровения. Если природа есть Бог, то Ему некому и не в чем открываться. В философских пантеистических системах откровение понимается как самооткровение Бога в человеческом духе. По учению, например, Гегеля, абсолютный дух вечно и разнообразно открывается в разнообразных видах (в природе, в человеческом духе, в истории человечества); он открывается не человеку, а в человеке, приходя в нем к самосознанию. Таким образом, знание человека о Боге, в сущности, есть знание Бога о Себе Самом.
В истории новейшей философии были попытки построения целых сложных теорий об откровении.
Одной из таких теорий, получивших значительное распространение, была теория немецкого философа Шлейермахера, жившего в первой половине XIX века. Шлейермахер считал чудом всякое жизненное явление, ибо ни одно явление жизни не может быть до конца понято. Расширяя так понятие чуда, он тем самым отрицал явления чудесного, как его понимает христианство. Откровением Шлейермахер признавал всякое новое, выдающееся явление человеческого духа, свойственное гениям. Таким образом, сверхъестественное, по его мнению, есть то же естественное, только чрезвычайно редкое и исключительное по значению в человеческой жизни.
Эта смесь деизма с пантеизмом полна противоречий. Произвольно и чрезмерно расширяя понятия чуда, откровения, вдохновения, Шлейермахер делает их расплывчатыми и ничего не объясняющими.
Часто среди философов нового времени высказывалось сомнение в возможности сверхъестественного откровения. Проблема сверхъестественного откровения по существу упирается в проблему чуда вообще. Если возможно чудо (см. главу о проблеме чуда), то возможно и сверхъестественное откровение. Вера в него зависит от доброй или злой воли человека. Истинность откровения, кроме рационалистического обоснования, окончательно доказывается прагматически, опытным путем христианской жизни.
Вопрос о критерии истинного откровения принадлежит к числу серьезных вопросов апологетики христианства, а потому и подлежит более тщательному рассмотрению.
Откровение Божественное
Открове́ние Боже́ственное – проявление Бога в мире; самораскрытие Бога миру и человеку, в рамках которого даются знания о Нем Самом, о Его воле, замыслах, действиях (а также о результатах некоторых Его действий).
Можно сказать, что Божественное Откровение – раскрытие Богом Себя человеку в ответ на человеческое желание познать своего Создателя, в ответ на деятельный поиск Бога со стороны людей. Бог сотворил весь род человеческий, чтобы люди искали Его, «не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» ( Деян.17:27 ). Стремясь к Богу, человек не может познать Его исключительно собственными усилиями, но и само это стремление имеет, в сознании Божьем, определенную ценность.
В рамках православного богословия различают два вида Божественного откровения: естественное и сверхъестественное.
Естественное Откровение состоит в том, что Бог открывает Себя в Своём творении, подобно тому как художник открывает себя в своей картине или автор в своём сочинении. Но такой метод Богопознания весьма ограничен, ведь Божественное бытие нетварно. В Своем сверхбытии Бог превосходит все Свои создания. Не являясь умопостигаемым объектом или воспринимаемым чувствами явлением, Он не может быть познан усилиями человеческого ума или чувств, как познаются тварные предметы нашего мира. Именно поэтому, раскрывая Себя, Бог нисходит к человеку Сам. «Спаситель отнюдь не сказал, будто познать Бога решительно невозможно, – учит св. Ириней Лионский, – а сказал только, что никто не может познать Бога без Божественной воли, без научения от Бога, без Его откровения («и кому Сын хочет открыть»). Но так как Отец соизволил, чтобы мы познали Бога, а Сын открыл Его нам: то мы имеем о Нем необходимые познания».
Раскрываясь человеку, Бог сообщает ему знание о Себе сверхъестественным образом. «Сверхъестественное знание есть то, которое привходит в ум путем, превышающим его естественные способы и силы, – учит св. Феодор Студит. – Бывает же оно от единого Бога, когда найдет Он ум очищенным от всякого вещественного пристрастия и объятым Божественной любовью». Сверхъестественное знание о Боге сообщается человеческой душе Божественной благодатью, исходящей от Отца чрез Сына в Святом Духе. Именно посредством Божественной благодати Святого Духа человек усваивает истины Божественного Откровения. Апостол Павел утверждает, что: «…никто не может назвать Иисуса Христа Господом, как только Духом Святым» ( 1Кор.12:3 ). Это значит, что исповедать Христа Господом может только тот, на чье ум и сердце воздействовала Божественная благодать.
Божественная благодать пребывает в Церкви, подается в Святых Таинствах. Поэтому Церковь является и хранительницей Божественного Откровения. «Познается Бог только Духом Святым, – учит св. Силуан Афонский. – Нашей Преславной Церкви дано Духом Святым разуметь тайны Божии». Всю полноту истины, полученную от Христа, апостолы возвестили Церкви ( Деян.20:27 ). По слову св. Иринея Лионского, апостолы положили в Церковь все, что относится к истине. Будучи «столпом и утверждением истины» ( 1Тим.3:14 ), Церковь хранит богооткровенные вероучительные истины, называемые догматами.
Признаки истинности сверхъестественного откровения:
Христианское учение об откровении
Из книги профессора Иван Михайлович Андреева (Андреевского) «Православная апологетика»
Слово «откровение» означает сверхъестественное открытие Богом непознаваемых истин людям. Человек есть часть мира. Мир создан без участия человека. Человек ограничен временем своего рождения и смерти и пространством своего пребывания. Как часть не может познать целого, так и человек не может познать всего. Он не может сам, собственными силами ума постичь ни первопричины всего существующего, ни смысла своей и мировой жизни, ни цели вселенной. Эти вопросы, которые встают и требуют разрешения в сознании каждого человека, неразрешимы человеческим умом. Единственный возможный способ разрешения этих и многих других насущнейших духовных запросов заключается в откровении. Если Бог захочет открыть людям эти непознаваемые истины, тогда и только тогда человек сможет познать их.
Бог захотел этого и открыл людям истину. Он послал на землю своего Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа, Который принес людям истину, способ ее познания (метод или путь познания истины) и подлинную жизнь (ибо без помощи Божией не может быть вечной жизни). «Я есмь путь и истина и жизнь», – сказал Христос ( Ин.14:6 ).
В другом месте Он сказал: «Без Меня не можете делать ничего» ( Ин.15:5 ).
Никто никогда не говорил так, как имеющий власть открывать истину.
Христос есть полнота богооткровенной истины. Его устами говорил Сам Бог, каждое слово Его было абсолютная чистая истина. Ибо Сам Он, Спаситель мира, был Сын Божий, был истинный Бог.
Откровение совершалось постепенно. Господь открыл Себя и Свою волю не сразу. Сначала Он дал, через чудесные и дивные явления природы и ее законов, так называемое естественное откровение. Затем дал сверхъестественные откровения через духоносных пророков и через чудесные явления в человеческой истории. И наконец, дал полное благовестное откровение в Сыне, Богочеловеке Христе.
В состав всякого сверхъестественного откровения непременно входит: предсказание будущего, раскрытие тайн Божиих и разъяснение таких религиозно-нравственных истин, которые превышают все возможности и способности человеческого познания.
Откровение природы (как окружающей человека, так и самого человека, главным образом его сознания) говорит о том, что вне человека, над ним, т. е. выше его, есть причина, сила и мудрость творческого начала, свидетельствующая о наличии Высшего Существа, имеющего характер личности, т. е. что существует Бог. Все так называемые доказательства бытия Божия есть результат этого естественного откровения.
Честный и нормальный человеческий ум через рассмотрение природы мира и природы собственного сознания приходит к убеждению в существовании Бога. И только лукавый или ненормальный ум может Его отрицать.
«Сказал безумец в сердце своем: нет Бога» ( Пс.13:2, 52, 2 )…
Но кроме убеждения в существовании Бога, человек желает и личного с Ним общения.
Религия начинается не с признания Бога (это, собственно говоря, задача философии), а с общения с Ним. Это общение человека с Богом невозможно без помощи Божией. Вот эту помощь-то и дает так называемое сверхъестественное откровение.
Кроме подразделения откровения на естественное и сверхъестественное, различаются еще и другие виды откровения: непосредственное и посредственное, внешнее и внутреннее.
Непосредственное откровение есть сообщение Самим Богом тех или других религиозных истин избранникам-людям (например, пророку-боговидцу Моисею).
Посредственное откровение бывает тогда, когда оно сообщается людям через боговдохновенных лиц (например, пророков) или высших разумных существ – Ангелов (например, благовестие Деве Марии).
Внешним откровением называется самый факт сообщения истины, а внутренним – факт усвоения сообщенного. Для последнего необходимо сверхъестественное вдохновение, которое обычно определяется словом «боговдохновение».
Обычно «боговдохновенностью» обозначается сверхъестественное воздействие Духа Божиего на пророков и апостолов, под наитием Которого они правильно изъясняли сообщенные им откровения и верно излагали их в священных книгах. Такие священные книги получали наименование «боговдохновенных».
Лекция 2. Понятие о Божественном откровении в Священном Писании и Священном Предании
всё-таки, конечно, нужно делать акцент на слове помилует, потому что милосердие Божие беспредельно. Мы с вами не можем его и представить, но, тем не менее, не нужно забывать слов, какие избегают говорить все сектанты, а эти слова следующие.
Они говорят: мы спасены. Точка. И полны убеждения в своём спасении, никакого сомнения. Мы добавляем: мы спасены в надежде (см. Рим. 8:24 ). Вот этого слова они не дают. Мы спасены и это истина. Мы добавляем: мы спасены в надежде. То есть надеемся, что Господь нас спасёт, но если под эту надежду не будем работать, надежда нас посрамит. Поэтому надежда связана с трудами. И Господь оценит работу каждого из нас вот по какому принципу.
Никто из здесь сидящих не скажет, что «я не забочусь о своём спасении». В зависимости от того как, какие моменты в жизни бывают, но все-таки иногда хоть воздохну к Богу, хоть не от полного сердца (см. 1Пар. 25:2 ), но подумаю о Нём, обращусь с молитвой, что-то сделаю, чего требуют заповеди. Но вот на что нам всем нужно обратить внимание. Откройте 1 Послание к Коринфянам, найдите 3-ю главу, и в этой 3-й главе – а там речь идёт по поводу раскола на партии – я читаю вам с 1 стиха.
Внимание! это очень важные слова. То, что мы здесь зачитываем и то, что вы записываете себе в тетради, вы должны, как минимум, дома перечитывать, а может быть, даже и выписывать в отдельную тетрадь, чтобы у вас постепенно образовалась антология из самых, можно сказать, важных, самых ярких текстов. Всё Писание богодухновенно, но и в нём есть слова, которые заставляют содрогаться каждое сердце. И вот здесь он и говорит:
«И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе [младенцы во Христе. Вроде бы приятное сочетание, но в данном контексте – нет. Поэтому нечего здесь умиляться над младенчеством. Это дурное младенчество, со знаком минус. Вот когда говорит Господь: если не умалитесь как дети, не войдёте в Царствие Божие (см. Мф. 18:3–4 ),– то это младенчество со знаком плюс, а здесь – со знаком минус. Я не мог говорить с вами, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. У вас ещё только-только начинают появляться зачатки этой духовной жизни]. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете? [Дальше он говорит: вот среди вас одни считают лидером Павла, другие – Кифу, третьи – Аполлоса (5-й стих)] Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал [то есть продолжал моё дело], но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий. [Ну о каких сверхдолжных делах может идти речь (доктрина сверхдолжных дел, сложившаяся в Католической Церкви, говорит, что святой имеет излишки добрых дел), когда на основании вот этих слов и Павел, и Аполлос как насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий] Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду. Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение».
Потом надо посмотреть: иерархия имела преемство, или она прерывалась где-то, и потому является иерархией незаконной? Это тоже немаловажно. С Англиканской Церковью у нас очень большие разночтения именно в этом плане, прерывалась у них иерархия или не прерывалась. Конечно, им хочется утверждать, что она не прерывалась, и, следовательно, иерархическое служение идёт от Апостолов. Так вот:
«Я [дальше он говорит, 10 стих] по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание [посеял учение, веру], а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, Которое есть Иисус Христос».
Опять, как можно говорить, что Церковь стоит на Петре, как краеугольном камне. Не может он быть краеугольным камнем. Христос – вот Кто является краеугольным камнем (см. 1Пет. 2:6 ; Ис. 28:16 ). Да и сам Пётр скажет перед сѵнедрионом: нет под небом другого имени, кроме имени Иисуса, которым мы можем спастись (см. Деян. 4:12 ). Поэтому ни о каком другом не может и быть речи, ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Вот вам краеугольный камень нашей веры. На этом основании все строят, в том числе и мы с вами.
Но посмотрите, какое идёт строительство: «Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится [а ведь речь здесь идёт о ревности, как мы созидаем себя сами с ревностью, или она у нас растворилась. Любим Бога, как Царь Амасия, но не от полного сердца (см. 1Пар. 25:2 ) и строим так себе, ни шатко ни валко, также строим. Дальше: каждого дело обнаружится, – в день Страшного Суда]; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня».
У человека есть намерение быть хорошим, а вот сил стать хорошим у него не хватает. Обязательно в какой-то момент сорвётся, и летит вниз, и, образно говоря, все перечёркивает.
Посмотрите на Лествицу на обложке книги Иоанна Лествичника. Падают-то с самого верха – осталось только за руку Господа взять, – и с этой вершины он падает вниз. Но вот есть надежда, что спасётся, но так, как бы из огня. То есть мы всё время ходим по краю пропасти, рискуя, всё постоянно рискуя, что можно сорваться, разбиться и не встать. Зачем рисковать так?
Итак, мы, собственно говоря, приступили с вами к изучению Священного Писания Ветхого и Нового Завета, или, точнее, Библейской истории.
Я оговорюсь, потому что моя задача – давать вам не экзегезис текста, истолкование текста, а познакомить с содержанием самого Священного Писания и привить любовь к этому слову – не как к литературному памятнику, а как к слову Самого Бога. Вот, если бы Он сейчас нам явился, Он говорил бы вот этими самыми словами. Когда богатый юноша спрашивает: что мне нужно, чтобы наследовать жизнь вечную? – Господь ему говорит: соблюди заповеди (см. Мф 19:16–18 ). Тот думает, что Он говорит о каких-то особых заповедях. А Он-то перечисляет заповеди Десятословия, то есть говорит текстом Священного Писания.
И Апостолы, если посмотреть на их речи – это вязь из текстов Священного Писания. От себя – минимум, всё – отсюда. Почему? Да потому что, повторяю, в слове человеческом силы нет. Сила есть только в слове евангельском. И вот эту силу нужно черпать.
И как греки сочинили этот свой ложный миф, что кто прикасался к земле, набирался силы, так мы свою силу восполняем, прикасаясь к Священному Писанию. Вот тогда будем всегда черпать из него силу. И такая надежда не постыдит ( Рим. 5:5 ).
Теперь вот так, хорошо, что напомнили, скажу несколько слов о сочинении. У кого как получится. У некоторых получается чуть не форма исповеди, другие богословствуют, третьи – на эмоциональном уровне. Вы не волнуйтесь, и не задавайтесь сразу, а вот что, как говорится, Бог на душу положит, то и пишите с полным доверием к Богу. «Священное Писание в моей жизни».
Вспомните, что с вами произошло и при каких условиях, когда вы перестали к Библии относиться как к древнему литературному памятнику, – а именно как к откровению Божию. И вот это теперь для вас скала, с которой никто вас не сдвинет: Бог мой – скала моя (см. 2Цар. 22:3 ). Вот на этой скале и нужно стоять. И этот момент, этот свой личный духовный опыт, и изложите.
Бог призывает всех, но каждого своим путём, учитывая его личность, его индивидуальность. Он не делает из людей массы. Эти ходульные выражения, которые употребляют марксисты: по требованию масс, по требованию народа. Что это за ходульные выражения? Личности, народ состоит из личностей, и Бог обращается к личности. Даже народ-то у Него персонифицируется в Сына. Сын – это народ. Из Египта воззвал я Сына Моего (см. Ос. 11:1 ; Мф. 2:15 ). Прямое значение текста: Я вывел из Египта Свой народ. Вот как мы должны понимать это выражение. Приём олицетворения, персонификации, очень часто употребляется в Священном Писании как литературный приём.
Мы записали с вами понятие о божественном откровении и сказали, что без откровения свыше человек сам по себе никогда не дойдёт до правильных воззрений на Бога. Обязательно к его гениальным прозрениям будет примешиваться ложь, ложные представления. И нам надо определиться и, не мудрствуя лукаво, написать то определение, которое всем понятно. А уж на его основе, когда вы войдёте вглубь Писания, вы можете начертать свои определения, как вы понимаете лично божественное откровение. А для начала ограничимся этим:
Божественное откровение – всё то, что Бог открыл человеку о Себе Самом, – Себе Самом с большой буквы надо писать. Есть ошибки благоговения. Все такие притяжательные местоимения, если они касаются Божества, пишутся тоже с заглавной буквы, – и Своей воле, благой, совершенной и спасительной. Благой, совершенной и спасительной – вот это последнее добавление необходимо. Почему? Потому что нужно укоренить, что воля Божия действительно благая, совершенная и спасительная. Несмотря на весь окружающий хаос нашего бытия, на все эти нравы, жестокость, цинизм, бессердечие, когда просто судебные-то решения не успевают регистрировать всё новые и новые виды зла. Кажется, убийства – выше этого уж и нет. Так нет, есть садизм. Когда не просто человека убивают, а наслаждаются его терзаниями, его муками. Так вот, надо в себе вкоренить это учение о благой совершенной и спасительной воле Божией.
Нам с вами здесь хорошо говорить об этом. Более или менее все мы живы, здоровы, движемся и не ценим этого. А вот вы зайдите в больницу, где лежат молодые парни из Чечни или из Афгана без рук и без ног. Вот и скажите ему: благая воля, совершенная и спасительная, и Бог тебя любит. Как? В нём такое ожесточение! Как Бог меня любит? А это что? Как это объяснить? Очень трудно объяснять в хосписах, в лечебницах, где лежат дети с воспалением мозга. «Лучше бы они умерли», – сказал священник. Вот привели причащать – он говорит: лучше, если бы она умерла. Это было бы Божие дитя. А так, если будет жить, неполноценный человек, будет только всю жизнь страдать.
Вот как объяснить страдание? Достоевский говорил: эта мысль, кажется, меня с ума сведёт. С ума сведёт. Ладно, мы, взрослые, вкусили от запретного плода, а страдания детей? Это как объяснить? И не знаешь, как объяснить. И по существу, такого оптимального ответа в Писании нет.
Иов допытывался, Иеремия допытывался, Аввакум – что это такое? Почему Ты потворствуешь злодеям? Дай ответ.
Так. Мы записали определение. Давайте посмотрим, как же Бог открывал Себя людям.
Послание к Евреям, находите 1-ю главу. Послание к Евреям, 1-я глава, и тут очень важные стихи. Бог – вот источник откровения.
«Бог [Бог – вот источник откровения] многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил».
Давайте рассмотрим этот очень важный текст. Бог многократно, то есть неоднократно и многообразно, различными способами: и во сне, и наяву, и через какие-то символические действия, слова говорил издревле.
Издревле. Давайте определимся, откуда этому издревле вести счёт. Очевидно, с Адама. Адам был наделён такими дарами от Господа до своего падения, что он чувствовал Бога, в нём обитал Сам Логос, Иисус Христос, и просвещал его.
У наших прародителей не было нечистых мыслей, а раз нет нечистых мыслей, нет и нечистых взглядов. Их наготу покрывала какая-то божественная слава – так, что они воспринимали друг друга, как подобает воспринимать человеку, не поражённому грехом, страстью. Ведь мы смотрим друг на друга через призму своих страстей. В нас нет чистых взглядов. Через призму своих страстей смотрим. Вот Адам обладал такой чистотой мысли и взглядов. Он различал духовный мір, обладал пророческим даром, и вдруг всего этого ему показалось мало. Значит, «издревле» относится к Адаму. А дальше?
После Адама Сиф, очевидно, обладал даром пророческим, сын его Енос, несомненно. Енох, седьмой от Адама, потому что Апостол Иуда в Соборном Послании приводит выдержку из так называемой книги Еноха, где говорится, что о них, о еретиках и лжеучителях, пророчествовал Енох (см. Иуд. 1:14–16 ). Ной вне всякого сомнения обладал пророческим даром. Пророческий дар имел и Авраам.
А вот скажите, где сказано, что Авраам был пророк? Мы его знаем только как Патриарха. А всё же где-то есть указание, что он – пророк.
Надо всем открыть 20-ю главу книги Бытия. Его жену взял к себе в гарем Авимелех, царь Герарский. Взял в свой гарем, и вот Господь является во сне этому царю и говорит: немедленно возврати жену мужу. А Авраам выдал её за сестру, что в известной мере было полуправдой, так как она была его сводной сестрой. А вот что дальше-то говорится:
Бытия 20:6 «И сказал ему Бог во сне [вот, пожалуйста – откровение во сне], и Я знаю, что ты сделал сие в простоте сердца твоего и удержал тебя от греха предо Мною, потому и не допустил тебя прикоснуться к ней; теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив; а если не возвратишь, то знай, что непременно умрешь ты и все твои».
Вот какая была защита. Чем снискал Авраам такую к себе любовь Божию? Верой своей, несокрушимой верой.
Итак, открывайте снова Послание к Евреям. Когда он говорит, что Он говорил отцам, каким отцам? – вот избранным людям. Через пророков. Исаак несомненно обладал пророческим даром. Перед смертью он благословляет сыновей своих (см. Быт. 27:30–41 ). Иаков перед смертью созвал своих сыновей, и каждому в пророческом вдохновении предсказал, что его ожидает (см. Быт. 49 ). А Иуде дал уже такое пророчество, которое сам человек придумать не может. Ещё нет государства, ещё люди ведут кочевой образ жизни, живут в шатрах, а он говорит об Иудее, как о государстве, которое лишится политической независимости, и это-то и будет знаком времени, когда нужно ожидать пришествия Мессии (см. Быт. 49:10–12 ).
Так вот, в последние дни сии говорил нам в Сыне – когда последние дни сии? С какого момента мы с вами должны вести отсчёт этим последним дням? С Воплощения должны вести отсчёт. Вот у нас всё деление истории на два только периода: период до Христа, дохристианская эра, и время, или последние дни, после Его воплощения. В последние дни сии говорил нам в Сыне [через Сына], Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.
Значит, что мы можем с вами сказать на основании этого текста по этой теме: что такое Божественное откровение? Нужно записать: Божественное откровение предназначается для всех, но сообщается через избранных – везде нужны избранники. Никуда от этого не уйдёшь. Господь должен человека пометить, чтобы он был Его служителем. Предназначается для всех, но сообщается через избранных (Патриархов, пророков, судей, старейшин, Апостолов). Хотя Апостол Павел высказывает пожелание, чтобы все обладали пророческим даром, чтобы Церковь состояла из одних пророков (см. 1Кор. 14:1 ). А ведь такое состояние было, такое время было. Такое было время, когда люди не нуждались в наставлении. Следовательно, откровение сообщается через избранных.
Дальше что нужно? Запишите:
Божественное откровение имеет историю и достигает своей полноты в свидетельстве Сына Божия и Духа Святого.
Это также нужно отметить, что не только через Сына Божия, но и чрез Духа Святаго. И мы сейчас посмотрим, почему это необходимо отметить.
Действительно, откровение не дано было сразу, а постепенно тайна домостроительства раскрывается перед нашими глазами. Она по-прежнему остаётся тайной и обитает в Церкви. Поэтому как только мы покидаем лоно Церкви, выходим за её ограду, так мы начинаем говорить всё от ветра главы своея, от ветра главы своея; и у нас не мудрость, а мудрование. «Умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже наш» (Час девятый. Молитва св. Василия Великого). Вот есть мудрость, которая ниспосылается свыше, как дар Божий (см. Иак. 3:15–17 ), и есть мудрование, которое мы по ошибке принимаем за мудрость.
Хорошо, давайте посмотрим, как откровение имело историю и передавалось постепенно.
Евангелие от Матфея откройте и найдите 13-ю главу. В этой главе даны прекрасные притчи о Царствии Божием. Ведь основная тема благой вести – учение о Царствии Божием. И поскольку это учение невозможно выразить в слове, Господь прибегает к распространённому на Востоке литературному жанру притчей, образных таких объяснений.
Содержание их берётся из окружающей действительности, чтобы они были понятны. Но Господь, сказав всем понятную притчу, добавляет: «имеющий уши [слышите?] да слышит». Т.е. не останавливайтесь на голом тексте, а стремитесь заглянуть за него, что же за этой словесной тканью скрывается? Что Господь через эти образы хочет нам передать? И вот здесь у отцов проникновение вглубь священного текста поразительное. Когда их читаешь, то думаешь: да, Господи помилуй, почему у нас таких мыслей нет, почему мы так от них отдалились и скользим по поверхности? А ведь Петру, что было сказано при рыбной ловле, когда они всю ночь трудились и ничесоже яхом, ничего не поймали? что Господь говорит ему? – отплыви на глубину и забрось сеть (см. Лк. 5:4 ). Так вот, нужно всем отплыть на глубину, забросить сеть и оттуда вылавливать ту рыбу. Вот здесь Он им и говорит, 13-я глава, 16–17 стихи:
«Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали».
Вот здесь нам как раз и сообщается, что откровение имеет историю.
Да, желали, да не дожили, хотели слышать – и не слышали, а только издали видели эти события. И как бы хотелось им дожить, но Господь определил им срок, и они не дожили, хотя и были сами провозвестниками.
Но вот пришла Сама воплощённая Истина и свидетельствует, ссылаясь на тех людей, что вы, как очевидцы, блаженны; ибо сколько людей в прежнее время желали слышать то, что вы сейчас слышите.
Теперь откройте последнюю главу от Луки. Здесь есть речь о явлениях воскресшего Христа, и при каждом явлении Господь ученикам что-то говорит. На нашу тему нам важен 45-й стих 24-й главы:
«Тогда отверз им ум к уразумению Писаний», – Вот можно составить молитву: Господи, отверзи мой ум к уразумению слова Твоего. Можно так сказать? Можно и нужно. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. Хорошо, отверз, но велит оставаться в Иерусалиме и ждать, пока на них сойдёт сила свыше. Почему это Он велит? Что, Он не в состоянии был всё в полноте передать им? Нет. А вот лица Святой Троицы, скажет Иоанн Златоуст, находятся в послушании друг у друга. В Ветхом Завете действует Бог Отец, с момента воплощения Бог Сын, а с момента Пятидесятницы Бог Дух Святой. Поэтому Он им говорит в 49-м стихе: «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше». – Вот, опять повторяю, как всемогущий и равный Отцу и Святому Духу, неужели Он не мог облечь Сам этих Апостолов силою свыше? Мог. Но наступает эра Духа Святаго – Он должен это совершить.
Теперь откройте, пожалуйста, Евангелие от Иоанна и найдите 16-ю главу. В 16-й главе я читаю вам с 12-го стиха. Слушаем внимательно:
«Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить». – Вот если бы мы знали эту границу и поступали бы только в тех пределах, в каких дано нам вместить, было бы прекрасно! Было бы прекрасно! «Ещё многое имею сказать вам. Но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам». – То есть Дух Святой не будет составлять какое-то новое Евангелие. Он будет продолжать Христово благовестие. Он от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам. Отметьте это: 12–15.
25-й стих: «Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце. В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас: ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога». – Отметьте эти стихи: с 25-го по 27-й.
29-й стих: «Ученики Его сказали Ему: вот, теперь Ты прямо говоришь и притчи не говоришь никакой. Теперь видим, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя». – И вот заключается эта глава словами, о которых я вам говорил, 33-й стих:
«Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир [внутренний мир ]. В міре будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мір».
И действительно, происходят события, как будто Бога нет. Вот Жан-Поль Сартр, основатель экзистенциализма, так и сказал: всё в міре происходит так, как будто Бога нет.
Вот это и смущает людей. А где же Его благой и совершенный Промысл? Смотрите, сколько людей погибает, не думая. Жизнь человеческая совершенно обесценилась, торжествует зло во всех его проявлениях. Где же этот благой и совершенный Промысл? Вот это испытание для каждого. Вот это испытание для каждого, для его веры. Но дерзайте, мужайтесь – Я победилъ мір. Вот это очень важная 16-я глава.
А когда исполнилось том, что Дух-то Святой восполнит всё? В день Пятидесятницы. У евреев Ветхозаветный праздник Пятидесятницы был связан с дарованием Синайского Закона, Декалога – Десятословия. Они праздновали, как в пятидесятый день по исходе они пришли к горе Синай и удостоились откровения. Отсюда Пятидесятница – в память дарования Десяти Заповедей. А у нас Пятидесятница – день Святой Троицы, день Духа Святаго. В этот день в Сионской горнице все находившиеся удостоились излияния даров Святаго Духа: Он почил на каждом из них в виде огненных языков, и все начали говорить от Духа Святаго. И первая речь Апостола Петра – это поразительная речь. Вот он – до этого и после – два разных человека.
Откроем книгу Деяний и найдём 2-ю главу. В книге Деяний, во 2-й главе, мы читаем следующее:
«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать».
Вот таинственный знак – дар глассолалии, дар языков. Что это за дар? То ли они обрели сразу способность говорить на всех иностранных языках, то ли их язык по-прежнему оставался их, но каким-то чудесным образом все слушатели понимали то, что говорит Пётр? Вот здесь единого мнения между богословами нет.
У святых отцов такого разноречия нет. Они признавали, как говорит Слово Божие. Если не допускаете, что они обрели способность мгновенно понимать речь на любом языке, то Господь мог устроить так, что Пётр говорит на своём арамейском диалекте, а его понимают все. И вот смотрите, когда Пётр произнёс после этого свою первую речь – дальше она излагается с 14-го стиха – она произвела на них такое впечатление – 37-й стих, – что:
«Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? [то есть это было такое потрясение внутреннее, такое покаянное состояние, что они умилились сердцем] Петр же сказал им: [а дальше в одной строке всё Евангелие] покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа».
Вот поэтому в купели Крещения мы все получили какой-то дар Святого Духа, но по своему небрежному отношению и к жизни, и к дару мы, во-первых, не уразумели, что это за дар, и потом его потеряли.
Так вот, нет безталанных людей в Церкви. Господь каждому от богатства Своего, неистощимого богатства, даёт дары и дарования. И нужно определиться с тем даром, какой дан каждому из вас персонально, и этим даром служить Богу. Только на этот дар у вас и пойдёт барыш, и будут проценты, и будет оборот с этого служения, с этого дара. И вы будете куплю деяти, а даров неравноценных нет, что они все равноценны. Они все необходимы для Церкви. Они составляют Её полнокровное богатство.
И вот они умилились, и посмотрите, результат какой получился, 41-й стих: «Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч».
И вот 47-й стих: они хвалили Бога, «находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви». – Священники не к себе должны приводить людей, эксплуатировать религиозные чувства, а к Церкви. Вот младостарчество занимается тем, что приводит к себе и калечит человеческие души. А нужно к Церкви приводить, а не к себе. Вот так и скажите всем.
И как вы чувствуете, что приводят к себе, будьте очень осторожны: не к себе ты должен приводить, а к Церкви. Спасают Церковь! Нашлись спасители. Не Церковь спасать нужно, а в Церкви нужно спасаться.
Вот это относительно того, что божественное Откровение имеет свою историю и достигает полноты. И этой полноте нет предела, потому что объект откровения – Господь – неисчерпаем по Своей глубине. Он настолько велик, что Его невозможно выразить в имени. Эта многоимённость, с которой мы обращаемся к Богу, говорит только о том, что у Бога нет имени, у Него нет даже бытия.
Хорошо. Теперь второй вопрос запишите. Это, кстати, только тезисы. Моя задача – дать вам главные тезисы, а на основании этого вы уже развивайтесь дальше. Находите материалы, читайте о божественном откровении и всё это слагайте в себе, в сердце своём. А начинать нужно с простых таких определений. Запишите дальше:
Понятие о Священном Предании и Священном Писании.
А вот где ощутить, где найти это божественное откровение? В шкатулочке, может быть, какой? Где оно обретается? Где оно пребывает? В каких формах? Вот две основные формы божественного откровения. Конечно, это школьное определение, деление. Школа хочет всё разложить по полкам, и, конечно, это также не совсем хорошо, но раз мы так уж устроены, надо, очевидно, поступать так.
Божественное откровение существует в двух основных формах. В форме устной передачи и в форме письменной, когда учение было уже зафиксировано, записано. А до этого шло из поколения в поколение в форме устной передачи. У людей была очень натренированная память, и они запоминали массу информации. Особенно речения своих мудрецов, пророков, великих людей. Всё это передавалось из поколения в поколение по памяти.
Но память не может всего вместить, наступил момент, когда появилась нужда в слове писаном. Появились пророки – писатели, и самый великий из них – Моисей. Традиция, и иудейская, и христианская, говорит, что он – первый писатель, и первые пять книг принадлежат его авторству. Это нужно сказать. Откровение передавалось из уст в уста. Поэтому самая распространённая фраза в Ветхом Завете: Слушай, Израиль! (см. Втор. 5:1 ) Вот и слушали. А когда можно понимать хорошо, что преподаётся? Когда оно доносится чётко, внятно и прилагается толкование! И прилагается толкование.
Вот откройте книгу Неемии, найдите 8-ю главу. Это главные послепленные деятели: Ездра, священник, учёный, виночерпий персидского царя Артаксеркса. Неемия и пророки послепленные – Аггей, Захария и Малахия. Так вот, посмотрите, восстановили храм, освятили стены Иерусалима, назначили 7-й месяц – а 7-й месяц по календарю был очень важным месяцем в религиозном году.
«Когда наступил седьмой месяц, и сыны Израилевы жили по городам своим, тогда собрался весь народ, как один человек, на площадь, которая пред Водяными воротами, и сказали книжнику Ездре, чтобы он принес книгу закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю [Вот Моисея давным-давно нет, а свитки священные хранились и береглись как зеница ока]. И принес священник Ездра закон пред собрание мужчин и женщин, и всех, которые могли понимать, в первый день седьмого месяца; и читал из него на площади, которая пред Водяными воротами, от рассвета до полудня, пред мужчинами и женщинами и всеми, которые могли понимать [посмотрите], и уши всего народа были приклонены к книге закона. Книжник Ездра стоял на деревянном возвышении, которое для него сделали, а подле него, по правую руку [стояли левиты, священники, – перечисляются имена, – которые давали толкование на прочитанное. И вот смотрите:] И открыл Ездра книгу пред глазами всего народа, потому что он стоял выше всего народа. И когда он открыл ее, весь народ встал. И благословил Ездра Господа Бога великого. И весь народ отвечал: “аминь, аминь”, – поднимая вверх руки свои, и поклонялись и повергались пред Господом лицем до земли. [А вот эти] . левиты [дальше идёт перечисление их] поясняли народу закон, между тем как народ стоял на своем месте. И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное. [И такое чтение и толкование слова Божия привело народ в такое покаянное чувство, что вот посмотрите:] Тогда Неемия, он же Тиршафа, и книжник Ездра, священник, и левиты, учившие народ, сказали всему народу: “день сей свят Господу Богу вашему; не печальтесь и не плачьте”, потому что весь народ плакал, слушая слова закона» ( Неем. 8:1–9 ).
Вот впечатление от правильного чтения и объяснения. Поэтому всем нам надо обязательно заниматься и артикуляцией, чётким произнесением Священных текстов. Чтобы они внятно звучали в первую очередь в ваших устах и доходили до сознания тех, кто впервые их слышит.
Вот если кратко сказать, что такое Священное Писание и Предание.
Теперь запишите 3-й пункт:
Эта тема отвечает на вопрос, как образовался тот объём богодухновенных книг Ветхого и Нового Завета, из которых состоит Библия. Каким образом Церковь опознала, что в море рукописей – ведь писали и еретики, писали всякие злодеи, многие скрывали свои имена под именами знаменитых в Церкви людей, чтобы протолкнуть свои идеи. И вот как Она опознала во всём море этих свитков только те, которые действительно запечатлены характером богодухновенности и являются непреложной истиной. Канон, если взять это слово в отвлечении от книг, это трость для измерения. Трость, которая употреблялась для измерения. Но в контексте книг: канон – это объём книг, признанных Церковью богодухновенными или каноническими.
Я благодарю вас за внимание.
Мень Александр, протоиерей. Как читать Библию. Руководство к чтению книг Ветхого и Нового Завета. В 3-х частях. М., 2005.
Мень Александр, протоиерей. История религии. В поисках пути, истины и жизни. Том 6. На пороге Нового Завета. 1993.